Техника рисования в детском саду. «Методика и организация проведения занятий по рисованию в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В формировании личности малыша очень большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности у детей, так и их мышление. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память.

Кроме того, при занятии рисованием ребёнок учится воображать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него развивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте.

Рисование развивает творчество

Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Малыши неуклюже пытаются изобразить увиденное с самого раннего возраста. Чтобы развивать это желание, можно уже до года давать ребёнку мягкую губку, которой он сначала будет играть, а затем при помощи взрослых опускать её в блюдце с краской и водить по бумаге, наблюдая за результатом. Через какое-то время эту операцию малыш станет проделывать самостоятельно.

В то время, когда ребёнок пойдёт в садик, рисунки у него уже не будут представлять собой сплошные кляксы. К ясельному возрасту дети умеют держать карандаш и кисточку. Про сам процесс рисования говорить ещё рано, но, манипулируя этими предметами, малыш оставляет случайные штрихи, точки и линии на бумаге. Это его очень привлекает.

В этом же возрасте можно начинать применять простейшие техники нетрадиционного рисования, например сжатую в кулачок руку обмакнуть в блюдце с краской и оставить след на бумаге. Получится гусеница, которую детишки видели на прогулке.

Что дают занятия по рисованию в дошкольных учреждениях

Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.

Листочки, опавшие с деревьев осенью, помогут изобразить двор, засыпанный листвой. Нужно их только опустить в блюдце с краской и приложить к бумаге. А отпечаток ладошки можно сравнить со следами зверьков, оставленными на снегу.

Занятия по рисованию хорошо развивают фантазию детей и дают возможность для проявления творчества и вдохновения, а также чувства красоты. При этом личность ребёнка получает гармоничное развитие.

Нетрадиционное рисование. Зачем оно нужно?

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.

И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.

Художественное мышление отлично развивается, когда дети красками и подручными средствами изображают на листах бумаги сказку. Такая форма занятий может быть не только индивидуальной, но и групповой. Для этого каждому малышу стоит предложить изобразить своё понимание сюжета на определённом участке общего ватмана. После того как всё будет готово, дети с удовольствием вносят дополнения в рисунок, придумывая этим продолжение сказки.

Нетрадиционные техники, используемые для рисования с детьми

В таком интересном и сложном процессе, каким для детей является рисование, самым лучшим будет использовать различные техники. Все они прививают любовь к изобразительному искусству. Большого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования в детском саду, которые дают детям простор для фантазии.

Их вводят с самого раннего возраста, но на первых порах, пока ребёнок учится образно мыслить и правильно действовать своими ручками, взрослый должен принимать непосредственное участие в этом процессе. Привлекательны они для малышей возможностью достичь желаемого результата очень быстро.

Хороша эта форма развития тем, что она очень интересна для любого ребёнка. Детей всегда привлекает рисование пальчиками и всей ладошкой, а также превращение обычной кляксы в презабавные фигурки.

Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.

Выполняя такую работу, дети учатся также фантазировать и через различные цветовые гаммы выкладывать свои ощущения на бумагу.

Пальцевая живопись как один из вариантов нетрадиционного изображения предметов

Когда используются нетрадиционные техники рисования в детском саду или дома, наилучшим вариантом может стать рисование при помощи пальчиков или всей ладошки.

Такая техника может применяться даже в то время, пока малыш ещё маленький. Пальцевая живопись очень хорошо себя зарекомендовала. Для этого метода не нужна кисточка, достаточно только гуашевых красок, налитых в небольшие ёмкости, и мисочки с водой для мытья рук.

При использовании этого метода очень хорошо развивается фантазия ребёнка. Ведь подушечками пальцев, обмакнутыми в краски, можно изобразить и цветы в подарок для мамы, и новогодние конфетти, и различные узоры на платье. А проводя пальчиками линии на бумаге, можно получить и более сложные предметы.

Прежде чем начинать с малышом фантазировать, стоит на отдельном листе попробовать отпечатки различных частей ладошки, чтобы посмотреть, на что они будут похожи. При смене рук все отпечатки будут изгибаться в разные стороны. Такой вид живописи даёт детям возможность придумать и изобразить на бумаге целый сюжет, заставляет их мыслить образно.

