Мировая художественная культура краткое содержание. Требования к знаниям и умениям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи - создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть "титанами" за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи - художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк - живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-"титанов", как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, история не терпит И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .

Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

Культура - общий объем творчества человечества.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.

Рис. 1. Условное деление культуры по видам.

Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.

Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, аристократизмом и самодостаточностью.

Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

Отсюда основные функции культуры:

-

Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.

Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения - книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.

У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая художественная культура - не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.

Вопросы для повторения:
  1. Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
  2. Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
  3. Какие виды искусства вы знаете?
  4. Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Данное учебное пособие представляет собой краткие очерки по истории мировой художественной культуры. Составлено в соответствии с авторской программой курса «История мировой художественной культуры (1994), включает 4 раздела: культура Древнего мира, культура Европы, русская культура и культура ХХ века. Является учебным пособием нового типа. Учитывает разноуровневую подготовку студентов, активизирует познавательную и творческую деятельность. Для успешного освоения учебного материала пособие иллюстрировано, дополнено вопросами и заданиями, приложениями и словарем терминов. Для средних специальных учебных заведения, лицеев, колледжей, школ, а также всех, кто интересуется проблемами культуры и искусства.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.
Чтобы понять любое явление, всегда необходимо подойти к его истокам. Всё когда-то и где-то начиналось, зародилось, возникло - это кажется бесспорным. Но шаг за шагом мы обнаруживаем, что всякое начало относительно, оно лишь звено бесконечных изменений... До сих пор мы не можем ответить на многие вопросы, которые поставил перед нами первобытный человек.

Каков возраст человечества? Что заставляло древнего человека изобретать и творить? Как возникла культура?
Археологи выделяют три периода первобытности - в зависимости от того, какие материалы использовал человек для производства орудий труда - каменный век, бронзовый и железный.

В пашем сегодняшнем восприятии этот период составляет огромный этап на заре цивилизованного человечества, по сравнению с чем последние двадцать столетий - лишь сравнительно небольшой эпизод. Изучение того как зарождалась культура в те далекие времена, позволяет лучше понять её последующую динамику.

Каменный век - древнейший период в развитии человечества между двумя миллионами и шестью тысячами лет до н.э., на протяжении которого орудия и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем. Каменный век делится учеными на три этапа: древний (палеолит) - когда, собственно, и появился гомо сапиенс (homo sapiens); средний (мезолит) - когда были изобретены лук и стрелы; и новый (неолит). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на нижний, средний, верхний. Это можно представить в следующей таблицей.

