Составить план произведения николай карамзин бедная лиза. Бедная Лиза – анализ произведения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства.

Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествователя оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заглавии данной повести сочетается имя собственное с определенным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не событие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет носит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помощи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с молодым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка - гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разрешить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обращение к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тонкий и ранимый внутренний мир представительницы низшего сословия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы - сострадание к простым людям, сочувствие их радостям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Таким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

Описание окрестностей Москвы. Жизнь Лизы. Знакомство с Эрастом. Признание в любви. Случайная встреча с Эрастом в Москве. Гибель Лизы. Дальнейшая судьба Эраста.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», план пересказа уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку
    Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) - учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям
    Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений - результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст - «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою»,
    Сцена прощания Лизы и Эраста очень трогательна. Она пронизана горечью разлуки, нежностью. В этом эпизоде чувствуются переживания героев, их любовь, но в то же время и то, что их счастье уже не вернуть. В описании этой сцены Н. М. Карамзин немногословен. Герои перед разлукой полны отчаяния, и это читатель видит в их действиях: "Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил ее - она упала - стала на колени, подняла руки к
    Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель. Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку
    Незатейливый сюжет "Бедной Лизы", ее простодушные герои, а главное - ее сверх меры "чувствительный" стиль кажутся сегодня слишком архаичными, чтобы вызывать интерес у широкой публики. Однако подобные представления опровергает одноименный фильм, снятый в 1998 г. известным американско-русским режиссером Славой Цукерманом и отмеченный несколькими престижными премиями. В том, что рассказанная Карамзиным история способна сегодня привлечь к себе живое внимание, упомянутый режиссер убедился еще на стадии обдумывания будущего фильма, когда знакомые поделились
    Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классицизма, стиля, который предшествовал сентиментализму. В произведениях классицизма за героями закреплена определённая роль: они либо положительные, либо отрицательные. В "Бедной Лизе" герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может соблюсти свою целомудренность и впадает в грех (с точки зрения церкви). Эраст чувствителен, добр, но ветрен, непостоянен. Однако он не

План пересказа

1. Жизнь Лизы в доме ее матери.
2. Лиза встречает Эраста.
3. Молодой, человек приходит в дом Лизы.
4. Переживания героев.
5. Герои начинают встречаться каждый день.
6. Эраст лишает Лизу невинности, и его отношение к ней меняется.
7. Лиза встречает Эраста в Москве и узнает, что он должен жениться на богатой вдове.
8. Самоубийство Лизы.
9. Смерть матери девушки от горя. Муки совести Эраста.

Пересказ

Лиза жила вместе со своей старушкой-матерью в хижине около березовой рощи. Ее отец был довольно зажиточным поселянином, но после его смерти Лизе и ее матери пришлось сдавать землю в аренду. Доход от аренды был совсем небольшой, поэтому Лиза вязала и вышивала покрывала и салфетки, а потом продавала их. Летом она еще собирала цветы и ягоды, продавала их в Москве. Мать ее только и мечтала о том, чтобы отдать дочь за хорошего человека, тогда она могла бы умереть спокойно.

Однажды Лиза пошла в город с букетом ландышей. К ней подошел молодой хорошо одетый человек. Вместо пяти копеек он предложил ей рубль, но Лиза не взяла лишнего. Тогда молодой человек попросил ее, чтобы она никому, кроме него, не продавала цветов, узнал, где она живет. Лизе очень понравился этот юноша. Она рассказала о нем своей матери, но старушка попросила ее быть осторожнее, так как на свете много злых людей, которые могут причинить вред бедной честной девушке.

На следующий день Лиза снова пошла в Москву с ландышами, но тот человек не появился. Тогда Лиза бросила цветы в реку со словами: «Никто не владей вами!»

На следующий день Лиза сидела у окна и пряла. Глянув в окно, она неожиданно снова увидела того молодого человека. Он с обожанием смотрел на нее. У него было такое доброе лицо, что мать Лизы не могла подумать про него ничего плохого. Он попросил молока, и пока Лиза бегала в погреб, ее мать рассказывала незнакомцу про своего мужа и его смерть. После этого незнакомец попросил, чтобы Лиза только ему продавала свою работу, и тогда он сможет приходить к ним, а девушке не придется покидать свою мать надолго. На прощание незнакомец назвал свое имя: Эраст. После его ухода Лизина мать стала мечтать о таком муже для своей дочери, только чтобы он оказался простым человеком, а не таким благородным, как их гость.

