Основные произведения искусства 2 половины 19 века. Изобразительное искусство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лягина Яна

Данная работа знакомит нас искусством XIX века. Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано, то, во всяком случае, тесно связано с идеологией правящей ли части общества, реакционных ли его кругов или революционно настроенных радикалов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс реферативных работ учащихся

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Сластуха.

Полный адрес: Саратовская область, Екатериновский район, с. Сластуха,

ул. Рабочая д. 1

Реферативная работа:

«Русское искусство в XIX веке»

10 класс

Руководитель : Сазонова Юлия Андреевна,

учитель Искусства.

2013-2014 учебный год

Введение…………………………………………………………………...………3

1.Культура России XIX века: общая характеристика……………………….….4

2.Русское искусство в XIX веке………………………………………………….6

2.1 Русское искусство в первой половине XIX века- «Золотой век культуры»…………………………………………………………….……………6

2.2 Русское искусство во второй половине XIX века………………………....11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………………...……16

Введение

Искусство любого времени, как губка, впитывает в себя основные проблемы, идеи и взгляды своего времени. Для русского искусства это обстоятельство наиболее значимо, поскольку оно всегда было если не политизировано, то, во всяком случае, тесно связано с идеологией правящей ли части общества, реакционных ли его кругов или революционно настроенных радикалов.

Цель работы – проанализировать русское искусство XIX века.

Задачи:

1.Дать общую характеристику данной эпохи;

2. Кратко охарактеризовать русское искусство XIX века в его видах.

  1. Культура России XIX века: общая характеристика

Историю русского искусства XIX века принято делить на этапы.

Первую половину называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

Изобразительное искусство первой половины XIX века обладает внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие культуры античного мира стало более историчным, чем в XVIII веке, и более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направление и начинает формироваться новый реалистический метод.

Романтическое направление русского искусства первой трети XIX века подготовило развитие реализма в следующие десятилетия, ибо оно до известной степени сближало художников-романтиков с действительностью, с простой реальной жизнью. Это было внутренней сущностью сложного художественного движения всей первой половины XIX века. В целом искусство названного этапа - архитектура, живопись, графика, скульптура, прикладное и народное творчество - выдающееся, полное своеобразия явление в истории русской художественной культуры. Развивая прогрессивные традиции предшествующего столетия, оно создало множество великолепных произведений большой эстетической и общественной ценности, внеся вклад в мировое наследие.

Вторая половина - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг. Умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира.

  1. Русское искусство в XIX веке

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма в России. Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные бибилотеки и музеи(Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году).Культура России развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер .

2.1 Русское искусство в первой половине XIX века- «Золотой век культуры

Первую треть XIX века называют «золотым веком» русской культуры. Интерес к отечественной истории стал причиной появления многочисленных романов, рассказов, баллад, повестей на разные исторические темы. Наиболее известными стали романы М.Н. Загоскина (1789--1852) «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году», «Кузьма Рощин», И.И.Лажечникова (1792-- 1869) «Ледяной дом», «Последний новик», «Басурман». Даже по названиям видно, что эти и другие произведения исторической прозы рассматривали кризисные периоды русской истории: междоусобную борьбу русских князей, русские освободительные войны, политические интриги и события, имеющие, с точки зрения их авторов, существенное значение. При этом всегда на первый план выступали политические пристрастия авторов. Например, М. Н. Загоскин был явным сторонником монархии, и эти его взгляды проявляются не в политических декларациях автора, а в его героях, в описаниях элементов быта, в зависимости личных отношений персонажей от исхода многих исторических событий. И все же в центре всех повествований была заключена одна общая идея, наиболее сильно оформившаяся после войны 1812 года и кратко выраженная И.И.Лажечниковым в предисловии к роману «Последний новик»: «Чувство, господствующее в моем романе, есть любовь к отчизне».

История в ее экстремальных моментах составляет содержание и гениальных «Тараса Бульбы» Гоголя, «Капитанской дочки» и «Арапа Петра Великого» Пушкина, его драмы «Борис Годунов», поэмы «Полтава» и столь многих произведений, что их невозможно и перечислить. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи,когда произошел стремительный взлёт в культурном развитии России. Пушкин является создателем русского литературного языка.Его творчество стало непроходящей ценностью в развитии нет только русской,но и мировой культуры.Он был певцом свободы и убежденным патриотом. Поэт завещал потомкам: «Гордиться славою своих предков не только можно,но и должно...Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости....»

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. В архитектуре XIX в. господствовал классицизм. Здания, построенные в этом стиле, отличаются четким и спокойным ритмом, правильностью пропорций. Значительные отличия имелись в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. Еще в середине XVIII в. Петербург был городом архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. . Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А.Д.Захарова (1761-1811). Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города.

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814). Главное творение Воронихина – Казанский собор, величественная колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен М.И.Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г. Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б.И.Орловским. Русская скульптура 30–40-х годов XIX в. становится все более демократичной. В скульптуре середины века основные – два направления: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во второй половине века, но несомненно также и то, что черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.

Скульптором, который в годы упадка монументальных форм сумел добиться значительных успехов и в этой области, так же, как и в «малых формах», был Петр Карлович Клодт (1805–1867), автор коней для Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге (арх. В. Стасов), «Укротителей коней» для Аничкова моста (1833–1850), памятника Николаю I на Исаакиевской площади (1850–1859), И.А. Крылову в Летнем саду (1848–1855), а также большого количества анималистической скульптуры. Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был классицизм. В живописи его развивали прежде всего академические художники в историческом жанре (А.Е. Егоров –«Истязание Спасителя», 1814, ГРМ; В.К. Шебуев –«Подвиг купца Иголкина», 1839, ГРМ; Ф.А. Бруни–«Смерть Камиллы, сестры Горация», 1824, ГРМ; «Медный змий», 1826–1841, ГРМ). Но истинные успехи живописи лежали, однако, в другом русле – романтизма. Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени, и прежде всего портрет. В портретном жанре ведущее место должно быть отведено Оресту Кипренскому (1782–1836).Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном мягким итальянским карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), А.Р. Томилова (ГРМ), П.А. Оленина (ГТГ). Появление быстрых карандашных портретов-зарисовок само по себе знаменательно, характерно для нового времени: в них легко фиксируется всякое мимолетное изменение лица, любое душевное движение. Но в графике Кипренского также происходит определенная эволюция: в поздних работах нет непосредственности и теплоты, но они виртуознее и изысканнее по исполнению (портрет С.С. Щербатовой, ит. кар., ГТГ).

