Писатель Василь Владимирович Быков – биография, творчество и интересные факты. Быков В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Василь (Василий) Владимирович Быков (годы жизни 19 июня 1924 – 22 июня 2003 года) – советский и белорусский писатель, общественный деятель, представитель «лейтенантской прозы». Принимал участие в Великой Отечественной войне, окончил войну в звании старшего лейтенанта. Большинство художественных произведений Василя Быкова представлены повестями, действие которых разворачивается во время войны и в которых читатель сталкивается с нравственным выбором героев, который им приходится делать в наиболее драматичные моменты их жизни.

Василь Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревне Бычки Ушачского района Витебской области. Будущий писатель родился в достаточно бедной крестьянской семье. Позднее он говорил, что не любит своего детства. Это была голодная жизнь, когда надо было ходить в школу, было нечего надеть и нечего поесть. Единственной его отрадой в то время была природа и книги. Летом он, как и многие белорусские мальчишки, бегал в лес, на озеро, на рыбалку. Если на это имелось свободное время, конечно. В то время всегда приходилось работать, было необходимо, да и заставляли. После окончания 8 классов Быков поступил в Витебское художественное училище на скульптурное отделение (будущий писатель помимо всего прочего достаточно хорошо рисовал). Но доучиться ему не удалось, ему пришлось покинуть училище и вернуться в родную деревню, после того как были отменены стипендии. В июне 1941 года Василь Быков экстерном сдал экзамены за 10 класс.


Война застала писателя на Украине, где он принимал участие в создании оборонительных рубежей. Во время отступления на восток, в Белгороде, он отстал от своей колонны и был арестован. Его даже чуть не расстреляли, приняв за немецкого шпиона. Зимой 1941-1942 годов он жил на станции Салтыковка, а также в городе Аткарске Саратовской области, обучался в железнодорожной школе. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года Василю Быкову было присвоено звание младшего лейтенанта. Он принимал участие в боях за Александрию, Кривой Рог, Знаменку. Во время проведения Кировоградской наступательной операции получил ранение в живот и в ногу (по ошибке был записан как погибший).

Воспоминания об этом и события после ранения легли в основу его будущей повести «Мертвым не больно». В начале 1944 года он 3 месяца провел в госпитале, после чего принял участие в Ясско-Кишиневской наступательной операции, участвовал в освобождении Румынии. С действующей армией прошел по территории Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии. Дослужился до старшего лейтенанта, командовал артиллерийским взводом. За время войны дважды был ранен, имеет боевые награды. В годы войны награжден орденом Красной Звезды, после войны получил Орден Отечественной войны 1 степени.

После демобилизации поселился в городе Гродно (с 1947 года). Здесь будущий писатель работал сначала в мастерских, а потом в редакции областной газеты «Гродненская правда». В Гродно он проработал до 1949 года, после чего вновь продолжил службу в рядах Советской армии, служил в одном из отдаленных гарнизонов на Курилах. Окончательно Василь Быков демобилизовался из вооруженных сил лишь в 1955 году уже в звании майора.


Свои первые произведения будущий писатель опубликовал еще в 1947 году. Однако сам писатель свою творческую деятельность отсчитывал с 1951 года, в этом году в гарнизоне на Курилах он написал рассказы «Обозник» и «Смерть человека». На многие годы главными героями его произведений стали солдаты и офицеры, а главной темой Великая Отечественная война – эпоха «колоссальных усилий советского народа». Позднее критики отнесут его произведений к так называемой «лейтенантской прозе», яркими представителями которой были Юрий Бондарев, Константин Воробьев и многие другие, воевавшие писатели.

В 1966 году шквал официальной критики вызвала опубликованная в журнале «Новый мир» повесть «Мертвым не больно», в которой «мясорубка» прошедшей войны была показана с присущим всему творчеству Василя Быкова беспощадным реализмом. Несмотря на это, данное произведение принесло писателю уже мировую славу. А сам Быков очень высоко оценивал свой «новомировский период» жизни и дружбу с известным редактором журнала, поэтом Александром Твардовским. В 1970-е годы, когда поток фронтовой прозы в стране пошел на убыль, Быков и не подумал расставаться со званием «окопного летописца». Он не стал менять тему большинства своих произведений и не собирался забывать о трагедии военных лет. Повести Василя Быкова стали классикой отечественной литературы: «Сотников» (1970), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978).

