Промышленная архитектура начала 20 века. Российская архитектурная традиция

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.

Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.

Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна - примерно с 1890 по 1910 годы.

Отличительная особенность стиля - отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля. Архитектура модерна уверенно использует новые технологии и материалы - металл, бетон, железобетон. В это время появилась возможность строить многоэтажные здания, увеличить размер оконных проемов, арок и дверей. Архитекторы нового стиля уделяли большое внимание комфорту: дома оснащались лифтами и центральным отоплением. Ярким примером модернистской конструкции может служить Эйфелева Башня в Париже, созданная в 1889 году.

В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы - особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.


Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.


Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.


После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.


Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий - железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи - дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.


Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.


Еще одно известное произведение тех времен - работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.


Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России - сталинский.

Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи - ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени - звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.

Русская архитектура конца 19 – начала 20 века.

Интересные и оригинальные решения предложили в конце 19 века - начале 20 русские архитекторы.

Абрамцево.

Усадьба – отца знаменитых славянофилов братьев Аксаковых с 1843 г. Сюда приезжали, актер. В 1870 г. усадьбу приобрел Савва Иванович Мамонтов - представитель крупной купеческой династии, промышленник и тонкий ценитель искусства. Он собрал вокруг себя выдающихся художников. Здесь жили, . Они ставили домашние спектакли, рисовали и собирали предметы крестьянского быта, стремились возродить народные промыслы. В 1872 г. архитектор Гартман построил здесь деревянный флигель «Мастерская», украшенный прихотливой резьбой. Так начались поиски новых форм национальной архитектуры. В 1881 – 1882 г по проекту Васнецова и Поленова здесь была построена церковь Спаса Нерукотворного. Прототипом для нее стал новгородский храм Спаса на Нередице. Церковь одноглавая, из камня, с резным входом – порталом, облицована керамической плиткой. Стены намеренно сделаны кривовато, как у древнерусских построек, возводившихся без чертежей. Это тонкая стилизация, а не копирование, как у эклектиков. Храм стал первой постройкой в стиле русского модерна.

Талашкино под Смоленском.

Имение княгини Тенишевой. Ее целью было создание музея древнерусской старины. В сопровождении художников, археологов, историков она ездила по русским городам и селам и собирала предметы декоративно-прикладного искусства: ткани, вышитые рушники, кружева, платки, одежду, глиняную посуду, деревянные прялки, солонки, вещи, украшенные резьбой. В усадьбе гостили, М. А Врубель, скульптор. Сюда приезжал. В 1901 г. по заказу Тенишевой художник Малютин спроектировал и оформил деревянный домик «Теремок». Он напоминает игрушки местных мастерских. В то же время его деревянный сруб, маленькие «слепые» оконца, двускатная крыша и крыльца повторяют крестьянскую избу. Но формы слегка скривлены, намеренно скособочены, что напоминает сказочный терем. Фасад домика украшен резным наличником с диковинной Жар-птицей, Солнцем-Ярилой, коньками рыбками и цветами.

– 1926)

Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве

Строил частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы. В Москве есть целый ряд замечательных произведений Шехтеля. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля - особняке на Спиридоновке (1893 г.)

Особняк Рябушинского () на Малой Никитской – одно из наиболее значительных произведений мастера. Он решен в принципах свободной асимметрии: каждый фасад самостоятелен. Здание построено как бы уступами, оно нарастает, подобно тому как нарастают органические формы в природе. Формы особняка Рябушинского впервые в его творчестве были полностью освобождены от реминисценций исторических стилей и представляли собой интерпретации природных мотивов. Подобно растению, пускающему корни и врастающему в пространство, вырастают крыльца, эркеры, балконы, сандрики над окнами, сильно выступающий карниз. При этом архитектор помнит, что строит частный дом – подобие маленького замка. Отсюда ощущение монолитности и устойчивости. В окнах – цветные витражи . Здание опоясано широким мозаичным фризом с изображением стилизованных ирисов. Фриз объединяет разнохарактерные фасады. Извивы прихотливых линий повторяются в рисунке фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды, балконных решеток, в интерьере. Мрамор, стекло, полированное дерево – все создает единый мир как бы смутного спектакля, наполненного символическими загадками.