Последовательным романтиком можно назвать поляка А.О. Орловского (1777–1832), Он быстро ассимилировался на русской почве, что особенно заметно в графических портретах. В них сквозь все внешние атрибуты европейского романтизма с его мятежностью и напряжением проглядывает нечто глубоко личное, затаенное, сокровенное (Автопортрет, 1809, ГТГ). Орловскому же принадлежит определенная роль в «проторивании» путей к реализму благодаря его жанровым зарисовкам, рисункам и литографиям, изображающим петербургские уличные сцены и типы, вызвавшим к жизни знаменитое четверостишие П.А, Вяземского:

Русь былую, удалую

Ты потомству передашь,

Ты схватил ее живую

Под народный карандаш.

Так же Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. М.И.Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Писал Глинка и романсы. Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники Глинки А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев , известные сегодня, в основном, как авторы романсов.

А.А Алябьев. А.Л.Гурилев А.Е.Варламов

2.2 Русское искусство во второй половине XIX века

Условия развития культуры во второй половине 19 века.

Вторая половина XIX в. - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Государственная Третьяковская галерея в Москве - одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя - московского купца П.М.Третьякова (1832-1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею, а также небольшую коллекцию брата и дом, который в 1881 г. открылся для посетителей.

В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов (1833–1882). Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа изложенные языком живописи.

Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр этот был поднят на новую высоту. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж II половины XIX – это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Величайшими мастерами пейзажа в России были А.К.Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И.И.Шишкин («Сосновый бор» 1873 г., «Рожь» 1878 г.), А.И.Куинжи («Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В.Д.Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И.И.Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К.А.Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.).

Вершины реалистическое искусство II половины XIX в. достигло в творчестве И.Е.Репина и В.И.Сурикова . Историческая живопись нашла свое наивысшее выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности.

Первое произведение, принесшее В.И.Сурикову славу, – «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Композиция построена на контрасте: горе, ненависть, страдание, воплощенные в фигурах идущих на смерть стрельцов и их близких, противопоставлены восседающему на коне, каменно застывшему в отдалении Петру.

Кроме В.И.Сурикова картины на исторические темы писал В.М.Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).

В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства» . Во главе образовавшегося кружка встали художник А.Н.Бенуа и меценат С.П.Дягилев. Основное ядро объединения составили Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов . «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М.А.Врубель, В.А.Серов, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А. П.Рябушкин, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, З.Е.Серебрякова, К.С.Петров-Водкин. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого.

Также вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия, физика, география, биология...

Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве.

Заключение.

русский искусс тво живопись архитектура

Искусство XIX века можно сравнить с многоцветной мозаикой, где каждый камень занимает свое место, имеет свое значение. Так что невозможно изъять ни одного, даже самого маленького, не нарушив гармонии целого. Однако в этой мозаике есть камни наиболее ценные, излучающие особенно сильный свет.

На протяжении многовековой истории русское искусство переживало существенные, порой коренные изменения: оно обогащалось, усложнялось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным.

Русская архитектура, изобразительное, народное и прикладное искусство свидетельствуют о неоценимом вкладе, который внес наш народ в сокровищницу отечественной и мировой художественной культуры.

XIX столетие, пожалуй, наиболее сложный и интересный период в истории русского искусства. Эта эпоха породила гениальное творчество А.С.Пушкина, народное и всечеловеческое, полное мечты о свободе. Это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства.

Список используемой литературы.

1.Ильина Т.В. История искусств: отечественное искусство. Учебник / Т.В.Ильина. - М.: Высшая школа, 2007. – 407 с.

2.Новейший полный справочник школьника 5-11 классы(2 том). Е.В Симонова.

Пространственные искусства в контексте культурных завоеваний второй половины века.

Социологический аспект в развитии искусства. Периодизация. Историография. “Шестидесятники”, “семидесятники” и традиция представления социально-культурной истории по десятилетиям. Граница между искусством второй половины и конца XIX века. Проблема 80-х годов: концы и начала.Особенности художественной жизни. Роль Московского училища. Отношение к традициям искусства первой половины XIX века. Ситуация 1850-х годов. Педагогика Зарянко. Реализм и натурализм. “Бунт 14-ти” в Академии и образование “Артели”. “Товарищество передвижных художественных выставок”. Организация, цели, программа и форма деятельности. Роль В.Стасова, И.Крамского и П.Третьякова.

“Эстетические отношения искусства к действительности” Чернышевского и полемика вокруг “утилитарной эстетики”. Критический реализм. Содержание и границы термина. Соотношение видов и жанров. Роль графики. Н.Шмельков .

Жанр 1850-х годов.

Живопись 60-х годов . В.Перов . Начальный период. Соотношение с традицией Венецианова и Федотова. “Именины дьячка”, “Приезд станового на следствие”. Обличительный жанр начала 60-х годов: “Проповедь в селе”, “Сельский крестный ход на Пасхе”, “Чаепитие в Мытищах”. Парижские работы. Видоизменение манеры. Мотивы преждевременного возвращения в Россию. Зрелый период. “Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Последний кабак у заставы”: характер эволюции. Жанровая и историческая живопись 70-х - 80-х годов: “Птицеловы”, “Голубятник”, “Рыболов”, “Охотники на привале”, “Созерцатель”, “Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят”. Религиозные композиции. Аллегории. “Богоматерь у моря житейского”, “Христос в Гефсиманском саду”. Портреты: “Портрет Ф.М.Достоевского”, “Портрет А.Н.Островского”, “Портрет купца Камынина”.

