Гейнсборо картины. Томас гейнсборо — королевская академия искусств в лондоне

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

February 10th, 2016

Thomas Gainsborough; (1727 - 1788) -

английский живописец, график,портретист и пейзажист.

Томас Гейнсборо. Автопортрет, 1758−1759.

«Даю вам право сварить из меня лак для картин и распилить мои кости на карандаши», -
писал Гейнсборо своему заказчику, когда больше года никак не мог закончить его портрет.

Причин тому было несколько:
во-первых, Гейнсборо был крайне придирчив к себе,
а во-вторых, вечно отвлекался на что-нибудь постороннее.

Великий английский актёр XVIII века Дэвид Гаррик говорил о своём друге:
«Голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность,
что она взорвётся,как перегретый паровой котёл».

Томас Гейнсборо Семейство Бейли 1784

Томас Гейнсборо c юности и до самой смерти был невысокого мнения о своих способностях.
Это сейчас мы знаем, что в XVIII веке лучше и тоньше художника в Британии не было.
Но сам Гейнсборо до такой степени не верил в свои силы, что решил: в Лондоне ему
точно никогда не добиться успеха. А раз так - надо ехать в провинцию. Гейнсборо
рассуждал так: люди там простые, неприхотливые. Заказчики не будут привередничать,
как избалованная столичная публика.
А значит, Гейнсборо сумеет прокормить жену и двух дочек.

Пейзаж с дояркой. 1754-1756. Центр британского искусства. Йель.

Скоро помещик из пригорода прослышал, что в Ипсуиче поселился художник, и прислал за
ним своего слугу. Окрылённый перспективой хорошего заработка Гейнсборо поспешил к нему.
Всю дорогу он радостно гадал, что именно закажет ему богатый эсквайр. Вид своего
поместья? Сцену охоты с чистокровными лошадьми и породистыми собаками? Семейный портрет?

В поместье Гейнсборо ожидали жбаны с краской и щётки. Оказалось, хозяин желал,чтобы ему
покрасили двери и окна. Как ни низко Гейнсборо оценивал свой талант, это оказалось
чересчур. Он резко развернулся на каблуках и удалился без объяснений.

Томас Гейнсборо Прогулка в Сент-Джеймском парке 1783.

В работе Гейнсборо использовал необычные вещи, а обычные превращал в необычные. Чтобы
добиться тонкого и плавного («текучего») мазка, он пользовался жидкими красками и
очень длинными кистями. Длина их составляла до 6-ти футов - около 180 см. Работать
такими кистями можно было только стоя. Так Гейнсборо и стоял за мольбертом с
полутораметровой кистью по 5−6 часов в день. Ближе к старости это стало чудовищно
тяжело: просто удержать такую кисть требовало усилий.

Много нужного для работы художник находил на кухне. К возмущению кухарки, утаскивал
оттуда кастрюли, чтобы разводить в них краски и химичить с лаками. Тени на полотне он
намечал кусочком губки, притороченным к палочке, блики - маленьким кусочком белил,
зажатым щипчиками для сахара. Шутили, что после того, как на них положил глаз
Гейнсборо, щипчики в городе сразу подорожали.

Возвращение с жатвы. 1774. Художественная галерея Онтарио. Торонто, Канада.

Если Гейнсборо задумывал писать пейзаж, он сооружал модель ландшафта прямо у себя в
мастерской. В ход пускалось всё, что попадалось в кладовой или просто во дворе под
окнами. Гейнсборо приказывал слуге тащить из кухни простой дубовый стол и начинал
колдовать над композицией. В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки,песок.
Тёмный передний план он сооружал из пробки, средний - из глины; скалы выкладывал из
кусков угля, кусты - из мха и лишайников, дальние леса на горизонте - из цветной
капусты. Рисовать просто по памяти Гейнсборо не любил.

Томас Гейнсборо Джон Плампин 1750-е.

