Детские произведения о родине. Патриотизм, любовь к Родине – аргументы ЕГЭ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для того, чтобы привить интерес учеников к чтению, к литературе, научить грамотному общению, необходимо заниматься внеклассной работой по литературе. Проводить мероприятия в нетрадиционных формах: литературная гостиная, литературно-музыкальная композиция, диалог с литературным героем, концерты, литературные викторины, брейн-ринги, диспуты.
Наверное, все мы сейчас чрезвычайно озабочены проблемой чтения в школе. Не хотят дети читать. Бросаемся на поиски причин. Внеклассные мероприятия по предмету помогают привить интерес к чтению, к слову.
Я предлагаю вашему вниманию литературную гостиную в 5 классе по теме «Стихи русских поэтов о Родине», где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос автора на диске, читать стихи собственного сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера».
Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.

Занятие строится по следующему плану:

  1. Образ родины в творчестве русских поэтов.
  2. Значение термина «родина».
  3. Родина – это наше прошлое, настоящее, будущее.
  4. Родина и история – две темы близкие друг другу.
  5. Тема природы соприкасается с темой родины.
  6. Знакомство с понятием ностальгии (тоска по Родине).
  7. Поэты «серебряного века» из далёкой эмиграции.
  8. Русский народ преодолел много трудностей в истории нашей родины.
  9. В. Шукшин нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине.
  10. Выразительное чтение стихотворений учениками любимых поэтов и своих собственных.
  11. Обмен мнениями.

Роль учителя на внеклассных занятиях по литературе имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
Внеклассные занятия по литературе должны стать для каждого учащегося источником развития творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, и тогда проблема интереса к предмету отпадёт сама собой.

Цель занятия: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о Родине, научить читать выразительно, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Наглядность: Приложение 1 – слайд-презентация, рисунки учеников о природе, книжка-раскладка со стихами детей о Родине, природе.

“Я люблю родину.
Я очень люблю родину!”

С. Есенин

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке…

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

К. Симонов . 1941г.

– Тема нашего занятия “Стихи русских поэтов о Родине”, мы поговорим о том, какое значение в творчестве каждого поэта занимает образ родины, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине.

В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место. Художественные произведения, в которых эта тема является главной, включают разнообразную лексику: эпитеты, метафоры, олицетворения.

– Давайте подберём синонимы к слову Родина! (Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов).
Родина у разных поэтов лишена черт индивидуальности, рисуемые картины схожи. Это картины “малой родины”, родины “сельской”, “деревенской”. Термин “Родина” имеет как широкое, так и узкое понятие. В широком значении родина – это представление в объёме всей страны, а в узком значении – это место, где ты родился, вырос, живёшь.

Слова со значением родственных отношений несут очень важный для темы родины мотив истории или более общий мотив – мотив времени. Родина – это наше прошлое, настоящее и будущее.

– Давайте подумаем над словами Анатолия Абрамова:

“Я должен всё переупрямить,
Всё вспомнить бывшее окрест.
Кто перечёркивает память,
Тот над грядущем ставит крест”.

– Как вы понимаете эти строки?

Без прошлого нет будущего. Мы не можем забыть всего, что было, мы не можем перечеркнуть память.
Сейчас я прочитаю стихотворение В. Фирсова о родине, а вы подумайте, о каких событиях прошлого говорит автор?

О, Родина!
Смогу ль забыть твои нелёгкие победы,
Твои немыслимые беды,
Забыть, как прадеды и деды
Умели драться и любить.

О, Родина!
Всегда с тобой мне вечно жить
и вечно помнить
На Куликовом поле бой,
И бой на Бородинском поле.

Мне помнить битвы и кресты
И падающие берёзы
И родниковой чистоты
Невысыхаемые слёзы.

Я знаю, память не солжёт,
Уйдя в живых и обелиски,
Она умело бережёт всё то,
Что дорого и близко.

Родина и история – это две темы, которые очень близко соприкасаются друг с другом.

– Подумайте, какая ещё тема является также близкой и важной для темы родины, которая от неё просто неотделима? (Тема природы).

Мы с вами изучили много стихотворений в разделе под названием ‘Природа”. Назовите произведения, которые вам запомнились, поразили вас. Чем они вам понравились?

В поэзии начала 19 века при изображении родного пейзажа очень часто использовались названия деревьев. Дуб – символизировал силу и крепость; липа – дворянскую усадьбу, дом, уют. У Есенина – клён и берёза. Берёза – связь с темой судьбы русского человека, его жизни и смерти. (Звучит стихотворение С. Есенина “Белая берёза”).
С темой судьбы человека и судьбы Родины связана в поэзии М. Цветаевой рябина: “Красною нитью рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась”.

А сейчас мы с вами должны познакомиться с новым понятием:

Ностальгия – тоска по Родине.

Многие поэты и писатели по ряду различных причин вынуждены были покинуть свою Родину, уехать за границу. Но жизнь на чужбине была тяжела, постоянные воспоминания о стране, которую они покинули, о родине, с которой связана их жизнь и судьба. Воспоминания о детстве, о том месте, где они родились, где жили. Они не могли забыть свою Родину и в своих стихотворениях постоянно обращались к ней. Давайте проследим на примере некоторых поэтов “серебряного века”, как сильна была их тоска по Родине.
М. И. Цветаева (1922 – 1939) – годы эмиграции. М. И. Цветаева не могла не вернуться в Россию. Она это сделала не только потому, что жила за границей в ужасной бедности, а потому что знала – дом её стихов – Россия.

“Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё-равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…”

В 1891 году И. Бунин пишет стихотворение “Родине”, где обвиняет тех, кто не любит и не дорожит своей родиной.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

В апреле 1922 года, уже эмигрантом, И. Бунин написал строки, проникнутые живой скорбью прощания с Родиной.

“У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой”.

И. Северянин в годы эмиграции находился в Эстонии. Россию он называет “крылатой страной” и посвящает ей два стихотворения:

Моя Россия (1924 г.)

Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
Её равнины снеговые,
Её цыгане кочевые, –
Ах, им ли радость не дана?
Её порывы огневые,
Её мечты передовые,
Её писатели живые,
Постигшие её до дна!

И песни, песни, разрывные,
Какими наша грудь полна,
И вся она, и вся она –
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!

Запевка (1925 г.)

О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!

В 1921 году Бальмонт уезжает с семьёй в командировку за границу сроком на один год, но этот год продлился 21 год, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом. Тоска Бальмонта по России выражена в его стихотворении “Россия” (1923 г.)

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.

Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.

Как противопоставление своей позиции, как протест тем, кто в трудное время покинул свою родину звучит голос Анны Ахматовой (диск):

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

– Да, можно уехать, покинуть, оставить свою страну, но забыть родину, то, с чем связана твоя жизнь, невозможно. Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей
Родины, но всё преодолевал русский народ. В 1942 году в своём рассказе “Наука ненависти” М. Шолохов написал (лейтенант Герасимов): “… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говориться: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков”.

– Скажите, можно ли поставить рядом два таких разных чувства: любовь и ненависть, любовь к чему и к кому и ненависть к кому?

Многие писатели и поэты очень проникновенно пишут о своей родине. Но трудно кого-то сравнить с писателем, который всегда нёс в себе, в своих рассказах горячую любовь и преданность к своей родине – это Василий Шукшин. И в книге “Слово о “малой родине” он пишет: “Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда… И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу… Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Может, потому что она живёт постоянно в моём сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.

– Как вы думаете, с чего начинается родина? С какого момента? (Звучит песня” С чего начинается родина?”)

– Ребята, вы должны были приготовить стихотворения о родине, наизусть или выразительное чтение, и дать оценку языковых средств, которые использует автор.
Далее идёт обмен мнениями.

Вывод: сегодня на занятии мы с вами поговорили об образе родины в творчестве разных поэтов. Мы обратились к широкому и узкому понятию “родина”, проследили, какую разнообразную лексику использовали поэты в своих стихотворениях, чтобы полнее показать образ родины. Мы познакомились с термином ностальгия, с поэтами серебряного века и с их восприятием образа родины.

Проектная работа учащихся 4 класса

Слово о родной земле

Задание №1:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №94

Проектная работа по литературному чтению

Сборник произведений учащихся

о Родине

Выполнили обучающиеся

4 в класса, школы № 94

РуководительВитальева М.С., учитель начальных классов

2009 – 2010 учебный год

Слово о родной земле………………………………………………… стр. 3 - 4

Семёнов А.

Камалин А.

Алексеев А.

Маслова Т.

АбаимоваА.

Прошла по земле война……………………………………………… стр. 5 - 7

Семенов А.

Казаков А.

Трутнев А.

Володина А.

Волкова С.

О добре и красоте…………………………………………………….. стр. 8 - 15

Трутнев А. «Волшебное украшение»

Проба пера «И снилось мне, что мы как в сказке…»

Алексеев А. ТрутневА.

Мартынец Е. Кузьмин А.

Тремасова А. Абаимова А.

Казаков А. Маслова Т.

Спирина Ю. Канторин Д.

Тимеров М. Пичужкин И.

О жестоком отношении людей к природе

Абаимова А.

Тремасова А.

Маслова Т.

Губанова В.

Казаков А.

Кузьмин А.

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»

Мартынец Е.

Спирина Ю.

Пичужкин И.

Камалин А.

Врубель В.

Канторин Д.

Абаимова А.

Приложения (Работы обучающихся)

Слово о родной земле

«Мама» (отрывок из книги «Моя Родина» Ю. Яковлева)

Задание №1:

Какой ты представляешь свою родину?

Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама?

Семёнов Артём

Моя родина – Россия. Эта страна занимает огромную территорию, находится в разных временных поясах. Например, в Нижнем Новгороде пятнадцать часов, а на Камчатке полночь. Столицей России является Москва.

Наша страна богата полями, лесами и реками. Большое количество природных ресурсов добывают из недр земли. Великие реки заслуживают особого внимания, благодаря своей красоте и разнообразию фауны. Реку Волгу называют матушкой, так как она является кормилицей.

Россия многонациональная страна. В ней живут русские, евреи, грузины, таджики, армяне…

«Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Этими строками из песни всё сказано.

Я хочу, чтобы в нашей стране не было войны и царил мир. Россия – самая красивая и необыкновенная страна в мире.

