Примеры и описание реальных патриотов. Патриотизм, любовь к Родине – аргументы ЕГЭ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аннотация: статья затрагивает тему , исследуется патриотическая проблематика в недавнем историческом периоде и в современных российских условиях с уточнением ее влияния на воспитательную работу с молодежью.

Ключевые слова: , . Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения.

В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. Цель статьи является исследование патриотического воспитания молодежи как отражение отношения к Родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации.

Это «вечная тема» традиционной педагогики, обусловленная объективной необходимостью целостности государства. В настоящее время для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование по узкой специализации. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и в не учебное время. Развитие патриотизма должно осуществляться системно, т.е. посредством экономического, социального, духовно-нравственного, информационно-психологического, педагогического, семейного и иного аксиологического воздействия на основе общегосударственной идеи, на базе существующих традиций.

Говоря о таком понятии как патриотизм, необходимо упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации.

И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. Обратимся к истории России и ответим на вопрос: как связано развитие патриотизма в стране сегодня с ее прошлым? Начиная с 80-х годов в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к концу 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта.

Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре В.И. Даля этому понятию дается такое определение: - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…». Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.

Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо . Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы именуем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район.

По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация.

Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше прилагали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Падение советской власти в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей . Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Как известно, когда свободы чересчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, «тусовки» по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи. Хотелось бы упомянуть о еще одном аспекте жизни современного общества и привести немного статистики.

Студентам был задан вопрос: ”Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?” Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65%). Ответ “навсегда” занимает второе место(14,51%). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 4,95%. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно - многие из нас, считая себя патриотами, ведут себя апатриотично. Это происходит, когда родители хотят направить своего ребенка учиться на Запад, выпускник вуза, окончив институт, мечтает уехать из России и работать где угодно, но только не в стране, где родился.

О каком патриотизме может идти речь, когда молодежь бессознательно не любит свою страну? Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству. С 2001 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За последующие пять лет были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно неплохо. Государство и власть на местах всячески поддерживают и пропагандируют патриотическое воспитание современной молодежи. Как проявляется чувство патриотизма, в чем оно выражается? Односложно ответить на этот вопрос трудно.

Это чувство, скорее всего, сокровенное, и во внешней своей демонстрации оно вряд ли нуждается. Проявляется же оно и в преданности определенной территории, в желании жить и трудиться только здесь, а не там, где комфортней и лучше. В зависимости от уровня сознания индивида его понятие родины может быть ограничено определенным двором или деревней, а может подниматься до осознания себя гражданином целого государства. Патриотизм - это и уважение местных обычаев и традиций, уважение к памяти своих предков. Это также и осознание того, что достойное развитие твоего города и государства в целом в какой-то степени зависит и от тебя лично.

Для этого надо просто честно и добросовестно выполнять свой долг, который заключается в добросовестном выполнении своих гражданских, профессиональных обязанностей. Нелегко любить Родину при таком государственном устройстве. Сейчас выросло не одно поколение молодых людей, которые ничем не обязаны государству. Оно не дало им учиться нормально, не обеспечило социальной перспективы. И молодежь не уважает эту власть, не ценит и не боится.

И здесь важно донести до сознания молодежи, что понятие Родины, России не тождественно понятию государства. Власть государственная может меняться, она и меняется на наших глазах, а Родина - одна при любой власти. Россия была, есть и будет. Будет, если будут люди, готовые работать и жить во благо своего отечества, а не только ради личной корысти. Вопрос в том, как воспитать таких людей, патриотов своего отечества? Один из ответов на такой вопрос мы можем найти в программах современных российских политических партий. Необходимо отметить то обстоятельство, что политические партии не ставят целью воспитание патриотизма у молодого поколения современной России. Так партия «Единая Россия» своей целью провозглашает построение новой, свободной, процветающей, сильной России на основе общих ценностей и интересов. Ее ценности - любовь к родине, крепкая семья, здоровый образ жизни, профессионализм.