Популярность Гейнсборо не радовала. Дело в том, что он искренне считал своим призванием
пейзажи. Но их никто не хотел покупать: в Англии это еще не вошло в моду. Вместо этого
окружающие осаждали его, чтобы Гейнсборо написал их портрет. У художника была
феноменальная способность передавать сходство. А еще он удачно оказался «в нужное время
в нужном месте», когда переехал в курортный городок Бат,кишащий праздными и богатыми
бездельниками. Любимым развлечением в Бате были купания - в воду погружались одетыми,
прямо в камзолах и треуголках.

Томас Гейнсборо Виконт Лигонье 1771.

Вторым модным развлечением стало позирование обаятельному чудаку Гейнсборо. Но череда
сменявших друг друга самодовольных физиономий угнетала портретиста. «К чертям всех
джентльменов! - жаловался он в письме молодому коллеге, - для художника нет злейших
врагов, чем они, если не уметь их держать на приличном расстоянии. Они думают, а может
быть иногда и вы тоже, что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и вниманием».

Томас Гейнсборо Виконтесса Лигонье 1771.

Однако, несмотря на брюзжание Гейнсборо, ажиотаж только рос. Заказчики записывались
заранее, закупали огромные роскошные рамы для своих гостиных, а потом долго ждали,
когда у художника дойдут до них руки. Ожидание могло длиться и год, и два. «Природа
портретной живописи такова, что происходит постоянная гонка, - философствовал Гейнбсоро,
- один дурак возникает вслед за другим, точно их блоха укусила, и этого достаточно,
чтобы свести меня с ума».

Томас Гейнсборо Ричард Хёрд, епископ Вустерский 1781.

Иногда Гейнсборо не выдерживал и бросал начатую работу. Так было, когда некий аристократ
всё время переспрашивал, сумел ли Гейнсборо запечатлеть его породистую ямку на подбородке.
Или когда другой стал требовать, чтобы Гейнсборо перед каждым сеансом портретирования
являлся на утреннюю молитву. В конце концов, не выдержав перенапряжения, Гейнсборо слёг.
Положение было настолько серьёзно, что местная газета поспешила раструбить о смерти
всеми любимого живописца - это казалось неминуемым.

Однако Гейнсборо выжил.

Томас Гейнсборо Портрет четы Эндрюс 1749

Гейнсборо обожал музыку и сам был превосходным музыкантом. Дружил с музыкантами больше,
чем с художниками. Играл практически на всех музыкальных инструментах, какие только
существовали в Англии XVIII века - от цитры до виолы да гамба (прообраза современной
виолончели). Переезжая в новый город, Гейнсборо тут же вступал в местное музыкальное
сообщество. В таких кружках профессионалы и любители, вроде него, музицировали и
весело проводили время.

Томас Гейнсборо Иоаганн Кристиан Бах, сын Иоаганна Себастьяна Баха 1776

В музыке тогда чрезвычайно ценилась импровизация, а в импровизации Гейнсборо, обладавший
хорошим слухом, был очень силён. Мог исполнить на слух любую мелодию на гитаре или
скрипке, клавесине или флейте. А также на гобое, фаготе, арфе и лютне. Правда, как
говорил его приятель, Гейнсборо «никогда не хватало прилежания выучить ноты».

Томас Гейнсборо Портрет композитора Карла Фридриха Абеля с его виолой да гамба 1765.

Часто заседание музыкального кружка заканчивалось тем, что друзья-музыканты стаскивали
с головы Гейнсборо парик и начинали перебрасывать его другу другу под аккомпанемент
всеобщего хохота.

«Меня тошнит от портретов»,
- жаловался Гейнсборо. Но тут же утешался:
«Зато у меня есть пять виол да гамба!»

Томас Гейнсборо Преподобный Джон Чафи, играющий на виолончели на фоне пейзажа 1752.

Томас Гейнсборо Портрет композитора Иоаганна Кристиана Фишера 1780

Томас Гейнсборо Карл Фридрих Абель 1777

Томас Гейнсборо Анна Форд (будущая миссис Филипп Тикнесс) 1760.

