Васильев Владимир Викторович. Владимир васильев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Даже на русской сцене – лучшей балетной сцене мира – редко появляются танцовщики, обладающие такой экспрессией, силой, мужественной красотой танца и широтой творческого диапазона.

В 1947 году Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского Дома пионеров. Педагог Елена Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра – это были русский и украинский танцы. В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской.

Как вспоминали многие его старшие коллеги и педагоги-репетиторы, в то время он не производил впечатления танцовщика, способного на исполнение столь разноплановых ролей. В ту пору танцовщик выглядел несколько простоватым, с более развитой, чем это принято по классическим канонам, мускулатурой, отчего казался немного приземистым. Однако Васильев совершенно преображался на сцене, и движения его, и лицо становились столь одухотворенными, что исполнение любой роли, от героической до лирико-романтической, было для него органичным. Великолепные хореографические способности, мощный прыжок-полет усиливали это впечатление.

В 1958 году он окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ шестидесятилетнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини».

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и не собирался танцевать классику. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана».

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил восемнадцатилетнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики.

За ролью Данилы-мастера последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

В 1964 году он исполнил две диаметрально противоположные партии: эмоциональный, страстный Меджнун («Лейли и Меджнун» в постановке К. Голейзовского), пластика которого наполнена восточным колоритом и экспрессией, – и Петрушка (одноименный балет по М. Фокину в постановке Боярского), в партии которого Васильеву удалось соединить «механичность» пластики куклы, ее внутреннюю и внешнюю скованность с глубоким драматизмом.

Все партии Владимира Васильева отличались большим разнообразием, требующим от артиста разноплановости его амплуа. Очень интересен был созданный им образ Щелкунчика в постановке Юрия Григоровича. Владимир Васильев сумел со свойственным ему артистизмом показать превращение Щелкунчика-куклы в образ, исполненный одухотворенности и благородства.

В 1968 году Владимир Васильев создал на сцене героический образ Спартака, исполнив эту партию в балете Григоровича. Партия Спартака была очень сложна технически, танцовщику необходимо было проявить в ней высочайший на то время уровень хореографической техники, и Васильев справился с этой задачей блестяще. Артистизм Владимира Васильева позволил ему создать не только хореографически совершенный, но и крайне выразительный, убедительный образ героя, борющегося за свободу. За эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола.

Его Ромео в спектакле 1973 года «Ромео и Джульетта» – не тот юный, трепетный герой, который, как правило, появлялся в постановках этой шекспировской трагедии. В исполнении Васильева Ромео – уже не мальчик. Он юн, но обладает мужеством и трагизмом.

В каждой новой работе Васильев доказывал, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ.

Невозможно говорить о Владимире Васильеве, не упомянув о его постоянной партнерше, верной соратнице и спутнице жизни – Екатерине Максимовой, в дуэте с которой создавались лучшие партии Васильева. Хрупкость, детская непосредственность Максимовой контрастировали с мужественностью и силой Васильева. Дуэт Максимова – Васильев на многие годы стал символом Большого театра и всего советского балета.

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом – в парижской Опере, «Ла Скала», Метрополитен-опера, Ковент-Гардене, Римской опере, театре «Колон». Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор – например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах.

Васильев был первым исполнителем центральных партий во многих постановках Юрия Григоровича, однако постепенно между ними наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов, были вынуждены расстаться с Большим театром.

Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 год – первая редакция; 1976 год – вторая). Уже в первой работе проявились отличительные особенности хореографического почерка Васильева – необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Он ставил камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет, перенес на балетную сцену шекспировского «Макбета » (1980), чеховскую «Анну на шее» («Анюта », 1986), создал свои версии классических спектаклей. Занявшись постановочной работой, Владимир Васильев, почувствовав необходимость специальных знаний, окончил в 1982 году балетмейстерское отделение ГИТИСа и стал там педагогом, а потом и заведующим кафедрой. В 1990 году он получил звание профессора хореографии.

В 1995 году Указом Президента России Васильев был назначен художественным руководителем – директором Большого театра. Ему удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния. Была утверждена современная контрактная система, возродились традиции бенефисов. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл.

