Ярославский музей-заповедник: описание и отзывы посетителей. "Княжество, уезд, губерния"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был основан в 1865 году. Он занимает территорию бывшего Спасо-Преображенского монастыря, архитектурный ансамбль которого в 2005 году был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (в составе исторической застройки города).

В 1924 году в структуру музея-заповедника вошли созданные после Октябрьской революции художественная галерея, музеи древнерусского искусства и книги. Сюда же были переданы ценности, изъятые из бывших дворянских усадеб и закрытых монастырей и храмов. Некоторые экспонаты поступили из частных собраний знаменитых русских коллекционеров Алексея Викуловича Морозова (1857-1934) гг.), Натальи Леонидовны Шабельской (1841-1904 гг.) , Павла Павловича Рябушинского (1871-1924 гг.) , Алексея Борисовича Куракина (1809-1872 гг.) , Павла Ивановича Харитоненко (1852—1914 гг.) .

Помимо комплекса Спасской обители, основанной в XIII веке, в состав музея-заповедника были включены несколько памятников ярославской архитектуры и живописи XVII столетия. Среди них храмы и Богоявления, которые сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором пребывают в совместном ведении музея и Ярославо-Ростовской епархии РПЦ. Также в состав вошли церкви Николы Надеина, Рождества Христова и Иоанна Златоуста. Последнюю в 1990-е годы передали Ярославо-Костромской епархии РПСЦ.

Входим на территорию бывшего Спасского монастыря. Здесь размещены главные экспозиции музея - естественно-историческая, историческая, "Сокровища Ярославля" и выставка, посвященная «Слову о полку Игореве».

Перед нами келейный корпус , выстроенный в 1670-1680-х годах вдоль старой монастырской ограды.

Напротив здания выставлены макеты ульев, вызывающие особый интерес у детей и их родителей. Настолько активный, что неразумные туристы варварски влезают за палисадник, напоминая Гулливеров в стране лилипутов. После чего, разумеется, выслушивают укоры сотрудников музея. Не надо портить ценный объект ради памятной фотки в семейный альбом.

Ульи непростые, а выполненные в виде исторических сооружений, ранее стоявших в Угличском районе. Среди них макет кабака, датируемого 1750 годом, магазина 1812 года, принадлежавшего купцу Чекунову, и конторы крепостной управы XVIII века в селе Заозерье. Также здесь представлены макеты зданий из деревни Ворошилово - часовни XVIII столетия и терема XVII века, стоявшего в имении помещиков Арнаутовых. Интересен и макет избы крепостного крестьянина XVIII века.

Это макет терема Ворошиловских помещиков.

В фонде музея - более 300 000 памятников, связанных с историко-культурным и природным наследием Ярославского края.

Особой гордостью является собрание редкой книги, включающее рукописные и печатные книги XII-XX веков. В коллекции, например, есть три евангелия, относящиеся к домонгольскому периоду.

Недалеко от келейного корпуса стоит полевая скорострельная пушка образца 1903 года.

Это 76-мм артиллерийское орудие применялось в русско-японской, Первой мировой и гражданской войнах. Его модернизированный вариант использовался в Великой Отечественной войне. Пушка считается легкой, её масса в боевом положении - 1350 кг. Дальность стрельбы - 8,5 метров. Скорострельность - 10-12 выстрелов в минуту.

В годы Первой мировой воны австрийские и немецкие солдаты прозвали пушку "косой смерти", так как пехота, попадавшая под огонь её снарядов, выкашивалась почистую.

Заглянем в Спасо-Преображенский собор , воздвигнутый в 1506-1516 годах. Он считается древнейшим каменным сооружением Ярославля. Что, кстати, противоречит другому утверждению исследователей. О том, что первым каменным храмом города была 1622 года. Для строительства собора князь Василий III (1479-1533 гг.) прислал мастеров из Москвы, поэтому по архитектуре здание получилось сходным с простыми и строгими храмами Кремля.

Изначально собор окружало гульбище, позднее замененное галереей с открытой аркадой.

Внутри православных храмов не принято фотографировать, поэтому снимок только от дверей. В интерьере нет богатого внутреннего убранства, но можно увидеть множество фресок на стенах и сводах.

Слева от Спасо-Преображенского храма в 1827-1831 году пристроили излишне большую, по сравнению с собором, церковь Ярославских Чудотворцев, выполненную в стиле ампир. Слева стоит маленькая часовня с мощами трех святых.

В часовне похоронены епископ Ростовский Прохор, архиепископ Ростовский Трифон и схимонах Савватий "Верижник".

Епископ Прохор был одним из ближайших сподвижников митрополита Киевского и всея Руси Петра, и после его канонизации написал краткое житие святого. Московские князья Юрий Данилович (1281-1325 гг.) и Иван Данилович Калита (ок. 1283-1340/1341 гг.) ценили дипломатические способности Прохора и не раз давали ему политические поручения. В частности, в 1319 году он выступил посредником между между московским и тверскими князьями, добиваясь их примирения. Известно, что Прохор освящал первый каменный собор Успения в Московском Кремле. В конце жизни он вернулся в Спассо-Преображенскую обитель и принял схиму с именем Трифон. Скончался там же в 1328 году.

