Штриховка и обводка чертежа. Упражнения по развитию графических навыков ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников.

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений (тонкой моторики) .

Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему составляет неподготовленность руки к письму. В чем же причина графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

1. Недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность»)

2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»)

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или раскрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

Отработка графических навыков.

Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как:

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Вырезание ножницами.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:

Рисование линий, фигурных дорожек

– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

– Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Штриховки с различным направлением движения руки

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

Раскрашивание

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Используемая литература: яндекс. картинки

www.maam.ru

Готовим руку к письму "Штриховка - дорисовка" (часть 1) | olgasergeeff.ru

руки ребёнка к письму

«Штриховка - дорисовка»

«Штриховка - дорисовка»

Готовим руку к письму «

Материал olgasergeeff.ru

Готовим руку к письму "Штриховка - дорисовка" (часть 2) | olgasergeeff.ru

руки ребёнка к письму

«Штриховка - дорисовка»

Странички упражнений по подготовке руки ребёнка к письмуТатаринковой Л. Ю.«Штриховка - дорисовка» (зелёная тетрадь) можно распечатать и предложить ребёнку простым карандашом обвести картинку по точкам, дорисовать, затем раскрасить цветными карандашами там, где необходимо. Из данных страничек можно сделать упражнения на интерактивной доске для развития мелкой моторики у детей.

Готовим руку к письму « Штриховка - дорисовка« развивает глазомер и мелкую моторику ребёнка.

Чтобы увеличить картинку, два раза кликните по ней.

Развивайте своего ребёнка. Занимайтесь с ним.

Подробней на сайте olgasergeeff.ru

Прописи для детей, дошкольников | Жирафенок

Штриховка, обводка и написание различных элементов и букв.

Рабочая тетрадь. Тесты для дошкольников.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок писал правильно, красиво и легко?

Перед вами - прописи, направленные на развитие начальных навыков и правильную постановку руки.

Ежедневные непродолжительные (20-25 мин) занятия окажут помощь вашему малышу при овладении письмом.Здесь можно сохранить и распечатать прописи бесплатно.

Помните!Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом!Прописи букв помогут детям научиться ориентироваться на листе бумагив клеточку, задания разовьют зрительное восприятие, логическое мышление.А также помогут ребенку научиться писать и подготовиться к школе.

Материал с сайта jirafenok.ru

Прописи для дошкольников и школьников скачать бесплатно

Первый, когда вы выполняете задание вместе с малышом, помогая ему своей рукой. Дайте малышу в руку карандаш или фломастер и возьмите его руку в свою. Это поможет ребенку научится правильно держать карандаш и водить им по бумаге.

На втором этапе ребенок самостоятельно выполняет задание, вы должны будете только показать ему как это делается, или сделать несколько таких же движений вместе с ним - своими руками, но при этом не мешая ему, то есть дать ребенку возможность все выполнить самому.

Обязательно все объясняйте ребенку: что такое линия, точка, штрих, что такое пунктирная линия и как по ней обводить (аккуратно, не отклоняясь от нее) . Сначала у ребенка будет получаться неровно - не требуйте от него качества, не торопите, но и не останавливайте его - дети любят повторять одни и те же движения много раз.

Главное - это, то, что ваш малыш взял в руки карандаш, тренируя тем самым свои пальчики, хочет научится писать и ему это интересно.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Использование материалов сайта или их частей возможно без согласования с авторами ТОЛЬКО в случае указания активной ссылки на сайт kind-land.ru.

Материал

Материал www.kind-land.ru

Штриховка для дошкольников

1 из 15Начинаем с самого простого задания. Нужно поставить карандаш в точку и вести по очереди каждую линию, не отрывая карандаша. Можно выполнить аналогичное упражнение с вертикальными линиями.

Штриховка - один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики. Однако это не единственный плюс данного занятия. Задания подобного рода рассчитаны на детей от 4-5 лет.

Ребёнок ещё до школы должен научиться правильно держать ручку и карандаш в руках, уметь находить ошибки. Чтобы подготовить его к обучению письму, штриховка - отличный вариант. Именно так я с крестницей и коротала два года перед подготовительным классом.Зачем нужна штриховка?

