"Сбежать из страны я не смогу".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня день рождения у российского режиссера театра и кино, сценариста, художественного руководителя московского театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова, ему исполняется 49 лет. За свою творческую деятельность он снял более двух десятков работ, удостоенных российских и международных кинопремий. В 2017 году ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, хищении 133 млн рублей из бюджетных средств, выделенных на развитие проекта современного искусства «Платформа». Режиссер не признает свою вину и уже год находится под домашним арестом. Не смотря на это его последний фильм «Лето» вышел в прокат в июне этого года и был представлен на Каннском фестивале. Forbes собрал его высказывания о карьере режиссера, современном театре и кинематографе.

Передо мной в юности не стояло задачи куда бы то ни было, в том числе и в Москву, уехать из Ростова. Впрочем, я и театром не собирался заниматься.

Вообще, театр, если он не выводит зрителя из зоны комфорта, - это зря потраченный вечер.

Это политики любят направлять, указывать и поучать, а театр помогает заглянуть туда, куда самому заглянуть страшно.

Я думаю, что политическое кино - оно не про аспекты современной политики, а про то, что происходит с людьми здесь и сейчас, в России. Мне кажется, ничем другим вообще не стоит заниматься. Ни в театре, ни в кино.

Кино - это зеркало . Ты смотришься и видишь себя.

Про наш театр нельзя говорить. Канал «Культура» отказывается присылать камеры на наши премьеры, даже на самые громкие. Про мой спектакль, в котором, допустим, занят какой-нибудь артист, связанный с Первым каналом, на этом канале будут говорить, не упоминая фамилии режиссера.

Если не хочешь гражданской войны, задуши эту войну вначале в себе. Это не значит, что я всех люблю, но я всех уважаю. И сочувственно отношусь даже к мерзавцам, полагая, что они совершают гадости, за которые им потом будет либо очень стыдно, либо с ними что-то случится.

Некоторые спектакли я не могу смотреть. Физиологически невыносимо. Уважаю людей, которые их делают, знаю, что это тяжелый труд, но не могу.

В кино я не люблю кастинги . Невозможно по кастингу понять о человеке ничего, потому что у него стресс, у меня стресс. Я очень долго к людям приглядываюсь, мы о чем-то разговариваем или молчим. Достаточно мучительный процесс. Я точно знаю, что театр делается командой, каждая позиция здесь, от администратора на входе до пресс-атташе, очень важна. Не тот человек - и все будет не так.

Я вам честно скажу, иногда я прихожу к каким-то продюсерам и говорю открыто: «Давайте я сниму фильм или поставлю спектакль под другой фамилией. И посмотрим, что будет».

Мне важно знать, что я свободный человек , что театр - это не вериги или тазик с бетоном, в котором стоят мои ноги. Я хочу знать, что я волен уйти в любой момент - и нет никой драмы, я просто иду дальше.

Необходимость ставить современный текст у меня есть постоянно. Это некая режиссерская гигиена.

Для себя я до конца не могу сформулировать - должен ли сегодня режиссер быть такой фигурой, какой она сформировалась в XX веке - абсолютным диктатором, или нет? Он, для меня это несомненно, - демиург, творец театра.

Мы все время талдычим про «традиции» и «классику» в театре, но для меня совершенно очевидно, что, например, не бывает классического театра. Или - живой, современный механизм, или - театр-музей.

Культура - это привычка . Что до сих пор сохраняет Россию театральной державой при полном кризисе театра? Сила привычки. Привыкли, что театр - важная вещь: пусть мы даже в него не ходим, но он должен быть.

Есть Министерство культуры, нет Министерства культуры - никакое Министерство культуры не запретит поставить спектакль, если очень хочется его поставить. Для спектакля ничего не надо. Голый артист на голой сцене, как выясняется. Никакое Министерство культуры не заставит писателя не писать книжку, художника не писать картину .

Театр - это не про роскошь и не про «заработать много денег» , это про «заниматься искусством», это про формулирование идей, про исследование современного человека, про философию, про сочетание зеленого и фиолетового, наконец. Но не про деньги. Хочешь деньги зарабатывать - иди нефтью торговать или вон на госслужбу.