Камалин Саша

Моя родина – это там, где мой дом, там, где родились и выросли мои близкие и родные люди. Моя родина – это большая семья за одним столом с бабушкиными пирогами. Моя родина всегда при мне и никто её у меня не отнимет.

Алексеев Алёша

Моя родина – это дружная семья: мама, папа, бабушки Люда и Аля, дедушки Коля и Женя, тётя Наташа и двоюродный брат Никита. Я их очень люблю и с удовольствием провожу с ними много времени.

А ещё моя родина – это мой двор и мои друзья. Мы вместе играли в детском саду, играем и сейчас, когда я стал учиться в школе.

Моя маленькая родина находится в красивом Нижнем Новгороде, где я люблю гулять в парках и в Кремле.

Маслова Таня

У каждого человека есть своя Родина. Моя Родина – Россия. Я знаю, что она большая, многонациональная, мирная, гостеприимная. В ней живут, учатся и работают люди разных народов. Я представляю её светлой и красивой. Пусть у каждого человека будет такая Родина!

Абаимова Настя

Мама помогла мне сделать первые открытия в детстве:

Первый салют – испуг и восхищение;

Первое свидание с морем – восторг;

Первый полёт на самолёте – «Ура!»;

Первые шаги на коньках – боль падения;

Первое знакомство с компьютером – радость;

Первое знакомство и поездка на верблюде – удивление;

Первый урок в школе, первый учитель – открытие, доброта…

Прошла по земле война

Семёнов Артём

Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз. Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: на Ленинград, на Москву, на Украину и Кавказ. Первыми приняли удар фашистов защитники Брестской крепости, которые героически оборонялись.

К Ленинграду были направлены большие силы противника, но прорвать оборону они не смогли. Тогда немецкие войска замкнули кольцо вокруг города. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. От голода и холода погибло огромное количество человек.

Захватить Москву немцам тоже не удалось, благодаря командованию Жукова и отваге москвичей.

Летом 1942 года начались бои за Сталинград, которые длились 200 дней. Тысячи героев стояли за Сталинград насмерть. У матроса Михаила Паниваха в руках взорвалась бутылка с горючей смесью, он превратился в факел и бросился под фашистский танк, подорвав его. После войны отважному матросу поставили памятник.

В июле 1943 года была Курская битва с крупнейшим танковым сражением. Немецкие бронетанковые дивизии были уничтожены. Немецкие войска больше не смогли провести ни одной атаки.

В 1944 году Советский Союз был освобождён от врага. Тяжёлые бои развернулись в столице Германии – Берлине. 8 мая 1945 года Германия капитулировала. 9 мая в нашей стране было объявлено Днём Победы.

Казаков Саша

В фотоальбоме у моей бабушки долгое время хранится открытка. На ней изображён молодой солдат Пётр Сергеевич Дернов. Он родился в 1925 году.

1941 год. Началась война. И вот Пётр – рядовой, автоматчик, Герой Советского Союза. Своим телом закрыл вражеский пулемёт, обеспечив подразделению выполнение боевой задачи. Мы не знаем, когда он погиб, но если это случилось в конце войны. То ему было всего двадцать лет.

Девичья фамилия моей бабушки – Дернова. Её дед, Дернов Василий Иванович, вернулся с войны инвалидом, в бою гранатой ему оторвало пальцы на руках.

Много родных по фамилии Дерновы ушли из села Яковцево на фронт. Но вернулся один мой прадед.

После войны он долго работал в родном совхозе председателем. К тому же был хорошим печником. Почти в каждом доме людей грела печка, сложенная руками моего прадедушки. Как мог в трудные послевоенные годы он помогал людям.

Трутнев Алёша

Мой прадед Кузьмичёв Александр Михайлович – участник войны. В этом году в честь празднования 65-летия Победы он был награждён юбилейной медалью

В годы войны прадедушка был подростком, поэтому не мог участвовать в военных действиях. Ему очень хотелось помогать военным. Первые годы войны он перевозил раненых с передовой в тыл на лошадях. К концу войны он стал работать кочегаром на паровозе. Для того, чтобы получить эту работу, ему пришлось идти на обман и увеличить себе возраст. Так до конца войны он работал на паровозе, который перевозил раненых.

Я горжусь своим прадедом, потому что он даже подростком внёс свой вклад в дело победы над фашистами. Он для меня герой!

Володина Настя

Мой прадедушка Лялин Николай Романович родился в 1919 году. Он участвовал в двух войнах и получил два ранения.

Первый раз он воевал в Финской войне в 1939 году. Был ранен в ногу и отправлен домой лечиться. Стал председателем совхоза. А в 1941 году ушёл добровольцем на войну с фашистами. Прадед Николай защищал Москву, был старшим пулемётчиком, был контужен. Целый год после ранения он не мог говорить и слышать. Мой прадедушка был сильным и отважным солдатом. Он умер в 1990 году.

Волкова Света

Волкова Евгения Ивановна, моя бабушка, была работником тыла. Она работала в колхозе. Вместе с другими солдатками пахала, косила, таскала торф. Была работа и в лесу. Женщины валили лес, пилили ручной пилой большие деревья. Вместе с другими солдатками и с детьми бабушка работала в поле: жали хлеб, собирали колоски, пропалывали и убирали картошку. Из картошки пекли лепёшки. Такие лепёшки многих спасли от голодной смерти.