Такие задания укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца (что ох как важно в школьные годы!) . Также упражнения со штриховкой приучают ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учат усидчивости, развивают логическое мышление.Как правильно выполнять штриховку?

Необходимо усвоить некоторые правила: - штриховать нужно в указанном стрелкой направлении - проводить линию следует строго определённой формы - линии должны быть параллельны друг другу - расстояние между линиями должно быть одинаковым - нельзя выходить за контур изображенияКакие задания выбрать?

Конечно же, начинать следует с самых простых заданий, не пренебрегая ими даже в том случае, если ребёнок схватывает на лету. Всё равно навыки необходимо закрепить. В подборке я расположила задания так, что начинаются они с максимально простых, и постепенно всё более и более усложняются.А вы занимались со своим ребёнком штриховкой? Теги:

Развитие мелкой моторики у детей 6 лет | В детском мире

Leave this field empty

Новые комментарии

  • Нинель: - "Можно влажные салфетки применять, только они должны быть гипоалергенными, ну и пользоваться ими акку..." , Виды эритемы у новорожденных
  • Мирабелла: - "У меня и у снохи прошлой зимой новорожденные дочи прихрапывать стали. Как только увлажнители включил..." , Малыш храпит
  • Lika: - "А как иначе? Что вы посоветуете малышу, когда его ударили, плакать и бежать к маме? Надо учить ребен..." , Детские ссоры
  • Инга: - "Эта статья помогла мне понять, как научить ребенка знакомиться. Ведь действительно, дружба начинаетс..." , Учим ребенка знакомиться
  • Repa: - "Никак не могу заставить дочку носить резиновые сапожки, купила красивые цветные сапожки, все равно н..." , Выбираем одежду для детей от года до шести лет
  • Мария: - "Лиза, здорово, а унас кроме заснеженного двора с грязным снегом ничего и нет...." , Зимние игры
  • Кира: - "А я и не знала, что чай давать нельзя, постоянно дочке завариваю слабенький. Ей сейчас правда 1,5 го..." , Питье для малыша
  • Алена: - "У меня друзья так любят делать и не только о детях, а об отдыхе и разных именных мероприятиях. Получ..." , Оригинальная книжка про вашего малыша
  • нетка: - "Да, физическое, интеллектуальное, а ещё не забыть про художественное и религиозное. У моей 5-летней..." , Физическое воспитание ребенка
  • Тарас: - "Да, с намагниченными фигурками интересней и проще будет. Думаю, сложностей с исполнением такого зада..." , Упражнение на развитие внимания ребенка. Задание №3

Облако меток

Подробней на сайте vdetskommire.ru

Готовим руку к письму | Всестороннее развитие детей

ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ

Уже маленький годовалый малыш тянется к цветным карандашам и фломастерам. Так обеспечьте его достаточным количеством бумаги, покажите, как проводить простые линии.

Затем в возрасте 2,5-3-х лет можно смело переходить к разукрашиванию картинок. Объясните ребёнку самое главное правило - не заходить за контуры рисунков. Научите держать карандаш, обратите внимание на позу малыша, на правильное расположение источника света (для правшей лампа должна стоять с левой стороны, для левшей – с правой) . Освоив данный вид деятельности, переходите к заданиям, где необходимо не просто разукрасить картинку, а прежде всего, обвести её по точкам.

Прекрасной подготовкой детской ручки будет игра «Виражи». Для этого необходимо с левой стороны листа нарисовать любой вид машины, а с правой – дом. Затем попросить малыша помочь машинке приехать домой. Ребёнок, держа в руке карандаш должен «проехать» по всевозможным изгибам дорожек не отрывая руки. (Скачать шаблоны Игры «Виражи»: Шаблон № 1, Шаблон № 2)

После этого можно смело переходить к штриховкам. Необходимо научить ребёнка штриховать различные предметы горизонтальными, вертикальными, диагональными линиями.

При этом нужно контролировать направление и параллельность линий, посадку ребёнка, правильное положение карандаша в руке. Соблюдать следующие правила: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями. Вначале можно штриховать цветными карандашами, затем переходить к простым. (Скачать шаблоны Штриховок: Штриховка Круга, Штриховка Квадрата, Штриховка Ромба, Штриховка Треугольника, Штриховка Прямоугольника, Штриховка Пятиугольника)

Следующий этап – приобретение навыка рисования простых предметов и фигур. Научите детей изображать предметы круглой и овальной формы, правильно располагать части (вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны) , соотносить их по форме, применять сочетания цветов и оттенков для создания более выразительных образов.