Жанристы-шестидесятники: И.Прянишников. ”Шутники. Гостиный двор в Москве”, “Обратный”, А.Волков “Прерванное обручение”. Н.Неврев “Воспитанница”. Жанр 1860-х годов и реалитический театр. В.Пукирев . “Неравный брак”. Пейзажный жанр: А.Попов “Балаганы в Туле”; А.Морозов. “Отдых на сенокосе”, “Выход из церкви во Пскове”. Преломление федотовских уроков: Н.Шильдер “Искушение”, А.Юшанов. “Проводы начальника”. Творчество Соломаткина и его место в жанре 60-х годов. “Славильщики-городовые”, “У питейного дома”, “Свадьба”.

Живопись 70-х - 80-х годов . Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. Крестьянский жанр. Г.Мясоедов. “Земство обедает”, К.Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”, “Встреча иконы”. В.Максимов. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”, “Все в прошлом”. В.Маковский и городской жанр. “Крах банка”, “На бульваре”. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко. “Кочегар”, “Заключенный”, “Студент”, “Курсистка”, “Портрет П.Стрепетовой”, “Всюду жизнь”.

В.В.Верещагин . “Этнографический жанр” и баталистика. Принцип серийности и его смысл.

И.Крамской . Роль Крамского как лидера Петербургской Артели и Товарищества передвижных художественных выставок. Современное искусство и место в нем русской школы в оценке Крамского. Портретная концепция. Эволюция. “Автопортрет”, “Портрет Л.Н.Толстого”, “Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина”, “Портрет П.М.Третьякова”, “Портрет Д.В.Григоровича”, “Портрет И.И.Шишкина”,“Полесовщик”; “Портрет А.С.Суворина”, “Портрет В.С.Соловьева”. Типическое и индивидуально-характерное. Красота и правда - антитеза и попытки примирения: “Русалки”, “Лунная ночь”, “Неизвестная”, “Неутешное горе. Картины “Христос в пустыне”и “Хохот (Радуйся, царь иудейский!)”. Принцип правдоподобия и возможности символической образности. Роль евангельской темы в русском искусстве второй половины XIX века.

Н.Ге . Особенности биографии.Традиции Брюллова и Иванова. “Саул у Аэндорской волшебницы”, эскиз “Возвращение Богоматери с погребения Христа”. Картина “Тайная вечеря” 1863 года и особенности трактовки евангельской темы, ее оценка в свовременной художественной критике и в статьях Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Историческая живопись Ге: “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, “Екатерина у гроба Елизаветы”. Особенности портретной концепции: портреты А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Н.И.Петрункевич, М.П.Свет, Автопортрет. Поздний “страстной” цикл начала 1890-х годов: “Христос и Никодим”, “Выход с тайной вечери”, “Что есть истина”, “Суд Синедриона”, “Голгофа”, “Распятие”. Своеобразие живописной стилистики.

Пейзаж 60- х - 80-х годов . А.Саврасов (2Лосиный остров”, “Грачи прилетели”, “Проселок”) и И.Шишкин (“Рубка леса”, “Рожь”, Лесные дали”, “Афонасовская корабельная роща близ Елабуги”, “Дубы”, “Сосны, освещенные солнцем”): две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев (“Оттепель”, “Перед грозой”, “Мокрый луг”, “В крымских горах”), А.Куинджи : (“Чумацкий тракт”, “Забытая деревня”, “После дождя”, “Березовая роща”, “Ночь на днепре”) :варианты преобразования романтической традиции.

И.Репин . Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина “Бурлаки на Волге”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. “Историческая картина на современный сюжет”. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника (“Сходка”, “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”). История и современность в картинах на исторические сюжеты: “Царевна Софья”, “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 грода”, “Запорожцы”. Репин-портретист. Типология, эволюция, стилистика. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Уроки Репина.

В.Суриков . Особенности биографии. Роль сибирских впечатлений. Академические работы. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное. Соотношение с “хоровой картиной” передвижников. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Исторически-документальное и вымышленное. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

В.Васнецов . Раннее творчество: “С квартиры на квартиру, “Чтение военной телеграммы”, “Преферанс”. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск изобразительной метафоры. Работы в области театральной декорации. Монументальные работы. Князь-Владимирский собор в Киеве, его программа; росписи Исторического музея в Москве. Деятельность абрамцевского кружка: “проект нового стиля”.

В.Поленов. Его роль в эволюции русской пейзажной живописи. Утверждение самоценности этюда. Связь с академической традицией. Евангельская тема в творчестве Поленова. Работы в области театральной декорации.

Оживление Академии. П.Чистяков - художник и педагог. Его роль в русском искусстве. Основоположения читяковской методики. Рисунок и колорит.

Г.Семирадский и проблема салонного искусства. “Художественная середина”: К.Маковский. П.П.Соколов . Живопись и иллюстрация. Гравюра 70-х - 80-х гг. Офорты Шишкина. В.Матэ . Его роль как художника и педагога. Н.Боголюбов . Продолжение пейзажных традиций первой половины и середины XIX века. Похитонов . Возрастание стилеобразующей роли пейзажа в живописи конца XIX века. С.Светославский. И.Остроухов . Творчество И.Левитана . Особенности так называемого “пейзажа настроения”. Роль пейзажного мотива. Характер эволюции. Этюд и картина. Значение наследия Левитана.

Скульптура. Академизм и реализм. С.Иванов. Ф.Каменский. М.Антокольский . Скульптура как историческая иллюстрация. Крестьянская тематика в скульптуре Чижова, Позена. Монументальная скульптура: Микешин, Опекушин и др..

Архитектура . “Национальный стиль” в контексте эклектики. Гартман. Ропет . Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений. Монигетти. Померанцев .

Характерные особенности русской живописи второй половины XIX века

контрольная работа

1. Характерные особенности русской живописи второй половины XIX века

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм - правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просветительством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в 1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений”. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала “Современник”.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ - творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям - раньше всего в Москве. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в основном академисты, но академисты второстепенные и колеблющиеся, - они не подавляли своим авторитетом так, как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий”.

В1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только ее достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просуществовали недолго.