Это не случайно. В 1902 году Шехтель перестроил старое здание театра в Камергерском переулке. Это здание МХАТа, сконструировал сцену с вращающимся полом, осветительные приборы, мебель из темного дуба. По замыслу Шехтеля оформлен и занавес со знаменитой белой чайкой.

К русскому модерну близок и «неорусский стиль». Но в отличие от эклектики предшествующего периода, архитекторы не копировали отдельные детали, а стремились постичь сам дух Древней Руси. Таково здание Ярославского вокзала работы Шехтеля на площади Трех вокзалов в Москве. В здании сочетаются массивные кубические граненые и цилиндрические башни, полихромные изразцы. Оригинально шатровое завершение левой угловой башни. Кровля гиперболически высока и сочетается с «гребешком» наверху и нависающим козырьком внизу. Создается впечатление гротесковой триумфальной арки.

В первые годы 20 в. Шехтель пробует создавать здания в различных архитектурных стилях: простота и геометризм форм характерны для доходного дома Строгановского Художественно-промышленного Училища (1904- 1906), соединение приёмов модерна с идеями рационализма определили и облик таких произведений мастера, как Типография "Утро России" и дом Московского Купеческого Общества. В самом конце 1900-х годов Шехтель пробовал свои силы в неоклассицизме. Наиболее характерным произведением этого периода стал его собственный особняк на Садовой – Триумфальной улице в Москве.

После революции Шехтель проектировал новые сооружения, но почти все его произведения этих лет остались нереализованными.

(1873 – 1949)

Одна из наиболее известных его построек до революции – здание Казанского вокзала . Сложная группа объемов, расположенная вдоль площади, воспроизводит ряд одновременно возникших хором. Главная башня постройки довольно близко воспроизводит башню царицы Сююмбеки в Казанском кремле. Это должно напоминать о цели пути отправляющихся с Казанского вокзала. Подчеркнутая сказочность фасада вокзала, конечно, противоречит его чисто практическим задачам и деловому интерьеру, что тоже входило в планы архитектора. Другая постройка Щусева в Москве – здание собора Марфо-Мариинской обители, воспроизводящее в несколько гротесковой форме черты псковско-новгородского зодчества: нарочито неровные стены, тяжелый купол на барабане, приземистое здание.

После революции перед откроется огромное поле деятельности.

Но «неорусский стиль» замыкался в диапазоне немногих архитектурных форм: церковь, башня, терем, что привело к его быстрому угасанию.

В Петербурге получил развитие другой вариант русского модерна – «неоклассицизм», главным представителем которого стал . Влияние классицистического наследия в Петербурге было столь велико, что оно сказалось и на поисках новых архитектурных форм.

Часть архитекторов (Жолтовский ) видела для себя образцы в итальянском Возрождении, другие (Фомин, братья Веснины) в московском классицизме. Аристократичность «неоклассицизма» привлекала к нему буржуазных заказчиков. Для миллионера Половцева в Петербурге на Каменном острове Фомин возвел особняк. Рисунок фасада определяется сложным ритмом колонн, одиночных или объединенных в пучки, создается ощущение динамики, экспрессии, движения. Внешне здание представляет собой вариацию на темы московского особняка 18 – 19 веков. Основной корпус расположен в глубине торжественного и одновременно парадного двора. Но обилие колонн, сама стилизация выдают принадлежность этого здания к началу 20 века. В 1910 – 1914 г. Фомин разработал проект застройки целого острова в Петербурге – острова Голодай. В основе его композиции – парадная полукруглая площадь, окруженная пятиэтажными доходными домами, от которой тремя лучами расходятся магистрали. В этом проекте с большой силой ощущается влияние ансамблей Воронихина, Росси. В советское время, после завершения авангардного проекта, архитекторы неоклассицизма будут особо востребованы.

Московская архитектура

В те же годы Москва украсилась зданиями Гостиницы «Метрополь» (арх. Валькотт). Эффектное здание с затейливыми башенками, волнообразное завершение фасадов, сочетание различных отделочных материалов : цветная штукатурка, кирпич, керамика, красный гранит. Верхние части фасадов украшены майоликовыми панно «Принцесса Греза» работы Врубеля и других художников. Ниже проходит скульптурный фриз «Времена года» скульптора.

