Теория культуры. Под ред

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учебное пособие создано коллективом высококвалифицированных специалистов кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. В нем изложены теоретические представления о культуре, ее сущности, становлении и развитии, особенностях и методах изучения. В книге также рассматриваются такие вопросы, как преемственность и новаторство в культуре, культура повседневности, семиотика культуры и межкультурных коммуникаций. Большое место в издании уделено специфике современной, в том числе постмодернистской, культуры, векторам дальнейшего развития культурологии.
Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту по предмету "Теория культуры" и предназначено для студентов, обучающихся по направлению "Культурология", и преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, философам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы развития культуры.

За последние десятилетия издано множество книг, в которых так или иначе излагается теория культуры (иначе называется «культурология»). Тем не менее потребность в освещении теоретических проблем культурологии по–прежнему остается актуальной.
Авторы этой книги старались избежать двух крайностей. С одной стороны, абсолютизации какого–либо подхода к культуре, ракурса ее рассмотрения, который подавался бы как самый научный, единственно верный. С другой стороны – «всеядности» и сочетания несоединимых взглядов на культуру, на проблематику ее бытия и изучения.
Аксиологизм, заявленный в 1–й главе, является для всей книги только методологическим стержнем, способствующим тому, чтобы из поля зрения разных авторов при рассмотрении ими различных теоретических вопросов не исчезала специфичность культуры как области и предмета изучения.
Помимо этого, авторы стремились, сохраняя научность изложения теории, избегать излишней наукообразности, чрезмерной усложненности, поскольку книга представляет собой учебное пособие, ориентированное на студентов, изучающих культурологические дисциплины.
Вместе с тем, данное пособие может быть полезным не только студентам, но и преподавателям–культурологам, ученым и всем, кто просто интересуется культурой, ее существованием и развитием, тем, что с ней происходило и происходит в наше время.

Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
1.1. Становление теоретической культурологии
1.2. Векторы и ориентиры современной культурологии
1.3. Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками
2. МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
2.1. Культура как специфический объект и предмет исследования
2.2. Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях
2.3. Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры
2.4. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры
2.5. Системный метод в исследовании культуры
2.6. Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры
2.7. Специфические методологии исследования культуры
2.7.1. Феноменология и герменевтика
2.7.2. Психоанализ
2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры
3. ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ КУЛЬТУРЫ
3.1. Современные смыслы понятия «культура»
3.2. Культура и цивилизация. Культурность и цивилизованность
3.3. Уровни культуры и культурности
3.4. Ценности культуры
3.5. Нормы и идеалы в культуре
3.6. Структурирование культуры
3.7. Функционирование культуры
4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ
4.1. Вера, религия, культура
4.1.1. Вера как ценность культуры. Культура и религия
4.1.2. Религиозные верования в процессах становления цивилизации и культуры
4.1.3. Религия в культуре современности
4.2. Нравственная культура
4.2.1. Специфика нравственной культуры и ее ценностей
4.2.2. Нравственная культура в разных жизненных условиях
4.3. Культурные смыслы любви
4.4. Эстетическая и художественная культура
4.4.1. Своеобразие эстетической культуры и ее ценностей
4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство
4.5. Культура и познание. Истина как ценность культуры
4.5.1. Познание в его культурном значении
4.5.2. Образованность, интеллигентность, культурность
4.5.3. Истина как культурная ценность
4.6. Культура и свобода
5. КУЛЬТУРА И ЕЕ ЦЕННОСТИ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Культура в сфере хозяйства
5.2. Культура в политической деятельности
5.3. Правовая культура
6. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ТИПОДОГИИ КУЛЬТУР
6.1. Проблемы культурогенеза
6.2. Социокультурная динамика
6.3. Исторические типологии культур
7. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРЫ
7.1. Общечеловеческое, этнонаииональное и региональное в культуре
7.2. Пространственные ориентиры культуры: Запад–Восток, Север–Юг
7.3. Этническое своеобразие культур
7.4. Национальные культуры
7.5. Социальная специфика культуры
7.6. Возрастная специфика и тендерные аспекты культуры
8. ТРАДИЦИИ, НОВАТОРСТВО И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ
8.1. Традиции и новаторство в культуре
8.2. Преемственность поколений
8.2.1. Поколения: наследуемое и новое в культуре
8.2.2. «Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями
8.3. Социальные институты культуры
9. ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
9.1. Понятие «межкультурная коммуникация»
9.2. Структура и средства межкультурных коммуникаций
9.3. Виды межкультурной коммуникации
9.4. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
9.5. Проблема понимания в межкультурной коммуникации
9.6. Толерантность как результат межкультурной коммуникации
10. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
10.1. Исследовательские традиции и современное состояние изучения культуры повседневности
10.2. Что такое повседневность?
10.3. Культурная семантика повседневного пространства
10.3.1. Тело человека. Опыт социокультурной топографии
10.3.2. Дом как локус пространства повседневности
10.3.3. Поселение как ареал–максимум повседневного пространства
11. КУЛЬТУРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ И ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ
11.1. Семиотический подход к осмыслению культуры
11.2. Семиотика повседневности
11.3. Искусство как язык культуры
12. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ
12.1. Культура и пространство
12.1.1. Культура в пространстве и культурные пространства
12.1.2. Архитектоника культурного пространства
12.1.3. Динамизм пространства и культурные контакты
12.1.4. Киберпространство – новый тип реальности
12.2. Культура и время
12.2.1. Хронотоп культуры
12.2.2. Модели времени в науке
12.2.3. Образы времени в истории культуры
13. КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
13.1. Существенные особенности современной культуры
13.1.1. Ц. ивилизационные сдвиги и современная культура
13.1.2. Своеобразие бытия культуры в XX–XXI вв
13.2. Культура и антикультура
14. ПОСТМОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА
14.1. Истоки и сущность постмодернизма
14.2. Складки и ризоморфный характер культурного поля
14.3. Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры
15. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ
15.1. Понятие «глобализация»
15.2. Социокультурная динамика глобализации
15.3. Культурные параметры глобализации
15.4. Глобальная культура и культурная «экспансия»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними
2. Понятия и термины теории культуры
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебники и учебные пособия
Антологии, словари, хрестоматии, энциклопедии
Первоисточники
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Предмет теории культуры, культура и цивилизация, функции культуры
Подходы к исследованию культуры и методы ее изучения
Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры
Вера как ценность культуры. Религия и культура
Нравственная культура и ее ценности
Культурные смыслы любви
Красота. Эстетическая и художественная культура. Искусство как феномен культуры
Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника
Свобода и культура
Культура в сферах экономики и хозяйства, политики и права
Культурогенез, социокультурная динамика и типологии культур
Региональное и этнонациональное, социально–слоевое (в том числе возрастное, гендерное) и общечеловеческое в культуре
Культурная преемственность, традиции, способы и средства сохранения и трансляции ценностей культуры. Социальные институты культуры
Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур
Культура повседневности
Культура как совокупность знаковых систем. Языки культуры
Культура в ее связях с пространством и временем
Культура и современность. Постмодернизм
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория культуры, Иконникова С.Н., Большаков В.П., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