Моя бабушка не видела настоящего боя. Она только слышала грохот самолётных бомбардировок. Но и это было очень страшно. В тылу людям приходилось очень трудно. И всё-таки они выстояли и помогли советским воинам победить в той страшной войне.

Мохова Даша

Во время войны в тылу жилось нелегко. Все мужчины ушли защищать Родину. В тылу остались старики, женщины и дети. Весь нелёгкий труд лёг на их плечи. В городах люди работали на заводах, которые обеспечивали фронт оружием, техникой, снаряжением. Работали днём и ночью.

Я хочу рассказать о своей прабабушке. Жила она в деревне Николаевка за 200 километров от Нижнего Новгорода. В сёлах, в деревнях в то время не было ни газа, ни света. Люди жгли керосинки, еду готовили в печи. Работали люди не за деньги, а за трудодни. Жилось очень тяжело, был голод и холод. Так пусть будет мир на земле!

Маслова Таня

Бабушка и дедушка рассказали мне, какими тяжёлыми были годы войны.

Немцы бомбили город. От бомб люди прятались в бомбоубежищах. Бомбоубежища устраивались даже в подвале под церковью. Пленных немцев водили строить дома.

Мой прадедушка Губанов Пётр Иванович трудился на Горьковском автозаводе. Он

собирал танки «Черчилль» и «Матильда». За стахановский труд его фотография была помещена на «Доску почёта».

Другой прадедушка Пестов Фёдор Осипович был призван в ряды Советской Армии в 1942 году. Участвовал в боевых действиях и погиб, защищая Родину.

О добре и красоте.

Трутнев Алёша «Волшебное украшение»

Около моего подъезда растёт тополь. Однажды морозным вечером я вышел гулять и удивился. Тополь весь искрился в лунном свете. Все веточки тополя были покрыты инеем и искрились, как бенгальские огни. Я весело засмеялся. Это мороз украсил дерево к Новому году.

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Задание № 2: попробуй продолжить стихотворение, которое начинается словами:

«И снилось мне, что мы, как в сказке…»

Алексеев Алёша

Одев животных разных маски,

Кружились в вихре карнавала.

Ну, а к утру всё затихало.

Мартынец Лиза

И снилось мне, что мы, как в сказке.

Кругом белым-бело.

Вблизи светило солнце,

Сиял снежок на ветках ели,

Мороз играл на окнах и на двери,

Стояли сосны, ели, одетые в метели.

Тремасова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке,

И снилось мне, что будто мы в лесу.

Вот видим белую берёзку,

Вот видим рыжую лису.

Вот зайка по опушке проскакал,

И волк притих за ёлкою зелёной,

Но, к сожаленью, сон растаял и пропал.

Беру скорее в руки карандаш,

Рисую ту берёзку, ели, клёны.

Казаков Саша

И снилось мне, что мы как в сказке,

Хрустальный замок на горе,

И катим мы свои салазки

Сквозь зимний лес в пушистом серебре.

Дорожка вывела из леса

И манит замок: «Приходи скорей!»

В том замке белокурая принцесса

В сияньи лунном ждёт нас у дверей.

А с нами принц весёлый, юный, статный,
Торопит нас: «Скорей, скорей, скорей!»

И льётся лунный свет из сказочных дверей.

И слышен в замке хрустальный перезвон,

И сердце рвётся ввысь,

Ведь принц в неё влюблён.

Но это к сожаленью только сон…

Спирина Юля

Летим на сказочном коне.

Я на балу танцую в маске,

Как всё легко даётся мне.

Здесь Золушка, Щелкунчик, Леший

Подолгу водят хоровод.

А утром зазвонит будильник –

Исчезнет сказочный народ.

Тимеров Максим

И снилось мне, что мы, как в сказке

Летаем в облаках,

А рядом птицы кружат в стае,

Внизу трава, леса, поля.

Весь лес поёт, сверчок стрекочет,

Роса сверкает в серебре.

Ночная жизнь к утру проходит

С лучами солнца на листве.

Трутнев Алёша

И снилось мне, что мы, как в сказке

Гуляем по лесу весной.

Медведи спят ещё, закрывши глазки,

Не нарушают сладостный покой.

В лесу всё тихо, снежно, бело,

Берлога Мишкина укрыта снегом,

Но уж весенний, тёплый светлый день!

Мораль той сказки такова:

Уж хватит спать – пришла весна!

Кузьмин Толя

И снилось мне, что мы, как в сказке

Несёмся в санях в вышину.

Сверкают звёзды, ярче краски,

В пучине неба я тону.

Раздвину облака рукою –

Поляну вижу пред собою:

Ромашки, ландыши, тюльпаны

Возьму с собой для милой мамы

И утром непременно подарю!

Вот я проснулся, взял альбом и краски,

Нарисовал тот чудный я букет,

Сегодня ведь Международный Женский праздник!

Для мамы лучше моего подарка нет!

Абаимова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке…

Вот лес волшебной красоты.

Лес в серебре… Покрыты сосны, ели…

Кружат снежинки в зимней пляске.