В стиле «неоклассицизма» в Москве архитектор Клейн построил Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени). Его колоннада почти полностью повторяет детали Эрехтейона на Акрополе, но фризовая лента беспокойна и явно вызвана к жизни эпохой модерна. В открытии музея огромную роль сыграл профессор Иван Владимирович Цветаев, отец Марины Цветаевой. Клейн построил магазин «Мюр и Мерилиз», известный как ЦУМ . Здание воспроизводит детали готического сооружения в сочетании с крупными стеклами.

Скульптура конца 19 – начала 20 века в России.

Русское искусство отражает позднебуржуазную эпоху развития.

Реализм начинает утрачивать свои позиции

Идет поиск новых форм, способных отразить необычную действительность.

Скульптура

В русской скульптуре заметно сильное течение импрессионизма. Крупный представитель данного течения Паоло Трубецкой.

(1866 – 1938)

Детство и юность провел в Италии, откуда приехал сложившимся мастером. Замечательный скульптурный портрет Левитана 1899 г. Вся масса скульптурного материала как бы приведена в движение нервным, быстрым, словно мимолетным прикосновением пальцев. На поверхности оставлены живописные мазки, вся форма кажется овеянной воздухом. При этом ощутим жесткий костяк, остов формы. Фигура сложно и свободно развернута в пространстве. По мере обхода скульптуры нам открывается то артистическая, и небрежная, то вычурная поза Левитана. То мы видим некоторую меланхоличность размышляющего художника. Наиболее значительным произведением Трубецкого в России стал памятник Александру III , отлитый в бронзе и установленный в Петербурге на площади рядом с Московским вокзалом. Автор сумел передать косную неподвижность тяжелой массы материала, словно угнетающего своей инертностью. Угловаты грубые формы головы, рук, торса всадника, как будто примитивно обтесанных топором. Перед нами прием художественного гротеска. Памятник превращается в антитезу знаменитому творению Фальконе. Вместо «гордого коня», устремленного вперед – бесхвостая неподвижная лошадь, которая еще и пятится назад, вместо свободно и легко восседающего Петра – «толстозадый солдафон», по выражению Репина, как бы проламывающий хребет упирающегося коня. Вместо знаменитого лаврового венка – круглая как бы прихлопнутая сверху шапка. Это уникальный в своем роде памятник в истории мирового искусства.

Н. Андреев

Памятник в Москве 1909 г.

Оригинальный. Лишенный черт монументальности памятник сразу привлек к себе внимание современников. Об этом памятнике ходила остроумная эпиграмма: «Промучился он две недели и создал Гоголя из носа и шинели». Фриз памятника населен скульптурными изображениями персонажей писателя. По мере движения слева направо разворачивается как бы картина гоголевского творческого пути: от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Мертвым душам». Меняется и облик самого писателя, если смотреть на него с различных сторон. То кажется, что он улыбается, глядя на персонажей своего раннего творчества, затем хмурится: внизу персонажи «Петербургских повестей», самое мрачное впечатление производит Гоголь, если смотреть на фигуру справа: в ужасе завернулся от в шинель, виден только острый нос писателя. Внизу персонажи «Мертвых душ». Памятник стоял до 1954 г. на Гоголевском бульваре. Теперь он во дворе того дома, где писатель сжег вторую часть «Мертвых душ» и закончил свой земной путь.

Период с начала 20 — х по вторую половину 30 — х годов XX века особенно выделяется в советской истории. В это время идет творческий поиск стилей и способов выражения идеи в различных сферах искусства и социальной жизни общества.

Эти поиски не были тесно связаны с идеологией социализма, но, тем не менее, на современном этапе они вызывают отторжение, неприятие и предаются практически полному забвению.

При этом временной отрезок (20 — е — 30 — е годы XX столетия) представляет определенный интерес в плане создания памятников и образцов кладбищенской архитектуры — надгробий и целых мемориальных комплексов.

Ранний период существования Советского государства характеризовался невиданным подъемом творческой мысли. В это время в архитектуре и малых архитектурных формах особенное место занимает стилистика конструктивизма.