(р. 19.11.1930) - спец. в обл. социол. молодежи, этики, культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953), асп. там же (1962). С 1962 - 1972 работала асс., доц., зам. декана филос. ф-та ЛГУ. С 1972 по наст. вр. - зав. кафедрой теории и истории культуры С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств (СПбГУКИ - прежний Ленингр. Гос. ин-т культуры). Канд. дисс. - "Нравственный идеал и его отношение к действительности" (1963); докт. дисс. - "Молодежь в социальной структуре социалистического общества" (1974). Действ. чл. РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ (1992). Исследуемые проблемы и темы: молодежь как соц.-демографическая группа; динамика ценностных ориентации молодежи; эволюция молодежной субкультуры; преемственность поколений в ист. процессе; сотрудничество и конфликт поколений; кросс-культурные иссл. молодежи разных стран и этнических групп. Ею разработаны основы социол. молодежи как спец. отрасли знания; определено место молодежи в соц. структуре об-ва; выявлена специфика молодежного сознания и молодежной субкультуры; показана динамика соц., психол., культурного развития личности на разных возрастных этапах и в течение жизненного цикла; определена ист. преемственность поколений как способ трансляции культур; определены пути взаимопонимания, согласия и преодоления конфликта поколений. Дан анализ эволюции религ. убеждений; культуры досуга; роли любви, секса, дружбы; самореализации и самоидентификации личности. Выявлены девиантные формы поведения и способы их преодоления. Согласно развиваемой И. концепции, социол. молодежи взаимодействует с комплексом наук о человеке. Особое внимание уделено анализу отношения молодежи к модернизации и реформированию России; изменениям в экон., полит. и дух. сферах. Эти аспекты отражены в ряде работ о молодежи 90-х годов. Др. направление науч. работ И. связано с разработкой культурологии как науки. Исследуется структура культурологии, состоящая из разделов: история мировой и отечеств, культуры; история культу-рол. учений; филос. культуры; теория культуры; социол. культуры; культурная антропология; прикладная культурология. Намечается обоснование в структуре культурологии: региональной, ист., ист. персонологии, семиотики культуры, экологии культуры, тендерной культурологии и др. направлений. Предметом культурологии является культура как целостностая, сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система во взаимосвязи всех ее форм и элементов. Культура имеет дея-тельностный, аксиол. характер, гуманистическую направленность и этническое своеобразие. Культурология исследует отношения человека с природой, об-вом, др. людьми. Изучает массовую и элитарную культуру; национально-этническое своеобразие культур народов мира; формирование культуры личности, творч. вклад великих личностей в развитие и обогащение культуры всего человечества. Исследуются возможности "Интернет" в создании информац. цивилизации XXI в. и решении глоб. проблем. В наст. вр. И. исследует историю культурологии XVIII-XX вв.: концепции культуры и цивилизации эпохи Просвещения; эволюционизм и диффузионизм; теории культурно-ист. типов и локальных цивилизаций; символические, психоаналитические, элитарные, игровые, массовые, гуманистические, эзотерические, религ., футурологич. культурол. концепции, их влияние на сознание и поведение личности. Анализируются теории и взгляды деятелей культуры Рус. Зарубежья, а также культурол. эссе и дискурсы представителей постмодернизма.

Соч.: Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л. ,1974 ; Социология о молодежи. Л. , 1985 ; Гуманистический стиль жизни и творчества Н.К.Рериха // Традиции и стиль в культуре. Л. , 1989 ; П.Н.Милюков как историк русской культуры // Возрождение культуры России : истоки и современность. СПб. , 1993 ; Духовная элита как импульс исторического процесса // Культурология : новые подходы. М. , 1995 ; История культурологии : идеи и судьбы. СПб. , 1996 ; Архитектоника и динамизм культурного пространства России // В. СПбГУ. 1997. Сер.6. Вып.3 ; Историческая персонология : социокультурный аспект // Клио. 1998. № 3 ; Очерки по истории культурологии. СПб. , 1998 ; Будущее России - новые идеи и перспективы // Россия глазами молодых ученых. СПб. , 2000 ; Гармония "цветущей сложности " - союз этики и эстетики // Этическое и эстетическое - 40 лет. СПб. , 2000 ; Иллюзии и драмы возрождения культуры // Благоговение перед жизнью : императив XXI столетия. СПб. , 2000 ; Исследования прошлых лет. [В соавт. ]. СПб. , 2000 ; Траектории динамики субкультур // Социология и общество. СПб. , 2000 ; Модели времени в науке и культуре // Бренное и вечное. Великий Новгород , 2000.