Излюбленным жанром для писателя стала повесть. В центре каждого из своих произведений он старался поставить нравственную проблему, которую Быков «растворял» в напряженных военных эпизодах, как правило, не очень протяженных по времени. Часто Василь Быков говорил и писал о том, что интерес для него представляют те жизненные ситуации, которые позволяют наиболее полно раскрыть характеры героев, позволяют представить человеческую сущность наиболее зримой, показать ее в момент самого яркого проявления. При этом обычно духовные взлеты героев его произведений завершались смертью. Так, например, герой его повести «Альпийская баллада» (1964) – русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его всего лишь на несколько дней, для того чтобы после ада концентрационного лагеря испытать скоротечное счастье любви. Повесть «Альпийская баллада» стала одним из первых советских литературных произведений, в котором плен показывался не как вина солдата, а как его трагедия.


Также действие многих героев произведений Василя Быкова было связано с жизнь советских граждан во время фашистской оккупации – в белорусских деревнях и в партизанских отрядах. При этом центральной темой таких произведений становится тема предательства. Так главный герой повести «Сотников» в состоянии сохранить в себе верность долгу и человечность, а вот в его спутнике Рыбаке страх смерти берет верх, и он становится предателем. В итоге Сотникова казнят фашисты, а Рыбак сумел сохранить себе жизнь ценой чужих смертей, что обрекает его на вечные нравственные муки. Шел на добровольную гибель и герой другой его военной повести «Обелиск». Школьный учитель пожертвовал собой, спасая своих учеников. В повести «Обелиск» рассказ ведется от лица одного из выживших подростков, поэтому читателю предоставляется возможность самостоятельно разобраться и сделать выводы о мотивах поступков погибшего учителя.

За свои повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» Василю Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя и работая в Бресте, народный писатель Белоруссии печатался в журнале «Новый мир», а в 1970-1980-е годы входил в состав руководства Союза писателей СССР. Сегодня многие критики по праву считают его творчество неотъемлемой частью русской литературы. Его повесть «Пойти и не вернуться» (1978), действие которой происходило на территории оккупированной Белоруссии в 1942 году, была инсценирована автором и с успехом ставилась в театрах в России и Белоруссии. В 1980 году Василь Быков получил звание Народного писателя Беларуси. В 1986 году его заслуги на писательском поприще были отмечены Ленинской премией.

С началом перестройки Василь Быков стал одним из первых писателей в стране, которые показали трагедию русской деревни в 30-е годы XX века, когда сталинские методы довели крестьян практически до состояния крепостных и нищенского существования. Нелегкую судьбу русского крестьянства он описал в повести «Знак беды», за нее же Быков был удостоен Ленинской премии. В повести описывалась судьба белорусских хуторян Степаниды и Петрока, которые несмотря на все унижения отказывались служить фашистам. В данной повести воплотилась важнейшая для творчества Василя Быкова идея: человеческое достоинство дороже человеческой жизни. Также в этой повести появляется новая для его творчества мысль – что страдания советского народа в годы Великой Отечественной войны не являются случайными, они, скорее всего, закономерны.


С приходом к власти в Белоруссии Александра Лукашенко, Василь Быков, который выступил с резкой критикой установившегося в государстве режима, подвергается преследованию властей, которые начинают против него кампанию: его начинают шельмовать в СМИ, а произведения не печатаются. В конце 1997 года он вынужден был покинуть страну и уехать в Европу. Некоторое время он жил в Финляндии, Германии, Чехии. В «эмиграции» он написал некоторое количество притч и рассказов, а также повесть «Волчья яма», которая была посвящена нравственным последствиям Чернобыльской катастрофы.

Скончался писатель 22 июня 2003 года в день начала Великой Отечественной войны в онкологическом госпитале под Минском. На Родину он вернулся за месяц до своей смерти. Похоронен на Восточном кладбище в Минске, в честь писателя были названы улицы в Белостоке, Гродно, а также поселке Ждановичи. Большую часть своих повестей и рассказов Быков писал на белорусском языке, многие из них он сам же переводил на русский язык. При жизни и после смерти писателя его произведения были переведены на многие языки мира.