А вот могучий и красивый бежит олень,

Напуган он собакой…

Стремительно бежит вглубь леса,

Петляя след, и красоту от смерти унося…

Маслова Таня

И снилось мне, что мы, как в сказке

Средь белых-белых облаков,

Но стоит лишь открыть мне глазки,

Как мы опять среди домов.

Я знаю, мы туда вернёмся

И вновь научимся летать.

Лишь только за руки возьмёмся

И будем снова мы мечтать…

Там солнце, ветерок, долины,

А под тобою суета.

Там даже горные вершины

Хрупки, как в мире красота.

Канторин Дима

Однажды ночью мне приснился волшебный сон – не сон, а просто сказка!

Передо мною появился волшебный лес, а рядом с ним – поляна, на которой разноцветным ковром раскинулись полевые цветы: Иван-да-Марья, зверобой, ромашки, колокольчики… Вдалеке я услышал журчание ручья. Он переливался от солнечных лучей разными небесными оттенками. В ручье плескались золотые рыбки, а над ним кружились чудесные бабочки. Это был яркий, незабываемый сон!

Пичужкин Ваня

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Живём в родимой стороне.

Там лес густой, поля и степи,

Моря, озёра, горы, реки,

Там мама, папа, я, друзья –

Всё это – родина моя.

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша»

Задание № 3: сочини рассказ, в котором говорится о жестоком отношении людей

К природе.

Абаимова Настя

Лес стоит. Тишина.

Только слышно, как весело поют птички. Стучит по дереву дятел. Звери: заяц, белка, лисица весело бегают по лесу.

Вдруг в тишине леса раздался звук топора. Испуганные птицы и звери попрятались по норам и дуплам.

Пришли в лес недобрые люди и нарушили тишину природы. Топорами и пилами люди рубили лес.

Жестокость нарушила покой леса и мир природы.

Тремасова Настя

Мы живём в большом городе. Вокруг нас большие дома улицы машины.

Тает снег, открывается земля, и появляются бутылки, банки, бумага и много разного мусора, который люди кидают прямо на улице. Они не задумываются, что вода уносит весь этот хлам в реку, в которой потом купаются дети, из которой берётся вода для питья, вода, которой мы живём. Если каждый человек бросит на улице по бумажке, бутылке, банке, улицы утонут в грязи и превратятся в свалку. Деревья, кусты погибнут, птицы улетят, реки высохнут и превратятся в грязные овраги.

Маслова Таня

Некоторые люди не ценят красоту природы. Вырубая леса, они не задумываются о том, что здесь живут звери, птицы, насекомые. А так же они уничтожают свежий воздух. Ведь на месте вырубленного леса обычно строят каменные дома или заводы. Их отходы уходят в реки, в которых тоже есть живые существа. После постройки дорог здесь начинают ездить машины, которые выбрасывают выхлопные газы. Уничтожая природу, человек делает хуже и себе. Например, в лесах не будет грибов, ягод и целебных трав, полезных для человека, в реках не будет водиться рыба. В этом месте нельзя будет жить. Поэтому нужно беречь природу и ценить её красоту.

Губанова Варя

Однажды субботним вечером мы поехали в лес. Была отличная погода. Но в лесу мы увидели разбитые бутылки, консервные банки, поломанные кусты… Мы хотели, чтобы красота природы не уничтожалась, поэтому мы убрали весь мусор.

Есть люди, которые портят природу, а есть те, которые ухаживают за ней.

Нужно беречь природу!

Казаков Саша

Человек – самый злейший враг природы. Всё в природе создано так, чтобы была гармония. И только человек иногда ведёт себя хуже зверя: вырубает леса, засоряет водоёмы, свозит бытовой мусор в лес, убивает диких животных, разоряет гнёзда птиц.

Ради своей наживы люди рвут и продают цветы, которые занесены в Красную книгу. Из-за шкурок убивают детёнышей нерпы и тюленя. Дети ломают деревья, ветки, качаются на них, а взрослые равнодушно проходят мимо, не задумываясь о том, что природа может отомстить человечеству.

Кузьмин Толя

Люди обязаны беречь природу. Очень много стало браконьеров, которые незаконно вырубают деревья. С заводов отходы сливают в реки и озёра. Из-за неосторожности людей сгорает много лесов. Вместе с лесами погибают животные. Много делают мест с игровыми аппаратами на местах парков. На улицах стало очень много машин и они загрязняют воздух.

Люди, берегите природу!

Ведь мы должны беречь её дары!

Задание № 4: напиши сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь».

Мартынец Лиза

Картина И.И.Шишкина «Рожь» мне очень понравилась. Глядя на неё, я восхищаюсь красотой русской природы.

С порывами ветра густая спелая рожь колышется, как волнующееся море. Рожь – это хлеб, а хлеб – это богатство! Посередине поля тянется уходящая вдаль петляющая дорога.

По обе стороны поля раскинулись сосны могучие, как великаны. Они, словно уставшие путники, отдыхают и наслаждаются прелестными запахами природы.

Небо светло-голубого цвета, а кучевые облака вот-вот готовы пролить свежие капли дождя.