Она подчеркивает, что воспитание у подрастающих поколений ответственности, целеустремленности, патриотизма, формирование активной гражданской позиции возможны на основе духовных и нравственных ценностей. И задача партии - создавать условия для их самореализации через совершенствование программ кадровой политики, создание рабочих мест, поддержку молодых семей, выравнивание стартовых возможностей для развития личности. В результате, по мнению ЕР, у молодых сограждан не возникнет желания во что бы то ни стало уехать жить за границу, а наоборот, связать свое будущее с Россией. КПРФ, являясь партией «патриотизма, интернационализма и дружбы народов», отмечает, что будущее России можно строить только на прочном фундаменте ее созидательных традиций и исторической преемственности. ЛДПР выступает за вовлечение молодежи в общественную жизнь, спорт, в проекты благотворительности, организацию для молодых людей государственного обучения перспективным и престижным профессиям. В планах ЛДПР создание молодым людям условий для полноценного проведения досуга: клубы, дискотеки, военно-патриотические секции. Это оторвет молодежь от тлетворного влияния чуждых мнимых ценностей, наркотиков, преступности. ЛДПР твердо намерена переломить эти негативные тенденции. «Цель партии - создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей. Место, занимаемое молодым человеком в обществе, будет зависеть

лишь от его собственных способностей, а не от толщины кошелька родителей или наличия «московской прописки». Политическая партия «Патриоты России» выделяет главные ценности патриотов России - это общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства граждан. К ним партия относит, прежде всего, человека, семью, его счастье и благополучие, основанные на духовном развитии человека и общества, государственность России, ее независимость, суверенитет, территориальную целостность, экономическое и оборонное могущество, безопасность государства и т. д. «Патриоты России» предлагают осуществлять воспитание патриотизма на основе общенациональной идеи: «Справедливость для всех, счастье для каждого», которая отвечает глубинным потребностям, интересам и надеждам нашего народа. То есть партия не ставит перед собой конкретную задачу воспитания чувств и действий современного патриота.

Политическая партия «Справедливая Россия» о воспитании патриотизма у молодого поколения не говорит ни слова, но весь раздел «Молодежная политика» наполнен такой мыслью. Она подчеркивает, что государство, которое не заботится о молодом поколении, не имеет будущего. Молодежь - это главный инновационный потенциал. Наглядным примером развития понятия патриотизма у нынешней молодежи в России, в статье автора стала выставка-ярмарка «Ладья. Весенняя фантазия 2015.». Побывав на выставке можно с уверенностью сказать, что не каждая страна может похвастаться такими многонациональными особенностями и таким многообразием народного творчества.

Выставка «Ладья» открывает всю палитру народных художественных промыслов. Это показ творческих достижений мастеров и художников народных художественных промыслов России. Побывав там, действительно убеждаешься в том, насколько разнообразна Россия и невольно начинаешь гордиться ею. На выставке были множество мастер классов, где на месте ты мог научиться любому творчеству и неважно в каком ты возрасте. Развитие патриотизма в нашей стране не стоит на месте, в этом автор убедился, посетив выставку-ярмарку. Исследования показали, что в России развиваются патриотические качества у современной молодежи.

Список литературы:

1. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

3. Каджаспирова Е.М. Педагогический словарь. М., 2003. С. 47-48.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-171751.html (Статистика - опрос. Научная работа: Проблема патриотизма современной молодежи в России).

Кто за эту сторону формирования гражданина ответствовать должен? И должен ли? Патриотизм, патриот, отечество, гражданин, верность народу, высокий долг… Эти понятия сегодня настолько выхолощены, что наполнить их снова живым, важным для сердца человеческого смыслом сложно. Но нужно. Очень нужно. Это единственно верный и даже категорический ответ на поставленные в начале вопросы. А дискуссия должна разворачиваться вокруг другого вопроса - «Как?» Как эту проблему должна решать школа?

Семья, безусловно, тоже должна, но надеяться на нее - значит получить поколение, наполовину состоящее из эгоистов, страдающих беспамятством. Половина эта вырастает в семьях или неблагополучных, или нищих, или неполных. Видят дети там бедность, насилие, пьянство и слышат мат. Вряд ли это можно расценить как примеры патриотизма. Отсюда цинизм, неверие и беспринципность. Остается школа. И возможностей у нее много. Это воспитательная составляющая каждого урока; это и внешкольные; это экскурсии и встречи; это личный пример всех, кто с детьми работает, - от учителя и воспитателей до вахтера и посудомоек в школьной столовой.

