Уральские «денежные мужики» Ивана Шадра. Жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многолетняя творческая деятельность Ивана Дмитриевича Шадра (Иванова) поставила его в ряд наиболее выдающихся советских скульпторов. Его работы "Булыжник - оружие пролетариата", "Сеятель", памятники В. И. Ленину и А. М. Горькому являются образцами реалистического метода в пластике, а присущий им героический пафос отражает лучшие, главные, черты своего времени. Шадра не раз сравнивали с Горьким. Как и Горький, будущий художник вышел из бедной среды: его отец был плотником, в семье росло четырнадцать детей. Одиннадцати лет он был отдан "в люди" - на фабрику в Екатеринбурге и познал все лишения и невзгоды. Только инстинктивная любовь к искусству, смутное ощущение иного, прекрасного мира помогли ему изменить предопределенную внешними обстоятельствами судьбу. В 1902 году Шадру удалось поступить в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу; здесь его учителем по скульптуре оказался известный художник Т. Э. Залькалн - он-то и посоветовал начинающему скульптору продолжить обучение в Петербургской Академии художеств.

Попытка Шадра поступить в Академию (а он для этого пришел в Петербург пешком) не увенчалась успехом - и здесь его биография сделала очередной, вполне беллетристический, поворот. Оставшись в столице без средств и существованию, ночуя на полуразвалившейся барже, Шадр нанялся в подручные к шарманщику - петь по дворам. В одном из выступлений его голос привлек внимание режиссера императорских театров М. Е. Дарского. Дарский принял участие в судьбе талантливого юноши, определив его без экзаменов в театральное училище, в класс артиста В. Н. Давыдова. Перед Шадром открылась карьера профессионального певца.

Однако навыки в скульптуре, полученные в Екатеринбургской школе, дали свои плоды - изобразительное искусство влекло Шадра более, чем вокал, хотя здесь дебют был удачен. В 1910 году, благодаря финансовой помощи И. Е. Репина, В. Н. Давыдова и других (а в становлении Шадра сыграли роль многие деятели русской культуры), он смог поехать в Италию и в Париж - для непосредственного знакомства с европейским искусством. Академического образовании художник так и не получил, и работа в Лувре и Ватиканском музее, копирование фресок Рафаэля, по существу сделались его единственной школой (если не считать уроков Залькална а Екатеринбурге). И в 1915 году, возвратившись в Москву, Шадр начинает самостоятельную профессиональную деятельность.

Одной из первых его работ стал проект "Памятника мировому страданию" (1915), принятый Думой и заслуживший одобрение Горького. Проект возник из конкурсной задачи - создать памятник тем, кто погиб на потопленном немцами госпитальном судне "Португаль", однако Шадр вышел за пределы задании. Впоследствии на основе этого замысла родился проект еще более грандиозного "Памятника человечеству". Эти ранние и неосуществленные работы уже дают представление о творческом лице скульптора - о его склонности к литературной символике и аллегоричности (образы и пластические группы "Памятника мировому страданию" имеют многозначительные названия - "Ворота вечности", "Озеро слез", "Человек перед лицом вечной тайны"), о масштабности и темпераментном размахе идей, о тяготении к монументальному и романтически-возвышенному.

Но окончательно творческая индивидуальность художника сложилась после революции. Ленинский план монументальной пропаганды открыл перед русскими скульпторами обширную перспективу деятельности, приложения творческих сил. На Урале Шадр создает памятник Карлу Марксу, рельефы с изображением Маркса, Карла Либкнехта и Розы Люксембург, а по возвращении в Москву (1921) исполняет большой заказ на серию круглых скульптур для Гознака - "Рабочий", "Красноармеец", "Сеятель", с них должны были делаться изображении на денежных знаках, марках, облигациях и т. д. Реалистическая достоверность и обобщенно-плакатная выразительность этих фигур отвечали складывающимся принципам новой советской эстетики.

Вслед за тем наступает длительный период работы над ленинской темой. Первым прикосновением к ней была скульптура "Ленин в гробу" (1924): в течение 46 часов в Колонном зале, пока шла церемонии прощания, Шадр лепил с натуры. От этой скромной, лишь на мемориальное значение рассчитанной работы - путь к обобщенным решениям образа в многочисленных памятниках Ленину - на ЗАГЭСе (1925 - 1926), в Днепропетровске (1930-1931, он остался в проектах), на Ижорском заводе (1932), в Горках (1934). Наиболее значителен "Ленин на ЗАГЭСе". Удачное сочетание скульптурной фигуры с ландшафтом сделалось образцом для советских скульпторов более чем на десятилетие.

1930-е годы - расцвет творчества Шадра. Он работает в разнообразных жанрах: исполняет психологически острые портреты ("Портрет художника Н. А. Касаткина", 1930), пробует свои силы в мемориальной скульптуре (надгробия Е. Н. Немирович Данченко, 1939; В. Л. Дурова, 1940), в создании садово-парковых ("Девушка с веслом", 1936) и городских скульптур (проекты памятников А. С. Пушкину и А. М. Горькому). Лучшие его работы рубежа 1920-1930-х годов - "Булыжник - оружие пролетариата" (1927). "Сезонник" (1929), экспрессивный эскиз группы "Рабочий и колхозница" (как известно, на конкурсе победил проект В. И. Мухиной и её скульптура была воздвигнута над советским павильоном на Парижской выставке 1937 года) - дают представление не только об индивидуальной манере художника, но и отчетливо представляют характерные тенденции пластики этих лет. По ним видно, в силу каких особенностей таланта Шадр смог стать одним из выдающихся скульпторов своего времени.

Стремление художника к типическому и обобщенному было созвучно устремлением эпохи. Темперамент Шадра, свойственная его образам романтическая приподнятость, истинно монументальный размах отвечали времени, требующему прежде всего масштабности и обобщенной героики. Однако Шадру парадоксально присуща и некоторая пластическая повествовательность: подробность лепки, однообразие фактур.

В его пластике есть привкус художественной неоднозначности. Но органически присущая ему широта дыхания (быть может, составляющая суть индивидуальности) уберегла скульптора от ординарности, а его произведения - от потери специфики пластической изобразительности.

Творчество Шадра не только принадлежит своему времени - как всякое крупное явление, оно это время одновременно выражает и определяет.

Г. Ельшевская

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.

В 2012 году отмечают 125 - летие со дня рождения скульптора.

Детство будущего советского скульптора прошло в селе Такташинское Шадринского уезда Пермской губернии. Сын потомственного плотника, он с детских лет пошел работать - семья была большая, и отец, хоть и имел золотые руки, не мог дать сыну образования. Пять лет, с одиннадцати до шестнадцати Иван проходил свои «университеты» на фабрике купцов Панфиловых. Он топил печи, бегал за товаром, ездил с обозами, сторожил, получал пинки, колотушки, затрещины… Одаренный мальчик увлекался чтением и рисованием. Но лишь изредка удавалось ему рисовать, лишь урывками браться за книгу. И все же, занимаясь по ночам, он сумел подготовиться и поступить в Екатеринбуржскую промышленно-художественную школу (класс Т.Э. Залькална и М.Ф. Каменского).

