Что написал сергей аксаков. Аксаков, сергей тимофеевич

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Сергей Аксаков (Sergey Aksakov)

Возраст: 67 лет

Деятельность: писатель, театральный и литературный критик, журналист

Семейное положение: был женат

Сергей Аксаков: биография

Литература

В 1826 году писатель получил место цензора. К тому моменту он уже женился, и семье пришлось переехать в Москву. Аксаковы любили проводить время на природе, а сам Сергей Тимофеевич был еще и страстным охотником, поэтому на лето они уезжали за город.


Усадьба-музей Сергея Аксакова в Абрамцево

В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну крупное наследство и тем самым подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы, которое сегодня имеет статус музея-заповедника, и обосновался там.

Писал Сергей Аксаков в первое время мало, главным образом короткие статьи и рецензии, но в 1834 году в альманахе «Денница» появляется очерк «Буран», в котором впервые проявились его неповторимый стиль и слог. Получив множество хвалебных отзывов и обретя известность в литературных кругах, Аксаков принялся за «Семейные хроники».


В 1847 году он обратился к естественнонаучным познаниям и впечатлениям и написал знаменитые «Записки об уженье рыбы», а еще через 5 лет – «Записки ружейного охотника», встреченные читателями с восторгом.

«Такой книги у нас еще не бывало».

Так с восторгом писал в рецензии к недавно вышедшему первому тому. Сам писатель мало придавал значения успеху книг – он писал для себя, уходя в творчество от жизненных проблем, включая денежные и семейные неурядицы, которых к тому времени накопилось немало. В 1856 году «Семейная хроника», до этого публиковавшаяся в журналах в виде отрывков, вышла отдельной книгой.


«Детские годы Багрова-внука» относятся к позднему периоду его творческой биографии. Критики отмечают в них неровность повествования, меньшую емкость и лаконичность по сравнению с тем, что Аксаков написал раньше. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек» – ее писатель посвятил маленькой внучке Ольге.

В это же время выходят ««Литературные и театральные воспоминания», полные интересных фактов, цитат и картин из жизни современников, но имеющие меньшее литературное значение по сравнению с художественной прозой Сергея Тимофеевича. Перу Аксакова также принадлежат рассказы о природе, рассчитанные на маленьких читателей – «Гнездо», «Знойный полдень», «Начало лета», «Ледоход» и другие.


О писателе говорили, что всю жизнь он духовно рос вместе с веком. В своих произведениях Аксаков не стремился к гневному обличению крепостничества: он просто правдиво показывал все стороны жизни жителей русской усадьбы того времени, даже самые темные и неприятные, но при этом был далек от революционных мыслей и тем более от того, чтобы вкладывать их в голову читателя.

Некоторые критики, например, Н. А. Добролюбов, ставили ему это в вину, но, будучи по характеру терпимым и чутким человеком, Аксаков не стремился насаждать свое мнение и предпочитал просто честно изображать то, что видит вокруг.

Личная жизнь

В июне 1816 года начинающий литератор женился на Ольге Заплатиной – дочери суворовского генерала от турчанки Игель-Сюмь. После свадьбы пара некоторое время прожила в родительском доме, а потом отец писателя выделил им отдельное имение Надеждино. Оба супруга не отличались талантами в ведении хозяйства, поэтому семья вскоре переехала в Москву.


Сергей Тимофеевич являлся трогательно заботливым отцом для многочисленных детей (по некоторым источникам, их у него было 10, по другим – 14) и готов был брать на себя все заботы о них, даже те, что обычно поручались няням.

Личная жизнь и общение с подросшими отпрысками, особенно сыновьями, сыграли заметную роль в становлении взглядов писателя. Они мало походили на него по складу и темпераменту, но зато унаследовали от отца жажду знаний и терпимость к инакомыслию. В наследниках Аксаков видел воплощение современной молодежи с ее высокими запросами и сложными вкусами и стремился постичь и развить их.


Позже трое детей писателя пополнили ряды видных ученых славянофильского направления: Иван Аксаков стал известным публицистом, Вера – общественным деятелем и автором мемуаров, Константин – историком и языковедом.

Смерть

Сергей Тимофеевич с юношеских лет страдал эпилепсией. Кроме того, с середины 1840-х годов у него начались проблемы со зрением, которые в поздние годы стали особенно мучительными. Работать он уже не мог и последние сочинения диктовал дочери Вере.