Оглавление
РАЗДЕЛ 1
Введение. Понятие о культуре 5
Культура и цивилизация 6
Глава 1
Первобытная культура 9
Глава 2
Культура ранних цивилизаций 14
Культура Древнего Египта 14
Культура Древней Индии 19
Культура Древнего Китая 23
Культура Древней Греции 26
Культура Древнего Рима 36
Приложение 42
Словарь терминов 59
Литература 70
РАЗДЕЛ 2
Глава 3
Средневековье. Арабо-мусульманский мир 73
Культура арабского Востока 74
Вопросы и задания 77
Приложение 78
Словарь терминов 78
Глава 4
Средневековая Европа 81
Мировоззренческие основы Средневековья 81
Архитектура Средневековья 83
Рыцарство 85
Искусство Средних веков 87
Университеты 88
Вопросы и задания 89
Приложение 89
Словарь терминов 95
Глава 5
Эпоха Возрождения 102
Гуманизм Ренессанса 104
Живопись, скульптура, архитектура Ренессанса 105
Литература и театр Ренессанса 108
Музыка Ренессанса 111
Кризис гуманизма 113
Реформация и культура 114
Вопросы и задания 116
Приложение 116
Словарь терминов 123
Глава 6
Новое время 125
Новое мировоззрение XVII века 126
Искусство XVII века 129
Барокко. Классицизм 131
Вопросы и задания 134
Приложение 134
Словарь терминов 137
Глава 7
Эпоха Просвещения 139
Буржуа и дворяне в культуре XVIII века 140
Идеология культуры Просвещения 143
Литература и театр эпохи Просвещения 146
Рококо 150
Живопись, скульптура, архитектура XVIII века 151
Музыка XVIII века 153
Вопросы и задания 157
Приложение 157
Словарь терминов 159
Глава 8
Европа XIX века 162
Романтизм как тип культуры 163
Искусство романтизма 165
Реализм XIX века 170
Импрессионизм 173
Постимпрессионизм 178
Вопросы и задания 182
Приложение 182
Словарь терминов 185
Литература 187
РАЗДЕЛ 3
Глава 9
Языческая Русь 191
Славянское язычество 191
Мировоззрение восточных славян 193
Мифология восточных славян 196
Фольклор 197
Религия восточных славян накануне крещения Руси 199
Вопросы и задания 201
Приложение 202
Словарь терминов 204
Глава 10
Средневековая Русь 207
Смена веры. Крещение Руси 209
Библия как памятник мировой культуры 212
Искусство православной Руси 214
Московия 221
Вопросы и задания 223
Приложение 223
Словарь терминов 225
Глава 11
Россия Нового времени 229
Преобразования Петра 230
Новая столица- Петербург 232
Искусство века перелома 233
Вопросы и задания 238
Приложение 238
Золотой век русской культуры 239
Дворянство. Интеллигенция 240
От декабристов к «лишнему человеку» 243
Искусство золотого века 244
Вопросы и задания 250
Приложение 250
Серебряный век русской культуры 253
Русские меценаты 254
Искусство рубежа веков 255
Вопросы и задания 260
Словарь терминов 263
Литература 266
РАЗДЕЛ 4
Культура XX века. Основные тенденции развития 271
Глава 12
Философия как самосознание культуры 272
Фрейд. Парадоксы фрейдизма и марксизма 274
Шпенглер. Сорокин. Культурологические концепции 277
Бердяев о русской культуре 280
Гумилев. Теория пассионарности 282
Фромм. Искусство любить 284
Ортега-и-Гассет Концепция массового общества 286
Вопросы и задания 288
Литература 289
Глава 13
Искусство как образная сфера культуры 290
Судьба реализма. Авангард 292
Изобразительное искусство
Фовизм. Матисс. Мастер цвета 295
Экспрессионизм. Драма личности 297
Кубизм. Творчество форм. Пикассо 298
Абстрактное искусство. Малевич. Кандинский 302
Сюрреализм. В лабиринтах сознания и подсознания. Дали 306
Поп-арт. Искусство успеха. Раушенберг 309
Вопросы и задания 311
Литература 312
Скульптура
Новая пластика форм. Сидур 312
Архитектура
Лики современного города 316
Литература
Особенности литературных процессов 318
Музыка
Музыкальные виды и стили современности 322
Джаз. Рок-музыка 334
Искусство театра 337
Экранные искусства
Кинематограф. Телевидение 339
Вопросы и задания 342
Список литературы 343
Глава 14
Культура и государство 344
Массовая культура 345
Контркультура. Субкультура 348
Культура в тоталитарном и демократическом режиме 350
Культурная катастрофа России 353
ЮНЕСКО 355
Вопросы и задания 357
Литература 357
Приложение 358
Словарь терминов 381
РАЗДЕЛ 5
Программа курса 387
Содержание курса 393
Примерная тематика контрольных вопросов, рефератов, дискуссий по курсу МХК 408.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в разные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи. Предмет МХК интегративен по своей сути, поэтому принцип интеграции лежит в основе курса и является принципом построения программы. Комплексно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства: изобразительное, литература, музыка, театр и т.д. Принцип историзма позволяет показать закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени. Раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов: классицизма, романтизма, реализма, символизма, сюрреализма и др. Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции. В курсе выдерживается логика исторического линейного развития культуры от первобытного мира до ХХ века. При этом существенная роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей. Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, учит школьников воспринимать мир как «мир миров», в котором любой культуре есть место; формирует позитивные жизненные ориентиры и собственную мировоззренческую позицию. Особенностью курса по МХК на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне является его связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. Предполагается не только объемное наращивание курса, но и формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Предлагаемая программа на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне рассчитана на 210 часов: в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Программа состоит из двух частей. В первой части (10 класс) изучается художественная культура с древнейших времен до Нового времени. Во второй части (11 класс) рассматривается художественная культура периодов «Новое время – 20 век». Сюда же включен материал по русской художественной культуре. В материал 1 части включены темы:
    Происхождение искусства.
В материал 2 части включены темы:

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
    Освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике выразительных средств разных видов искусства; Овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку; Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; Воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира; Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, познавательного интереса, осознанного формирования собственной культурной среды.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность – от постановки целей до получения и оценки результатов - и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщения к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности; умение получать нужную информацию из различных источников, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, определяя свою гражданску ПРОГРАММА КУРСА (10-й класс)