Иконникова, Светлана Николаевна

Заведующая кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургской академии культуры (Ленинградский государственный институт культуры) с 1972 г.; родилась 19 ноября 1930 г. в г. Ленинграде; окончила ЛГУ в 1953 г., доктор философских наук, профессор; с 1962 г. - заместитель декана, доцент кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ; научная деятельность связана с развитием теории и истории культуры, обоснованием культурологии как науки, гуманитаризацией высшего образования; академик РАЕН (1997); академик Международной академии информатизации; академик Академии гуманитарных наук; академик Академии ювенологии; заслуженный деятель науки РФ (1992); лауреат премии Ленинского Комсомола (1979).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

ИКОННИКОВА, СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

(р. 19.11.1930) - спец. в обл. социол. молодежи, этики, культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953), асп. там же (1962). С 1962 - 1972 работала асс., доц., зам. декана филос. ф-та ЛГУ. С 1972 по наст. вр. - зав. кафедрой теории и истории культуры С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств (СПбГУКИ - прежний Ленингр. Гос. ин-т культуры). Канд. дисс. - "Нравственный идеал и его отношение к действительности" (1963); докт. дисс. - "Молодежь в социальной структуре социалистического общества" (1974). Действ. чл. РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ (1992). Исследуемые проблемы и темы: молодежь как соц.-демографическая группа; динамика ценностных ориентации молодежи; эволюция молодежной субкультуры; преемственность поколений в ист. процессе; сотрудничество и конфликт поколений; кросс-культурные иссл. молодежи разных стран и этнических групп. Ею разработаны основы социол. молодежи как спец. отрасли знания; определено место молодежи в соц. структуре об-ва; выявлена специфика молодежного сознания и молодежной субкультуры; показана динамика соц., психол., культурного развития личности на разных возрастных этапах и в течение жизненного цикла; определена ист. преемственность поколений как способ трансляции культур; определены пути взаимопонимания, согласия и преодоления конфликта поколений. Дан анализ эволюции религ. убеждений; культуры досуга; роли любви, секса, дружбы; самореализации и самоидентификации личности. Выявлены девиантные формы поведения и способы их преодоления. Согласно развиваемой И. концепции, социол. молодежи взаимодействует с комплексом наук о человеке. Особое внимание уделено анализу отношения молодежи к модернизации и реформированию России; изменениям в экон., полит. и дух. сферах. Эти аспекты отражены в ряде работ о молодежи 90-х годов. Др. направление науч. работ И. связано с разработкой культурологии как науки. Исследуется структура культурологии, состоящая из разделов: история мировой и отечеств, культуры; история культу-рол. учений; филос.культуры; теория культуры; социол. культуры; культурная антропология; прикладная культурология. Намечается обоснование в структуре культурологии: региональной, ист., ист. персонологии, семиотики культуры, экологии культуры, тендерной культурологии и др. направлений. Предметом культурологии является культура как целостностая, сложная, открытая, диффузная, самоорганизующаяся система во взаимосвязи всех ее форм и элементов. Культура имеет дея-тельностный, аксиол. характер, гуманистическую направленность и этническое своеобразие. Культурология исследует отношения человека с природой, об-вом, др. людьми. Изучает массовую и элитарную культуру; национально-этническое своеобразие культур народов мира; формирование культуры личности, творч. вклад великих личностей в развитие и обогащение культуры всего человечества. Исследуются возможности "Интернет" в создании информац. цивилизации XXI в. и решении глоб. проблем. В наст. вр. И. исследует историю культурологии XVIII-XX вв.: концепции культуры и цивилизации эпохи Просвещения; эволюционизм и диффузионизм; теории культурно-ист. типов и локальных цивилизаций; символические, психоаналитические, элитарные, игровые, массовые, гуманистические, эзотерические, религ., футурологич. культурол. концепции, их влияние на сознание и поведение личности. Анализируются теории и взгляды деятелей культуры Рус. Зарубежья, а также культурол. эссе и дискурсы представителей постмодернизма.

: Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л. ,1974 ; Социология о молодежи. Л. , 1985 ; Гуманистический стиль жизни и творчества Н.К.Рериха // Традиции и стиль в культуре. Л. , 1989 ; П.Н.Милюков как историк русской культуры // Возрождение культуры России : истоки и современность. СПб. , 1993 ; Духовная элита как импульс исторического процесса // Культурология : новые подходы. М. , 1995 ; История культурологии : идеи и судьбы. СПб. , 1996 ; Архитектоника и динамизм культурного пространства России // В. СПбГУ. 1997. Сер.6. Вып.3 ; Историческая персонология : социокультурный аспект // Клио. 1998. № 3 ; Очерки по истории культурологии. СПб. , 1998 ; Будущее России - новые идеи и перспективы // Россия глазами молодых ученых. СПб. , 2000 ; Гармония "цветущей сложности " - союз этики и эстетики // Этическое и эстетическое - 40 лет. СПб. , 2000 ; Иллюзии и драмы возрождения культуры // Благоговение перед жизнью : императив XXI столетия. СПб. , 2000 ; Исследования прошлых лет. [В соавт. ]. СПб. , 2000 ; Траектории динамики субкультур // Социология и общество. СПб. , 2000 ; Модели времени в науке и культуре // Бренное и вечное. Великий Новгород , 2000.