В 1863 г. молодые художники - участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии - «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение - о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну - по типу коммун, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”, - Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

Через семь лет Артель распалась. К этому времени, в 70-х гг., по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло объединение - «Товариществохудожественных передвижных вставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.

Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (“передвигать” по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей - Перову, Прянишникову, Саврасову.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору - в 60-70-е гг. XIX в.- идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.

Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов(1834-1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).

Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С.А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В.М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г.Г. Мясоедова «Косцы».

В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Он писал Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Некрасова. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского - картина «Христос в пустыне».

Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных, и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Были представлены все жанры - исторический, бытовой, пейзажный портретный, - и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Не повезло только скульптуре (была одна, и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века.

К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин - автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Как выглядела в ту пору Академия? Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений - сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» - пошловатой красивостью. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона»); нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский - тоже «академический» художник. С другой стороны, не кто иной, как Семирадский, в период реорганизации Академии решительно высказался в пользу бытового жанра, указывая как на положительный пример на Перова, Репина и В. Маяковского. Так что точек схода между «передвижниками»и Академией было достаточно, и это понял тогдашний вице-президент Академии И.И. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники».

Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, - это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли многие выдающиеся художники. Это и Репин, и Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и Врубель. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.

Уважение к рисунку, к построенной конструктивной форме укоренилось в русском искусстве. Общая направленность русской культуры к реализму стала причиной популярности чистяковского метода, - так или иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля включительно чтили «незыблемые вечные законы формы» и остерегались «развеществления» или подчинения красочной аморфной стихии, как бы ни любили цвет.

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов - Шишкин и Куинджи. Как раз в то время начиналось в искусстве гегемония пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан, и как равноправного элемента бытовой, исторической, отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда. Преобладал лирический «пейзаж настроения», ведущий свою родословную от Саврасова и Поленова.

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871) заставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

Федор Александрович Васильев(1850-1873) прожил короткую жизнь. Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, - эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.

Своей вершины русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана(1860-1900). Левитан - мастер спокойных, тихих пейзажей Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.

Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, и прекращались унылые дожди. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сиреневых красок русского ненастья. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро). Он понял, что у него с ними много общего, что их творческие поиски шли в том же направлении. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Как и они, он высветлил палитру, изгнав темные, землистые краски. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Он избежал этого.

«Картины Левитана требуют медленного рассматривания, - писал большой знаток его творчества К.Г. Паустовский, - Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И.Е. Репина, В.И. Сурикова и В.А. Серова.

Илья Ефимович Репин(1844-1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его учителем стал П.П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых художников (В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.А. Серова). Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров.

Репин был очень разносторонним художником. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки - все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России.

Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов. Он написал портреты - ученых (Пирогова и Сеченова), - писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, - композиторов Глинки и Мусоргского, - художников Крамского и Сурикова. В начале XX в. он получил заказ накартину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них. Среди них были такие известные деятели, как С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев, П.П. Семенов Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.

Василий Иванович Суриков(1848-1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».

Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в картине «Боярыня Морозова». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

Валентин Александрович Серов(1865-1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.

В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С.И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое - Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.

В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди - целая жизнь.

Обитатели «абрамцевского» дома, конечно, понимали, что на их глазах свершилось чудо. Но только время дает окончательные оценки. Оно и поставило «Девочку с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

На следующий год Серов сумел почти повторить свое волшебство. Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»). Название закрепилось немного неточное: девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане. Но на картине все так слитно, так едино - утро, солнце, лето, молодость и красота, - что лучшее название трудно придумать.

Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

Несколько лет Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был требовательным педагогом. Противник застывших форм живописи, Серов вместе с тем считал, что творческие поиски должны основываться на твердом владении техникой рисунка и живописного письма. Многие выдающиеся мастера считали себя учениками Серова. Это - М.С. Сарьян, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин.

Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков (1832-1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Золотой век русской культуры

Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы -- разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция...

Использование различных материалов в современной станковой живописи

Абстрактное искусство - уникальное явление мировой художественной культуры, которое появилось в результате создания новых эстетических и живописных концепций, соединения интернациональных исканий. Это искусство эпатировало публику...

Книжное дело России второй половины XIX века

Культура XX века

Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 - е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние"...

Празднично-обрядовая культура России во второй половине XVIII века

церковный светский календарный праздник В течение семи веков (ХI-ХVII) монополия на формирование праздничного календаря и устройство праздничных церемоний принадлежала Церкви. Утрачена ею она была лишь в первой четверти ХVIII века...

Творчество А.К. Саврасова

Творчество И.И. Шишкина

Искусство всегда чутко отзывается на все волнующие общество вопросы. Оно точно фиксирует подъем народного духа, национального сознания, революционной борьбы...

Ярославская иконопись XVI-XVII веков

Вторая половина 17 века была временем грандиозного строительства в Ярославле. Во многом этому способствовал большой пожар 1658 года, активизировавший каменное строительство...

Отметить, что русское искусство второй половины XIX века развивалось в противостоянии и одновременно взаимодействии двух ведущих направлений: реалистического и академического. Различное понимание задач искусства, самого понятия «красоты» определило и различие художественных методов мастеров этих направлений, придавая художественной жизни России напряженность и разнообразие.

Зал Академии второй половины XIX века

Академическая живопись во второй половинные XIX века в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей заветов мастерства, традиций классического искусства прошлого.

Одним из самых популярных в академической живописи этого периода становится стиль «неогрек». В монументальных полотнах художников мир античности предстает в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и камерных идиллических по духу сцен.

В большой, полной драматической экспрессии картине К. Д. Флавицкого на сюжет из истории Рима периода христианских гонений «Христианские мученики в Колизее» (1862) очевидно влияние К. П. Брюллова - кумира академической молодежи середины XIX в.

Самое знаменитое произведение Г. И. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889) являет собой своеобразную историко-археологическую реконструкцию сцены из античной жизни, представленную на фоне великолепно написанного пейзажа, передающего сочную красоту средиземноморской природы.