Источники информации:
http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00070201184773068989

http://www.parta.com.ua/stories/writers/65
http://pomnipro.ru/memorypage13354/biography
http://ru.wikipedia.org

Во время Великой Отечественной войны страна понесла невосполнимые потери, но, как и любое другое трагическое событие в истории, породила талантливых писателей, поэтов. Это были бывшие фронтовики, знавшие о сражениях, атаке и артобстрелах не понаслышке. Одним из них был Василь Владимирович Быков.

Он поведал об ужасах войны, о нравственном выборе, который человек должен сделать в критический момент жизни. Василь Быков - писатель, одним из первых рассказавший об «окопной правде», о том, что на войне много страха. Бояться может не только трус и не только немца. Жуткий страх советские солдаты и офицеры испытывали перед карательными органами.

Ранние годы

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году, в Белоруссии. Детство его прошло в бедности, и он не любил о нем вспоминать. Ранние годы будущий писатель провел в селе Бычки Витебской области. В Белоруссии до сих пор помнят ужасы оккупации. Многое из того, о чем Василь Владимирович Быков рассказал читателям, происходило с его родными и знакомыми. В годы войны каждый житель Белоруссии был воином. Независимо от того, имел ли оружие, умел ли стрелять.

В биографии, книгах Василя Быкова неизменной всегда была тема войны. В 1941 году будущему прозаику уже исполнилось семнадцать. Какой жизнь Быкова была в мирное время? В раннем возрасте он проявлял художественные способности. Даже учился на скульптурном отделении Однако в 1940 году в системе образования произошли некоторые перемены: была отменена стипендия. Быков бросил учебу и пошел работать.

Война

В 1941 году герой сегодняшнего повествования сдал экстерном экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине. Василь Владимирович Быков - представитель поколения, которое война уничтожила почти полностью.

На фронте он был взводным, то есть занимал одну из самых опасных офицерских должностей. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Выжил Быков чудом. В Кировоградской области есть братская могила, на который некоторое время значилось его имя. Мать будущего писателя получила похоронку. Только спустя годы узнала, что сын жив.

После боя он попадал в госпиталь, оттуда его направляли снова на фронт. Он сражался на родной земле, в Румынии, Австрии, Венгрии. Как сказал Чингиз Айтматов, судьба сберегла Василя Владимировича Быкова для того, чтобы он смог написать книги от имени целого поколения.

Репортер

После Великой Победы он прослужил в армии еще десять лет. Бывал на Украине и на Дальнем Востоке. В 1955 году устроился работать корреспондентом в газету «Гродненская правда». Писал очерки и фельетоны. Совсем скоро, в 1956 году, в местной печати начали появляться первые художественные произведения Василя Владимировича Быкова. Книги его были большей частью посвящены партизанам, солдатам и все тем, кто пострадал о фашистской оккупации. Но есть в его библиографии несколько произведений, не затрагивающих тему войны. Так, в самом начале своего творческого пути он издал небольшой сборник юмористических рассказов.

Творчество

Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Именно с этого времени война стала не только главной, но и почти единственной темой его литературного творчества. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил.

Фронтовая повесть

Одна из самых известных книг Василя Владимировича Быкова - «Сотников». Жанр произведения - фронтовая повесть. Высокая художественная ценность его книг заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы ВОВ, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить.

Для того чтоб сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью. Иногда сознание своего долга и чувство ответственности заставляют человека совершать немыслимые поступки. Так, в повести «Волчья стая» Левчук спасает младенца. В «Дожить до рассвета» лейтенант Ивановский сражается даже после тяжелого ранения. В повести «Сотников» Василь Владимирович Быков поведал о зыбкости нравственных устоев, о том, как парень, по сути, неплохой, совершает сделку с совестью, становится предателем.

Лейтенантская проза

В начале шестидесятых было опубликовано несколько произведений. Все они имели успех. Это повести «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Третья ракета», которая поставила автора в один ряд с самыми талантливыми писателями-фронтовиками. Примерно в это время возник в отечественной литературе такой термин, как «лейтенантская проза». Произведения представителей нового жанра оказали большое влияние на духовную жизнь в шестидесятые. Правда, критики встретили лейтенантскую прозу в штыки.