Друзья у Гейнсборо были под стать ему самому - беспокойные, но весёлые и изобретательные.
Например, он дружил с человеком по имени Генри Бейт. Генри имел сан священника, но
решил посвятить себя публицистике. Журналист из него получился отменный - талантливый
и зубастый. Со многими из тех, кого задевали его статьи, Генри Бейт дрался на дуэли.
А когда решил переключиться на дела поспокойнее - музыку и сельское хозяйство, -
за ним всё равно следовало прозвище«драчливый пастор».

Томас Гейнсборо Питер Дарнелл Уилмен, Чарльз Крокатт и Уильям Кибл на фоне пейзажа 1750.

Когда Генри Бейт получил неожиданное наследство (с непременным условием, что прибавит
к своей фамилии «Дадли»), он стал издавать газету Morning Post,чуть позже основал
Morning Gerald. О Гейнсборо в его газетах писали только хорошее.

Томас Гейнсборо Уильям Уоллестоун 1750.

Еще одним другом Гейнсборо был моряк и торговый агент по имени Джеймс Кристи. Этот тоже
решил взяться за совсем новое дело - начал торговать картинами с аукциона. Происходило
всё в пыльных помещениях печатного склада на Пэлл Мэлл. Гейнсборо жил неподалёку и
иногда забегал к другу развеяться. Обычно Кристи стоял за кафедрой с молоточком и,
блистая красноречием, нахваливал очередной товар, который хотел сбыть публике.

Джеймс Кристи. 1778. Музей Пола Гетти. Лос-Анджелес

Остроумный Гейнсборо подшучивал над ним и над всей этой новой для всех ситуацией.
Кристи не обижался. Очень скоро он стал просить Гейнсборо заглядывать к нему почаще:
в дни его посещений продажи возрастали на треть. Секрет был прост: в лёгкой и веселой
атмосфере люди легче расстаются с деньгами. Так что успех аукционного дома
Christie`s начался с шуточек Гейнсборо.

Генри Бейт-Дадли. 1780. Частное собрание.

Однажды Гейнсборо не на шутку увлёкся эйдофузиконом. Так называлась штука,которую в
начале 80-х годов XVIII века сконструировал театральный художник Лоутербург.
Это было что-то вроде современного проектора слайдов - с поправкой на то, что
электричество заменяли свечи.

Проектор Томаса Гейнсборо. 1780-е. Музей

Лондонцы приняли изобретение «на ура»: уж очень им нравилось смотреть, как на стене
тёмной комнаты возникают в потоке света картины природы - леса и горы, грозы и закаты,
наводнения и пожары. Как только Гейнсборо увидел всё это - потерял покой и сон.
Мог думать только об эйдофузиконе. Немного успокоился только когда собственноручно
сконструировал копию и изготовил несколько«слайдов» - вот где пригодилось его
искусство пейзажиста. Особенно удачным вышел лунный пейзаж.

Слайд для эйдофузикона, изготовленный Томасом Гейнсборо. 1780-е. Музей Виктории и Альберта.

Хороша была и гроза. Когда во время показа за окном разразилась гроза взаправдашняя,
Гейнсборо полез на крышу, чтобы сравнить зрелище в природе с тем,которое нарисовал
сам. И с чердака, счастливый, кричал: «Лоутербург, наш гром лучше!»

Томас Гейнсборо Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мэри 1751.

К собакам Гейнсборо относился с нежностью. Даже его первая сохранившаяся подписанная
работа - это портрет бультерьера Бампера. На обороте рукой Гейнсборо написано
«замечательно умный пёс». Собаки позировали Гейнсборо наравне с хозяевами и нередко
выходили на холсте более симпатичными, чем их владельцы. Однако не все разделяли
добрые чувства художника к «друзьям человека».

Томас Гейнсборо Тристан и Фокс 1780-е.

В 1770-м году Гейнсборо написал портрет герцога Баклёя. На нём молодой аристократ
обнимает любимую собачку. Королевское общество Эдинбурга, которому портрет был
подарен, его с возмущением отвергло: это же так неприлично!

Герцог Генри Баклёй. 1770.

