Что одеть деду морозу на ноги. Как выглядит и одевается Дед Мороз? Пару слов о Снегурочке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дед Моро́з (Де́дко Моро́зко) - персонаж русских легенд, в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.

Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.

18 ноября в России официально[источник?] празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату ему придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.

История Деда Мороза

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) – славянское божество, повелитель зимнего холода. Мороз – сын Мары-смерти и мудрого Велеса. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слёзы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака. Супруга Мороза – сама Зима. Помощники – Мароссы (Трескуны). Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы – непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С ноября по март Мороз так силён, что даже солнце перед ним робеет.

Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек; в пьесе Островского «Снегурочка» и поставленной на ее основе одноименной опере Римского-Корсакова Дед-Мороз - властный и жестокий старик, воплощение зимы. Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый имидж: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник.

На праздник приходит с внучкой - Снегурочкой. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.

Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза - поначалу он собирал жертвоприношения - воровал детей и уносил их в мешке. Однако со временем - как это часто бывает - всё стало «с ног на голову», и под влиянием православных традиций. Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР: Дед Мороз стал символом праздника Нового Года, постепенно заменившего наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России праздник Рождества Христова.

По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза».

Великий Устюг - родина Деда Мороза

В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

В советское время, согласно фильмам и мультфильмам, Дед Мороз обычно жил на Северном Полюсе.

Аналоги Деда Мороза в национальных регионах России и в других странах

В разных странах и у разных народов существуют свои новогодние и рождественские персонажи - аналоги русского Деда Мороза.

У многих народов России имеется «свой» Дед Мороз. Например, у карел его зовут Паккайне, что в переводе с карельского языка означает «Морозец». Паккайне молодой, его день рождения - 1 декабря.

В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове - красный колпак.

В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.


Йоулупукки.

А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.

В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.

Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.

На Кипре Деда Мороза зовут Василий.

В Италии к детям приходит старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.


старушка Бефана.

В Стране Басков Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина.

В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Крэчун (Moş Crăciun). Он очень похож на нашего Деда Мороза.

В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках - длинный кнут.

В Узбекистане его зовут Корбобо (Qorbobo дословно "Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.


Корбобо

В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы.

В Молдавии, как и в Румынии, Деда Мороза называют Мош Крэчун (Moş Crăciun).

Внешние отличия Деда Мороза и Санта Клауса

1. Головной убор.

У Деда Мороза – шапка, отороченная мехом. У Санта-Клауса – ночной колпак с помпончиком.

Дело в том, что в России зимой в мороз без шапки на улицу не выйдешь, и никакой колпачок не спасёт от мороза.
Если быть точным - красная шапка на голове Деда Мороза должна быть расшита серебром и жемчугом. Оторочка, или залом, должна быть отделана белым мехом с треугольным вырезом выполненным на лицевой части - стилизованные рога. Форма шапки - полуовал, так как круглая форма шапки традиционна для русских царей.
2. Борода

У Деда Мороза – длинная, до пояса (классическая – до пят).
У Санта-Клауса – короткая борода лопатой.
3. Верхняя одежда

У деда мороза – тёплая шуба до пят; подпоясанная.
У Санта-Клауса – короткая куртка.

Различие обусловлено разницей климата. В Европе зимой тепло, а на российском севере без шубы (полноценной шубы) замёрзнешь.
Если быть точным - шуба должна быть длинной (обычно красной), расшитой серебром - в виде восьмиконечных звезд, гуськов, крестов и других элементов традиционного русского орнамента, отороченная лебединым пухом (или любым белым мехом).

4. Цвет шубы

У Деда Мороза шуба может быть красная, синяя, и даже белая (допускаются и другие цвета, ассоциирующиеся с морозом).
У Санта-Клауса (как рекламирующего Кока-Колу) – только красная (цвета товарного знака рекламируемого напитка).
5. На руках

У Деда Мороза – тёплые рукавицы.
У Санта-Клауса – лёгкие перчатки.