Средняя группа детского сада. Рисование и его особенности

В детском коллективе популярны различные занятия. Нетрадиционные техники рисования в детском саду интересны не только малышам, но и детям как средней группы, так и старшей. У них имеются уже приобретённые навыки, поэтому воспитатели могут начинать применять обрисовывающие жесты. Малыш слушает рассказ взрослого, смотрит, как он жестами показывает сказанное, и стремится воспроизвести на листе сложившийся у него образ.

Но всё-таки без наглядной натуры в этом возрасте ещё не обойтись. Одних слов и жестов может быть недостаточно, чтобы сложился определённый образ. Поэтому самым лучшим будет, когда перед глазами ребёнка находится натура, помогающая созданию правильного восприятия описываемого предмета или сюжета, оживлению детских представлений о нём. Это может быть игрушка, картинка или рисунок взрослого.

К тому же перед детьми нужно положить несколько разновидностей подручных предметов. Они могут потребоваться для создания изображения. Это даст возможность для выбора, а также умения сравнивать и фантазировать.

Как нарисовать при помощи нетрадиционных техник времена года

Любая прогулка с детьми даёт возможность воспроизвести увиденное нетрадиционным методом. Такое чудесное время года, как зима, позволяет проявить множество фантазии для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге.

Когда применяются нетрадиционные техники рисования, зима может быть нарисована с помощью кусочков ваты или пенопласта, которые изображают снег, а также мелких блёсток, символизирующих его блеск.

Рисовать с помощью подручных средств намного интереснее, ведь нужно применять ассоциативное восприятие и учиться сравнивать. При такой технике процесс того, как падает снег, можно показать методом разбрызгивания краски, а также использовать всевозможные материалы, которые вызывают ассоциацию с заданным сюжетом. Нетрадиционные техники рисования с детьми дают очень большие возможности для развития их воображения.

Какие материалы используются при нетрадиционном рисовании

Занятия по нетрадиционной технике рисования проводятся с использованием подручных материалов. Также нужно обратить внимание на предпочтения ребёнка при выборе инструментов для выполнения рисунков. Цвета, их оттенки, способы нанесения на бумагу наполняются мироощущением малыша и могут много рассказать о нём.

Когда на занятиях применяется необычный материал, у детишек развиваются творческие способности и личностный настрой. Каждый малыш получает возможность ощутить незабываемые эмоции и отразить свои впечатления и настроение на бумаге.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду предполагают использование таких подручных материалов, как листва деревьев, манка и соль, пластилин, воск, песок, нитки. А инструментами, заменяющими кисти и карандаши, могут быть пальчики, зубные щётки и поролон. В качестве изобразительного материала могут применяться и бросовые вещи, например пробки, старые пуговицы, бусинки.

Существующие виды нетрадиционного изобразительного искусства

Методика рисования в детском саду нетрадиционными способами подразумевает использование различных техник. Самыми распространёнными из них являются линотерапия, выполняемая с помощью ниток, которые окрашены в разные цвета, разбрызгивание красок зубной щёткой и кляксография. Также детям очень нравится рисование по мокрой или мятой бумаге, на воздушных шариках и ткани.

Нарисованные детьми рисунки лучше всего вставлять в рамочки и вывешивать. Любому ребёнку будет приятно, что предметом его творчества любуются. Это поднимает самооценку малыша.

Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Малышам доставляет удовольствие проводить кисточкой по бумаге, размазывать краску, ставить точки и кляксы. В возрасте 2–3 лет ребёнок начинает различать в своих каракулях очертания каких-либо предметов, и к 4 годам у него появляется желание осознанно изобразить что-то. Рисование карандашами, фломастерами, кистью и красками требуют уверенного владения инструментов для получения точной передачи контуров и деталей предметов. Дети младшего и среднего дошкольного возраста формируют и развивают умение рисовать, отрабатывают приёмы в простых заданиях. Техники нетрадиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге простыми движениями и быстро, что доставляет ребёнку положительные эмоции и удовлетворение результатом творческой деятельности.

Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.

На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы:

  • Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга - активируются мыслительные и речевой центры.
  • Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
  • Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
  • Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла. Если занятия рисованием нетрадиционными способами проводятся в рамках функционирования кружка дополнительного образования, рекомендуется в помещении, где занимаются воспитанники, оформить стеллаж с подписанными коробками. По мере освоения навыков различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам. Воспитанником средней группы можно предоставить выбор интрументов, которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках нетрадиционного рисования: в начале занятия воспитанник выбирает предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
  • Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» - ставятся точки ватной палочкой. «Раз - яблочко, два - яблочко, то-то будет компот!» - делаются отпечатки яблочной долькой и т. д.), создание рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём цветы) и др.
  • Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствие выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких занятиях воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то, что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый хорошо поработал.
  • Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.