Сегодня солист Большого и Михайловского театров Иван Владимирович Васильев, несмотря на свою молодость, известен во всем мире. Что ни день, то новое достижение, и все благодаря трудолюбию и целеустремленности. Тем не менее, 2015-й был для него по-настоящему знаковым. Он женился на своей партнерше по сцене, невероятно красивой балерине Марии Виноградовой, а также дебютировал в качестве хореографа, поставив свой первый спектакль "Балет №1" зале "Барвиха Luxury Village". В данной статье мы вам расскажем о раннем периоде жизни, о становлении в качестве артиста балета и о том, каким человеком является вне сцены талантливый танцовщик и уже хореограф Иван Васильев.

Биография

Будущая звезда Большого и петербургского Михайловского театров родился в селе Тавричанка (Приморский край), в семье, которая не имела никакого отношения к искусству. Его отец, Владимир Викторович Васильев, кстати, полная тезка известного премьера Большого театра 60-70 гг., был военным офицером, а мама нигде не работала, оставаясь его верной спутницей, которая всюду, из одной республики в другую, из воинской части в часть, следовала за ним, вела хозяйство и занималась воспитанием их сыновей. Когда Ване было 4 года, семья переехала в Украину, Днепропетровск. Вскоре после этого мама решила отдать старшего сына в детский народный ансамбль. Ваня был еще совсем мал, но ему так понравилось в танцевальном зале, и он стал там такое вытворять, что руководитель ансамбля заинтересовался музыкальным и пластичным крохой, и решил сделать для него исключение, приняв вместе со старшим братом в группу.

Знакомство с балетом

Так сложилось в жизни танцора, что где бы Иван Васильев ни учился, он всюду оказывался на парочку лет моложе своих одноклассников. В 7-летнем возрасте мальчик с мамой впервые попал на балет. На протяжении всего спектакля он не проронил ни слова и только его восторженно блестящие глазки лучше всяких слов говорили о том, что творится в его душе. Из театра он уходил всецело влюбленный в этот вид высокого искусства. Дома он стал просить родителей отправить его в балетную школу. Для военного было нелегко свыкнуться с мыслью, что его сын желает связать свою жизнь с таким “не мужским “ занятием. Однако мама сумела убедить отца, что их сын, наверное, рожден именно для этого, и отец сдался. Вскоре в списке поступивших в первый класс Днепропетровской хореографической школы числился Иван Васильев. Балет с этого момента стал неотъемлемой частью его жизни. Мальчик особо не выделялся своими физическими данными, наоборот, некоторым хореографам казалось, что с таким типом фигуры, совсем не стройными и недлинными ногами (главным “инструментом” танцовщика) он не сможет достичь больших высот в этом виде танцевального искусства, однако время показало, что они ошибались. А пока мальчик всех удивлял свой работоспособностью, невероятной энергетикой и целеустремленностью.

Образование

Далее судьба занесла семью будущего солиста лучших театров страны в Республику Беларусь, и здесь Иван Владимирович Васильев поступает в Белорусский государственный хореографический колледж, где начинает заниматься классическим балетом под руководством заслуженного деятеля РБ балетмейстера А. Коляденко. Кстати, несмотря на юный возраст (12 лет) Ваню приняли сразу на 3-ий курс, поскольку на вступительном экзамене он стал выполнять такие сложные элементы, которым в колледже начинали обучать только к концу второго курса. Вскоре его отправили на конкурс, где он исполнил вариации, которые входили в программу танцоров старшего возраста и этим, естественно, удивил членов жюри.

Внешние данные

Танцор рассказывает, что некоторые педагоги не желали видеть очевидное и не верили, что из него выйдет что-то путное, исходя из его физических параметров. Они даже не могли предположить, что столько всего нового привнесет Иван Васильев. Балет, рост для которого имеет большое значение, довольно консервативное искусство. Рост Ивана, конечно же, был далеко не высоким, и хореографы сомневались, сможет ли он красиво смотреться на сцене, да и ноги были коротковаты, и как говорили некоторые учителя, выдавали его плебейские корни. Но, как видите, они ошиблись. Иван Васильев доказал, что для достижения высот в карьере танцовщика внешность - не самое главное, хотя юноша до изнеможения работал над своим телом, в результате тренировок он, слово скульптор, изваял из него нечто совершенное. Его торсом невозможно не залюбоваться, он достоин восхищения, похожий на повернутый вершиной к талии равнобедренный треугольник.