Я перевёз свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии."
В ближайшие выходные на одном из центральных ­телеканалов зрителей ждёт премьера восьмисерийного фильма по роману М. Булгакова «Белая гвардия». В масштабной исторической постановке режиссёра Сергея Снежкина заняты сплошь звёзды отечественного кино. Роль полковника Най-Турса исполнил Алексей Серебряков
Психология рабов
«АиФ»:- Алексей, «Белая гвардия» отсылает нас к событиям начала ХХ века - раскол общества, Гражданская война, утрата нравственных ориентиров. В начале XXI в., а точнее, после недавних митингов одни заговорили о единении народа, другие - о новом расколе общества. Вы какую позицию поддерживаете?
А.С.:- Боюсь, мы наблюдаем серьёзный раскол, причём пока лишь его начальную стадию. И этот раскол происходит не на уровне поколений или социального статуса, а на уровне идеологии, желания или нежелания что-то менять. И что гораздо хуже: в рамках этого раскола идёт серьёзное стравливание людей. Их намеренно провоцируют, не понимая, видимо, к какому взрыву это может привести.
Я очень боюсь того, что может случиться 5 марта. Машина запущена, и, как бы честно ни прошли выборы, обязательно найдётся немало тех, кто будет кричать об их нелегитимности. Учитывая уровень агрессивности в обществе, это крайне чревато. Но давайте честно - если бы Владимир Владимирович вдруг заявил, что он устал и уходит, то после некоторого всеобщего замешательства многие ему этого не позволили бы, а многие к нему приползли бы просить - просить, чтобы остался.
«АиФ»:- Кто приполз бы?
А.С.:- К моему сожалению, миллионы! А кому можно передать управление такой огромной страной?! Он же как царь, муж России. Это колоссальная нагрузка. В этом смысле я только могу пожалеть людей, которые идут в верховную власть. Я, например, со своими семейными проблемами не всегда могу разобраться, а тут целое государство, в котором отдаёшь приказ, а о нём уже на третьем уровне исполнения просто забывают, плюют на него. При этом деньги уходят… И ничего с этим сделать нельзя!
На фоне политических событий последних трёх месяцев особую актуальность обрёл уже почти философский вопрос: «А возможно ли в принципе в России демократическое общество в его западном виде?!»
А.С.:- Послушайте, прошло всего каких-то 150 лет, как в России отменили крепостное право. А 70 лет советской истории - что это, как не разновидность рабо­владельческого строя?! Одна часть страны сидела в тюрьме, другая их охраняла. О какой демократии может идти речь?! У нас абсолютно рабская психология! А демократия - это ответственность. Народ в лучшем случае делегирует кого-то во власть. Мол, вот мы тебя выбрали - ты за всё и отвечай, решай наши проблемы! Демократия - это принятие решения на основе знаний, чёткого понимания между чем и чем ты выбираешь. А я лично не вижу сегодня повального желания людей образовываться, развиваться, повышать свою квалификацию, работать и, в конце концов, нести ответственность - в том числе за страну, за власть. А тех, кто хочет, - капля в море. С другой стороны, хочется надеяться - люди меняются.

Путин 2001 года и Путин нынешний - это два разных человека. И вполне возможно, что те сигналы, которые посылает ему общество, будут услышаны, поняты. Возможно, и советники окажутся поумнее. Но боюсь, после выборов власти ничего не останется, как начать «закручивать гайки». Лично я иного выхода не представляю. Я далеко не всё понимаю умом, но кожей чувствую, что напряжённость такая, что достаточно одной искры, которая приведёт к взрыву. Не дай бог, объявится какой-нибудь Стенька Разин, в смысле серьёзный, харизматичный лидер, который крикнет «Круши!», и поднимется огромный класс необразованных, безработных, желающих всё иметь, но ничего при этом не делать молодых людей.
«Устал от хамства власти»
Вернёмся к «Белой гвардии». Ваш герой в картине - человек долга и чести. А сегодня вам такие люди встречаются?
А.С.:- Конечно! Я их встречал, но гораздо реже, чем хотелось бы. И дефицит таких людей - это следствие системы. Ужас в том, что в этой стране нет уважения к человеческому достоинству. У нас никто никогда не думал о людях. О вертикали власти думали, о внутренних и внешних врагах, о модернизации, но о людях - никогда! Индивидуальность человека, его достоинство настойчиво уничтожались на протяжении всего ХХ века. Так что требовать от людей проявления чести и долга довольно сложно.