Под конец жизни Гейнсборо часто ссорился со своей женой Маргарет Барр. С возрастом
она становилась всё более скупой и ворчливой. Гейнсборо быстро вспыхивал, ругался.
Но мириться шёл всегда первым: писал жене трогательную записку от имени своего пса
Фокса. А адресовалось письмецо любимому спаниелю жены Тристраму.

Томас Гейнсборо Портрет Маргарет Гейнсборо, жены художника
1778 Лондон, Галерея института искусства Курто

На Маргарет запрещённый приём действовал безотказно. Она тут же садилась сочинять
ответ собаке Гейнборо: «Мой дорогой Фокс! Ты такой добрый и любящий, а я, маленькая
несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся и не будем больше об
этом вспоминать. Всегда твоя любящая Трис».

Из книги Е. А. Некрасовой «Томас Гейнсборо»

Томас Гейнсборо - английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Он известен также своей графикой. Этот живописец выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени - Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Вместе с другим художником - Ричардом Вильсоном - Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы.

Томас Гейнсборо: биография. Детство

Мы не знаем даты рождения художника, известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге - семнадцатого мая 1727 года. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Мать звали Сюзанной. Томас был девятым ребенком в семье. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Оригинальное здание сохранилось, и теперь там находится музей, посвященный творчеству живописцем.

Учеба

Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. В десять лет он уже писал пейзажи, лепил фигурки животных и даже создал миниатюрный автопортрет. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Его преподавателем был известный гравер Юбер Гравло, работавший в Академии святого Мартина. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. А для того чтобы зарабатывать на жизнь, содержать себя и платить за учебу, ему пришлось писать еще портреты, а также реставрировать старые картины. Вместе с Фрэнсисом Хейманом Томас помогал декорировать лондонский развлекательный сад Воксхолл-гарденз.

Женитьба и начало карьеры

На одной из первых картин, которую художник подписал, изображена собака породы бультерьер на фоне пейзажа. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Там он и поселился. Через год после открытия мастерской Томас женится на Маргарет Бэрр, незаконнорожденной дочери герцога де Бофора. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Поэтому художник вынужден был вернуться в Седбери. Там он жил до 1749 года. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Родители назвали ее Мэри. Пейзажи продавались плохо, и Томас все больше концентрируется на портретах. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги.

Период жизни в Бате

В 1759 году семья Гейнсборо решается на новый переезд. Они поселяются в Бате. Это модный курорт, куда приезжали знаменитые и богатые люди. Там же жили две сестры мастера. Судьба наконец-то улыбается художнику. Он впечатлен портретным стилем голландских живописцев, особенно Ван Дейка, становится большим поклонником этого художника и тщательно изучает его творчество. Многое из техники Ван Дейка Томас Гейнсборо использует в будущем.

Художник начинает неплохо зарабатывать, поскольку получает известность как автор прекрасных портретов. Титулованная знать с деньгами дает ему заказы. Их поступает так много, что Томас не справляется с работой, и в конце концов даже заболевает от перенапряжения. Местная газета ошибочно сообщает о его смерти. В 1761 году живописец начинает посылать свои работы на выставки в Королевское Общество Искусств в Лондоне. Для привлечения внимания публики он выбирает портреты известных и знатных людей.

Лондонский период

В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов. Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Но с 1780 года его влияние усиливается. Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. В последние годы жизни живописец рисует много простых пейзажей.

Друзья и биографы уверяли, что художник Томас Гейнсборо был честным и искренним человеком. Его письма к близким представляют собой образец неплохого литературного стиля того времени, хотя читать он не очень-то любил. Второго августа 1788 года живописец умер. Говорят, что напоследок художник сказал, что уйдет на небеса, в компанию к Ван Дейку. Его похоронили в церкви святой Анны в Кью (Суррей), куда часто ходила молиться королевская семья.

Томас Гейнсборо: творчество, основные черты

Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» - своеобразная проба кисти в этой области. Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением - зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.

