Оскар кокошка, виртуальный альбом. Безумный художник: история скандальной жизни Оскара Кокошки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до[…]

1 марта 1886 года родился Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka), выдающийся австрийский художник чешского происхождения, крупнейший представитель австрийского экспрессионизма. Прожив до 1980 года, Кокошка с 60-х годов признавался дуайеном мирового экспрессионизма и был влиятельной фигурой в мире культуры и искусства и одним из столпов европейского общества.

По отцу Кокошка принадлежал к известному роду пражских ювелиров. Имея возможность выбрать свой путь, он поехал в Вену и в 1903-1909 годах учился в Венской школе искусств и ремесел, а среди его преподавателей был Густав Климт.

Довольно скоро молодой художник и начинающий драматург Кокошка оказался в бурном водовороте венской жизни со всеми ее атрибутами. В 1907-м постановка написанной им драмы «Убийца, надежда женщин» вызывает скандал и сразу делает автора известным в венских кругах. Кокошка знакомится практически со всеми знаменитостями австрийской столицы и пишет портреты многих из них. Он успевает пожить и в Берлине, где знакомится с Кандинским. В Вене постоянно общается с художниками Климтом и Шиле, с лучшими музыкантами и известными учеными. Два года длится его роман с Альмой Малер – вдовой знаменитого композитора и дирижера Густава Малера, и за этим романом наблюдает Вена. После разрыва с любимой Кокошка безутешен, и в 1919-м он закажет женскую куклу в натуральную величину, и тоже не станет этого скрывать, а, наоборот, опишет эту куклу и свои переживания в скандальной книге «Фетиш» (1925).

Кокошка воевал на Галицийском фронте, в 1915 был ранен, попал в плен, и после этого медкомиссия признала его психически нестабильным.

Как художник Кокошка экспериментировал со многими стилями и жанрами, и на выставке его работ портреты, чем-то напоминающие работы Шиле, соседствуют с пейзажами, сравнимыми с картинами Куинджи. Но все полотна Кокошки переполнены личными страстями и впечатлениями, причем художник во всем, что изображает, – от ночной дороги в горах до конкретного человека, – видит драматический разрыв между прекрасным и ужасным. Его эстетика тесно связана с тем художественным восприятием мира, которое пробило себе дорогу в европейском модерне между двумя мировыми войнами.

Будоражившие душу зрителя и заставлявшие ощутить диссонанс мира накануне новой войны, работы Кокошки бесили идеологов нацизма. Неудивительно, что в 1937-м они стали экспонатами пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство». Кто-то из художников, против которых была направлена эта выставка, счел за благо смолчать, кто-то возмущался в прессе. Кокошка ответил так, как мог ответить художник. Он написал «Автопортрет для выставки «Дегенератинвые художники», на котором изобразил самого себя, но с широкими плечами и объемными мышцами, а лицу придал стилизованные черты лиц «истинных арийцев» с нацистских пропагандистских плакатов, причем именно эти черты и придали интеллигентному лицу художника дегенеративности.

Понятно, что судьба Кокошки в Рейхе была предрешена. В 1938-м художник бежал в Англию, где открыто выступал против нацизма и войны, и, конечно, писал антивоенные картины. В 1946-м он получил Британский паспорт, а с 1947-го жил в Швейцарии.

В 1945 году картины Кокошки были выставлены в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, а самого художника, которому было уже почти 60, признали живым классиком, олицетворявшим богатейшие творческие традиции Вены 1910-х. И в этом качестве в течение еще 35 лет Кокошка оставался властителем дум и несомненным художественным авторитетом. Сегодня его картины представлены в ведущих художественных музеях, а основные работы экспонируются в Вене в Музее Леопольда, где только что завершилась большая выставка, посвященная творчеству Кокошки.

В год смерти художника, в 1980-м, Федеральное правительство Австрии учредило Премию Оскара Кокошки (Oskar-Kokoschka-Preis), которая является одной из наиболее значимых наград в области современного искусства и присуждается каждые два года. В 2002 году лауреатом этой премии стал советский и американский художник Илья Кабаков, а в 2012-м Премия Оскара Кокошки была присуждена Йоко Оно.


















Оскар Кокошка. Пьета. Плакат.