Эраст и в самом деле был очень богатым молодым человеком, при этом добрым, но слабым и ветреным. «Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил». В Лизе он увидел воплощение того, о чем читал в романах и идиллиях. Он на время решил оставить большой свет.

Лиза же после встречи с ним не спала всю ночь. На следующий день она пошла гулять, увидела пастуха и стала мечтать, что Эраст такой же простой пастух. Будь он таким, он смог бы подойти к ней, взять ее за руку и сделать своей женой. В это мгновение к берегу причалила лодка, в которой сидел Эраст. Он подошел к Лизе и взял ее за руку, поцеловал и признался в любви. Они стали встречаться каждый вечер, только матери Лиза ничего не рассказывала. «Все блестящие забавы большого света представлялись Эрасту ничтожным в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Он решил, что будет жить с Лизой как брат с сестрой, и никогда не употребит ее любви во зло. Так прошло несколько недель.

Однажды вечером Лиза сказала Эрасту, что мать хочет выдать ее за сына богатого крестьянина. Она не соглашается на такой брак, но только очень жалеет свою мать. «Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности». Лиза не понимала своих чувств, а Эраст не знал, что ей сказать. Внезапно на небе блеснула молния, и Лиза решила, что это дурной знак. С тех пор их отношения изменились. «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и душу». Если раньше их чувства были для него чем-то новым, то теперь он получил то, что у него столько раз уже было. Теперь они не виделись каждый день. И вот однажды Эраст сказал, что ему надо ехать на войну, и если он этого не сделает, то его имя покроется позором. Лиза плакала, даже хотела поехать вместе с ним, но потом вспомнила свою старую мать и осталась.

Через два месяца Лиза пошла в Москву и увидела там Эраста. Она бросилась к нему, но он привел ее в свой кабинет и сказал, что между ними все кончено. Он любит ее по-прежнему, но долг заставляет его жениться на другой женщине. Оказывается, на войне Эраст не сражался, а играл в карты и проиграл почти все свое состояние. Теперь ему надо жениться на богатой старой вдове, которая уже давно влюблена в него. Лиза пришла в себя только на улице. Она решила, что он выгнал ее, потому что теперь любит другую. С такими мыслями она пошла из города и оказалась на берегу пруда, где прежде встречалась со своим возлюбленным. Там она встретила свою подругу, отдала ей деньги и сказала, чтобы та отнесла их матери Лизы, да передала, что она любила одного человека, который предал ее, и теперь ей незачем жить. С этими словами она бросилась в пруд. Когда из деревни прибежали, чтобы вытащить ее, она была уже мертва.

Старушка не смогла вынести такого горя и тоже умер». Эраст же до конца своей жизни не был счастлив. Когда он узнал о судьбе Лизы, то решил, что он ее убийца. За год до своей смерти он встретился с рассказчиком и поведал ему эту печальную историю.

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства.

Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествова­теля оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер.

Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях.

Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом.

Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.

Развязка - гибель Лизы. Она выбирает смерть, чтобы разре­шить все проблемы, не жить обманутой и брошенной любимым человеком. Для Лизы жизни без Эраста не существует.

Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился.

Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы - сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Та­ким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.

План пересказа

1. Описание окрестностей Москвы.

2. Жизнь Лизы.

3. Знакомство с Эрастом.

4. Признание в любви.

5. Случайная встреча с Эрастом в Москве.

6. Гибель Лизы.

7. Дальнейшая судьба Эраста.

На этой странице искали:

  • бедная лиза план
  • план бедная лиза
  • бедная лиза анализ произведения
  • план Бедной Лизы
  • план произведения бедная лиза

Система уроков по творчеству Н.М.Карамзина. 9 класс.

Урок №1. Тема : Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин – писатель и историк.

Цели: Н.М.Карамзин: биография; журналист, писатель, филолог. Понятие о сентиментализме.

Эпиграф : 1. «К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» (В.Г.Белинский)

2. «Неужто ни одна русская душа не принесет достойной дани его памяти? Отечество вправе того требовать. Карамзин принадлежит истории». (А.С.Пушкин)

Оборудование: тексты, учебники, портрет Карамзина. (1766-1826)

Ход урока:

  1. Записать тему урока. Эпиграфы.
  2. Работа с эпиграфами.
  3. Индивидуальное сообщение: «Карамзин – писатель».