В 1918 году Совнаркомом был издан декрет » О кладбищах и захоронениях», который отстранял духовенство от управления и содержания кладбищ. С этого момента началось разрушение » буржуазных» захоронений, стирание различий в вероисповеданиях, а также упрощение образцов кладбищенской архитектуры. Таким образом, ленинградский некрополь претерпел значительные изменения и даже деградацию.

В создании первых образцов советской кладбищенской архитектуры принимали участие представители передовой творческой элиты — И. А. Фомин, С. Т. Конёнков, А. В. Щусев и А. В. Луначарский. Именно они работали над созданием памятников на Марсовом поле в Ленинграде, который поначалу все еще носил старое название — Петроград.

В этот период создавались братские могилы павших революционеров, активистов и красноармейцев — это были так называемые » коммунистические площадки», на которых похороны превращались в митинг или настоящую демонстрацию приверженности социалистическим идеалам.

Таким образом, братские могилы, а также памятники и монументы на них становились местом поклонения для представителей нового общества — боевых товарищей и активистов революционного движения.

В то же время властями были инициирован снос Митрофаниевского, Фарфоровского и Выборгского римско — католического кладбищ, которые представляли определенный интерес как в историческом аспекте, так и в плане архитектуры.

Превращение Тихвинского кладбища Александро — Невской Лавры в парк — музей » Некрополь мастеров искусств» и планировавшаяся перепланировка в парковый комплекс Смоленского православного и других кладбищ были частью грандиозного замысла по созданию садово — паркового массива, окружающего центр Ленинграда, а также цепи новых архитектурных сооружений и строительства городов — спутников.

Таким образом, планировалось полностью изменить архитектурный облик исторического Петербурга, придав ему советский облик и сделав социалистическим городом — настоящим » городом Ленина».

Архитектура начала XX века

В первые десятилетия после революции 1917 года и установления советской власти большинство крупных зданий и сооружений, а также малые архитектурные формы строятся в стилистике конструктивизма. В этот период (20 — е — 30 — е годы XX столетия) данное направление является новаторским.

Одной из самых выразительных и характерных особенностей конструктивизма можно считать то, что не только в плане, но и в зданий появляются новые черты. Так, внешний вид и особенности архитектурного облика напрямую зависит от функционального назначения сооружений.

Черты конструктивизма в архитектуре

Для послереволюционного конструктивизма в архитектуре характерными были следующие черты:

  • Окрашивание фасадов зданий в контрастные цвета.
  • Цветовое выделение плоскостей и ребер архитектурных массивов.
  • Остекление значительной части здания. Огромные окна с большими плоскостями образуют прозрачные стены, поэтому их даже трудно назвать окнами.
  • Оконные проемы имеет строгие геометрические формы. Они характеризуются строгой вертикальной или горизонтальной протяженностью.
  • Плоская форма крыш подчеркивает геометрически правильные конструкции.
  • Большие просторные террасы дополняют облик зданий.
  • Социальный функционализм выражается в том, что характер архитектуры построек напрямую зависит от их назначения.
  • Присутствует эклектическое смешение различных форм .
  • Конструктивизму близка идея » производственного искусства», которое находило отражение в повседневной жизни каждого человека. Некоторые новаторы — конструктивисты доходили до того, что полностью отрицали существование » чистого» искусства, считая его неотъемлемой частью быта людей.

Творческие поиски конструктивистов повлияли на характер и форму создания памятников на площадях и улицах, а также на кладбищах.

Памятники в стиле конструктивизм

Ярким примером может служить ансамбль площади Жертв Революции на Марсовом поле, выполненный Л. Рудневым в 1917 — 1919 годах. Это одно из самых первых послереволюционных сооружений.


Монументальная гранитная стена окружает могилы погибших революционеров. Эта массивная ограда является символом некоторой обособленности нового мира, символом крепости — твердыни, противопоставленной чуждому внешнему миру.


Марсово поле — российский некрополь

В центральной части монумента в память о павших революционерах был зажжен вечный огонь, ставший причиной суеверного страха многих верующих, которые сразу же назвали его » адским пламенем», выходящим из недр земли.


Надписи на монументе были сделаны А. Луначарским, а партерный сад создал архитектор И. А. Фомин.


Огромный интерес представляет памятник С. Я. Васильеву, С. И. Вшицеву и А. М. Бабанову , которые погибли в июле 1935 года не производстве Пятой ЛГЭС.