Наверняка, если бы я оказалась там, то услышала бы чудесные звуки русской природы: голоса птиц, шорох деревьев, лёгкий ветер, ну и конечно, шелест ржи, которая пытается о чём-то рассказать.

Спирина Юля

На картине И.И.Шишкина изображено бескрайнее поле ржи красивой и густой, как волнующееся море. Художник показывает богатство нашей русской земли, её красоту, плодородие.

На картине видна дорога, уходящая вдаль. Среди поля растут сосны могучие, высокие, как исполины. Их ветки раскидистые, зелень густая и тёмная. Конец лета близок.

Живописец показал и красоту неба. Оно занимает большую часть картины. Это создаёт ощущение простора. На небе видны кучевые облака, несущие дождь.

Пичужкин Ваня

На переднем плане картины мы видим густую и спелую рожь. Это – дар земли! Её золотистый цвет завораживает взор. А лёгкое колыхание напоминает волнение моря. Среди поля видна петляющая дорога. Она уходит вдаль к могучим деревьям. Деревья эти похожи на великанов, которые охраняют рожь.

Вдалеке на аквамариновом небе видны серебристые облака. Будет дождь!

Картина поражает своей красотой и естественностью.

Камалин Саша

Я вижу на этой картине небо. По нему плывут серебристые облака. Стоят деревья могучие, как великаны. Их ветки качаются при порывах сильного ветра.

Всё поле засеяно рожью. Её колосья спелые и золотистые. Во ржи до самого горизонта петляет дорога. Куда же она ведёт?..

Мне понравилось это художественное произведение. Ведь на нём изображены деревья, небо, рожь и дорога, которые с детства мне знакомы. Такие пейзажи я не раз видел в деревне у бабушки и дедушки. Это картина моей родины!

Врубель Вика

Лето. Жаркий солнечный день. Золотая рожь колышется на ветру и напоминает жёлтое море. Широкая просёлочная дорога углубляется в море ржи и утопает в нём.

Огромная сосна стоит посреди поля. Она похожа на старую бабушку, к которой в гости пришла вся её семья. Сосны, которые стоят рядом – это и есть её семья.

Над желтым морем ржи и красавицами-соснами светит ярко-голубое небо. Вдали появились кучевые облака, несущие дождь.

При взгляде на эту картину у меня возникают приятные воспоминания о деревне. Рядом есть такое же поле. Оно по-своему красиво в каждый летний месяц.

Канторин Дима

Я хочу рассказать о картине И.И.Шишкина «Рожь». На переднем плане картины изображено бескрайнее поле спелой золотой ржи. Ветер колышет её и она разливается на солнце, как волнующееся море.

Поле разделяет широкая петляющая бесконечная дорога, уходящая вдаль.

Посреди поля ржи, словно могучие великаны, стоят сосны. Они раскинули свои густые тёмные ветви, как будто охраняют поле от врагов.

А над полем раскинулось лазурное небо, как безбрежное море.

Картина произвела на меня незабываемое впечатление. Она наполнена красотой и чистотой родных просторов. Хочется оказаться там и вдохнуть ароматы спелой ржи и могучих сосен.

Абаимова Настя

Картина лета… Веет теплом, спокойствием и приближением осени…

Белые пушистые облака плывут по голубому бесконечному небу. От ярких красок лета радостно на душе.

Широко раскинулось золотое поле ржи: колосок к колоску… Подует ветерок, заколышется ржаное поле, словно колоски перешёптываются и хранят только им известные тайны.

Могучие кроны сосен, как на страже, возвышаются над полем и охраняют покой дружной армии колосков.

Художник с любовью языком красок передаёт красоту родного края.

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №36»

РЕФЕРАТ

по литературе на тему:

ОБРАЗ РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ КЛАССИКОВ

Выполнил ученик 11 Е класса

Бисикешов Р.Р.

Учитель Киселева О.Н.

Астрахань 2005

  • Введение 3
  • 4
    • 1.1 М.Ю. Лермонтов 4
    • 1.2 Н.А. Некрасов 7
    • 1.3 Ф.И. Тютчев 8
    • 1.4 А.А. Ахматова 9
    • 1.5 А.А. Блок 12
    • 1.6 В.А. Маяковский 14
    • 1.7 С.Е. Есенин 15
  • Заключение 19
  • Список литературы 20

Введение

Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность, где были сделаны первые шаги во взрослую самостоятельную жизнь.

Любовь к Родине, к ее народу, традициям, истории, желание сделать свою страну еще прекрасней есть источник доблестного труда рабочего, удивительных открытий ученого, замечательных произведений композитора, художника, поэта. Так было всегда. И поэтому тема Родины звучит во многих произведениях русских классиков, проходит красной линией через все их творчество.

Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти задушевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это -- одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромный литературный материал, связанный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в данный реферат, поэтому мне удастся коснуться творчества лишь некоторых русских классиков.

1. Образ родины в произведениях русских классиков

1.1 М.Ю. Лермонтов

М.Ю. Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину -- значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермонтова, как «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели.

Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит о неведомой силе, зовущей к родным местам:

Но я люблю -- за что, не знаю сам, --

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию.

