Почему ребенок не хочет ходить в школу? Как привить ребенку любовь к школе? Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Важно еще с первого похода ребенка в школу привить ему любовь к учебе. Большинство родителей, которые встречались мне за годы практики, скорее вырабатывали у своего чада отторжение книг и занятий. Поговорим о том, что делать, если ребенок отказывается делать уроки, а также чего предпринимать не стоит.

Поиск причин нежелания учиться

Для родителя, столкнувшегося с проблемой выполнения уроков ребенком, стоит усвоить одну, возможно, не совсем понятную истину - ребенок ни в чем не виноват. На отношение к школе и урокам не могут влиять плохие гены родственников, пример соседа или патологическая, по мнению некоторых родителей, лень ребенка. В младших классах дети не учатся именно из-за неправильного воспитания.

Список самых распространенных оплошностей, которые допускают родители:

  • Книга-наказание. Часто можно наблюдать картину, когда ребенка наказывают чтением или заставляют учить стих. А вы бы любили читать, если бы вас заставляли это делать ежедневно, вне зависимости от настроения, да еще сопровождая словами: «Ты должен!»?
  • Указывают только на ошибки. Довольно распространенное явление, когда процесс выполнения уроков превращается на игру «Ткни носом ребенка». Не забывайте - ребенок только учится, он не способен выполнять все задания идеально. Если ребенок не хочет делать уроки, у него уже выработан страх сделать ошибку, а на ошибках, как всем известно, и учатся.
  • Все свободное время на уроки. Ребенок целый день проводит в школе и только попадая в стены родного дома, он сразу слышит: «А ты уроки собираешься делать?». Он не должен постоянно проводить время за книжками. Нужно помнить, что детям необходим отдых и время на игры.
  • Обидные слова. Обзывать ребенка за нежелание учиться - убивать в нем индивидуальность и вырабатывать комплексы. Любое негативное воздействие (крик, обиды, принуждения) несет только деструктивный характер.

Для каждого родителя важно суметь сделать так, чтобы с учебой у их чада были связаны только приятные ассоциации.

Как заставить ребенка учиться?

Часто спрашивают именно так. Уже сама формулировка вопроса говорит о неправильном подходе родителей к воспитанию любви к знаниям у ребенка. Заставить его не получится. Все угрозы отдать в интернат, наказания или морали - путь в никуда. Страх - плохой мотиватор. Можно только заинтересовать в выполнении уроков.

Уроки - занятие для двоих

Когда ребенок пошел в первые классы, недостаточно полагать, что его всему должны учить в школе. Без помощи родителя выполнить задание невероятно сложно. Поддержка и помощь отца или матери окажет чудесное воздействие: малыш поймет, что ему есть на кого положиться, и он не один.

«Да!» играм

Мозг ребенка устроен так, что он получает знания, играя. Поэтому его жизнь должна быть полна интересных ему игр. После прихода со школы дайте возможность ребенку погулять и отдохнуть, снять напряжение после школы. Скажите, что у него есть, к примеру, 2 часа поиграть. За 10 минут до истечения срока игр напомните, что вам обоим пора идти делать уроки, а когда их закончите – можно будет опять поиграть.

Особо важный момент: превратить выполнение домашнего задания в игру. Можно попросить ребенка нарисовать то, о чем он прочитал. Также заучивая стишок, его можно вместе петь. Такие методики позволяют привить любовь к занятиям - у ребенка будет возможность проводить больше времени с родителями, и он это оценит.

Правильная мотивация

Нужно знать, как мотивировать ребенка к учебе, это принесет хорошие результаты. К примеру, малышу очень травятся танцы. Отдайте его танцевать, но скажите, что туда не берут детей, которые плохо учатся. Не стоит его мотивировать долгосрочной перспективой стать президентом или ученым. Поставьте перед ним цели, которые можно выполнить в течение короткого времени. Чувство ребенка, что он уже чего-то достиг, подвигнет его развиваться дальше.

Сводите ребенка, в награду за хорошие успехи или хотя бы за старания, посмотреть любимый мультик в кинотеатр или в цирк. Так он увидит, что учеба способна помочь достичь желаемого.

Умеренные нагрузки

Нужно выбирать учебное заведение исходя из способностей детей.

Марьяна считала, что повышение нагрузок поможет ее сыну добиться успеха в жизни. Мама заставляла сына все свободное время проводить за книгами и даже записала в школу для детей-гениев. Но Павел не тянул учебу на уровне с другими детьми, что вызвало обратный эффект - у ребенка нет желания учиться, появились комплексы, и отношение к матери испортилось.