В помощь учителю: Карамзин родился в семье небогатого помещика. Его детство прошло под Симбирском, в имении отца. Трех лет он лишился матери и рос под надзором нянюшки и дядьки, учился грамоте у сельского дьячка, а немецкому языку - у семейного врача и домашнего воспитателя.

Самые яркие впечатления детства - от прочитанных книг и родной природы. Об этом вспомнит Карамзин в автобиографической повести «Рыцарь нашего времени». Ее герой читает романы, в которых перед ним открывается «множество разнообразных людей <...>, чудных действий, приключений - игра судьбы, дотоле ему совсем неизвестная». В зрелом возрасте писатель не раз вернется к своим детским впечатлениям.

13-летний Карамзин был привезен в Москву, чтобы продолжить образование в частном пансионе немецкого профессора И. М. Шадена. За три года он стал знатоком немецкой литературы и философии, освоил несколько языков. По настоянию отца будущий писатель переезжает в Петербург и поступает на военную службу, которая прерывается в связи со смертью отца. Вскоре он оставляет ее и целиком отдается литературе.

Карамзин сближается с членами «Дружеского ученого общества», в котором большую роль играл просветитель, книгоиздатель и общественный деятель Н.И. Новиков. Особенно близки Карамзину стали идеи человеколюбия, «братства всех людей», дружбы, нравственного воспитания, проповедуемые «Дружеским ученым обществом». Эти идеи находят отражение в статьях и рассказах журнала «Детское чтение для сердца и разума», который по поручению Новикова редактирует Карамзин. В нем он опубликовал свои первые стихотворения, повесть «Евгений и Юлия», лирический рассказ «Прогулка». Важным в его творчестве становится интерес к внутреннему миру человека.

Продав доставшееся в наследство после смерти отца имение, Карамзин совершает путешествие в Германию, Швейцарию, Францию, Англию. Он посещает музеи, картинные галереи, встречается с известными писателями, философами, наблюдает народную жизнь. В Париже становится свидетелем первых триумфов Великой французской революции, слушает выступления ее ораторов, видит ее героев.

Путешествие длилось два года, с 1789 по 1790. Он вернулся в Россию спустя три месяца после осуждения Радищева. В 1792 г. по указу Екатерины II арестовали Новикова. Именно на эти годы приходится расцвет литературной деятельности Карамзина. Он издает «Московский журнал», где помещает свои повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирические миниатюры, стихотворения, переводы, статьи философского содержания, рецензии на книги и спектакли. В журнале из номера в номер он публикует произведение нового для России жанра - «Письма русского путешественника», в которых рассказывает о своих заграничных впечатлениях. «Письма русского путешественника» прославили Карамзина. «Московский журнал» имел огромный успех у читателей. По-своему Карамзин продолжил дело Новикова, поместив в журнале в его защиту оду «К милости», обращенную к Екатерине. Царица стала самым недружелюбным читателем Карамзина. Он прекратил издание журнала и уехал в деревню. К литературной работе Карамзин вернется через два года, когда начнет один за другим издавать сборники своих произведений. Большой интерес у читателей вызвали повести Карамзина, которые были, по словам Пушкина, «у нас в диковинку...». Они привлекали внимание к жизни обыкновенных, незнатных людей, утверждали их близость природе, погружали в мир чувств и переживаний, до этого неизвестных русской литературе, пробуждали сочувствие читателей.

В 1802 г., уже во время правления Александра I, Карамзин основывает новый журнал «Вестник Европы», в котором большое место занимают статьи на общественно-политические и исторические темы. Интерес к истории становится главным в этот период творчества писателя. Наибольший успех выпал на долю самого крупного, последнего прозаического произведения Карамзина - повести «Марфа-посадница». В ее центре образ русской женщины, поднявшей новгородцев на борьбу против деспотизма московского царя Ивана III. Главной задачей литературы Карамзин считает патриотическое воспитание. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях», - писал он. В любви к отечеству Карамзин видел счастье каждого гражданина.

4. Работа с портретом Карамзина.

Вот милый всем творец! /Иль сердцем, иль умом/ Грозит тебе он пленом! / В Аркадии б он был/ счастливым пастушком,/ В Афинах - Демосфеном.