Но основной формой воздействия остаются Именно они. И вовсе не нужно постоянно выносить на классный час патриотизм, любовь к Родине, долг перед Родиной как главные темы. Слово это вообще должно звучать как можно реже. Почему бы не разработать цикл тематических классных часов «Родина - это…». Каждая новая тема будет продолжением главной. Например, «славная история», «…выдающиеся деятели», «…подвиг народа», «…деревянное зодчество», «…русская песня», «народные промыслы», «…православие» и т. д. Главное, не сводить все к назидательному монологу педагога, который поучает, как важно Родину любить, и для убедительности приводит примеры патриотизма, давно уже всем известные, а потому за душу не трогающие.

Это не значит, что о Великой Отечественной войне все сказано. Просто вместо штампов «великий подвиг великого народа в великой войне» можно прочитать какое-нибудь фронтовое письмо солдата к любимой, послушать «Землянку», а потом просто, без пафоса сказать, что суждено ему было пройти «до смерти четыре шага», а до любимой навсегда остались «снега и снега». Это больше любых лозунгов тронет душу даже самых циничных подростков. Можно предложить целевые эпизоды из фильмов «Петр Первый», «Война и мир» и других. И обсуждать не нужно, нет. Если затронет, дети сами высказываться будут. Учителю только слушать останется. Школьники будут говорить, а в это время в их душах будет происходить огромная работа.

О том, что мы не детей учим, а «человеков» растим, следует помнить на каждом уроке и использовать малейший повод, дабы заставить детей гордиться культурой, историей своей Родины. Почему бы не подчеркнуть на уроке музыки, что частушка есть только у русского народа? На уроке труда - что особенно модными сегодня в Канаде являются деревянные дома с резьбой, основой для которых послужили русские избы? Каждый урок, в большей или меньшей степени, дает «воспитательные поводы». Есть у России великие открытия, есть физики, химики. Их жизнь и служение русской науке - это лучшие примеры патриотизма. Главное, не восхвалять. Пафоса не нужно. Просто рассказывать. Знать об этом - уже патриотическое воспитание. А учителям литературы, как говорится, сам Бог велел. Патриотизм в литературе, начиная со «Слова о полку Игореве» (а то и раньше), был и остается главной темой и основным пафосом.

Безусловно, надо привлекать мам и пап. На можно им посоветовать фильмы для общего просмотра, книги для совместного чтения. Напомнить им, что общение с ребенком - это самый эффективный способ воспитания, патриотического в том числе. В повседневной жизни ведь тоже есть примеры патриотизма. Задача родителей -научить детей эти примеры замечать, хотеть им следовать. Только так слова «патриотизм» и «Родина» наполнятся живым смыслом и станут значимыми для ребенка.

им, что общение с ребенком - это самый эффективный способ воспитания, патриотического в том числе. В повседневной жизни ведь тоже есть примеры патриотизма. Задача родителей -научить детей эти примеры замечать, хотеть им следовать. Только так слова «патриотизм» и «Родина» наполнятся живым смыслом и станут значимыми для ребенка.

К ак патриотизм проявляется в реальной жизни? Он проявляется в экстремальных условиях, в первую очередь в условиях войны. В XVIII веке Россия провела 56 лет на полях сражений, в XIX - 30 лет. Все войны явились замечательным примером русского патриотизма, когда человек умирал за царя, за родину, за веру с чувством гражданского долга и ответственности за национальное государство. Здесь хотелось бы отметить несколько важных моментов. Русское государство созидалось на принципе авторитарности. Принятие христианства только укрепило эти основы. Более тысячи лет Русь (Россия) оставалась страной с доминирующим авторитарным началом. Это всегда было поводом для критики со стороны отечественных либералов, уверявших, что чиновничество душит свободную мысль, препятствует творческому развитию личности. Этот идеологический тезис существует и до сих пор. Например, сестра небезызвестного Михаила Прохорова Ирина Прохорова устно и письменно пытается нас убедить, что Андрей Курбский, предавший царя Ивана IV и возглавивший одну из польских армий в войне против России в 1564–1579 годах, является носителем добра и справедливости.

История России наглядно показывает: чем сильнее государство - тем устойчивее социальная система. И все неустроения и несчастья происходят именно тогда, когда государство слабеет. Без сильного государства не было бы ни русской культуры, ни русского этноса, ничего бы не было.