В Москву

Еще не окончив училища, Иван Васильев, балет в жизни которого в тот период играл самую важную роль, проходил стажировку в Белорусском Большом театре и исполнял сольные партии в постановках «Дон Кихот» и «Корсар». Однако все его помыслы были связаны с Москвой - именно здесь он видел себя в будущем. И вот, получив диплом, он взял билет на поезд и на свой страх и риск отправился в столицу страны, которую считал своей родиной. Его, конечно же, отговаривали, однако в Москве, что ни говори, ценится истинный талант.

Премьер главного театра страны

В 2006 г. талантливый танцовщик был принят в Большой театр, где дебютировал в спектакле “Дон Кихот" в роли Базиля. Через 4 года он уже стал премьером труппы балета, причем минуя звание ведущего солиста, что происходило крайне редко. Здесь он исполнял главные партии в легендарных спектаклях: “Жизель”, «Спартак», “Щелкунчик”, «Дон Кихот», «Петрушка». Его руководителем-хореографом был Юрий Владимиров. До того как стать премьером, Иван Васильев успешно принял участие в великолепном проекте международного уровня «Короли танца» (2009 г.). Здесь он танцевал на одной сцене с такими известными танцовщиками, как Дэвид Холберг, Хосе Мануэль Карреньо, Хоакин Де Лус, ну и соотечественниками - Николаем Цискаридзе, Денисом Матвиенко и др.

Иван Васильев: Михайловский театр

Не секрет, что быть премьером Большого театра - заветная мечта всех балетных танцоров, вершина карьеры. И представьте, каким было удивление всех посвященных, когда они узнали о том, что Иван Васильев и Наталья Осипова (его партнерша по многим спектаклям и его подруга) отказались репетировать “Дон Кихота” и решили уехать в Санкт-Петербург, причем не в Мариинский, а Михайловский театр. Конечно, это прозвучало как гром среди ясного неба. Дирекция Большого была в недоумении. Вот такую странную информацию содержит профессиональная биография. Иван Васильев позже объяснил свое решение тем, что ему нужен был новый стимул, новая жесткая мотивация. Однако Большой не пожелал полностью расстаться со своим любимчиком, и он сегодня является для театра “guest star - "приглашенной звездой". Кстати, в том же качестве он выступает в «Ла Скала», в Римском оперном театре, Баварском балете, в Мариинском и Новосибирском театрах оперы и балета, а также регулярно выходит на сцену Американского театра балета. Он сумел поднять до невероятного уровня Михайловский театр. Здесь он является исполнителем ведущих партий в балетных постановках "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Баядерка", "Жизель", "Пламя Парижа", "Корсар", "Лебединое озеро", "Лауренсия", "Привал кавалерии", "Сильфида", "Тщетная предосторожность" и др. Иван Васильев, безусловно, сумел достичь самой вершины в карьере танцора. Он входит в число самых высокооплачиваемых артистов балета во всем мире. Разве это не все, к чему он стремился?

Хореограф

Нет. И. Васильев рассказывает, что уже в 12-летнем возрасте, анализируя работу своих хореографов, и в душе не соглашаясь с ними, он мечтал о том, что придет время, и он сам сможет сделать собственную постановку. В 2015 году в конце весны ему удалось осуществить свою мечту. Его дебютным спектаклем стал «Балет № 1», где он использовал невероятные трюки и элементы, словно желая показать, куда могут дойти возможности человеческого тела, как в сольных, так и дуэтных партиях. Премьера состоялась на сцене зала "Барвиха Luxury Village" и имела невероятный успех. Главное, что сам балетмейстер был доволен собой, и он сообщил, что это только начало, впереди всех ждут новые невероятные постановки.