Итак, Эгон Шиле...Это первая виртуальная выставка из задуманной мною серии, потом будет французский художник русского происхождения Николя Де Сталь, австриец Кокошка, норвежец Мунк... Картины Шиле я впервые увидел в Вене и...совершенно их не запомнил, может быть потому то они висели в разных залах. Открыл их я для себя уже в Москве, когда разглядывал венские каталоги. Потом был Интернет и все такое..
Мне хочется, чтобы мои выставки были не только собранием вирт

Оскар Кокошка - третий в большом трио венских художников. Его обычно называют после Климта и Шиле. Но, если Климта у нас сейчас знают очень хорошо, благодаря моде на все декоративное, а имя Шиле время от времени можно услышать в связи со спорами о том, что является порнографией, а что - эротикой, то Кокошку у нас совершенно не знают. А зря - художник он весьма самобытный и интересный, широко известный во всем мире. Из наших его можно сравнить, пожалуй, что с Врубелем.

Смятенье чувств, сметянье красок

Оскар Кокошка родился в городке Пёхларн на Дунае в 1886 году. Его отец был чехом, и происходил из известного семейства пражских ювелиров. По-видимому, дела у него шли не слишком хорошо: Кокошка позже вспоминал: "От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился". Мать Оскара происходила из австрийской провинции Штирия. Она была замечательной рассказчицей и привила Оскару любовь к природе. Будущий художник был в семье вторым из их четырех сыновей. Когда Оскар был еще ребенком, семья переехала в Вену, где в 1891 году умер его старший брат.

В детстве Кокошка не проявлял склонности к искусству. Он хотел изучать химию, но преподаватель, на которого произвели впечатление рисунки Оскара, рекомендовал его для обучения в Венской Школе Прикладного искусства. Кокошка поступил в Школу в 1905 году, тогда же он начал писать маслом, а в 1907 году он нашел работу в Венских художественных мастерских. Вскоре, однако, Оскар серьезно увлекся литературой. Он взялся переводить детскую книгу, но в результате написал собственный оригинальный текст. Свою первую книгу "Мечтающие юнцы" он сам и проиллюстрировал. Следом были написаны две пьесы "Сфинкс и чучело" и "Убийца, надежда женщин", они, как считают критики, положили начало театру экспрессионизма в Германии. Главными темами пьес Кокошки были: секс, насилие, и антагонизм между мужчиной и женщиной.

В 1908 году работы Кокошки демонстрировались на выставке в Вене, которая была посвящена авангардистской группе, сформировавшейся вокруг Климта. Однако творчество Кокошки из-за сцен насилия и эротики вызвало отрицательную реакцию у традиционалистов, и в конце концов его отчислили из Школы Прикладного искусства. На одном из его рисунков 1906 года была изображена обнаженная авантюристка и танцовщица Мата Хари. Считалось, что она состояла на службе в немецкой разведке, в 1917 году она была расстреляна французами. В 1907 и 1908 годах Кокошка часто рисовал нагих девочек. Одной из его любимых моделей была Лилит Ланг, дочь Мэри Ланг, феминистки и соучредителя прогрессивного журнала "Женские документы".

В 1909 году его работы демонстрировались на крупной выставке, а две пьесы были поставлены в небольшом открытом театре, рядом с выставкой. Сцены насилия опять вызвали скандал, после чего и Художественные мастерские перестали давать заказы Кокошке. Однажды, в одной из венских пивных, он выпил больше всех и выиграл пари. Его главным болельщиком был архитектор-модернист Адольф Лоос, который устроил ему несколько частных заказов. Вскоре Кокошка написал портрет сатирика Карла Кроса, редактора журнала "Факел". Крос по этому поводу сказал: "Весьма возможно, что те, кто знают меня, не будут узнавать меня на портрете. Но те, кто не знают - точно признают".

В 1910 удача улыбнулась Кокошке. Он поехал в Берлин и был принят Хервартом Вальденом, энергичным владельцем и редактором журнала "Буря". Редактор поручил Кокошке делать рисунки для обложки журнала, и почти каждый номер выходил с его обложкой. Ему также устроили контракт с влиятельным дилером Паулем Кассирером. В 1911 году Кокошка возвратился в Вену, и был назначен помощником преподавателя в школу, откуда его когда-то отчислили. Тогда же в Вене состоялась его крупная выставка, которую посетил эрц-герцог Франц Фердинанд. Наследник трона, правда, воскликнул с негодованием: "Этому господину нужно переломать кости!"