Иконникова, Светлана Николаевна

Заведующая кафедрой теории и истории культуры Санкт-Петербургской академии культуры (Ленинградский государственный институт культуры) с 1972 г.; родилась 19 ноября 1930 г. в г. Ленинграде; окончила ЛГУ в 1953 г., доктор философских наук, профессор; с 1962 г. - заместитель декана, доцент кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ; научная деятельность связана с развитием теории и истории культуры, обоснованием культурологии как науки, гуманитаризацией высшего образования; академик РАЕН (1997); академик Международной академии информатизации; академик Академии гуманитарных наук; академик Академии ювенологии; заслуженный деятель науки РФ (1992); лауреат премии Ленинского Комсомола (1979).



Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.

Культура каждой эпохи неразрывно связана с Именами выдающихся деятелей науки и политики, техники и искусства, философии и религии, других не менее существенных сфер социальной и индивидуальной жизни. Эти Имена остаются в исторической памяти как символы национальной гордости, вызывают почитание и восхищение, желание познать особенности жизненного пути, личные качества и круг общения, совместно пережить тревоги и волнения.

Именно поэтому столь популярны биографические жанры «жизнеописаний», которые создают портрет известного человека, знакомят с неповторимостью индивидуального облика, дают возможность глубже понять трудности и достижения. Таковы серия книг «Жизнь замечательных людей», «Знаменитые универсанты» о выпускниках Санкт-Петербургского государственного университета, многие издания биографического жанра, мемуары, реликвии семейных альбомов, сохраняющие особенности жизненного мира личности. «Созвездие семьи Рерихов» - необычайное явление в истории мировой и российской культуры. Увлечённость общей идеей духовного развития человека, сохранением культурного наследия, диалогом культур Запада и Востока, древних и современных цивилизаций, созданием Пакта о защите культурных ценностей являются соединительной тканью жизни и общественной деятельности семьи Рерихов. Эта общая черта и неразделимость духовных исканий, общность жизненных и нравственных позиций стали основой создания уникального «Музея-института семьи Рерихов» в Санкт-Петербурге. В нём сохраняются многие документы, фотографии, письма, личные, вещи из окружения семьи Рерихов, которые восстанавливают особенности жизненного мира.

Не менее важны не только развёрнутые воспоминания, но и мимолётные встречи, которые содержат также уникальные впечатления, добавляют новые черты душевного облика человека, его манеры говорить и убеждать, склонность к монологу или диалогу, выражение глаз и мимика, тембр голоса и ритм речи. К этому добавляется впечатление от костюма и походки, значение жестов, умение убеждать. Некоторые особенности поведения надолго запоминаются и становятся неотъемлемой частью облика. Недаром люди не удовлетворяются «картинкой», будь то фотография или телевизионное изображение, но стремятся увидеть «живьём» и сохранить это впечатление. Встречи добавляют новые черты, сохраняют эмоциональные особенности впечатления, радость и сопереживание, согласие и восхищение, но возможны и другие и негативные переживания, разочарования. Встреча со Святославом Николаевичем Рерихом произошла в 1978 году в Софии, столице Болгарии. Министр культуры Людмила Живкова организовала научную конференцию для обсуждения проблем духовного развития личности. На конференцию были приглашены учёные из многих стран, делегацию из СССР возглавлял заместитель министра культуры Ю.А.Барабаш. Я уже была доктором философских наук, профессором, работала заведующей кафедрой теории и истории культуры Института культуры им. Н.К.Крупской и на конференции выступала с докладом. Святослав Николаевич был вместе с женой Девикой Рани, известной индийской актрисой, необычайно красивым и привлекательным человеком. Главный доклад сделал С.Н.Рерих и произвёл особенное впечатление не только важностью темы, но и остротой эмоциональной тревоги. Главная мысль заключалась в необходимости поиска не только внешних социальных и иных условий развития духовного мира личности, но сосредоточения внимания на поиске внутренних источников духовности. Он убедительно говорил о значении «энергии мыслительной деятельности», которая становится важным стимулом духовных интересов и стремлений. Психическая энергия обладает высоким потенциалом развития культуры личности, укрепляет уверенность в своих возможностях; способствует обновлению жизненных целей; помогает обрести гармонию чувств; исцеляет от недугов.

С.Н.Рерих с тревогой говорил о том, что «омертвение духа» - опасность современной цивилизации. Отмечая значение энергии мысли, он подчёркивал важность определения «качества» и направленности намерений и целей. Добрая мысль содействует созиданию и творчеству. Злые идеи не менее опасны, ибо обладая энергией, они нарушают защитный слой, созданный культурой, способны вселить ужас, страх, ненависть, вызвать телесные и духовные болезни. Злые мысли «посыпают Землю мертвенным шлаком». Злоба, проклятья, ссоры не проходят бесследно, «пачкают душу», губительны для духовного мира человека и общества.

Противостоять этому должно «Осветление жизни» как основной мотив мыслительных устремлений и действий. «Муза радости» служит притоку жизненных сил, лица светлеют, излучают спокойствие и надежду. Именно в этом состоит высокое назначение культуры, способствующей увеличению положительных чувств и поступков.

Эти позиции С.Н.Рериха были созвучны общему настроению тех лет, времени после «Оттепели», наступивших разочарований и ограничений свободы, тревоги за будущее.

Доклад произвёл на всех неизгладимое впечатление, звучал как напутствие и программа духовного развития человека как главной цели общества.

Материальные достижения и условия - необходимое, но недостаточное условие совершенствования человека. Забвение духовных ориентиров и ценностей может привести не только к «перекосу» и дисбалансу, но и изменить сознание и его приоритеты. Духовное состояние личности, направленность интересов и стремлений являются главным показателем цивилизации. Эти идеи С.Н.Рериха созвучны современности. Идейная сила выступления органично сочеталась с впечатлением от внешнего облика. Всё вместе производило неизгладимое впечатление от Силы Духа. Впечатление от доклада дополнилось общением при посещении храма св. Александра Невского, коллекции икон, обсуждением судьбы религии. Он говорил не только о христианстве и православии, но был озабочен судьбой буддийского Дацана в Ленинграде. Этот замечательный памятник не был действующим, поскольку его занимали посторонние организации. С.Н.Рерих просил содействовать сохранению Дацана как центра буддизма. Надо отметить, что ныне Дацан в Санкт-Петербурге является мировым памятником и действующим храмом.