Иван Васильев: личная жизнь

После того как Васильев приехал в Москву и устроился в Большом театре, у него завязались отношения с коллегой, Натальей Осиповой. В тандеме с ней они в течение 4-х лет шли к званию премьера и примы главного театра страны. После этого все знакомые ждали, что пара узаконит свои отношения и сыграет грандиозную свадьбу, однако вдруг она распалась, а вскоре Ивана стали замечать в компании другой балерины Большого театра, Марии Виноградовой. Они танцевали в дуэте в балете «Спартак». После этого молодые встали встречаться и после репетиций, причем на первое свидание И. Васильев пригласил свою девушку в Большой театр, но не на балет, а на оперу. Наверное, им забавно было оказаться хотя и в знакомой обстановке, но не на родной сцене, а перед ней, в зрительском зале.

Свадьба

Свое предложение руки и сердца Ваня сделал Марии в очень романтической обстановке. Он усеял всю комнату лепестками роз и украсил ее воздушными шарами. Он встал на одно колено, словно средневековый рыцарь, и протянул возлюбленной коробочку с невероятно дорогим кольцом. Оказалось, это была дизайнерская работа известного ювелирного бренда “Графф”, которая обошлась артисту в 50.000 долларов. Ну какая девушка могла устоять перед таким признанием? Мария, естественно, дала свое согласие, и они стали готовиться к свадьбе, которая состоялась летом 2015 года. Церемония бракосочетания была очень красивой, а молодые выглядели более чем счастливыми. Ровно через год после этого у Марии и Ивана родился первенец - дочь Анна.

Сегодня 76-летие отмечает Влади́мир Ви́кторович Васи́льев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер,художник и актёр, педагог.


Родился Владимир Викторович 18 апреля 1940 года в семье работников войлочной фабрики. Когда началась война, ему едва исполнился годик. Война разъединила семью: отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер – родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время.

Этой семье невероятно повезло - в 1945 году с фронта вернулся отец, и они снова были все вместе. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора. Один из друзей пригласил маленького Владимира с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником. В 1949 году Васильев поступил в хореографическое училище Большого театра , а через год добиться первенства среди однокурсников.


В 1958 году Васильев был принят в труппу Большого театра , где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом. Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой , встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее Васильева помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.


После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика – зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».


Золушка


Дон Кихот


Жизель - Ирина Колпакова, Альберт - Владимир Васильев


Джульетта - Екатерина Сергеевна Максимова, Ромео - Владимир Викторович Васильев


Васильеву еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.


Спарктак


Лукаш "Лесная песня"


Красивая и трогательная история была и в личной жизни Васильева. Еще в годы обучения он познакомился с Екатериной Максимовой , которая отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева.


Летом 1961 года они поженились, а медовый месяц провели в самом романтичном городе на планете – Париже. Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться таким отдыхом. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь.


Со временем к Васильеву пришла и мировая известность. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.


Фильм-опера "Травиата", режиссёр Ф. Дзефирелли, 1982.


Говорят, что талантливый человек талантлив во всём, и это полностью про Васильева. Ему мало было танцевать на сцене самому – он стал великим балетмейстером! Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Свое мироощущение мастер так же воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.



Лебединое озеро


Вся страна с восторгом наблюдала церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году ! Особенно трогательным моментом для меня стал Первый бал Наташи Ростовой. Владимир Викторович принимал участие в этой постановке! Предлагаю вспомнить эти чудесные мгновения. Танцуют Светлана Захарова и Владимир Васильев!


Свое 75-летие в прошлом году легендарный танцовщик и хореограф отметил в Большом театре, где был показан спектакль по Мессе си минор Баха под названием Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») , который Васильев поставил в Татарском академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Это и опера, и балет, и 3D-инсталляция. Философская притча о судьбе человечества и каждого человека в отдельности. Месса о любви и радостях, о потерях, обидах и горечи.


Васильев на финальной репетиции спектакля


Поздравление от Илзе Лиепа, сопредседатель Стратегического совета Союза женских сил

Писать подобные посты невероятная радость, охватывает чувство гордости за свою страну, так богатую на талантливых людей!