Когда Шадру исполнилось 19 лет, он попал в Петербург. В Академию художеств его не приняли. «Пришлось голодать, зябнуть и спать на улицах. Ночуя на берегах Невы, под старой баркой, в окружении бесприютных бродяг, - писал Шадр, - я познакомился с шарманщиком. Впроголодь, с обезьяной на плечах, с полумертвой от истощения носительницей чужого счастья в клетке ходили мы по дорогам столицы, и под «Златые горы» я пел». Однако, в 1907 - 1908 годах Шадр еще учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Однажды, на выступлениях, Шадра встретил артист М. Е. Дарский, который помог ему поступить на Высшие театральные курсы. Шадр успешно их окончил и даже был принят К.С. Станиславским в труппу Художественного театра. Не отсюда ли у скульптора такое знание пластики и анатомии человеческого тела? Но больше всего Шадра влекла скульптура. Он обучался скульптуре несколько лет в Москве. И с помощью художников Репина и Рериха смог поехать для продолжения изучения искусства ваяния за границу, где обучался в Париже у О. Родена и Э. А. Бурделя (1910), в Риме и в Английской академии.

Люди и их жизнь, их труд - вот что интересовало Шадра. Он мечтал о создании монументальных образов, об искусстве значительном, об искусстве, которое служило бы делу прогресса. Скульптора интересовало не отрешенное от народа искусство, а искусство, связанное с современной жизнью, отражающее, как писал Шадр, современную ему социальную сложность. Член боевой дружины во время революции 1905 года, художник, выступавший с острыми политическими карикатурами в издававшемся в 1906 - 1907 годах и закрытом правительством сатирическом журнале «Гном», Шадр ставит свое искусство на службу Октябрьской революции. «Поймите, сколько красоты, - говорил он, - когда люди сбрасывают кандалы, когда раскрываются темницы и падают ворота крепости»…

Резцу Ивана Дмитриевича Шадра принадлежат барельефы Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, он создает ряд проектов памятников Советской России, Парижской коммуне, Октябрьской революции. Он берется за воплощение реалистических и одновременно символически-обобщенных образов людей новой эпохи в таких скульптурах, как «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель». Особенно удачным был его «Сеятель» . Свободный крестьянин на свободной земле, чуть развернув плечи, откинувшись немного назад, идет, бросая семена во вспаханную землю, словно сея семена новой жизни. Эти скульптуры Шадра воспроизводились на деньгах, почтовых марках, облигациях. Скульптор создал ряд памятников В. И. Ленину в городах страны, из них наиболее известен на ЗАГЭС в Грузии.

Самая известная работа Шадра - «Булыжник - оружие пролетариата» , созданная в 1925 - 1927 годах, закончена к Всероссийской выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Это одно из лучших советских скульптурных произведений, посвященных историко-революционной теме. Статую Шадра надо расценивать как продолжение традиций сюжетности, свойственных русской скульптуре конца ХУ111 - Х1Х веков (например, творчеству Козловского и Мартоса). Создавая это произведение, Шадр, безусловно, также отталкивался от традиций К. Менье - выдающегося мастера западноевропейской скульптуры нового времени, показавшего в своих произведениях образ пролетария, величие и красоту его характера. В первую очередь Шадр увидел пролетария-бунтаря, пролетария-революционера, который в своей борьбе за освобождение, за ликвидацию всяческого гнета и эксплуатации прошел через две революции.

Отсюда глубоко национальный характер образа рабочего, созданного Шадром, и отсюда естественная, органическая связь этого образа с образом человека труда в искусстве русских художников - реалистов Х1Х века. Это удалось сделать потому, что мастер отказался от создания отвлеченной фигуры, олицетворяющий рабочий класс. Он изобразил как бы реально существующую личность, несущую в себе все типичные черты, свойственные русским рабочим в годы подъема революционного движения. Такое решение художественной задачи обеспечило творческий успех Шадра. Полусогнутая фигура рабочего, выламывающая из мостовой булыжник, готова стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Напрягшиеся узловатые мускулы его рук, напряженная игра мышц торса создают полную беспокойства и резких контрастов борьбу бликов света и тени, отличающуюся огромной динамикой и эмоциональной выразительностью.

Сама характеристика пропорций человеческого тела лишена какой бы то ни было идеальной отвлеченности. Поражает лицо рабочего, где из-под слипшихся волос, в беспорядке нависших над нахмуренным, собранным в морщины лбом, из-под сдвинутых бровей глядят глубоко сидящие и широко расставленные, полные сосредоточенной ненависти глаза. Индивидуальная, почти портретная выразительность лица рабочего сочетается с острой социальной характеристикой его. Великолепное мастерство владения силуэтом придает еще большую жизненность и монументальность образу. Фигура выразительна с любой точки зрения, поэтому зритель, обходя статую, связывая отдельные точки зрения друг с другом, получает возможность увидеть все богатство жизни образа.

Многие представители старшего поколения русских художников-реалистов высоко оценили работу Шадра. Чрезвычайно характерно отношение замечательного русского художника М. В. Нестерова к этому произведению. В письме к Шадру Нестеров писал: «Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так бывало умел это делать Ф.И. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связывает талант мастера красоту духа с вечной красотой формы, - все то, чем жили великие мастера, чем дышал Микельанджело, Донателло, а у нас «старики». Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! спрашиваю: чья? Говорят - Иван Митрича…».

И.Д. Шадром были также изваяны надгробия Н.С. Аллилуевой в 1933 году, Е.Н. Немировича-Данченко в 1939 году, В.Л. Дурову в 1940 году. В 1952 году он стал лауреатом государственной премии, посмертно. Екатеринбуржское художественное училище, с 1987 года, носит имя И. Д. Шадра. Работы Ивана Дмитриевича находятся в Третьяковской галерее и других музеях России.

Материал взят из книг:
1.«Уральская историческая энциклопедия», Ур. Отд. Ин-т Истории и Археологии, Изд-во «Екатеринбург», Екатеринбург, 1998 г.
2.Б. Бродский, А. Варшавский «Века.Скульптуры. Памятники.», Москва, Изд-во «Советский художник», 1962г.
3.«Из бронзы и мрамора», Ленинград, Изд-во «Художник РСФСР», 1965г.

Иллюстрация:
«Сеятель»,
«Булыжник - оружие пролетариата».

Иван Дмитриевич Шадр:

жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования.

Рис. 1 «Иван Дмитриевич Шадр. 1940 г.»

Среди деятелей культуры и искусства нашей Родины имя Ивана Дмитриевича Шадра (годы жизни 1887 – 1941 г.г.) давно занимает одно из почетных мест (рис. 1).

Выходец из народа своим трудолюбием и талантом добился выдающихся результатов. Его творчество с 20-х годов прошлого века и до конца жизни неразрывно связано с темой труда и человека – труженика.

Данная статья – это попытка проанализировать на сколько творчество скульптора, из маленького зауральского городка Шадринска, нашло свое отражение в предметах коллекционирования.

Были изучены архивные материалы, документы Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, книги, журналы, посвященные жизни и творчеству скульптора, материалы, предоставленные российскими коллекционерами, предметы из личной коллекции, а так же источники из сети интернет.

Образы творчества И. Шадра мы видим на банкнотах РСФСР и СССР, марках, конвертах, открытках, настольных медалях и статуэтках, диафильмах, значках.

Книги о скульпторе и его произведениях уже стали букинистической редкостью. Последний раз издавались в 1978 году, т.е. 37 лет назад.

О И. Шадре написано много статей и очень мало книг. Но на один момент хотелось бы обратить особое внимание.

Родился Иван Дмитриевич Шадр не 30 января (по старому стилю), как принято считать, а 31 числа (по старому стилю). О чем и сделана запись в Метрической книге Свято – Троицкой церкви села Островного за 1887 год.

Дата рождения - 31 января (по старому стилю) 1887 года, дата крещения - 1 февраля (по старому стилю). Родители: города Шадринска мещанин Дмитрий Евграфов Иванов и жена его законная Мария Егорова, оба православные.