«АиФ»:- Когда мы договаривались с вами об интервью, вы обмолвились, что уже полгода проживаете за рубежом. Я не понял - вы подались в эмиграцию?
А.С.:- Можно сказать и так… Я перевёз свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны - это доброжелательность и терпимость, то, чего так недостаёт в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил.
«АиФ»:- Решение переехать далось сложно?

А.С.:- Я давно об этом думал, но последней каплей стали летние пожары 2010-го, когда Центральную Россию окутал чудовищный смог. И дело даже не в смоге, а в том, что власти не объявили о необходимости эвакуировать хотя бы детей, поскольку взвеси, наполняющие смог, необратимо откладываются в лёгких. Вот это абсолютно наплевательское отношение власть имущих переполнило мою чашу терпения.


И вообще, я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. Я не знаю, сколько мне осталось, но хочу, чтобы мои дети усвоили: мир большой, и жить можно по-другому. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба.

Известный российский актер Алексей Серебряков заявил, что отказался от гражданства России и оформил канадское гражданство, сообщает Zaxid.net.
Актер планирует приезжать в Россию лишь на съемки, по рабочей визе.
Актер отметил, что в России "абсолютно рабская психология", в то время как демократия – это "ответственность и принятие решения на основе знаний и четкого понимания, между, чем и чем ты выбираешь".
"К сожалению, здесь, как бы я ни изолировал своих детей, от хамства и агрессии их не защитишь. Это в воздухе. Хам победил", – сказал Серебряков.

Серебряков известен зрителям по ролям в фильме "Тесты для настоящих мужчин" и в сериалах "Бандитский Петербург" и "Штрафбат".
На Каннском фестивале успех получил фильм "Левиафан", в котором Серебряков сыграл главную роль.

Уже несколько дней российская общественность бурно обсуждает слова известного актера Алексея Серебрякова, сказанные им в интервью популярному видеоблогеру Юрию Дудю 20 февраля. Когда они обсуждали главного героя в фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», которого сыграл Серебряков, Алексей в частности заявил: «Николай сдался и проиграл власти, потому что он русский. Американец берет и делает, потому что там психология другая — психология успеха, психология карьеры, психология того, что я имею право, у меня есть свободы, я свободен в своем волеизъявлении, я знаю, что я делаю, я несу ответственность за свою жизнь».

Актер признался, что перед интервью дал взятку сотруднику дорожной полиции: «Я нарушил немножко. Я не хотел тратить время, а он так хотел эту взятку. И я подумал: «Может, у него трое детей, черт его знает».

Заявление 53-летнего Серебрякова, актера действительно популярного (снялся в фильмах «Девятая рота», «Груз 200», «Обитаемый остров», «Пирамммида», «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», британском сериале «МакМафия») вызвало невероятную шумиху. Это похоже на советские времена, когда отдельных деятелей культуры, ученых, правозащитников подвергали массовой травле в прессе. Считают своим долгом высказаться все кому не лень.

Например, певица Катя Лель , о которой россияне успели позабыть. По ее мнению, наглость и хамство — «это не про нас». «Русский народ — он как раз с состраданием, с глубокой душой, чем и отличался всегда» , — резюмировала певица.

Катя Лель

Вице-премьер Дмитрий Рогозин назвал Серебрякова «врагом России» и сравнил его с Павлом Смердяковым, персонажем романа Достоевского «Братья Карамазовы». Актер сыграл эту роль в одноименном сериале.

Народный артист России Александр Панкратов-Черный тоже не согласился со словами коллеги. «Вы знаете, даже в деревню заезжаешь, и удивительная интеллигентность в людях. Я в Краснодарском крае с казаками встречаюсь, и, знаете, какая-то интеллигентность у них идет от природы. Я считаю, что это природой заложено — быть тебе хамом или не быть», — заявил Панкратов-Черный.