В 1911 году у Кокошки начался страстный роман с вдовой великого композитора Густава Малера (1860-1911) Альмой Малер, изящной красавицей, которая была значительно старше художника. В 1912 году Кокошка, не нашел ничего лучше, как оставить преподавательскую деятельность, и выставиться в Кельне, который в то время был центром всего германоязычного авангарда, а затем в Мюнхене.

К 1913 году его отношения с Альмой Малер стали напряженными. Мать Кокошки была категорически против его романа, и даже говорила, что застрелит Альму. Однажды, когда влюбленные путешествовали по Италии, им пришлось наблюдать жестокую сценку в аквариуме Неаполя: морское насекомое жалило и парализовало рыбу. Кокошка счел это символом своих отношений с любовницей.

Он был все еще опальной персоной, когда начал преподавать искусство в венской школе благородных девиц, директриса которой была известна своими прогрессивными взглядами. Однако некоторые из родителей настоятельно возражали против этого, и в результате австрийское правительство отстранило его от преподавательской деятельности. Война, которая вспыхнула в Европе, казалось, должна была все списать. Адольф Лоос использовал свое влияние, чтобы Кокошку зачислили лейтенантом в драгунский полк, славный своими красивыми мундирами. Как только об этом сообщила официальная газета, Кокошку в шикарном наряде сфотографировали, и открытки с его изображением стали продаваться в магазинах, рядом с портретами известных актрис.

В начале 1915 года Кокошка был серьезно ранен в Галиции, пуля попала в голову, а штык пробил легкое. Он лечился в Брно и Вене, начал писать пьесу "Орфей и Эвридика", познакомился с поэтами Рильке и Гофмансталем, но вскоре был опять отправлен на фронт, где окончательно потерял здоровье, получив контузию.

Некоторое время Кокошка провел в Стокгольме, где консультировался у невропатолога, и затем уехал на лечение в Дрезден. После войны политическая ситуация в Дрездене была весьма нестабильна, также, как и всюду в Германии. Кокошка стал членом маленькой левой богемной группы. Здесь он был известен, как "безумный Кокошка". Он страдал, как физически, так и морально. Возможно, это было связано с последствиями его романа с Альмой. Чтобы избавиться от навязчивых идей, он попросил портниху сшить ему тряпочную женщину в натуральную величину, с которой он разговаривал, и даже брал ее с собой в оперу.

В 1919 году Кокошка был официально назначен профессором Дрезденской Академии, и переехал в красивый дом со студией. Его жизнь пошла в гору. Это было время надежд. Композитор Пауль Хиндемит поставил в Дрезденской Государственной Опере музыкальный спектакль по его пьесе "Убийца, надежда женщин". В 1922 году Кокошка был приглашен на венецианское биеннале. Его здоровье теперь улучшилось, и он ведет активный образ жизни. Он оставил свой пост в Дрезденской Академии в 1924 году, просто сообщив об этом швейцару, и покинул город прежде, чем его намерения были обнаружены. Выгодный контракт с финансистом Кассирером дал ему средства для того, чтобы путешествовать. Используя Мюнхен как отправную точку, он объехал всю Европу, и даже побывал в Северной Африке, Египете, Турциии и Палестине. 1931 год принес ему большой успех, несмотря на темнеющий политический горизонт, у него прошли выставки в Кунстхалле в Мангейме и в Галери Жорж в Париже, где его тепло встретила парижская публика. Триумф, однако, обернулся конфликтом. Кокошка требовал большей независимости от своих дилеров; они, в свою очередь, стремились к абсолютному контролю над его творчеством. Кокошка порвал с ними, и обменялся резкими заявлениями в газете.

В 1932 году Кокошка еще раз показал свои картины в Венеции на биеннале, но теперь его встретили здесь неоднозначно. Муссолини дал понять, что не любит творчество Кокошки, и профашистская печать в Германии выступила с рядом нападок на художника. К 1933 году его финансы истощились, и он оставил Париж и переехал в Вену, чтобы быть ближе к матери. Он чувствовал себя неловко в городе, управляемом фашистской администрацией Канцлера Доллфасса, и после смерти матери в том году, уехал в Прагу, и принял чешское гражданство. Австрийское правительство пробовало вернуть художника, предлагая ему руководство Школой прикладного искусства. В 1937 прошла его ретроспективная выставка в Австрийском музее искусства и индустрии, в то же самое время более четырех сотен его работ были удалены от немецких музеев. В Праге он встретил Ольгу Павловску, которая позже стала его женой. В это время началась война в Испании, и Кокошка горячо поддержал республиканцев.