На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.

Пальцевая живопись (пальцеграфия)

До школьного возраста (7 лет) ведущими процессами, при помощи которых ребёнок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются зрительные и тактильные ощущения. В младших группах рисование пальчиками было и игрой, и переходным этапам к классической технике рисования, ребята по большей части заполняли разноцветными точками распечатанных картинок. В средней группе воспитанники формируют и развивают навык рисования пальцами различных элементов: точки, пятна, мазка, линии. Намеренно испачкаться в краске весело, размазывать краску пальцами - особые ощущения, создать изображение мазками, а не просто раскрасить - удовлетворение результатом. На занятиях могут использоваться специальные пальчиковые краски: они гипоаллергенны и безопасны при попадании в рот, по консистенции лёгкие. Традиционно в средней группе рисуют гуашью, но возможно рисование пальчиками при помощи акварельных красок: они не такие густые, как гуашь, но необходимо опускать пальчик в стакан с водой, прежде чем набирать краску, или предварительно капнуть чистой водой с кисточкой в ячейки с акварелью.

С воспитанниками средней группы можно попробовать рисование пальчиками по схемам. На доске крепится пошаговая инструкция, как при помощи отпечатков и добавления карандашных закорючек нарисовать изображение человека или животного. Воспитатель озвучивает каждый этап, демонстрирует его выполнение, ребята повторяют. Карты поэтапного рисования пальчиками картинок представлены в многочисленных пособиях для родителей и педагогов дошкольного образования (например, в книге «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками» Илоны Молнар).

Техника рисования кончиками пальцев:

  1. Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик.
  2. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
  3. Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета.
  4. По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается.

«Букет»

На пальчик набирается краска зелёного цвета
Рисование линий на бумаге
Стебли цветов
Набирается краска другого цвета
Точками рисуются цветочки
Новый цвет
Второй цветок
Рисование цветка мазками
Смешивание красок (жёлтая+красная)
Процесс рисования цветов
Линиями рисуется бабочка
В фигуре бабочке используются прямые и изогнутые линии
Завершающий этап работы
Рисунок готов

Рисование ладошками

Рисование ладонями, как и кончиками пальцев, предполагает отпечатывание и размазывание краски. Варианты рисования в этой технике для воспитанников средней группы: «Сделай отпечаток ладони и дорисуй, чтобы получилась птичка, осьминог, рыбка и др.» (рисовать дополнительные элементы ребята могут кисточкой или пальчиком), «Дополни картинку отпечатками ладоней, чтобы получилось…» (отпечатки ладоней становятся листьями на ветвях дерева, цветами в вазе, иголками ёжика).

Техника рисования ладонями:

  1. Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам «Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть разноцветным.
  2. Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу.
  3. По окончании работы руки моют с мылом.

«Синичка»

Нанесение на ладонь краски жёлтого цвета (грудка синички)
Нанесение краски другого цвета (в данной работе ребёнок смешал голубу/ и чёрную краски)
Ладонь прикладывается плотно к листу бумаги
Отпечаток
Кистью ребёнок рисует голову птицы
Рисует лапку
Рисует вторую лапку
Дорисовывает клюв
Рисует глаз синички
Рисунок готов

Сочетание техники пальцеграфии с рисованием ладошками

Для воспитанников средней группы предлагаются задания по рисованию предметной композиции или сложного образа при помощи ладоней и пальчиков. Сначала делаются отпечатки ладоней для обозначения крупных деталей или основы рисунка, затем пальчиками рисуются дополнительные элементы. Сочетание техник пальчиковой живописи и рисования ладонями используется в заданиях по темам «Сказочное дерево», «Лебеди», «Весёлые осьминожки», «Рыбки». В этих задания дети развивают умение находить центр композиции, сочетать различные приёмы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа.