Критика

Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

Быков и русская литература

Он писал на родном языке. В начале семидесятых начал сам переводить свои произведения на русский. Сегодня его творчество - часть русской литературы. Более того, нравственно-философский характер его произведений оказал влияние на развитие отечественной прозы. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

Единственная романтическая повесть Быкова - «Альпийская баллада». Но и она посвящена солдату. Солдату, спасшему любимую ценой своей жизни.

Последние годы

В девяностые писатель подвергся преследованиям властей. В Белоруссии был установлен режим, против которого Быков не раз выступал весьма резко. Его перестали издавать. В конце 90-х Василю Быкову пришлось покинуть родную страну. Полтора года он прожил в Финляндии, где плодотворно работал. Затем переехал в Германию. Вернулся на родину незадолго до смерти. Василь Быков ушел из жизни в 2003 году.


Мужчин, родившихся в первой половине двадцатых годов прошлого столетия, называли "убитым поколением". Они вынесли на себе все бедствия Великой Отечественной войны, и до Победы дожили лишь немногие их них. Писатель Василий (Василь) Владимирович Быков сполна пережил все бедствия военного времени, он принадлежал ему, и книги писателя – это не просто достоверный рассказ о тех днях, это еще и отображение законов правды и совести, совершенствования человеческой души среди нечеловеческих испытаний.

Василь Быков (Васіль Быкаў) - уроженец белорусской деревни Бычки (Витебская область). Он появился на свет 19 июня 1924 года в крестьянской семье и с раннего детства очень хорошо рисовал. В 1939 году, окончив неполную среднюю школу в деревне Кубличи, Василь поступил в Витебское художественное училище. Однако овладевать профессией скульптора ему пришлось недолго – в 1940 году студенческие стипендии отменили, и чтобы прокормиться, молодой человек пошел учиться в школу ФЗО. В мае 1941 года, после окончания учебного года, Василь эскстерном сдал экзамены за курс средней школы и отправился навестить своих украинских родных. Война застала его на земле Украины.Юноша был мобилизован на оборонные работы и отступал вместе с военными частями до Белгорода, где и отстал от основной колонны инженерного батальона. Его задержал комендантский патруль, и по подозрению в шпионаже Василя несколько дней продержали под арестом. По словам Быкова, перед отходом из Белгорода были расстреляны

все его сокамерники, его же самого пожилой охранник пожалел и дал убежать, выстрелив в воздух. Быков пешком отправился к Харькову, где ему удалось присоединиться к своей оборонной команде. Так, отступая вместе с войсками, Василь дошел до Саратовской области, где обучался в железнодорожном училище. В 1942 году Быкова призвали в армию и направили в Саратовское училище пехоты, которое он закончил в 1943 году в звании младшего лейтенанта. Он участвовал в боях под Кривым Рогом, Знаменкой, Александрией. В бою под Северинкой (Кировоградская область) Василь чудом не был раздавлен немецким танком, получил тяжелейшие ранения и сумел добраться до санчасти, в то время как командир написал рапорт о его гибели, и до сих пор на братской могиле возле Северинки значится имя Быкова. После лечения в госпитале будущий писатель участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях за Румынию, Венгрию, Болгарию и закончил войну в Австрии, получив орден Красного Знамени. После демобилизации в 1947 году Быков работал в редакции газеты "Гродненская правда" и опубликовал несколько рассказов. В 1949 году он опять был призван в армию и окончательно демобилизовался только в 1955 году, дослужившись до майора. Василь Быков вернулся в"Гродненскую правду" и серьезно занялся литературным трудом.

Творчество Быкова, которое рассказывало об увиденном и пережитом им на войне, относили к категории "лейтенантской прозы", представленной именами Бондарева и Нагибина. В 1959 году была опубликована пе