Русский народ - разноименный, но выступающий как единое целое, он скреплен единством языка и обычаев, он формировался под сильным влиянием великой православной культуры. Миропомазанный царь в русском духовном контексте - это не просто правитель, повелитель, это человек, обязанный денно и нощно, всю свою жизнь служить опорой и защитой вере Хрис­товой, держать ответ за свои дела перед Царем всех царствующих и Господом всех господствующих. Цари не только представали перед подданными в величии царского, имперского антуража, они обязаны были являть высший земной нравственный авторитет России. Хотелось бы отметить, что в нашем, русском контексте в нравственных ориентирах и в воспитательных средствах очень большое значение имеет поведение российских правителей. Если правители будут вести себя патриотично, то патриотизм сам по себе будет получать расширение и распространение.

Приведу два примера.

Первый пример связан с именем Александра III, когда в 1877 году Россия вступила в войну за освобождение Болгарии. И это была великая миссия России. Чем отличается империя от не империи? Бразилия страна, но не империя, хоть и большая страна. Ватикан маленькое государство, но это империя. Империя - это вселенское устремление. Это трансляция силы и мощи своего духовного предназначения. Поэтому Америка - это, конечно, империя. Это глобалистская империя, четвертая, по некоторым богословским взглядам. Империей была и Россия. В чем смысл православия, веры Христовой? Евангелизация человечества и приготовление его ко второму пришествию Спасителя - вот смысл православия, его онтологическая сущность. В 1877 году Россия, не имея никаких глобальных, территориальных, экономических интересов, единственная выступила на защиту болгар, которые тогда подвергались тотальной ассимиляции, а те, кто сопротивлялся этому, просто уничтожались. Никто не среагировал, ни Германия, ни Франция, только одна Россия выступила на защиту погибающего государства Болгария, не имея к нему никаких территориальных претензий и поползновений. Одним из важных элементов той войны было то, что сам царь и все пятеро его сыновей отправились на поле сражения. Одним из них был наследник­цесаревич, будущий Александр III, Александр Александрович. Надо сказать, что это была одна из самых оболганных войн в русской истории, о которой в Советском Союзе лишь коротко упоминали, а на Западе вообще замалчивали, как и Крымскую. На Западе прижилась концепция, согласно которой Россия якобы намеревалась завладеть Константинополем, в то время как на самом деле Россия категорически отвергала это, даже теоретических намерений не было захватить Стамбул и превратить его в Константинополь. Будущий царь Александр III, цесаревич Александр Александрович, возглавил небольшую восточную армию. Семь месяцев он командовал этим отрядом, участвовал в боевых сражениях. Он носил звание генерал­лей­тенанта, которое ему было присвоено в юности. Не имея опыта ведения военных действий, он на полях сражений прошел свои университеты и доказал свою преданность России, Богу.

Есть такой замечательный художник - Поленов, он был на той войне и запечатлел домик, по сути дела, хижину, где жил наследник русского престола. Существуют письма цесаревича, которые свидетельствуют о том, что быту он вообще не придавал никакого значения. Главное было - одержать победу над врагами Христовыми. Един­ственное, что принесло ему бытовые неудобства в этой войне, - это его борода. Александр III - единственный царь, который после Петра Первого имел бороду. До Петра I цари носили бороды, после же Петра I уже не носили. Александр III вернулся к этой традиции, борода была и у последнего нашего царястрастотерпца - Николая II.

Александр Александрович пробыл на фронте семь месяцев, его письма оттуда - свидетельство высокого духа. В письмах нет никаких жалоб, стонов, он не говорил ни о чем, что могло бы огорчить родных. Цесаревич оставил жену, троих детей в Петербурге. Рядом с ним был убит его кузен, племянник императора Александра II. На той войне был и внук Николая I. Все они воевали и погибали за Россию по доброй воле.

Второй случай , который относится ко времени Первой мировой войны, когда царицастрастотерпица, супруга Николая II, вскоре после начала войны окончила курсы сестер милосердия и пошла работать операционной сестрой, чтобы облегчить страдания и лечить младших офицеров русской армии. Многие считали, что она не должна была этого делать, что это не дело царицы, но она была христианкой в первую очередь, а потом царицей. Ее христианская душа призывала помогать ближним и страждущим, это было состоянием души, состоянием ее натуры. Несколько месяцев Александра Феодоровна ассистировала при операциях, занималась перевязкой больных, она утешала раненых - простых русских мужиков, слушала их нехитрые рассказы, отвлекала их разговорами, старалась чем­то помочь их близким. И здесь невольно возникает сравнение со Второй мировой войной, нашей Великой Отечественной войной, которая до сих пор остается общественно значимой темой. Но вот вопрос: кто­нибудь слышал, чтобы жена Молотова или какогонибудь другого партийного руководителя, хоть кто­то из членов номенклатурных семей пошел бы в госпиталь помогать раненым? Никто даже близко к госпиталю не подходил, не то что ассистировать на операции. Это все показатель нравственности, а точнее сказать, безнравственности власти.