Портреты

В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Но живописец не следовал ему - был слишком индивидуален. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Портреты он писал для того, чтобы зарабатывать деньги, но это не значит, что он не вкладывал в них душу. Он часто рисовал тех же людей, что и его соперник Рейнолдс, и, таким образом, мы можем видеть разницу между этими живописцами. Например, актрису Сару Сиддонс Гейнсборо, в отличие от своего оппонента, изобразил без всяких аллегорий и римских декораций. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус, интеллект, обаяние и красота.

В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка», используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Такие цвета часто оттеняют белизну и свежесть женской кожи, а их умело поданные мазками переливы придают людям на картинах изящество и утонченность. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой - вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное.

Пейзажи

Английская природа и ее воплощение на холсте - вот как видел свое призвание Томас Гейнсборо. Произведения этого художника со временем делаются более зрелыми. Если вначале он концентрировал внимание на социальном положении портретируемого, то затем главное место в его картинах начинают занимать именно пейзажи. Из фона они превращаются в некую ауру, гармонирующую с настроением или сутью человека, которого рисует художник.

Лес, поле, роща или старинный парк - все это словно бы придает портретам особую одухотворенность. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Но часто живописец создавал пейзажи для собственного удовольствия. Больше всего его привлекали сельские буколики. Он писал разные виды природы - поля перед страдой, таинственные лесные опушки, весенние рощи, красиво ухоженные парки. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку».

Групповые картины

Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. На одной из них изображены аристократы, на другой - обычные деревенские дети, но, несмотря на социальное положение, все они испытывают счастье от простых человеческих радостей, любят животных и готовы обнять целый мир. Это показывает, насколько художник был близок к современной ему английской литературе с ее идеями просветительства и сентиментализма.

То́мас Ге́йнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Юбера-Франсуа Гравло, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746-1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто .

В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля , который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

Приблизительно в 1750 году Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко Ипсуич.

В Ипсуиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.

В 1752 году у Гейнсборо родилась вторая дочь - Маргарет.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса - оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 03.04.2017 18:19 Просмотров: 1214

Он работал в жанре портрета и пейзажа. Занимался также графикой.

Гейнсборо жил в то время, когда Англия переживала период бурного экономического и политического подъёма. В такие периоды в обществе обыкновенно наблюдается расцвет искусства.

Томас Гейнсборо. Автопортрет (ок. 1759)

Родился будущий художник в 1727 г. в семье суконщика в местечке Садбери в восточной Англии. Он был младшим, девятым ребёнком в семье, и с детства проявил способности к рисованию. В возрасте 13 лет его отправили в Лондон на учёбу. Его учителями рисования и живописи были француз Юбер Гравело, работавший в Лондоне; портретист и декоратор Фрэнсиса Хаймена в художественной школе, которой руководил Хогарт .
Через 6 лет он возвращается в Садбери и начинает самостоятельное творчество (пишет портреты и пейзажи). Портреты кисти Гейнсборо этого времени уже отмечены его собственным стилем: непринуждённостью и реалистичностью.

Раннее творчество

Томас Гейнсборо. Автопортрет (1754). Частное собрание (Хогтон)

Ранние пейзажи Гейнсборо ещё носят влияние реалистических голландских пейзажей XVII в ., отличаются тщательной проработкой деталей, что постепенно изменится в более поздних работах: романтичные пейзажи художника станут отличаться свободой живописи, изменчивой игрой света и тени.

Т. Гейнсборо «Корнардский лес» (1748). Национальная галерея (Лондон)

Картина была создана художником в его родном городе Садбери, куда он прибыл в 1748 г. в связи со смертью отца.
Характерной чертой пейзажной живописи Гейнсборо являлось то, что он всегда сочинял композицию у себя в мастерской. Поэтому данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Уровень водоема в правой части картины выше уровня дороги в левой части, в таком случае вода должна затопить дорогу. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Пейзаж создан в стиле классической натуралистической голландской школы живописи, а Энтони ван Дейк на раннем этапе творчества Гейнсборо был главным его вдохновителем.
На картине всё приведено в движение: солнце освещает поля и крыши деревни вдали картины и скоро дойдет до разбитой лесной дороги; вдали по дороге скачет рыцарь. Ближе к переднему плану усталый путник плетётся с мешком за плечами, а понурый пес шагает за хозяином. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Хорошенькая девушка пришла его проведать. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Справа от дороги стоят два осла. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична.
Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г.

