«Автобиографическая повесть. Автобиографическая проза М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)" небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) ,

Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.)

Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабушкой и матерью)

Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным)

Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы)

Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью)

Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям - основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.)

Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.
- Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.)

Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Медведева Екатерина Михайловна,

МБОУ СОШ №67,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории,

[email protected]

Тема урока в 7 классе:

Автобиогра­фический характер повести М. Горького «Детство»

Две жизненные правды в повести «Детство» М. Горького

Цель:

Задачи:

Образовательная: отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающя: учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные. Научиться анализи­ровать текст повести

Метапредметные. Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобще­ния

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной ли­тературе

Личностные . Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой дея­тельности

Ход урока

Учащиеся видят на слайде высказывания известных писателей

Л.Н. Толстой : “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф. М. Достоевский : «Знайте то, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома... прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем эти высказывания? (о детстве)

Какое произведение мы будем изучать на этом уроке? (Повесть «Детство» М. Горького) Запись темы урока. Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Тема нашего урока “Две жизненные правды”. Как вы понимаете это сочетание?

Каким вы представляете себе эту пору детство? Составьте кластер

(к доске выходят желающие)

Таким ли мы видим детство у М. Горького? (нет)

Почему? С чем это связано?

Понятие о художественной автобиографии.

(Ученики отмечают, что в повести имя главного героя совпадает с именем автора. Алеша Пешков болел холерой летом 1871 года в Астрахани в возрасте 3 лет. Его отец ухаживал за сыном, заразился и умер. В главе 1 читаем: «Я был тяжко болен, - только что встал на ноги; во время болезни – я это хорошо помню – отец весело возился со мною, а потом вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек». После смерти отца мать с сыном возвращаются в семью матери. Находим подтверждение этого факта в повести. Ребята приводят и другие примеры.)

На основе презентации обучающиеся вспоминают, где и как жила семья Алеши, какова была общая атмосфера в доме.

А нужно ли говорить об этом, об этих некрасивых людях, жестоких сценах, грубости?

Физкультминутка (Релаксация)

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся вместе с Алёшей понять, какие они, дед и бабушка, что несут в мир, по каким законам живут, увидим, какие уроки дают мальчику. Наша задача - не просто представить характеристику персонажа, но и попытаться доказать, что рассмотренный персонаж оказал огромное воздействие на формирование личности и характера Алеши.

Сегодня мы поработаем в группах. Ваша задача: на основе аналитической работы с текстом представить сравнительную характеристику бабушки и деда Алеши, выявить, какую роль они сыграли в формировании его личности.

1 группа рассматривает внешнюю характеристику бабушки.

Чтение описания учащимися. -

2 группа оценивает душевные качества бабушки.

3 группа дает характеристику деду Алеши.

Вопросы к учащимся 1 и 2 группы.

1.Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты, сравнения использует Горький для описания внешности бабушки??

2. Когда Алеша плыл на пароходе, что привлекало его в бабушке? найдите подтверждение в тексте. Каковы особенности ее речи? Как ласково называла она Алешу? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке?

3.- Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми дух миролюбия? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).\

4. Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

5. Как во время сцены наказания вела себя бабушка?

6. Объясните, в чем причина покорности бабушки деду Каширину?

7. Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.?

8.Какие черты, присущие простым русским людям, воплотил Горький в образе бабушки?

9.В чем жизненная правда бабушки. Докажите. Что она убидительнее правды деда.

Вопросы к учащимся 3 группы :

1.Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте?

2.Как ведут себя во время ссоры братьев бабушка и дед, и как это характеризует каждого из них?

3. кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных?

4.почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами характера деда? Вспомните сцену наказания. Объясните причину жестокого поведения деда.

5.Выясните манеру деда разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда повелительные интонации

6.как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

7- Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости?- Каким увидел деда в этой беседе Алеша?

8 Что же ожесточило деда?

9 Как повел себя дед во время пожара?

10.В чем жизненная правда деда?

Анализ эпизода

“Пожар в красильне”. Ответьте, какие черты характера выявились в этой сложной, драматической ситуации?

(Выборочный пересказ.)

Дед растерялся, пришёл в отчаяние, не сопротивлялся, тихонько выл, бегал, суетился, отдавал бессмысленные приказания. Им руководило чувство собственного сохранения: приказывает Григорию остановить бабушку, выпускает повод из рук, обвиняет других, скупо хвалит Акулину Ивановну.