Используйте не только карандаши, не забудьте про краски. Учите ребёнка регулировать силу нажима на карандаш и кисть, а также изменять направление руки в зависимости от формы изображённого предмета. Прекрасным заданием будет дорисовать фигуру, рисунок и. т.д. (Скачать шаблоны Дорисовываем фигуру: Шаблон № 1, Шаблон № 2, Шаблон №3)

После этого учимся дорисовывать элементы по образцу. Для этого нам понадобится тетрадь в крупную клетку, а, следовательно, и способность в ней ориентироваться. Замечательной тренировкой в данном случае будет задание с квадратом, которое позволит чётко сформировать навыки ориентации в тетради в клетку. Благодаря этому упражнению ребёнок научиться правильно определять и располагать нужные элементы. (Скачать шаблоны Дорисовываем по образцу:

Подробней xn----dtbeep0dd8j.xn--p1ai

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Главная страница » Навыки письма

В воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладываемся в общий темп работы.

Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь - не ждать школу, а готовиться к ней.

Все, предложенные задания по навыкам письма можно распечатать и заниматься с ребенком.

ПРОПИСИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАШЕК Эта книга поможет дошкольнику овладеть навыками ориентировки на листе бумаги в клетку, копировать рисунки, копировать фигурки по точкам. РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 2) Эта книга поможет дошкольнику овладеть навыками ориентировки на листе бумаги в клетку, копировать рисунки, копировать фигурки по точкам.

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 3) Ребенку нужно обвести фигурки по контуру, затем раскрасить по своему усмотрению. ШТРИХОВКА (часть 1) Штриховка поможет ребёнку овладеть навыками письма.

С помощью этой книги дошкольник научится проводить параллельные, горизонтальные и наклонные линии. ШТРИХОВКА (часть 2) Штриховка поможет ребёнку овладеть навыками письма. С помощью этой книги дошкольник научится проводить параллельные, горизонтальные и наклонные линии.

CКОПИРУЙ УЗОР (часть 1) Развиваем моторику руки, ориентируемся на листе бумаги, учимся копировать узоры. Развиваем моторику руки, ориентируемся на листе бумаги, учимся копировать узоры. Задания на развитие мелкой моторики руки, тренировки в выполнении графических упражнений.

  • Подготовка руки к письмуhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngВ воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук. Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости,

Подробней на сайте vscolu.ru

В соответствии с федеральными государственными требованиями ко всем дошкольным учреждениям, имеющим группы детей старшего дошкольного возраста, приоритетной деятельностью является деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Иными словами, основной из задач дошкольного образовательного учреждения является такая подготовка ребенка к школе, в ходе которой у него максимально формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности в школе. Переход ребенка в школу- качественно новый этап в его развитии. И, готовя ребенка к школе, я всегда стараюсь облегчить ему этот переход к новому образу жизни. В подготовительной к школе группе происходят личностные преобразования, заканчивается специальная и общая подготовка и результатом подготовки является готовность ребенка учиться в школе. Но даже при сформированности и социальной и нравственно-волевой сфер, учителя отмечают на первых этапах обучения у многих детей психологическую перегрузку,которая выражается в нервных срывах, слезах, подчас в истериках и отказах идти в школу и продолжать учебу. И связано это в основном с обучением письму. Конечно, обучать детей письму традиционным методом удается, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. Л.С. Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день развития, и я считаю, что моя задача, как воспитателя – подготовить ребенка так, чтобы первый год обучения в школе прошел бы для него не принося ему психологических и физических страданий. Почти все дети не любят писать, у них устают руки, быстро растет нелюбовь к письму, то есть пропадает положительная мотивация обучения. Вот поэтому, когда мне попалась в руки книга Е.Н.Потаповой «Радость познания», в которой она делится своим видением путей эффективного метода обучения письму, меня заинтересовала она, но с точки зрения дошкольного воспитания, то есть как в детском саду развить мускульную память ребенка настолько, чтобы письмо в школе приносило ему удовольствие. Е.Н.Потапова в своей работе во главу поставила идею подготовить к письму без письма системой подготовительных упражнений, но упражнения эти должны быть такими, чтобы детям было интересно. Таким образом, опираясь на опыт работы Е.Н. Потаповой, но применимо к детям нашего возраста, я стала строить свою работу по совершенствованию мускульного аппарата ребенка.