Одним из лучших образцов патриотической лирики Лермонтова является стихотворение “Родина”. Его тема определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия “голубых мундиров”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной природе. Стихотворение воссоздает великолепные картины природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает картина жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печал ь ных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом раскрывается в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шести- и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка -- чередующаяся, охватывающая и парная рифма.

Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова.

В 1830 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение -- первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Созданное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений поэта. Стихотворение написано в форме разговора молодого солдата с ветераном -- участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” -- рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, -- лишь первые 7 строк принадлежат его молодому собеседнику. Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства, отражен в этом стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках:

Ворчали старики:

“Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры.

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника.

В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

“Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

Поэты всегда с болью отзывались на драматические события политической жизни России. Преданные Отчизне люди не могут жить спокойно в стране, где преследуется все лучшее, все прогрессивное. “Где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран”. Лермонтов с отчаянием называет Россию “страной рабов, страной господ”.

Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

1.2 Н.А. Некрасов

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все творчество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны --

Я песни Родине слагал! --

заявлял поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» -- с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Некрасова слива «любовь к Родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева, Тот не любит Отчизны своей, -- писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова -- верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.

Удивительные пейзажи встают перед нами, когда мы читаем стихотворения Николая Алексеевича Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар, лежит.

Отмечая трудолюбие и талант народа, поэты показывают его нелегкую жизнь, испытания, которые ложатся на его плечи. Они с ненавистью и с негодованием отзываются о власть придержащих, равнодушных к нуждам народным. Так, многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле крестьян. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” с болью и отчаяньем поэт восклицает:

... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

1.3 Ф.И. Тютчев

Федор Иванович Тютчев -- великий певец красоты русского края. В его стихотворениях природа живая, одухотворенная, способная чувствовать и переживать:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Тютчеву, как талантливому художнику, открывалось то, что не способен увидеть простой наблюдатель. Он слышит “багряных листьев томный, легкий шум” и видит, как “лазурь небесная смеется”.

1.4 А.А. Ахматова

Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в период войн, революций, то есть тогда, когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века. Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколения русской интеллигенции.

А. А. Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.

Вполне закономерно, что в ее творчестве возникает проблема эмиграции. Многие поэты, писатели, художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув Родину.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой...

(1922)

Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но четко определяет свой выбор: для нее эмиграция невозможна.

Мне голос был. Он знал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда"...

...Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

(1917)

Родина в стихах Ахматовой -- это Царское Село, Слепнево, Петербург-Петроград-Ленинград, город, с которым так тесно была связана ее судьба. В стихотворении "Петроград, 1919" она пишет:

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома...

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду...

Для Ахматовой Петербург - это совершенно реальный город. Но в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны:

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам священный град

Петра Невольным памятником будет.

Ахматова не только рассматривает события в России как политические, но и придает им вселенское значение. И если у Блока в поэме "Двенадцать" революция - это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это кара Божья. Вспомним стихотворение "Лотова жена":

И праведник шел за посланником Бога,

Огромный и светлый, по черной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь еще посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила...

(1924)

Это не просто библейская притча. Ахматова сравнивает судьбу своей Родины с Содомом, как позже с Парижем в стихотворении "В сороковом году" ("Когда погребают эпоху..."). Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла такая участь. Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.

...Но с любопытством иностранки,

Плененной каждой новизной,

Глядела я, как мчатся санки,

И слушала язык родной.

И дикой свежестью и силой

Мне счастье веяло в лицо,

Как будто друг от века милый

Всходил со мною на крыльцо.

(1929)

В поэме "Реквием" Ахматова вновь встраивает свои переживания в контекст эпохи. Поэма так и начинается:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл --

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

(1961)

Таков был ее окончательный выбор.

1.5 А.А. Блок

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая -- такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне, --

признается поэт в стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно...”.

Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...” (“Новая Америка”), “...плат узорный до бровей...”, “...мгновенный взор из-под платка...”.

Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия -- в каждом слове, в каждой строчке.

Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна...

...Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на поляк,

А ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении “Коршун” 1916 г.:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней --

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

“Коршуну кружить” оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия -- великая, истинная -- никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен.

1.6 В.А. Маяковский

В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:

Землю,

где воздух,

как сладкий морс, Бросишь

и мчишь, колеся, -- но землю,

с которою

вместе мерз, вовек

разлюбить нельзя... Я

землю эту

люблю.

Можно

забыть,

где и когда пузы растил и зобы, но землю,

с которой

вдвоем голодал, -- нельзя

никогда

забыть.

Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:

Я хотел бы жить

и умереть в Париже, если б не было

такой земли -- Москва.

Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте, завидуйте, я -- гражданин Советского Союза!”.

И пусть от этого некоторым “скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.

В лирических произведениях Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

1.7 С.Е. Есенин

“Тема Родины, России, - основная во всех моих стихах...” - нередко упоминал Есенин. Да, именно горячая любовь к России, к тому уголку земного шара, где он родился, была силой, которая воодушевляла его на новые произведения.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье...

- так можно охарактеризовать словами самого поэта его взгляд, обращенный к России из “прекрасного далека”. Создавая цикл “Персидские мотивы”, Есенин, не будучи никогда в Персии, дает прекрасный образ Родины. Даже находясь в благодатном краю, он не может забыть, что

Луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому, что я с севера, что ли?