Творчество Ивана Дмитриевича, нашедшее свое отражение в предметах коллекционирования условно можно сгруппировать по нескольким направлениям:

1. Бонистика.

2. Филателия.

3. Филокартия.

4. Коллекционирование конвертов.

5. Настольные медали.

6. Значки.

Из произведений И.Д. Шадра наибольшую известность получили скульптуры, выполненные по заказу Гознака: «Рабочий» (рис. 2), «Крестьянин» (рис.3), «Сеятель» (рис.4), «Красноармеец» (рис.5). А так же скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата» (рис. 6).

Политика Коммунистической партии большевиков в области искусства, первые постановления нового Правительства по вопросам культуры четко определили новый путь советского искусства, утвердили его новое содержание – изображение людей труда, подвиг народных масс в строительстве нового общества.

Это время, когда формируется новый стиль в искусстве – стиль социалистического реализма.

рис. 2 скульптура «Рабочий» (фрагмент)

рис. 3 скульптура «Крестьянин» (фрагмент)

рис. 4 скульптура «Сеятель» (фрагмент)

рис. 5 скульптура «Красноармеец» (фрагмент)

рис. 6 скульптура «Булыжник – оружие пролетариата»

О создании скульптур «Рабочий» и «Красноармеец» мало что известно. Создавались они в 1922 году в Москве. Видимо имели собирательный образ. И. Шадр оставил мало воспоминаний о том периоде. Он много делился своими замыслами с женой, но личный архив не сохранился.

Куда больше сведений мы имеем о скульптурах «Крестьянин» и «Сеятель».

Одну из первых заметок, как создавались эти образы, мы находим в журнале «Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37 в статье Ф. Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках С.С.С.Р.»: « На облигациях хлебного займа мы видим изображение сеятеля. Это Кириан Кириллович Авдеев (курсив –авт.) , крестьянин д. Прыговой, Калгановской, тож Крестовской вол., Шадринского уезда, Екатеринбургской губернии; а изображение старика на почтовых марках так же Калгановского – это Перфирий Петрович Калганов ».

В газете «Красный Курган» от 26 июля 1926 года – в статье Г. Плетнева «Как портрет Куприяна Кирилловича заменил царский» автор пишет: «…На червонцах и различных облигациях изображена фигура сеятеля. <…> Кто он – этот мужик, чье изображение волею революции сменило на деньгах портреты всероссийского пьянчужки Николая II-го?<…> Это крестьянин Уральской области, Шадринского округа, Исетского района, Куприян Кириллович Авдеев (курсив – авт.) …»

Таких неточностей в описании имен прототипов скульптур, жизни и творчества Иван Дмитриевича в литературе встречается множество.

На сегодня изучено множество документов. Общепринято, что написание имени и фамилии прототипов скульптурных произведений «Сеятель» - Куприян Авдеев (рис. 7), «Крестьянин» - Порфилий Калганов.

рис. 7 «Куприян Кириллович Авдеев – прототип образа скульптуры «Сеятель», И.Д. Шадра.

Бонистика.

Коллекционный материал по бонистике условно можно разделить по нескольким разделам:

I) Изображение и водяные знаки скульптурных композиций «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» скульптора И. Шадра на государственных денежных знаках, банковский билетах, Государственных казначейских билетах, Платежных обязательствах, Транспортных сертификатах.

II ) Изображения и водяные знаки скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций, займах.

III ) Изображение скульптурной композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.

I ) Государственные денежные знаки, банковские билеты, Государственных казначейских билетах, Платежных обязательствах, Транспортных сертификатах.

Именно для денежных знаков нового советского государства были заказаны новые образы – образы крестьян, олицетворяющих людей нового советского государства, образы победившего пролетариата, красноармейца. Эти образы олицетворяли крепость духа народа. Именно человека творца, человека – труженика, защитника молодого советского государства хотели увековечить в истории.

«Крестьянин» и «Красноармеец».

Государственные денежные знаки СССР номиналом «Пятнадцать тысяч рублей» (рис. 8) и «Двадцать пять тысяч рублей» (рис. 9). Были выпущены в обращение в 1923 году на основании Постановления ЦИК СССР от 18 декабря 1923 года и 7 февраля 1924 года.

Изображение денежных знаков несут на себе выполненные в графическом стиле портреты «Крестьянина» и «Красноармейца» Ивана Шадра.


рис 8 Государственный денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923 год.


рис 9 Государственный денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год.

Крестьянин – хлебороб, человек труда, символ новой жизни. И.Д. Шадр с одной стороны создал обобщенный образ крестьянина, с другой – придал ему черты конкретного человека.

Красноармеец – молодой парень, целеустремленно смотрящий вперед. Человек, ставший на защиту новых, коммунистических идеалов.

«Сеятель».

По фотографическим снимкам со скульптуры И. Шадра (рис. 10) художником Гознака Иваном Дубасовым были сделаны эскизные рисунки крестьянина- сеятеля, а гравером Периклом Ксидиасом - гравюрные изображения (рис. 11), которые впоследствии использовались для изготовления денежных знаков и облигаций:

Денежный знак «Билет Госбанка СССР 3 червонца» 1924 г. (рис. 12), поступивший в обращение в августе 1924 года был выпущен на основании – Циркуляра Правления Государственного Банка от 30 июля 1924 года № 55 «О выпуске в обращение банковых билетов 3-червонного достоинства образца 1924 года».

Выпускались с 1923 по 1929 год. Печать знака произведена металлографическим способом, надписи на банкнотах – типографским.

рис 12 Билет Государственного Банка СССР «Три червонца».

«Рабочий»

Изображение «Рабочего» по скульптурным работам Шадра в бонистике нашло свое отражение в двух направлениях – рисунки на лицевой стороне купюры и в изображении водяного знака, использующегося для облигаций ценных бумаг и сертификатов.

«Государственный казначейский билет 5 рублей» образца 1925 года (рис. 13). Банкнота была выпущена в марте 1925 года. Тиражировались до начала 1930-х годов. Документ, на основании которого они были выпущены, не известен.

С лицевой стороны использованы металлографская печать и гравированный портрет «Рабочего». В разработке лицевой стороны банкноты принимали участие художники В.К. Куприянов, И. Дубасов.


рис. 13. Государственный казначейский билет 5 руб. 1925 года

Изображение «Рабочего» использовалось на «Платежных Обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата Финансов» образца 1923 года номиналом 100 руб., 250 руб., 500 руб. (рис. 14), 1000 руб.

На «Платежных Обязательствах Центральной кассы Народного Комиссариата Финансов С.С.С.Р.» образца 1924 года номиналом 100 руб. (рис. 15), 250 руб., 500 руб., 1000 руб.

На «Краткосрочных Платежных Обязательствах Народного Комиссариата Финансов Союза С.С.Р.» образца 1928 года номиналом 100 руб., 250 руб., 500 руб., 1000 руб.

В левой половине размещалась виньетка с графическим изображением фрагмента скульптуры И. Шадра «Рабочий». На обязательствах номиналом в 100 рублей образца 1928 года - изображение использовалось и на водяном знаке.

рис. 14. Платежное обязательство. 1923 год.

Рис. 15. Платежное обязательство. 1924 год.

Транспортный сертификат или беспроцентные заемные обязательства Народного комиссариата путей сообщения (НКПС).

На сертификате надписи – «1923 год» и «Пять рублей золотом» (рис. 16). На левом поле банкноты водяной знак скульптурный портрет «Рабочего» И. Шадра и надписи «ПЯТЬ РУБЛЕЙ» (рис. 16.а). Сертификат выпущен на основании Постановления Совета труда и обороны (СТО) СССР от 26 июля 1923 года.