В 1859 году писатель скончался в Москве, не успев закончить повесть «Наташа», в которой собирался описать в качестве главной героини сестру Надежду. Причиной смерти стала обострившаяся болезнь, которая перед этим довела писателя до полной слепоты.

Сергея Тимофеевича похоронили на кладбище у Симонова монастыря, а в советские годы прах писателя перенесли на Новодевичье.

  • Сергей Аксаков собирал бабочек и даже пытался их самостоятельно разводить.
  • У писателя было более 20 псевдонимов, под которыми чаще всего выходили его критические статьи. Самые известные из них – Истома Романов и П.Щ.
  • Фамилия Аксаков имеет тюркские корни и восходит к слову, означающему «хромой».

Литографическое фото Сергея Аксакова
  • Театральный спектакль «Аленький цветочек» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз.
  • В советское время в именье Аксаковых в разные годы размещались ремесленная школа, детская колония, почта, больница, общежитие для рабочих, общеобразовательная школа-семилетка.
  • Писатель свободно владел тремя иностранными языками – немецким, французским и английским.

Цитаты

Охота, без сомнения, одна охота. Вы произносите это волшебное слово, и все становится понятно.
Старые мехи не выдерживают молодого вина, а старое сердце не выносит молодых чувств.
В человеческом существе скрыто много эгоизму; он действует часто без нашего ведома, и никто не изъят от него.
Да, есть нравственная сила правого дела, перед которою уступает мужество неправого человека.

Библиография

  • 1821 – «Уральский казак»
  • 1847 – «Записки об уженье рыбы»
  • 1852 – «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
  • 1852 – «История моего знакомства с Гоголем»
  • 1855 – «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах»
  • 1856 – «Семейная хроника»
  • 1856 – «Воспоминания»
  • 1858 – «Статьи об охоте»
  • 1858 – «Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи»
  • 1858 – «Детские годы Багрова-внука»

Сергей Тимофеевич Аксаков известный русский писатель происходил из старейшего дворянского рода. Его родословная уходит своими корнями к варягам, пришедшим на Русь из Скандинавии. С младых ногтей его воспитывали как продолжателя этого старинного рода, поэтому и требования к нему были повышенные. Но для одаренного и смышленого ребенка все было легко и просто. Он впитывал в себя не только строгие правила присущие отпрыску старинного дворянского рода, происходившего от самого норвежского короля, но и атмосферу патриархальной русской усадьбы с тяжелым крестьянским трудом и душевным, рассудительно спокойным, добродушным миром дворни.

Для любознательного мальчика всегда было интересно послушать живую, яркую речь с прибаутками и присказками. Недаром его произведения от сказок до автобиографических хроник полны народными песнями, сказаниями, играми и забавами. Кроме того, у него с раннего детства была глубокая и проникновенная страсть к русской природе. Это чувство любви и понимания того живого мира, который окружает нашу жизнь, формирует в людях совершенно особое чувство умиротворения и понимания сущности человеческой жизни.

Биография Сергея Тимофеевича Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября 1791 года в Уфе. Его родители - Тимофей Степанович Аксаков и мать Мария Николаевна Зубова были людьми образованными и прогрессивными. Образованная, культурная семья позволила мальчику расти в гармоничной атмосфере и позволила ему проявить раннюю тягу к литературе, но пока в качестве активного читателя. Особенное впечатление на него произвела “Библиотека для детского чтения”, изданная просветителем Новиковым. На протяжении всей жизни Аксаков не однажды с благодарностью вспоминал книги, которые стали для него знаковыми.

В десятилетнем возрасте Аксакова отдали в Казанскую гимназию, которая смогла углубить и пополнить знания мальчика. После гимназии, которая по системе преподавания и количеству изучаемых предметов более относилась к лицею, Сергей Аксаков поступил в Казанский университет. Там он сблизился с Панаевым и вместе с ним начал издавать рукописный литературный журнал. Очень увлекся театром и даже принимал участие в самодеятельных постановках.

Нельзя сказать, что после окончания университета он приобрел глубокие научные знания, но важна сама атмосфера, сформировавшая его мировоззрение, отношение к современности. Более осмысленно стало его отношение и восхищение к природе, литературе. Закончив университет в неполные шестнадцать лет, он через год поступает в на государственную службу в комиссию по составлению законов. Вне службы у него образуется обширный круг знакомств из театральной и литературной среды. Умер писатель в мае 1859 года.