Эти стихи были напечатаны в 1803 году, и принадлежат они другу Карамзина, известному поэту и государственному деятелю Ивану Ивановичу Дмитриеву. Мадригал верен: с миниатюры, которая хранится в Государственном Литературном музее, на нас смотрит нежное юное лицо, внимательный и спокойный взгляд устремлен на зрителя и одновременно куда-то вдаль, мягкие кудри темных волос слегка припудрены. По одежде, по манере изображения портрет относится к самому началу XIX века, такие высокие белые галстуки-косынки носили в 1801- 1802 годах. Вероятно, миниатюра предназначалась в подарок невесте: на оборотной стороне серебряными нитями и мелким жемчугом подпись: Amor (то есть по-французски «любовь»):

К 1802 году Николай Михайлович Карамзин уже достаточно известный писатель: «Письма русского путешественника» вышли отдельным изданием и принесли автору заслуженную славу. Его повесть «Бедная Лиза» настолько покорила читателей, что сентиментально настроенные москвичи ходили к пруду Симонова монастыря вздыхать о несчастной судьбе простой девушки, умеющей столь тонко чувствовать, так любить. Однако и его журнальная мистификация не случайна: Карамзин стремился объединить вокруг своего журнала лучших литераторов своего времени, показать читателю, что его журнал наполнен сочинениями разных авторов - в отличие от журналов XVIII века, часто сочиненными одним человеком. Стихотворение носило биографический характер: под именем Эмилии скрывалась его первая жена, Елизавета Ивановна, утрату которой ему суждено было пережить в том же 1802 году - она умерла при рождении дочери Софьи, в будущем друга Пушкина и хозяйки карамзинского салона после смерти отца. Елизавета Ивановна приходилась родной сестрой Настасье Ивановне Плещеевой - с этой семьей Карамзина связывала дружба, Настасье Ивановне и ее мужу Александру Алексеевичу Плещееву посвятил Карамзин свои «Письма русского путешественника», в их доме он встретил свою Эмилию. В юности Карамзин был очень чувствителен. Г.Р.Державин в 1801 году так и характеризовал молодого автора: //Любезных прелестей любезный обожатель / И русских звучных дел правдивый описатель.//

О внешности Карамзина сохранилось несколько высказываний его современников. «Карамзин был красив собою и весьма любезен, - вспоминал Д.П.Рунич, один из тех, кто не одобрял перемены в характере Русского Путешественника, - по возвращении из чужих краев он напускал на себя немецкий педантизм, много курил, говорил обо всем, любил засиживаться далеко за полночь, беседовать, слушать рассказы, хорошо поесть и всласть попить чаю». С этой скептической характеристикой не согласен другой знакомый Николая Михайловича: «Он роста высокого. На его лице написано нечто такое, что привлекает к нему всякого человека. Он говорит много, но приятно и разумно».

Таким мы видим его на портрете работы итальянского художника Ортолани Дамона (1805), работавшего в Москве в начале XIX века. В это время Карамзин живет в Остафьеве, с 1804 года он женат на Екатерине Андреевне Колывановой, побочной сестре князя П.А.Вяземского, и, после смерти отца, фактически становится самым близким другом и опекуном молодого князя. Здесь, в Остафьеве, Карамзин начинает заниматься русской историей. Человек чрезвычайно талантливый, он удивляет не только друзей, но и наших современников, настолько быстро он освоился с умением читать и понимать летописи, разбираться в сложнейшем написании скорописи XVII века, в хитросплетениях боярских родословных, в сложнейших проблемах становления русской государственности. Работал он каждый день с чрезвычайной настойчивостью. Вяземский вспоминал, что вставал Карамзин всегда в 9 утра и сразу отправлялся на пешую или верховую прогулку: «Возвратившись с прогулки, завтракал он с семейством, выкуривал трубку турецкого табаку и тотчас после уходил в свой кабинет и садился за работу вплоть до самого обеда <...>, во время работы отдохновения у него не было, и утро его исключительно принадлежало истории...» В 1811 году Карамзин ездил в Тверь, где при дворе великой княгини Екатерины Павловны читал отрывки из своей «Истории...» посетившему любимую сестру императору Александру Павловичу. «Историю мою слушал он, кажется, с непритворным вниманием и удовольствием, никак не хотел прекратить нашего чтения», - писал Карамзин И.И.Дмитриеву.