Общение со Святославом Николаевичем произвело неизгладимое впечатление и надолго запомнилось. Его отличала деликатность и умение расположить к себе слушателя и собеседника. Этому содействовал внимательный взгляд, приветливое выражение лица, умение слушать и запоминать мысли и слова другого человека. Эти особенности определяли готовность к диалогу, интерес к собеседнику. Он нравился как идеал мужчины, подчёркнуто внимательный, всегда приветливый, со вкусом одет, лёгкий в общении, интересный и заботливый собеседник. С.Н.Рерих на прощание подарил мне книгу стихотворений Николая Константиновича Рериха, изданную в Софии с болгарским и русским текстом. На этой книге он написал: «Светлой Светлане - на светлую память от Святослава». Я храню эти слова и они помогают мне жить.

ПРЕДИСЛОВИЕ

По культурологии издано и издается множество учебников и учебных пособий. Тем не менее потребность в культурологической учебной литературе все еще велика. Авторы этого учебника адресуют его всем, кто изучает культурологию, и поэтому стремились излагать материал просто, ясно, логично, сохраняя при этом высокий научный уровень и соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

В учебнике рассмотрены проблемы теории культуры, методов ее изучения, коротко, но емко – истории культуры, особенностей современной культуры (мировой и отечественной), социологии и семиотики культуры, межкультурных коммуникаций и культуры повседневности.

А также, что очень важно, освещены вопросы, связанные с практическим значением культурологии.

В учебнике даны контрольные вопросы, указана дополнительная литература по всем темам и словник, словарь основных культурологических понятий

и терминов.

Учебник написан коллективом высококвалифицированных авторов, профессоров и доцентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, в составе которого:

В. П. Большаков , доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, – предисловие; глава 2; разд. 5.2 главы 5; разд. 14.5 главы 14 (совместно с Г. В. Скотниковой); глава 15; заключение; словник; общий список литературы;

Е. П. Борзова , доктор философских наук, профессор, – главы 9, 10, 11, 12; разд. 13.1 главы 13; глава 14 (кроме разд. 14.5);

С. Н. Иконникова , доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, президент Санкт-Петербургского культурологического общества, – глава 1; глава 4; глава 17;

В. Д. Лелеко , доктор культурологии, профессор, – глава 6;С. Т. Махлина , доктор философских наук, профессор, заслуженный работ-

ник высшей школы РФ, – глава 7; И. К. Москвина , кандидат философских наук, доцент, – разд. 5.3 и 5.4

главы 5; Е. П. Островская , доктор философских наук, профессор, – глава 3;

О. В. Прокуденкова , кандидат культурологии, доцент, – разд. 5.1, глава 8;В. В. Селиванов , доктор философских наук, профессор, – глава 16;Г. В. Скотникова , доктор культурологии, профессор, – разд. 14.5 главы 14

(совместно с В. П. Большаковым); Н. Н. Суворов , доктор философских наук, профессор, – разд. 13.2 главы 13.

Первичныесмыслысловаипонятия«культура».Этапыразвитияпредставлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение. Становление культурологии в ХIХ – ХХ вв.: накопление знаний о культуре, изменение понимания культуры, цивилизации и их исторического развития. Идеи эволюционизма. Исторические типологии культур. Многообразие культур и локальных цивилизаций.

Возникновение и становление культурологии как особой гуманитарной науки.

Предмет и значение культурологии, ее структура и разделы. Антропология культуры (социальная и культурная антропология), социология культуры, аксиология и семиотика культуры.

1.1. Значение и смысл понятия «культура» в контексте истории культурологии

Культура является неотъемлемой составляюшей жизни человека и общества. Она возникает в процессе становления человека. Все народы мира создают культуру, сохраняют приобретенный опыт и достижения, передают их последующим поколениям. С древних времен люди обеспечивали свои потребности, охотились и возделывали землю, использовали примитивные орудия, обустраивали жилище, поддер­ живали огонь, утоляли голод, передавали сообщения, имели обычаи

и обряды, вели счет времени, сочиняли мифы и легенды. Созданная человеком искусственная среда обитания, развитие мышления, разума

и чувств как способа совершенствования духовного мира, изменение отношений с человеческим сообществом – все это процесс развития культуры. Человек выступает как творец и творение культуры, в этом состоит его историческая роль на нашей планете Земля.

Но это еще не означает, что уже в давние времена в языке разных народов было слово «культура». Культурная реальность была, а понятия

«культура» не было. Такое случается довольно часто. Реальность есть, а обозначение, собирательное понятие возникает гораздо позже. Само существование культуры столь же очевидно, как и реальность природы, общества, человека. Культура сложна, у каждого человека есть свои представленияокультуре.Видимо,потому,чтокультуранеимеетчеткихочертаний и конкретной сферы в обществе, сознании и поведении человека.

Культура охватывает все формы и проявления человеческой деятельности. Культура имеет всепроникающий характер, смыслы, знаки, ценности культуры охватывают все. Культуру невозможно распо­

знать простым обозначением, указывая на вещь, предмет или явление. Культура скрыта в них, не поддается прямому познанию. Для определения культуры необходимо понять смысл, заложенный в предмете, раскрыть его назначение, определить ценность. Иначе эта вещь, хотя и создана человеком, лишена культурной ценности и потому остается за пределами культуры.