Народный артист СССР Владимир Васильев - о том, как совместить живопись и балет, станцевать Шукшина и привить хореографам любовь к чтению.

В этом году балетмейстер и хореограф Владимир Васильев отмечает 60-летие творческой деятельности.

Кроме сцены в его жизни есть и еще одна страсть - живопись. К юбилейной дате в Доме Гоголя открылась выставка его картин «Сказки об Италии», а в Пермской художественной галерее на днях открывается экспозиция «Танцующая кисть».

О том, как совмещать занятия разными видами искусства, не оглядываться на былые заслуги и любить родину, народный артист СССР рассказал «Известиям».

Владимир Викторович, вы достигли в балете всех возможных высот. А теперь занялись живописью. Как вы думаете, к ней относятся так же требовательно, как и к выступлениям?

Наверное… Не знаю… Главное, я сам отношусь к собственной живописи требовательно. Мне нравится сам процесс работы, а после - у меня огромное количество претензий к себе. Это нормальная, совершенно естественная оценка. Мне кажется, только дилетанты восхищаются плодами своего творчества. У них обычно всё - прекрасно.

Возьмите Шаляпина. У него была постоянная неудовлетворенность, стремление завтра сделать лучше, чем сегодня. И так до бесконечности. Федор Иванович, кстати, был необыкновенно талантлив: лепил очень неплохо, рисовал.

- Вы занялись рисованием, потому что хотели везде поспеть, во всем себя проявить?

Просто мне всегда было тесно в рамках одной профессии! Это не для того, чтобы показать: «Я и это могу, и то мне по плечу». Нет. Мне хватает творчества, но мне всё интересно. Когда я начинал рисовать, делал это раза два в год. Всё время занимала основная профессия. Сейчас я рисую постоянно, каждый день. И это меня наполняет радостью творчества.

- Чем пишете?

В основном акварелью, потому что ее легче брать с собой в поездки. Когда я еду куда-нибудь, обязательно прихватываю краски. Они со мной были и в Италии, и в Бразилии, и на Енисее, и на Волге. Еще пишу маслом, но это только на Рыжевке в Костромской области. Там работается как нигде - только я и природа, и ничто не мешает нашему слиянию.

- А о том, чтобы добиться признания крупных музеев, вы не думали?


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

Нет. Но мне приятно, когда художники и искусствоведы говорят, что я могу назвать себя профессиональным художником, когда пишут рецензии, спрашивают, продаю ли я свои картины. Наверное, время пришло и для этого. Тем более сейчас.

- Пенсии народного артиста СССР не хватает?

Да. Думаю, я не один, кто бы так ответил. Но я пока, слава богу, могу работать.

В последние годы вы уделяете много внимания молодым хореографам. С ними вы поставили спектакль по рассказам Шукшина. Разве можно станцевать Шукшина?

Можно. И Шукшина, и Платонова, и других великих. Я решил собрать наших отечественных современных хореографов и дать им возможность попробовать себя в особом проекте.

В рамках разных фестивалей, там, где есть к тому интерес, мы организуем творческие мастерские, которые обязательно связаны с литературой. В них наши современные хореографы ставят мини-балеты на тему творчества того или иного писателя.

Так мы сделали первый спектакль в Воронеже по произведениям Платонова. Литературоведы недоумевали: «Как же можно делать балет по Платонову?» А после спектакля один из литературных критиков сказал мне, что, пожалуй, ничего лучше на сцене по Платонову не видел.

- Вы не ведете их проторенной тропой. Ставите сложные задачи.

Да, это непросто. Современные хореографы обычно делают бессюжетные постановки. Я хочу показать им, как можно работать с сюжетом, с драматургией спектакля. Поэтому в моей мастерской они должны опираться на литературу и предпочтительнее - на серьезную музыку.

Не секрет, что сейчас молодежь мало читает. И этих знаний, этой основы им часто не хватает. Таким образом, для создания своих миниатюр им приходится больше читать.