Разделяя вместе с Россией трагические повороты ее судьбы, он зачастую обращается к ней, как к близкому человеку, ища сочувствия и ответа на горькие неразрешимые вопросы.

Ах, родина!

Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец.

Язык сограждан стал мне как ч у жой,

В своей стране я словно иностранец.

Так он воспринимает революционные события, таким он видит себя в новой России. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, “с крестьянским уклоном”. Устами крестьян выражает свое отношение Есенин к действиям новых хозяев России:

Вчера иконы выбросили с полки,

На церкви комиссар снял крест...

Но, сожалея о “Руси уходящей”, Есенин не хочет отставать и от “Руси грядущей”:

Но все ж я счастлив.

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.

При всей любви к патриархальной России Есенина обижает ее отсталость и убогость, он восклицает в сердцах:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Но какие бы невзгоды ни терзали Россию, красота ее все равно оставалась неизменной, благодаря дивной природе. Чарующая простота есенинских картин не может не покорить читатели. Уже за один “Синий туман. Снеговое раздолье, тонкий лимонный лунный свет” можно влюбиться в Россию поэта. Каждый листок, каждая травинка живет и дышит в стихотворениях Есенина, а за ними - дыхание родной земли. Есенин очеловечивает природу, даже клен у него похож на человека:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

За кажущейся простотой образов - великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю.

Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью, народом, который сумел пережить и голод, и разруху.

Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.

И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

Заключение

Тема Родины, несомненно, является ведущей в творчестве русских поэтов-классиков. О чем бы они ни говорили, образ Родины незримо присутствует во многих их произведениях. Мы чувствуем тревогу и волнение за судьбу России, восхищение ее красотой, искреннее желание увидеть страну великой и свободной.

Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков. Невозможно любить свою Родину, не понимая и не любя свой народ, его традиции, не переживая с ним его радости и невзгоды.

Лермонтов, Пушкин, Некрасов хотят видеть Россию счастливой, а значит, свободной. Они мечтают увидеть народ, который работает на благо своей страны. Именно в народе есть та могучая и славная сила, которая способна разбить оковы гнета. В это страстно верил Н. А. Некрасов:

Рать поднимается -- Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Свое назначение русские поэты-классики видят в честном служении Отчизне, своему народу, переживая с ним его беды, пробуждая в нем лучшие, светлые чувства. Поэты верят в счастливое будущее России, верят в то, что их потомки увидят страну освобожденной, потому что имеются огромные потенциальные возможности сломать устои, сложившиеся веками.

Рамки реферата не позволяют продолжить обзор творчества русских писателей и поэтов, посвятивших свои самые сокровенные строки Родине.

Мне хочется закончить сочинение памятными строчками Ф. И. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать --

В Россию можно только верить.

Список литературы

1. В. К.Перцов. Маяковский. Жизнь и творчество. М., 1976.

2. А.И.Михайлов. Маяковский. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988.

3. Ахматова А. Воспоминания об А. Блоке. М., 1976.

4. А. Блок. Избранное. М., 1989.

5. А. Блок. Письма к жене. М., 1978.

6. Добин Е.С. Поэзия А. Ахматовой. Л., 1968

7. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973

8. Ф.И.Тютчев. Избранная лирика. М.,1986

9. А.Григорьев. Эстетика и критика.М.,1980

Подобные документы

    Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2009

    Чувство родины - основное в творчестве Есенина. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Образ России в творчестве С.А. Есенина. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.

    реферат , добавлен 08.04.2006

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Военная служба Михаила Юрьевича Лермонтова. Место темы Родины в творчестве поэта, ее осмысление в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Любовь Лермонтова к Кавказу, получившая широкое отражение в творчестве поэта.

    презентация , добавлен 28.04.2014

    Образ Родины в лирических произведениях А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока. Любовь к России и русскому народу, тревога и боль за их судьбу, светлая грусть в песнях И. Талькова. Романтический герой Виктора Цоя - "поколение перемен".

    презентация , добавлен 28.01.2012

    Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Творческий путь М.Ю. Лермонтова, характеристика его семьи, основных этапов жизни. Обзор ведущих тематик лирических произведений поэта. Мотив Родины в контексте ряда других тем и базовые особенности ее трактовки автором на примерах конкретных произведений.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Русский символизм в творчестве А. Блока: образ Музы в начале творческого пути А. Блока (Цикл "Стихи о Прекрасной Даме") и его эволюция во времени. Художественные искания "младосимволистов" и образ матери, возлюбленной и Родины в творчестве поэта.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    Изображение дороги в произведениях древнерусской литературы. Отражение образа дороги в книге Радищева "Путь из Петербурга в Москву", поэме Гоголя "Мертвые души", романе Лермонтова "Герой нашего времени", лирических стихах А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.

Рассказы для детей о Родине, о родной земле, о родном крае. Рассказы для чтения в школе, для семейного чтения. Рассказы Михаила Пришвина, Константина Ушинского, Ивана Шмелёва, Ивана Тургенева.

Михаил Пришвин

Моя родина (Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес степь, горы.

А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Константин Ушинский

Наше отечество

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.



Рассказать друзьям