Тема

Кол-во часов

1. Происхождение искусства Мировая художественная культура - единство и многообразие. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления: первообраз (мировое дерево, богиня- мать);мифологический год (число, геометрический узор, растение, зверь); полярные силы (свет-тьма, жизнь-смерть) мифологемы (хаос-сотворение-порядок, смерть-возрождение). 3
Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки 11 класс 21
2. Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций Архитектурные и живописные памятники пелеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме (круг, квадрат, треугольник, меандр).Традиционные культуры (культура аборигенов Австралии). Мифология - главный источник образов искусства Древнего мира. 3
3. Художественная культура Месопотамии Отображение космогонических мифов и природной среды в храмовой архитектуре. Зиккураты Этемменигуру в Уре и Этеменаки в Вавилоне. Типы дворцовых сооружений. Облицовка поверхностей глазурованным кирпичом - отличительная черта месопотамского стиля (ворота Иштар, Дорога процессий, тронный зал Южного дворца в Вавилоне). Рельеф - главный элемент декора шумеро-аккадских и ассиро-вавилонских дворцов. Шеду - уникальный образец соединения барельефа и горельефа (дворец Саргона 11 и в Дур-Шаррукине). Героический эпос «Сказание о Гильгамеше» - главный источник образов для наружного декора. Реалистические черты в рельефах и фресковых росписях интерьеров. 5
3. Художественная культура Древнего Египта Идея Вечной жизни - основа древнеегипетской культуры. Легенда об Осирисе и Исиде. Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Скульптура. Рельеф. Живопись. Архитектура наземного храма - символ самовозрождения Ра (Карнакский храм, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц - магическая формула вечного бытия. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне Вечной жизни. 9
4. Крито-микенская культура Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации – специфика минойской культуры. «Циклопический» характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах). 3
Художественная культура Востока Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. 13
5. Художественная культура Индии Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Индуистский – архитектурный аналог мистического жертвоприношения и аскетического подвижничества (храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо). Роль скульптуры (техника «набухающая форма») во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи – модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты – энциклопедия индийской жизни. Тадж – Махал – образец индо-мусульманской эстетики. Индийская миниатюра – утонченный сплав индо-мусульманского стиля. 4
6. Художественная культура Китая Космологизм – основа китайской культуры. Проявление вечной гармонии инь и ян в пейзажном жанре «горы-воды». Передача мажорного образа мира в декоративной манере гун-би (Ли Сысюнь «Путники в горах»); пейзаж настроения в технике сеи (Ван Вэй «Просвет после снегопада в гоах у реки»). Единство слова, знака и изображения – эталон китайской живописи. Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях («Луньюй» - «Суждения и беседы», «Даодэцзин» - «Книга Пути и Благодати», «Цзинь, пин, мэй» - «Цветы сливы в золотой вазе»). Эстетика пустоты в изобразительном искусстве. Архитектура дворцов и храмов – отражение пятичленной модели мира (Гугун, храм Неба). Парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии. 4
7. Художественная культура Японии Эстетика синто в японской культуре. Культ природных форм и красоты обыденного в архитектуре (святилище Аматерасу в Исэ). «Все в одном» («цивилизация сосновой иглы») – ключевая идея японской художественной культуры: чайная церемония тяною, философские сады камней хиранива (Рёандзи в Киото), гравюра на дереве укиё-э (Огата Корин, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). Эстетизация мига. Образы древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в культуре. 5
8. Художественная культура Месамерики Жертвенный ритуал во имя жизни – стержень культуры индейцев Центральной и Южной Америки. Теотиуаканский тип сооружения как образец храмовой и светской архитектуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица,Теночтитлан). Сакральная функция скульптурного декора храмов. Сочетание символики и реализма в живописном декоре (Бонампак). Колониальный стиль в архитектуре Мексики. Миф и реальность в живописных циклах Д. Риверы (Министерство образования, Национальный дворец в Мехико). 3
Художественная культура Западной Европы и Северной Америки 11 класс 54
Античная художественная культура 11 класс 15