Ребенок должен получать именно те нагрузки, которые может осилить. Правильным развитием можно помочь чаду использовать по максимуму данные природой возможности, но сделать из него гения не выйдет. В случае Марьяны выход оказался простым: Павла перевели в другую школу, расписали режим (на выполнение уроков 3 часа, а остальное время - игры), и мама начала помогать делать уроки 9 летнему ребенку. Уже спустя 2 месяца маму и сына было трудно узнать.

Как помочь ребенку учиться?

В этом деле нужно быть очень аккуратным. С одной стороны, нужно помогать своему чаду, а с другой - избалованные родительским вниманием дети привыкают, что уроки делают за них.

  • Займите позицию друга/советчика. Задача родителя - показать, как делается правильно и заинтересовать сделать самому. Будьте с ребенком на равных.
  • Похвала - отличный мотиватор.
  • Если ребенок медленно делает уроки - не торопите его. Постоянно находитесь с ним, и он перестанет отвлекаться при выполнении домашнего задания. Уберите со стола, где учится ребенок, лишние предметы. Еще лучше, выделите отдельное место для выполнения уроков. Это создаст подобие ритуала, способного улучшить концентрацию внимания ребенка. Он будет на подсознательном уровне знать, что сесть за этот стол - выучить уроки.
  • Не заставляйте его выполнять задания наперед. Делайте с ним только то, что задали на завтра.

В целом, выполнение уроков должно стать обычным занятием, наряду с играми, приемом пищи и водными процедурами. Не пытайтесь особо акцентировать внимание ребенка именно на уроках - у него иной способ мышления. Доводы того, как это важно, на него не подействуют.

Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке?

Помочь ребенку преодолеть стеснение поможет:

  • Домашняя репетиция. Возможно, у ребенка негативный опыт ответа, и появился страх быть осмеянным. Отрепетируйте все до мелочей и вселите уверенность, что он справится.
  • Поиграйте в урок. Покажите, что, отвечая первым, ребенок избегает необходимости переживать томные моменты выбора преподавателем ученика, который выйдет к доске.
  • Поговорите с ребенком. Возможно, за стеснением отвечать кроется негативное отношение одноклассников - ваше чадо просто старается лишний раз не быть предметом всеобщего внимания.

В особых случаях стоит поговорить с учителем. Вероятно, он должен знать причины проблем ребенка, а иногда и сам является очагом возникновения этих причин.

Прививая ребенку любовь к учебе, помните, что он вам ничего не должен и принимайте его таким, каким он есть. Просто любите свое чадо и вложенная любовь вернется с лихвой.

Каждая мама согласится, что случаи с нежеланием ее ребенка идти в школу и учиться бывали много раз. Причины этой проблемы могут скрываться в различных ситуациях. При этом методы их решения в каждой семье собственные. Если вы не знаете, что делать, когда ребенок не хочет учиться, то данный материал поможет правильно разобраться в ситуации.

Причины

Оснований для нежелания учиться у детей может быть большое количество:

  1. Сложный процесс обучения. Такая проблема часто возникает, когда родители либо отдают ребенка слишком рано в школу, либо ведут его учиться в лицей или гимназию. Это может привести к тому, что уровень развития ребенка не будет успевать за нагрузками в школьной программе и, как следствие, учеба будет отталкивать и вызывать только негативные эмоции.
  2. Несамостоятельность ребенка. Часто родители вынуждены работать с раннего утра до поздней ночи и проконтролировать выполнение домашнего задания дома нет возможности. В такой ситуации, ребенок предоставлен сам себе и занимается всем, но только не уроками.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье. Конфликты между родителями, а также гиперопека или гипоопека, может вызвать нежелание у ребенка посещать школьные занятия.
  4. Комплексы. Они могут развиваться у ребенка с раннего детства и преследовать его на протяжении всей жизни. Корректировать комплексы у ребенка сможет только специалист, используя психологическими методами. Родителям обязательно необходимо следить за своим чадом и его поведением.
  5. Плохие отношения со сверстниками. Выявить что-то неладное просто. Ребенок возвращается из школы угнетенным, мало говорит о школьной жизни, часто плачет без причины или не упоминает своих одноклассников.
  6. Плохая компания. Вытащить свое чадо с плохой компании возможно, главное не потерять тот момент, когда это еще осуществимо.
  7. Расстройства дидактогенного свойства. Подобное состояние часто проявляется у школьников в виде головных болей, сильном волнении, болях в животе и полном забывании учебного материала. Ребенок забывает весь ранее выученный материал.