Александр Панкратов-Черный

Режиссер Владимир Бортко и вовсе усомнился в умственных способностях Алексея Серебрякова. «Я снимал его в двух фильмах, оба были предельно патриотичны. Тогда он не заявлял ничего подобного. Что с ним случилось сейчас, я не знаю. Национальная идея России — любить свою Родину» , — подчеркнул Бортко.


Владимир Бортко

«Серебряков — очень хороший артист, кстати. но это не означает, что он умный человек. Если он не желает любить свою Родину, то и работать ему здесь не стоило, и деньги получать. С его стороны это не очень логично и подловато. Он может оставаться там, где царят сила, наглость и хамство», — заявил Бортко.

Глава киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров посчитал мнение Серебрякова про Россию некрасивым и бесчестным. По его словам, подобные выпады помогут ему получить «какие-то плюсы» в Канаде, где теперь живет Серебряков. При этом Шахназаров усомнился в востребованности актера в США, Канаде или других странах.


Карен Шахназаров

Режиссер Андрей Кончаловский тоже прокомментировал высказывание Серебрякова. Он отметил, что слова актера являются всего лишь «одним из миллиона мнений». «Честно говоря, у меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет. Надеюсь, что он по-прежнему будет сниматься в России, чтобы жить, потому что там он вряд ли кому-то нужен» , — сказал Кончаловский.


Андрей Кончаловский

Народный артист России, режиссер Николай Досталь заявил: «Я люблю этого артиста! Он у меня снимался в „Штрафбате“. Это одна из лучших его ролей. Поэтому я не хочу комментировать. Я слышал это высказывание, но я не хочу ни осуждать, ни чего-то еще… Он мой товарищ и друг».



Николай Досталь

Неожиданно высказал свое мнение и некогда популярный актер Алексей Панин . «Вы посмотрите на лица людей, с какими рожами они ходят по улице… Страна хамов. Когда вы приходите в магазин в Европе, вам улыбаются. В Москве тоже улыбаются, только в „Азбуке вкуса“, потому что это магазин побогаче, а в „Пятерочках“ никто не улыбается», — заявил Панин.


Алексей Панин

По его мнению, жители России не уважают друг друга, и готовы уничтожить каждого, кто богаче, успешнее или красивее, демонстрируя свою «быдлосилу». Панин выразил сожаление, что не эмигрировал из России, когда у него были деньги. «Эту страну надо любить на расстоянии, приезжать кататься на лыжах, а так брать детей и валить отсюда. Если бы мое финансовое положение было бы таким, как десять лет назад, я бы собрал маму, дочку, всех в охапку, и моей ноги в этой стране не было бы уже давно. Уехал бы к чертовой матери, к черту на рога — только бы вон из этой страны» , — отметил он. Панин добавил, что Россия — гомофобная страна, люди в ней злые, и жить в ней нельзя.

Продюсер Федор Попов («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов») поддержал Серебрякова: «Алексей Серебряков состоялся в профессии, он настоящий гражданин. Да, он резкий, но я знаю много известных людей, составляющих цвет нации, которые тоже резки. А что же ему, смотреть сквозь пальцы? Он, повторяю, гражданин, его трогает это, у него есть дети, семья, он в первую очередь заботится о них. Это очень достойно мужчины. Меня поразило то, что его дети приемные, он усыновил двух мальчишек — я об этом не знал, это трогает. Он актер, у него тонкая эмоциональная конституция, он все пропускает через себя. Я могу с чем-то не согласиться, но очень его понимаю».



Продюсер Федор Попов

Юморист Ефим Шифрин на своей странице в Facebook выступил в защиту Серебрякова: «Леша Серебряков — ум, честь и совесть нашего, местами безмозглого, бесчестного и довольно бессовестного времени. Правда может быть угловатой, особенно, когда усталость и запальчивость диктуют резкие и ранящие формулировки. Но и рисовать овалы в возрасте, когда лукавить или лгать стыдно, ему тоже уже незачем».