Писательское творчество Сергея Тимофеевича Аксакова

Собственную попытку попробовать себя на писательском поприще Аксаков осуществил уже будучи семейным человеком несколькими стихами, переводом пьес. На сороковом году был напечатан его очерк “Буран”, который принято считать литературным дебютом Аксакова. Очерк стал хрестоматийным как пример художественной публицистики. После смерти отца в 1839 году Аксаков получил хорошее наследство, ушел с государственной службы и полностью посвятил себя семье и литературе. В семье росло 10 детей, к воспитанию которых относились очень серьезно.

Старшая дочь Вера помогала отцу, у которого начались проблемы со зрением, записывать его произведения. Наибольшую популярность получили автобиографические “Семейные хроники”, “Детские годы Багрова внука”, "Записки об уженьи рыбы","Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Были записаны слышанные в детстве сказания от дворовых людей. Так появился сборник сказок ключницы Пелагеи и среди них самая известная сказка “Аленький цветочек”.

Аксакова Сергея Тимофеевича нельзя назвать маститым, с большой образованностью и большим умом человеком, но он всегда обладал особой душевностью, чуткостью и это позволяло ему быть нравственным авторитетом не только для собственных детей, но и для многочисленных друзей, некоторые из которых были известными людьми.

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Атмосферу в доме, в которой рос мальчик, отличало спокойствие, доброжелательность, уважение всех членов семьи друг к другу и стремление к образованию. Единственное, что омрачало безоблачную их жизнь – это тяжелое течение болезни мальчика. Из-за повторяющихся приступов он не мог постоянно посещать учебные заведения и поэтому вынужден был обучаться на дому.

Гимназию он начинает посещать в 1799 году. Когда гимназия приобрела статус университета, Сергей продолжил там обучение до 1807 года. Будучи юношей, он был участником группы любителей словесности. Этому способствовала его любознательность и большая тяга к чтению. Позже был увлечен деятельностью театра, пробовал себя в сочинении стихотворений, которые были размещены в местных литературных журналах.

После переезда, связанного с окончанием Казанского университета, из Москвы в Петербург, он назначен на должность переводчика, при этом не оставил литературную деятельность.

1811 год в жизни писателя вновь ознаменован переездом в Санкт-Петербург. Во время Отечественной войны он жил в одной из деревень Оренбургской области. Пребывая там на протяжении 15 лет, он занимался переводами.

От брака с Заплатиной О. С., зарегистрированном в 1816 году, у него было 10 детей. Семья была образцовой. Они дружно проводили время на природе, а в сезон охоты писатель с радостью брал с собой ружье. Получив приличное наследство от родственника, он занялся хозяйственной деятельностью. Позже, оставив хозяйство, вернулся в Москву. Однако, занимаемая там должность цензора имела драматическую развязку. Он был вынужден уволиться. Аксаков подвергался гонениям, например за то, что унизительно относился в произведениях к хранителям порядка.

Большое количество переводов, представляющих богатое наследие С. Т. Аксакова за этот период, представляет собой сочетание глубоких знаний русского слова, традиций, тонкой наблюдательности за окружающим миром: трагедия Софокла «Филоктет», комедия Мольера «Школа мужей», романа В. Скотта «Певерил Пик» и другие. В 1847 году свои реальные наблюдения за жизнью живого мира он обобщил в «Записках ружейного охотника», а в 1855 году - в «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Этот эрудированный, талантливый, увлеченный человек не ушел бесследно. Его имя увековечили, назвав его именем улицы многих городов, санатория, кратера на Меркурии.

Каждый творческий этап литературной деятельности Аксакова С. Т. – это время, богатое впечатлениями, которые в автобиографической прозе или описании природы, быта представлены на страницах произведений.

Жизнь известного деятеля, великого писателя оборвалась в 1859 году в городе Москва.

Вариант 2

С.Т. Аксаков – это выдающийся русский прозаик, публицист, философ, мемуарист. Он родился на Урале, в Уфе в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. Имение Аксаковых называлось Ново-Аксаково, а отец мальчика находился на государственной службе в качестве прокурора. Мать – домохозяйка. В семье издавна культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

В отрочестве С.Т. Аксаков учился в уфинской местной мужской гимназии, а потом поступил в Казанский университет, где проучился сравнительно недолго. Именно здесь он обнаруживает блестящие знания по гуманитарным дисциплинам и серьезно увлекается литературой, искусством, театром, стихосложением. В этот же период появились его первые лирические опыты. В эти же годы его также ждет театральный дебют на университетской сцене.