9. Художественная культура Древней Греции Эстетика античности. Антропоморфизм мироощущения. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейнон в Афинах). От линейного ритма в архаике к объему (горельефу) в эллинизме («Персей, убивающий горгону Медузу» на метопе храма Афины в Селинунте; ионический фриз Парфенона; горельеф «Гигантомахия» алтаря Зевса а Пергаме). Декоративность архаических кор и куросов – истоки греческой скульптуры. Греческая скульптура ранней (хиазм Поликлета), высокой (гармония Фидия), поздней (неистовый порыв Скопоса) классики. Человек и рок в древнегреческом театре: тема проклятия рода Атридов в трагедиях Эсхила («Орестея»), Софокла («Электра»), Еврипида («Электра»). 10
10. Художественная культура Древнего Рима Специфика этрусского мировосприятия как основа римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры. Римская доблесть во славу государству – кредо культуры Древнего Рима. Планировка римского города и архитектура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Пантеон, Колизей).Архитектурная модель римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора римского дома (вилла Мистерий). Портретная скульптура римлян – предтеча европейской скульптуры (Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). 5
11. Раннехристианское искусство Типы раннехристианских храмов: ротонда (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне) и базилика (церковь Сант-Аполлинаре ин Классе). Порядок размещения мозаик во внутреннем пространстве храма (мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне). Христианская символика. Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. 3
12. Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Космическая. Топографическая, временная символика храма (св. София Константинопольская). Эволюция византийского стиля в иконописи и мозаичном декоре (церкви Сан-Витале в Равенне и Хора в Константинополе). Эволюция базилики от дороманской Сен-Мишель де Кюкса до романской Сен-Пьер в Муассаке. Романская базилика - символ крестного пути и спасения через искупление. Каменный декор как отображение жизни человека Средних веков (тема страстей на порталах и капителях колонн). Полихромия во фресковом декоре романских базилик. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм – образ мира (архитектурная конструкция, скульптура, шпалеры-мильфлеры, витражи, музыка). Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал).Региональные варианты готического стиля в Германии (Кельн, Нюрнберг), Испания (Севилья, Толедо), Италия (Сиена, Орвьето). Героический эпос, рыцарская куртуазная лирика, народная проза (пример-проповедь) – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох. 19
13. Культура эпохи Возрождения Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Д. Алигьери «Новая жизнь») и живописи (Джотто: фрески церкви Санта Мария дель Арена в Падуе). Родоначальник ренессансной архитектуры Ф. Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци). Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве (Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли). Новая эстетика Высокого Возрождения: Д. Браманте (архитектура), Л. да Винчи, Рафаэль (живопись), Микеланджело (скульптура).Позднее Возрождение (венецианская школа): А. Паладио, Тициан, Тинторетто. Расцвет полифонии (школа «строгого письма»).Особенности Возрождения в Нидерландах: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; П. Брейгель Старший – художник толпы. Возрождение в Германии: мастерские гравюры А. Дюрера. Французский Ренессанс: школа Фонтенбло – сплав литературных и изобразительных образов (П. Ронсар, Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Ж. Гужон). Трагедии В. Шекспира – вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения. 27
Художественная культура Нового времени 11 класс 17
14. Эстетика барокко Архитектурные особенности как стиля ансамбля (церковь Иль Джезу в Риме). Л. Бернини. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). «Большой стиль» П.-П. Рубенса. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди: «Орфей»), инструментальная музыка (А. Корелли: concerto grosso, А. Вивальди). Вершина свободной полифонии в творчестве И.-С. Баха. («Страсти по Матфею»). 2
15. Эстетика классицизма «Большой стиль» Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Н. Пуссен). Театр французского классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). 2
16. Реализм в живописи 17 века Красота реального мира в творчестве М. Караваджо (Италия), Рембрандта Х. (Голландия), Д. Веласкеса (Испания). 1
17. Искусство рококо «Галантные празднества» А. Ватто, «пасторали» Ф. Буше. 1
18. Эстетика Просвещения Философские повести Вольтера, мещанская драма Д. Дидро, сентиментальный роман Ж.-Ж. Руссо). Революционный классицизм и ампир Ж.-Л. Давида. Оперная реформа К.-В. Глюка. Симфонизм Венской классической школы (сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна, опера В.-А. Моцарта, симфонии Л. ван Бетховена). 2