Т. Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс». Национальная галерея (Лондон)

Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей.
Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Изображённое на заднем плане картины поместье Обри с пасущимися на нём овцами принадлежало Картерам и, по всей видимости, было частью приданого миссис Фрэнсис. Портрет четы Эндрюс может рассматриваться как своеобразный документ, фиксирующий факт заключения брака, а заодно и деловой сделки.
Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке. На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Поза женщины соответствует нормам этикета: прямая осанка, скрещённые ноги, свободно опущенные на колени руки.
В позе супруга также виден канон, утверждённый в Англии ван Дейком: он стоит, облокотившись на левую руку, в которой держит перчатку, правая, придерживая ружье, упирается в бок; ноги скрещены. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г.
За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии.
Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Сжатый урожай своим богатством обязан, скорее всего, использованию хлебной сеялки – об этом свидетельствуют борозды на земле.
Овцы – особой породы. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота.

Портреты дочерей

В 1748 г. у художника родилась старшая дочь Мери. Приблизительно в 1750 г. Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко город-порт Ипсуич, где и родилась в 1752 г. его вторая дочь Маргарет.

Томас Гейнсборо «Мери и Маргарет Гейнсборо, дочери художника» (1756)

Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Дочери Гейнсборо учились в престижной закрытой школе в Челси.
Известно 6 двойных портретов дочерей Гейнсборо. Большинство из них остались незаконченными. Заказной портрет нельзя было не закончить, а здесь, создав образ и вдохнув в него душу, Гейнсборо остывал к работе. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т.к. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.

Т. Гейнсборо «Портрет дочерей, преследующих бабочку» (1756)

Старшая Мери (справа) крепко держит за руку младшую Маргарет. Но именно Маргарет больше всего увлечена бабочкой и тянет Мери. В портретах девочек художник тонко передал психологию детства, наивность, увлечение сиюминутным, детскую грацию.
Судьба любимых дочерей великого отца сложилась несчастливо.

Томас Гейнсборо «Портрет Мери, дочери художника» (1777)

Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. Отказ от пейзажа позволил сосредоточиться на характере девушки, подчеркнуть ее индивидуальные черты: ум, уверенность в себе, сдержанность.
Вскоре после того, как работа была закончена, Мери вышла замуж за немецкого композитора и музыканта Йохана Кристиана Фишера. Однако вскоре брак распался, и Мери, к тому времени страдавшая от тяжелого психического заболевания, прожила остаток жизни вместе с младшей сестрой Маргарет.
Портреты Гейнсборо часто сравнивают с работами его современника Джошуа Рейнольдса . Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.

Переезды

В 1759 г. Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Там он получал огромное количество заказов на создание портретов и даже заболел от переутомления. Меняется стиль его работ: раньше он писал небольшие портретные группы на пейзажном фоне, теперь пейзаж становится второстепенным. Сначала Гейнсборо пишет поясные или поколенные изображения, потом появляются портреты в рост. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения изображаемого.
В ноябре 1768 г. Рейнольдс пригласил Гейнсборо стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии. Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом.
Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.

Т. Гейнсборо «Дама в голубом». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Эта картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стиле Ван Дейка. Художник передаёт утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль.
Предположительно, на погрудном портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Герцогиня де Бофор в белом платье и светлой шляпе со страусовыми перьями и голубыми лентами на взбитых в высокую прическу напудренных волосах. Она повернулась слегка влево. На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик. Правой рукой с браслетом, украшенным камеей, она придерживает на груди голубой шарф.
Это единственное известное произведение Гейнсборо, находящееся в России.

Последние годы жизни

В 1784 г. у Гейнсборо произошёл конфликт с Королевской Академией. В результате художник забрал свои картины и до конца жизни не принимал участия в выставках Академии, устраивая выставки у себя дома.
В 1785 г. Гейнсборо пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс – это был своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии.