Бабушка не теряет самообладания; собранная, решительная, она рискует собой, заботится о других; обожжённая, чувствует не свою, а чужую боль.

Образ бабушки – один из самых очаровательных женских образов в русской литературе. Некрасов, поэт 19 века, написал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт.

Пожар – не самое страшное испытание, судьба пошлёт героям разорение и нищету.

Как восприняли герои бедствие?

(Бабушку не изменили тяжёлые материальные испытания, её отношение к миру и людям остаётся прежним. Она остаётся щедрой, сострадательной, не склоняет головы перед трудностями, внушает Алёше веру в то, что человек должен быть стойким, должен бороться с трудностями: “ Мы с тобой не прокормимся, - мы? Великое дело!”

Дед стал злым, жалким, беспомощным, ничтожным)

Почему герои такие разные в одинаковых жизненных ситуациях? В чём жизненная правда каждого из них7

(Бабушке чужды идеалы Кашириных: честолюбие, стремление выбиться “ в люди”, командовать, презрение и жестокость к слабым, бедным. Её ценности “вечные”- вера в Бога, любовь к людям, сочувствие, сострадание, щедрость, терпение.

Крушение идеалов разрушило жизненную основу деда. Его ценности – преходящие

Эвристическая беседа.

Почему бабушка и дед такие разные? Каковы их жизненные принципы? Бабушка – любовь к людям, щедрость и терпение, вера в Бога.

Дед – У деда своя жизненная правда. Очень боялся нищеты, всячески цеплялся за жизнь.

Но что–то хорошего осталось из воспоминаний о деде? Чему учил? (1. Родной бьет – это не обида, а наука! Чужому не давайся! Меня так били, что «поди-ка сам Господь Бог глядел и плакал!» стр.122 –зачитывает ученик. Дед жалуется? (Нет) 2. В чем смысл его слов? (Гордость за человека. Человек все может вынести! И дед хлебнул много горя, может быть поэтому он такой жестокий). 3. Дед не любил доносчиков! «Донос – не оправданье! Доносчику первый кнут!»

Обобщение. (учащиеся отвечают на вопросы учителя)

Человек – у Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям. Но человеку принадлежит также всё доброе, что есть в жизни!

Как рассмотренные персонажи оказали воздействие на формирование личности и характера Алеши? Доброта, сердечность, сострадание, сила характера бабушки и суровая школа жизни деда Каширина становятся основой формирования личности Алеши.

Прогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

Что в его характере для этого?

Рефлексия. Продолжите предложения: (они высвечиваются на слайде)

«На мой взгляд, произведение М. Горького «Детство» -…»;

«Автобиографическая повесть – это…»; «Правда- это»

«Повесть учит нас …».

«На уроке мне понравилось….»

Домашнее задание: На «4» и «5» Написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства;

на «3» составить синквейн на тему «Детство» в понимании М. Горького

Сочинение

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого продолжалась около шестидесяти лет. Первое его выступление в печати относится к 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи - «Современнике», редактировавшемся Некрасовым, появилась повесть Толстого «Детство». Автору повести исполнилось к тому времени двадцать четыре года. Имя его в литературе никому еще не было известно. Толстой не решился подписать свое первое произведение полным своим именем и подписал его буквами: Л. Н. Т.

Между тем «Детство» свидетельствовало не только о силе, но и о зрелости таланта молодого писателя. Это было произведение сложившегося мастера, оно привлекло к себе внимание читательской массы и литературных кругов. Вскоре после опубликования «Детства» в печати (в том же «Современнике») появились новые произведения Толстого- «Отрочество», рассказы о Кавказе, а затем знаменитые Севастопольские рассказы. Толстой занял место в ряду виднейших писателей того времени, о нем стали говорить, как о великой надежде русской литературы. Толстого приветствовали Некрасов и Тургенев, о нем написал замечательную статью Чернышевский, являющуюся и по сей день выдающейся работой в литературе о Толстом.

Толстой начал работать над «Детством» в январе 1851, а закончил в июле 1852 года. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Автобиографическая повесть Детство и Отрочество. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В промежуток между началом и окончанием работы над «Детством» произошла серьезная перемена в жизни Толстого: в апреле 1851 года он уехал со своим старшим братом Николаем на Кавказ, где тот служил в армии офицером. Спустя несколько месяцев Толстой был зачислен на военную службу. В армии он находился до осени 1855 года, принимал активное участие в героической обороне Севастополя.