19. Эстетика романтизма Музыка – ведущий жанр романтизма: песни (Ф. Шуберт), программные произведения (Г. Берлиоз), опера (Р. Вагнер), фольклор (И. Брамс). Религиозные и литературные темы живописи прерафаэлитов (Д.-Э. Миллес, Д.-Г. Россетти). Пейзаж в романтической живописи (К.-Д. Фридрих. У.Тёрнер). Революционный романтизм Э. Делакруа и Ф. Гойи. Английский парк. 2
20. Эстетика критического реализма 11 класс 2
Художественная культура конца 19-20 вв. 11 класс
21. Эстетика художественной культуры второй половины 19 века Абсолютизация момента в импрессионизме: живопись (К. Моне, П.-О. Ренуар, Э. Дега), музыка (К. Дебюсси), скульптура (О. Роден). Культ иррационального в символизме: живопись (Г. Моро, П. Пюи де Шеванн), скульптура (Э.-А. Бурделль). Фиксация вечного через мгновение в постимпрессионизме (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген).
21. Эстетика модерна Знаковое выражение стиля в архитектуре (В. Орте. А. Гауди), живописи (А.-М. Муха). Графике (О. Бердсли), декоративно-прикладном искусстве (Л.-К. Тиффани, Г.-Ж. Гимар). Синтез искусств в архитектуре. Культ абсолютной красоты как кредо искусства в живописи (Бетховенский фриз).
22. Эпоха модернизма Новое видение красоты как отрицание единства формы, пространства и цвета. Индивидуальная свобода художника и творческий эксперимент: фовизм А. Матисса, экспрессионизм Ф. Марка, примитивизм А. Руссо, кубизм П. Пикассо, абстрактное искусство В. Кандинского, сюрреализм Р. Магритта, С. Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре Ш.-Э. Ле Корбюзье: вилла Савой в Пуасси. «Большой стиль» тоталитарных государств. Принцип «народности» и авторитарности в тоталитарном искусстве.Художественное и мировоззренческое своеобразие культуры США: литература (В, Ирвинг, Г. Лонгфелло. У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э. Хоппер. Э. Уорхел). Музыка (Ч. Айвз). Небоскребы – элегантная стилизация храмово-пирамидального зодчества тольтеков, майя, ацтеков (Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке). Геометрический декор как выражение оптимизма, энергии и напора. Афро-американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).
23. Постмодернизм Основные принципы. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода (Д. Гальяно), компьютерная графика и анимация. Музыкальное искусство второй половины 20 века (Битлз, Пинк Флойд, «Новая волна»). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение архаических форм в художественном мышлении. Поп-арт. Диалог культур и глобализация.
Русская художественная культура 11 класс
24. Художественная культура Древней Руси Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Миметический образ – идеал византийского изобразительного искусства. Киевская школа иконописи (Алимпий). Белокаменное зодчество – примета владимиро-суздальского стиля (храм Покрова на Нерли, Владимирский собор). Каменная резьба на фасаде – синтез романского и византийского стилей (Дмитриевский собор во Владимире). Фресковая роспись –основной вид внутреннего декора. Интерпретация темы Страшного суда в русском храме. Особенность архитектуры новгородских и псковских храмов. Формирование национальных иконописных школ. Новгородская школа иконописи («Св. Георгий с житием»). Псковская школа иконописи («Сошествие во ад «). Ф. Грек. Раннемосковская школа иконописи в творчестве А. Рублева. Икона «Троица» как национальный символ единения русских земель. Русский иконостас как символ единения Церкви от Адама до Страшного суда. Формирование национального самосознания. Раннемосковский стиль в архитектуре (собор Спаса Преображения в Спасо-Андрониковом монастыре). Ренессансные тенденции в архитектуре московского Кремля (Алевиз Новый: Архангельский собор). Успенский собор Фиораванти – уникальный образец синтеза владимиро-суздальского и ренессансного стилей. Творчество Дионисия как отображение величия и славы общенационального Русского государства (фресковый цикл в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово). Знаменитый распев; партесный концерт. Ориентация на русскую старину – специфика культуры при Иване Грозном. Церковь Вознесения в Коломенском – образец шатрового храма. Храм Покрова Пресвятой Богородицы «на рву» в Москве – образец храма-монумента. Фресковые циклы (Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве) и иконопись (икона «Церковь воинствующая») – образец канонического воспроизведения текста Священного писания. Контакты с Западной Европой (Библия Пискатора). Гражданское зодчество (Теремной дворец московского Кремля). Светские мотивы в культовом зодчестве (Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря). Многоцветные поливные изразцы – новый вид декора в русском зодчестве. Светское звучание храмовых фресок (купеческие церкви Москвы и Ярославля). Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, церковь Спаса Преображения в Кижах). Нарышкинское барокко (колокольня Новодевичьего монастыря, трапезная палата Троице-Сергиевой Лавры) как пример европейского влияния. Древнерусская литература: от «Слова о полку Игореве» до «Жития протопопа Аввакума».Образы Древней Руси в русском искусстве.