рвая повесть начинающего писателя под названием "Журавлиный крик", а вышедшая в свет в 1961 году "Третья ракета" принесла ему всесоюзную славу. Огромный успех имела повесть "Альпийская баллада"(1963), по которой был снят фильм, получивший несколько наград. В "Альпийской балладе" Быков первым из советских писателей показал плен как трагедию, а не как вину героя, и осмелился описать любовные чувства между советским солдатом и итальянской девушкой. Бескомпромиссность и стремление передать жестокую правду войны характеризовали повесть "Мертвым не больно" (1965), где автор без прикрас описывал войну так, как он ее видел своими глазами. Отход от идеологических штампов обошелся Василию Владимировичу дорого – на писателя была открыта настоящая травля. Кроме гневных статей в газете, жену писателя вызывали на "беседы" в органы безопасности, в их квартире разбили окна, а на собраниях Быкова клеймили и предлагали "убираться на запад". Фронтовик не отступил. Вышедшая в 1970 году повесть "Сотников" с беспощадной откровенностью раскрыла тему предательства и заставила говорить о таланте Василия Владимировича. Он был избран секретарем Гродненского отделения белорусского союза писателей. Событием литературной жизни становилась каждая новая повесть Быкова –удостоенные Государственной премии "Обелиск" (1971) и"Дожить до рассвета" (1974), "Пойти и не вернуться" (1978), на основе которой была создана популярная пьеса. Новым поворотом творчества Быкова стала повесть "Знак беды"

(1982), отмеченная Ленинской премией. Рассказ о немолодых крестьянах, переживающих немецкую оккупацию и делающих выбор в пользу добровольного ухода из жизни, литературоведы называют самым антивоенным произведением Быкова. Тема нравственного выбора и взаимоотношения человека и режима остается ведущей и в повестях "Карьер"(1986), "В тумане"(1987), "Облава " (1990).

Девяностые годы снова привели В. Быкова к противостоянию с властью. Еще в 1988 году он был у истоков создания Белорусского Народного Фронта, затем возглавлял белорусский ПЕН-Центр. После событий осени 1993 года Быков был в числе подписавших знаменитое "письмо 43" в адрес Ельцина с требованием переизбрания Верховного Совета. После победы на президентских выборах в Белоруссии А. Лукашенко писатель не раз выступал с критикой его курса. Проза Быкова этого периода продолжала оставаться документально точной и безжалостной ("Полюби меня, солдатик", "Афганец", "Волчья яма"). В 1997 году Василь Быков по приглашению ПЕН-Центра выехал в Финляндию, затем проживал в Германии и Чехии. Наиболее значительным его произведением этого периода стала автобиографическая книга "Долгая дорога домой" (2002). В этом же году Быкову был поставлен страшный диагноз – рак желудка. Он был прооперирован в пражской клинике, а в 2003 году, за месяц до своей смерти возвратился в Белоруссию. Писатель, который по утверждению критиков, так и не вернулся с войны, умер в памятную дату 22 июня. Он погребен на Восточном кладбище Минска.

Основные произведения В.В.Быкова на языке оригинала:

Быкаў В. Поўны збор твораў : у 14 т. / Васiль Быкаў; [на белорус. яз.]; прадм. А. Пашкевiча. - Мiнск: Cаюз беларускiх пiсьменьнiкаў; Масква: ТАА «Выдавецтва «Время», 2005. - 3000 экз. - ISBN 5-9691-0072-2. - В фонде Международного центра Псковской областной научной библиотеки содержится 6 первых томов из 14-ти - дар Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург). Это первое в истории Полное собрание произведений Народного писателя Белоруссии. При составлении томов в первую очередь учитывалось мнение самого автора, успевшего спланировать проспект издания своего 8-томного Собрания произведений.

Т.1: Аповесьцi, апавяданьнi i прыпавесьцi 90-х i 2000-х гадоў .- 656 с., 1 л. партр. - ISBN 5-9691-0073-0. - В первый том Полного собрания произведений вошли повести «Афганец» (1998), «Волчья яма» (1998), а также рассказы и притчи, написанные в 90-х и 2000-х годах.

Т.2: Аповесцi . - 624 с., 1 л. партр. - ISBN 5-9691-0074-9. - Во 2 том вошли повести «Знак беды» (1982), «В тумане», «Облава» (1988), «Полюби меня, солдатик» (1995), «Болото» (2001), а также некоторые рассказы 1990-х годов.

Т.3: Аповесцi . - 656 с., 1 л. партр. - ISBN 5-9691-0075-7. - В 3 томе - повести «Мертвым не больно» (1965), «Проклятая высота» (1966), «Сотников» (1970), «Стужа» (1991).

Т.4: Аповесцi . - 2006. - 600 с., 1 л. партр. - ISBN 5-9691-0121-4. - В 4 томе - повести «Последний боец» (1957), «Журавлиный крик» (1959), «Измена» (1960), «Третья ракета» (1961), «Западня» (1962), «Альпийская баллада» (1964).