Отъезд Толстого на Кавказ был вызван глубоким кризисом его духовной жизни. Кризис этот начался еще в его студенческие годы. Толстой очень рано стал замечать отрицательные стороны в людях, его окружавших, в самом себе, в условиях, среди которых ему приходилось жить. Праздность, тщеславие, отсутствие каких-либо серьезных духовных интересов, неискренность и фальшь - вот те недостатки, которые с возмущением отмечает Толстой юноша в близких ему людях и частично в самом себе. Толстой задумывается над вопросом о высоком назначении человека, он пытается найти себе настоящее дело в жизни. Учеба в университете не удовлетворяет его, он оставляет в 1847 году университет, после трехлетнего пребывания в нем, и из Казани направляется в свою усадьбу - Ясную поляну. Здесь он пытается сам управлять принадлежащим ему имением главным образом с целью облегчить положение крепостных крестьян. Из этих его попыток ничего не получается. Крестьяне не доверяют ему, его попытки помочь им рассматривают как хитрые уловки помещика.

Убедившись в неосуществимости своих намерений, Толстой юноша стал проводить свое время преимущественно в Москве, частью в Петербурге. Внешне он вел образ жизни, типичный для молодого человека из богатой дворянской семьи. На самом деле его ничто не удовлетворяло. Он всё глубже задумывался над целью и смыслом жизни. Эта напряженная работа мысли молодого Толстого нашла свое отражение в дневнике, который он вел в это время. Дневниковые записи всё более и более разрастались, всё ближе и ближе подводили его к литературным замыслам.

Мировоззрение Толстого формировалось как мировоззрение человека, который стремился понять самые глубокие процессы, происходившие в современной ему действительности. Документом, свидетельствующим об этом, является дневник молодого Толстого. Дневник послужил для писателя той школой, в которой формировалось его литературное мастерство.

На Кавказе, а затем в Севастополе в постоянном общении с русскими солдатами, людьми простыми и в то же время величественными, крепли симпатии Толстого к народу, углублялось его отрицательное отношение к эксплуататорскому строю.

Начало литературной деятельности Толстого совпадает с началом нового подъема освободительного движения в России. Тогда же начинал свою деятельность и великий революционный демократ Чернышевский, ровесник Толстого. Чернышевский и Толстой стояли на различных идеологических позициях: Чернышевский был идеологом крестьянской революции, а Толстой, вплоть до конца 70-х годов, был связан с идеологией и жизненными позициями дворянства, но вместе с тем питал глубочайшие симпатии к народу, понимал весь ужас его положения, непрестанно думал о том, какими средствами можно облегчить его участь. Симпатии Толстого к народу и понимание художником положения народа нашли сильное и яркое отражение в самых первых его произведениях. Творчество молодого Толстого неразрывно связано с начавшимся демократическим подъемом в стране, с ростом всей передовой русской литературы того времени. Вот почему Толстого так горячо приветствовала русская демократия.

Связь с народом, которая установилась у Толстого в раннюю пору жизни, послужила отправным пунктом для всей его творческой деятельности. Проблема народа - основная проблема всего творчества Толстого.

В статье «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» В. И. Ленин писал:

«Толстой знал превосходно деревенскую Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих художественных произведениях такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям мировой литературы. Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозерцания. По рождению и воспитанию Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России, - он порвал со всеми привычными взглядами этой среды - и, в своих последних произведениях, обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

В творчестве Толстого, в его рассказах, повестях, пьесах, романах - «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», - как указывает В. И. Ленин, отразилась целая эпоха в истории России, в жизни русского народа, эпоха с 1861 по 1905 год. Эту эпоху Ленин называет эпохой подготовки первой русской революции, революции 1905 года. В этом смысле Ленин говорит о Толстом, как о зеркале русской революции. Ленин подчеркивает, что Толстой отражал в своем творчестве и силу и слабость ее.

Ленин характеризует Толстого, как величайшего художника-реалиста, творчество которого явилось шагом вперед в художественном развитии всего человечества.

Реализм Толстого непрестанно развивался на протяжении всего его творческого пути, но с большой силой и своеобразием он проявился уже в его самых ранних произведениях.