В античном жанре реализовал свои творческие замыслы и В. С. Смирнов. В композиции картины «Смерть Нерона» (1888), в ее звучном экспрессивно-декоративном цветовом решении отразилось не только присущее художнику живописное мастерство, но и уроки современного европейского искусства.

Необходимо подчеркнуть, что, при всей эффектной выразительности произведений академической школы с традиционными мотивами из античной и библейской истории, ведущее место в художественном процессе этого времени постепенно занимает реалистическое направление, художники которого выражали интересы и идейные устремления российского общества в новый период развития.

Зал В. Г. Перова

Обратить внимание зрителей на резкую смену героя и эстетических пристрастий художников-реалистов по сравнению с произведениями предыдущего зала. Не религиозные и мифологические сюжеты, как в академических композициях, но окружающая действительность, повседневная жизнь различных слоев населения (в основном - бедных людей) находятся теперь в центре внимания художников нового реалистического направления.

Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был В. Г. Перов , продолживший традиции П. А. Федотова, и сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни. Картина «Парижские тряпичники» (1864) входит в цикл парижских работ художника, раскрывающих тему бедности и одиночества. Вместе с полотнами «Девочка с кувшином» (1869), «Дети-сироты на кладбище» (1864 (?)) в русскую живопись врывается тема детства безотрадного, горького, страшного, такого, какое выплеснется на страницы русской литературы в детских образах Некрасова и Достоевского.

Представленный в экспозиции портрет И.С. Тургенева (1872) относится к лучшим портретным работам Перова, исполненным на рубеже 60–70-х годов.

Отметить, что В. Г. Перов - один из организаторов возникшего в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок, объединившего московских и петербургских художников-реалистов.

Залы И. Н. Крамского и К. Е. Маковского

Используя комплексный показ, предлагается сопоставить творчество И. Н. Крамского и К. Е. Маковского, как наиболее ярких представителей реалистического и академического направлений в искусстве второй половины XIX века.

И. Н. Крамской - выдающаяся фигура в культурной жизни России 1860 - 1880-х годов. Организатор Петербургской художественной артели, один из создателей Товарищества передвижных художественных выставок, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.

Работая в разных жанрах, Крамской наибольших успехов добился в портретном творчестве. На своих полотнах он запечатлел многих деятелей русской культуры. В зале представлены портреты художников И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), философа В. С. Соловьева (1885). В портрете Мины Моисеева, созданном в 1882 как этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», Крамской психологически тонко разработал образ «человека из народа». Поэтически выразителен портрет Сони Крамской, дочери художника (1882).

Если на знамени художника-реалиста Ивана Крамского было начертано слово «правда», то на знамени Константина Маковского, принадлежащего к противоположному лагерю салонно-академического искусства, - слово «красота».

Блестяще передавая обстановку, наряды, дорогие ткани и меха, К. Е. Маковский старался представить портретируемых в самом выигрышном свете, соблюдая при этом точное сходство, но не вникая в психологические характеристики моделей. По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах "цвета подобраны, как букет". Таковы известные портреты жены художника, Юлии (1881) и его маленьких детей - Сергея, будущего художественного критика, поэта, издателя журнала «Аполлон», и Елены, ставшей впоследствии скульптором и художником.

Историческая живопись Маковского представлена в экспозиции картиной, созданной под впечатлением от путешествия в Египет, "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876).

В 70-е годы XIX века расширяется жанровый репертуар живописи реалистического направления: наряду с бытовой картиной, развиваются портрет и пейзаж, возрождается интерес к историческим сюжетам.

Зал Н. Н. Ге

Н. Н. Ге как своеобразный живописец второй половины XIX века. Стремление художника к философскому осмыслению жизни, к постановке в своих произведениях важных нравственно-этических проблем, волновавших русское общество. Частое обращение Ге к евангельским сюжетам и новое их истолкование.

«Тайная вечеря» - одно из значительных созданий художника. Рассказать кратко о сюжете картины. Пояснить необычность его трактовки как исторической драмы, основой содержания которой является нравственный конфликт, столкновение двух противоположных мировоззрений (Христос и Иуда).

Анализируя картину, необходимо показать, как раскрывается ее идея в образном строе произведения:

    выявление в композиции двух противоположных сил (освещенной фигуры Христа и мрачной - Иуды);

    психология образов (раскрытие глубоких переживаний Христа, Иоанна, Павла);

    выразительность изобразительных средств (отметить, как посредством передачи конкретности обстановки, контрастов цвета и освещения достигается ощущение напряженности, значимости и реальности большой человеческой драмы).

Комплексно показать портреты.

Портреты, принадлежащие кисти Ге отличаются простотой, правдивостью, строгостью цветовых и композиционных решений, стремлением передать богатство и сложность духовной жизни человека, на них, по словам Александра Бенуа, «лежит отражение благородной души их автора».

Зал И. И. Шишкина

И. И. Шишкин , чье творчество представлено в Русском музее очень широко, - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов второй половины XIX века. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Его работы стали олицетворением торжества национальной темы и формы в русском искусстве.

Комплексно показать пейзажи, представленные в зале, сделав акцент на написанной незадолго до смерти художника картине «Корабельная роща» (1898).

Подчеркнуть следующие характерные черты, присущие работам И. И. Шишкина:

    умение видеть в самых обычных мотивах красоту родной природы;

    объективность в передаче ее облика;

    сочетание конкретности наблюдения с большим знанием природы, лежащим в основе его произведений;

    выражение полноты мироощущения в светлых и радостных пейзажах.

В заключение сказать о большой любви и глубоком понимании Шишкиным родной природы, что давало ему возможность так полно и объективно ее воспроизводить.

Залы художников-жанристов

В данных залах представлены преимущественно произведения бытового жанра второй половины XIX века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных художественных выставок.

Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В. М. Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876).

Г. Г. Мясоедов в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины. Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.

«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей 1860 - 1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками, гибелью. Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве образ революционера нашел отражение в картине В. Е. Маковского «Осужденный» (1879).

Созданные К. А. Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880-88) - явились откликом художника на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен - судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».