Т.5: Аповесцi . -544 с., 1 л. партр. - ISBN 5-9691-0122-2. - В 5 томе - повести «Круглянский мост» (1968), «Дожить до рассвета» (1972), «Волчья стая» (1974), «Его батальон» (1974).

Т.6: Аповесцi . -560 с., 1 л. партр. - ISBN 5-9691-0123-0. - В 6 том вошли повести «Обелиск» (1971), «Пойти и не вернуться» (1978) и роман «Карьер» (1986).

Произведения В.В.Быкова в переводах на русский язык:

Герои Быкова знают о войне что-то, что выше и значительнее слов, когда корят нас: «Знаний о войне у вас хвата- ет. Но вот атмосфера времени - это та тонкость, которую невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кро- вью. Жизнью. Вам же этого не дано».

Быков В. В. Альпийская баллада [Текст]: повесть/ Василь [Василий Владимирович] Быков; [пер. с белорус. М. Горбачева; худож. Е. Колоколов].- Омск: Омск. кн. изд-во, 1990. - 160 с. - 50000 экз. - ISBN 5-85540-155-3. - Говоря сухим языком критики, в центре повествования - интернациональная борьба против фашизма. По факту - «на трудных путях победной борьбы и огромных утрат» Второй мировой войны встретились белорус Иван Терешка и итальянка Джулия Новелли, чтобы разделить три дня - «три огромных, как вечность, дня побега (из концлагеря), любви и невообразимого счастья».

Быков В.В. В тумане [Текст]: повести / Василь [Василий Владимирович] Быков; пер. с белорус. авт. и М. Горбачева; [ худож. Н. Фадеева]. - М.: Сов. писатель, 1989. - 320 с. - Содерж.: В тумане; Мертвым не больно. - 200000 экз. - ISBN 5-265-00781-4. - Автор пишет не сюжет, а «атмосферу», непостижимую тонкость - из повести в повесть. Его настойчивость и желание достучаться до нашего сознания почти болезненно. Иногда кажется, что читатель в его книгах кружится на одном месте, на малом пятачке земли, никогда не знавшей солнца. Он отлично слышит плоть, материю мира, потому что до войны учился скульптуре. «В тумане» проходит короткая и бесконечная, стремительная и вязко безысходная с порога петлей затянувшаяся операция, в кото-рой партизану Бурову надо было «просто» убить предателя. А все оказывается буднично и неразрешимо, словно туман стал вечным временем действия, мысли и жизни, и поднимется он, пожалуй, только, когда через два дня все герои повести, ничего не развязав и не сумев никому ничего объяснить, будут мертвы. Честный мужественный человек погибает с клеймом предателя, и смерть навсегда уно-сит его тайну, и жена, сын, односельчане навсегда определят его в молчаливые черные списки. Так что война и по окончании доберет свое искаженными судьбами, продолжая свою страшную жатву.

Быков В. Волчья стая [Текст]: повести / Василь Быков; [пер. с белорус. авт. и Г. Куреневой]. - М.: Дружба народов, 1995. - 316, с. - Содерж.: Дожить до рассвета; Обелиск; Волчья стая. - 25000 экз. - ISBN 5-285-00237-0. - По мнению автора, каждая смерть в борьбе «должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе - зачем тогда жизнь»? Каждый из главных героев этих повестей - лейтенант Ивановский, учитель Мороз, пулеметчик Левчук - решает эту проблему по-своему...

Быков В. Волчья яма [Текст]: повести и рассказы / Василь Быков; пер. с белорус.; предисл. Л.Лазарева; худож. Т.Иващенко.- М.: Текст, 2001.- 335 с. - Содерж.: На Черных Лядах; Желтый песочек; Политрук Коломиец; Полководец; «Катюша»; Зенитчица; Полюби меня, солдатик...;Очная ставка; Довжик; Пасхальное яичко; Бедные люди; Народные мстители; Труба; Катастрофа. - 4000 экз. - ISBN 5-7516-0264-1. - Книга повествует о трагических годах войны и сложностях сегодняшней нашей жизни, о шкурничестве, предательстве, о непреходящих усилиях людей в поиске ответа на вечный вопрос - как жить по правде.