1812 год потряс Карамзина. «Я рад сесть на своего серого коня и вместе с Московской удалой дружиной примкнуть к нашей армии», - писал он Дмитриеву. До последнего Карамзин оставался в столице. Он не верил, что французы вступят в Москву: «Обстоятельства таковы, что всякий может быть полезен или иметь эту надежду: обожаю подругу, люблю детей; но мне больно издали смотреть на происшествия, решительные для нашего отечества». Здесь слышится голос историка, который хотел бы быть не только старательным летописцем, но и участником событий. И тут же Карамзин с горечью пишет: «Вся моя библиотека обратилась в пепел, но история цела...» Отправляя жену с детьми из Москвы, Карамзин дал ей на сохранение экземпляр своего труда. Он, конечно, глубоко переживал потерю своей библиотеки, но, «как ни жаль наших мирных жилищ и книг, обращенных в пепел», он радовался, «что отечество уцелело и что Наполеон бежит зайцем, пришедши тигром». Лишенный книг и летописей, он не может работать. «Невольная праздность изнуряет душу», - жалуется Карамзин. Только летом 1813 года ему удалось вернуться в Москву и вновь приняться за работу.

Однако Москва разорена, и Карамзин решается перебираться в Петербург. Для этого надо добиться официального статуса историографа, получить оплачиваемую работу, потому что иначе ему, человеку небогатому, очень трудно будет в столице с семьей. В конце января 1816 года, после рождения сына Александра, Карамзин вместе с Жуковским и Вяземским выехал в Петербург. Он надеялся на встречу с императором, хотел хлопотать об издании своей «Истории...», для чего нужны деньги. 2 февраля 1816 года Николай Михайлович прибыл в столицу. Описывая жене свою жизнь в Петербурге, живой интерес, который проявили в обществе к его сочинению, маскарад во дворце и посещение Эрмитажа, Карамзин сообщал ей между прочим и бытовые подробности: «Ты хочешь знать мой туалет: распудрен, причесан славно за 30 рублей в месяц, большей частью в черном фраке, в башмаках - и хоть куда! Находят, что я не так стар. Дай Бог, чтобы ты по возвращении то же обо мне сказала!» В конце марта Карамзин вернулся в Москву.

О том, как выглядел он позднее, читаем в воспоминаниях Ф.В.Булгарина: «Лицо его было продолговатое; чело высокое, открытое, нос правильный, римский. Рот и губы имели какую-то особенную приятность и, так сказать, дышали добродушием. Глаза небольшие, крепко сжатые, но прекрасного разреза, блестели умом и живостью. Вполовину поседелые волосы зачесаны были с боков на верх головы. Физиономия его выражала явственно душевную простоту и глубокую проницательность ума. Отличительные черты его лица были две большие морщины при окончании щек, по обеим сторонам рта». Таким изображен Карамзин на портрете работы А.Г.Венецианова. Перед нами уже не сентиментальный молодой человек, каким он представлен Дамоном; Карамзин изображен в темном сюртуке, с аннинским крестом на шее и звездой ордена Св. Владимира; с плеча спущена шуба, на шее галстук-косынка. Он как-то тихо задумчив, как будто в нем совершается та огромная внутренняя работа, без которой не поднять такого огромного труда, каким была «История государства Российского».. Пушкин называл «Историю...» Карамзина «подвигом честного человека», указывая на то, что он не был политически ангажирован в своем труде; говорил, что Карамзин открыл Россию, как Колумб Америку: никто до него не раскрыл так полно картину становления и развития огромного государства, каким была Россия. (Уроки литературы 2002-№7,смотри портрет позднего Карамзина)

4. Творчество Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А.С.Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…». Индивидуальное сообщение: Карамзин – историк.

В помощь учителю: Творческие поиски привели Карамзина к труду по истории России - его он считал делом всей своей жизни. В 1803 г. царь назначил его российским историографом. Двенадцать лет жизни, «уединившись в ученый кабинет во время самых лестных успехов» (А.С. Пушкин), Карамзин посвятил «безмолвным и неутомимым трудам». В 1818 г. вышли первые восемь томов «Истории Государства Российского». Работу над ней Карамзин продолжал до последнего часа жизни. Его «История...» состоит из двух частей: увлекательного рассказа об исторических событиях и их участниках, пронизанного нравственными оценками автора, и примечаний, выписок, ссылок на исторические документы, которые занимают большую часть труда. Это позволило А.С. Пушкину сказать: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». «История Государства Российского» стала одновременно и историческим трудом, и художественным произведением, привлекшим внимание тысяч читателей.

Работа над «Историей...» не уводила писателя от современных проблем и событий. Приближенный к царю, Карамзин пытался высказывать ему свое мнение о современном положении страны. Защитник монархической власти, он боролся против ее злоупотреблений. «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой <...> системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения или затемнения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только Россию, о мнимом исправлении дорог, столь тягостном для народа, наконец, о необходимости иметь твердые законы, гражданские и государственные», -записывал он в своем дневнике.

Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение России с Наполеоном. В июне 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию, стала приближаться к Москве. В начале августа 1812 г. Карамзин отправил семью из Москвы, а сам решил вступить в ополчение. Писатель выехал из Москвы с последними отрядами русской армии, твердо уверенный в разгроме врага.

Последние годы жизни он провел в Петербурге. Когда произошло восстание декабристов, Карамзин, будучи противником революционного насилия, назвал это восстание «нелепой трагедией безумных либерал истов». Писатель, однако, пытался спасти его участников от грозящего им наказания. В эти горькие дни он простудился, тяжело заболел и, не дожив до завершения суда над декабристами, умер.

Позиция Карамзина как человека и писателя ярко выражена в словах, сказанных им в беседе с немецким путешественником: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк».

  1. Хочу зачитать вам отрывок из статьи «Что нужно автору?» Н.М.Карамзина.

«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто - против воли своей. <...>

Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...»

6. Чтобы познакомиться с самим произведением «История государства Российского», вам понадобится много сил и времени. Немного из предисловия к этому произведению.

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна...

Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!.. На славных играх олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней героя... История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность...

Пусть греки, римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятник ми и немые предметы красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами...

Иноземцы могут пропустить скучное для них в нашей древней истории; но добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..

Благодаря всех, и живых и мертвых, коих ум, знания, таланты, искусство служили мне руководством, поручаю себя снисходительности сограждан. Мы одно любим, одно желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твердое основание нашего величия... да цветет Россия... по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой.» Декабрь 7, 181

  1. Карамзин – основатель русского сентиментализма.

Карамзин стал в России главой литературного направления, получившего на Западе название сентиментализм (от французского слова sentiment -- чувство). В основу этого направления был положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье. Принципы сентиментализма нашли воплощение в повестях и поэзии Карамзина, в его статьях на литературные темы.

Вот несколько высказываний писателя:

  • «Кто думает, что счастье состоит в богатстве и избытке вещей, тому надобно показать многих здешних Крезов, осыпанных средствами наслаждаться, теряющих вкус ко всем наслаждениям и задолго до смерти умирающих душою». («Письма русского путешественника»)
  • «Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен». («Повесть «Чувствительный и холодный: Два характера»)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ

Само название «сентиментализм» (от англ, sentimental - чувствительный, фр. sentiment - чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов. Зародился он в Западной Европе в XV1I1 столетии. Русские читатели познакомились с ним по произведениям Лоренса Стерна, английского писателя, чье "Сентиментальное путешествие" оказало на русскую литературу огромное воздействие.

Представители сентиментализма.

Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо -автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».

Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).

Сентиментализм как направление в искусстве сложился в эпоху кризиса Просветительства. Как очевидно уже по названию направления, доминантой "человеческой природы", в отличие от классицизма, сентиментализм избирает чувство. В противовес сословному искусству классицизма, избравшего идеалом человека аристократического происхождения, сентиментализм обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир его чувств и переживаний.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. "Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои - «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок - созвучен личному переживанию.

Основная тематика - любовная.

Если основными жанрами классицизма были жанры поэтические, то сентиментализм вводит в литературу прозаические жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы и интонации. Сентиментализм пробудил и интерес к личности писателя, сделав особенно популярными жанры, в которых автор мог с наибольшей полнотой выразить свой взгляд на мир, свои представления о людях, о событиях, рассказать о себе самом. Писатель-классицист, подражая книжным образцам, мог творить, не выходя из кабинета. Для сентименталистов же предпочтительнее путешествие, обогащавшее впечатлениями, дававшее обширное поле наблюдений над нравами и характерами. Неслучайно поэтому особенно широкое распространение в литературе сентиментализма получил жанр путешествия.

Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике - идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).

Вершиной русского сентиментализма стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Ниспровергая все каноны классицистической поэтики, героиней своей повести писатель делает "добродетельную поселянку", утверждая идею "естественного равенства людей": его восклицание "И крестьянки любить умеют!" поистине произвело переворот в сознании современников и в литературе.

В центре повествования - образ автора. Н. Карамзин утверждал, что "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей", что всякое произведение - "портрет души и сердца автора". Как в любом произведении сентиментализма, действительность представлена у Н. Карамзина через призму авторского восприятия, авторской эмоции.