В данном случае, на примере царской семьи, проявляется патриотизм, который не финансируется из казны, да и конференции на эту тему тогда не проводились. Патриотизм был естественным состоянием людей. Любовь к Отчизне не объяснишь и не взрастишь, можно теоретически дать некое обоснование, но, знаете, это как любовь между мужчиной и женщиной, о которой написано очень много, а когда начинают объяснять - у каждого свое. Это как любовь к матери. Любите мать не только когда она молода и хороша, но и когда она стара и больна. Если ты сын или дочь, ты будешь любить ее всегда, потому что она твоя мать. Так и здесь. Россия - она мать, и не надо говорить ничего о каком­то мистическом патриотизме.

Важно помнить, что патриотизм в России был православный. Россия никакого народа, кроме народа христианского, не знала, все эти племенные ограничения не имели никакого значения. Никогда людей не считали по составу крови. Это в других религиях, этносах считали, что досталось от мамы, от папы, от дяди, а у нас этого не было никогда. Православный и русский - это синоним. И в этом смысле и эстонцы, и украинцы, и поляки, и белорусы, и грузины и так далее могут считаться русскими в той мере, в какой они считают себя православными. Сейчас нередко говорят, что в России должны быть регионально­этнические патриотизмы - мордовский, башкирский и т.д. Но это разрушение единого, целого организма. Россия - дом для всех. Доминирующий этнос, конечно, русский, но в России жили многие народы и будут жить еще, я надеюсь, потому что разрушение этого дома никому благ не принесет.

Патриотизм надо являть людям своим примером, своим трудом и всей своей жизнью, кто, как и чем может: кто книгами, кто словом. И конечно, очень важно, чтобы наши нынешние правители и будущие шли по пути, который указан нашими предками, чтобы они следовали образцам, которые существовали, когда людям не надо было объяснять, что такое любовь к Родине.

Чем вообще измеряется любовь? Любовь - это жизнь. Если человек готов отдать жизнь - это любовь, если не готов - это увлечение, страсть, но не любовь. И миллионы русских людей проявили массовый героизм и патриотизм, отдавая свою жизнь за Отечество и веру, потому что Россия за 500 лет своей истории 375 лет провела в войне, то есть из пяти лет четыре года она воевала. В большинстве случаев мы одерживали победу. Победа определялась именно любовью русских людей к земле своей, к вере своей. Это потрясало иностранцев. Когда Наполеон пришел со своей 600тысячной армией и захотел освободить крестьян от крепостной зависимости, он не смог этого сделать. Простые русские крепостные мужики с вилами и кольями, без всякого командования выходили и начинали бить французов, потому что для них они были супостатами. Они это делали ради Отечества и Христа. Это был элемент стихийного, органического патриотизма, которому не учат в школе, он не внушается за круглым столом, он впитывается в души человеческие с молоком матери.

Тест: Матвей Вологжанин


Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.


Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».


Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.


У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.


Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)


Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.


Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)


До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.


« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »


Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.


Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.


Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »


Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)



Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.


Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.


Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».


Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений. То в Австрии к власти приходит Йорг Хайдер, то во Франции гордо вздымаются на выборах уши Ле Пена, то Пино Раути соблазняет италь­янцев обещанием очистить Милан и Парму от цыган и марокканцев. Это ответ Европы на два фактора: на глобализацию и на массовую эмиграцию туда жителей Азии и Европы.


«Иммигранты необразованны, они работают за копейки, они претендуют на наши пособия, они несут чужую нам устаревшую культуру, они насилуют наших дочерей и едят наших сыновей-младенцев!»

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»


Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.


В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.


Так что время патриотизма далеко еще не прошло. Возможно даже, что не пройдет оно и в далеком будущем, когда вся планета будет представлять собой конгломерат маленьких атомизированных стран, объединенных в вольные союзы и населенных людьми, выбирающими себе гражданство не по факту рождения, а руководствуясь исключительно личными симпатиями. Все-таки, как мы уже писали выше, патриотизм - инстинктивное чувство человека, и каждый из нас испытывает потребность делить людей на «своих» и «чужих». Пусть даже на самом деле мы все - свои.

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».



Рассказать друзьям