Прежде всего, разработав проект работы по использованию штриховки в подготовительной группе детского сада, я познакомила с ним родителей, рассказала для чего это необходимо нашим детям и попросила их помочь мне в этой работе и прежде всего в приобретении необходимого материала. Таким образом были приобретены альбомы для каждого ребенка, линейки обычные и фигурные, лекала и простые карандаши.

На первом занятии мы с детьми договорились, что в этих альбомах можно будет делать рисунки только с помощью линеек и рисунки не закрашивать, а только штриховать. Линейками дети пользовались и раньше в свободной деятельности, но понятие штриховки для них было новым. Поэтому на первом занятии мы просто нарисовали дом с забором, то есть рисунок сам был легким, но большое внимание уделили штриховке. Правила штриховки запомнить не трудно, но нарушать их не разрешается, если хочешь, чтобы работа твоя получилась аккуратной, красивой. Штриховать следует только в заданном направлении, не заходить за контур рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Вначале многие дети не понимали, почему надо штриховать только сверху вниз или справа налево, но потом поняли, что иначе не видно предыдущий штрих, а, следовательно, расстояние между ними не будет одинаковым. Понимание этого очень важно, так как в нашей группе 15% детей, у которых ведущей рукой является левая и для них правила направления штриховки изменяются. Но когда дети поняли, что выбор направления штриховки не случаен и почему надо штриховать так, а не иначе, проблем с выбором направления штрихов больше не было.

Из опыта своей работы могу сказать, что штриховкой увлекаются сразу все дети, делают это с удовольствием и часто сами просят начертить рисунок, если что-то пропустили и не смогли нарисовать вместе со всеми. Но со всеми детьми я занималась штриховкой 2-3 раза в неделю, чтобы поддерживался постоянный интерес и не было перегрузки. От занятия к занятию можно было наблюдать, как меньше ломаются карандаши, уверенней становится рука у ребенка. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, поэтому с первых занятий для меня стало незыблемым правилом: если ребенок хочет что-то добавить в свой рисунок или изменить что-то в образце - это его полное право и эта инициатива мной всегда поощрялась.