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

Ставя своей целью максимально приблизиться к читателю, сентименталисты изменили представления о художественном пространстве произведения. Если в произведении классициста оно было весьма условно, то сентименталисты впервые вводят реальное, легко узнаваемое описание ландшафта. В "Бедной Лизе" - это окрестности Симонова монастыря, ставшие впоследствии местом паломничества пораженных новой художественной реальностью читателей.

Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекая его в события, описываемые в произведении, заставляя его сочувствовать героям, сопереживать происходящему.

Впервые в сентиментализме появился эмоционально окрашенный пейзаж. Причем в отличие от классицистического, это не условный, а вполне конкретный и узнаваемый пейзаж средней полосы России. Пейзаж становится лирическим аккомпанементом к происходящим событиям и переживаниям героев, помогает раскрыть их эмоциональное состояние. Не менее важна и языковая практика сентиментализма.

Черты:

Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

Подчеркнутая субъективность подхода к миру;

Культ чувства;
- культ природы;

Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма.

Сильная дидактическая установка;
- выраженный просветительский характер;

Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Более полные представления о сентиментализме вы получите, читая повесть Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Карамзин внес большой вклад в развитие русского литературного языка. Отказавшись от обилия церковнославянизмов и просторечных слов, он обогатил язык лексикой чувства и создал легкую, изящную фразу, правда, далекую от народной речи, но понятную всем, даже читателям из народа. Н.М. Карамзину мы обязаны такими словами, как промышленность, общественность, человечный, образ (применительно к искусству) и др. по словам В.Виноградова, Карамзину удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут».
  2. Сегодня мы очень много говорили о Карамзине, многое о нем узнали.
  3. Д/З: 1.наизусть Ломоносова, Державина. 2. «Бедная Лиза» - читать.3. стр. уч. 103, вопр.2,

Урок №2. Тема: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новое в русской литературе.

Название урока : «И крестьянки любить умеют…».

Цель: сюжет и композиция повести; стилевые особенности текста; Эраст и Лиза: психологизм в раскрытии внутреннего мира героев через любовные переживания.

Ход урока:

  1. Повторение ранее изученного.

Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н.М.Карамзина.

Перечислите основные черты сентиментализма как литературного направления.

Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма?

2. Работа над текстом.

  • Вы прочитали прославившую Карамзина повесть «Бедная Лиза». Написанная более 200 лет назад, она вызывала раньше и вызывает сейчас споры и прямо противоположные оценки.

В конце XVIII и в первое десятилетие XIX в. повесть читалась с восторгом, выдержала шесть изданий, стала предметом подражания и в жизни и в литературе (появились повести А.Е. Измайлова «Бедная Маша», А. Попова «Бедная Лилия» и др.). В конце 20-х и начале 30-х годов XIX в. она казалась уже данью ушедшей моде.

Однако современный ученый (В. Муравьев) убежден, что повесть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни утраты читательской любви». А это значит, что и сейчас повесть читается с интересом. Выскажите свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что - нет? Попытайтесь понять свои чувства и переживания, испытанные при чтении, и объяснить их.

  • Сравните эти высказывания Карамзина (эпиграфы) . Что говорят они нам о писателе?

Карамзин не может пройти мимо бед, несчастий человека. Он наделен добрым сердцем, чувствиельностью.

- Что значит «стенаю»? (Стенать - стонать,кричать со стоном. Стон - от боли душевной.)

  • Послушайте слова Карамзина. Актуальны ли эти слова Карамзина для нашего времени?

-«Мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того и другие уважать не будут... Станем смело наряду с другими народами, скажем ясно свое имя и повторим его с благородною гордостью».

-«Как человек, так и народ начинает всегда подражанием, но должен со временем быть самим собою. Хорошо и должно учиться, но горе и человеку, и народу, который будет всегда учеником!»

  • Слово учителя . Повесть «Бедная Лиза» (1792) была с восторгом принята современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: молодой богатый дворянин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. При случайной встрече с возлюбленным все раскрывается, он пытается деньгами загладить свой проступок. Бедная девушка не перенесла горя и утопилась. Причина популярности «Бедной Лизы» заключалась в том, что в традиционный сюжет о несчастной любви автор внес живую жизнь, на место героев, произносящих патетические фразы о любви, поставил героев подлинно любящих, страдающих, показал любовь как многогранное, но изменчивое чувство.

- От чьего лица ведется повествование ? (От лица рассказчика.)

- Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отношения героев. Ребята отмечают характерные для сентиментализма незримое присутствие автора, лиризм. Повествователь кажется им даже излишне чувствительным, они улыбаются, читая повторяющиеся «Ах!», но видят в нем благородного, гуманного человека, ранимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен).