Таким образом, причин, когда ребенок совсем не хочет учиться может быть много и важно понять, какая из них касается именно вашего ребенка. Когда причина определена, то необходимо сразу же браться за решение этой проблемы.

Как помочь

Чтобы помочь собственному ребенку, родители должны выполнять простые правила:

  • Трезво оценивайте способности ребенка. Перед тем, как отдать ребенка в первый класс либо перевести его из привычной государственной школы учебные заведения нового типа, воспользуйтесь советами психологов. Также найдите квалифицированного специалиста, который проведет дошкольное тестирование и даст оценку базовым знаниям вашего ребенка.
  • Уделяйте внимание. Каждый из нас вынужден проводить на работе большую часть своей жизни. Психологи рекомендуют выделять хотя бы 15-20 минут времени на общение с ребенком. Чем раньше завяжется крепкая нить общения с малышом, тем проще будет вам знать о его жизни и учебе в школе.
  • Дом – это не школа. Любой педиатр скажет о том, что детям необходимо отдыхать и восстанавливать силы среди дня. Не загружайте время ребенка настолько, чтобы у него не оставалось свободного времени. У отдохнувшего ребенка будет намного больше желания делать домашнее задание, чем у того, кто после школы посетил кучу репетиторов и, придя домой, сразу же сел за уроки.
  • Подружитесь со своим ребенком. Нужно не забывать, что мы не только родители для своих детей, но и самые первые друзья. Невозможно узнать о том, чем живет ребенок в школе и за ее пределы, не имея с ним близкого общения. Станьте для ребенка другом и наставником в одном лице, чтоб он мог рассказать обо всем, что его тревожит и волнует. Только таким образом можно узнать о конфликтах в школе. Нужно регулярно приходить на родительские собрания, общаться с классным руководителем, знать всех учителей в лицо. Также не помешает знать хоть что-то о друзьях и недругах ребенка.
  • Интересы ребенка превыше всего. Все школьные предметы не могут быть одинаково интересны. Кто-то с детства склонен к гуманитарным наукам, другие же без проблем решают задачи с цифрами. Обычно, школьные психологи постоянно работают с учениками и проводят тестирование, которое помогает определить психотип ребенка и склонность к тем или иным наукам. Помогите своему ребенку определиться и найти себя, чтобы учеба не была для него каторгой.
  • Объяснить ребенку, зачем ему учеба. Требовать сегодня от своего ребенка сумасшедших результатов в учебе не нужно. Необходимо предварительно его проинформировать для чего он учит тот или иной предмет, и как он сможет пригодиться ему в будущем. Например, родители могут рассказать своему ребенку про собственные достижения в школе, которые привели их к успеху.
  • Играйте со знаниями. Если ребенок совсем не хочет учиться, то превратите учебу в игру, придумайте поощрения за хорошие оценки. Так предметы будут лучше усваиваться ребенком.
  • Научить ребенка преодолевать трудности. Не стоит ругать ребенка за плохие отметки в дневнике. Наоборот, поговорите и успокойте свое дитя. Объясните что в следующий раз у него все получиться и неудачи также должны присутствовать в жизни, они закаляют характер.

3 февраля, 2015 - 18:36

Начало учебного года – обычно волнительная и радостная пора. Первоклассники наконец-то узнают, каково это, сидеть за партой, а школьники постарше встречаются с друзьями-одноклассниками, по которым очень соскучились за лето. Однако скоро сентябрьские восторги утихают, и учебный процесс входит в свою привычную колею. И вот тут-то родители школьников зачастую впадают в уныние: их дети не хотят учиться, причем совершенно! Достаточно взрослые, чтобы высказывать собственное мнение на «школьную» тему, они (в общем-то, справедливо) возмущаются ежедневными ранними подъемами, неинтересными предметами, излишне требовательными учителями. Вот и приходится мамам и папам заново переживать собственные школьные годы, постоянно «подпинывая» нерадивое чадо в сторону школы и уроков.

Итак, у вас есть проблема с предельно простой формулировкой: ребенок не хочет учиться. Что делать родителям в такой ситуации, кстати, очень распространенной?

Ребенок совсем не хочет учиться: а вы в этом уверены?