Проведя таким образом 2-3 занятия с использованием обычной линейки и убедившись, что детьми усвоены правила штриховки, я показала, как пользоваться фигурными линейками. Внесение фигурных линеек на занятие очень разнообразило работы детей, активизировало творческие способности. И если на первых занятиях штриховкой дети, в основном, строго придерживались образца воспитателя, то теперь большинство детей старались внести что-то свое, а так как фантазии ребенка границ нет, то от занятия к занятию рисунки детей становились все более интересными, разнообразными, несмотря на то, что образец был дан один. В каждой работе можно было отметить что-то свое, индивидуальное и это очень радовало ребят, интерес к штриховке не ослабевал, а только усиливался. Очень помогало и то, что все работы детей были в альбомах. Ребята всегда перед занятием просматривали свои ранние работы и сами отмечали, какие неровные штрихи были на первых рисунках и как они становились ровнее, с одинаковыми промежутками в следующих работах. И это было действительно так. Если на первых занятиях руки у детей уставали довольно быстро, мускулы пальцев были слабы и в них не было необходимой для этой работы координации, то от занятии к занятию расходящиеся во все стороны и выходящие за контур штрихи становились все более твердыми, строго держались в границах, приобреталась уверенность штриха. С помощью фигурных линеек дети могли уже составить практически любую смысловую композицию: космос, морские просторы, транспорт, сказочные персонажи, всевозможные роботы и трансформеры - все это находило место в рисунках детей. Но дети уже овладели приемами штрихования по линейке и тогда я предложила вниманию детей штрихование по фигурным линейкам, то есть круглые формы и предложила штриховать круглыми штрихами. На этом этапе я стала учить детей пользоваться лекалами. Дети научились хорошо обводить геометрические фигуры, составлять из них композиции, штриховать параллельными отрезками и теперь могли приступить к работе с лекалами. Методы и приемы обучения остались прежними: показ образца воспитателя с объяснением,а затем работа детей, но уже со своими добавками, изменениями, дополнениями вновь усвоенной техники рисования. Работа с лекалами - один из самых сложных этапов в работе со штриховкой. И вначале мы пользовались лекалами лишь исключительно для штрихования, а не для создания каких-то новых фигур, но и это поначалу оказалось сложным. И тогда на помощь пришли родители. Я предложила ребятам сделать общую работу под названием «Цветной город». Дети дома с родителями чертили и штриховали дома, транспорт, деревья, приносили работы в детский сад, затем вырезали и помещали на общий лист. Ребята гордились своими работами, а многие родители были удивлены, увидев, насколько уверенно их ребенок пользуется линейками и сами стали учить детей штриховать волнистыми, круговыми линиями, полуовалами и пользоваться лекалами при подобной штриховке. Но при составлении композиции «Цветной город» работы с лекалами можно было избежать, потому что составление этой композиции не требует наличия круглых форм (по лекалам чертились только деревья).Тогда через некоторое время я предложила детям сделать совместную работу «Морские просторы».Туловища рыб в основном овальной формы и здесь без лекал обойтись было трудно, поэтому многие родители объяснили детям принцип работы с лекалами. Дети друг другу показывали и рассказывали, как с помощью лекал у них получились такие необычные рыбы, а я радовалась, что в очередной раз родители помогли мне в моей работе с детьми. Причем, в лексикон детей прочно вошло слово «симметричный», которое кто-то объяснил из родителей своему ребенку, а он передал другим. Нельзя не сказать и о том, что далеко не все родители сразу охотно приняли участие в коллективной работе, но я поощряла их активность, отмечая это на собраниях, вывешивая в раздевалке объявления-молнии с благодарностью, и во второй коллективной композиции участие приняли все родители. Многие из них приобрели подобные линейки и для рисования детей дома.

На данном этапе штриховки мы с детьми стали пользоваться цветными карандашами, что способствовало новому витку поднятия творческого интереса у детей. По опыту работы я поняла, что на ранних этапах работы нельзя предлагать цветные карандаши, чтобы внимание детей не переключалось с основного: правильным способам штрихования, а когда правильное штрихование доходит почти до автоматизма, можно вносить цветные карандаши и рисунки детей заиграют новыми красками.

Таким образом совершенствовался мускульный аппарат детей и теперь можно вплотную подойти к упражнениям, благодаря которым обучение письму в первом классе не будет вызывать негативных эмоций. Мы начали штриховать рисунки элементами букв: волнистыми линиями, петельками, мелкими кружками. Этот метод позволяет не только эффективно тренировать пальцы, но в дальнейшем при обучении письму значительно облегчит работу по соединению букв. Каждый последующий этап в данной работе с детьми,вносил что-то новое, интересное и раннее неизведанное детьми и, благодаря этому, интерес у детей к штриховке не пропадает в течение всего года, они гордятся своими альбомами, с радостью демонстрируют свои новые рисунки родителям и с удовольствием занимаются штриховкой по вечерам, самостоятельно придумывают новые композиции.

Хочется сказать и о том, что само рисование по линейке очень легко интегрируется с другими видами занимательной деятельности. Так очень удобно составлять схемы на занятиях логикой, конструированием, математикой, а чтение сказок вдохновляет детей на рисование и штрихование сказочных персонажей.

Подводя итог данной работы по обучению штриховке в подготовительной группе, хочется отметить, что благодаря этому методу, рука ребенка подготовлена к обучению письму. Дети овладевают подготовительным механизмом письма, а,следовательно, психологическая нагрузка в процессе обучения письму будет снята, изнурительное обучение письму в первом классе станет интересным. Отслеживая успеваемость детей прошлого выпуска, занимавшихся штриховкой в детском саду, можно отметить, что трудностей с обучением письму дети не испытывали, процесс обучения протекал без психологических перегрузок, дети быстро научились писать красиво. А если ребенок в первом классе учится легко и с удовольствием, значит задача воспитателя подготовительной группы детского сада по подготовке ребенка к школе выполнена и ребенок приобрел знания и умения, обеспечивающие ему успешное обучение.