Архиепископ Ростовский и Ярославский Трифон был духовником князя Василия Васильевича Тёмного (1415-1462 гг.) . Являлся свидетелем важного события в жизни Ярославля - обретения в 1463 году мощей святого благоверного князя Ярославского и Смоленского Феодора Ростиславича Черного (ум. 1299 гг.) и его сыновей Давида (ум. 1321 г.) и Константина (ум. до 1321) . В 1467 году он сложил с себя сан и поселился в Спасском монастыре. Здесь Трифон и завершил свой жизненный путь в 1468 году. Канонизирован в лике святителей.

В 2010 году к тысячелетнему юбилею Ярославля был поставлен памятник-стела «Клятва князя Пожарского» , выполненный в мозаичной технике. На несколько месяцев в 1612 году древний город стал местом, куда стекалось народное ополчение. Этим важнейшим для русской истории событиям посвятил свою патриотическую картину народный художник России Василий Нестеренко.

В 2013 году на одной из аллей установили памятник Копейке , выпускавшейся в Ярославле с марта по июль 1612 года на временном монетном дворе, действовавшем, когда в городе стояло ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Серебряная денежка размером 19x14 мм и весом около 0,5 грамма, прозванная в народе "чешуйкой", находилась в широком обращении и шла на содержание народного войска.

Территория музея-заповедника радует своей ухоженностью, здания отреставрированы. Я была здесь несколько лет назад, и улучшения с того времени очень заметны. И не только в отношении музея, но самого города. Ярославль расцвел! С моей точки зрения туриста, он сейчас на 100% соответствует статусу города Золотого Кольца России. Не только по количеству, ценности и замечательному состоянию достопримечательностей, но и по уровню сервиса и практически идеальной чистоте улиц.

В музее-заповеднике можно посетить несколько постоянных экспозиций: Иконы Ярославля XVI - XVIII вв., Природа Ярославского края, Слово о полку Игореве, Сокровища Ярославля (ценности из местных монастырей и храмов, включая архиерейский дом) , Шестиногие хозяева планеты (о насекомых) , ЯрмаНка (интерактивная выставка о ярославских ярмарках) , Княжество уезд, губерния, От времени Ярославова…, История Спасо-Преображенского монастыря.

По данным Ярославского музея-заповедника, в год здесь бывает более 600 000 человек.

Самым впечатляющим в историческом комплексе, несомненно, стало посещение звонницы. С её смотровой площадки город открылся как на ладони, восхищая своими открыточными видами.

Звонница была построена в XVI веке, но впоследствии перестраивалась в сторону расширения и возвышения, став в результате одним из самых высотных зданий Ярославля.

Свой окончательный вид сооружение приобрело в XIX веке.

В тот период был достроен третий ярус в псевдоготическом стиле, над которым возвели небольшую ротонду, но в классических формах. Мешанина скажите, однако все вписывается в общий "русский стиль".

С такой высоты можно изучать город.

С неё видны многие храмы древнего города.

Перед нами масштабное здание трапезной с церковью Рождества Христова . Есть предположение, что оно было построено раньше Спасо- Преображенского собора, но тоже в начале XVI века. Поскольку трапезная предназначалась не только для питания монастырской братии, но и тожественных приемов, то она имела красивое внутренне убранство и превосходное для своего времени благоустройство. Тепло в помещения шло через отдушины от кухонного очага, а подача блюд осуществлялась непосредственно из поварни через люки. Нижнюю часть здания, помимо кухни, занимали хлебная, квасоварня и кладовые. На втором этаже, где располагалась трапезная, были устроены и жилые покои.

Неподалеку от стен бывшего Спасского монастыря красуется гарнизонная . Дата постройки - 1657 год.

Выше всех городских зданий взметнулась колокольня Сретенского храма , отстроенного в русском стиле в конце XIX столетия.

На гербе Ярославля изображен медведь. С ним связана легенда об основании города. Она рассказывает о победе Ярослава Мудрого над лютым зверем, которого напустили на князя местные язычники, не желавшие принимать христианство. Сразивший медведя секирой Ярослав был признан непокорным народом, а на месте битвы стали возводить новое поселение.

Город рос, становился краше, богаче и ныне является одной из жемчужин земли русской.

Спустившись в колокольни, мы отправились осматривать другие , которых в древнем городе оказалось очень много. О них в новых рассказах.

57.621389 , 39.888889
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дата основания ,
Местонахождение 150000, г. Ярославль , Богоявленская пл. , 25
Число посетителей около 65 тыс. в год
Директор Левицкая Наталья Васильевна
yarmp.yar.ru
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник на Викискладе

Яросла́вский госуда́рственный исто́рико-архитекту́рный и худо́жественный музе́й-запове́дник - одно из крупнейших учреждений культуры и объектов туризма Ярославля . С 1959 года музей-заповедник располагается в самом центре города, на территории упразднённого в 1787 году Спасо-Преображенского мужского монастыря . Музею принадлежит богатая коллекция икон и рукописей , драгоценных тканей и церковной утвари , произведений древнерусского искусства. На территории музея находится древнейшее из сохранившихся в Ярославле зданий - Спасо-Преображенский собор (начало XVI века), кроме этого в состав музея-заповедника входят шесть церквей, являющихся важнейшими ярославскими памятниками архитектуры и живописи XVII века.