Мюнхенское соглашение 1938 года сделало Прагу небезопасным убежищем. В сентябре Кокошка уехал в Англию. Там было безопасно, к тому же в Англии его искусство было хорошо известно. Однако супруги были отчаянно бедны, в 1939 году они поселились, где дешевле - в Корнуолле. Оскар рисовал местные пейзажи акварелью, а Ольга торговала выпечкой в магазине, чтобы как-то свести концы с концами. В следующем году, они перебрались в Лондон, поскольку Кокошка был убежден, что соседи с подозрением относились к ним. Но Лондон угнетал его: "Что я должен сделать в этом дыре (так он называл свою лондонскую квартиру)? Я должен придумать новые темы для моих картин. Когда наступает весна, я чувствую себя, как перелетная птица, хочется оставить город и рисовать что-то простое, например, кузнечиков. Когда я возвращаюсь в город, пейзажи превращаются в политические картины. Мучают сердечные боли, но я не могу от этого избавиться".

Благосостояние Кокошки улучшается после войны. В 1945 году он получил символическую награду в разбитой войной Вене: выставку, в которой, кроме его картин, были представлены работы Климта и Шиле, к тому времени обоих их уже не было в живых. В 1947 году была большая ретроспективная выставка в Кунстхалле в Берне, а в 1952 году его творчеству было посвящено 26-е биеннале в Венеции. Кокошка стал британским гражданином в 1947 году, но он не стремился оставаться в стране, где чувствовал себя неуютно. В 1953 году он возглавил международную Летнюю академию изобразительного искусства в Зальцбурге, и таким образом, восстановил связь с Австрией, где начал свою карьеру, и в этом же году поселился на одном из курортов Женевского озера. Теперь он был чрезвычайно знаменитым художником, но держался в стороне от политической и общественной жизни, поэтому его смерть в 1980 году на курорте в Монтрё прошла довольно незаметно.

В творчестве Кокошки явно прослеживается эволюция стиля и интересов. До Первой мировой войны он рисовал, главным образом, портреты, которые замечательны глубиной проникновения во внутренний мир модели. Стиль художника этого периода характеризуется тонкой трактовкой форм и свободой от описательного реализма. Однако постепенно в его манере стал проявляться больший интерес к технике живописи. Но при этом сохранялось и тонкое восприятие модели. В 1920-е годы Кокошка считался одним из наиболее одаренных немецких экспрессионистов. В этот период он обратился к пейзажу, который стал его любимым жанром. Интровертный характер его ранних произведений теперь уступил место работам, в которых импульс черпался извне; в них использовались смелые пластические природные формы, вылепленные пастозными мазками в ярких тонах. Во время Второй мировой войны в творчестве Кокошки наступило временное затишье, но затем последовали работы, в полной мере сохранявшие экспрессивность и гораздо более тонкие по цвету и рисунку.

По тексту Эдварда Льюси-Смит

Другие выставки на этом сайте:

Оскар Кокошка

Ренато Гуттузо

Морис Дени

Тамара де Лемпицка

Балтус

Джорджия О"Кифф

Альфонс Муха


Австрия Австрия

Биография и творчество

По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. В - учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт и Карл Отто Чешка . В г. его работы были представлены в экспозиции художников-модернистов , близких к Климту. Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин » () на венской сцене вызвала скандал (в г. Пауль Хиндемит написал оперу на её основе).

Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос (портрет которого он написал); к этому периоду относятся также портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.). В г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским . В - гг. Кокошка пережил бурный роман с известной венской красавицей Альмой Малер , на тот момент - вдовой знаменитого композитора и дирижёра Густава Малера (позже она была замужем за архитектором Вальтером Гропиусом , а затем - за Францем Верфелем). Неспособный избавиться от мучительных воспоминаний о ней, Кокошка в заказал мастеру в женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш» (). Он посвятил Альме одну из лучших своих картин - «Невеста ветра». Под этим же названием в 2001 году вышел художественный фильм Брюса Бересфорда «Невеста ветра» (англ. Bride of the Wind ), в котором нашли отражение их взаимоотношения.