Ефим Шифрин

Сатирик Виктор Шендерович едко прокомментировал кампанию против Серебрякова. Вспомнил он и режиссера Кирилла Серебренникова, который уже полгода находится под домашним арестом по надуманному обвинению в краже бюджетных денег.

«У России сегодня два смертельных врага — Серебренников и Серебряков. Один разворовал все деньги, выделенные на культуру, и осталось только на самом донышке, на пару Михалковых и одного Мединского, а другой нас так глубоко оскорбил, что Государственная дума упала от возмущения в обморок всем списочным составом, и Россия теперь лежит беззащитная, бери кто хочешь. Одна надежда на Путина, но он на бюллетене. Даже не знаю, что делать» , — написал сатирик на своей странице в Facebook.


Виктор Шендерович

Самое интересное, что и критики, и поддерживающие Алексея Серебрякова вовсе забыли про еще одно резкое высказывание актера в том же интервью. Когда Юрий Дудь поинтересовался, что больше всего не нравится актеру в президенте России Владимире Путине, Алексей ответил: «Два „В“ — вранье и воровство… бесконечное». «Наше с ним видение мира столь не соединимо, столь не связано, что… что бы я ему не сказал, ничего в нем не переделает и ни к чему не приведет », — подчеркнул Серебряков.


Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»

22 февраля актер не стал отказываться от своих слов. «Я сказал все, что я сказал. Если мне потребуется что-то договорить, я обращусь к господину Дудю и ему договорю », — подчеркнул Серебряков.

Российский режиссер документального кино Виталий Манский, известный такими картинами, как «В лучах солнца» и «Родные», прокомментировал Громадскому арест своего коллеги Кирилла Серебренникова. Это дело он называет чисто политическим. Власть, считает Манский, дает творческой интеллигенции понять, как нужно вести себя в преддверии президентских выборов-2018.

Раз — сидеть. Два — тихо

По вашему мнению, кому и чем помешал режиссер Серебренников?

Совершенно очевидно, что режиссер Серебренников был выбран как некий символ, знак для всего креативного класса, для всех творческих людей в стране. Как знак того, как нужно себя вести в стране накануне выборов, очередных выборов президента на теперь уже бесконечный срок (выборы президента России назначены на март 2018 года — ред.).

Поэтому это ясный, внятный, сформулированный, так сказать, даже не знаю, не заказ, а уже исполненный заказ государства, адресованный всем нам. Тут нет никаких в этом смысле вопросов и удивлений.

Выходит, вас этот арест не удивил?

Он меня удивил, естественно. Знаете, как когда ты знаешь, что человек, допустим, близкий тебе, болен и болен неизлечимо, - ты, конечно, всегда веришь в то, что он вылечится и будет здоровым, счастливым, молодым. Но когда наступает день его кончины, тебя это, конечно, потрясает.

В этом смысле процесс болезни общества не сегодня начался. И понятно, что когда я утром услышал о том, что Кирилла задержали и этапировали из Петербурга в Москву, прямо вырвав из съемочного процесса игровой картины, конечно, меня это потрясло.

И мы с нашими коллегами в «КиноСоюзе» (общественная организация российских кинематографистов — ред.) выступили , может быть, с самым резким заявлением с требованием к власти. В общем-то, такого тона заявлений «КиноСоюз» никогда не делал, потому что мы все действительно были потрясены. Но то, что это было в каком-то смысле неизбежно, потому что власть действительно наводит порядок в своих рядах, она всех строит по системе «упал — отжался», потому что ей нужно очень четко все провести в марте 18-го года, без сучка и задоринки.

И если для каких-нибудь бизнесменов, военных, промышленников они выбирают более мягкие формы объяснения того, как им нужно действовать, потому что они уже по определению как бы встроенные, то для художника они выбрали вот такую достаточно жесткую, но весьма внятную форму, так сказать, определения того, как нужно себя вести в ближайшие полгода.

Российского режиссера Серебренникова суд Москвы отправил под домашний арест (на фото - режиссер у здания Басманного суда Москвы 23 августа) Фото: EPA / SERGEI ILNITSKY

«Не с Кирилла это все началось»

Арест Серебренникова — это прецедент. 23 августа стало известно, что 33 человека уже в защиту Серебренникова. Сможет ли эта история объединить творческую интеллигенцию России, чтобы она, может быть, сделала какое-то внятное общее многоголосное заявление?