Рукавицы хороши для осени, но в морозы лучше носить варежки.
Классический образ требует, что бы варежки были трехпалые белые, расшитые серебром - символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. Трехпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита.
6. В руках

В руках Дед Мороз держит посох.
У Санта-Клауса – ничего.

Во-первых, с посохом легче пробираться по сугробам. А во-вторых, по легенде, как раз посохом Дед Мороз и морозит.
Классический посох - хрустальный или серебренный "как хрусталь". Ручка витая, также серебристо-белой цветовой гаммы. Сам посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья.
7. Пояс

У Деда Мороза – белый пояс; либо с оторочкой под цвет шубы.
У Санта-Клауса – ремень с пряжкой. (Может быть дембельский? :-))

Опять же – разница климата. На морозе кожаный пояс просто треснет. Да и как в рукавицах можно застегнуть пряжку?

У Санта-Клауса – штаны.
У Деда Мороза штаны не видны под шубой.
Хотя классический образ требует, что бы и рубашка, и брюки обязательно были белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
9. Обувь

У Деда Мороза – белые валенки.
У Санта-Клауса – чёрные сапоги. (Может быть кирзовые, оставшиеся от службы в армии? :-))

Обусловлено разницей климата. Европейские зимы – мягкие, тёплые, в русский мороз лучшая обувь – валенки.
Классический образ допускает серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком (но только не чёрные). А в морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки.
10. На лице

У Санта-Клауса – очки. (Видимо, слабое зрение.)
Дед Мороз – видит хорошо, поэтому никаких очков!
11. Транспортное средство

Классический Дед Мороз передвигается пешком.
Современный – в санях, запряжённых тройкой лошадей.
Санта-Клаус ездит в повозке запряжённой оленями.

Санта-Клаус живёт в Лапландии, где нет лошадей, но есть олени. Русский Дед Мороз использует традиционное для России средство передвижения.
12. Во рту

Санта-Клаус курит трубку (в последнее время эта деталь встречается всё реже).
Дед Мороз ведёт здоровый образ жизни, и не курит.
13. Помощники

Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка. (До революции – ангелы).
На Санта-Клауса работают эльфы (хоть и добрые, но всё-таки нечистая сила).
14. Снегурочка

Снегурочка – внучка Деда Мороза, которая повсюду его сопровождает. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Ну и парочку приколов на тему Деда Мороза

Добрый Дедушка Мороз – это исконно русский персонаж, поздравляющий детишек под новый год. В других странах работают его "коллеги" по ремеслу, самый знаменитый из которых – Санта Клаус.

Главный герой новогоднего праздника традиционно ассоциируется у нас с белоснежными сугробами, суровой вьюгой, расписными узорами на окнах. Тем не менее, родина Санта Клауса - это жаркий юг, а точнее Малая Азия. Здесь, в городе Мира в III-IV веках нашей эры жил прототип Санта Клауса архиепископ Николай. Согласно преданию, некий обедневший человек, которому нечем было кормить трёх своих дочерей, решился с отчаяния продать их в рабство. Узнав об этом, Святой Николай в ночь накануне Рождества подбросил в дымоход их дома три мешочка с золотом, которые попали прямо в чулки дочерей, сушившиеся у печки. Проснувшись утром, отец нашел эти подарки и изменил свои планы, а в скором времени выдал всех трёх дочерей замуж. С тех пор и повелась традиция класть новогодние подарки в декоративные носочки возле камина.

Архиепископ Николай скончался в 40-е годы IV века и после смерти был канонизирован. Похоронен он был в Демре, на территории нынешней Турции. На месте, где он покоился, была построена церковь, которая и по сей день называется "Баба Ноэль Килизе" - церковь Батюшки Рождество. Итальянские легионеры, выкравшие мощи Святого Марка, не могли пройти мимо такой реликвии и в 1087 году они выкрали мощи святого Николая и перевезли в город Бари. Легендарный архиепископ стал объектом поклонения всех христиан Западной Европы.