История

В 1930-е годы в работе музея были 3 основных направления: изучение исторического прошлого, социалистическое строительство, природа и естественно-производительные силы края. Кроме основных были созданы историко-революционный, антирелигиозный и политехнический отделы. В 1938 году в Ярославском музее Институтом музейно-краеведческой работы был организовал показательный отдел социалистического строительства, на примере которого строились экспозиции в других музеях страны. Активно изучались промышленные предприятия, история рабочего движения, быт деревни, производительные силы региона. Велась большая экспедиционная работа. С 1934 года при музее стали создаваться кружки для учащихся. Сотрудники музея проводили лекции на предприятиях, в клубах и колхозах, в 1940-е годы выступали на радио. Работники музея пытались открыть новые музеи: антирелигиозный в Церкви Ильи Пророка (1938-1941), литературный в церкви Спаса на Городу (1939-1940), архитектурный в церкви Николы Надеина (1939-1940).

Церкви, принадлежащие музею-заповеднику

Филиалы музея

  • Мемориальный дом-музей Л. В. Собинова

Постоянные экспозиции

Вход со стороны Богоявленской площади

  • Аз-Буки (удивительная история русской азбуки)
  • «Ярмарка» для детей и взрослых
  • Во горнице, во светлице…
  • Заволжане. История незабытых слобод
  • Княжество. Уезд. Губерния. Область. Ярославский край с древнейших времен до XIX в.
  • Обаяние старинного фарфора
  • Образы Древнего Ярославля. Искусство XV-XVIII вв.
  • Русский кованый метал
  • Слово о полку Игореве…
  • Шестиногие хозяева планеты

Наиболее ценные (уникальные) коллекции

  • Коллекция денежных кладов - 54 монетных, 3 вещевых, 4 клада бумажных денежных знаков
  • Коллекция русского художественного серебра Ярославля и Москвы XIII - нач. XX вв. Большая часть из 2 тыс. произведений - предметы православного обряда - кресты, оклады икон, венцы, цаты, ковчеги, кадила и т. п. Изделия ярославских серебрянников являются не только уникальными историческими памятниками, но и высокохудожественными произведениями, выделяются ярким своеобразным стилем и высокой техникой исполнения
  • Коллекция редкой книги (рукописные, пергаментные и старопечатные книги к. XII - н. XX в.) - 12000 предметов, многие - национального и мирового уровня
  • Коллекция шелковых художественных тканей. Восток, Западная Европа, Россия (XVI-XX вв.) - около 800 предметов
  • Коллекция Ярославского провинциального портрета - 130 предметов
  • Мемориальная коллекция Н. В. Кузнецова (1902-1958) - более 800 предметов
  • Коллекция иконописи XVI-XIX веков. В составе собрания уникальные комплексы иконостасов Ярославских храмов
  • Коллекция лицевого и орнаментального шитья XV-XIX веков, в том числе работы знаменитых строгановских мастерских и местных монастырей. Около 300 единиц

См. также

  • Медведица Маша

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Музеи по алфавиту
  • Ярославский музей-заповедник
  • Историко-краеведческие музеи
  • Художественные музеи России
  • Естественнонаучные музеи
  • Музеи декоративно-прикладного искусства
  • Появились в 1865 году
  • Появились в 1924 году
  • Музеи СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ярославский музей-заповедник" в других словарях:

    Усадьба Коломенское Церковь Вознесения Господня в Коломенском Координаты … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Карабиха. Координаты: 57°30′34″ с. ш. 39°45′25″ в. д. / 57.509444° с. ш … Википедия

    Переславль Залесский государственный историко архитектурный и художественный музей заповедник Дата основания 28 мая 1919 Местонахождение 152024 … Википедия

Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма на средства купеческой династии Назаревых-Гурьевых. Это второй каменный храм на посаде. Освящен в 1644г. В 50-е гг. XVII века над воротами церковной ограды возвели шатровую колокольню-церковь, уникальный памятник русской архитектуры этого типа. Колокольня соединялась арочным переходом с церковью Рождества и составляла с ней один из самых живописных ансамблей в городе.Рождественский храм возводился в два этапа. Юго-западный Казанский придел встраивался в уже доведенную до половины высоты постройку, что значительно обогатило традиционную композиционную схему памятника (центральный высокий куб на подклете с первоначальным пятиглавием, двухярусная обходная галерея, завершающаяся на востоке двумя небольшими приделами, домообразное крыльцо). Декор памятника достаточно лаконичен. Широко применены кессоны-ширинки — профилированные нишки, украшающие крыльцо, галереи основного храма и Казанского придела. Интересны изысканными почти скульптурными формами колонки внутренних сеней Казанского придела и «корсунский» крест, венчающий придельную главу — образец высокого мастерства ярославских кузнецов и медников XVIII века. Впервые в Ярославле в декоре храма используются «муравленные»изразцы, которые введены отдельными вставками на крыльце, горизонтальными поясами вокруг центрального барабана и по верху абсидных полукружий на восточном фасаде. Уникальным является изразцовый фриз, идущий по периметру четверика, отделяя позакомарные полукружия от глади стен. Здесь помещена храмозданная летопись, содержащая имена жертвователей, представителей двух поколений семьи Назарьевых-Гурьевых. Гурьевы получили от царской казны на откуп богатейшие рыбные ловли на Каспии, откуда шла в столицу и верховые города красная рыба, зернистая и паюсная икра. Для защиты промысла от калмыков и яицких казаков купцы построили крепость, давшую впоследствии начало городу Гурьеву (территория Казахстана). На протяжении XVII-XIX веков представители семьи Гурьевых оставались щедрыми жертвователями Рождественской церкви. Центральный храм был расписан в 1683-1684 годах по заказу Ивана Гурьева и его сыновей. Имена мастеров, выполнявших стенописи, неизвестны. Возможно участие известных ярославских художников Дмитрия Семенова и Федора Игнатьева. Общая система росписи традиционна: в алтаре — сюжеты на литургические темы, в куполе — евангельские сюжеты, на столпах — монументальные фигуры святых, из которых нижние — «небесные патроны» членов семьи Назарьевых-Гурьевых, начиная с основателей рода Назария и Гурия. Южная и северная стены храма разбиты на 6 ярусов. Два верхних рассказывают о земной жизни Христа. В третьем ярусе помещены «Стасти Христовы» — первый в ярославской монументальной живописи развернутый цикл композиций о страданиях Христа, позже ставший традиционным. Большинство сюжетов следующего, Богородичного, яруса ранее не встречаются в ярославских фресках. Здесь художник иллюстрирует новеллы из книги Иоанникия Галятовского «Новое небо с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы» (1667 г.). В пятом ярусе южной стены дана оригинальная трактовка «Деяний апостолов»: художник представил только проповеди и мученические кончины тринадцати апостолов. Начинается апостольский ярус с монументальной фигуры Христа с крестом и евангелием в руках — своеобразным прологом, предвосхищением мученических кончин апостолов за Христову веру. На северной стене в этом же ярусе впервые даны композиции, ставшие в последующих работах ярославских мастеров очень популярными: иллюстрации «Отче Наш», «Символа Веры», «Семи Таинств». На западной стене, кроме традиционной сцены «Страшного Суда», размещены часто встречающиеся в иконописи, но редкие для настенных росписей композиции: «Богоматерь — живоносный источник» и «Всякое дыхание да хвалит Господа». Последняя является одной из самых примечательных композиций ярославских стенописей XVII века. Нижний ярус — орнаментальный. По яркой золотистой охре мастерски написаны зеленые стебли и листья с крупными красно- коричневыми цветами. Стенописи церкви Рождества Христова являются первым живописным ансамблем, выполненным ярославскими мастерами без привлечения иногородних художников. Ансамбль отмечен большой иконографической свободой, использованием обширного круга новых тем, сюжетов, литературных источников. Он дает яркое представление о начальном периоде декоративно-повествовательного стиля ярославской школы монументальной живописи XVII столетия. Иконы пятиярусного резного иконостаса представляют собой один из немногих сохранившихся образцов целостного ансамбля икон первой половины XVII века. Первоначальный тябловый иконостас в начале XVIII века был заменен барочным. Царские врата являют собой мастерски выполненную скульптурную композицию «Сошествие Святого Духа на апостолов», боковые входы в алтарь украшены выразительными фигурами ангелов в рост. В настоящее время в церкви проводятся реставрационные работы.

Ярославский музей-заповедник относится к числу наиболее значимых научно-просветительских центров страны. Располагаясь в самом центре тысячелетнего города, он как будто бы является его сердцем. Сердцем, которое бережно хранит память о славном прошлом края и охотно делится своими воспоминаниями с окружающими. Нередко музей-заповедник называют главной достопримечательностью Ярославля. Именно здесь в единый комплекс объединены выдающиеся памятники архитектуры, исторические реликвии и современные подходы к просветительской деятельности.

Полное название этого выдающегося учреждения культуры - Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Оно в полной мере соответствует содержанию. В музейный комплекс входит старейший в Ярославле Спасо-Преображенский монастырь, пять великолепных храмов и три филиала, расположенных на территории города и за его пределами.

«Штаб-квартира» музея-заповедника находится на территории Спасо-Преображенского монастыря . Его мощные белокаменные стены с башнями напоминают средневековые укрепления для защиты от неприятеля. Именно из-за них это учреждение культуры часто путают с Ярославским кремлём, который, к сожалению, до нашего времени не дошёл. А вот монастырские стены, возводившиеся в XII - XVI веках, сохранились. И сегодня за ними скрывается не только административное здание музея с экспозициями, но и уникальные памятники архитектуры средневековья:

  • Преображенский Собор,
  • оригинальная звонница XVI века,
  • Святые ворота,
  • трапезная,
  • храм Ярославских Чудотворцев и др.