Вне ценностного отношения предметы лишаются культурного смысла: картина становится раскрашенным куском холста, произнесенное слово – хаотическим сочетанием звуков. Как справедливо отмечает профессор В. М. Межуев, «культуру не увидишь теми же глазами, что и предметы внешнего мира. Здесь требуется особого рода зрение – зрение умом, или умозрение, способностью к которому и наделена философия. Именно у нее надо спрашивать, как возможна и чем реально является культура» .

1.2. Три этапа развития представлений о культуре: Античность, Возрождение, Просвещение

Первоначально понятие культура (cultura ) вводится в обиход как слово латинского происхождения от глаголовcolo ,colere и имеет широкий спектр значений. В этих словах выделяют три группы смыслов: 1) обрабатывать, возделывать; 2) взращивать; 3) обитать, населять (словоcolonus трансформировалось в «колонию»). Все эти значения слов возникли в Римской империи.

Культура обозначала обустройство человека на определенной территории, а также возделывание, обработку земли. Так возникают слова agricultura –обработказемли,земледелиеиagricola –земледелец.Понятие «культура» оказывается связанным с весьма почетным занятием – крестьянским трудом и означает сознательную, целенаправленную деятельность человека. Земледелие требовало достаточно обширных знаний о почве, времени сеяния и сбора урожая, способах хранения и потребления, участия в торговом обмене и продаже, использовании обычаев и обрядов, молитв и песнопений. Земледелец воплощал определенный уровень культуры, был героем эпоса, мудрецом.

Предметом заботы были не только место, земля, растения, но и божество, которое охраняло жизнь человека и плоды его труда. В латинском языке возникло слово cultus , что означало «попечение, забота о божестве, культ». В истории культуры известны культ фараона в Египте, культ Солнца в Древней Руси, культ веры в религиях мира.

Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-

Традиция, 2006. С. 11.

Глава 1. Становление культурологии

Перечисленные значения составляют древнейший комплекс смыслов слова «культура» . Как отмечает культуролог Ю. С. Степанов,это

понятие отражает три грани единого смысла и представляет целостную формулу: «обустройство того места, где живешь; обработку земли, уход за ней; почитание богов – хранителей этого места; обережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают» .

Известно высказывание философа Цицерона (106–43 гг. до н. э.), который писал о «культуре души» (cultura animi ).

Для Античности как первого этапа формирования представлений о понятии «культура» характерна космоцентричная модель картины мира с универсальными законами природы, общества и человека. Впоследствии, в Средние века, это представление оказалось в подчинении божественной воле, использовалось понятие ментальной, интеллектуальной, духовной культуры (cultura mentis ) как божественного дара и предназначения человека. Но сама идея культуры как проявления творческого замысла человека не получила развития в общественной мысли, оставалась подчиненной религиозной, схоластической, теоцентричной картине мира.

Если Античность можно назвать первым периодом в обосновании понятия «культура», то вторым историческим этапом стала эпоха Возрождения . Основой ренессансного мировоззрения является отношение к человеку как к свободной, творческой личности, и это положение выражает сущность гуманизма. Формируется антропоцентричная картина мира, где главным действующим лицом становится личность, индивидуальность, свободно действующая в культуре. На протяжении многих веков идеи гуманности и свободы являются воплощением сущности культуры и мерилом человеческих ценностей. Восхищением творческими способностями человека, достижениями в искусстве и литературе наполненаэпохаРенессанса.Однако,каквсякийисторическийпериод, Возрождение было внутренне противоречивым и неоднозначным, содержало в себе предпосылки последующего духовного кризиса.

Третьим важнейшим историческим этапом становления представ-

ленийосущностикультурыбыла эпохаевропейскогоПросвещенияXVIII

века. Этот период по праву называют периодом формирования классической модели культуры, в которой особое значение придается разумной деятельности человека, освобождению его от невежества благодаря обра-

зованию и просвещению. Человек культурен по мере реализации разумности в его сознании и поведении. Культура – не просто заложенное

Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 15.

1.2. Три этапа развития представлений о культуре

в человеке стремление к свободе или милосердию, но деятельность, освещенная «светом разума». В новой модели гуманизм дополнен рационализмом, господством разума. Именно на этом фундаментальном положении воздвигается здание европейской культуры. Подвергается критике несовершенство политической организации государства, необразованность и невежество, моральная распущенность, несправедливость и неравенство. Необходимо освободиться от религиозных догматов, мифов и суеверий. Гуманизм и рационализм определяют процесс развития науки, техники, искусства, морали в Новое время. Все формы культуры развиваются на основе просвещения и образования, торжество разума укрепляет веру в прогресс и всеобщность европейской культуры и цивилизации. Возникает и получает поддержку социоцентричная картина мира, где базовой идеей становится разумное политическое переустройство общества и всех его структур. Для реализации этого идеала необходим рост просвещения и образования как главного условия развития культуры и цивилизации.

Именно в эпоху Просвещения появляются трактаты и сочинения, посвященные исследованию культуры как целостному миру, созданному человеком. Культура предназначена для создания условий для жизни, духовного совершенствования человека и взаимопонимания между народами. Идеи гуманизма и просвещения отражены во многих трудах, наполняли духовную атмосферу европейского общества, развивались в Италии и Франции, Германии и России. Среди тех, кто заложил теоретические основы исследования культуры как целостного явления, называют итальянского гуманиста Дж. Вико (1668–1744) и немецкого мыслителя И. Г. Гердера (1744–1803).