У нас уже состоялось несколько мастерских - помимо платоновской еще по Астафьеву (на Азиатско-Тихоокеанском фестивале в Красноярске), по Шукшину (на Шукшинском фестивале в Барнауле), по Гоголю (на открытии конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой).

А в этом месяце откроется юбилейный, пятнадцатый по счету «Арабеск». И там тоже будет мастерская - по Толстому, к 190-летию со дня его рождения. Счастье, что ее будет снимать и даже показывать в режиме онлайн на своем сайте телеканал «Культура». И мы сможем показать открытие конкурса большему числу зрителей.

Не могу сказать, что мастерская - это какие-то уроки Владимира Васильева. Скорее я стараюсь делиться с молодежью своим опытом и тем ценным наследием, которое сам получил от своих великих учителей и предшественников.

- Почему бы вам не давать уроки в училище Большого театра?

В Московскую академию балета я пока приглашений не получал, но много уже сделал для Школы Большого театра в Бразилии. Я с удовольствием приезжаю и работаю там, где меня любят и ждут. Десять лет я руководил в ГИТИСе отделением хореографии. И был счастлив там.

Сейчас задача номер один в хореографии - увлечь человека эмоционально, заставить его сочувствовать героям на сцене. А для этого надо многое знать во всех областях искусства.

Меня потрясла информация, что вы получили звание народного артиста СССР после того, как Парижская академия танца присудила вам премию Вацлава Нижинского, назвав вас «Лучшим танцовщиком мира». Это действительно сыграло роль?

В Советском Союзе признание Запада если и имело какое-то значение, то не до такой степени, чтобы по этой причине «народного» давали. У нас звание не за это присуждали. Нужно было не один год серьезно доказывать, что ты этого звания достоин. И оно действительно было высшим и имело огромный вес.

- Что же могло подстегнуть чиновников?

Подстегнуло то, что у меня были главные роли и премьеры в Большом театре. Я к тому времени «Спартака» уже станцевал.

- Еще бы после «Спартака» не дать «народного»!

За него я получил Ленинскую премию. А к определению «Лучший танцовщик» я отношусь философски. В чем лучший? В этой партии, может быть, лучший, а в той - кто-то другой.

- Некоторые не стесняются с телеэкрана говорить, что они лучшие.

По-настоящему великие мастера, с которыми мне посчастливилось встречаться или работать, слово «я» произносили крайне редко. И это только добавляло им величия и достоинства. Впрочем, времена нынче иные: реклама и мелькание на экране - важное средство продвижения.

- Сам о себе не напомнишь - никто не вспомнит.

Может быть, сейчас это важно молодым - не знаю. Но время всё расставляет по своим местам. Оно - главный и, в общем-то, единственный судья. Хотя всё когда-нибудь забудется. Вот недавно исполнилось 20 лет со дня ухода из жизни Галины Улановой. Кто-то по телевидению или радио вспомнил об этом? А величин, подобных ей, в мире не так много.

В 2020 году вам исполнится 80 лет. Говорят, вы решили отметить юбилей постановкой Реквиема на сцене оперного театра в Казани.

У меня давным-давно была идея поставить Реквием Моцарта. С этим произведением уже была связана моя работа - «О, Моцарт, Моцарт» с Евгением Колобовым. Музыка эта гениальна, использовать ее - думаю, мечта любого хореографа. Обсуждения такие были, но пока окончательно концепция не сформирована.


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

- Суеверны?

Нет. Когда-то мне хотелось сделать спектакль о художнике, прожившем большую жизнь и двигающемся к своему финалу. И лучшего музыкального ряда, чем Моцарт, для этого не найти. А сейчас передо мной уже совершенно иные картины. Посмотрим. Но, конечно, я бы хотел, чтобы мое творчество и дальше было связано с Татарским академическим театром оперы и балета.

- С чего началась ваша работа с казанским театром?

Еще 30 лет назад у меня появилась задумка поставить на большой сцене спектакль на Мессу Си минор Баха. Это грандиозное произведение, не сравнимое, на мой взгляд, ни с чем другим в музыке. Никогда и нигде оно не ставилось.