Вскоре после окончания «Детства» Толстой задумал произведение в четырех частях - «Четыре эпохи развития». Под первой частью этого произведения разумелось «Детство», под второй - «Отрочество», под третьей - «Юность», под четвертой - «Молодость». Толстой осуществил не весь замысел: «Молодость» не была написана вовсе, а «Юность» не была доведена до конца, для второй половины повести была написана вчерне только первая глава. Над «Отрочеством» Толстой работал с конца 1852 по март 1854 года. «Юность» была начата в марте 1855 года - окончена в сентябре 1856 года, когда прошло уже около года после отъезда Толстого из армии.

В своем произведении «Четыре эпохи развития» Толстой намеревался показать процесс становления человеческого характера от самой ранней детской поры, когда зарождается духовная жизнь, до молодости, когда она вполне самоопределяется.

В образе героя Толстого в значительной степени отражены черты личности самого автора. «Детство», «Отрочество» и «Юность» поэтому принято называть автобиографическими повестями. Это повести большой силы художественного обобщения. Самый образ; Николеньки Иртеньева является глубоко типичным образом. В образе Николеньки Иртеньева воплощены черты лучшего представителя дворянской среды, вступившего в непримиримый разлад с нею. Толстой показывает и то, как среда, в которой жил его герой, отрицательно влияет на него, и то, как герой пытается противостоять среде, возвыситься над нею.

Герой Толстого - человек сильного характера и выдающихся способностей. Иным он и не мог быть. Создание образа такого героя было облегчено Толстому тем, что он опирался на собственную биографию.

Повесть «Детство», как и автобиографическую трилогию в целом, нередко называли дворянской хроникой. Автобиографическая трилогия Толстого противопоставлялась автобиографическим произведениям Горького. Некоторые исследователи творчества Горького указывали на то, что Толстой описал «счастливое детство», детство, не знающее забот и лишений, детство дворянского ребенка, и Горький, по мысли этих исследователей, противостоит Толстому, как художник, который описал детство несчастливое, детство, полное забот и лишений, детство, не знающее никаких радостей. Противопоставление Горького Толстому незаконно, оно искажает автобиографическую трилогию Толстого. Детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, не похоже на детство Алеши Пешкова, но оно отнюдь не является идиллическим, счастливым детством. Толстой меньше всего был заинтересован в том, чтобы восхищаться тем довольством, которым, был окружен Николенька Иртеньев. Толстого интересует совершенно другая сторона в его герое.Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева и в период детства, и в период отрочества, и в период юности является его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте.

Каковы же причины, каков источник этих устремлений Николеньки Иртеньева?

Первоначальным источником этих высоких духовных устремлений Николеньки Иртеньева является образ матери, которая олицетворяла для него всё прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки Иртеньева сыграла простая русская женщина - Наталья Савишна.

В своей повести Толстой действительно называет детство счастливой порой человеческой жизни. Но в каком смысле? Что он подразумевает под счастьем детства? XV глава повести так и называется: «Детство». Она начинается словами:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

В конце главы Толстой снова обращается к характеристике детства, как счастливой поры человеческой жизни:

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели- невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?»

Таким образом, мы видим, что детство Толстой называет счастливой порой человеческой жизни в том смысле, что в эту пору человек наиболее способен испытывать любовь к другим и делать им добро. Именно только в этом, ограниченном смысле детство казалось Толстому самым счастливым временем жизни.

На самом деле детство Николеньки Иртеньева, описанное Толстым, отнюдь не было счастливым. В детские годы Николенька Иртеньев испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях и в том числе в людях, самых близких для него, разочарований в самом себе.

Повесть «Детство» начинается со сцены в детской комнате, начинается незначительным, пустяковым случаем. Учитель Карл Иваныч убил муху, и убитая муха упала на голову Николеньке Иртеньеву. Николенька начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой Карл Иваныч убил муху? Почему именно ему, Николеньке, Карл Иваныч сделал неприятность? Почему Карл Иваныч не убил муху над кроваткой Володи, брата Николеньки? Задумавшись над этими вопросами, Николенька Иртеньев приходит к такой мрачной мысли, что цель жизни Карла Иваныча состоит в том, чтобы причинять неприятности ему, Николеньке Иртеньеву; что Карл Иваныч злой, неприятный человек. Но вот проходит несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает его щекотать. Этот поступок Карла Иваныча дает Николеньке новый материал для размышлений. Николеньке было приятно, что его щекочет Карл Иваныч, и он теперь думает, что был в высшей степени несправедлив, приписав ранее Карлу Иванычу (когда тот убил муху над его головой) самые злые намерения.