«Сказочное дерево»

Нанесение краски на ладонь
Припечатывание ладони к листу бумаги
Отпечаток ладони - ствол дерева и ветви
На палец набирается краска
Рисование мазков пальцем
Процесс рисования пальцем
Сочетание оттенков зелёного цвета
Набираются краски других цветов
Листья дерева рисуются точками
Сказочное дерево готово

Рисование тычком

Для имитации пушистых и колючих предметов или объектов замечательно подходит рисование методом тычка. На занятии потребуются листы бумаги любого цвета или фигурные заготовки в виде животных, кисти с жёсткой щетиной, гуашь, стакан с водой, салфетки. По рисованию тычком проводят занятия на темы «Кошка», «Ёлочка», «Ёжик», «Одуванчики», «Зайчик зимой».

Техника рисования тычком:

  • Сухая кисть опускается в баночку с гуашью, набирается краска.
  • Держа кисть вертикально, ударяют ею по бумаге - получается тычок.
  • Перед тем, как набрать краску другого цвета, кисть надо прополоскать в стаканчике и хорошо промокнуть салфеткой. Тычок получается только полусухой кистью.
  • Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой.

«Пушистый котёнок»

Ребята набирают жёсткой кистью гуашь и рисуют тычком на бумаге Процесс рисования тычком Мордочку, лапки котёнка, миску ребята рисуют простой кистью Примеры работ

Монотипия

Монотипия - это техника рисования при помощи отпечатывания части изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе. Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета, развивает чувство симметрии.

Техника монотипии:

  1. Лист бумаги складывается посередине.
  2. На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
  3. Лист складывается и проглаживается ладонью.
  4. Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи кисти и красок.

«Бабочка»

На одну часть листа с обозначенной серединой наносятся пятна Процесс рисования пятен разными цветами Лист бумаги складывается по линии сгиба и разворачивается Брюшко и усики дорисовываются кисточкой

В технике монотипии можно создавать не только симметричное изображение, но и рисунок с двумя одинаковыми предметами. В таком случае на одной половине бумаги рисуется предмет целиком и отпечатывается на другой половинке листа зеркально.

Рисование зубной щёткой

Техника рисования зубной щёткой проста: ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом. Рекомендуется занятия по рисованию эти способом в средней группе сочетать с другими нетрадиционными техниками рисования (пальчиком, ватными палочками) или элементами аппликации.

«Ёлочка»

На лист наклеивается треугольник из цветной бумаги - ствол Набираем краску зубной щёткой Рисуем прямыми линиями хвою Готовую работу украшаем пайетками

Набрызг

С техникой набрызга ребята знакомятся в младших группах: зубной щёткой или расчёской набирают краску, направляют на лист бумаги и, проводя по щетине/зубчикам карандашом, получают цветные брызги. В средней группе формируется умение создавать рисунки многослойным набрызгом.

Техника многослойного набрызга:

  1. Для создания изображения используются трафареты. На занятиях по знакомству с этой техникой трафареты крепятся канцелярскими скрепками к листу бумаги.
  2. На щётку набирается краска и делаются брызги поверх листа бумаги.
  3. Накладывается следующий по замыслу трафарет, делаются брызги другого оттенка.
  4. Трафареты снимаются, получается сложное изображение, имитирующее объём предмета или композицию с передним и задним планом.

«Зимний лес»

Трафареты: сугробы, стволы и кроны деревьев, снежинки Инструменты для создания набрызга и разведённые водой краски Первый слой Второй слой Третий слой Вид рисунка после снятия трафаретов

Рисование губкой или кусочком поролона

В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.

«Цыплёнок»

От губки отрезается кусочек поролона
Захватываем прищепкой поролон (это действие ребята выполняют самостоятельно)
Набираем на поролон краску и печатаем вертикальным движением
Рисуем цыплёнка
Кистью дорисовываем детали

Печатание природным материалом

Рисование отпечатками является простым способом рисования: на отпечатываемую поверхность предмета набирается или наносится кисточкой краска, вертикальным движением ставим отпечаток на лист бумаги. Для воспитанников средней группы подходят задания по созданию композиции из отпечатков с использованием приёмов классического рисования. Например, для задания «Варим компот» ребята кисточкой рисуют контуры кастрюли, в пределах которых будут ставить разноцветные отпечатки половинки яблока. Варианты природного материала для печатания: листья, плоские цветы (ромашки, маргаритки), ракушки, разрезанные огурцы, яблоки, лимоны.