Облик памятника является уменьшенной копией опоры линии электропередач. Некоторые посетители в контурах памятника угадывают очертания креста, хотя авторы вряд ли задумывали это.


На Никольском кладбищеАлександро — Невской Лавры рядом с » архиерейским участком» воздвигнут памятник А. Е. Преснякову (1870 — 1929 годы жизни) — профессору — историку русского революционного движения.


Никольское кладбище Александро — Невской Лавры

По особенностям своей формы памятник напоминает монумент Лассалю — это тоже нагромождение кубов из гранита, но только изображение ученого вырезано на одной из граней верхнего куба. Автором этого памятника является скульптор Матвей Генрихович Манизер.

Настоящим шедевром конструктивизма можно считать надгробное сооружение, установленное на территории Смоленского лютеранского кладбища на могиле начальника котельного цеха Невского завода имени Ленина Ивана Христиановича Звирбуля (1880 — 1935 годы жизни).


Этот памятник представляет собой металлический паровозный котел. На сегодняшний день надгробие тоже находится в плачевном состоянии, потому что под действием ржавчины металл постепенно превращается в пыль и рассыпается.


Архитектурные творения И. А. Фомина

Среди многочисленных творений архитектурного таланта И. А. Фомина особенно можно выделить проект памятника на братских могилах революционеров в Лесном, над которым он работал с 1920 по 1923 годы.

Также в стиле конструктивизма был создан памятник Лассалю на Невском проспекте (в те времена проспект носил имя 25 — го ноября). Он представляет собой неряшливое нагромождение гранитных кубов с бюстом наверху. Столь причудливые эклектичные формы были необычными даже для свободной стилистики конструктивизма.


С середины 20 — х годов XX века Иван Алексеевич Фомин занимался творческими поисками удачного смешения классических форм с принципами современного искусства.

Через некоторое время архитектор опубликовал в » Красной газете» свое видение нового типового памятника или надгробия. Так, Фомин считал крест эмблемой смерти и знаком вычеркивания человека из жизни. По его мнению, памятник должен был прославлять идею жизни, несмотря на фактическую смерть человека. Поэтому пламя революции в представлении архитектора выступало огнем жизни и продолжением борьбы.

Таким образом, типовое советское надгробие должно было выглядеть в виде пирамиды со ступенями, расширяющимися в нижней части. Вершину памятника должен украшать » вечный огонь» — стилизованное изображение пламени. На лицевой стороне надгробия размещались профессиональные или производственные эмблемы.

В 1924 году И. А. Фомин отходит от классического понимания обелиска. Гораздо ближе к форме обелиска В. Бренны подходит проект Фомина на постройку памятника » Донбасс товарищу Артему» (1921 год). На сегодняшний день проект хранится в коллекции Московского Научно — исследовательского музея имени А. В. Щусева в Москве.

Памятник И. А. Тартакову

Одним из надгробий подобной стилистики стал памятник на могиле певца Иоакима Викторовича Тартакова (1860 — 1923 годы жизни).

И. А. Фомин и скульпторы Я. А. Троупянский и В. А. Синайский создали из известняка (красного песчаника) пирамиду на ножках — масках в 1924 году.На памятнике были размещены символы театрального искусства, а изображение усопшего певца выполнено в виде барельефа.

Памятник певцу И. В. Тартакову

Захоронение было произведено в Некрополе мастеров искусств. Примечательно то, что известняк для сооружения памятника был взят из цоколя ограды Зимнего Дворца.

По мнению ученых — некрополистов в объеме и форме памятника угадывается классический прототип: постамент обелиска » Румянцева победам», автором которого стал Винценцо Бренна.


Памятник победам генерала Румянцева — Задунайского (автор В. Бренна)

Памятник Н. В. Бахвалову

Несколько памятников и надгробий в стиле конструктивизма есть на Коммунистической площадке Лавры. Одним из них является памятник Николаю Васильевичу Бахвалову — шоферу с многолетним стажем, умершему в 1921 году.

Это курьезное надгробие создано из подручных материалов — автомобильных запчастей (цепей, колес, шестерней, подшипников и руля, который венчает всю композицию).