Выпущены были в виде своеобразных квитанций, обязательных лишь к приему только для касс железнодорожного и водного транспорта. Они были удобны как устойчивая разменная купюра, принимаемая в платежи по курсу золотого рубля.

рис. 16. Лицевая сторона Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом.

рис. 16.а. Изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом.

II ) Изображение и водяные знаки скульптурной композиции «Сеятель» на облигациях, купонах облигаций, займах.

Облигации «Второго внутреннего краткосрочного государственного хлебного заема» 1923 года всех серий и номиналов.

«Крестьянский выигрышный заем» 1924 года облигации номиналом 1 рубль (рис. 17), 3 рубля, 5 рублей.

«Второй крестьянский выигрышный заем 1925 года» облигации номиналом 5 рублей, 10 рублей, 50 рублей.

«Третий крестьянский выигрышный заем 1927 года» облигация номиналом 5 рублей.

рис. 17. Изображение предоставлено О. Парамоновым

Изображение «Сеятеля» так же было на купонах «Внутреннего выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом облигации в 10 рублей 1927 года (рис. 18) и купонах «Внутреннего выигрышного заема укрепления крестьянского хозяйства» номиналом облигации в 2 рубля 50 копеек 1928 года.

рис. 18. Облигация в Десять рублей.

В 1923 году был проведен «Сахарный заем». На лицевой и оборотной стороне был изображен новый герб Союза Советских Социалистических Республик. На водяных знаках сахарного займа номиналом в «Пять пудов» и «Двадцать пять пудов» изображен скульптурный портрет И. Шадра – «Рабочий».

III ) Изображение скульптурной композиции «Сеятель» на невыпущенных в обращение денежных знаках.

Реформирование денежного обращения молодого государства находилось в постоянном движении. Страна восстанавливалась после разрушительных и изнуряющих войн.

Советское правительство восстанавливает денежное обращение на всей территории страны. В работе Гознака постоянно находились заказы правительства на новые денежные знаки. Какие-то знаки утверждались, а какие-то так и остались на уровне эскизов.

Пробная банкнота (рис. 19) «Государственный казначейский билет 1 рубль золотом» 1924 г. Невыпущенный в обращение.

рис 19 Пробный вариант Государственного Казначейского билета СССР номиналом 1 руб. золотом. 1924 год.

Филателия.

Творчество Ивана Шадра, нашедшее свое отражение в филателии, условно можно разделить на два направления:

а) изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра

б) изображение портрета скульптора Ивана Дмитриевича Шадра;

Различия, нюансы марок почтовой оплаты РСФСР и СССР подробно описаны в Каталогах и многочисленных статьях. В своей статье не будем подробно останавливаться на этом.

Изображение скульптурных произведений И.Д. Шадра:

На одних из первых стандартных выпусков марок почтовой оплаты были изображены «Рабочий» , «Крестьянин» , «Красноармеец» (рис. 20).

Выпускались в РСФСР и СССР в 1922 – 1927 г.г. В разработке рисунков принимали участие художники А. Якименко, А. Троицкий, Д. Голядкин. Почтовые марки выпускались миллионным тиражами и служили для оплаты почтовых тарифов и охватывали всю шкалу номиналов, необходимую для этого.

рис. 20. «Красноармеец», 1923 г.

К первому направлению относятся почтовые марки СССР, изображающие скульптурные памятники, автором которых являлся Иван Дмитриевич.

К ним можно отнести марки серии «Скульптурные памятники СССР».

В 1959 году вышла почтовая марка СССР «Памятник А.М. Горькому в Москве» (рис. 21).

рис. 21 «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г.

Памятник Алексей Максимовичу Горькому был установлен уже после смерти Ивана Дмитриевича. По первоначальному проекту Шадра. Скульптором выступила В. Мухина и архитектором З. Розенфельд. Открытие состоялось через 10 лет после смерти автора в 1951 году.

Интересно высказывание современников о произведениях Шадра, в период рассмотрения концептуальных проектов на конкурсе.

В «Литературной газете» за 1939 год № 029 (808) от 26 мая на стр. 6 в статье «Шесть эскизов. На выставке проектов памятников Горькому» Евг. Кригер описывает представленные на конкурс работы памятников А. Горькому скульпторами М. Белашевым, Б. Королевым, А. Матвеевым, С. Меркуровым, В. Мухиной и И. Шадром. Вот как описывает увиденное автор: « Для Москвы Шадр дал проект, в котором мы видим Горького таким, каким знали в последние годы. Спокойная, ясная, с предельной простотой вылепленная фигура великого мудреца…Великое богатство мыслей и чувств в этом человеке, но нет в нем ни усталости, ни равнодушия. Таким мы знаем Горького, таким воссоздает его облик Шадр ».

О судьбе памятника хорошо рассказала в 2007 году радио «Эхо Москвы» Людмила Марц, заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи. [ 31]

В 1939 году была создана модель памятника И. Шадром и выставлена на конкурс. Конкурс Иван Дмитриевич выиграл. Изначально планировалось установить памятник на Манежной площади, но решение было изменено. Новое решение - установить памятник на площади Белорусского вокзала. Автор начал вносить концептуальные решения, но не успел. Шадр заболел и 3 апреля 1941 года умер. Над прахом Ивана Дмитриевича Мухина поклялась, что окончит работы над памятником А. Горькому.

В 1946 году В. Мухина со своими помощниками возобновила работы над памятником. Курировал работы председатель комитета по искусству Храпченко. После двух лет работы памятник был сделан в гипсе, принят комиссией и отлит в бронзе. В этот период Храпченко снимают с должности, назначается новая комиссия, которую не устраивает трактовка образа пролетарского писателя. В. Мухина вместе с Н. Зеленской и З. Ивановой снова приступили к работе на памятником. Были внесены корректировки в образ писателя. После окончания работ гипсовый вариант памятника был затонирован под бронзу и выставлен на ВДНХ. Комиссия приняла памятник. Литейщик - Лукьянов. Сложно сказать, что повлияло на качество работы, но изначально отлит памятник был с большими технологическими огрехами. Не смотря на технические проблемы 10 июня 1951 года памятник А.М. Горькому был торжественно открыт на площади Белорусского вокзала.

Первая реставрация была проведена в 1972 году Лукьяновым. По словам Л. Марц -реставрация по документам не значится.

В 1999 году были проведены реставрационные работы с целью улучшения технического состояния и экспозиционного вида памятника. Заказчик Главное управление памятников г. Москвы, подрядчик – ООО «фирма «ВИОЛе».

16 декабря 2005 года памятник Горькому был демонтирован, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Памятник был перемещен в Парк искусств. В результате ошибок при демонтаже и нахождения длительного времени в горизонтальном состоянии на памятники несколько серьезных дефектов.

Вертикально памятник А. Горькому был поставлен в конце июля 2007 года.

Будет ли памятник восстановлен на своем историческом месте не известно.

В почтовой марке СССР, посвященной 50-летию Центрального музея революции СССР 1974 г., ныне здание Государственного центрального музея современной истории России, и на почтовой марке с датой 1962 г. серии «Советский скульптор» «И.Д. Шадр» (рис. 22), изображена скульптурная композиция «Булыжник – оружие пролетариата ».

Хочется отметить, что в 30-х годах встречается другое название. Так на открытке издания Музея революции СССР 1930 года композиция называется – «Рабочий, строй баррикаду».

рис. 22 Почтовая марка СССР, И.Д. Шадр. 1962 г.

Коллекционирование конвертов.