«Овощной салат»

Для печатания потребуются луковицы и огурцы
Кисточкой рисуем салатную миску
Набираем краску луковицей, прикладываем к листу
Отпечатки луковицы
Печатаем огурцом
Салат готов

Рисование ватными палочками

В младших группах ребята пробовали рисовать ватными палочками: набирали краску и украшали точками бумажные заготовки или изображение на листе бумаги (ёлочку, сарафан, чайник). Для воспитанников средней группы задание усложняется: они формируют умение создавать изображение ватной палочкой на чистом листе бумаги. Рисуют ребята точками, пятнами, мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами (колечки, круги). Рисование точками при помощи ватных палочек будет иметь особое значение при знакомстве с техникой пуантилизм в старших группах.

«Ветка рябины»

Для работы нужно несколько ватных палочек, акварель или гуашь
Ветка рисуется линиями
Ягоды рисуются пятнами
Рисуются грозди рябины
Листья рисуются мазками
Сердцевинки ягод рисуются точками
Ветка рябины готова

Рисование ватными дисками

Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью, сложив пополам или в четверть.

«Цветок»

Ватный диск складывается до получения нужной по форме детали, набирается краска Отпечатки ватным диском по замыслу Элементы рисуются кисточкой

«Воздушные шары»

Создание фона рисунка - небо
Приклеивается ватные диски - шары
Рисование на ватных дисках
Узоры на ватных дисках
Дорисовавыются кисточкой нитки шаров

Рисование вилкой

Ещё один вариант печатание необычным предметом - рисование вилкой (металлической или пластиковый). Гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхностью вилки набирается краска и делаются отпечатки на бумаги.

«Тюльпаны»

Набираем краску на вилку
Прислоняем вилку к листу бумаги
Отпечатки
Рисуем кисточкой стебельки и листья
Тюльпаны готовы

Рисование мятой бумагой

Делать отпечатки краской можно при помощи смятого кусочка бумаги. Задания по рисованию в этой технике усложняются для воспитанников средней группы при помощи сочетания в работе элементов классического рисования или аппликации.

«Падают листья»

Ребята делают аппликацию из полосок бумаги - ствол и ветви Смятым кусочком бумаги делают отпечатки гуашью - листья Примеры работ

Кляксография

Кляксография - это способ создания изображения при помощи пятен и клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой, кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят кляксы по замыслу.

Техника рисования кляксами:

  1. Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.
  2. На листе бумаги делается пятно или ставится капля.
  3. Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу.

«Вишня в цвету»

На лист бумаги ставится капля Дуем через трубочки на краску Раздуваем кляксу - ствол Ставим капельки краски на ствол дерева и раздуваем веточки Ставим капли зелёной краски Раздуваем травку Ставим капли белой краски Дополняем краской розового цвета Раздуваем капли - цветы вишни

Ниткография

Рисование шерстяной нитью в средней группе состоит из набора краски на нить, прикладывания её к листу бумаги и создания узора отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создаёт причудливый узор, который подходит для изображения тучи или облака, собачки или овечки.

«Тучка»

Нить с набранной краской кладётся на лист бумаги Сверху нить накрывается другим листом, ребёнок водит нитью в разные стороны, создавая узор Кисточкой рисуем капли Тучка готова

Рисование манкой

На самом деле рисуют дети клеем (обычно ПВА). На обозначенный контур изображения кисточкой наносится слой клея, насыпается манка и плотно прикладывается лист бумаги сверху. Затем с рисунка стряхивается лишняя манка и таким же способом создаётся следующая деталь. В средней группе ребята развивают умение аккуратно обводить трафарет и наносить клей в пределах контура. Поскольку манка белого цвета, для рисования в этой технике в качестве основы используется цветная бумага или картон.

«Подарок для мамы»

Обводим трафарет На контур цветка кисточкой наносим слой клея Насыпаем манку Прикладывает сверху лист бумаги Стряхиваем лишнюю крупу Выполняем этим способом следующий элемент - стебель с листьями Подарок для мамы готов

Рисование свечой

Ребята развивают навыки рисования линий, пятен, простых геометрических фигур необычным инструментом - свечой. Для занятия потребуется плотный лист белой бумаги в качестве основы, простая свеча (кусочек свечи), акварельные краски и кисть.

Техника рисования свечой:

  1. На листе свечой ребята рисуют детали по замыслу.
  2. Кистью закрашивают лист акварельной краской.
  3. Восковые изображения проступают сквозь акварель.