О художнике отрицательно отзывался Муссолини , которого поддержали пронацистские власти в Вене. В г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство », организованной нацистами.

Литературные произведения

  • Dichtungen und Dramen.Hamburg: H. Christians, 1973
  • Erzählungen.Hamburg: H.Christians, 1974
  • My life. New York: Macmillan, 1974
  • Aufsätze, Vorträge, Essays zur Kunst.Hamburg: H. Christians, 1975.

Премия Оскара Кокошки

Премия Оскара Кокошки (Oskar-Kokoschka-Preis), одна из крупнейших австрийских наград в области современного искусства , была учреждена Федеральным правительством Австрии в год смерти художника, в 1980 году . Денежное вознаграждение премии на 2012 год составляет € 20 тыс. . Премия вручается раз в два года художнику, проживающему в Австрии или за рубежом.

Лауреаты

  • - Ханс Хартунг
  • - Марио Мерц
  • - Герхард Рихтер
  • - Зигфрид Анзингер (нем. )
  • - Ричард Артшвагер (англ. ) (награда не принята)
  • - гуггинские художники
  • - Агнес Мартин
  • - Яннис Кунеллис
  • - Джон Балдессари
  • - Мария Лассниг
  • - ВАЛИ ЭКСПОРТ (англ. )
  • - Илья Кабаков
  • - Гюнтер Брус
  • - Марта Рослер (англ. )
  • - Уильям Кентридж
  • - Раймонд Петтибон
  • - Йоко Оно

Напишите отзыв о статье "Кокошка, Оскар"

Литература о Кокошке

  • Wingler H.M. Oskar Kokoschka, the work of the painter. Salzburg: Galerie Welz, 1958
  • Hodin J.P. Oskar Kokoschka; the artist and his time: a biographical study. Greenwich: New York Graphic Society, 1966
  • Oskar Kokoschka drawings, 1906-1965. Coral Gables: University of Miami Press,1970
  • Oskar Kokoschka: drawings and watercolors; the early years 1906-1924/ Sabarsky S., ed. New York: Rizzoli, 1986
  • Whitford F. Oskar Kokoschka, a life. New York: Atheneum, 1986
  • Orbis pictus, the prints of Oskar Kokoschka, 1906-1976. Santa Barbara: Santa Barbara Museum of Art, 1987
  • Oskar Kokoschka, Emigrantenleben: Prag und London 1934-1953/ Jutta Hülsewig-Johnen (Hrsg.). Bielefeld: Kerber, 1994
  • Klimt, Schiele, Kokoschka, Kubin. Weitra: Bibliothek der Provinz, 2004
  • Ernst Krenek, Oskar Kokoschka und die Geschichte von Orpheus und Eurydike / Hrsg. von Jürg Stenzl. Schliengen: Ed. Argus, 2005
  • Oskar Kokoschka - Erlebnis des Augen-Blicks. München: Hirmer, 2005
  • Klimt, Schiele, Moser, Kokoschka - Vienne 1900. Paris: Réunion des Musées Nationaux, 2005
  • Klimt, Schiele, Kokoschka: Akt - Geste - Psyche. Heidelberg: Ed. Braus, 2006