А позднее голландские переселенцы привезли обычай ожидать на Рождество появления Синтер Клааса, как они его называли, в Америку. Хотя прижилась там эта традиция не сразу: лишь в 1822 году поэт Клемент Кларк Мур написал стихотворный цикл "Приход святого Николаса", ставший необыкновенно популярным. В стихах описана встреча мальчика с этим добрым волшебником в преддверии рождественского праздника. Там-то Синтер Клаас и стал фамильярно называться Санта-Клаусом. За два века сформировался образ Санта Клауса, как в меру упитанного весельчака невысокого роста, с густой белой бородой, в коротком тулупчике и колпаке.

Во что одет Санта Клаус?

Детали внешности и туалета новогоднего персонажа у разных народов варьируются: если головной убор североевропейских и американского дедов представляет собой колпачок, да и тулуп скорее можно назвать полушубком, то, скажем, французский Пер Ноэль изображался в длинной шубе и шапке с меховыми полями. Голландский Синтер Клаас носит красную митру с крестом, напоминающую о том, что его прародитель всё-таки был архиепископом. А английский Фазер Кристмас (Папаша Рождество) хоть и похож на своего американского коллегу, но, как гордо сообщают англичане, шуба и борода у него на несколько сантиметров длиннее, чем у заокеанского Санты. Австралийский Санта-Клаус, в силу специфики новогодней погоды в Южном полушарии, приходит на праздник в купальном костюме-комбинезоне, но тем не менее в отороченном мехом колпаке, легком полушубке и с неизменной белой бородой.

Где живет Санта Клаус?

Понятно, что современным детям трудно объяснить, что их любимый зимний волшебник родился в тех местах, где и снега-то не бывает. Поэтому за место проживания "самого настоящего" Санта-Клауса между северными странами развернулась жёсткая конкуренция. Норвежцы, например, считают, что подарки на Рождество должен разносить рождественский гном - Юлениссен, живущий возле городка Дребак, и не признают никаких альтернативных вариантов. А маленькие шведы знают наверняка, что подлинного Санту на самом деле зовут Юлтомтен и что живёт он возле города Мора, в пещере у подножия горы Гезундабергет. Их соседи, финны, и слышать об этом не хотят - они-то уверены, что главного распорядителя рождественских праздников зовут Йоулупукки. У него, как ни у кого другого, налажена система слежения и оповещения, какие подарки хотят получить его подопечные дети. Внутри горы Корватунтури, близ которой он живёт, находятся высокочувствительные пещеры Кайкулуолат. Тридцать помощников - гномов денно и нощно слушают в этих пещерах, как играют дети во всем мире и как они себя ведут. На основании гномьих отчётов Йоулупукки делает выводы, что дарить конкретному ребёнку и заслуживает ли он подарка вообще. Ну а кроме того, около миллиона писем, приходящих ежегодно в его резиденцию в Рованиеми, и несметное количество туристов, желающих с ним познакомиться, красноречиво свидетельствуют, что этому рождественскому деду доверяет огромное количество людей.

Конкуренцию этим дедушкам составляют и датский Юлетомте, избравший местом своего проживания Гренландию, и сразу несколько американских Санта-Клаусов, расселившихся в Торрингтоне (штат Коннектикут), в Уиллингтоне (штат Нью-Йорк), да и просто в городе под названием Санта-Клаус.
Борьба среди дедушек за распределение сфер влияния (особенно за те страны, где резиденций Санта-Клауса нет) развернулась нешуточная. Но все Санты - народ мирный и ежегодно организуют конгрессы (в этом году состоялся уже 45-й), на которых проводят семинары по детской психологии, обсуждают проблему подарков, обмениваются опытом, как противостоять тем, кто в них не верит и подговаривает не верить других. Вот только заносчивый Йоулупукки на эти встречи в последнее время не приезжает: говорит, мол, у вас дел мало, вы можете тратить время на пустую болтовню, а я - самый занятой, мне надо непрерывно выполнять свои прямые санта-клаусовские обязанности.