Для любителей коллекционирования конвертов будет интересно знать, что Гознак до 1991 года, а после 1991 года Издательский центр «Марка», неоднократно выпускали художественные маркированные конверты (далее по тексту ХКМ) и конверты Первого дня, посвященные творчеству И.Д. Шадра с изображением автора и его скульптурных произведений.

На сегодняшний день привожу известные варианты. Описание выпусков идет в хронологическом порядке.

В 1975 году вышел конверт (ХКМ) в серии «Скульптурные памятники Москвы» с изображение скульптурной композиции «Булыжник – оружие пролетариата». С указанием на оборотной стороне: скульптор И.Шадр. Министерство Связи СССР. 1975 год. 18. VIII – 75. Рисунок художника Н. Ветцо. Изготовлено на Пермской фабрике Гознака. Цена 5 копеек.

В 1976 году выпущен ХКМ с изображением памятника А.М. Горького на площади Белорусского вокзала с лицевой стороны (рис. 23). Размер 114 мм х 161 мм. С указанием на оборотной стороне конверта: скульптор И. Шадр, В. Мухина. Архитектор З. Розенфельд. Министерство Связи СССР. 1976 год. 22. I. -76 г. Рисунок художника Н. Колесникова. Изготовлено на Пермской фабрике Гознака. Цена 5 копеек.

рис. 23 ХМК и фрагмент рисунка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала.

В 1985 году выпущен конверт «Первого дня» (рис. 24). Размер 114 мм х 161 мм. С лицевой стороны изображение скульптуры «Булыжник - оружие пролетариата» с датой в верхнем левом углу «1905» и подписью под скульптурой – «Первый день». На обороте: Конверт первого дня. Министерство Связи СССР. 1985. № 851. З. 4334. МТ Гознака. 13.06.1984. Скульптур И. Шадр. Рисунок художника И. Козлова. Цена 1 копейка.

рис. 24 Конверт Первого дня. «1905».

В 1986 Министерством связи СССР году к 100-летию со Дня рождения И. Шадра (рис. 25) был выпущен конверт, изготовленный на Пермской фабрике Гознака, художник Г. Кравчук. 114х161 мм. Без гашения и гашением Шадринского узла связи Курганской области с датой 11.02.1987 г.

рис. 25. ХМК посвященный Шадру И.Д. и фрагмент штемпеля.

В год 70 – летия со дня смерти скульптора Шадра (рис. 26) Россвязью был подготовлен (дата на конверте с оборотной стороны 29.12.2011 г) и выпущен 2012 году в обращение, изготовленный в издательском центре «Марка», дизайн Х. Бетрединовой, ОАО «Ряжская печатная фабрика». Размер конверта 110х219 мм.

рис. 26. ХМК посвященный Шадру И.Д.

Открытки

Не меньший интерес вызывают открытки, посвященные теме творчества Ивана Шадра. Известные открытки описаны в хронологическом порядке издания.

1. 1930 год. Почтовая карточка (рис. 27) . На лицевой стороне изображение скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата». На обороте дано название скульптуре – «Рабочий, строй баррикаду!». Скульптор И.Д. Шадр. Издание музея Революции СССР. Москва. Главлит. № А-70676. Тираж 20 000 экз. Москва. 1930. Гознак, Мытная 17. Цена первоначально 6 копеек.

рис. 27. Открытка и фрагмент. «Рабочий, строй баррикаду». 1930 г.

2. 1952 год. Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л52953. 2. V . 1952. Типография издательства АМН. Заказ 2097. Тираж 10 000 экз. Цена 85 коп.

3. 1953 год. Почтовая карточка. «Москва. Памятник Максиму Горькому.» Издательство Фотокомбинат «Союзторгреклама» Министерства Торговли СССР. Л90108. 1. X . 53 г. 1-я типо-литография Гимиз. Заказ 55. Тираж 10 000 экз.

4. 1953 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому.» Фото Н. Соловьева. Ред. В. Колчин. Подписано к печати 3. VII. 1953 г. Ш04059. Изд. № 15508. Заказ 887. Тираж 100 000 экз. Москва. 15-я типография «Искра революции». Цена 10 копеек.

5. 1954 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник А.М. Горькому на площади Белорусского вокзала». Фот Г. Петрусова. Ред. В. Иллеш. А02369. 31. VIII. 1954 г. Изд. № 15587. Тираж 100 000 экз. Заказ 175. Москва. 1-я Образцовая типография им. А.А. Жданова. Цена 10 копеек.

6. 1954 год. Открытое письмо. «Москва. Памятник М. Горькому. Фото А. Тартаковского. Ред. И. Миланова. Фотостудия Изогиза. Москва 1954 год. А04326. 24. IV . 1954 г. Изд. № 2514-ф. «Москомпечать». Заказ 949. Тираж 40 000 экз. Цена 75 копеек.

7. 1956 год. ГФК Филателия. Филателистическая контора. «Москва. Памятник М.Горькому.» Цветное фото И.Б. Голанд. Л33510. 3. IV. 1956 г. Заказ № 438. Тираж 100000 экз. Таллин. Типография «Октообер». Цена 20 коппек.

8. 1956 год. Почтовая карточка. «г. Москва. Памятник М.Горькому.». Цветное фото И.Б. Голанд. Издание Министерство связи СССР. Ш06332. 8. V. 1956. Москва. Печатная фабрика Гознака. Заказ 17258. Пропечатана почтовая марка 40 копеек.

9. 1956 год. «Памятник М.Горькому». Фото И.Шагина. Ш14451-56. 5-19. Тираж 100 000 экз. Заказ 41. Т-1. Цена 10 копеек.

10. 1957 год. «Памятник А.М. Горькому в Москве.». Скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, Н.Г. Зеленская, З.Г. Иванова. Ш01643. 11. II – 57г. Типография издательства «Советский художник». Москва, Мало-Московская улица 42. Тираж 50 000 экз. Цена 10 копеек.

* на открытке плохо пропечатана буква «О» в фамилии И.Д. Шадра. Пользователи прочитывают фамилию как «Шадо».

11. 1957 год. Издательство «Правда» (рис. 28). «Москва. Памятник А.М. Горькому.». Фото Г. Петрусова. Ш04829. 1957г. Заказ 1852. Издательство Ордена Ленина типографии газеты «Правда». Тираж 350 000 экз. Цена 20 копеек.

рис. 28 Открытка. Памятник А.М.Горькому на площади Белорусского вокзала. 1957 г.

12. 1959 год. «Памятник А.М. Горькому. Москва. Площадь Белорусского вокзала.». И.Д. Шадр (1887 – 1941) и В.И. Мухина (1889 – 1953). Ш09123 – 59г. 5-67. Полиграфкомбинат г. Калинин. Тираж 20 000 экз. Цена 10 копеек.

13. 1961 год. Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булижник..». На оборотной стороне: Надпись «И.Д. Шадр (1887-1941). Булыжник – оружие пролетариата. 1905 год. 1927. Подписано к печати 10. III . 61. З 1587-9т. Типография издательства «Советский художник». Москва. Мало-Московская ул., 21. Цена 1 копейка.

14. 1964 год. Открытка. На лицевой стороне фотография композиции «Булыжник…». На оборотной стороне: Аннотация по скульптору И.Д. Шадру с кратким описанием параметров скульптуры и основных вех жизни. Издательство «Советский художник». А04890 – 64г. 9-1356. З.147. Тираж 50 000 экз. Экспериментальная типография ВНИИПП. Цена 1 копейка.