Нет, конечно. Это даже как-то наивно. Если бы это, понимаете, произошло… Но с другой стороны, это и не могло произойти, но если бы это произошло в России в 2008 году, может быть - да. Но сегодня мы живем в стране, где общество уже разделилось, где уже есть большинство, которое присягнуло власти, присягнуло во всех ее проявлениях, начиная с Крыма и заканчивая всем остальным.

Уже есть огромная армия художников, которые встроились, которым уже даже в чем-то комфортно в этом их новом мироустройстве. А вот те, кто еще сопротивляется, кто еще способен проявить какую-то независимую точку зрения - за ними тоже придут.

Весь этот процесс идет совершенно четко, последовательно, размерено, сценарий этих действий четко прописан. И власти ему не изменяют. То есть не с Серебренникова, не с Кирилла это все началось. У нас есть два союза, если говорить о кино, два киносоюза, две кинопремии - удивительным образом в маленьком кинематографе принципиально разные вручающие призы - и так далее и тому подобное.

Поэтому общество уже не консолидируется. Может быть, оно консолидируется, когда наступят другие времена, когда уйдет эта власть, но вот эта червоточинка другой идеологии, другого взгляда на жизнь, я хотел сказать — другой подлости, но, знаете, позиция - не всегда подлость, а она останется в людях.

Получается, по сути, для российского гражданина есть три сценария: первый — встроиться, второй — сидеть и ждать, когда за тобой придут; третий — сидеть и ждать, быть уверенным в том, что за тобой не придут, потому что ничего плохого не сделал, но все равно сидеть и ждать?

Нет-нет! Послушайте, если ты сидишь и ждешь, и, знаешь, что ты ничего плохого не сделал, - ты уже встроился. Поэтому один сценарий сразу убираем. Остается два - встроиться и не встроиться. Но если ты не встраиваешься, то ты не можешь стоять на месте, ты должен себя защищать и как-то выстраивать свою жизнь. То есть, если ты яркий человек, а не встроившийся, то просто ты не сможешь заниматься ни бизнесом, ни творчеством, ничем.

Ведь в принципе, что такое театр Серебренникова «Гоголь-центр», или что такое другие институции, на которые мы молились, как на такие островки здравого смысла и какой-то свободы? Это была иллюзия того, что в стране, да, вот генеральная линия такая, но есть пространство, где ты можешь быть, ну ощущать себя в каком-то более-менее свободном сообществе.

Вот сейчас стали эти пространства уничтожать. И я все-таки как руководитель «Артдокфеста» этот процесс прекрасно знаю не извне, а изнутри, потому что точно так же государство уничтожает «Артдокфест». Точно так же. Ну, может быть, менее радикально - меня никто не сажает - но я и разговариваю с вами не из Москвы, а из Риги. Меня еще попробуй посадить.

Виталий Манский на «Артдокфесте» в Москве. Фото: Facebook Виталия Манского

Тихие новаторы

Я процитирую то, что вы на днях заявили. Вы написали, что «этот арест отменяет хрупкий баланс общественного договора интеллигенции и власти, эти действия подрывают веру в возможность диалога». А в чем был диалог, собственно?

В разумных компромиссах. Вот давайте посмотрим: Кирилл Серебренников - он делал яркие, такие объемные, философские, новаторские постановки в театре, фильмы. Но, так сказать, митингово он себя не проявлял, он не был общественным деятелем. Так я осторожно скажу. То есть, он не делал заявлений, он не выступал… Я не помню, чтобы он выступал в поддержку (Олега) Сенцова, например, еще что-то.

Он находил определенный баланс во имя того, что занимался очень важным, жизненно важным для России пространством, во имя этой творческой свободы на своем небольшом пространстве своего театра и своего кинематографа. Он в угоду этому, может быть - а я знаю, что он человек достаточно убежденный, яркий и сформированный - отказывал себе в каких-то других проявлениях такого более гражданского плана.