Транспорт Санта Клауса

Поскольку путь дедушки с подарками проделывают неблизкий, они не могут обойтись без индивидуального транспорта. В Нидерланды и Бельгию главный зимний волшебник приплывает на красочном паруснике из Испании. Он ездит по городам на ослике и проникает в дома через дымоход, так что возле камина дети должны не только поставить ботинок, но и положить в него морковку и кусочек сахара для ослика. Это же упрямое, но милое животное избрали для себя английский, немецкий и некоторые другие рождественские деды. Правда, кое-кто считает, что на осле ездить как-то несолидно, да и не так уж распространены они в Европе, поэтому Санта-Клаусы иногда пересаживаются на лошадей.
Не могут прийти к единому мнению о виде транспорта своего Юлениссена и норвежцы. Некоторые из них уверены, что он ездит на козе, поэтому их дети кладут в башмаки, подготовленные для получения подарков, колосья овса. А другие, как и большинство жителей остальных скандинавских стран, считают, что волшебник прилетает к детям по небу на упряжке из восьми оленей. Подобный транспорт использовал и американский Санта-Клаус, пока не сменил его на более компактный. В 1939 году в ходе подготовки предновогодней рекламной кампании крупной чикагской сети универмагов "Монтгомери Уорд" поэт Роберт Л. МЭЙ придумал весёлого оленя по кличке Рудольф - Красный нос, который вёз сани Санты. Образ был широко растиражирован. Он оказался настолько симпатичным, что Рудольф с тех пор стал единственным поверенным и помощником своего хозяина.

Помощники Санта Клауса

Санта-Клаусы и их собратья нередко появляются на празднике в сопровождении спутников. Немецкий Сайта Николаус приходит со своим помощником Кнехтом Рупрехтом, который несет журнал с подробным отчетом обо всех хороших и плохих делах, сделанных ребенком за прошедший год. По заслугам и подарок! Кстати, в XIX веке этот Рупрехт исполнял не только секретарские обязанности: говорят, он хватал самых отъявленных шалунов, засовывал их в мешок или в огромные карманы своего плаща и уносил в лес, подальше от измученных их плохим поведением родителей! Похожую роль выполнял спутник голландского Синтера Клааса негр по имени Черный Петер.
А вот француз Пре Фуэттар (в буквальном переводе – «папаша с плеткой), сопровождавший доброго Пера Нозля, безжалостно стегал тех, кто не слушался папу с мамой. Но со временем деды и их помощники старели и добрели. Черный Петер и Кнехт Рупрехт превратились в обычную свиту главного действующего лица праздника, а злобный Пре Фуэтгар, видимо, так и не смог перевоспитаться и просто прекратил свое существование.

Русский Дедушка Мороз

Особняком в ряду зимних волшебников и главных поставщиков подарков для детей стоит Дед Мороз. В отличие от своего коллега Санта-Клауса, который имеет выраженные христианские корни, русский Дедушка Мороз (а заодно и его сербский собрат Деда Мраз) - язычник. Еще в древнеславянских сказаниях существовал старый бородатый дед-колдун по имени Трескун (он же Карачун), который застилал землю сугробами и сковывал речки льдом. Характер у того деда был отнюдь не приветливый - людей он не жаловал и норовил при малейшей возможности всех заморозить.

Тогда хитрые люди стали задабривать злобного старичка - ставить ему на зимние праздники еду у крыльца и говорить, что ждут его в гости с распростертыми объятиями. Видимо, со временем эта лесть растопила сердце старого человеконенавистника, и он решил наладить отношения с родом людским. Изменил имя на Деда Мороза, стал приходить на новогодние торжества, небезосновательно рассчитывая на угощение, которого в эти дни в изобилии. А главное - стал значительно добрее (правда, иногда еще поколачивал непослушных детей своим волшебным посохом, но со временем и это перестал делать) и щедрее - ведь именно от него, как всем известно, наши ребятишки получают подарки. А со временем даже обрел родственницу - Снегурочку.