15. 1975 год. «Москва. Памятник А.М. Горькому» (рис. 29). Скульпторы В. Мухина, З.Иванова, Н. Зеленская. Архитектор З. Розенфельд. Фото Д.Смирнова. Издательство «Планета». Фабрика фотопечати. Москва. 1075 год. А13957. О-113. Тираж 45 000 экз. Цена 8 копеек.

рис. 29 Открытка фрагмент оборотной стороны.. Москва. Памятник А.М.Горькому. 1975 г.

Значки

1. «Памятник Алексею Максимовичу Горькому 1951». Штамп «ЭКтп». Цена 15 копеек.

2. «Москва Памятник А.М. Горькому». Штамп «ЩЗ». Цена 15 копеек.

3. Значок с изображением скульптуры «Булыжник – оружие пролетариата.» и подпись – «Шадринск». «ШЗПМ». Отсутствует штамп с ценой.

4. «100 лет И.Д. Шадр»

Закончить статью о И.Д. Шадре мне хотелось словами из некролога на смерть Ивана Дмитриевича Шадра: «… Художник, горячо преданный социалистическому искусству, он создал произведения, вошедшие в историю советской художественной культуры. Его широко известная монументальная скульптура «Булыжник – оружие пролетариата» - проникнута пафосом революционной борьбы. <…> Оригинальность замысла, неподдельная искренность, благородство образов – таковы качества, которыми отмечено творчество И.Д. Шадра…»

Творчество нашего земляка, выдающегося скульптора Ивана Дмитриевича Шадра имеет глубокие природные корни. Оно неразрывно связано с становлением новой, советской государственности, с развитием молодой социалистической культуры.

Произведения Ивана Шадра являются не только нашим национальным достоянием. Они, бесспорно, принадлежат к шедеврам мировой культуры.

Источники:

«Иван Дмитриевич Шадр. 1940 г.» фотография из фондов шадринского краеведческого музея им В.П. Бирюкова.

ГАКО Ф 244, Оп 1, Д 501, ЛЛ 4 об - 5

Скульптура «Рабочий» (фрагмент). Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора

Скульптура «Крестьянин» (фрагмент).Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора.

C кульптура «Сеятель» (фрагмент). Шадринский краеведческий музей им В.П, Бирюкова, фото автора.

Скульптура «Красноармеец» (фрагмент). «Иван Дмитриевич Шадр». Изд. «Советский художник» , М., 1951, стр. 38.

Скульптура «Булыжник – оружие пролетариата». «Иван Дмитриевич Шадр» изд. «Советский художник» , М., 1951, стр. 48.

Журнал «Советский филателист» за 1924 год № 11 – 12 на стр. 37. в статья Ф. Яковлева «Портреты Шадринских крестьян на Государственных знаках С.С.С.Р.».

Газета «Красный Курган» от 26 июля 1926 г. Статья Г. Плетнева «Как портрет Куприяна Кирилловича заменил царский»

Куприян Кириллович Авдеев. Фото из фондов Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова.

«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 158.

Государственный денежный знак СССР и фрагмент 15 000 руб. 1923 год, из коллекции автора.

Государственный денежный знак СССР и фрагмент 25 000 руб. 1923 год, из коллекции автора.

Скульптура «Сеятель». Из экспозиции Шадринского Краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, фото автора.

Гравюрное изображение предоставлено О. Парамоновым.

«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 199.

Билет Государственного Банка СССР «Три червонца», из коллекции автора.

Государственный казначейский билет 5 руб. 1925 года, из коллекции автора

А.Е Денисов «Б умажные денежные знаки РСФСР, СССР и Российской Федерации 1918 – 2005.», часть 2 «Государственные бумажные денежные знаки СССР и России 1924 – 2005 годов», Москва, «Дипак », 2005 г., стр. 82.

Платежное обязательство. 1923 год. Изображение из книги Д.А. Сенкевича «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г, стр. 152.

Платежное обязательство. 1924 год. Изображение предоставлено сайтом Fox notes , просмотр 1 февраля 2015 года.

«Денежное обращение России. Исторические очерки. Каталог. Материалы архивных фондов», том II , М., изд. ЗАО ИПК «ИНТЕРКРИМ – ПРЕСС», 2010 г., стр. 179.

Лицевая сторона и изображение водяного знака Транспортного сертификата номиналом пять рублей золотом. Изображение книга Д.А. Сенкевич «Государственные денежные знаки РСФСР и СССР. Каталог.» СП Западногерманское предприятие «Межнумизматика», Москва, 1989 г, стр 155.

Облигация в один рубль «Крестьянского выигрышного заема». 1924 год. Изображение предоставлено О. Парамоновым.

Облигация в десять рублей «Внутреннего выигрышного заем укрепления крестьянского хозяйства», 1927 год. Из фондов Шадринского Краеведческого музея им. В.П. Бирюкова, фото автора.

О.В. Парамонов «Хлеб, золото, наган…» Альманах Общества «РОИ» книга I 2012 г. стр 94.

Пробный вариант Государственного Казначейского билета СССР номиналом 1 рубль золотом. 1924 год. www. goznak. ru/ about/ history/4/ , просмотр 01.03.2015 года.

Почтовая марка РСФСР, 1923 г., цена 10 рублей, из коллекции автора.

Почтовая марка СССР, «Памятник А.М. Горькому в Москве», 1959 г., цена 60 копеек.

Русский советский художник, скульптор-монументалист

Иван Дмитриевич родился 30 января 1887 года, окончил приходскую школу, хорошо рисовал. В 11 лет отдан в работу на Екатеринбургскую фабрику «Панфилов и сыновья». В 1904 г. учился в художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Теодора Эдуардовича Залькална (ученик Родена), затем в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге, позднее в Париже (академия художеств) и Риме (институт изящных искусств).

Уже известным скульптором И. Д. Шадр не раз приезжал в родной дом из Москвы. В 1918 г. он выступил в Шадринске с первой публичной лекцией об искусстве. В этом доме он создал с натуры портрет матери Марии Егоровны. В 1922 г. в деревне Прыговой (Калгановой) Шадринского района работал над знаменитой серией скульптур: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель» для воспроизведения их на первых советских деньгах и марках. Иван Дмитриевич работает главным художником 2-ой фабрики Госзнака при Наркомате финансов и отвечает за оформление всей денежной продукции.

Иван Дмитриевич жил в эпоху революционных переворотов, поэтому его творчество тесно связано с этими событиями. После смерти вождя пролетариата Ленинская тема стала центральной в творческой биографии многих советских художников. Комиссия по увековечению памяти В.И. Ленина пригласила художников и скульпторов в Колонный зал Дома Союзов, которые в течение четырех дней рисовали и лепили В.И. Ленина с натуры. Ещё в Горках 22.01.1924 г. скульптором С.Д. Меркуровым была снята маска. В траурные дни прощания с вождем в Колонном зале работало 25 мастеров изобразительного искусства, среди них Н.П. Ульянов, С.Д. Меркуров, Д.С. Моор, К.С. Петров-Водкин, И.Д. Шадр и другие. В траурные январские дни в Колонном зале Дома Союзов И.Д. Шадр беспрерывно работал 46 часов. Скульптор впервые лепил В.И. Ленина. Он был подавлен безмерным горем, но его поддерживало чувство огромной ответственности перед народом за свою работу. В те часы, когда Шадр находился у гроба Ленина, он дал слово создать памятник, увековечивающий Ильича во всем величии его гения. «Стоя в отдалении, я оцепенел, - писал впоследствии художник, - на меня в первую минуту напал панический страх. Смутно помню, мимо меня пронесли мою глину, ведро с водой, станок для лепки, поставили рядом с гробом. Лепить в то время, когда сохранение тела еще не было известно. Лепить перед историей, когда моя работа явится, может быть единственным документом для изучения портрета Ленина. Лепить в окружении миллионов критикующих глаз, пытливо и ревниво сравнивающих мой слепок с оригиналом… Начал работать, лепил в натуральную величину. Обласканная руками глина легко и послушно подчинялась моей воле». Произведение Шадра явилось документом огромной исторической и художественной ценности.