Джамбатиста Вико – историк и философ, доктор права и риторики в Неаполитанском университете, автор многих сочинений. Главный труд «Основания Новой науки об общей природе наций» состоит из пяти книг, содержит идеи о культурном единстве и многообразии мира, динамике циклического развития культуры и смены эпох, значении языка, мифа и фольклора как средства общения между народами. В истории культуры было три грандиозных эпохи: Век Богов, Век Героев, Век Людей. В разделении эпох Вико ссылается на древнюю истину египтян, рассказанную историком Геродотом. Вико дает краткий очерк культуры Греции и Рима, Индии, Китая, России, Персии, Турции, Японии. Каждая эпоха отличается только ей присущими особенностями искусства и нравственности, права и власти, мифов и религии, но круговорот циклов отражает бесконечность развития чело-

См.: Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994.

Глава 1. Становление культурологии

вечества. Эти идеи находятся у истоков современной культурологии, социальной и культурной антропологии, хотя при жизни Вико они не получили широкого распространения за пределами Италии. Они стали известны в европейской истории и философии ХIХ–ХХ вв. Социолог и культуролог П. А. Сорокин считал сочинение Дж. Вико первым систематическим трудом по социальной и культурной динамике.

Иоганн Готфрид Гердер – философ, теоретик литературы, пастор. Родился в Восточной Пруссии, окончил теологический факультет Кенигсбергского университета, слушал лекции знаменитого немецкого философа И. Канта, был теоретиком литературного движения «Буря и натиск» в Германии, другом великого немецкого поэта И. В. Гете. Все эти обстоятельства оказали влияние на его мировоззрение. Основная концепция развития культуры изложена в труде «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791). По замыслу и его воплощению этот труд можно назвать первой энциклопедией мировой культуры. Книга была переведена на многие языки мира. В России взгляды И. Гердера были известны историку Н. Карамзину, писателю Л. Толстому, Н. Гоголь в «Арабесках» назвал его величайшим зодчим мировой истории. И. Гердер исследовал историю культуры многих народов Европы, в том числе славян, культуры Вавилона, Ассирии, Индии и Китая, Египта и Греции.

Согласно взглядам Гердера, высокое предназначение человека заключается в развитии Разума и Гуманности. Этому служат просвещениеивоспитание,преодолениеневежестваиподдержаниемиролюбия, справедливости и доверия друг к другу. Исследовать дух гуманности – подлинная задача историка. Гуманность проявляется в общении людей, в государственных делах, науках и искусствах, отмечает И. Гердер. Основная черта человечности – миролюбие, сочувствие другим людям, совместное переживание жизненных событий, дружеское общение и любовь. Высшая гуманность проявляется в религии, которая является наставницей человека. Она подает людям совет в их делах, утешает в беде, радуется счастью. Разум, человечность и религия – три наиболее важные ценности культуры. Для их реализации необходимо воспитание, направляющее человека к совершенству. Человечество должнопройтинесколькоступенейкультуры,чтобыдостичьгармонии разума, веры и справедливости. Путь этот сложен и опасен. Кровавые войны и преступления, деспотизм и рабство, унижение достоинства и заблуждения постоянно преследуют человека, расшатывают культуру. Но человек и культура обладают силой сопротивления злу и неуклонного стремления к совершенству. Весь человеческий род – одна порода людей. Все обладают разумом, испытывают чувства радости и

1.3. Понятия «культура» и «цивилизация» в их историческом развитии

гнева, имеют язык для общения. Человечество постоянно обновляет культурный облик, совершенствует отношения с другими народами. Многообразие форм культурной жизни требует изучения и составления антропологической карты народов мира.

1.3. Понятия «культура» и «цивилизация» в их историческом развитии

Энергетика слова и понятия «культура» на протяжении многих веков, сохраняя свое первоначальное значение, дополняется новыми аспектами. В понятии культуры органично сочетаются обыденный, сакральный и светский смысл, схема понимания явлений культуры. Почти во всех европейских языках понятие «культура» выражается одним словом латинского происхождения, имеющим некоторые различия в написании: франко- и англоязычная форма – culture , немец-

кое – Kultur , итальянское –coltura (cultura ), испанское –cultura . Об-

щий термин подчеркивает единство культуры народов европейского мира, а впоследствии он становится общим для описания культуры человечества.

В России слово «культура» впервые отражено в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1846) и означало целенаправленную деятельность для пробуждения дремлющих в предмете сил. В 1865 г. в Толковом словаре В. Даля культура рассматривается как понятие умственного и нравственного образования. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1896) культура определяется как материальное и духовное состояние исторической эпохи или народа.

Наряду со словом «культура» постепенно включаются в лексикон понятия «образование» и «воспитание» от греческого слова «пайдейя» и латинского эквивалента понятия гуманности. Эти категории органично сочетаются друг с другом, выдвигается культурно-образо- вательный идеал, целостный образ культурной жизни, выражающий гуманистическую направленность творческой деятельности человека. Понятия человечности, гуманности оказываются близкими и даже синонимичными культуре. Так постепенно формируется в истории идея культуры, которая станет предметом особого рассмотрения.

Следует отметить еще понятие «цивилизация» (civilization ,civiliser ), которое появляется значительно позже слова «культура», но впоследствии употребляется в близком значении как синоним или выражает новый смысл. Во французском языке предпочтение отдается понятию

См.: Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры. Опыт русской культурологии середины ХIХ и начала ХХ веков. М., 2000. С. 32.

цивилизации, в английской традиции эти понятия взаимозаменяемы, в немецком и русском языках находятся в оппозиции друг к другу как противопоставление немецкой культурности и французской цивилизованности.