Снегурочка

Внучка появилась у нашего Дедушки Мороза сравнительно недавно - в 30-е годы XX века, когда, после периодических запретов, было вновь разрешено проведение елочных праздников. Впервые «елки» отменили в 1914 году, во время Империалистической войны, ссылаясь на то, что это немецкая традиция, а немцы тогда были врагами. Рождественские торжества стали носить исключительно религиозный характер - во время них разыгрывалось вертепное действо, рассказывающее о появлении на свет младенца Христа, - никакому языческому деду там, конечно, места не было. Сразу после революция 1917 года такая тематика стала неактуальной. А светские елки вместе с Дедом Мором вернулись в дома граждан Страны. Но продержались там недолго: середине 20-х годов развернулась активная «антиелочная» пропаганда, газеты утверждали, что празднование Нового года - поповский пережиток, а в 1929 году 1 января вообще стало рядовым рабочим днем - какие уж тут торжества! Правда, 6 лет спустя детские новогодние утренники все-таки реабилитировали. Тогда-то и возникла Снегурочка - персонаж, более близкий к сказке А Н. Островского, чем к народным преданиям. Согласно новой советской мифологии, пожилой Мороз обрел юную, веселую, находчивую и аккуратную внучку, которая во всем помогала уставшему от груза предновогодних забот и немного рассеянному дедушке. А детям ненавязчиво рекомендовалось брать с нее пример.

Череда новогодних волшебников

Чаше всего подарки на новогодние и рождественские праздники вручает один постоянный персонаж. Но некоторые народы могут себе позволить наличие сразу двух волшебников, которые оделяют детишек подарками в разные дни. Так, например, литовского Каледу Сяниса просят исполнить желания на Рождество, а неделю спустя, на Новый год, ему на смену приходит Сянис Шальтис, и от него ребятишки получают свои подарки. Исландцы же вообще утверждают, что за зимние праздники у них «отвечают» 13 святых, и приятных сюрпризов можно ожидать от каждого. А вот в православной Греции функции Деда Мороза выполняет персонаж, совершенно непривычный для остальных европейцев. Это Святой Василис, чьи именины отмечаются как раз 1 января. Дети традиционно обращаются к нему с просьбами: «Святой Василис, приходи, счастье подари, исполни все мои мечты!» Впрочем, в этом они не оригинальны: ведь под Рождество и Новый год все ребятишки, отмечающие эти праздники, да и, чего греха таить, все взрослые ждут от доброго волшебника настоящих чудес, удивительных подарков и исполнения самых заветных желаний.

Последние декабрьские дни всегда полны приятных хлопот. И не маловажным среди череды дел является праздничное оформление дома. Именно в новогоднюю ночь хочется поверить, что все самое лучшее у тебя впереди, что волшебная ночь круто изменит жизнь и сокровенные желания наконец-то сбудутся. В создании такой волшебной обстановки не обойтись без новогоднего декора.

Несмотря на то, что в общих чертах эти новогодние дедушки схожи, их отличия все же бросаются в глаза с первого взгляда - начиная деталями костюма и заканчивая поведением в целом.

1. Головной убор - первый и главный признак, отличающий дедушек.

Наш русский Дед Мороз носит теплую боярскую шапку с меховой опушкой. Форма этой шапки - полуовальная, традиционная для русских царей. Ведь в студёную русскую зиму без теплой шапки на улицу не выйти - тут же замерзнешь.

Санта Клаус носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце.

2. Цветовая гамма одежды.

Санта Клаус всегда одет в красный костюм с белой отделкой.

Наш Дед Мороз одевается куда богаче. Фоновый цвет его одежды может быть практически любым, за исключением чёрного - лишь бы он ассоциировался с зимой и морозом. Одежда Деда Мороза украшена богатым узором, часто вышита золотом и серебром, повторяющим причудливый рисунок морозных узоров на окнах, с восьмиконечными звездами и снежинками.