Основан мужской монастырь был ещё в XII веке. Несколько позже здесь появились первые постройки. Главный храм в честь Преображения Господня был возведён в начале XIII века. В 1501 году он практически полностью сгорел во время пожара. Заново отстраивали Спасо-Преображенский собор в 1506-1516 годах московские мастера. Он был установлен на уцелевшем фундаменте, имел три главы и практически полностью лишён декоративного убранства.

Ярославский монастырь пользовался известностью и заслуженным авторитетом в Московском государстве. Великие князья, а затем и цари преподносили ему свои дары. В конце XVIII века монастырь по указу императрицы Екатерины II был преобразован в Архиерейский двор. В этом статусе он просуществовал вплоть до революции 1917 года. В первые годы советской власти здесь разместились склады хозяйствующих субъектов, а затем военкомат и учебные аудитории. И только в конце 1950-х годов уникальный памятник старины был передан в ведение музея-заповедника.

Само музейное учреждение к тому моменту существовало уже около века. Ведь свою историю Ярославский музей-заповедник ведёт с 1865 года, когда были открыты первые экспозиции Общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении. В 1895 году в городе появилось Древлехранилище. Этот музей древностей был создан при Ярославской губернской ученой архивной комиссии.

В 1920-е годы на базе этих учреждений были созданы целых три культурно-просветительских центра:

  • художественная галерея,
  • музей книги,
  • музей древнерусского искусства.

В 1924 году их объединили в единый комплекс, который в 1930 году получил название краеведческого. Музейные коллекции наполнялись новыми уникальными экспонатами. Учреждение приобретало всё большую значимость для города и области. В 1969 году ему было присвоено современное наименование. К комплексу присоединили выдающиеся памятники церковного зодчества и православной живописи: церкви Николы Надеина, Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, Богоявления, Рождества Христова. Первоначально в этом списке был и храм Иоанна Златоуста в Коровниках. Но в 1990-е гг. архитектурный ансамбль был полностью передан старообрядческой церкви.

Сегодня помимо названных соборов музей-заповедник имеет три филиала - мемориальный дом-музей легендарного русского тенора Л.В. Собинова, музеи боевой славы и «Космос». «Космос» посвящён первой женщине-космонавту В.В. Терешковой. Он расположен на малой родине Валентины Владимировны - в поселке Никульское Тутаевского района.

Музей боевой славы находится в Ярославле в непосредственной близости от воинского мемориального кладбища. Его экспозиции, расположенные под открытым небом, рассказывают о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны.

А мемориальный комплекс Л.В. Собинова можно посетить на улице с одноимённым названием. Здесь можно увидеть личные вещи великого певца, атрибутику эпохи, в которой он жил.

А вот об истории края в целом Вы узнаете, побывав на территории Спасского монастыря, где расположены постоянные экспозиции музея-заповедника. Они посвящены природе и истории Ярославской области, флоре и фауне региона, сокровищам Ярославля, его искусству и архитектуре и др. Отдельная экспозиция расскажет об уникальном памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве». Единственный список этого поистине выдающего произведения русской словесности был найден А.И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века в библиотеке Спасо-Преображенского монастыря.

Всего в фондах учреждения собрано более 300 тысяч различных экспонатов. Среди них - предметы церковной утвари и бытового обихода, одежда, ценные монеты различных эпох, уникальные иконы XII-XVI веков, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства и многое другое. Особую ценность представляют коллекции рукописных и печатных книг, в том числе, евангелия, относящиеся к домонгольскому периоду. Постоянно пополняются коллекции археологических памятников и фотофонды музея.

Сотрудники учреждения ведут активную исследовательскую деятельность. Они проводят научные конференции не только общероссийского, но и мирового уровня.

Есть в мировой культуре алмаз необыкновенной ценности – «Слово о полку Игореве». Кем оно было написано – доподлинно неизвестно. А вот где найдено – в том нет тайны - в жемчужине православной архитектуры – Спасо-Преображенском монастыре. В Ярославле. Величественному архитектурному ансамблю, в котором и сегодня чувствуется первозданный дух, мощь ярославской земли уже более восьми веков. Сегодня здесь государственный музей-заповедник, доступный всем тем, кому небезразлична родная культура, и кто просто, любопытства ради, заглянул в приветливо открытые двери заповедника. А посмотреть здесь и полюбоваться есть на что. Русские зодчие строили с любовью.

Три главных храма

Как только переступаешь ворота бывшего мужского монастыря, время совершает невообразимый кульбит: величественные храмы, уникальная роспись, многоярусные аркады галерей, аскетичные щелевидные окна… - XIII-XVI века обступают тебя со всех сторон. Три брата с мудрым спокойствием взирают с высоты золоченных куполов:

Собор Спаса Преображения;

Церковь Ярославских Чудотворцев;

Церковь Рождества Христова (Крестовая).

Собор Спаса Преображения

Главным величают собор Спаса Преображения – древнейший храм, купола которого взметнулись в небо в первые два десятилетия XIII века. К сожалению, на ту пору он был деревянным и сильно пострадал от жесточайшего пожара XVI века. И на его фундаменте был построен белокаменный храм с круглыми окнами на полукруглом прясле стен, широким орнаментом портальных откосов, открытой лоджией-галереей с западной стороны фасада. Восточная же сторона полна монашеского аскетизма – окна-щели, глухие стены. Есть в нем черты Благовещенского Собора Московского Кремля, по образу которого и возводился, и своя особая харизма некой двойственности стилей.