Знаете ли вы, откуда произошел термин «школа»? Это греческое слово, первоначально звучавшее как schole (схола) и имевшее значение «досуг, свободное времяпровождение, чтение, беседа, занятие в свободные часы». Древнегреческие философы приглашали людей на такие «занятия», где делились своими знаниями и опытом. Встречи учителя и учеников происходили рядом с храмами, в прохладной тени деревьев, а беседы велись спокойно и неторопливо. Чувствуете разницу с современной школой? Существующая система образования далека от исконной настолько, что отсутствие желания учиться у ребенка – вполне нормальная реакция.

Школа не учитывает потребности каждого конкретного ученика. Ее главная цель – вложить в головы учащихся определенное количество фактов, цифр и умений. Школе как системе, да и учителям как покорным ее исполнителям нужны послушные дети, которые не будут возражать, высказывать собственное мнение, заниматься тем, что нравится. В принципе, родители хотят примерно того же: чтобы ребенок в течение 11 лет поглощал нужную и не нужную ему информацию, выполнял то, что от него требуют и получал хорошие оценки. А дети более искренни, чем мы, и прямо выражают протест против навязываемых им в ультимативной форме знаний. Вспомните себя! Вам действительно нравились все школьные предметы и ежедневное выполнение домашнего задания? Вряд ли. Да и сама образовательная система изменилась далеко не в лучшую сторону.

Если смотреть в корень проблемы, становится очевидно: в реальности учиться хотят ВСЕ дети. Другой вопрос – чему и как. Не спешите ругать ребенка, стыдить его и навешивать ярлыки («ты лентяй», «интересуешься только компьютерными играми», «тебе бы только болтать на уроках» и т.п.). Постарайтесь понять причины происходящего – от основной, связанной с отрицательными моментами школьного обучения в принципе, до других возможных проблем ребенка.

Почему ребенок не хочет учиться?

Дети не могут выбирать изучаемые дисциплины, их интересы не учитываются школой, а мотивации к учебе не придается абсолютно никакого значения. В этом и есть основная причина, почему ребенок не хочет учиться. К сожалению, изменить школьную систему образования мы не можем, а домашнее обучениередкое явление, к тому же имеющее множество сложностей и подводных камней. Остается приспосабливаться к имеющейся образовательной модели и «встраивать» в нее своего ребенка. Помимо этого, необходимо выяснить, нет ли у вашего чада дополнительных причин негативного отношения к школе.

Итак, почему ребенок может не хотеть учиться:

  • антипатия к одному или нескольким учителям (а возможно даже конфликт);
  • проблемы в отношениях с одноклассниками;
  • скука от учебного однообразия и усталость;
  • сложности с конкретным предметом (не понимает, не успевает, предмет неинтересен);
  • проблема утренних подъемов.

Обучение в современной школе – сложная, но в целом посильная задача. Роль родителей школьника состоит не в том, чтобы делать за него или даже вместе с ним домашние задания. Для начала стоит помочь ребенку справиться с побочными проблемами, которые отвлекают и усложняют учебную жизнь. А вот с мотивацией к обучению необходимо разбираться отдельно.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как ему помочь?

Естественно, что любящие мамы и папы обычно стремятся помочь собственному чаду, тем более, в таком важном деле, как учеба. Если вы решили серьезно разобраться в том, что мешает вашему школьнику учиться – отлично. Конечно, в первую очередь необходимо доверительно поговорить с ребенком, узнать, что для него в школе является самым неприятным, почему желание учиться исчезло и что, по его мнению, можно сделать для изменения ситуации. Надеемся, что вы не считаете своего ребенка злостным разгильдяем, стремящимся делать всё вам назло. Поговорите с ним как с взрослым человеком, наверняка эта беседа поможет вам лучше понять друг друга.

Что делать родителям при выяснении следующих причин нежелания учиться:

1) Имеются проблемы в отношениях ребенка с одноклассниками

Общение с одноклассниками – важная часть жизни школьника. И если отношения не складываются ( или он не может ни с кем по-настоящему подружиться), это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Вспомните, как вам, взрослому человеку, бывает сложно сосредоточиться на работе, когда голова забита личными или домашними проблемами. Не ругайте ребенка, что он «страдает из-за ерунды». Старайтесь строить с ним доверительные и искренние отношения. Зная, что в семье его всегда поддержат, школьник ведет себя намного увереннее и постепенно самостоятельно справляется с проблемными ситуациями. В крайних случаях может потребоваться вмешательство родителей.