И это был, как мне кажется, определенный компромисс. Вот сейчас этот компромисс бессмысленнен, потому что неважно, выступаешь ты или не выступаешь, - за тобой все равно придут, если ты не с ними. Вот и все.

Встроиться или уехать

Получается, что, как ни крути, эта творческая свобода или выбор быть свободным внутри, заниматься творчеством пока тебе позволяют, пока за тобой не пришли, это в какой-то степени самообман? Потому что видите — все равно пришли. Те, кто понимает, что за ними тоже могут прийти, должны сделать для себя какие-то выводы. Какие выводы сделают для себя эти люди, как вы считаете?

Я думаю, что большая часть сделает вывод, что жизненный комфорт или даже его иллюзия важнее, иллюзия комфорта, и будут все-таки еще больше встраиваться, потому что на это нацелена вся эта акция.

Ну а какие-то люди будут более четко формулировать свое несогласие, значит, обрекая себя на еще более тяжелое положение своих театров, своих проектов, своих фильмов, своих какие-то там институций, которые они поддерживают. И наверное, в каком-то смысле увеличится отток людей из России.

Но когда я говорю об увеличении, нужно понимать, что в принципе людей ярких в любом государстве не так много. Речь не о десятках тысяч. Но иной раз отъезд одного человека наносит больший урон.

Конечно, каждый сегодня для себя, я думаю, неосознанно, а кто-то и осознанно принимает решение о том, как он будет жить дальше. Потому что власти и старались сделать так, чтобы дело Серебренникова было показательным, вот оно и стало показательным для многих и многих людей.

Кирилл Серебренников в «Гоголь-центре». Фото: Facebook Кирилла Серебренникова

А чем эта история закончится для самого Серебренникова?

Прежде всего это сильнейший удар по человеку, по молодому человеку. Я вот не знаю, как-бы я выдерживал такой удар, если у меня отменяют за два дня до премьеры в Большом театре постановку, которую я долго вынашивал и с таким трудом делал.

Потом сажают всех моих продюсеров, потом меня выдергивают со съемочной площадки, и понятно, что, когда меня помещают под домашний арест, я не могу руководить театром, который я создавал.

Это сильнейший удар. И я, конечно, я желаю Кириллу сил, но я не знаю, как такой удар выдержать. И что-то мне подсказывает, что… не буду это даже произносить, потому что слово материально.

А кроме поддержки на словах, что еще те люди, которые готовы помочь Серебренникову, могут сделать, чтобы помощь была оказана?

Менять власть в стране.

Мосгорсуд оставил Кирилла Серебренникова под домашним арестом, но смягчил условия - режиссеру разрешены ежедневные двухчасовые прогулки. В понедельник суд рассмотрел жалобу защиты Серебренникова на избранную ранее меру пресечения. Адвокат предоставил новый список возможных поручителей. Художественного руководителя «Гоголь-центра» обвиняют в хищении 68 млн рублей, который были выделены государством на проект «Платформа».Подробности судебного заседания в прямом эфире рассказала корреспондент «Коммерсантъ FM» Полина Смертина.


На решение судьи не повлияли поручительства - около 30 человек поручились за Кирилла Серебренникова еще 23 августа, в день избрания меры пресечения, в Басманном суде, еще список из 41 человека был представлен сегодня в Мосгорсуде.

Кириллу Серебренникову можно будет покидать квартиру с 18 до 20 часов вечера и гулять по своему району Хамовники, уточнила судья; ему можно общаться только с родственниками и адвокатами и запрещено общаться с фигурантами уголовного дела. В остальном все осталось без изменений - выезжать в театр можно только с письменного разрешения следователя, нельзя пользоваться любыми средствами связи, в том числе интернетом.