Ярусное чередование объемов, ряды однотипных арок, что опираются на колонны, цветистые росписи добавляет собору изящную живописность. Роспись собора, дошедшая в наше время со средних веков – живой свидетель искусности своих создателей (московских иконописцев Лариона Леонтьева сына, Третьяка, Федора Никитина детей, ярославских художников Афанасия и Дементия Исидоровых – их доподлинные имена и сегодня отчетливо читаются в «клейме» северо-западного столпа): сюжеты Страшного суда с автентичным изображением иноземцев чужой веры в инородных для веры православной культуры чалмах, остроконечных меховых шапках; фрески, где достоверные копии семи вселенских храмов, со высокими звонницами, многоглавыми церквями, восьмискатные кровли моноглавных соборов; аскетичный образ, предсказавшего появление Мессии Ионна Предтечи – сына праведной Елисаветы и пророка Захария; полуфигура Всевластителя, что окружена своими прародителями – невесомая, изящная, поэтичная и вместе с тем экспрессивно насыщенная; живописное изображение прядущей кудель служанки, всадников, несущих благую весь во все города и веси, купание младенца; фрески с изображением небесного покровителя Ярославля – князя смоленского и ярославского Федора Ростиславовича Черного (историческая личность) и сыновей его…

А подле крестом раскинувшегося Собора Спаса Преображения – высочайшая и красивейшая ярославская звонница с церковью Печерской Иконы Богоматери, с расписанным прямо на стене иконостасом. Беседки-ротонды, перекрытые своды аркад, круглый купол – классика церковной архитектуры. На ее звонном ярусе – 18 уникальных колоколов, старшему из которых уже пять веков. А в благовестном колоколе ярославской звонницы более 100 пудов веса! Тому, кто преодолеет сотни ступенек славного столпообразного четырёхъярусного строение, в ротонде и третьем уровне которой с легкостью узнается дух архитектурного романтизма, откроется потрясающий вид на музейный комплекс и город.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Церковь Ярославских Чудотворцев - Феодора, Давида и Константина – которую также величают церковью Входа Господня в Иерусалим. Причина двойственного названия – тот же страшный пожар, что разрушил Собор Спасо-Преображения. До него храм был посвящен Входу Господнему в Иерусалим. После – в подклете нашли мощи святых покровителей Ярославля. Построили на старом фундаменте новый храм и именовали его по-новому. Цоколь же входоиерусалимской церкви сохранился, его и сейчас можно увидеть в подклете

Она – образец классицизма: циркулярные перемычки окон, что окаймлены колонками из белого камня и нарядными кокошниками, просторная трапезная, трехступенчатый полукруглый выступ здания, увенчанный монументальным куполом, парадная белокаменная лестница, крытая галерея, поддерживающаяся шестью точенными колоннами. Церковь примыкает к Собору – северной частью своего фасада. Кстати, с этой же стороны особо внимательные посетители музея с легкостью заметят отголоски XVII века – фрагменты кладки и «катушек».

Крестовая церковь

Крестовая церковь, или церковь Рождества Христова на сегодняшний день – обезглавленный храм. Беда случилась с ней во времена гражданской войны – в 1918 году – строение изрешетили пули и снаряды. Изначально же она была построена в XVI веке, позже здесь появились новые пристройки.

В свое время она была составным элементом трапезной монастыря – до вкушения еды и после нее монахи читали в ней молитвы. Несмотря на то, что когда-то в ее нижнем этаже были кладовые и кухня «поварня», церковь имеет вид непреступной крепости с маленькими окнами-бойницами – времена её возведения были суровые и жизнь монахов – далеко не сахар. Веру православную защищали порой с оружием в руках. Полукруглые уступы стен, уходящие вглубь, поддерживают ощущения защитного сооружения.

И все же при всей ее архитектурной строгости есть особый вид украшений, искусно созданный не изразцовым, а обычным кирпичом – своеобразный орнамент кладки. Кроме того средину и углы цельных, монотонных стен прорезают выступы в виде пилястр, отдаленно напоминающие бревенчатые выступы (очень необычное для каменного здания дополнение по нынешним временам). Церковная трапезная была искусно выложена фресками (фрагменты которой можно увидеть и сегодня). Интересна она еще и своим комфортным обустройством: тепло от кухонного очага по отдушинам поднималась на второй этаж церкви (а он был жилой), еда для монахов и именитых гостей монастыря подавалась через специально проделанные люки-лифты - гениальное техническое решение средневековья!

Здания музея-заповедника

Настоятельские покои – пышный дворец родом из XVII века, не смотря на то, что на нижнем этаже его были когда-то хозяйственные службы. Когда-то здесь останавливались практически все монархи Руси-матушки, что частенько навещали Ярославль. Сегодня здесь выставочные залы и аура таинственности. Кстати, в прошлом веке, во время реставрации церкви был найден клад: не утвари и посуды, летописей и икон, а серебряных монет!