2) «Камень преткновения» – в конкретном предмете или учителе

Часто проблема с изучением какого-либо предмета связана с ведущим его учителем. Креативный, доброжелательный педагог обычно вызывает интерес как к собственной персоне, так и к преподаваемой им дисциплине. А предметы учителя, который сам по себе не нравится, будут неинтересными и нелюбимыми. Если ваш ребенок проявляет явно негативное отношение к одному из учебных предметов, выглядит подавленным, если предстоит этот урок, нужно разобраться, в чем именно проблема и обязательно ее решить.

Плохие отношения с кем-то из учителей – далеко не редкость. Бывает, что ребенок действительно плохо справляется с предметом, но настаивает, что учитель придирается к нему. Возможна и другая ситуация: ваш сын или дочка попали в разряд «нелюбимых» учеников. Да, педагоги – обычные люди, бывающие порой несправедливы. Поменять учителя обычно представляется не слишком реальным, поэтому придется что-то делать. Выслушайте жалобы ребенка и постарайтесь быть объективны. Не соглашайтесь, что «историчка дура», потому что поставила двойку. Так вы просто-напросто даете ребенку понять, что о другом человеке можно говорить грубо. Помогите школьнику с проблемным предметом, а если ситуация не улучшится, вам придется поговорить с самим учителем или с классным руководителем.

3) Ребенку тяжело рано вставать

Проблема ранних подъемов знакома многим родителям. Расталкивая нерадивое чадо в школу, они впадают в настоящее отчаяние. Звон будильника, мамины уговоры, яркий свет и даже крики совершенно не действуют. И не будут действовать! Ваш ребенок утром хочет поспать, и к неприятным ощущениям пробуждения через силу добавляется негатив от утренних скандалов. Поговорите с вашим школьником серьезно, но не рано утром, когда все нервничают и спешат.

Ваш разговор с ребенком может выглядеть примерно так:

Тебе совсем не хочется вставать по утрам в школу, да?

Ну да, трудно рано просыпаться, да еще и опять эти уроки! Надоело это всё!

Конечно, нелегко, я понимаю… А если бы ты учился во вторую смену, часов с 14, было бы лучше?

Не знаю. Тогда ведь и уроки бы заканчивались поздно…

Вот видишь. Что же можно сделать, чтобы тебе стало легче вставать?

Наверно, надо ложиться пораньше…

Как видите, в таком диалоге вы не ругаете ребенка, а выслушиваете его точку зрения и предлагаете ему самому определиться с решением проблемы.

Со своей стороны напоминайте ребенку вечером, что ему пора спать. Четкое время «отбоя» принесет пользу всем членам семьи.

4) Усталость и проблемы со здоровьем

Учеба в школе, особенно вкупе с различными дополнительными занятиями, может вызвать у ребенка серьезный стресс, усталость и переутомление. Часто родители ошибочно принимают их за лень и апатию и ругают школьника.

Усталость может быть физической, умственной или эмоциональной, в зависимости от темперамента ребенка и вида основной нагрузки. Дети, посещающие помимо школы спортивные секции, могут по-настоящему уставать, находясь целый день в движении. Отмените на время дополнительные занятия и понаблюдайте за ребенком.

Много читающие, усердные школьники часто испытывают умственную перегрузку. Они становятся рассеянными, забывчивыми, плохо фокусируют внимание. Заметив подобные «симптомы», постарайтесь увеличить физическую активность и количество времени, проводимого ребенком на свежем воздухе.

Эмоционально уставать могут особо возбудимые дети или те, у которых каждый день расписан по часам. Уроки, музыкальная школа, бассейн, кружок… Незрелая психика ребенка просто не справляется с такой нагрузкой. Увеличьте часы спокойного отдыха, больше гуляйте вместе. Минимизируйте телевизор и компьютер в жизни школьника.

5) Ребенок говорит, что учиться ему «скучно», «надоело», « лень»

Хорошо уже то, что ребенок честен с вами. А скука и лень – это нормальная реакция человека на ежедневное нахождение в четырех стенах, где его заставляют учиться, а после школы еще и делать уроки. Ведь у школьника абсолютно нет права выбора, учиться или нет. Взрослые теоретически всегда могут уволиться и поменять работу, а дети? Они просто обязаны быть послушными… Да, у родителей есть свои проблемы, но все-таки прислушайтесь к мнению собственного ребенка и постарайтесь ему помочь.