3. Верхняя одежда.

Дед Мороз одет тепло - в толстую шубу до щиколотки, с поясом или кушаком под цвет меховой отделки. Ни один уважающий себя Мороз не наденет шубу выше колена! Шуба всегда имеет опушку из белого меха, а в идеале - лебяжьим пухом!

Верхняя одежда Санты - короткая куртка, подпоясывается он черным поясом с пряжкой.

4. Под шубой у деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Санта Клаус носит штаны под цвет куртки.

5. На ногах у Деда Мороза традиционная русская зимняя обувь - валенки (в классическом варианте - белые).

Санта Клаус носит черные сапоги.

6. На руках.

У Деда Мороза на руках трехпалые перчатки или теплые рукавицы - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу. Даже если возникнет нужда снять рукавицы, Дед Мороз, по русской традиции, заправит их за пояс.

Санта Клаус носит легкие перчатки.

7. Борода

У Деда Мороза борода белая и пушистая, как снег, длинная, до пояса (классическая - и вовсе до пят).

У Санта Клауса борода короткая, лопатой, в декоративных кудряшках, как у барашка, вызывающих сомнение в ее натуральности.

8. Атрибуты.

Главный атрибут Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой. Посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья. Ведь с посохом легче пробираться по сугробам. А посох у Деда Мороза к тому же еще и волшебный - именно с его помощью дедушка "морозит".

В руках у Санта Клауса ничего нет. Зато есть два атрибута на лице, которые недопустимы у нашего здоровяка Деда Мороза - это очки и трубка, которую Санта курит (правда, в последние годы последний атрибут появляется все реже и, скорее всего, со временем и вовсе исчезнет - результат антитабачной пропаганды на Западе).

9. Транспорт.

Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – часто в санях, запряжённых тройкой лошадей.

Санта-Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.

10. Спутники и помощники.

Помощника Санта Клауса - добрые эльфы. Верной помощницей и спутницей Деда Мороза является его внучка - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды (либо цветов, напоминающих застывшие воды, которые она символизирует). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

11. Мешок с подарками - пожалуй, единственное, что неизменно общее у Деда Мороза и Санта Клауса. Только Дед Мороз честно, открыто и торжественно входит в дома, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку, а Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.

12. Общий вид.

Дед Мороз, не смотря на солидный возраст, - высокий, сильный, бодрый и могучий богатырь. Санта - низенький пухлый румяный веселый старичок.

Отличия Деда Мороза (ДМ) и Санта Клауса (СК):

  1. Головной убор: ДМ - меховая шапка, СК - ночной колпак.
  2. На лице: у СК - очки; ДМ хорошо видит и без очков.
  3. Борода: у ДМ длинная, пушистая; у СК - короткая, в кудряшках.
  4. Верхняя одежда: У ДМ - шуба, у СК - куртка.
  5. Опоясывание: у ДМ - кушак, у СК - кожаный черный пояс с пряжкой.
  6. На руках: у ДМ - рукавицы, у СК - перчатки.
  7. В руках: у ДМ - посох, у СК - ничего.
  8. На ногах: штанов у ДМ под длинной шубой не видно, у СК - штаны под цвет курточки.
  9. Обувь: у ДМ - валенки, у СК - сапоги.
  10. Спутники: у ДМ - Снегурочка, у СК - никого.

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.


Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Заключение

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.

Обычный вид Деда Мороза
В вопросе определения обычного вида Деда Мороза есть бессчетные "подводные камешки". Вправду, что считать аспектом соответствия - исторические зарисовки, исследования эпоса либо образ сформированный современными живописцами и кинематографистами? Вопрос остаётся открытым.
Отдельно не подфартило костюмчику Деда Мороза. Образы сделанные в кино восхитительными Русскими режиссёрами и актёрами почти во всем разрушили классические каноны костюмчика. При всем этом виновниками подобного вольготного дела к традициям часто оказываются сами зрители, ассоциируя с Дедом Морозом его бессчетных "младших братьев" - Морозко, Мороза-Трескуна и других.