Башни

Кроме трех храмов-братьев, в Спасо-Преображенском монастыре сохранились аскетические кельи монастырской братии, отстроенные в XVII веке (сегодня здесь изумительная по своей красоте и значимости культурная экспозиция) , Западные, Северные, Водяные и Святые ворота (возведенные в XVI веке), Семинарский корпус, Дом ризничего, Трифоновская часовня, башни XVI-XVII веков.

Кстати, изначально последних было шесть. Сегодня их четыре:

Богородицкая;

Михайловская;

Богоявленская;

Угличская.

В Богородицкой глухой, без ворот башне, что была построена в XVII веке в виде неприступной каменной крепости, и сегодня можно увидеть подвал с потайным ходом, по которому монахи беспрепятственно могли передвигаться во время осады монастыря по всему его периметру и надежно укрыться от врагов. Мощные стены с угловыми и срединными выступами, пирамидальный купол, сторожевые вышки, окна бойницы – монахи были не из робкого десятка.

Михайловская башня – восьмигранное строение с лжеокнами. На сложной барочной кровле – золоченный шпиль. Ранний провинциальный классицизм. Функция её скорее декоративная, чем практично-боевая. Но было так не всегда. Когда-то юго-восточный проход к монастырю перекрывала проездная башня Михайло-Архангельского храма.

Богоявленская башня – мини-фортификационное двухярусное строение в псевдоготическом стиле. Двойные ряды стройных высоких окон. Со всех сторон её округлых стен – каменные готические конической формы башенки – контрфорсы с пинаклями. Глубоко врезавшиеся в стену экседры, рустованные стены второго уровня, Появилась она уже в XIX веке – на месте первоначальной, что в XVII веке защищала западные ворота в монастырь-крепость и была, кстати, построена самой первой из ныне сохранившихся.

Угличская башня очень похожа на Богородицкую. Та же мощь, те же сторожевые башни, но она была проездной. Построена она на месте деревянной, что перекрывала дорогу на Углич. Несколько боевых уровней, верхний из которых мушкетный, нижний – пушечный. Средина – место для кипятка или кипящей смолы. И все же суровая мощь дополнена своеобразным мужественным изяществом – крыша галереи, что проходит по всей монастырской стене, опирается на стремительно возносящиеся вверх ярусные ряды.

Святые ворота

Святые ворота тоже относятся к фортификационным сооружениям. Над ними – дозорная вышка, где висел когда-то колокол-набат (и остатки надвратной церковки – до нас дошли только её галереи), внизу два прохода: широкий для конной процессии, узкий – для пеших воинов. С одной стороны – захаб (специальное оборонительное строение, попадая в которое враг оказывался в каменном глухом мешке – со всех сторон глухие стены, сверху – обжигающий кипяток или стрелы). К сожалению, сейчас о нем остались только воспоминания. Внутренняя роспись Святых ворот была украшена фресками, заставляющими каждого вошедшего в монастырь задуматься о суетности бытия: сцены Страшного суда. Эпизодические фрагменты апокалипсиса и сегодня выглядят весьма впечатляюще. А еще здесь стела-памятник «Клятва князя Пожарского» - прорубленное арочное окно в славное прошлое русской истории. Отсюда Пожарский выступал на защиту родной земли. И места, в которых закалялось мужество русского духа стоит навестить сегодня. Каждый уголок музея пропитан историей.

Экспозиции и Музеи

Практически в каждом здании здесь расположилась постоянная экспозиция, либо проходит интересная выставка. Список постоянных экспозиций:

- "Слово о полку Игореве" - экспозиция древних и уникальных книг X - XVIII веков.

- "Природа Ярославского края" - природоведческий музей Ярославской области. Основная часть экспонатов это восковые фигуры и небольшие панорамы, изображающие местную природу.

- "Иконы Ярославля XVI - XVIII веков" - огромная экспозиция икон

- "История Ярославского края" - коллекция предметов, обнаруженных при раскопках в Ярославле. В экспозиции представлены уникальные предметы, которые полностью раскрывают историю города.

- "ЯрмаНка" - экспозиция различных интересных предметов XIV - XIX веков, которые можно было приобрести или повстречать на ярмарке

- "Княжество, уезд, губерния"- эта экспозиция рассказывает о политической, экономической и культурной истории Ярославского края в период с XVI по XIX вв.

- "Сокровища Ярославля" - уникальное собрание ювелирных украшений, а так же предметов роскоши XIV - XIX веков

- "Шестиногие хозяева планеты" - экспозиция, посвященная насекомым, населяющим нашу планету. Огромное собрание самых интересных образцов не только России, но и всего мира.

История Спасо-Преображенского Монастыря

Спасский монастырь считается древним мужским упраздненным монастырем, который был построен в Ярославле и отыграл в нем огромную роль. Непосредственным местом расположения монастыря является Богоявленская площадь возле Московского моста. Он славится сохранившимся на его территории архитектурными памятниками 16-19 веков. Именно здесь обнаружили известное «Слово…» - древнерусское литературное наследие. Покровитель монастыря – князь Константин из Ростова.