Штрих – линия, выполняемая одним движением руки. Отдельный штрих может восприниматься глазом как линия или же сливаться с соседними линиями в сплошное тоновое пятно.

Штриховка может иметь различный характер: простая вертикальная, простая горизонтальная, диагональная с переменным ритмом, вертикальная со сменным ритмом, диагональная со сменным ритмом, горизонтальная со сменным ритмом, диагональная с нарастанием, сложная разнохарактерная по кругу, разнохарактерная сложной формы. Различный характер штриховки зависит от положения карандаша в руке и характера рисовальных движений. Легче всего наносить штриховку графитным карандашом, рисунок получается монохроническим, и все внимание сосредотачивается на тоне. Как только ребенок овладеет элементами тонового рисунка, можно вводить цвет. Штрих, полученный графитным карандашом, несмотря на кажущееся изобразительное однообразие, неяркость, может быть очень выразительным. Все зависит от характера его применения, а именно от его вида и формообразования.

Выполняются штриховка на нелинованной бумаге. Штриховка способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость будущего почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю над собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки :

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения,
направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом
располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и
закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;

б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);
в) письмо отдельных букв - строчных и прописных - без соединения с
другими буквами;
г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки
навыка соединения букв.

Дети чаще всего испытывают затруднения со штрихом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «слева» и «справа», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы. Особенность штриховки заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Пояснительная записка

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "стра­ница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Готовим руку к письму".

Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Развитие слухового внимания.

Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Тематический план занятий

Структурные элементы занятий

Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

Штриховка, графические упражнения.

Вырезание

Повторение изученного, учет результатов обучения.

Учебный план

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

1 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Знать правила работы с ножницами.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие прост­ранственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различ­ных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.

Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Диагностика

ФИО ребенка

Умение правильно держать в руке ручку

Умение ориенти-роваться в прост-ранстве

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

Практическая часть.

Констатирующий эксперимент:

В данном эксперименте участвуют дети старшей группы:

А. Саша, Б. Леня, Г. Алина, Ж. Гоша, М. Лера, Н. Ваня, М. Вика, М.Артем, Т. Алина, Ю. Андрей.

После проведенной входящей диагностики собранные мною данные можно привести в следующей таблице:

Таблица № 1

Начальные показатели

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Выводы: Как показывает практика дети, пяти – шести лет, к сожалению имеют низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критерия приведенных в таблице 1. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте.

Диаграмма № 1

Формирующий эксперимент:

Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей: А. Саши, Б. Лёни, Г. Алины, Ж. Гоши, М. Леры, Н.Вани, М. Вики, М. Артема, Т.Алины, Ю. Андрея к письму, я разработала и предусмотрела следующие упражнения и комплексы:

  • Комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1).
  • Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2).
  • Упражнения на развитие навыков штриховки.
  • Схемы для вырезания.

А так же в повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из глины, пластилина и соленого теста.
  • Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
  • Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Контрольный эксперимент:

После работы с детьми по моей программе, была проведена исходящая диагностика по тем же критериям, что и входящая. При это использовались теже самые упражнения и методики. В результате контрольной диагностики полученные данные можно представить в следующей таблице.

Таблица № 2

Показатели после проведенных упражнений и методик.

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Умение ориентироваться в пространстве

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Диаграмма № 2

Выводы:

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у школьников показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей старшей группы страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе были использованы специально подобранные упражнения для развития мелкой моторики у детей.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Пальчиковые игры помогли подготовить руку к письму, развить координацию движений, дети свободно общаются. С помощью этих упражнений пальцы стали крепко сжиматься, легко расслабляться, растягиваться в разные стороны.

Все задания, которые давались детям во втором эксперименте, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

Основной задачей детского сада и семьи наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы. Коррекция моторики и рефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Как в Автокаде сделать штриховку? Штриховка в Автокаде очень часто используется при оформлении чертежей в AutoCAD. На чертежах штрихуют разрезы, сечения и т.д..

О том, где в Автокаде штриховка и как выполнить штриховку в AutoCAD, пойдет речь в этом уроке.