И всё же, давайте попробуем найти главные черты вида Русского Деда Мороза надлежащие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По воззрению 1-го из исследователей вида Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - обычный вид Деда Мороза, согласно древней мифологии и символики цвета, подразумевает:

  • Борода и волосы - густые, седоватые (серебристые). Эти детали вида, не считая собственного "физиологического" смысла (старец - седоватый) несут ещё и большой символьный нрав обозначая могущество, счастье, благополучие и достояние. Умопомрачительно, однако конкретно волосы - единственная деталь вида не претерпевшая за тысячелетия никаких значимых конфигураций.
  • Рубаха и штаны - белоснежные, льняные, украшены белоснежным геометрическим орнаментом (знак чистоты). Эта деталь фактически потерялась в современном представлении о костюмчике. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры выбирают закрыть шейку исполнителя белоснежным шарфом (что допустимо). На штаны, чаше всего, не обращают внимания либо шьют их красноватыми под цвет шубы (ужасная ошибка! )
  • Шуба - длинноватая (по лодыжку либо по голень), непременно красноватая, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и иной обычный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некие современные театральные костюмчики, как досадно бы это не звучало, грешат тестами в области цветовой палитры и подмены материалов. Наверное многим приходилось следить седовласого волшебника в голубой либо зелёной шубе. В том случае так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его бессчетных "младших братьев". В том случае шуба коротка (голень открыта) либо имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюмчик Санта Клауса, Пер Ноэля либо ещё кого-либо из забугорных побратимов Деда Мороза. А вот альтернатива лебединого пуха на белоснежный мех хоть и не желательна, однако всё же допустима.
  • Шапка - красноватая, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белоснежным мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для российских царей, довольно вспомнить головной убор Ивана Сурового). Не считая вальяжного дела к цвету, описанного чуть повыше, театральные костюмеры современности пробовали варьировать украшение и форму головного убора Деда Мороза. Свойственны последующие "некорректности": альтернатива жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не лучше, однако встречается очень нередко), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) либо колпак (Санта Клаус), помпон (он же).
  • Трёхпалые перчатки либо варежки - белоснежные, расшиты серебром - знак чистоты и святости всего, что он даёт из собственных рук. Трёхпалость - знак принадлежности к высокому божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красноватые варежки - непонятно.
  • Пояс - белоснежный с красноватым орнаментом (знак связи протцов и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюмчика целиком утратив символьный смысл и подобающую цветовую палитру. А жалко...
  • Обувь - серебряные либо красноватые, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, маленьких размеров либо целиком отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белоснежные, шитые серебром валенки. Белоснежный цвет и серебро - знаки луны, святости, севера, воды и чистоты. Конкретно по обуви реально отличить реального Деда Мороза от "подделки". Более-менее проф исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в башмаках либо чёрных сапогах! В последнем случае он постарается отыскать красноватые танцевальные сапоги либо обыденные темные валенки (что, непременно, не лучше).
  • Посох - хрустальный либо серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой палитры. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) либо голова быка (знак власти, плодородия и счастья). В наши дни тяжело отыскать посох соответственный этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов фактически целиком изменили его очертания.
  • Снегурочка - уникальный атрибут вида Деда Мороза. Ни один его из младших либо забугорных братьев не имеет подобного милого сопровождения. Образ Снегурочки - знак застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая исключительно в белоснежные одежки. Никакой другой цвет в классической символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюмчик Снегурочки в большинстве случаев соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой палитры встречаются очень изредка и чаше всего оправдываются отсутствием способности сделать "верный" костюмчик.
  • Вот таковой он, наш Дед Мороз.

    Источник и дополнительно



    Рассказать друзьям