Почему было принято такое решение? Следователь сегодня повторил все свои аргументы — те же, которые были озвучены 23 августа. Во-первых, по его словам, Серебренников имел обязательство о явке, то есть должен был приходить в следственные органы давать показания, но постоянно нарушал предписания, не приходил. Он поменял место жительства, как сказал следователь, потом уехал в командировку и не явился — это тоже нарушение, как заявил представитель обвинения. Кроме того, у Серебренникова есть недвижимость в Берлине и вид на жительство в Латвии. Все это, по мнению следователя, говорит о том, что он может и даже желает скрыться от следствия. Следователь уточнил, что люди Серебренникова — знакомые, видимо, и сотрудники «Гоголь-центра» — вели слежку за свидетелями, за родственниками бывшего главного бухгалтера Нины Масляевой, и поэтому нужно его оградить от всех участников этого дела. Вот такие были аргументы у следователя, прокуратура их поддержала, и судья, как сейчас можно сделать вывод, тоже поддерживает эту сторону.

На заседании перед собой режиссер поставил маленькую фигурку Будды и постоянно ее поворачивал. И когда судья зачитывала свое решение, Будда смотрел вместе с Серебренниковым на судью.

Сегодня Кирилл Серебренников произнес достаточно длинную речь на заседании. Он попросил разрешить вызывать к себе тренера по йоге и священнослужителя - он исповедует буддизм. Также он попросил, чтобы его отпускали на прогулку. Следователь не разрешал делать все это, а судья разрешила хотя бы прогулки. Также защита просила разрешить вызвать домработницу, потому что он не может даже вынести мусор из квартиры, как он сказал.

Режиссер отметил, что скромно живет в квартире 44 кв.м. без балкона, и признался, что ему тяжело там находиться, назвал это «одиночным домашним арестом», попросил быть милосердными и все-таки изменить меру пресечения. Напомню, что ранее предлагался еще и залог.

Кирилл Серебренников, режиссер:

Мнение вымышленное, абсурдное, сфабрикованное. Если ты хочешь озолотиться, иди в бизнес, торгуй нефтью, газом, но только не в искусство. Проект «Платформа», который делали три года при поддержке государства, реализован в полном, в полнейшем объеме. Со слов следствия, эти люди все придумали, чтобы украсть бюджетные деньги. Это чудовищная несправедливость и абсурд, результат чьего-то злого умысла или абсурдной ошибки. Я честный человек, я всегда занимался только искусством, я никогда не занимался политикой, бизнесом, я не занимался личным обогащением. Я скромно живу, квартира 44 квадратных метра, маленькая, без балкона, находиться достаточно тяжело.

Серебренников повторил вновь, что он честный человек, выполнил все обязательства перед государством — не на 100%, а даже на 200%, — что никогда не касался экономической стороны — он режиссер, а не финансист, и не разбирается в бухгалтерии.

Он сказал, что дело против него сфабриковано и вымышлено, ничего он не крал, и за все три года существования проекта «Платформа» было множество спектаклей, денег было потрачено очень много, и все они были честно отработаны. Он напомнил, что не собирается никуда уезжать, у него и загранпаспорта нет — еще в мае его изъяли.

Также Серебренников рассказал, что за неделю, прошедшую с момента избрания меры пресечения, к нему не допустили даже адвоката.

Дмитрий Харитонов, адвокат Кирилла Серебренникова:

Слова Нины Масляевой ничем не подтверждаются. Более того, я абсолютно уверен, что она оговаривает и себя, и всех иных лиц. Само по себе странно, что лица, которые якобы собирались или совершили хищение, для этого завели целый электронный реестр АНО «Седьмая студия», выписывали расходные ордера. Бессмысленно составлять электронные ордера, вести электронный учет расходования денежных средств, если эти деньги якобы похищаются. Что же со всем этим наличным учетом стало? При переезде в здание «Гоголь-центра» Воронова сама уничтожила документы, которые однозначно подтверждали, что наличные денежные средства «Седьмой студии» никаким образом не похищались, а использовались исключительно в целях реализации проекта «Платформа».

В Мосгорсуде в понедельник собралось около 200 человек. Когда Серебренников уже выходил из зала суда и шел к машине ФСИН, на которой доставляют в суд из квартиры на Пречистенке и обратно, его встречали аплодисментами, кричали «Свободу Кириллу!». Когда режиссер уже сел в машину, он сложил ладони, приложил их к голове — видимо, в знак благодарности всем людям, которые пришли его поддержать.



Рассказать друзьям