Важно отметить, что бытовая картина 1870 – 1880-х гг. значительно отличается от жанра середины столетия:

    укрупнение формата выражает тенденцию к более широкому, панорамному развертыванию жизненной картины;

    обогащается тематика: от обличения частных проявлений социального зла и пороков человеческой натуры искусство переходит к воспеванию красоты народного быта, акцентируя нравственное достоинство русского человека.

В 80-е годы XIX века на сцену русского искусства выходят художники нового поколения, которым предстояло обогатить русское реалистическое искусство новыми чертами.

Зал В. Д. Поленова

В. Д. Поленов – создатель жанрового пейзажа. Именно в пейзажах этого мастера мы впервые сталкиваемся с атмосферой лирической грусти по уходящему в небытие патриархальному усадебному быту («Московский дворик», «Заросший пруд»).

Основа творческого наследия В. Д. Поленова – исторические композиции на евангельские сюжеты.

Центральное произведение евангельского цикла – «Христос и грешница» (1888).

Художник продолжает традицию постановки этических проблем в исторической картине, но сосредотачивается не столько на психологическом противопоставлении героев, сколько на достоверной реконструкции сцены исторического быта, акцентирует внимание на предметах обстановки действия, костюмах, архитектуре и пейзажном окружении.

Стоит отметить, что именно Поленов первым из русских живописцев начал экспонировать на выставках этюды, превратив, таким образом, вспомогательный эскиз к картине в самостоятельное живописное произведение («Эрехтейон. Портик кариатид»).

Высшую точку развития русского реализма второй половины XIX века знаменует творческое наследие И. Е. Репина.

Первый зал И. Е. Репина

Краткая характеристика творчества И. Е. Репина как выдающегося художника-реалиста. Жанровое разнообразие его творчества (историческая живопись, жанровая, портретная). Отметить, что в ГРМ большая и интересная коллекция произведений художника.

В первом репинском зале, не давая подробного анализа работ, показать дипломную работу художника «Воскрешение дочери Иаира» , несколько ранних портретов, назвав некоторые из них (по выбору экскурсовода), и выделить как основное произведение этого времени картину «Бурлаки на Волге».

Большой интерес Репина к народной теме и ее воплощение в разных жанрах (бытовая картина, историческая композиция).

Второй зал И. Е. Репина

«Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» - одно из крупных созданий Репина - исторического живописца.

Краткие сведения о работе Репина над картиной.

Анализируя «Запорожцев» следует показать, как раскрывается идея картины (прославление силы и мужества свободного народа) в общем оптимистическом звучании произведения, его образном строе:

    в композиции (соответствие принципа ее построения патриотической идее произведения);

    в цветовом решении (почти локальная звучность цвета рождает ощущение удали и задора казачьей вольницы);

    в ярких колоритных образах героев (обратить внимание на мастерскую разработку художником их индивидуальной характеристики).

Утверждение положительного образа современника в работах Репина-портретиста. Показать находящиеся в зале портреты выдающихся деятелей науки и культуры (портреты В. В. Стасова, А. К. Глазунова, А. И. Куинджи и др.).

Зал А. И. Куинджи.

Произведения А. И. Куинджи , показать комплексно.

Своеобразие творческой деятельности Куинджи. Большой интерес художника к ярким, эффектным сторонам окружающего мира, подчеркнуть преимущественное обращение художника к картинам южной природы.

Особенности творческих поисков Куинджи рассмотреть на одной из крупных его работ «Лунная ночь на Днепре», отметив:

      большое эмоциональное воздействие пейзажа, его поэтичность;

      любовь к яркому цветовому строю;

      обобщенную трактовку цвета, придающую пейзажу черты декоративности;

      роль света в пейзажах художника;

      поиски выразительной обобщенной формы.

Развитие русской школы пейзажа второй половины XIX века завершается творчеством И.И.Левитана.

Зал И. И. Левитана

И. И. Левитан - один из самых известных пейзажистов в истории русского искусства. В ГРМ находится небольшая, но очень интересная коллекция его поздних произведений, выполненных в различной технике (масляная живопись, пастель).

Указав на картину «Сумерки, луна», пастели «Хмурый день», «Поздняя осень», «Луг на опушке леса», подчеркнуть глубину лирического переживания художником природы, умение через ее образ передать глубину духовного мира человека. Сила эмоционального воздействия пейзажа.

Картина «Озеро». Замысел последнего крупного произведения Левитана (создание обобщенного образа родной природы: «Русь» - первоначальное название картины).

Краткое описание пейзажа. Подчеркнуть национальный характер воспроизведенного художником мотива. Особенности его пространственного построения. Мастерство Левитана в передаче трепетности живой природы (прозрачность воздуха, движение потоков солнечного света, тронутая легким ветром синяя поверхность озера с отражающимися в ней облаками и т. д.). Обратить внимание на то, как обобщенной трактовкой формы и звучностью цвета художник достигает выражения эпической величественности пейзажа, его мажорного настроения.

В заключении сказать о большом вкладе Левитана в развитие пейзажной живописи.

Третий зал И. Е. Репина

Продолжая разговор о творчестве И. Е. Репина, выделить картину «Торжественное заседание Государственного совета» как одно из самых значительных достижений позднего творчества художника.

«Торжественное заседание Государственного Совета в день его 100-летнего юбилея 7 мая 1901 года» - парадный групповой портрет. Сообщить, что в зале экспонируется как названное произведение, так и часть подготовительных материалов к нему.

Подготовительный период - работа Репина над эскизом (показать его) и этюдами.

Этюды к картине - одно из самых ярких достижений Репина-живописца и психолога. Показать несколько этюдов (Победоносцева, Витте, Игнатьева и др.). Обратить внимание на остроту психологической характеристики героев.

Мастерство живописного исполнения этюдов. Подчеркнуть свободную, энергичную манеру письма, эмоциональную выразительность цвета.