В AutoCAD можно заштриховать любую замкнутую область определенным узором. В России графические обозначения материалов (штриховка) в сечениях и разрезах регламентируются ГОСТом 2.306 - 68.

Как заштриховать область в AutoCAD/Автокаде. Вид и тип штриховки.

Для создания штриховки в Автокад выберите вкладку "Главная" панель "Рисование" .

Для начала создания штриховки в Автокад зададим параметры штриховки в Автокаде - это тип, образец, прозрачность, цвет и т.д. Делается это с помощью ленты. На ней сейчас появилась временная контекстно-зависимая вкладка "Создание штриховки".

Чтобы заштриховать какую-либо область, просто щелкните внутри нее мышкой, и она будет заштрихована. Можно выбрать объект, вместо указания контура. Для этого предварительно вызовите опцию "Выбрать объект" (просто введите с клавиатуры букву В). И затем выберите объект щелчком ЛКМ.

Если не щелкать мышкой, а просто навести ее на объект или какую-нибудь область, то появится предварительный вид заштрихованной области с текущими настройками штриховки в Автокаде.

Но параметры штриховки в Автокаде можно задавать также и в диалоговом окне "Штриховка и градиент" . Для этого выберите опцию "Параметры" (введя букву П). В версии AutoCAD 2013 можно выбрать опцию, нажав на нее в командной строе. Это очень удобное нововведение.

Каким способом задавать параметры штриховки в AutoCAD выбирать Вам. Это всего лишь вопрос удобства, как создать штриховку в Автокаде.

В диалоговом окне есть две вкладки - "Штриховка" и "Градиент". Соответственно на каждой из вкладок задаются параметры Autocad штриховки, либо градиента. Смотря, чем Вы хотите заштриховать область.

Рассмотрим вкладку штриховки.

Тип штриховки.

Стандартный означает, что Вы будете использовать один из стандартных образцов штриховки, который выбирается в следующей строке.

Из линий означает, что Вы сможете создать свой образец штриховки на основе текущего типа линии.

Пользовательская штриховка АвтоКАД - Вы сможете использовать созданный Вами ранее образец штриховки, сохраненный в файле с расширением.pat.

Чаще всего выбирается первый вариант и задается стандартный образец штриховки. В окне "Структура" видно, как выглядит выбранная нами Autocad штриховка.

Ниспадающий список выбора образца штриховки не удобен. Проще всего нажать на кнопку с троеточием [...], расположенную рядом. При этом откроется диалоговое окно "Палитра образцов штриховки" , где более удобно выбрать образец. Для выбора, щелкните на образец штриховки и нажмите "ОК".

Цвет и фон штриховки.

Здесь все просто. Есть два ниспадающих списка, в которых задается цвет линий штриховки и цвет фона.

Угол наклона и масштаб штриховки в Автокаде.

Все штриховки в том виде, в котором они выбираются, изначально имеют нулевой угол наклона. Но иногда необходимо его поменять. Например, штриховку с прямыми линиями повернуть на 30°. Если нужна Autocad штриховка с линиями под 45°, то она есть по умолчанию в системе Автокад.

Изначальный масштаб штриховки принимается за 1. Но часто это не устраивает, так как штриховка может быть слишком плотной или наоборот слишком растянутой. Посмотрите пример штриховки с разными масштабами на рисунке.

Исходная точка штриховки.

Этот параметр может быть весьма полезен. Иногда не устраивает вариант, заштрихованный по умолчанию. Нужно, чтобы штриховка в Автокаде начиналась с определенной точки. Для этого выберите опцию "Указанная исходная точка" . А затем нажмите по кнопке ниже и укажите новую исходную точку штриховки непосредственно на чертеже. Для лучшего понимания прикладываю рисунок.

Настройка.

Аннотативная . Указывает на то, что штриховка является аннотативной. Про свойство аннотативности (аннотативные размеры) в AutoCAD у меня есть видеоурок. Посмотрите его и обязательно разберитесь с этим понятием. Это свойство позволяет выполнять автоматическое масштабирование аннотаций (т.е. текста, штриховки, размеров) в соответствии с форматом листа при выводе на печать или экран.

Ассоциативная. По умолчанию стоит галочка. Ассоциативная штриховка или заливка в Автокаде обновляется при изменении ее контурных объектов.