Художественная культура России в Новое время 11 класс
25. Культурные связи России с Европой Проблема культурного синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль как отражение личных вкусов Петра I. Петропавловская крепость - образец фортификационных сооружений. Собор Петра и Павла - образец культового зодчества. Летний домик - образец частного жилища. Петергоф - «парадиз» Петра I на море. Новые виды декора. «Монументальное рококо» Ф.-Б. Растрелли как русская разновидность барокко (Зимний дворец в Петербурге, Царскосельский дворец. Воскресенский собор Смольного монастыря). Своеобразие екатерининского классицизма в архитектуре; «ранний классицизм» А. Ринальди (Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине); «строгий классицизм» ДЖ. Кваренги (Академия наук, Смольный институт благородных девиц). «Прозрачный классицизм» Ч. Камерона - тонкая стилизация екатерининского классицизма (Царское Село). Особенность московского классицизма как стиля «дворянской республики». Светские (Московский университет, Дворянское собрание, Сенат) и культовые (церковь Большого Вознесения у Никитских ворот, храм при Голицынской больнице) сооружения М.Ф. Казакова. Павловск и Михайловский замок в Петербурге - идеальные образцы романтического мироощущения в архитектуре классицизма. Романтические тенденции в живописи (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский) и скульптуре (Ф. Шубин, Э.-М. Фальконе) классицизма.Александровский классицизм начала 19 века как ориентация на идеалы Древней Греции: Казанский собор, биржа, адмиралтейство - символы военного, торгового, морского могущества России. Александровский ампир как ориентация на идеалы Древнего Рима: градостроительные ансамбли К. Росси (арка Генерального штаба, Александринский театр, Михайловский дворец). Белый зал Михайловского дворца как образец ампирного интерьера. Архитектурные декорации П. ди Готтардо Гонзага в русском театре. Роль скульптурного декора в украшении сооружений классицизма и ампира (С.С Пименов, И.И. Теребенев). Монументально-декоративная (В.И. Демут-Малиновский). Парковая (П.П. Соколов), мемориальная (И.П. Мартос) скульптура. Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (О, А, Кипренский, К,П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов). Русская классическая музыка (М.И. Глинка).
26. Критический реализм в искусстве второй половины 19 века . Поиск национального самосознания в искусстве. Передвижники - глашатай острых социальных тем (И.Н. Крамской, И.Е. Репин). Национальный психологический портрет (В. Г. Перов: портрет Ф.М. Достоевского; И.Н. Крамской: портрет М.П. Мусоргского). Исторический жанр (В.И. Суриков). Особая роль пейзажа как «пейзажа русской души» в русской пейзажной школе (А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан). Принцип «музыкальной правды» в творчестве композиторов «Могучей кучки». Романтические традиции в музыке П.И. Чайковского. Русский классический балет (М. Петипа). Отражение русского «этнического своеобразия в архитектуре (русско-византийский стиль храма Христа Спасителя в Москве К.А. Тона; стиль «ля рюс» храма «Спас - на - крови» в Петербурге. А.А. Парланда) и в монументальной живописи (фрески Владимирского собора в Киеве В.М. Васнецова).
27. Русское искусство конца 19-начала 20 веков Своеобразие русского модерна в архитектуре. Основные направления стиля в творчестве Ф.О. Шехтеля: неоромантизм (особняк З.Г. Морозовой, здание Ярославского вокзала), пластицизм (дом Рябушинского), неоклассицизм (особняк Шехтеля на Большой Садовой), рационализм (типография «Утро России»). Живописный реализм В.А. Серова. Исторические реминисценции художников «Мира искусств» (К.А. Сомов, М.В, Добужинский, А.Н. Бенуа). Синтез слова, цвета и звука в музыке А,Н, Скрябина. Утонченная стилизация модерна в балетных постановках «Русских сезонов» в Париже (И. Ф. Стравинский). Символизм в живописи (М.А. Врубель. В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, «Голубая роза») и скульптуре (А.С. Голубкина).
28. Русская культура в первой половине 20 века Мировое значение творческих исканий российских художников в первой половине 20 века: живопись (В. В. Кандинский, К.С. Малевич, М. Шагал), музыка (С.С. Прокофьев, Д.Д Шостакович, А.Г. Шнитке). Кинематограф (С.М. Эйзенштейн), театр (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд). Архитектура (В.Е Татлин, К.С. Мельников).