Но я хотел это сделать, чтобы получилось нечто зрелищное. Мечтал о Ватикане. Именно на площади Святого Петра хотел показать его, собрать международный состав исполнителей. Но в конце 1980-х это сделать было сложно. Все говорили: «Да, идея замечательная!» - но дальше дело не шло.

Шли годы, а идея не давала мне покоя. Большой театр или Мариинка очень подошли бы. У них и труппа огромная, и сцена, и возможности. Я хотел, чтобы на сцене одновременно находились и хор, и кордебалет, и певцы, и оркестр. Но я понимал, что вряд ли это там получится.

И вдруг случайно в разговоре с директором оперного театра в Казани Рауфалем Мухаметзяновым я поделился с ним своей мечтой. И он сразу предложил поставить Мессу Баха у них. Мне это не приходило в голову. Но когда я послушал хор театра - понял, что Бог посылает мне подарок в виде этой труппы.

- Почему русский балет так ценится в мире?

Да потому что за ним прекрасная школа и традиции. Оказывало и оказывает влияние на Запад именно русское искусство, русская широта, русская взыскательность и к самому себе, и к тому, что ты делаешь. Мне непонятно, почему у нас так преклоняются перед западным.

Шаляпин гордился тем, что он русский и что несет свет своего искусства именно из России. Обратите внимание: он гордился не собой, а тем, что получил на своей родине. В мемуарах Шаляпин писал, что его душа наполнялась радостью, когда он слышал хорошего певца, который оказывался русским по происхождению.

Вы говорите о русской балетной школе. Но все знают, какими жертвами дается успех. Можно ли добиться результата без муштры, без того, чтобы тебя били по ногам, критиковали? Может, лучше, когда тебя хвалят?

Кому как. К кому-то, наверное, можно подходить по всей строгости, а к другим - только по-хорошему. Я вспоминаю первые два года в школе. Мне было очень легко. Дети только учились читать, а я в первом классе почти всего Дюма прочел, а в 10 лет уже добрался до «Войны и мира». Меня никто не заставлял. Мне самому это было нужно. Так же было и в балете, и во всем другом, чем бы я ни занимался.

Хореограф Владимир Васильев всегда отличался свежим взглядом даже на классические произведения и неповторимой работоспособностью.

Сам Васильев также снимается в фильмах-балетах. Его можно увидеть в цветном телевизионном балете "Трапеция", телебалетах "Спартак", "Жиголо и Жиголетта".

Работа балетмейстером

Когда Васильев понял, что его карьера на сцене подходит к концу, он не пожелал оставлять балет. Для этого в 1982 году он получает диплом государственного института театрального искусства (ГИТИС) на балетмейстерском отделении.

Тогда же он начинает сам преподавать в этом вузе, делится со студентами секретами своего мастерства. Педагогом балетмейстер Васильев работает до 1995 года. При этом на протяжении целых десяти лет руководит кафедрой хореографии. В 1989 году получает звание профессора.

Во главе Большого театра

До 1995 года Владимир Васильев балетмейстером был первоклассным. Поставил не один балет, который до сих пор с успехом идет на сцене Большого театра.

В 1995 году в его карьере наступает новый этап. Он получает пост художественного руководителя Большого театра, который параллельно совмещает с должностью директора этого учреждения культуры. На этом посту он проработал на протяжении пяти лет. Большой театр с Владимиром Васильевым сегодня ассоциируется у многих отечественных и зарубежных зрителей.

Во главе Большого театра он запомнился не только появлением новых постановок, но и тем, что в 1999 году основал балетную школу Большого театра в далеком городе Жоинвилле, расположенном в Бразилии.

В последние годы имя Владимира Васильева, балетмейстера, все реже встречается в средствах массовой информации. В центре общественного внимания он оказался в 2003 году, когда в голландской столице Амстердаме вошел в состав жюри престижного конкурса "Евровидение для молодых танцоров".

В 2014 году Васильев на время снова вернулся на сцену. В мини-балете "Первый бал Наташи Ростовой" он исполнил роль Ильи Андреевича, отца героини. Это произведение было продемонстрировано зрителям в рамках зимних Олимпийских игр, которые проходили на территории России, в Сочи.