15.02.1924 г. Комиссия ЦИК СССР (председатель - Ф.Э. Дзержинский, члены: М.И. Калинин, Л.Б. Красин, А.В. Луначарский, А.С. Енукидзе, К.Е. Ворошилов), выполняя решение II съезда Советов СССР от 26.01.1924 г. об увековечении памяти Ленина, объявила конкурс на лучшие произведения искусства. За месяц поступило более 500 работ. 25.03.1924 г. Комиссия рассмотрела поступившие произведения: 55 скульптур, 23 картины и рисунка. Из скульптурных работ были признаны хорошими и рекомендованы к массовому производству и распространению: барельеф и скульптурный бюст, выполненные В.А. Андреевым; маска и барельеф (гипс под бронзу), выполненные И.Д. Шадром, из остальных поступивших произведений – 12 признаны удовлетворительными, а остальные отклонены. Это был большой успех нашего земляка.

С 1924 г. Иван Дмитриевич активно работает над ленинской темой. Выступая на собрании Московского архитектурного общества 01.03.1924 г. И.Д. Шадр сказал: «Вопрос «большого» памятника очень сложен, и трудно сейчас в этом отношении сказать что-либо определенное». В это время художник получил заказ на памятник В.И. Ленину от управления Госзнака, где находились его ранее выполненные скульптуры: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель» (все 1922), «Булыжник – оружие пролетариата» (1927), положившее начало созданию портрета трудового человека.

В 1926 г. были поставлены памятники В.И. Ленину во многих городах страны. Самым значительным достижением монументального искусства была работа И.Д. Шадра – памятник В.И. Ленину (1925-1927) в Грузии на Земо-Авчальской ГЭС. Памятник был поставлен на месте слияния Арагвы и Куры и органически вписался в окружающий ландшафт. Прекрасно выполненный барельеф в январские дни 1924 г. был использован автором при работе над портретом В.И. Ленина для памятника. Результатом творческих поисков мастера стала скульптурная композиция, отличающаяся выразительностью и динамичностью и к тому же обладающая большим портретным сходством. Предложение установить фигуру В.И. Ленина на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье импонировало автору и помогло ему окончательно утвердиться в правильности композиционного решения памятника. Новый монумент стал одним из лучших произведений 1920-1930 гг. и самым крупным памятником В.И. Ленину (высотой 16 метров). Известны слова М. Горького, сказанные об этой работе Шадра: «Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры». А.В. Луначарский отмечал: «Описать реального великого пролетарского вождя, это гигантская задача, для которой нужен очень высокий уровень мировоззрения и огромный талант. Далеко не каждый талантливый художник мог успешно справиться с такой трудной задачей».

В 1934 г. памятник Ленину был установлен у главного входа в музей им. Ленина в Горках. За 13 лет после смерти Ленина Шадр выполнил 16 скульптурных изображений Владимира Ильича.

06.04.1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил высшую государственную награду – орден Ленина. В разработке проекта ордена принимали участие ведущие художники страны - И.Д. Шадр, И.И. Дубасов, В.К. Куприянов. В 1934 г. вид ордена был несколько изменен, в создании окончательного варианта участвовали Н.А. Соколов и А.Ф. Васютинский.

В 1935 г. И.Д. Шадром созданы скульптурные композиции для зала Верховного Совета СССР в большом Кремлевском дворце.

В музее Революции (г. Москва) было собрано большинство работ Шадра: «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Отдых», «Штурм Земли», «Вождь» (предназначавшаяся для Мавзолея), бюст Красина и матери, голова Ленина, сделанная с натуры и др. Директор музея С.И. Мицкевич говорил: «Музей Революции - это музей Шадра». В Шадринском краеведческом музее экспонируется 16 скульптур нашего земляка.

В Москве на Красной Пресне установлена скульптура «Булыжник – оружие пролетариата», на площади им. Лермонтова - «Сезонник». Для Новодевичьего кладбища им были созданы скульптурные надгробия: Е.Н. Немирович-Данченко, В.Л. Дурову, Н.С. Аллилуевой (1939 г.) и др. После смерти Маяковского Шадр работал над проектом его памятника. Скульптура Г.К. Орджоникидзе, выполненная им для выставки в 1940 г., была ночью кем-то разбита, что сильно расстроило уже больного Шадра. Иван Дмитриевич близко знал А.М. Горького и работал над памятником писателю, законченный В. Мухиной и установленный на площади Белорусского вокзала в 1951 г.

Иван Дмитриевич Шадр после тяжелой болезни скончался 03.04.1941 г. и 6 апреля похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.

В г. Шадринске имеется улица Ивана Шадра. В г. Екатеринбурге имя Шадра носит Екатеринбургское художественное училище (с1987 г.).

comments powered by HyperComments

Самый простой способ помочь нашему проекту - рассказать про эту страницу в своих социальных сетях. Заранее большое спасибо!

Характерной чертой творчества Ивана Дмитриевича Шадра (1887-1941) было стремление к большим темам, патетическим замыслам. Страна его детства - небольшой уральский городок Шадринск. И настоящее имя скульптора - Иван Иванов, но больше он известен под псевдонимом «Шадр», выбранным им в честь родного города. Семья Ивановых - потомственные плотники. Эта профессия передавалась из поколения в поколение. Плотниками были деды и прадеды Иванова. Каждое лето уходил его отец на заработки по окрестным деревням - рубить дома, маленькие деревянные церковки, пожарные вышки.

Семье жилось трудно. Мальчику пришлось с семи лет начать трудовую жизнь. Он помогал деду спиливать углы у новых срубов. А в 11 лет, как только окончил приходскую школу, его отдали «в люди» на ватно-шерстяную фабрику купцов Панфиловых в Екатеринбурге. Мальчика готовили в приказчики. Но он так и не научился торговать, и за какую-то провинность его безжалостно вышвырнули на улицу.

И только счастливая случайность да еще всегдашняя горячая мечта стать художником спасают Ивана. Он выдержал экзамен на единственное освободившееся место в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу.

Не слишком просто сложилась и «другая жизнь» у Иванова. Она до краев была заполнена успехами и поражениями, путешествиями и приключениями, встречами с чудесными, светлыми людьми. Сначала годы увлеченных занятий в школе под руководством педагогов М.Ф. Каменского и Т.Э. Залькална. Потом «пешком за славой» в Петербург - держать экзамены в Академию художеств. Шел через Поволжье, Кавказ, Украину, Москву. Но Петербург встретил юношу неприветливо. В Академию художеств он не попал.

Начались дни голода и бродяжничества. Чтобы как-то прокормиться, он ходил вместе со стариком шарманщиком по улицам Петербурга и пел под дребезжащую шарманку. И опять улыбается ему счастье, вернее, опять выручает его богато одаренная артистическая натура - его голос услышал режиссер Александринского театра Михаил Егорович Дарский и привел юношу прямо с улицы на экзамен в театральное училище. Экзамен выдержан блестяще. Иванов может стать актером. Он прекрасно поет, хорошо декламирует, выразительно играет. Но, несмотря на все успехи в театре, он продолжает мечтать об изобразительном искусстве.