29. Русская культура второй половины 20 века Агитационное искусство: монументальная скульптура (Н.А. Андреев), политический плакат (Д.С. Моор). Искусство соцреализма в живописи (А.А. Дейнека, П.Д. Корин), скульптуре (В.И. Мухина) и гравюре (В.А. Фаворский). Сталинский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев), Московский метрополитен. Развитие русской культуры во второй половине 20 века. «Город на три тысячи жителей» - проект будущего, ставший настоящим. Развитие российского искусства в конце 20 века: музыка, живопись. Театр, телевидение.Открытость современной русской культуры и преемственность в ее развитии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    Введение
Современный культурный социум чрезвычайно сложен и противоречив. Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысления. Тем не менее сегодня, как никогда, человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия:
    Каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?
Школьнику на эти вопросы прямо или косвенно дают ответы в предметах естественно-математического и гуманитарного циклов. Математика, физика, химия, биология, создают естественно-научную картину мира. История – общественно-научную. Литература, языки, музыка, изобразительное искусство тоже знакомят с осмыслением мира, но через творчество человека, и видение мира может быть как материалистическим, так и религиозным. Ответить на эти вопросы поможет и МХК. В школьном процессе обучения МХК занимает особое место. С литературой, музыкой, изобразительным искусством МХК объединяют общие цели: нравственно-эстетическое и духовное воспитание, воспитание эстетического вкуса, знание художественной культуры. Приобщение к общечеловеческим и национальным художественным ценностям, развитие широкого, целостного мышления. Стоит задача научить учащихся видеть единство художественной культуры через многообразие различных произведений; отличать произведения разных стилей, направлений, понимать их содержание; уметь аргументировать свое понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализа.
    Избранные главы
В материал 1 части включены темы:
    Происхождение искусства.
I Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки.
    Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций. Художественная культура Месопотамии. Художественная культура Древнего Египта. Крито-микенская культура. Художественная культура Востока. Художественная культура Индии. Художественная культура Китая. Художественная культура Японии. Художественная культура Месамерики.
II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки.
    Художественная культура Древней Греции. Художественная культура Древнего Рима. Раннехристианское искусство. Художественная культура Средних веков. Культура эпохи Возрождения.
В материал 2 части включены темы:
    Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Эстетика классицизма. Реализм в живописи 17 века. Искусство рококо. Эстетика Просвещения. Эстетика романтизма. Эстетика критического реализма. Художественная культура конца 19-20 веков. Эстетика художественной культуры второй половины 19 века. Эстетика модерна. Эпоха модернизма. Постмодернизм.
III Русская художественная культура.
    Художественная культура Древней Руси. Художественная культура России в Новое время. Культурные связи России с Европой. Критический реализм в искусстве второй половины 19 века. Русское искусство конца 19-начала 20 века. Русская культура в первой половине 20 века. Русская культура второй половины 20 века.
    Заключение

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен

Знать\понимать

    Особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; Шедевры мировой художественной культуры; Основные выразительные средства художественного языка разных видов искусств; Роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

Уметь

    Сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, назвать их ведущих представителей; Понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; Осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; Умение аргументировать собственную точку зрения по проблемам мировой художественной культуры; Уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения путей своего культурного развития, профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества.
    Интернет-ссылки на учебные материалы для школьников
    Происхождение искусства /library/art/pervcult.htm ; /biblio/archive/noname_hrestpoestet/14.aspx Художественная культура Месопотамии /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_3.html МААТ Ассоциация по изучению Древнего Египта / Крито-микенская культура /31/31_102.htm Художественная культура Индии и Китая в древности /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_4.html Учебное пособие по культурологи /edu/ref/stol/02.html Художественная культура Древней Греции /user/f/00001535/MXK/Structure_of_a_rate/razdel_5.html Культура Византии /ru/his/2002/08/2.htm
    Интернет-ссылки на представленные учебные материалы или их компоненты
В Единой коллекции ЦОР – нет предмета «Мировая художественная культура»

Рассказать друзьям