Но Аксаков не окончил полный курс университета. Он вынужден был перебраться в Петербург, где поступил на службу в Комиссию по составлению законов в качестве переводчика. Иностранные языки он знал хорошо. Но этот род деятельности также его не прельщал. Его продолжало тянуть в мир литературы. В этой сфере Аксаков постепенно обзавелся многочисленными знакомствами: начались походы по литературным салонам, кружкам, объединениям по интересам.

С наступлением 1816 года Аксаков решил жениться. Его избранницей стала О. Заплатина, с которой он поселился в родовом имении Ново-Аксаково. За годы счастливого брака, основанного исключительно на любви и взаимоуважении, у Аксаковых родилось десять детей. Родители уделяли много внимания их воспитанию и обучению – впрочем, как когда-то много внимания уделялось самому Аксакову в детстве. Семейные ценности стояли для него чуть ли не на первом месте.

Через десять лет после свадьбы Аксаковы переехали в Москву. Здесь Сергей Тимофеевич работал в качестве цензора, потом служил в Константиновском межевом училище инспектором. Там же он в скором времени стал директором.

Уделяя все больше свободного времени литературе, Аксаков написал очерк «Буран» в 1834 году. Именно это произведение дало «толчок» к другим более проблемным и личным произведениям автора. Об Аксакове заговорили как о писателе-автобиографисте впоследствии. Также его произведения проникнуты природоведческими предпосылками, написаны интересным, понятным языком. Аксаков также вплотную сотрудничал с толстыми критическими журналами, активно публиковал в них свои статьи по поводу произведений А.С. Пушкина. Н.В. Гоголя и других знаменитых современников.

Позднее дом Аксаковых в имении Абрамцево под Москвой стал центром русской культурной, литературной и философской мысли. Там собирались знаменитые люди, обсуждали насущные государственные проблемы.

Большой успех имело сочинение Аксакова "Записки об уженье рыбы", а также "Записки ружейного охотника", где писатель талантливо поэтизировал русскую природу и указал на ее неповторимость.

В конце жизни здоровье Аксакова ухудшилось. Он начал слепнуть. Ему стало уже трудно писать и вообще вести активную общественную жизнь. Автобиографичность присуща в большей степени его поздним произведениям, таким как "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука", сочиненные на основе детских воспоминаний и семейных традиций самого автора.

Как мемуарист Аксаков проявил себя в самые последние годы жизни – в 1858 – 1859 гг. Это знаменитые "Литературные и театральные воспоминания" и "Встречи с мартинистами".

Биография 3

Сергей Аксаков – замечательный литератор консервативного настроя по отношению к нововведениям в старой школе русского языка и литературы, из-за чего многие считали данного писателя узкомыслящим консерватором, однако, несмотря на это автор писал довольно достойные произведения, которые впоследствии вошли в классику художественной отечественной литературы.

Родился будущий автор произведений в городе Уфа в 1791 году, в семье строго консерватора, его отца, который придерживался весьма строгих нравов, ставя в своей семье такие же строгие запреты на практически абсолютно всё, что в дальнейшем, конечно же, повлияло на мировоззрение юного Сергея. Его отец часто запрещал ему простые, казалось бы, вещи, например игрушки, которые отец не позволял ему трогать. Также он часто становился слушателем отцовских наставлений и проповедей.

Став юношей поступил в Казанский университет, после которого решил отправиться на службу, на которой вступил в кружок связанный с литературой, в котором познакомился с будущими литераторами, ему повезло, так как в кружке все придерживались довольно консервативных взглядов насчёт отечественной литературы, и презирали всяческие новшества. Там Сергею прививают любовь к литературе, и именно там он решает связать свою жизнь с литературой, после чего решает начать писать собственные литературные шедевры. Вместе с клубом они выпускают журнал, в котором он издаёт свои произведения. Его труды не остаются без внимания, и очень скоро он становится человеком, о котором все говорят, так как его стиль написания пришёлся очень многим людям по душе, из-за чего он начал издавать свои произведения в более именитых изданиях, чем клубный журнал.

Чуть позже он женится, и отправляется в своё имение в деревне. Там рождается его первенец, а затем и второй сын. В семье он придерживается тех же порядков, что и его отец придерживался при его воспитании.