- первая половина 13 века

Спасо-Преображенский монастырь для Ярославля сыграл важную роль, ведь очень долго был духовной, культурной и экономической составляющей города. Его основали в 12 веке. В летописях о монастыре речь идет с 1186 года. Изначально он был выполнен из дерева. С 1216 по 1218 года в монастыре впервые функционировало духовное училище, которое позже перевели в Ростов. С 1216 по 1224 года для монастыря ознаменовались строительством Спасо-Преображенского собора, инициатором чего выступил князь Константин.

Образовавшееся Ярославское княжество стало толчком для возведения в 1218 году в юго-восточном углу собора миниатюрной Входоиерусалимской церкви. К сожалению, увидеть ее в наши дни не представляется возможным. Кроме того, в первой половине века монастырь обзавелся собственной большой библиотекой. В связи с этим начались работы по переписыванию рукописных книг.

- 14-15 века

Власти Спасо-Преображенского монастыря духовно наставляли всех князей Ярославля. Такое положение духовников разрешало им оказывать влияние на дела князей, их политические взгляды и при этом удовлетворять свои личные интересы.

В подклете Спасо-Ярославского монастыря неоднократно хоронили удельных князей. В этом месте покоится не только Федор Черный и его дети - Давид с Константином, но и Василий Грозные Очи и местный правитель – князь Александр. Последний был погребен в 1471 году после того, как Ярославль присоединили к Москве. С 1463 года подклет Входиерусалимской цервки хранит мощи Чудотворцев Ярославля. К их числу относится Святой Благоверный князь Федор с Давидом и Константином. В этом же году Иван ІІІ с митрополитом Филиппом заказали у московских умельцев житие Федора Черного. Благодаря житию ярославские чудотворцы оказались в пантеоне всех русских святых и стали самой важной святыней города.

- 16 век

В 1501 году монастырь был разрушен из-за воспламенившегося пожара. Через пятнадцать лет после трагедии монастырь построили снова. В качестве образца были взяты Благовещенский и Архангельский соборы кремля, находящегося в Москве. Сейчас Спасо-Преображенский монастырь считается самым старым строением Ярославля. Его фрески писались с 1563 по 1564 года. Они выступают в качестве древнейшего памятника стенописи в Ярославле, который сохранился со времен Ивана Грозного. В то время возвели первую башню из камня, которую назвали Святыми воротами.

Московские и местные художники для обновленного собора создали огромный иконостас, шестнадцать икон с храмовым образом которого можно увидеть и в двадцать первом веке. В этом же время возвели звонницу, Трапезую палату и Крестовую церковь, а стены из дерева заменили каменными. После этого монастырь стали считать очень укрепленной частью Ярославля. Особое расположение к памятнику архитектуры имел Иван Грозный. Им было пожаловано монастырю 55 грамот, а его сыном - 12.

- 17-18 века

В первой половине 17 века Спасскому монастырю совместно с Ярославским кремлем пришлось выдержать осаду, которую организовал пан Будзило с воеводами Наумова. Длилось это около одного месяца. В 1612 году именно с монастыря отправилось ополчения Минина и Пожарского освобождать Москву.

Весной 1613 года в монастырь радостно принял Михаила Романова, который держал путь из Ипатьевского монастыря в Москву. Будущий царь с этого места отправил грамоту с согласием на престол. Через некоторое время именно он даст монастырю около двадцати жалованных грамот.

С 1621 по 1646 год монастырь обзавелся каменными башнями – Богородицкой, Угличской, Глухой, Михайловской и Водяными воротами. Последняя четверть века ознаменовалась постройкой Келейного корпуса. К концу 17 века монастырю принадлежала огромная территория, и вырос ряд слобод. Спасский монастырь обрел небывалое ранее влияние.

В 18 веке в монастыре открыли Ярославскую духовную славяно-латинскую семинарию. По истечению 30 лет она обучала 300 человек. Во второй половине века монастырь стали называть Ярославским архиерейским домом. Это произошло из-за того, что в Ярославль перенесли кафедру ростовского митрополита. В это время появляются такие постройки, как Семинарский корпус с Церковью ярославских чудотворцев, Смоленской часовней, ризницей.

- 19 век – наше время

В начале 19 века было завершено возведение келейного корпуса, а немного позже отремонтированы святые ворота со стенами. К монастырю по проекту Панькова была пристроена звонница. Именно этот человек занимался реконструкцией одной из стен монастыря. Он хотел сделать грозные укрепления более «благообразными». Благодаря Панькову, грозные башни со стенами стали ложноготическими конструкциями. Они стоят и в наши дни, выполняя декоративную функцию.

Ярославское восстание 1918 года негативно повлияло на целостность монастыря. Через два года было принято решение о реконструкции поврежденных частей монастыря, а несколько позже была разобрана главная часть древних пристроек. В 1918 году прекратил свое существование Архиерейский дом. Территорию монастырь отвели для разных организаций, а некоторые помещения переоборудовали под жилье. Здесь были заведения, в которых проводилось обучение, с военкоматом. Вторая половина 20 века является началом работ, которые предполагали проведение реставрации. С 1959 года и по наш час здесь находится Ярославский историко-архитектурный музей. Сейчас музей посещает большое количество людей.

Адрес: Ярославль, Богоявленская пл., 25



Рассказать друзьям