О чем эта повесть?

Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью? Как называла Лизу мать?

Проследим, какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят. Прежде всего чувства главной героини повести - Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно выявить внутренние переживания, говорящие о любви Лизы: смущение, волнение, грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...» Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).

- Как автор передает то или иное состояние Лизы? (Лиза «еще более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала...», «тихим голосом пела жалобные песни», «провожала его глазами», «все жилки в ней забились», «встала, хотела идти, но не могла» и т.д. Делаем вывод о том, что точно найденные писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в душе героини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»)

Как вы думаете, почему Лиза выражается таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин в повести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благородство чувств своей героини, потому такой язык.)

Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлекла его прежде всего своей внешностью. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу - постоянный мотив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...». Предательство его ненамеренное, но тем более коварное).

Значить, любовь стала испытанием для героя?

(Он плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сентиментальные идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам <...> и в счастливой праздности все дни свои провождали». Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <...> одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. В его чувстве нет глубины, оно эгоистично).

В «Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с деньгами, освещает человеческие отношения"?

(Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких своекорыстных помыслов. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» - настораживается Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» - упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей - возьми их (он положил ей деньги в карман) - позволь мне поцеловать тебя в последний раз - и пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)

Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он? Подберите слова для характеристики.

(Словарная работа: корыстный - стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный меркантильный - скупой в мелочах, излишне расчетливый, торгашеский)

А как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от матери?

(В сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к себе. Искренняя, настоящая помощь должна выражаться в поступках, в непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его - но язык мой не движется - смотрю на небо и слеза катится по лицу моему») .

Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста ? (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки).

Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да, он понял свои ошибки, «не мог утешиться», жестоко корит себя, ходит на могилу Лизы. Карамзин говорит о встрече и примирении их душ в ином мире) .

Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви.

- В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? (Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума...)

Как понимать финальную фразу повести?

Для достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы происходили возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображением мыслей и настроений человека.

- Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята анализируют пейзажные зарисовки, дают толкование символам весны, ландыша, тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жалобный голос свой с ее стенаниями» и прочие примеры) и отсутствие такой связи с Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет природу разумом.

Подведем итоги: как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?

В чем смысл заглавия? (Бедная - несчастная. Как отметил Ю.Лотман, в эпитете бедная - эмоциональная реакция повествователя на события повести. Заглавие «построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим отношение к ней Повествователя. Таким образом, в заглавие оказывается введен не только мир объекта повествования, но и мир Повествователя, между которыми установлено отношение сочувствия». Для рассказчика речь идет не только о факте, требующем морализаторства, но о судьбах людей, один из которых был ему знаком, а могила другой становится излюбленным местом его прогулок и размышлений).

Какие, на ваш взгляд, «чувства добрые» воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие?

(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки)

Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?

Д/З: 1. Большую роль в повести играют описания природы. Ее жизнь включается в отношения героев, помогает понять душевное состояние героини. Проследите, как общение с природой передает чувство Лизы.

  1. Напишите сочинение на тему: «Почему свою повесть Карамзин назвал «Бедная Лиза».

«Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II. Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

- (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

Слайд 4. Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии - созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

Слайд 5. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Слайд 6. Белинский , выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.

Слайд 7. Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!...»

Слайд 8. Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма:

Классицизм

Критерий сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Гражданская, общественная

Основная тематика

Любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные литературные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

От какого лица ведётся повествование?

Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10 .- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12. Запись определения сентиментализма.

Слайд 13. В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

III. Анализ повести «Бедная Лиза»

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст! На листочках – СР на знание текста

  1. Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)
  2. Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)
  6. Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)
  8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)
  9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)
  11. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)
  12. Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

УРОК 2. Анализ повести

1) Пейзаж. А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

Слайд 18 . Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Слайд 19. Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Слайд 20. Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Слайд 21 . Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…

Слайд 22. Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Слайд 23 . Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянка Лиза - не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24 ): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25 )

2)Сопоставление героев (Слайд 26 )

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

3)Образ Лизы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам: «Мне не надобно лишнего».

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Что можете сказать о матери Лизы?

Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

4) Образ Эраста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.Эраст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV. Подведение итогов.

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

Слайд 27 - Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

Слайд 28. - Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, - это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)

Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма : основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

В повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах , стремлениях).

Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.

Сравните образ героини в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" и в его же стихотворении "Выбор жениха".
V. Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)




Рассказать друзьям