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь. В 1908 году Шадринская городская управа получила множество положительных отзывов и рекомендаций от художников и артистов - друзей Иванова. Друзья просят поддержать талант молодого скульптора, не дать ему заглохнуть, как «гибнут многие народные таланты». Небогатый городок наконец соглашается выдать ему деньги на поездку в Париж, в столицу искусств.

Париж, потом Рим. Фрески Рафаэля. Скульптура Микеланджело. Уроки у прославленных мастеров скульптуры Родена и Бурделя.

В Россию скульптор возвращается полным смелых замыслов. Возвращается под именем Шадр. Он хочет прославить родной город. Его интересуют люди, их труд. Он стремится воплотить свои замыслы в больших монументальных скульптурах. Но полыхает мировая война. Все больше вдов и сирот, все больше раненых и убитых. И Шадр задумывает «Памятник Мировому страданию». Но ему не удалось осуществить этот проект.

Революция 1917 года. Шадр – культработник при частях Красной Армии. Им созданы портреты Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург.

Страстная целеустремленность пролетариата в своей справедливой борьбе ярко выражена им в композиции «Булыжник - оружие пролетариата». Конкретность изображения в этой композиции сочетается с символикой содержания, раскрывающего переломный момент в судьбе целого класса.

Шел 1922 год. Молодая Советская республика, истерзанная гражданской войной и иностранной военной интервенцией, приступала к восстановлению народного хозяйства. Предстоит обмен денег. На денежных знаках, облигациях и марках должны быть изображения рабочего, крестьянина и красноармейца.

За выполнение этого ответственного заказа Гознака берется молодой, тогда еще мало известный скульптор Шадр. Он предлагает создать серию круглых скульптур, которые можно будет сфотографировать со всех сторон при разном освещении. Наиболее удачный поворот послужит моделью для художников-графиков, которые воспроизведут скульптуру на деньгах.

Шадр едет на Урал, в страну своего детства, лепить «денежных мужиков». Наступили недели и месяцы напряженной работы. Скульптор посещает заводы, ездит в воинские части. Присматривается, делает предварительные наброски.

Трудным и долгим был этот путь. Железные дороги еще только восстанавливались. Бесконечные пересадки. Недели ожидания на вокзалах. Переполненные вагоны. Так, где на поезде, а где на телеге, добирается Шадр до уральской деревни Прыговой.

Казалось бы, просто найти натурщика. Но мужики не поддаются ни на какие уговоры. Боятся «греха». Ни за что не соглашаются позировать. Наконец, позировать согласился Киприан Авдеев. Согласился с условием, чтобы на деньги с его изображением не плевали.

Стояли жаркие летние дни, и работать приходилось прямо под палящим солнцем. Скульптор лепил быстро и уверенно. Глина под его пальцами словно живая. Внимательно вглядывается он в худощавое, энергичное лицо Киприана. Отмечает про себя его высокий и выпуклый лоб, открытый взгляд широко поставленных глаз, выдающиеся скулы, непослушные густые волосы, крупный, твердо очерченный рот. Все это надо точно перенести в будущую скульптуру. На деньгах должна появиться новая эмблема - изображение «Сеятеля», энергичного, волевого человека, уверенного в завтрашнем дне, хозяина своей земли и своей жизни, находящего в труде радость и счастье.

Присматривается скульптор и к движениям Киприана. Важно воплотить в скульптуре его мерный, спокойный шаг, ощутимую тяжесть лукошка с семенами. Уверенная, четкая лепка передает энергичный поворот головы, красивую, гордую осанку, широкий взмах руки, разбрасывающей семена. Мы чувствуем, как вздуваются и перекатываются под кожей могучие мускулы «Сеятеля».

Киприану, с которого градом лил пот, приходилось то стоять неподвижно, держа руку на отлете, то двигаться вдоль забора, рассеивая песок, специально насыпанный в лукошко. А тут еще односельчане со своими насмешками и советами. Но Киприан держался стойко и в глубине души гордился тем, что его портрет появится на новых деньгах.

Работа затянулась до глубокой осени. Нужно было еще вылепить фигуру «Крестьянина». Для него после долгих уговоров позировал Порфирий Петрович Калганов. Сидел торжественно, не шелохнувшись, старательно выполнял все указания скульптора. Эта скульптура подкупает своей силой, стихийной мощью и простотой замысла: широко расправил могучие плечи крестьянин и, на мгновение оторвавшись от своей работы, о чем-то глубоко задумался. Но за кажущейся простотой-огромный труд мастера. Долго и тщательно обдумывал скульптор поворот головы, движение плеч, расположение торса. Лепя Калганова Шадр не раз обращался мыслью к своему отцу, которого горячо любил. Плотник и резчик по дереву, мастер своего дела, мечтатель и фантазер, отец первый привил мальчику любовь к красоте, к родной русской природе, ко всему прекрасному на земле. Для Шадра в отце воплотилось все лучшее, чем наделен русский народ,- трудолюбие и честность, мужество и светлое отношение к жизни.

И еще одна работа, дополняющая эту серию скульптур, - портрет матери. Шадр ничего не приукрашивает в этом портрете. Плотно обтянул седую голову платок. Глубоко врезались в шею и щеки морщины, избороздили лоб. Суровый, пристальный взгляд выцветших глаз. Усталое и мужественное лицо. Лицо крестьянки, прожившей долгую трудовую жизнь, полную невзгод и лишений, сумевшей в трудные годы вырастить 12 детей. Лицо женщины, на которой на одной держался дом и которая все же находила в себе силы вечерами учить детей грамоте и арифметике, терпеливо каждое утро забеливая печку, служившую вечером классной доской.

Нервная, порывистая лепка создает игру света и тени на лице матери, заостряя и выявляя его черты. Портрет пронизан чувством горячей любви и уважения, чувством восхищения перед мужеством и самоотверженностью этой незаметной труженицы, способной своей энергией и авторитетом сплотить в единое целое большую трудовую семью.

Скульптуры перевезены в Москву, на фабрику Гознака. Граверы А.П. Троицкий и П.С. Ксидиас режут гравюры для денежных знаков. Первые купюры с изображением «Красноармейца» и «Крестьянина», «Сеятеля» и «Рабочего» появились в 1923-1924 годах. Они печатаются на облигациях крестьянских хлебных займов, на марках, которые разошлись по всем странам света, на плакатах, обложках книг и учебников, на папиросных коробках; их знают всюду, знает вся страна, и те, кто не умеет читать, знают шадровского «Сеятеля».

Прошли годы. Скульптуры эти заняли свое место в Третьяковской галерее. И теперь не так уж важно, как, по каким дорогам, с какими трудностями добирался Шадр на телеге, груженной глиной и гипсом, в поисках своих героев. И может быть, сотрутся в памяти людей имена тех, кто служил скульптору натурой для его гознаковских бюстов. Но навсегда останутся созданные им «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» и «Сеятель», ставшие символом народа, свершившего революцию и взявшего власть в свои руки.

Стремление к широкому обобщению, романтической приподнятости образа приводит Шадра к монументальной скульптуре, к использованию синтетических средств выражения.

В проекте памятника Горькому для Москвы Шадр, сохраняя романтическую приподнятость образа, ставит перед собой и иные задачи: добивается выражения многогранности чувств в спокойном, сдержанном движении, в энергичной, но вместе с тем плавной лепке. Большой одухотворенностью пронизан образ А.С. Пушкина в проекте памятника поэту для Санкт-Петербурга.

Все творчество Шадра отмечено чертами романтического подъема, приподнятости. Его метод ничего общего не имеет с бездушным копированием действительности. Шадр - мастер яркого, целостного образа, основанного на обобщении.


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,



Рассказать друзьям