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Кокошка, Оскар

– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.
«Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и – неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты.
На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона. Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по местам. Гусары старательно стали выравнивать лошадей. В эскадроне всё замолкло. Все поглядывали вперед на неприятеля и на эскадронного командира, ожидая команды. Пролетело другое, третье ядро. Очевидно, что стреляли по гусарам; но ядро, равномерно быстро свистя, пролетало над головами гусар и ударялось где то сзади. Гусары не оглядывались, но при каждом звуке пролетающего ядра, будто по команде, весь эскадрон с своими однообразно разнообразными лицами, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стременах и снова опускался. Солдаты, не поворачивая головы, косились друг на друга, с любопытством высматривая впечатление товарища. На каждом лице, от Денисова до горниста, показалась около губ и подбородка одна общая черта борьбы, раздраженности и волнения. Вахмистр хмурился, оглядывая солдат, как будто угрожая наказанием. Юнкер Миронов нагибался при каждом пролете ядра. Ростов, стоя на левом фланге на своем тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта.
– Кто там кланяется? Юнкег" Миг"онов! Hexoг"oшo, на меня смотг"ите! – закричал Денисов, которому не стоялось на месте и который вертелся на лошади перед эскадроном.
Курносое и черноволосатое лицо Васьки Денисова и вся его маленькая сбитая фигурка с его жилистою (с короткими пальцами, покрытыми волосами) кистью руки, в которой он держал ефес вынутой наголо сабли, было точно такое же, как и всегда, особенно к вечеру, после выпитых двух бутылок. Он был только более обыкновенного красен и, задрав свою мохнатую голову кверху, как птицы, когда они пьют, безжалостно вдавив своими маленькими ногами шпоры в бока доброго Бедуина, он, будто падая назад, поскакал к другому флангу эскадрона и хриплым голосом закричал, чтоб осмотрели пистолеты. Он подъехал к Кирстену. Штаб ротмистр, на широкой и степенной кобыле, шагом ехал навстречу Денисову. Штаб ротмистр, с своими длинными усами, был серьезен, как и всегда, только глаза его блестели больше обыкновенного.
– Да что? – сказал он Денисову, – не дойдет дело до драки. Вот увидишь, назад уйдем.
– Чог"т их знает, что делают – проворчал Денисов. – А! Г"остов! – крикнул он юнкеру, заметив его веселое лицо. – Ну, дождался.
И он улыбнулся одобрительно, видимо радуясь на юнкера.
Ростов почувствовал себя совершенно счастливым. В это время начальник показался на мосту. Денисов поскакал к нему.
– Ваше пг"евосходительство! позвольте атаковать! я их опг"окину.
– Какие тут атаки, – сказал начальник скучливым голосом, морщась, как от докучливой мухи. – И зачем вы тут стоите? Видите, фланкеры отступают. Ведите назад эскадрон.
Эскадрон перешел мост и вышел из под выстрелов, не потеряв ни одного человека. Вслед за ним перешел и второй эскадрон, бывший в цепи, и последние казаки очистили ту сторону.
Два эскадрона павлоградцев, перейдя мост, один за другим, пошли назад на гору. Полковой командир Карл Богданович Шуберт подъехал к эскадрону Денисова и ехал шагом недалеко от Ростова, не обращая на него никакого внимания, несмотря на то, что после бывшего столкновения за Телянина, они виделись теперь в первый раз. Ростов, чувствуя себя во фронте во власти человека, перед которым он теперь считал себя виноватым, не спускал глаз с атлетической спины, белокурого затылка и красной шеи полкового командира. Ростову то казалось, что Богданыч только притворяется невнимательным, и что вся цель его теперь состоит в том, чтоб испытать храбрость юнкера, и он выпрямлялся и весело оглядывался; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдет к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения.
Знакомая павлоградцам, с высокоподнятыми плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка) подъехала к полковому командиру. Жерков, после своего изгнания из главного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону. Он приехал к своему бывшему начальнику с приказанием от начальника ариергарда.
– Полковник, – сказал он с своею мрачною серьезностью, обращаясь ко врагу Ростова и оглядывая товарищей, – велено остановиться, мост зажечь.
– Кто велено? – угрюмо спросил полковник.
– Уж я и не знаю, полковник, кто велено, – серьезно отвечал корнет, – но только мне князь приказал: «Поезжай и скажи полковнику, чтобы гусары вернулись скорей и зажгли бы мост».
Вслед за Жерковым к гусарскому полковнику подъехал свитский офицер с тем же приказанием. Вслед за свитским офицером на казачьей лошади, которая насилу несла его галопом, подъехал толстый Несвицкий.
– Как же, полковник, – кричал он еще на езде, – я вам говорил мост зажечь, а теперь кто то переврал; там все с ума сходят, ничего не разберешь.

О́скар Коко́шка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия - 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) - австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма .

По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. В 1903-1909 учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт и Карл Отто Чешка. В 1908 г. его работы были представлены в экспозиции художников-модернистов , близких к Климту. Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) на венской сцене вызвала скандал (в 1921 г. Пауль Хиндемит написал оперу на её основе).

Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос (портрет которого он написал); к этому периоду относятся также портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.). В 1910 г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским.