Возможно, этот уникальный монумент был собран из запчастей автомобилей другими шоферами — сослуживцами Бахвалова. Уникальный памятник расположен прямо у входа в собор.

В 90 — х годах XX века он был в аварийном состоянии, поэтому было решено укрепить его основание. Но время не пощадило металлических частей памятника, и многие из них под влиянием коррозии потеряли свой первоначальный вид или просто были уничтожены.

Массовые надгробия

Именно в период с 20 — х по 30 — е годы XX столетия массовое распространение получили памятники из фанеры или металла в виде остроконечной пирамиды, увенчанные пятиконечной звездой (если хоронили красноармейца) или одной из заводских деталей — гайкой, шестеренкой (если умерший был рабочим).


Данные массовые надгробия выполнены в стиле конструктивного минимализма. Их форма и идея кардинально удалена от традиционных христианских православных памятников.

Однако надгробия массового производства были широко распространены в то время, хоть на сегодняшний день они не представляют особой историко — культурной ценности. Исключение составляют лишь монументы, установленные на братских могилах.

Монументы на братских могилах представляют исторический интерес

СКУЛЬПТУРА И АРХИТЕКТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА


«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей.


Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции)


Храм Христа Спасителя Особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской


В творчестве Ф. О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот. В его ранних постройках ощущаются готические традиции (особняк З.Г. Морозовой). Также в его творчество входят: здание Ярославского вокзала в Москве, банк Рябушинских, дом московского купеческого общества.


Особняк З.Г. Морозовой


Здание Ярославского вокзала


Дом московского купеческого общества


Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.


Памятник Ивану Фёдорову Памятник Гоголю


Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А. С. Голубкиной, которая переработала принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями. Её скульптуры: «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие» и др.
Значительный след в искусстве серебряного века оставил С.Т. Коненков. Он прошёл через увлечение Микеланджело(«Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой(« Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»),традиционным реалистическим портретом («А.П.Чехов»)

Творчество художников начала XX в. развивалось в тесном взаимодействии с архитектурой. Новый стиль модерн , ставший господствующим с первых лет 90-х гг., открыл широкую дорогу фреске, мозаике, витражу, керамике, скульптуре во всех их проявлениях. Сам этот стиль был характерен не только революционным неприятием внешних форм классицизма, но и стремлением более открыто подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, конструкций, фасадов и интерьеров. Модерн имел много разновидностей: «югендстиль» - тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д. В короткие сроки, за полтора десятилетия, строительство в стиле модерн преобразило многие города России. В Петербурге в стиле модерн застроена Петроградская сторона, которая и сегодня является заповедником этого стиля. Кроме того, постройки в городах: Москва, Рига, Одесса, Киев, Нижний Новгород, Саратов, места, где проживало множество купцов и богатых людей, дали возможность архитекторам построить сотни особняков и общественных зданий. Губернские и уездные города, промышленные центры были полем деятельности для изобретательности и талантов русских архитекторов. В декоративную мозаику фасадов, в скульптурную лепнину смело вторгались образы заводских труб и фабричных зданий, силуэты торговых судов и башенных кранов, аэропланы, аэростаты и автомобили. Изломанные линии ирисов и лилий соседствовали с женскими фигурами, кошками, львами, тиграми, медведями, оленями, слонами и даже китам. Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло. Здания облицовывались гранитом разных пород, естественным камнем. Большинство жилых зданий были многоэтажными. Как правило, они снабжались лифтами, значительная часть зданий в столицах была уже газифицирована. Театры и вокзалы, университеты и академии, училища и школы преображали лицо большинства русских городов. Появляется стремление к комплексной застройке, к ансамблю. Так, разрабатывается план постройки района «Новый Петербург» на острове Голодай. Однако в условиях наличия частной собственности на городскую землю эти интересные замыслы так и не были осуществлены.

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры. Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.


Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх. Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.

Так называемого «северного модерна»: П.Ю. Сюзор в 1902–1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте.

Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Именно живописец В. Васнецов в своих архитектурных исканиях впервые обратился к формам новгородского, псковского и раннемосковского зодчества. Под его руководством в Москве появилась живописная Третьяковская галерея. Само здание достаточно обыкновенно. Украшенный в древнерусском стиле фасад, белокаменный портал, выразительность элементов и их контрастность со стенами сделали строение памятником архитектуры всех времен. Другим архитектором, практиковавшим возрождение древнерусского стиля, а особенно – традиций новгородских и псковских матеров, стал А. Щусев. На Куликовом поле им был возведен храм, ставший в одночасье и памятником, свидетельствующим о победе русских воинов над монголо-татарскими войсками. Живописность его форм, их пластичность, башни свидетельствуют о том, что ведущий в архитектуре церкви – новый русский стиль. В этом же стиле построена и Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве. Церковь белокаменными массивными стенами и шлемовидными куполами напоминает традиции старорусских мастеров Пскова и Москвы. Среди других примеров вышеупомянутого стиля – здания Казанского вокзала в Москве арх. А.Щусева, Ссудной кассы арх. В.Покровского, Доходный дом Перцова в Москве арх. С. Малютина.

Капиталистические города росли так стремительно, что использование старинных стилей попросту тормозило строительство. Нужно было что-то новое, более современное и рациональное. Новшеством в строительной сфере стало использование сверхпрочных материалов: железобетона и металлоконструкций. Это дало толчок и дальнейшему развитию архитектуры. Новым архитектурным стилем стал модерн. В России он приобрел свои местные черты, так как смешался здесь с историческими стилями.

Архитекторы модерна искали новые формы, создавали ассиметричные композиции, черпали вдохновение в архитектуре средневековья. Прочные материалы сделали возможным строительство зданий с огромными пространствами, арками и переходами. При этом подчеркивались плоские стены, а детали приобретали совершенно неожиданные криволинейные формы. Для модерна характерны четкие плавные формы, ясные линии, трапециевидные мотивы.

В Москве и Петербурге появляются такие модернистские постройки, как вокзалы, доходные дома, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии. Среди ярких примеров – особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве арх. Ф. Шехтеля, здание компании «Зингер» на Невском проспекте в Петербурге (современный Дом книги) арх. П. Сюзора, особняк Половцова на Каменном острове в Петербурге арх. И. Фомина, доходный дом графа М.Толстого на Фонтанке, гостиница «Астория», Азово-Донской банк арх. Ф. Лидваля.

В русле модерна, по мере использования архитекторами предыдущих архитектурных стилей, развивались необарокко, неорококо, неоренессанс, неоклассицизм.

Творчество художников начала XX в. развивалось в тесном взаимодействии с архитектурой. Новый стиль модерн, ставший господствующим с первых лет 90-х гг., открыл широкую дорогу фреске, мозаике, витражу, керамике, скульптуре во всех их проявлениях. Сам этот стиль был характерен не только революционным неприятием внешних форм классицизма, но и стремлением более открыто подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, конструкций, фасадов и интерьеров. Модерн имел много разновидностей: «югендстиль» - тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д. В короткие сроки, за полтора десятилетия, строительство в стиле модерн преобразило многие города России. В Петербурге в стиле модерн застроена Петроградская сторона, которая и сегодня является заповедником этого стиля. Кроме того, постройки в городах: Москва, Рига, Одесса, Киев, Нижний Новгород, Саратов, места, где проживало множество купцов и богатых людей, дали возможность архитекторам построить сотни особняков и общественных зданий. Губернские и уездные города, промышленные центры были полем деятельности для изобретательности и талантов русских архитекторов. В декоративную мозаику фасадов, в скульптурную лепнину смело вторгались образы заводских труб и фабричных зданий, силуэты торговых судов и башенных кранов, аэропланы, аэростаты и автомобили. Изломанные линии ирисов и лилий соседствовали с женскими фигурами, кошками, львами, тиграми, медведями, оленями, слонами и даже китам. Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло. Здания облицовывались гранитом разных пород, естественным камнем. Большинство жилых зданий были многоэтажными. Как правило, они снабжались лифтами, значительная часть зданий в столицах была уже газифицирована. Театры и вокзалы, университеты и академии, училища и школы преображали лицо большинства русских городов. Появляется стремление к комплексной застройке, к ансамблю. Так, разрабатывается план постройки района «Новый Петербург» на острове Голодай. Однако в условиях наличия частной собственности на городскую землю эти интересные замыслы так и не были осуществлены.



Рассказать друзьям