В 1826 году он с семьей переезжает в Москву, где получает место цензора, а затем, упорно поработав некоторое время, получает место директора в одном из институтов города в 1835 году. Там он и продолжает жить и работать и, в конце концов, покидает мир ввиду старости.

Биография для детей 4 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Кузьма Минин

    Кузьма Минин – это русский национальный герой, очень храбрый человек, который, несмотря на опасность смерти, и увечий, под натиском противника начал противостоять ему, и к тому же, противостоять довольно успешно

  • Жан Кальвин

    Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

  • Христофор Колумб

    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.

  • Семён Дежнёв

    История географических открытий знает немало громких имен. Одно из них принадлежит сборщику дани, первопроходцу Восточной и Северной Сибири, мореходу, прошедшему Берингов пролив за 80 лет до самого Витуса Беринга.

  • Хлебников Велимир

    Велимир Хлебников родом из Калмыкии, родился в многодетной семье в 1885 году. Мать поэта сумела всем своим пятерым отпрыскам дать великолепное образование.

Аксаков Сергей Тимофеевич Аксаков, Сергей Тимофеевич, знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, А. несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. С. Т. - сын Тимофея Степановича А. (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, с сказками, с святочными играми. И "Аленький цветочек", записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, - случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Но ранее народной литературы пришли городская, по преимуществу переводная; старый приятель матери Аничков привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией "Детского чтения" А.И. Новикова. В мир стихотворной лирики ввела его "Детская библиотека" Кампе, переведенная Шишковым; громадное впечатление произвели на него также сочинения Ксенофонта - "Анабазис" и история Кира младшего. Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением он погрузился в "Россиаду" Хераскова и сочинения Сумарокова; тут же его "сводили с ума" сказки "Тысячи и одной ночи", а рядом с ними читались "Мои безделки" Карамзина и его же "Аониды". Длинный ряд книжных воспоминаний А. показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда А. поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы - все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии А. провел всего три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда так занимал А., особенно в впервой половине его литературной деятельности, и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, "охотник до русской словесности", "обожатель Карамзина", издатель рукописного журнала "Аркадские пастушки", в котором не решился, однако, принять участие А., пописывавший втайне. Через год с лишним - в университете - А. уже сам издавал журнал вместе с И. Панаевым. Он пробыл в университете, продолжая также брать уроки в гимназии, до 15 1/2 лет, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, увлечение театром или литературные споры. Собственно "научных сведений" - как он сам жалуется - он вынес из университета немного: однако, что-то носилось в воздухе аудиторий, что-то заражало идеализмом пытливости и знания. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности А., которая впоследствии давала И.С. Тургеневу право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе. Среди казанских гимназистов, пламенно, но поверхностно преклонявшихся пред Карамзиным, один А. оказался, после некоторых колебаний, убежденным сторонником Шишкова. В университете затеяли спектакли. А. быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. Репертуар был для своего времени довольно прогрессивный: не только "коцебятина", но и отрывки из "Разбойников" Шиллера. Начинающий артист нашел высокий образец в актере и драматурге Плавильщикове, казанские гастроли которого сопровождались восторгами весьма юного студенчества. Получив от университета аттестат "с прописанием таких наук, какие знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали", А. провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург. Карташевский уже приготовил для своего питомца должность переводчика в комиссии составления законов, где он сам состоял помощником редактора. В Петербурге произошло первое сближение А. с литературными деятелями - как и можно было ожидать, не теми, которые являлись представителями прогрессивных течений в литературе. Он сблизился с артистом Шушериным, бывал у адмирала Шишкова, познакомился со многими актерами и писателями, еще более пламенно увлекался театром, много беседовал о литературе, но ни из чего не видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его. О политической мысли и говорить нечего; она проходила мимо него, и он вполне присоединялся к вкусам Шишкова. Князь Шихматов казался ему великим поэтом. У Шишкова собирались Державин и Дмитриев, гр. Хвостов, князь Шаховской и другие, составившие потом консервативную "Беседу русского слова"; литературный авторитет стариков был незыблем. В их высоком стиле перевел А. софоклова "Филоктета" - конечно, с французского перевода Лагарпа, - и "Школу мужей" Мольера, причем, по позднейшему признанию автора, эта "комедия отчасти переложена на русские нравы, по существовавшему тогда варварскому обычаю". В эти годы А. жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной А. пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. А. вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой статиры Буало (Москва, 1821). Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, А. переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года. Здесь А. написал напечатанное в "Вестнике Европы" (1825 год, № 4, "Эпиграмма") совершенно незначительное четверостишье, направленное против какого-то "журнального Дон-Кихота" - быть может, Н. Полевого, - и идиллию "Рыбачье горе" ("Московский Вестник", 1829 год, № 1) - как бы стихотворное предварение будущих "Записок об уженьи рыбы", в ложноклассической манере, но с живыми колоритными подробностями. Были за это время напечатаны в "Вестнике Европы" (1825) также две критические статьи А.: "О переводе "Федры" (Лобанова) и "Мысли и замечания о театре и театральном искусстве". В августе 1826 года А. расстался с деревней - и навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в подмосковной, но в сущности до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. О цензорской деятельности А. говорят различно; есть указания, достойные веры и не вполне благоприятные. Но в общем он был мягок; формализма не выносила его натура. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. "Новыми и преданными друзьями" его стали Юрий Венелин, профессора П.С. Щепкин, М.Г. Павлов, потом Н.И. Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был М.С. Щепкин; бывали Мочалов и другие. В 1832 году А. пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского "Европеец" статью "Девятнадцатый век". При связях А. ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем. В 1839 году А., теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий в "Драматических прибавлениях" к "Московскому Вестнику" и в "Галатее" (1828 - 1830) несколько небольших статей. Его перевод мольеровского "Скупого" шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в "Московском Вестнике" (без подписи) его рассказ "Рекомендация министра". Наконец, в 1834 году в альманахе "Денница" появился, также без подписи, его очерк "Буран". Это - первое произведение, говорящее о настоящем А. "Буран" - первый вестник о том, что создавалась надлежащая среда, что впечатлительный А. поддавался новым влияниям, более высоким, более плодотворным. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шли они, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр аксаковской семьи. Подрастали сыновья А., мало похожие на него по темпераменту, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии литературной личности А. Впервые консервативная не только по идеям, а, главным образом, по общему складу мысль зрелого А. встретилась с кипением молодых умов; впервые видел он перед собой то творчество жизни, ту борьбу за мировоззрение, с которой не познакомили его ни догматы Карташевского, ни университетские впечатления, ни поучения Шишкова, ни водевили Писарева. Конечно, переродиться от этого не мог сорокалетний человек, установившийся и по натуре не ищущий; но речь идет только о том влиянии, которое должна была произвести на А. близкая его сыну пылкая молодежь, с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами. Характернейшим проявлением этих вкусов было отношение нового поколения к Гоголю. А. был наблюдателен и в ранней молодости, но писал все время ничтожнейшие стишки и статейки, потому что не только в творениях "высокого стиля", в направлении Державина, Озерова, Шишкова, но в более реальной, сентиментальной повести Карамзина тонкая наблюдательность и трезвая правдивость А. не могли найти применения. Он родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда он их нашел - быть может, не только у Гоголя, но и в "Капитанской дочке" и "Повестях Белкина", - он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности. Не человек А. переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество А. развивалось плавно и плодотворно. Вслед за "Бураном" начата была "Семейная хроника". Уже в эти годы известная популярность окружала А. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Милые устные рассказы А. побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив "Семейную хронику", он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его "Записки об уженьи рыбы" (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя "уходил" в свои записки. А у него было от чего "уходить" в эти годы, если не от огорчений, то просто от массы событий, захватывавших его, от массы фактов жизни личной и общественной. Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий А. не мог переживать ее перипетий. Он болел, зрение его слабело - и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженьи на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем "Уженье рыбы". Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках. Вскоре по выходе "Записок ружейного охотника" стали появляться в журналах новые отрывки из "Семейной хроники", а в 1856 году она вышла отдельной книгой... Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Радости литературного успеха смягчали для А. тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье А. становилось все хуже. Он почти ослеп - и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой. Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего "Семейная хроника" получила свое продолжение в "Детских годах Багрова внука". "Детские годы" (отдельно вышедшие в 1858 году) неровны, менее закончены и менее сжаты, чем "Семейная хроника". Некоторые места принадлежат к лучшему, что дал А., но здесь нет уже ни той ширины картины, ни той глубины изображения, которые придают такую значительность ограниченному мирку "Семейной хроники". И критика отнеслась к "Детским годам" без былого восторга. Длинный ряд второстепенных литературных работ подвигался вперед параллельно с семейными воспоминаниями А. Частью, как, например, "Замечания и наблюдения охотника брать грибы", они примыкают к естественнонаучным наблюдениям его, в значительной же части продолжают его автобиографию. Его "Литературные и театральные воспоминания", вошедшие в "Разные сочинения" (М., 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов А. о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена "История моего знакомства с Гоголем", показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний А. никоим образом не означает старческого падения его дарования. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой А. скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Об А. справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа; он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля - и долго не мог выразить себя достойным образом. Но когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда "Повести Белкина" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромные по виду и более жизненные по существу формы, А. честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний А., как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения. В первое полное собрание сочинений А. (Мартынова, под редакцией И.С. Аксакова и П.А. Ефремова, СПб., 1886, 6 тт.; последнее издание Карцова) не вошли: его рассказ "Рекомендация министра" и полная редакция "Истории знакомства с Гоголем" ("Русский Архив", 1890, VIII). В новое собрание сочинений (изд. "Просвещение", СПб., 1909, 6 тт.), под редакцией А.Г. Горнфельда, снабженное вступительными статьями и примечаниями, не включены ранние литературные опыты, переводы и рецензии. Из вышедших в 1909 году - с прекращением авторского права - очень неполных популярных собраний сочинений некоторые (Поповой, Сытина, Тихомирова и др.) сопровождаются биографическими статьями и комментариями. Отдельно сочинения А. издавались многократно. Особого упоминания заслуживают издания "Аленького цветочка", ввиду их многочисленности, и новейшее издание "Записок ружейного охотника" (М., 1910, под ред. проф. Мензбира) - ввиду научного и иллюстрационного материала, сопровождающего текст. - См. Д. Языков, "Литературная деятельность С. Т. А." ("Исторический Вестник", 1891, № 9); "Русские книги"; "Источники словаря русских писателей" С.А. Венгерова (т. I, 1900); брошюра В.И. Межова, "С. Т. А." (СПб., 1888). Важнейшие характеристики, материалы для биографии и общие оценки: "И.С. Аксаков в его письмах" (М., 1888, ч. I); статьи А.С. Хомякова и М.Н. Лонгинова в полном собрании сочинений 1886 год (т. I); Н. Юшков, "Материалы для истории русской литературы. Первый студент Казанского университета" (Казань, 1891); А. Григорьев, "Мои литературные и нравственные скитания" ("Эпоха", 1864, № 3); Н. Павлов, "А. как цензор" ("Русский Архив", 1898, кн. 5); В.И. Панаев в "Вестнике Европы" 1867 год, № 3 - 4; А. В-н, в "Вестнике Европы" 1890 год, № 9; В. Майков, в "Русском Обозрении" 1891 год, № 6; В.П. Острогорский, "С. Т. А." (СПб., 1891); С.А. Венгеров, "Критико-Биографический словарь", т. I; П.Н. Милюков, "Из истории русской интеллигенции" (СПб., 1903); Д.А. Корсаков, в "Русской Мысли", 1892 год, № 1; С.А. Архангельский в "Русском Обозрении" 1895 год, № VII - IX; К.А. Полевой, в "Историческом Вестнике", 1887 год, № 5; Шенрок, в "Журнале Министерства Народного Просвещения" 1904 год, № VIII - X; Ю. Самарин, "С. Т. А. и его литературные произведения" (в "Сочинениях", т. I, М., 1878); Алферов и др., "Десять чтений по литературе" (М., 1895); Смирнов, "Аксаковы" ("Биографическая библиотека Павленкова", СПб., 1895); Ю. Айхенвальд, "Силуэты русских писателей", выпуск I (М., 1908); А. Горнфельд, в "Русском Богатстве", 1909 год, № 4, и "Бодром Слове" 1909 год, № 9 - 10; Ветринский , в собрании сочинений изд. Поповой (1904); Сидоров, в "Собрании сочинений" изд. Сытина (1909). Из отзывов об отдельных сочинениях А. - о "Семейной хронике": П.В. Анненкова ("Воспоминания и критические очерки", т. II), Н. Г-ва (Гилярова-Платонова, "Русская Беседа" 1856 год, № 1), Дудышкина ("Отечественные Записки", 1856 год, № 4), Ф. Дмитриева ("Русский Вестник" 1856 год, № 3), П.А. Плетнева ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1856, № 3); о "Детских годах Багрова внука": С. Шевырева ("Русская Беседа" 1858 год, № 10), А. Станкевича ("Атеней" 1858 год, № 14), Добролюбова ("Сочинения", т. I, стр. 344 - 386); о "Записках ружейного охотника": И.С. Тургенева ("Современник" 1853 год, т. 37; перепечатано во всех полных собраниях сочинений Тургенева и А.). Некоторые письма А. напечатаны в полном собрании сочинений 1886 года, в переписке И. С. А., в "Русском Архиве" за разные годы. Портрет, писанный Крамским, - в Третьяковской галерее. А. Горнфельд.