Уже этот эпизод дает основание Толстому показать, как сложен духовный мир человека.

Существеннейшая особенность изображения Толстым своего героя состоит в том, что Толстой показывает, как постепенно перед Николенькой Иртеньевым раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего его мира и истинного его содержания. Николенька Иртеньев постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Николенька Иртеньев замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям, а также к самому себе, так как свойственную людям фальшь и неестественность он видит и в себе. Замечая в себе это качество, он нравственно казнит себя. В этом отношении характерна глава XVI - «Стихи». Стихи были написаны Николенькой по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Обнаружив это, Николенька Иртеньев начинает доискиваться, как он мог написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой стороны - неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать попрежнему, - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке.

Все приведенные эпизоды свидетельствуют о духовном росте героя. Одним из выражений этого является развитие в нем аналитической способности. Но эта же аналитическая-способность, содействуя обогащению духовного мира ребенка, разрушает в нем наивность, безотчетную веру во всё доброе и прекрасное, что Толстой считал «лучшим даром» детства. Это хорошо иллюстрируется главой VIII - «Игры». Дети играют, и игра доставляет им громадное наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра перестает доставлять детям наслаждение. Первым высказывает мысль о том, что игра не есть настоящее, Володя - старший брат Николеньки. Николенька понимает, что Володя прав, но, тем не менее, слова Володи его глубоко огорчают.

Николенька размышляет: «Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..»

Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляла радости Николеньке Иртеньеву. дости Николеньке Иртеньеву. Настоящая жизнь для Николеньки - это жизнь «больших», то есть взрослых, близких ему людей. И вот Николенька Иртеньев живет как бы в двух мирах - в мире детском, привлекающем своей гармонией, и в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия.

Большое место в повести Толстого занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других, может быть, больше всего восхищает Толстого. Но восхищаясь этим чувством ребенка, Толстой показывает, как мир больших, мир взрослых людей дворянского общества разрушает это чувство, не дает ему возможности развиться во всей чистоте и непосредственности. Николенька Иртеньев был привязан к мальчику Сереже Ивину;

Но он по-настоящему не смог сказать о своей привязанности, чувство это так и погибло в нем.

Отношение Николеньки Иртеньева к Илиньке Грапу раскрывает другую черту в его характере, опять-таки отражающую дурное влияние на него мира «больших». Толстой показывает, что его герой был способен не только к любви, но и к жестокости. Иленька Грап был из небогатой семьи, и он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева. Николенька не отстает от своих друзей. Но тут же, как всегда, испытывает чувство стыда и раскаяния.

Последние главы повести, связанные с описанием смерти матери героя, подводят как бы итог его духовному и нравственному развитию в детские годы. В этих последних главах неискренность, фальшь и лицемерие светских людей подвергаются буквально бичеванию. Николенька Иртеньев наблюдает за тем, как сам он и близкие ему люди переживают смерть его матери. Он устанавливает, что никто из них, за исключением простой русской женщины - Натальи Савишны, не был до конца искренен в выражении своих чувств. Отец, казалось, был потрясен несчастьем, но Николенька отмечает, что отец был эффектен, как всегда. И это ему не нравилось в отце, заставляло его думать, что горе отца не было, как он выражается, «вполне чистым горем». Даже в искренность переживаний бабушки Николенька не до конца верит. Жестоко осуждает Николенька и себя за то, что он только на одну минуту был целиком поглощен своим горем.

Единственным человеком, в искренность которого вполне и до конца верил Николенька, была Наталья Савишна. Но она-то как раз и не принадлежала к светскому кругу. Важно отметить, что последние страницы повести посвящены именно образу Натальи Савишны. В высшей степени примечательно и то обстоятельство, что образ Натальи Савишны Николенька Иртеньев ставит рядом с образом своей матери. Тем самым он признает, что Наталья Савишна сыграла в его жизни такую же важную роль, как и его мать, а может быть, - еще важнее.

Заключительные страницы повести «Детство» овеяны глубокой грустью. Николенька Иртеньев находится во власти воспоминаний о матери и Наталье Савишне, уже умерших к тому времени. Николенька уверен, что с их смертью отошли в прошлое самые светлые страницы его жизни.