Особенности художественного исполнения картины:

    своеобразие композиции (основа ее - форма овала; естественное расположение в композиции большого числа участников заседания, строгость ее общего построения);

    построение перспективы в картине с нескольких точек зрения (сближение планов, роль масштабного сопоставления фигур);

    соответствие колористического строя картины ее содержанию (построение колорита на преимущественном сочетании красного, белого, темно-зеленого, что создает впечатление особой торжественности);

    картина Репина и ее место в истории русского портрета конца XIX - начала XX в.в. Возрождение художником жанра группового портрета.

Залы В. И. Сурикова

Коллекция произведений В. И. Сурикова – одна из самых ценных в собрании Русского музея.

Краткая характеристика творчества В. И. Сурикова (интерес художника к историческим событиям прошлого России; темы, наиболее привлекавшие Сурикова, -

сложение русской государственности, поворотные моменты истории, героические свершения народа). Понимание Суриковым истории как борьбы народных масс (главный герой суриковских картин - народ).

Назвать все крупные работы художника, имеющиеся в собрании музея.

В ГРМ находятся произведения 1890-1900-х г.г., тогда как в ГТГ - ранние произведения мастера.

Более подробно остановиться на картине «Покорение Сибири Ермаком».

Сообщить краткие сведения о воспроизведенном событии. «Две стихии встречаются» - так определит Суриков основной замысел картины-эпопеи «Покорение Сибири Ермаком» (1895), созданием которой он словно утвердил свою связь с Сибирью, с казачеством.

Большая сила эмоционального воздействия масштабной исторической картины.

В кратком анализе картины следует обратить внимание на то, как ее трагическое содержание раскрывается:

    в композиции (противопоставление двух противоборствующих сил - небольшого отряда казаков, данных крупным планом, и огромного войска Кучума; основа композиции - движение, оно исходит от жеста руки Ермака, повинуясь которому все стремятся в бурномнатиске слева направо; подчеркнутая скученность людей усиливает ощущение страстности и напряжения битвы);

    в живописном строе (А. Н. Бенуа: «В этой щемящей по меланхолии мозаике бурых, желтых, черноватых красок звенит весь ужас, весь подъем грандиозной сцены.» - В.Никольский. Суриков. М., Гос.изд-во, 1925. С. 20);

    в характеристике участников битвы (спокойные в своем мужестве воины Ермака и неистовые в собственном упорстве и смятении неприятели);

    объективная оценка художником события русской истории.

В заключении отметить, что «Покорение Сибири Ермаком» так же, как и две предыдущие работы художника («Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»), относятся к числу крупнейших суриковских картин-эпопей.

Рассказ о творчестве Сурикова дополнить кратким сообщением о других его работах в ГРМ.

Жанровая картина «Взятие снежного городка» (1891) написанная художником на родине в Красноярске, открывает новый период в его творчестве, связанный с созданием трех монументальных полотен на сюжеты героической истории России.

Картина «Переход Суворова через Альпы» (1899) посвящена легендарному событию 1799 года. «Главное в картине, - говорил Суриков, - движение, Храбрость беззаветная, - покорные слову полководца, идут…». В последнем большом полотне

«Степан Разин» (1907) ощущаются тенденции нового русского живописного реализма – бессобытийность, поэтизация истории, чрезвычайная активность пейзажа и поиски монументальных форм выражения.

В залах посвященных творчеству Сурикова, помимо исторических полотен и подготовительных работ к ним, можно увидеть и ранние академические композиции, и великолепные портреты позднего периода. «Портрет неизвестной на желтом фоне», «Сибирячка» - воплощение излюбленного Суриковым типа женской, исполненной гармонии красоты. «Автопортрет» 1915 года – последнее из созданных художником четырнадцати своих изображений.

Краткое заключение обзорной экскурсии.

Завершая экскурсию необходимо сказать о своеобразии и самобытности русского искусства; о богатстве и разнообразии представленных в экспозиции произведений, создававшихся на протяжении почти тысячелетия и т. д.

Если в ГРМ есть временные выставки, предложить экскурсантам осмотреть их самостоятельно.


всего русского искусства. Резкое обострение
социальных противоречий приводит в начале 60-годов к
большому общественному подъёму. Поражение России
в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость,
доказало, что крепостное право тормозит развитие
страны. Против самодержавия поднялись лучшие
представители дворянской интеллигенции и
разночинцы.
Революционные идеи 60-х годов нашли своё
отражение в литературе, в живописи, в музыке.
Передовые деятели русской культуры вели борьбу за
простоту и доступность искусства, в произведениях
стремились правдиво отразить жизнь обездоленного
народа.

Изобразительное искусство второй половины XIX века

С 50-х годов XIX века основным направлением
русского изобразительного искусства становится
реализм, а главной темой – изображение жизни
простого народа. Утверждение нового направления
проходило в упорной борьбе с приверженцами
академической школы живописи. Они утверждали, что
искусство должно быть выше жизни, в нем нет места
русской природе и социально-бытовым темам.
Однако академики были вынуждены пойти на
уступки. В 1862 году все жанры изобразительного
искусства были уравнены в правах, это значило, что
оценивались только художественные достоинства
картины, независимо от тематики.

Этого оказалось мало. Уже в следующем году группа
из четырнадцати выпускников отказалась писать
дипломные работы на заданные темы. Они
демонстративно ушли из Академии и объединились в
«Артель художников», возглавил ее И. Н. Крамской.
Артель стала своеобразным противовесом Академии
художеств, однако распалось уже через семь лет. Ее
место заняло новое объединение – «Товарищество
передвижных художественных выставок»,
организованное в 1870 году. Главными идеологами и
учредителями товарищества стали И. Н. Крамской, Г.
Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, В.
Г. Перов. В уставе общества говорилось, что
художники не должны материально ни от кого зависеть,
будут сами устраивать выставки и вывозить их в
разные города.

Главной темой картин передвижников стала жизнь
простых людей, крестьян, рабочих. Но если А. Г.
Венецианов в свое время изображал красоту и
благородство крестьян, то передвижники делали акцент
на их угнетенное положение и нужду. Картины некоторых
передвижников изображают реальные сцены из
повседневной жизни крестьян. Здесь и ссора богача с
бедняком на сельском сходе (С. А. Коровин «На миру»),
и спокойная торжественность крестьянского труда (Г. Г.
Мясоедов «Косцы»). Картины В. Г. Перова критикуют
бездуховность служителей церкви и невежество народа
(«Сельский крестный ход на Пасхе»), а некоторые
проникнуты искренним трагизмом («Тройка», «Проводы
покойника», «Последний кабак у заставы»).