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Аксаков Сергей Тимофеевич" в других словарях:

    Отец Ивана и Константина Сергеевичей, род. 20 сентября 1791 года в гор. Уфе, умер 30 апреля 1859 г. в Москве. В "Семейной Хронике" и "Детских годах Багрова внука" С. Т. Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, а… … Большая биографическая энциклопедия

Аксаков Сергей Тимофеевич – известный русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Родился Сергей Аксаков (20 сентября) 1 октября 1791 года в городе Уфе. Он происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина.
Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества. Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии обработал в известную сказку «Аленький цветочек». Воспоминания детства и юности Аксакова легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).
В возрасте восьми лет, в 1801 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию. Там с перерывами из-за болезни, он учился до 1804 года, после чего в возрасте 14 лет был переведен в только что открывшийся Казанский университет. В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре и издавал рукописные журналы «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публиковал свои первые литературные опыты – стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле.
С 1806-го года Аксаков принимает участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. Свое участие в нём он прерывает в июне 1807 года в связи с переездом в Петербург.
В Петербурге произошло первое сближение Аксакова с литературными деятелями. В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной, Аксаков пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину Надеждино (Оренбургской губернии). Переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. Аксаков вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года.
В августе 1826 года Аксаков расстался с деревней навсегда. Наездом он бывал здесь, но, в сущности, до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. От должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского "Европеец" статью "Девятнадцатый век". При связях Аксакова ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем.
В 1839 году Аксаков, обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время: ряд театральных рецензий в «Драматических прибавлениях» к «Московскому Вестнику» и несколько небольших статей в «Галатее» (1828 - 1830). Его перевод мольеровского «Скупого» шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в «Московском Вестнике» (без подписи) его рассказ «Рекомендация министра».
Наконец, в 1834 году в альманахе «Денница» появился, также без подписи, его очерк «Буран». По мнению критиков, это – первое произведение, говорящее о настоящем писателе Аксакове. С тех пор творчество Аксакова развивалось плавно и плодотворно.
Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы известная популярность окружала Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград.
Временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженьи рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». Среди этих отзывов есть и статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках.
Вскоре по выходе «Записок ружейного охотника» стали появляться в журналах новые отрывки из «Семейной хроники», а в 1856 году она вышла отдельной книгой.
Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы последних лет жизни. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп – рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой.
Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова внука».
«Литературные и театральные воспоминания» Аксакова, вошедшие в «Разные сочинения», полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена, «История моего знакомства с Гоголем».
Эти последние сочинения написаны в промежутках тяжкой болезни, от которой Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве.
В 1991 году, когда широко отмечалось 200-летие со дня рождения Сергея Аксакова, в Уфе был открыт Мемориальный дом-музей писателя.
Мало какое здание может похвастаться такой богатой историей, как этот деревянный дом близ реки Белой. Он был построен в первой половине XVIII века. В здании размещалась канцелярия уфимского наместничества. Здесь же жила семья деда писателя по материнской линии Николая Зубова. После смерти Н.С. Зубова, дом выкупил отец писателя – Тимофей Аксаков.
В 1795 году вся семья переехала сюда на постоянное место жительства. Здесь они жили до 1797 года. Первые детские впечатления об этом доме можно найти в известной книге Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Вот фрагмент из этой семейной хроники:
«Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный зубинский деревянный дом... Дом был обит тесом, но не выкрашен; он потемнел от дождей, и вся эта громада имела очень печальный вид. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли, а окна из столовой на улицу, на противоположной стороне дома, возвышались аршина три над землей; парадное крыльцо имело более двадцати пяти ступенек, и с него была видна река Белая почти во всю свою ширину…»
С каждым уголком этого дома у Аксакова были связаны особые, теплые воспоминания. Этот дом интересен и сам по себе, как прекрасный образец архитектуры XVIII века.



Рассказать друзьям