«Зимний пейзаж»

Свечой рисуем внизу листа ёлочки, вверху - снежинки
Закрашиваем лист акварелью синего, голубого и чёрного цвета
Зимний пейзаж готов

Рисование восковыми мелками

На занятиях по рисованию в этой технике ребята развивают сразу два классических навыка - рисование карандашом (восковые мелки, как правило, имеют форму карандашей) и заливка фона одним или несколькими цветами акварели при помощи кисти. Получаются необычные и яркие работы.

«Летний луг»

На листе белой бумаги рисуем цветы, бабочек, солнце
Заливаем лист синей и зелёной акварелью
Готовая работа

Граттаж (воскография)

С воспитанниками средней группы можно попробовать граттаж - рисование процарапыванием линий на бумаге, залитой тушью или краской. Подготовить к занятию основу для рисования в этой технике могут ребята дома с родителями, можно выполнить эту часть работы в детском саду (но учесть, что просушка краски займёт определённый отрезок времени). Для создания основы нужны восковые мелки, гуашь чёрного цвета и широкая кисть, для процарапывания - заострённая палочка (можно использовать деревянную шпажку для жарки мяса).

Техника воскографии:

  1. Раскрасить поверхность листа восковыми мелками.
  2. Закрасить лист чёрной гуашью.
  3. Дать краске полностью высохнуть.
  4. Процарапывая краску, создать линиями рисунок.

«Домик»

Закрашиваем лист восковыми мелками разных цветов
Наносим чёрную гуашь поверх воска
Даём краске высохнуть
Процарапываем рисунок
Готовая работа

Рисование через мокрую марлю

На занятиях по нетрадиционному рисованию ребята узнают, что можно сделать рисунок при помощи необычных инструментов, а можно рисовать привычной кистью и красками, но с использованием дополнительных неожиданных материалов. Так, привлечение к работе мокрой марли позволяет создать оригинальную работу.

Техника рисования через марлю:

  1. Ватными тампонами набираем воду из стаканчика, хорошо смачиваем всю поверхность листа.
  2. Прикладываем к мокрому листу слой марли, расправляем её. Марля должна прилипнуть и быть неподвижной на бумаге.
  3. Поверх марли рисуем акварельными красками при помощи кисти, как обычно. Оставляем рисунок до полного высыхания.
  4. Снимаем марлю с высохшей работы - на бумаге остаётся рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.

Составление конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике

В конспекте занятия должны быть отмечены поставленные педагогом цели и задачи. Следует описать предварительную работу по теме занятия: наблюдение животных и птиц, явлений природы во время прогулке, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Отмечается использование мотивирующего материала на занятии (изучение картинок и плакатов, привлечение малых форм устного народного творчества, проведение беседы, создание сюрпризного момента или игровой ситуации), проведение подвижных и дидактических игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

В соответствии с гигиеническими нормами занятие по рисованию в средней группе длится не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  1. Организационный момент 1 минута.
  2. Мотивирующее начало занятия 4–6 минут.
  3. Практическая часть: прямой показ действий воспитателем и выполнение рисунка детьми 10 минут.
  4. Демонстрация и обсуждение рисунков 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка».
Организационный момент и приветствие.
Воспитатель загадывает детям загадку о матрёшке.
Ребятам показываются картинки матрёшек и деревянные игрушки. Воспитатель напоминает детям историю матрёшки.
Чтение стихотворения о матрёшке.
Проведение беседы: все ли матрёшки одинаковые, какие отличия у этих игрушек.
Физкультминутка «Мы, матрёшки, вот такие крошки».
Проведение пальчиковой гимнастики.
Практическая часть: воспитатель показывает способ рисования монотипией, дети рисуют фартук и платок в этой технике; показ рисования тычком при помощи ватной палочки, ребята украшают точками и пятнами одежду матрёшки.
Демонстрация и обсуждение работ.
Воспитатель подводит итоги занятия, благодарит ребят за интерес и старание.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию в средней группе

Перед разработкой рабочей программы по нетрадиционному рисованию рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данном направлении:

  • Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. - Академия развития, 2012.
  • Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - Просвещение, 2007.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2010.
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. - ИД Цветной мир, 2016

Программа по нетрадиционному рисованию должна содержать:

  • Цели и задачи образовательного курса.
  • Методы и приёмы работы педагога (наглядные, словесные, игровые), применяемые на занятиях.
  • Календарно-тематическое планирование: темы занятий и программное содержание каждого.
  • Формы анализа художественной деятельности детей: анализ работ, выставка рисунков в холле детского сада, проведение демонстрационных занятий для воспитанников младших групп.
  • Занятие в средней группе по рисованию губкой

    Вебинар «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

    Занятия по нетрадиционному рисованию предоставляют широкий простор для детской фантазии. Каждый раз - это радость, игра и возможность поверить в собственные силы. Страх рисовать кистью и карандашом постепенно уходит, потому что, рисуя воском, печатая поролоновой губкой и листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щёткой, ребёнок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами.