С. А. Коровин «На миру»

Г.Г. Мясоедов «Косцы»

В. Г. Перов «Тройка»

В картине И. Н. Крамского
«Христос в пустыне»
отразилась проблема
нравственного выбора,
которая неизменно возникает
перед каждым, кто берет на
себя ответственность за
судьбы мира. В 60-70-х годах
19 века такая проблема
стояла перед
представителями русской
интеллигенции. Но не только
жизнь народа интересовала
передвижников. Были среди
них и замечательные
портретисты (И. Н. Крамской,
В. А. Серов), пейзажисты (А.
И. Куинджи, И. И. Шишкин, А.
К. Саврасов, И. И. Левитан).

Не все художники второй половины 19 века открыто
выступали против академической школы. И. Е. Репин,
В. И. Суриков, В. А. Серов благополучно закончили
Академию художеств, взяв из нее все лучшее. В
творчестве И. Е. Репина представлена народная
(«Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской
губернии»), революционная («Отказ от исповеди»,
«Арест пропагандиста»), историческая («Запорожцы,
сочиняющие письмо турецкому султану») темы. В. И.
Суриков прославился историческими картинами («Утро
стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. А. Серову
особенно удавались портреты («Девочка с персиками»,
«Девушка, освещенная солнцем»).

И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»

И. Е. Репин «Отказ от исповеди»

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

В. А. Серов «Девочка с персиками»

В последних десятилетиях XIX века русские художники
стали больше внимания уделять технике исполнения
рисунка, стилизации, сочетанию красок – всему тому, что
уже в скором времени станет основными чертами
авангардизма с его поисками новых форм
художественной выразительности.
В 19 веке русская живопись прошла длинный и сложный
путь развития от классицизма до первых признаков
модерна. К концу века академизм полностью изжил себя
как направление, уступив место новым направлениям в
живописи. Кроме того, искусство стало ближе к народу
благодаря деятельности передвижников, а в 90-х годах
XIX века были открыты первые общественные музеи:
Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в
Петербурге.

Русская музыка второй половины XIX века

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета
русской музыки, как и всего русского искусства. Камерная и
симфоническая музыка вышла за пределы
аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала
достоянием более широкого круга слушателей. Большое
значение в этом сыграла организация в 1859 году в
Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального
общества (РМО).
Много сил и энергии отдал организации РМО
замечательный русский пианист Антон Григорьевич
Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей
целью «сделать хорошую музыку доступной большим
массам публики». В концертах, которые устраивало РМО,
получили возможность выступать русские артисты.

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замеч

В 1862 году в Петербурге была
открыта первая русская
консерватория. Её директором стал
А.Г.Рубинштейн. А в 1866 году
состоялось открытие Московской
консерватории, которую возглавил
брат Антона Григорьевича - Николай
Григорьевич Рубинштейн, также
высокообразованный музыкант,
прекрасный пианист, дирижер и
хороший педагог. Долгие годы он
руководил Московской
консерваторией, был другом
Чайковского и других передовых
музыкантов, артистов и писателей
Москвы.
Открытие консерваторий в
Петербурге и Москве уже через
несколько лет принесло свои
плоды. Первые же выпуски
дали русскому искусству
замечательных музыкантов,
ставших гордостью и славой
России. Среди них был и
Чайковский, окончивший
Петербургскую консерваторию
в 1865 году.

Учебным заведением
массово-просветительного
характера была Бесплатная
музыкальная школа, открытая
в 1862 году по инициативе
Милия Алексеевича
Балакирева. Целью её было
дать рядовому любителю
музыки основные
музыкально-теоретические
сведения и навыки хорового
пения, а также игры на
оркестровых инструментах.
Таким образом, в 60-е годы в
России впервые возникают
учебные музыкальные
заведения с различной
направленностью.

В музыкальном творчестве
60-х годов ведущее место
заняли Чайковский и группа
композиторов, вошедших в
состав балакиревского
кружка. Речь идет о «Новой
русской школе», или, как её
назвал однажды в своей
статье Стасов, «Могучей
кучке»: «… сколько поэзии,
чувства, таланта и уменья
есть у маленькой, но уже
могучей кучки русских
музыкантов», - писал он по
поводу одного из концертов
под управлением
Балакирева.

В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский,
Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев стремился направить
деятельность молодых композиторов по пути национального
развития русской музыки, помогая им практически овладеть
основами композиторской техники. Сам отличный пианист и
композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих
молодых друзей. Римский-Корсаков так писал о нём
впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной
жизни»:
«Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было
страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными
глазами… говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую
минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано,
помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно
играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние,
как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не
мог, однако, чувствовать своей высоты над ним, и этот другой
тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на
окружающих было безгранично…».

Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы
«Могучей кучки» (кроме Кюи) с большой любовью бережно собирали
и изучали русские народные песни. Народная песня получила в их
произведениях широкое и многостороннее претворение.
В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки»
стремились опираться на мелодический склад русской и отчасти
украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой
восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии. Живо
интересовался народной песней и Чайковский. Но в отличие от
композиторов балакиревского кружка, он чаще обращался к
современной ему городской народной песне, к характерным
интонациям бытового романса.
Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в
неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократамичиновниками, отдававшими предпочтение иностранным
исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов,
что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер.
По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для
приюта ни места, ни времени».

Велико значение русского искусства второй
половины XIX века. Несмотря на препятствия,
преследования, оно помогало народу бороться
за свободу, за осуществление светлых идеалов.
Во всех областях искусства было создано
множество замечательных произведений.
Русское искусство того времени открыло новые
пути для дальнейшего развития народнонационального художественного творчества.

Рассказать друзьям