Быков В.В. Дожить до рассвета; Обелиск [Текст]: повести/ Василь [Василий Владимирович] Быков; пер. с белорус. авт. и Г.Куреневой.- М.: Сов. писатель, 1976. - 224 с. - (Б-ка произведений, удостоен. Гос. премии СССР). - 100000 экз. - В повести «Дожить до рассвета» рассказывается о действиях советских воинов-разведчиков в тылу врага. Повесть «Обелиск», события которой происходят в оккупированной фашистами белорусской деревне, изображает героев в моменты величайшего физического и нравственного напряжения, когда каждый сам решает - отдать или нет свою жизнь за свободу Родины?

Быков В. Дожить до рассвета [Текст]: повести/ Василь [Василий Владимирович] Быков; пер. с белорус. - М.: Эксмо, 2003.- 1040 с.- (Красная книга русской прозы). - 4000 экз. - ISBN 5-699-02212-0. - Ценность именно этого издания для псковских читателей - в том, что предисловие к сборнику повестей написано виднейшим литературным критиком современной России В.Я.Курбатовым, проживающим в г. Пскове.

«Стужа» гонит вчерашнего комсомольца и молодого партий-ца, нынешнего партизана Азевича от деревни к деревне, где вчера он тяжело строил «светлое будущее», а сегодня ему нет пристани-ща, потому что он строил его слишком страшно. И теперь ему одинаково чужие и свои, и немцы. Районный инструктор Азевич, увечивший жизнь деревни гибельной коллективизацией, ло-мавший жернова, оставлявший детей без хлеба, на самом деле - обыкновенный парень, совестливый, самый-самый народ в его середине. Да только во всю его молодую жизнь «чу- жая воля правила свой дьявольский бал на человеческих жиз-нях... Он жил чужой совестью, по чужим законам. Жизнь и люди распоряжались им как хотели, он был удобным инструментом в чужих руках, всегда безвольно готовым к употреблению». И он уже давно сам увидел, что «если происходящее во вред живущим, то не на пользу и последующим», сам увидел, что «свои со своими нача- ли воевать давно и делали это с немалым успехом». Только что же, что понял, если над ним уже НКВД кружит, сжимая крути, и некуда ему деться. У немцев - стужа, у своих - стужа. И он мечется по повести, заметаемый снегом, и плетется за ним черный молчаливый пес, возросший на трупах, не подходя и не отставая, как мысль и судьба. Не знает герой, куда деть это свое понимание. Разве только на последнем пороге утешит себя надеждой, что пос-ле войны люди будут разумнее» (из вступ. статьи В.Я.Курбатова).

Быков В . Знак беды [Текст]: повесть/Василь [Василий Владимирович] Быков; [пер. с белорус.].- М.: Молодая гвардия, 1984.- 299 с. - 100000 экз. - Действие повести происходит в самом начале Великой Отечественной войны, в одной из деревень на оккупированной гитлеровцами территории Беларуси. Через поступки и действия пожилой женщины Степаниды автор показывает понимание простым человеком добра, зла, необходимости и способов сопротивления врагу.

Быков В . Карьер [Текст]: повесть / Василь [Василий Владимирович] Быков; [пер. с белорус. авт.; худож. Н. Фадеева].- М.: Сов.писатель, 1988.-300, с. - 200000 экз. - ISBN 5-265-000321-5. - Действие повести "Карьер" происходит как бы в двух измерениях - в конце XX века и в то же время в трагическую пору начала войны, куда постоянно возвращается чувствами и памятью главный герой. Старший лейтенант Агеев, кадровый командир Советской Армии, из-за тяжелого ранения вынужден остаться в немецком тылу, где он включается в подпольную борьбу против немцев. Продолжающий цикл военных повестей, "Карьер" насыщен сложной нравственной проблематикой; произведение заставляет напряженно размышлять о высокой цене человеческой жизни, о том, какими необратимыми потерями оборачивается подозрительность, утрата естественного доверия между людьми.

Быков В. Колокола Хатыни [Текст] / Василь [Василий Владимирович] Быков; предисл. И. Штокмана. - М.: Правда, 1987.- 176 с. - 250000 экз. - Включает публицистические работы, смысл которых раскрывают их названия: «На рубежах добра и любви», «Полотна, опаленные войной», «Ставшее жизнью и судьбой», «Знать то, о чем пишешь....» и др. В ряде статей Быков дает оценки новым (на тот момент) произведениям своих товарищей по военной теме в литературе - А.Адамовича, В.Астафьева, Г.Бакланова, В.Богомолова, Ю.Бондарева и др.