Елена Никитина

Рисование одно из самых любимых занятий детей. Рисование необычными способами вызывает у детей еще больше положительных эмоций. Используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей . У ребенка появляется интерес к рисованию , как следствие желание творить.

Сегодня я вам расскажу и покажу, как рисовать , не используя кисточку.

1. Рисование ватными палочками . Набираем краску на палочку и точками украшаем изображение на листе бумаги. (Елочка, снег, чайник, сарафан, ветка рябины) .

2. Рисование ладошками . Наливаем краску в плоскую емкость. Обмакиваем ладонь и прижимаем ее к листу бумаги. (Цветы, рыбки, Дедушка Мороз, лебедь, морковь) .

3. Рисование ватными дисками . Ватными дисками можно рисовать , сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы) .

4. Рисование отпечатками . Простой способ рисования : на отпечатываемую поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги отпечаток. (Используют : цветы, ракушки, фрукты, овощи) .

5. Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

6. Рисование вилкой . На вилку набираем краску из плоской тарелочки и плоской поверхностью вилки делается отпечаток. Можно рисовать траву , забор, цветы, ежика.

7. Рисование нитью . Лучше всего рисовать шерстяной нитью . Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

8. Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой, опускаем в краску и наносим отпечатки, которые создают фактурность предмета. Ими рисуют мех животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев.

9. Рисование набрызгом . Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески. Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно наносить краски разных цветов, получится очень красиво.

10. Рисование штампиками . Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносим на брусочек, кубик и т. д. Любым острым предметом Изображаем на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов. Подушечку делаем из губки. На губку наливаем краску. Прикладываем штампик к губке с краской. Теперь можно делать отпечатки. Штампик можно сделать из дна пластиковой бутылки, получаются красивые цветы.

11. Рисование отпечатками стаканчиков и горлышками разного диаметра. Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

12. Рисование расческой . Нам понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры , добавляя капли и водя расческой в разные стороны.

13. Рисование восковыми мелками . Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок. (Можно рисовать звезды , цветы) .

14. Граттаж (воскография) . Поверхность всего листа бумаги раскрашиваем восковыми мелками, Затем покрываем лист черной гуашью. Когда все высохнет процарапываем краску и создаем линиями рисунок. Процарапывать можно заостренной палочкой, шпажкой, зубочисткой.

15. Рисование марлей . К мокрому листу бумаги прикладываем слой марли, расправляя ее. Марлю должна быть неподвижной на бумаге. Сверху марли рисуем кистью с краской. Оставляем рисунок высохнуть. Снимаем марлю – на бумаге остается рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани. (Пейзаж, небо, дерево, трава)

16. Рисование с использованием пластиковой пленки. Рисуем рисунок. Пока краска не высохла быстро прикладываем пленку к рисунку в нужном месте и аккуратно, вращающими движениями создаем морщинки пленки на бумаге. В морщинках собирается краска. Дать высохнуть и аккуратно снять ленку.

17. Монотипия. Рисуем симметричные предметы. Для этого складываем лист бумаги пополам и на одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист в двое. На второй половинке получится отпечаток, После этого изображение можно дорисовать или украсить .

18. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой. При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег . На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.

19. Рисование солью . На лист цветного картона наносим рисунок клеем ПВА. Рисуем картину на тему зимы. Сверху посыпаем соль. Когда все высохнет лишнюю соль стряхиваем.

20. Рисование манкой . Для рисования в этой технике используется цветная бумага или картон. На контур рисунка наносят клей ПВА. Сверху насыпается манка и плотно прикладывают лист бумаги сверху. Затем снимаем бумагу и стряхиваем лишнюю манку. Таким способом создается следующая деталь.

21. Рисование свечой . На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивают акварельной краской. Сквозь акварель будут Выступать восковые изображения. (Елка, снежинки, животные) .