Отдельные штриховки . Если Вы штрихуете несколько областей, то штриховка в них является единым элементом. Если Вы захотите переместить один из заштрихованных объектов вместе с ее штриховкой, то штриховка из других областей такде переместиться. Чтобы этого не происходило поставьте заранее галочку на это опции. И тогда штриховка будет относиться только к своей конкретной области.

Остальные опции я не буду объяснять. Настройка их интуитовно понятна. Скажу лишь, что бывает удобно использовать опцию "Копирование свойств" . При нажатии на эту кнопку Вы попадаете в модель, где можете выбрать уже имеющуюся на чертеже штриховку, чтобы взять с нее все свойства.

Контуры штриховки в Автокаде.

Добавить: Точки выбора.

Щелчком мыши указываем контур из существующих объектов, образующих замкнутую область вокруг указанной точки. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Область должна быть замкнутой. Иначе AutoCAD выдаст ошибку "Невозможно определить замкнутый контур".

Добавить: Выбрать объекты.

Щелчком мыши выбираем объект или объекты, которые хотим заштриховать. Здесь тоже надо следить, чтобы объекты были замкнутыми.

Исключение островков.

С помощью этой кнопки можно исключить области из выбора.

После того как Вы закончите выбирать объекты, нажмите «Enter», и вы вернетесь на вкладку "Штриховка". После того, как все параметры заданы, нажмите "ОК". Но перед этим предварительно можно просмотреть, как будет выглядеть объект с нанесенной штриховкой, и в случае необходимости что-нибудь подправить. Для этого следует нажать на кнопку "Образец" в нижнем левом углу окна.

Если в ходе предосмотра Вам понравится, как нанесена штриховка, то, чтобы согласиться с ней, нажмите на правую кнопку мыши или "Enter". Если же Вам предварительный просмотр не понравится и Вы решите внести поправки в параметры штриховки, то нажмите на «Esc». В результате Вы снова вернетесь в окно "Штриховка и градиент", где сможете произвести изменения.

Дополнительные параметры штриховки в AutoCAD.

Нажав круглую кнопку со стрелочкой в правом нижнем углу вкладки "Штриховка", Вы раскроете добавочную область вкладки, на которой размещены дополнительные настройки штриховок в Автокаде. Также смотрите наши уроки на другие темы.

Бывает нужно указать то, как надо поступать с объектами, попадающими внутрь заштрихованной области: заштриховывать их тоже или нет. Такие области называются островками. Настройки в это части окна поясняются картинками. Здесь все наглядно видно. Просто выберите нужный Вам вариант.

Также разницу между вариантами я отобразил на рисунке.

Редактирование штриховки в AutoCAD.

На вкладке "Главная" , панели "Редактирование" при раскрытии всех инструментов панели находится кнопка "Редактирование штриховки" . После ее выбора нужно указать щелчком ЛКМ штриховку для редактирования.

Но в AutoCAD удобнее просто выбрать штриховку, при этом на ленте автоматически появится вкладка "Редактор штриховки". Здесь можно изменить параметры. Если удобнее редактировать из диалогового окна, то нажмите на ленте на стрелочку в левом нижнем углу вкладки "Параметры".

Теперь Вы научились штриховать замкнутые области или какие-нибудь объекты в AutoCAD. А после сможете также отредактировать уже имеющиеся штриховки в AutoCAD.

Как добавить штриховку в АвтоКАД. (Как загрузить штриховку)

Файлы штриховок АвтоКАД имеют расширение.pat. Вы можете загрузить имеющиеся у Вас файлы штриховок в AutoCAD. Для того, чтобы знать, как загрузить штриховки в Автокад выполните следующие шаги:

1. Файлы с расширением.pat добавьте в папку Support. Путь примерно такой: C:\Program files\AutoCAD20XX\Support.

2. Теперь запустите программу. И вызовите диалоговое окно "Штриховка и градиент".

3. Нажмите на кнопку "Палитра образцов штриховки". А затем вкладка "Пользовательские". (Показано на рисунке ниже)

Теперь нам известно как в Автокаде сделать штриховку, как загрузить и удалить штриховку в Автокаде. Автокад для начинающих - просто и доступно только в нашем курсе!

Видео курсы по AutoCAD:



Рассказать друзьям