Личная жизнь

Был женат только один раз Владимир Викторович Васильев. Личная жизнь артиста - яркий пример крепкой и беззаветной любви. Его избранницей стала Екатерина Максимова. Она была балериной, на протяжении многих лет они вместе выходили на сцену Большого театра.

Екатерина Максимова и Владимир Васильева были не только супругами, но и коллегами, друзьями и партнерами. Правда, в жизни, целиком посвященной творчеству, пришлось чем-то жертвовать. Детей у супружеской пары так и не было.

Несмотря на это, Екатерина Максимова и Владимир Васильев прожили долгую и счастливую совместную жизнь, полную радостей и разочарований. Но главное - они все время были вместе.

В 2009 году Максимова скончалась. Ей было 70 лет. С тех пор Васильев живет один. По его собственным словам, он лишился частички своей души и постоянно скорбит о возлюбленной. Все последние постановки, над которыми он работает, герой нашей статьи неизменно посвящает памяти любимой женщины.

Общественная деятельность

Васильев известен не только своей карьерой на сцене, но и общественной деятельностью. К тому же Владимир Васильев награды получал и от советской, и от российской власти. Везде его ценили и берегли.

Одно из первых значимых достижений - звание Заслуженного артиста РСФСР, полученное в 1964 году. Также у Васильева была премия Ленинского комсомола, Ленинская премия, орден Ленина. С 1973 года Владимир Васильев - Народный артист.

В 1981 году он получил орден Дружбы народов, спустя еще пять лет орден Трудового Красного Знамени. Уже в 2000 году президент России Владимир Путин вручил ему орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени с формулировкой за неоценимый вклад в развитие российского искусства хореографии. В 2008 году Васильев получил этот же орден и третьей степени. На этот раз за многолетнюю яркую общественную и творческую деятельность.

Много у Васильева и зарубежных наград. Во Франции он стал обладателем ордена "За заслуги", в Бразилии ордена Риу-Бранку, в Италии ордена Звезды Италии, в Японии - ордена Восходящего солнца.

Множество заслуг у Васильева и в педагогической сфере. Он почетный профессор МГУ, член Международной академии творчества, а также академии российского искусства. До сих пор является заместителем руководителя исполнительного комитета отечественного центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. Входит в состав жюри независимой творческой премии "Триумф". На протяжении практически двух десятков лет руководит фондом памяти балерины Галины Улановой.

Большое значение в творческом мире имеет конкурс артистов балета "Арабеск". Васильев пять лет возглавлял жюри конкурса, а с 1996 году стал его художественным руководителем. Это открытый конкурс артистов балета, который ежегодно проводится в Перми.

Васильев вместе с супругой приложили много усилий, чтобы этот конкурс стал известным и знаменитым на весь мир.

В 2008 году состоялось знаковое событие. Оно совпало с пятидесятилетним юбилеем творческой деятельности легендарной супружеской пары. Поэтому конкурс был посвящен именно им. Он стал бенефисом Васильева и Максимовой.

В год своего семидесятилетия Васильев на конкурсе "Арабеск" станцевал в паре с Дарьей Хохловой, а также выступил в качестве постановщика-хореографа миниатюры "Баллада", поставленной на музыку Фредерика Шопена.

Сейчас Васильеву 77 лет. Несмотря на возраст, он продолжает вести активную творческую и общественную деятельность.

Друзья и знакомые о Васильеве

С теплотой и восхищением о Васильеве отзываются все, кто его знал и с ним работал. Или хотя бы видел на сцене. Балетмейстер Большого театра Игорь Моисеев вспоминает, что выступление Васильева - это поэзия, порыв духа. Он артист, обладающий феноменальной техникой, музыку и балет он просто подчиняет себе.

Театральный режиссер и народный артист РСФСР Борис Львов-Анохин утверждает, что герой нашей статьи имеет редкий на сегодняшний день дар сценического и пластического перевоплощения. Он олицетворяет собой русский балет.

Одна из его самых больших удач, по мнению Львова-Анохина, партия Щелкунчика в одноименной постановке.



Рассказать друзьям