Также можно использовать такие приемы нетрадиционного рисования : рисование перышком , рисование пальцем , рисование по трафарету томпоном, рисование методом тычка , рисование мыльными пузырями , рисование мятой бумагой , рисование листьями .

Публикации по теме:

Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности 1.«Ознакомление с нетрадиционными техниками ИЗО деятельности» 2. слайд Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,.

Консультация «Рисование нетрадиционными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.

Мне и детям нашей группы очень понравилось знакомиться с различными техниками художественного творчества. Ребята настолько погрузились в.

Конспект по рисованию нетрадиционными техниками «Осенние листья» Возрастная группа: 2-младшая Тип: продуктивная деятельность Форма организации:.

Знакомим детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ №33»Малинка» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «Знакомим детей дошкольного.

Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Семинар в детском саду (ДОУ)

Семинар-практикум для педагогов
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Выполнила: руководитель кружка
«Волшебный мир красок» Чулкова Т.И.
МДОУ «Детский сад «Ивушка» г.Уварово

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в детском саду. Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка.»

Подготовительный этап:

  1. Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.
  2. Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.
  3. Цитаты. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

Вступительное слово.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация) . Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.
  • Одновременно проявились и низкие способности детей:
  • Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  • Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Волшебный мир красок». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Теоретический этап.

Нетрадиционные техники рисования .

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

(всю кисть) (с 5ти лет)

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика) . После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Восковые мелки + акварель

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Монотипия предметная

Набрызг

(5x5 см) .

Отпечатки листьев

(желательно опавшие) , кисти.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Практический этап.

“Вместо кисточки рука”

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

(для вытирания рук) .

Порядок работы:

“Печатаем листьями на бумаге”

Необходимые материалы и инструменты:

Гуашь, акварель, кисть, карандаш, бумага, цветная тушь или чернила; кусочек поролона; а также: листья разных деревьев, цветов;

Порядок работы:

Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т. д. Если нижний кончик листа будем прикладывать к предыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому” дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будет трава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков и тут же отпечатываем листья.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Техника рисования кляксография

Способ рисования: На сухой, можно тонированный фон внизу нанести каплю тёмной краски (чёрную, коричневую или зелёную) . Подуйте из трубочки на каплю, как будто толкая её вперёд. Чтобы получились мелкие ответвления, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала.

Сложность техники: Проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально или по подгруппам. Понадобится помощь неуверенным детям. Следить за мерами безопасности детей при работе. Так как работа для многих детей трудна, необходимы динамические паузы.

Примерные темы для использования техники: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котёнок с нитками» и т. д

Техника рисования с использованием трафарета

Способ рисования: Изготовить трафарет: согнув лист бумаги пополам, обрезать 1 см по краям, а на сгибе нарисовать половинку вазы и букета из элементов цветочков и различной зелени. Всё аккуратно вырезать. На чистый лист бумаги наложите трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером.

Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования.

Примерные темы для использования техники: «Осень», «Аквариум», «Любимые животные», «Открытка маме», «Мои игрушки», «Фантазии», «Дорога», «Букет цветов» и т. п.

Техника рисования восковыми мелками, свечой.

Рисунок невидимку можно изобразить белым восковым мелком или свечой.

Сложность техники: Обязательно необходимо заинтересовать и побудить маленького ребёнка выявить невидимый рисунок. На первом этапе надо привлечь так взрослого ребёнка в работу, чтоб у него не пропал интерес к выполнению задания невидимыми материалами. Понадобится помощь неуверенным детям.

Показ детских работ с использованием рассматриваемого способа рисования.

Примерные темы для использования техники: «Кто там?», «Волшебники».

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Мой опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

Заключительный этап.

  1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике. (вручение шуточного удостоверения)
  2. Памятки всем участникам семинара.

Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех лет.

“Вместо кисточки рука”

Необходимые материалы и инструменты:

Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук) .

Порядок работы:

Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

“Печатаем пальчиками”

Необходимые материалы и инструменты:

Бумага для рисования, палитра, акварельные краски, ветошь для рук, кисточка, черный карандаш, газета.

Порядок работы:

“Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.

“Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.

Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.

Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто - печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа.

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми средней группы

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми старшей группы

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие) , кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Приёмы нетрадиционного рисования с детьми подготовительной группы

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.



Рассказать друзьям