В повести «Отрочество», в противоположность «Детству», где показано наивное равновесие между аналитической способностью ребенка и верой его во всё доброе и прекрасное, в герое преобладает аналитическая способность над верой. «Отрочество» - повесть очень мрачная, она отличается в этом отношении и от «Детства» и от «Юности».

В первых главах «Отрочества» Николенька Иртеньев как бы прощается с детством перед вступлением в новую полосу своего развития. Окончательное прощание с детством происходит в главах, посвященных Карлу Иванычу. Расставаясь с Николенькой, Карл Иваныч рассказывает ему свою историю. Он рассказывает о себе, как о человеке глубоко несчастном, и в то же время из рассказа Карла Иваныча видно, что он очень добрый человек, что он никому в жизни не сделал зла, что он, наоборот, всегда стремился делать добро людям.В результате всех злоключений, которые претерпел Карл Иваныч, он сделался человеком не только несчастным, но и отчужденным от мира. И вот этой-то стороной своего характера Карл Иваныч близок Николеньке Иртеньеву, этим и интересен для него. С помощью истории Карла Иваныча Толстой помогает читателю уяснить сущность своего героя. Вслед за теми главами, в которых рассказана история Карла Иваныча, идут главы: «Единица», «Ключик», «Изменница», «Затмение», «Мечты» - главы, в которых описываются злоключения самого Николеньки Иртеньева.. В этих главах Николенька выглядит иногда, несмотря на различия в возрасте и положении, очень похожим на Карла Иваныча. И свою судьбу Николенька здесь прямо сопоставляет с судьбой Карла Иваныча.

Каков смысл этого сопоставления героя повести с Карлом Иванычем? Смысл этот в том, чтобы показать, что уже в ту пору духовного развития Николеньки Иртеньева он так же, как Карл Иваныч, чувствовал себя человеком, отчужденным от мира, в котором жил.

На смену Карлу Иванычу, облик которого соответствовал духовному миру Николеньки Иртеньева, приходит новый гувернер - француз Jerome. Jerome для Николеньки Иртеньева - это воплощение того мира, который стал для него уже ненавистен, но который он, по своему положению, должен был уважать. Это приводило era в раздражение, делало его одиноким. И вот после главы, которая носит такое выразительное название - «Ненависть» (эта глава посвящена Лёгбте"у и объясняет отношение Николеньки Иртеньева к людям, его окружающим), идет глава «Девичья». Эта глава начинается так:

«Я чувствовал себя всё более и более одиноким, и главными? моими удовольствиями были уединенные размышления и наблюдения».

Вследствие этого одиночества возникает тяготение Николеньки^ Иртеньева к другому обществу, к простым людям.

Однако наметившаяся в этот период связь героя Толстого с миром простых людей еще очень непрочна. Пока еще отношения эти эпизодичны и случайны. Но, тем не менее, и в этот период мир-простых людей имел для Николеньки Иртеньева очень большое-значение.

Герой Толстого показан в движении и развитии. Самоуспокоенность и самодовольство ему совершенно чужды. Постоянно совершенствуя и обогащая свой духовный мир, он вступает во всё более глубокий разлад с окружающей его дворянской средой. Автобиографические повести Толстого пронизаны духом социальной критики и социального обличения господствующего меньшинства. В Нико-леньке Иртеньеве обнаруживаются в зародыше те свойства, которыми Толстой впоследствии наделит таких своих героев, как Пьер Безухов («Война и мир»), Константин Левин («Анна Каренина»), Дмитрий Нехлюдов («Воскресенье»).

Прошло сто лет с момента опубликования автобиографических повестей Толстого, но и в наши дни они сохраняют всю свою силу. Они дороги советскому читателю не менее, чем передовому читателю того времени, когда они были написаны и появились в свет. Они близки нам прежде всего своей любовью к человеку, со всем богатством его духовного мира, своей мыслью о высоком назначении человека, своей верой в человека, в его способность победить всё низкое и недостойное.

Начав свою литературную деятельность повестью «Детство», Толстой создал на протяжении творческого пути огромное количество замечательных художественных произведений, среди которых возвышаются его гениальные романы - «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье». Толстой и его творчество - гордость русской литературы, русского народа. В беседе с Горьким Ленин сказал, что в Европе нет такого художника, которого можно было бы поставить рядом с Толстым. По словам Горького, Толстой - это целый мир; и человек, не читавший Толстого, не может считать себя культурным человеком, человеком, знающим свою Родину.