Быков В. Обелиск. [Его батальон. Пойти и не вернуться [Текст]: повести/ Василь Быков.- М.: Вече, 2004.- 381, с. - 5000 экз. - ISBN 5-94538-448-8. - Повесть «Обелиск» - это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм «Минута молчания», снятый по этому произведению, с успехом был показан не только в нашей стране, но и в Западной Европе. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям - две отличительные особенности всех произведений белорусского Мастера.

Быков В.В. Повести [Текст] / Василь [Василий Владимирович] Быков; [пер. с белорус. авт. и Г.Куреневой; послесл. Д. Бугаева].- Л.: Лениздат, 1987.- 606, с. - Содерж.: Cотников; Обелиск; Пойти и не вернуться; Знак беды. - 300000 экз. - ...Зоська шла на очередное задание («Пойти и не вернуться»), а встретила любовь, чтобы тут же и потерять ее, и с сознанием едва открывшейся глубины мира обреченно покатиться к гибели, пото-му что зло оказалось расчетливее и беспощаднее ее чистоты. У войны свои правила, и их впервые понимает даже и вчера еще хороший партизан, а сегодня враг и противник Зоськи: «Видно, нельзя так все сразу - жить для себя, для других, воевать, любить жен-щину и быть счастливым».

Быков В.В. Сотников [Текст]: повесть / Василь [Василий Владимирович] Быков; [пер. с белорус. авт.; предисл. В. Оскоцкого; рис. А. Слепкова].- М.: Дет. лит., 1982. - 175 с., ил. - (Шк. б-ка). - 400000 экз. - Замысел повести подсказан реальной судьбой человека, которого лейтенант Василь Быков встретил на фронтовых путях-дорогах. Эта встреча надолго запала в его память, будоражила, пока не переросла в идеи и образы повести. В ней автор доискивается ответа на два главных вопроса: «...Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно»?

Быков В.В. Третья ракета; Сотников; Обелиск; Дожить до рассвета; Его батальон [Текст]: повести/ Василь [Василий Владимирович] Быков; пер. с белорус. [авт., М. Горбачева, Г. Куреневой; худож. В.Медведев]. - М.: Сов. писатель, 1986. - 592 с. - 200000 экз. - Лейтенант Никольский («Дожить до рассвета») вел людей, чтобы взорвать немецкий склад, а потерял и склад, и бойцов. И даже свою жизнь израсходовал на никчемного ты-лового немца. Кажется, лейтенант за всех своих товарищей по этой повести и за всех других быковских героев в последний час с особой тоской ухватывается за бедную мысль о неведомом, не сужденном им будущем. «Он хотел верить, что все, им совершенное в таких муках, дол-жно где-то обнаружиться, сказаться в чем-то. Пусть не сегодня, не здесь, не на этой дороге... Но ведь должна же его мучительная смерть, как и тысячи других, не менее мучительных смертей, привести к какому-то результату в этой войне. Иначе как же погибать в совер-шеннейшей безнадежности относительно своей нужности на этой земле и в этой войне? Ведь зачем-то он родился, жил, столько бо-ролся, страдал, пролил горячую кровь и теперь в муках отдавал свою жизнь. Должен же в этом быть какой-то пусть не очень значитель-ный, но все же человеческий смысл...»

Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».

Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы - на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г. на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война - эпоха «колоссальных усилий народа».

Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», 1960 г.; «Третья ракета», 1962 г.; «Альпийская баллада», 1964 г.; «Мёртвым не больно», 1966 г.; «Круглянский мост», 1969 г., и др.), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.

Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называемая «лейтенантская проза»). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства - с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970 г.; экранизирована режиссёром Л. Шепитько под названием «Восхождение», 1977 г.), «Обелиск», «Дожить до рассвета» (обе 1973 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1976 г.) и др.

В произведениях 80-90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986 г., «В тумане», 1987 г., «Облава», 1990 г., «Стужа», 1993 г., «Полюби меня, солдатик…», 1996 г.; рассказ «Жёлтый песочек», 1997 г.) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.

По словам Ч. Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил и писал от имени целого поколения».



Рассказать друзьям