Т. Гейнсборо «Портрет Сары Сиддонс» (1785)

Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Сара Сиддон, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Ее портреты писали и другие художники, но только Гейнсборо удалось создать настоящий уникальный волевой облик этой великой актрисы, сумевшей прийти через все тернии к славе.
Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм. У неё изящный профиль. Голову венчает черная шляпа с перьями. Желтый шарф сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей на коленях.
На картине изображена женщина, которая всего смогла добиться только собственным трудом и талантом. И она знает это.

Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Одним из лучших таких работ является «Утренняя прогулка», изображающую молодую чету Хэллет.

Т. Гейнсборо «Утренняя прогулка» (1785). Национальная галерея (Лондон)

Значение творчества художника

Гейнсборо считается самым блестящим художником английской школы XVIII в. Его рисунки полны тонкой выразительности, они легки, свободны, отличаются особой одухотворённостью.
Гейнсборо также прекрасно изображал животных, написал серию картин из крестьянской жизни. Причём крестьян он изображал так же поэтично, как и представителей высшего света. В то время такое отношение к людям низшего сословия было прогрессивным, а в искусстве являлось проявлением сентиментализма.

Т. Гейнсборо «Деревенские дети» (собиратели хвороста). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Гейнсборо умело передаёт характерный для Англии рассеянный свет, несколько туманную атмосферу, смягчающую очертания предметов. Мазки его кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков.

Гейнсборо Томас (1727-1788), английский художник.

Дата рождения неизвестна. Крещён 14 мая 1727 г. в городе Садбери (графство Суффолк) в семье обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо. Рисовать начал рано. В 13 лет один из родственников увёз Томаса в Лондон и пристроил в мастерскую ювелира. Затем Гейнсборо перешёл учиться к французскому гравёру Ю. Гравло.

Большое влияние на молодого художника оказала живопись Ж. А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем XVII в., особенно с работами Я. Вейнантса и Я. ван Рёйсдала. В 1746 г. в Лондоне Гейнсборо женился на Маргарет Берр, внебрачной дочери герцога де Бофора. Однако заработать в большом городе, где имелось множество соперников, художнику не удаётся, и вскоре после свадьбы он переезжает в портовый город Ипсуич. Там Гейнсборо написал около 80 портретов и быстро прославился как мастер, передающий неповторимое своеобразие каждой модели.

Сам он всю жизнь мечтал писать тихие сельские пейзажи, однако вынужден был делать портреты на заказ. Поэтому Гейнсборо создал совершенно новый жанр - пейзажный портрет, где человек и природа существуют неразделимо. Примерами служат портрет Р. Эндрюса с женой (около 1749 г.), «Мистер Браун с женой» (1754-1755 гг.). По настроению к ним близки пейзажи Гейнсборо, солнечные и свежие («Сад Гейнсборо», «Корнардский лес», оба 1748 г.).

В 1759 г. Гейнсборо переехал в курортный городок Бат, где любили отдыхать состоятельные лондонцы. Здесь он подружился с известными музыкантами и актёрами. В результате появились портреты Абеля (около 1777 г.), музыканта Фишера (около 1788 г.) и др. Неоднократно художник пишет своего друга, актёра Д. Гаррика, прославившегося в пьесах У. Шекспира.

С 1761 г. Гейнсборо начал регулярно выставляться в Лондоне. В 1768 г. он был избран членом-учредителем Королевской академии. В 1774 г. художник переехал в столицу.

Особым лиризмом проникнуты женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо («Мальчик в голубом» - портрет Дж. Барттола, около 1770 г.; портрет дамы в голубом, 70-е гг. XVIII в.; портрет миссис Робинсон, 1781 г.; портрет Сары Сиддонс, 1784-1785 гг.); двойные портреты - воплощение нежной дружбы (портрет Элизы и Томаса Линли, 1768 г.; «Утренняя прогулка» - портрет У. Хэллета с женой, 1785 г.).

Слава пришла к художнику незадолго до смерти: в конце XVIII в. возникло тяготение публики к пейзажу и сентиментальному портрету, где через красоту природы передана душевная красота человека.



Рассказать друзьям