В 1911-1913 гг. Кокошка пережил бурный роман с известной венской красавицей Альмой Малер, на тот момент - вдовой знаменитого композитора и дирижёра Густава Малера (позже она была замужем за архитектором Вальтером Гропиусом, а затем - за Францем Верфелем). Неспособный избавиться от мучительных воспоминаний о ней, Кокошка в 1919 заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш» (1925). Он посвятил Альме одну из лучших своих картин - «Невеста ветра». Под этим же названием в 2001 году вышел художественный фильм Брюса Бересфорда «Невеста ветра» (англ. Bride of the Wind), в котором нашли отражение их взаимоотношения.

Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен в 1915 г. на Галицийском фронте, пережил плен, признан врачами психически нестабильным. В 1916 Кокошка познакомился с Гофмансталем и Рильке. Впечатления от войны вошли в драму «Иов» (1917). В 1919-1924 гг. Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств . По его драме «Орфей и Эвридика» (1919) написана опера Эрнста Кшенека (1923).

В 1922 году написал портрет актрисы Марии Орской, который ныне хранится в виде литографий в нескольких музеях. В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венской Биеннале.

О художнике отрицательно отзывался Муссолини, которого поддержали пронацистские власти в Вене. В 1937 г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами.

В 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938 г., после Мюнхенского соглашения - в Великобританию, в 1946 г. получил британское гражданство. С 1947 г. жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны его работы были представлены в 1945 г. на выставке в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле , в 1947 г. его экспозиция с успехом прошла в Берне, а в 1952 г. на Венской Биеннале ему был отведен отдельный зал.

В 1952-1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В 1955, 1959 и 1964 гг. его работы были представлены на кассельской выставке «Документа». В 1960-е годы выступал также как сценограф (Волшебная флейта Моцарта, 1964, и др.), работал художником-оформителем на телевидении («Росмерхольм», по драме Ибсена, 1961). В 1960 году Оскар Кокошка стал лауреатом премии Эразма

В 1981 г. большие ретроспективные выставки работ Кокошки прошли в Лондоне и Нью-Йорке, в 1986 - в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма.

Премия Оскара Кокошки (Oskar-Kokoschka-Preis), одна из крупнейших австрийских наград в области современного искусства, была учреждена Федеральным правительством Австрии в год смерти художника, в 1980 году. Денежное вознаграждение премии на 2012 год составляет € 20 тыс.. Премия вручается раз в два года художнику, проживающему в Австрии или за рубежом.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Oskar Kokoschka. 1886-1980 г. Выдающийся австрийский художник-экспрессионист.

В свое время преподаватели венской Художественно-промышленной школы были едины во мнении, что студент Оскар Кокошка не принадлежит к числу многообещающих живописцев; может быть, это и стало главным побудительным мотивом, который позволил Кокошке «взойти» на третье место в большом трио знаменитых художников Вены, после Климта и Шиле.

Место рождения Оскара Кокошки – австрийский городок Пёхларн, расположенный на Дунае, здесь он появился на свет 1 марта 1886. Родовые корни связаны с Чехией, его отец продолжал семейную традицию мастеров ювелирного промысла, изделия которых были известны во всей Праге. Заниматься нелюбимым делом юный Оскар не желал, хотя особого влечения к искусству он тоже не испытывал. С раннего возраста у Кокошки проявился интерес к изучению химии, но преподаватель, увидевший его рисунки, посоветовал родителям развивать художественный дар.

Обучение в Художественно-промышленной школе в Вене (сюда семья переехала в 1902) началось в 1904, особого рвения к занятиям у Кокошки не наблюдалось, его более прельщало сочинение драм в стихах, а также рисование. Преподаватели сразу советовали ему сосредоточиться в направлении графического дизайна, а также уделить внимание гравюре.

Сочинив пьесы «Сфинкс и чучело» и «Убийца – надежда женщин», начинающий художник создал к ним оригинальные рисунки, а афиша последней, отнесена критиками к работам, ярко выражающим дух экспрессионизма.

В 1907-1908 гг. в рисунках Кокошки изобилует тема ню, преимущественно с участием юных моделей, а в 1906 он изображает обнаженную Мату Хари. В творчестве этого периода отчетливо заметно влияние Климта и Ромако, но в большей степени, присутствие дальневосточной художественной традиции.