Конспект урока литературы в 7 классе

учителя русского языка и литературы Потемкиной Т.Т.

с использованием технологии проблемного обучения, игровых, групповых, здоровьесберегающих технологий.

Тема урока. М. Горький. Слово о писателе. Автобиографический характер повести«Детство» .

Задачи:

Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентации, выставка книг.

Ход урока.

1. Организация начала урока .

2. Словарная работа.

Биография, автобиография, автобиографический.

Псевдоним .

Кто обычно использует псевдоним?

(Творческие люди: писатели, художники, музыканты и т. д.)

С какой целью они берут псевдоним?

(Для того чтобы скрыть настоящее имя)

У кого из известных вам писателей были псевдонимы?

3. Мини-исследование «Псевдонимы Горького» (сообщение ученика )

Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе - Пешков…».

Максим Горький- это псевдоним, который характеризует не только судьбу Алексея Максимовича, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных. Максим Горький - эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Интересно, что когда псевдоним Максим Горький употреблялся с отчеством, то использовалось настоящее имя и отчество – Алексей Максимович.

Впоследствии писатель пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.

4 Сообщения учащихся ( индивидуальные задания ) о жизни и творчестве писателя

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство»(1914г.) Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». В литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных слоёв, а «снизу», из народа.

Информация учителя « Повесть «Детство» в творчестве писателя»

Детство- важный период в жизни человека. В эту пору закладываются все нравственные основы. Поэтому в литературе тема детства приобретает широкое осмысление.

(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

Иван Бунин Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна.

но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Какова тема стихотворения?

Какие слова выражают основную мысль стихотворения?

Динамическая пауза.

Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”

С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..

Вспомните, какие произведения о детстве вы читали.

Васюткино озеро”, «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьева; “Великие путешественники” М.Зощенко;
“Уроки французского” В.Распутина; “Скворцы” В.Белова и т.д.

Каждый писатель задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот прекрасный мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве.

Приложение №1

Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?

Л.Толстой : “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.

Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома” .

В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо”

(Дети высказывают свое мнение по данному вопросу, едины в одном: картины детства Горького безрадостные)

Группа учащихся, подготовив презентацию, предлагает отправиться в заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей Детства - дом деда Каширина.

(Просмотр презентации.)

В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображению формирования человека писатель определил так: «Не про себя я рассказываю».

(Учитель читает отрывок из 12 главы повести).

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12 главе, они являются своеобразным эпиграфом ко всей повести.

Вспомните, чем автобиография отличается от художественной автобиографии?

Проведем исследовательскую работу: сравним факты биографии писателя и их отражение в повести. Для этого необходимо заполнить таблицу (ребята получают раздаточный материал), работают в группах.


Приложение 2

(Заполнив таблицу, ребята обмениваются материалами)

Текст повести прочитан заранее. Заполняя таблицу, вы еще раз окунулись в мир детских впечатлений писателя. Поэтому необходимо сформулировать основную мысль повести.

После высказываний ребят читаю слова самого Горького, записывают в тетрадь:

Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого, отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.»

Согласны ли вы со словами самой повести?

Рефлексия.

Викторина. (Номинация «Внимательный читатель»)

(Работа выполняется письменно, ребята записывают только ответы, поэтому проверка осуществляется быстро)

1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)

2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)

3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)

4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? (Деньги, брат,- ерунда)

5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)

6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон)

7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)

Итог урока. Выставление оценок. Выявление самого активного участника урока.

Домашнее задание.

1 Лингвистический словарь: автобиографическая повесть; псевдоним.

2 Подобрать литературный материал в повести по теме «Свинцовые мерзости русской жизни».

Ход урока

I. Организационный момент.

2. Беседа по вопросам.

3. Слово учителя.

Повесть «Детство» - произведение характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с пародом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Ы. Гарина-Михайловского,), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.


V. Подведение итогов урока.

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ.

СОЧИНЕНИЕ. Обучение анализу эпизода

Цели: работать над составлением плана, подбором и расположением материала, отбором соответствующих плану цитат, их оформлением; учить логическому расположению материала; обогащать словарный запас.

Методические приемы: чтение текста, ответы на вопросы, анализ отобранного материала, рассказ по плану с использованием цитат.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Составление планов к сочинениям.