Наиболее основательно и подробно историю слова «цивилизация» исследует французский историк Люсьен Февр в книге «Бои за историю», в главе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» . Проблемы взаимодействия понятий «культура» и «цивилизация» рассматриваются в трудах многих европейских и российских ученых. По сравнению со словом «культура» понятие «цивилизация» появляется лишь в XVII–XVIII вв. и означает противоположность варварству, соблюдение законов, правил приличия и учтивости в отношениях между людьми, смягчение нравов общества. Этот идеал означал универсальность европейской цивилизации, или европоцентризм, утверждал всеобщий характер ценностей европейской культуры. Впоследствии он подвергается критике, формируется представление о множестве цивилизаций, каждая из которых имеет свой неповторимый облик и судьбу. Цивилизации необходимо изучать, сравнивать друг с другом, выявлять достоинства и достижения, включать в мировой поток развития культуры. У каждого народа есть своя цивилизация и культура, но существуют близкие народы, объединенные в европейскую, ближневосточную, центральноазиатскую и другие цивилизации. Всеобщая история цивилизации – задача будущих исследований.

Понятие цивилизации в отличие от понятия культуры акцентирует внимание на всеобщих элементах технического прогресса, развития средств массовой информации и коммуникации, финансовых системах и транснациональных корпорациях, политическом устройстве и демократических процессах, социальных институтах образования и досуга, комфорта сферы услуг. Цивилизации приобретают универсальный, всеобщий характер, в то время как культуры уникальны, неповторимы, и в этом состоит их историческое назначение и смысл. Цивилизации стремятся к объединению и похожести по уровню развития. Культуры выявляют индивидуальные отличия как основу самореализации своеобразия и сохранения собственного облика.

1.4. Возникновение культурологии как гуманитарной науки. Идеи эволюционизма

Выявление смыслов основных понятий, связанных с описанием сущности культуры, позволяет перейти к исследованию процесса ста-

См.: Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 243–276.

новления науки о культуре – культурологии. Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и структура науки складываются постепенно, по мере расширения исследовательского поиска, накопления эмпирического материала, разработки понятийного аппарата и терминологии. Взгляды и теоретические позиции того или иного автора не всегдаразделяютсясовременниками,лишьвпоследствииоцениваются по достоинству. Поэтому вряд ли правомерно ограничивать историю науки о культуре изложением одной концепции, даже если она имеет немало сторонников. Необходимо максимально расширять поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы и взгляды.

В истории науки для объяснения смены теоретических школ широко используется понятие «парадигма». Этот термин был принят в античной и средневековой философии и означал «образец» (paradeigma ), общепринятый способ объяснения и понимания реальности. В ХХ в. понятие широко использовалось в истории науки. Исследователи и ученые, придерживающиеся одинаковых позиций и системы взглядов, опираются на общие теоретические принципы и эмпирические практики. На этой основе возникает общность и согласованность взглядов всех представителей данной научной школы. Последователи определенного научного направления формируют общий комплекс идей и концепций, издают книги и статьи, обсуждают эмпирические исследования. Формирование научных школ на основе общей парадигмы распространено как в естественных, так и гуманитарных науках. Распространение определенного комплекса научных теорий сопровождается институционализацией науки: организацией научных обществ, созданием специализированных журналов, закреплением в системе образования. Но одновременно могут существовать и альтернативные научные школы. На этой основе возникает конкуренция, соперничество, борьба, конфликты. Процесс развития науки предстает как напряженный и драматичный. Историк науки, американский ученый Томас Кун назвал «смену парадигм научной революцией» , когда стремительно развивается сопротивление старым догмам, разочарование в прежних концепциях, крушение авторитетов. Возникает новая парадигма, выдвигаются новые теории, которые приобретают известность и популярность. Прежние научные школы постепенно исчезают, их представители нередко переходят на позиции новой парадигмы, включаются в деятельность научной школы. Смена научных парадигм происходит длительное время, в течение которого разрабатываются новые

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.С. 42.

способы описания и объяснения реальности, понятия, категории, ценностные ориентации. Предложенная Т. Куном структура научных революций на основе смены парадигм раскрывает процесс развития наук, выявляет различные векторы и стратегии в научном познании. Этот подход может быть успешно применен к становлению культурологии как гуманитарной науки.

Начиная с европейского Просвещения XVIII в. постепенно, но неуклонно формируется интерес к культуре как целостной социальной и антропологической реальности. Впоследствии исследователи истории культурологии назовут это «культурологическим сдвигом», «культуроцентризмом» в гуманитарном познании, «культуроцентричной» картиной мира.

Культура во всем богатстве ее составляющих оказывается в центре внимания философов, антропологов, а также писателей, художников, политических деятелей; не отдельные сферы и формы культуры, а именно общее миропонимание того, что представляет собой культура в научном знании, в чем специфика методов исследования, какова динамика культурных процессов. Даже постановка этих вопросов свидетельствует о возникновении новой парадигмы: культурологического подхода к измерению реальности. В ориентации европейских гуманитарных наук произошел весьма существенный сдвиг, связанный с осознанием того фундаментального обстоятельства, что между человеком и природой во всех проявлениях находится «третий мир языков культуры». В истории европейской культуры неоднократно возникали доминанты, определяющие основное направление гуманитарного сознания. Были периоды философские и исторические, религиозные и литературные, экономические и политические, когда те или иные сферы культуры оказывались в центре.

«Сдвиг к новой парадигме сознания, по главному понятию, его определяющему, можно назвать культурологическим» . Проблема формирования культурологического горизонта сознания приобретает особое значение в философии культуры, социальной и культурной антропологии, а затем и в определении статуса культурологии как науки.

Сначала необходимо рассмотреть процесс поиска тех аргументов, которые выдвигались для определения места культурологии в классификации наук. Немецкий философ В. Дильтей (1833–1911) в фундаментальном труде «Введение в науки о духе» обосновал принципиальные различия методов научного исследования наук о природе и наук о

Асоян Ю., Малафеев А. Указ. соч. С. 15.

См.:ДильтейВ. Введениевнаукиодухе/Собраниесоч.:в6т.М.,2000.Т.1.С.303.



Рассказать друзьям