В 1908 Кокошка участвует в выставке под названием «Кунстшау», организованной Климтом, на которой экспонировалось творчество модернистов. Работы молодого художника принесли ему известность, правда, скандальную. Традиционалисты не воспринимали творчество, изобилующее таким количеством насилия и эротики. Столь оригинальная «известность» привела впоследствии к отчислению Кокошки из Школы.

Не стал исключением, в плане скандальных событий, и 1909, когда на крупной выставке были снова представлены работы, не воспринимаемые представителями традиционного искусства, но на этот раз, Художественные мастерские отказались от сотрудничества с Кокошкой. В этот период судьба облагодетельствовала строптивого художника, а ее «посланцем» выступил Адольф Лоос, известный в венском обществе архитектор-модернист.

В одном из питейных заведений Вены Кокошка выиграл пари, победителем которого должен был стать участник, сумевший поглотить наибольшее количество спиртного. Лоос, выступивший в роли главного болельщика, вскоре ввел художника в богемный мир Вены, познакомил с интеллигенцией, помог не только финансово, но и посоветовал реализовать творческий потенциал, используя жанр портретной живописи. «Психологические портреты», создаваемые Кокошкой вплоть до начала Первой мировой войны, стали изюминкой венского экспрессионизма. Работая над изображениями моделей, художник глубоко проникал во внутренний мир «оригинала». К шедеврам этого периода относят «Портрет Херварта Вальдена». Анализируя технический аспект творчества, следует отметить, что до 1910 автор придавал графизму немаловажную роль.

Также в 1909 творчество художника получило новый импульс, который привел Кокошку к покорению еще одной вершины изобразительного искусства: в компании Лооса он посетил Швейцарию, где зачарованный красотой альпийской природы, написал несколько потрясающих пейзажей. Обратившись в будущем к этому жанру, он достигнет в нем пределов совершенства.

В 1910 Кокошка приезжает в Берлин, где известность не заставляет себя долго ждать. Работая в журнале «Буря», художник, в творческом тандеме с главным редактором Вальденом, превращает издание в рупор авангардного искусства, стремительно подняв его популярность у представителей художественной среды Берлина. Без «Бури» вряд ли бы немецкий экспрессионизм получил столь мощный импульс для развития. Состоялось знакомство с Кандинским. Жизнь художника в это время отразилась в ряде работ, среди которых «Автопортрет с Альмой Малер». Бурный роман с героиней произведения длился с 1911 по 1913, а окончательный разрыв с красавицей, произошедший в 1915, надолго оставил в его душе мучительную рану.

Уход добровольцем на войну был вызван, преимущественно, желанием избавиться от последствий расставания с Альмой, а его участие в боевых действиях закончилось двумя тяжелыми ранениями, полученными в 1915 и, после лечения в Дрездене, Кокошка останется в этом городе до 1924. Здоровье постепенно поправлялось, но в 1919 друзья стали замечать определенные странности в его поведении. Этот период отмечен некоторым уходом от экспрессионизма, доминирующее положение постепенно приобретает пейзажная живопись; иногда работы создавались в импрессионистской манере.

После окончания преподавательской деятельности в Академии искусств (1919-1924), художник стал обладателем крупной суммы денег, полученных от продажи картин, и это позволило ему объездить всю Европу, побывать в Африке и на Ближнем Востоке. Созданные Кокошкой пейзажи, городские виды, отличались красочностью и, пользуясь большим спросом, тут же и продавались.

После гитлеровского вторжения в Европу, художник некоторое время пожил в Чехии, а в 1938, в компании любовницы Ольды Павловской обосновался в Лондоне. В 1947 Кокошка получил британское подданство, а в 1953 переехал жить в Швейцарию, отказываясь от вторичного получения австрийского паспорта. После нескольких лет творческого затишья, художник опять стал использовать экспрессивную манеру живописи, а цвет и рисунок стали изысканно утонченными. К мастеру пришла известность, и он продолжал активно работать до конца 1950-х.

В Швейцарии Кокошка сторонился политической и общественной жизни, и прожил здесь почти тридцать лет.

Уединенная жизнь в курортной зоне Женевского озера проходила в замкнутой атмосфере и, не дожив до девяноста четырех лет одной недели, 22 февраля 1980 Оскар Кокошка умер в Монтрё; в обществе это событие почти не привлекло особого внимания.



Рассказать друзьям