1. Составление плана к сочинению «Судьба деда Каширина».

Наше первое знакомство с дедом. Что рассказал он Алеше о прежней жизни? Каковы его отношения с Григорием Ивановичем? Как относится дед Каширин к своим сыновьям, внукам? Какие качества проявляет во время пожара? Ради чего жил дед Алеши? Каков итог его жизни?

2. Составление плана к сочинению «».

1) Кем для Алеши была бабушка?

2)Отношение ее к богатству.

3)Любовь к людям.

4)Смелость, решительность Акулины Ивановны.

5)Связь ее с жизнью народа.

3. Рассказ по плану о бабушке, рассуждения подкреплять цитатами.


Составление цитатного плана, ответ по плану.

Характеристика Алеши. «... Все не понравились мне...» «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пест­рая... жизнь» или «Дом деда был наполнен горячим туманом враж­ды...». «...Дед следит за мною умными и зоркими... глазами...» «Нет, Максим не бил его, да и мне запретил». «...Оно (сердце) стало... чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». «Я и любил Ивана, и удивлялся ему до немоты». «Я не мог терпеть, когда ребята стравливали собак...» «Я не мог подойти к нему (Григорию Ивановичу)...» «Так кончилась моя дружба с первым человеком из беско­нечного ряда чужих людей...»

10) «...Свинцовые мерзости дикой русской жизни...»

IV. Работа в черновиках.

V. Чтение и анализ 2-3 работ учащихся.

VI. Редактирование в черновиках.

VII. Написание сочинения в чистовик.

Домашнее задание: познакомиться с легендой о Данко; подумать, какова ее главная мысль, отражена ли она в иллюстрациях на с. 106. Подготовить выразительное чтение вслух; сохранив особый, сказочный ритм.

Тема: АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868-1936). ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО». Автобиографический характер повести. «Тесная жизнь неуемного племени». Мастерство писателя в изображении быта и характеров.

Цель: познакомить с повестью, с ее героями, подчеркнуть жестокость не только взрослых, но и детей; жадность; влияние окружающей среды на характеры и поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях.

Методические приемы: работа по учебнику, аналитическая беседа, выразительное чтение текста, подбор цитат.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение 2-3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти» и «В деревне», рецензирование.

Сообщение темы и целей урока. Изучение новой темы.

1. Чтение материала учебника (с19-22)

2. Беседа по вопросам.

    Что рассказал писатель о своем детстве? Что значит трилогия? (1913 - «Детство», 1916 - «В людях», 1922 - «Мои университеты».) Что поразило Горького в детстве? (Бессмыслешшя жестокость.)

Что советует нам писатель? («Учитесь... Читайте...» «Читайте больше)

3. Слово учителя.

Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений.

Повесть «Детство» - произведение автобиографического характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с пародом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Ы. Гарина-Михайловского,), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.


Чтение учителем I главы повести. Работа по главе. Беседа по вопросам.
    Какой видит Алеша бабушку? (II ч.,Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло, радость. «Светилась изнутри...») Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни?. «До нее, как будто спал я... силой для трудной жизни».)

О чем говорят ее восклицания: «... как хорошо-то!»? (Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру

умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.). (О природе, о городе.)

Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «...выдернул» из толпы, «...отодвинул...», «Что-о, дура...», «...скулы — те отцовы... Нарастающее в душе чувство одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной...»..)

В ы вод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной.

V. Подведение итогов урока.

Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?

М. Горький «Детство»

1) Не является автобиографическим произведение:

а) М. Горького «Детство»;

б) «Детство»;

в) «Лапти».

2) Здоровых творческих корней народной жизни лишен:

б) дядя Яков;

в) бабушка Акулина Ивановна.

3) Жанр произведения:

б) рассказ;

в) повесть.

4) Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек»;

б) что «это - живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...»

в) что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

5) Тема произведения:

а) жизнь Алеши;

б) судьба деда;

в) рассказ о бабушке.

6) Название произведения:

а) указывает на главного героя,

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

7) Жизнь Алеши, показанная в произведении, представляется:

а) типичной;

б) трагичной;

в) исключительной.

8) Главным героем произведения является:

а) вымышленный персонаж;

б) реальный человек;

в) передана одним из персонажей.

10) Алеша выучился грамоте с помощью:

б) бабушки;

в) жены дяди Якова.



Рассказать друзьям