Основная проблема современных школьников – отсутствие мотивации и интереса к учебе. К сожалению, часто бывает, что уже ребенок-первоклассник не хочет учиться. Родители воодушевленно рассказывали ему о школе, и он очень ждал учебного года. А после нескольких месяцев или даже недель понял, что учеба совсем не такая, как он себе представлял. Что уж говорить про подростков – им действительно «надоедает» учиться. Стимулы в школе обычно отрицательные: «плохо напишешь контрольную – получишь тройку за четверть», «будешь учиться на двойки – вместо аттестата получишь справку» и т.п. Взрослых людей, работающих и получающих зарплату, обычно мотивируют морально или материально. Со школьниками всё, к сожалению, иначе.

Что же делать родителям? По максимуму своими силами вызывать интерес к учебе. Ругать школу, образование и учителей бесполезно. Однако со своей стороны вы можете многое, и это многое не равнозначно выполнению домашнего задания вместе с ребенком или вообще вместо него.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

Некоторые родители жалуются: «Ребенок не хочет ничему учиться!». Уверяем вас – это совершенно не так. Конечно, многое зависит от возраста ребенка, но полное безразличие к новому и учебе в хорошем смысле это слова даже у подростков встречается крайне редко. Скорее всего, отсутствие познавательного интереса у вашего школьника связано с его непониманием, что процесс узнавания может быть очень увлекательным.

На самом деле, задумываться о будущем, в том числе и об учебе, необходимо с раннего возраста сына или дочери. Если вы внимательно прислушиваетесь к потребностям ребенка, даете ему возможность попробовать себя в новых начинаниях, не ограничиваете его в увлечениях, наверняка какое-то любимое дело к школьному возрасту у него уже появится. Рисование, танцы, химические опыты – неважно. Главное, чтобы занятие по-настоящему нравилось. Если ребенок уже относительно «большой», возможно, в поиске себя ему поможет психолог или тесты профессиональной ориентации.

Наличие конкретного увлечения у ребенка станет для него стержнем, главным «вектором» в жизни. Что же делать с остальными предметами, например, с математикой, если сфера интересов вашего ребенка – пение и танцы? Объясните ребенку, что уроки – его работа, а аттестат поможет в будущем связать жизнь с любимым делом, поступив в соответствующий ВУЗ. Если какой-то предмет дается уж очень тяжело, пусть он будет просто «для аттестата», ради оценки. Однако не делайте всей целью учебы лозунг «Учиться на пятерки!». Это бессмысленно и не принесет ребенку счастья в жизни.

Некоторые предметы, особенно нелюбимые ребенком, вы можете сделать более интересными самостоятельно. Совместный с родителями просмотр исторического фильма или покупка яркой энциклопедии поможет школьнику взглянуть на историю другими глазами. Домашние опыты по физике, химии и биологии заинтересуют не только ребенка, но и его родителей. А обучение русскому языку и литературе вообще может происходить незаметно, если книги в вашем доме – не просто пылящийся на полке предмет декора. Пример читающих родителей творит чудеса! Ребенок, любящий читать, будет прекрасно интеллектуально развиваться, даже если школа – не самое любимое его место.

Большинство мам школьников ощущают себя так, будто учатся не их дети, а они сами. «А как иначе?» – спрашивают они. – «Если ему не напомнишь об уроках, так ничего и не сделает! Приходится стоять «над душой», делать вместе или хотя бы проверять». В некоторых семьях крики и скандалы на школьную тему – обычное дело. Хотя результат постоянных конфликтов закономерен: ребенок начинает воспринимать учебу как тяжкую повинность или повод для манипуляции родителями.

Чтобы облегчить жизнь всей семьи, уменьшив количество споров об учебе, следуйте следующим рекомендациям психологов:

  1. Не обвиняйте, а констатируйте факты. «Уже поздно, а уроки еще не сделаны».
  2. Давайте ребенку право выбора при выполнении домашнего задания: «С какого предмета ты хочешь начать, с физики или истории?». Расскажите, что лучше начинать работу с более сложного задания.
  3. Находите компромиссы. Не ставьте жестких временных рамок для выполнения домашнего задания. Договоритесь, что оно, к примеру, должно быть выполнено к 8 вечера, после чего вы проверите его и вместе с ребенком посмотрите интересный фильм или поиграете в настольную игру.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Непонятно, на что рассчитывают родители, говорящие: «А вот Саша учится на одни пятерки» или «Ты жалуешься, что устаешь, а Кристина и отлично учится, и танцует в школьном ансамбле, и в художественную школу ходит». Ничего, кроме злобы в адрес этих Саши и Кристины, у ребенка не возникнет. Да еще и учеба будет восприниматься как площадка для соревнования с юными дарованиями, которых ему все равно не победить.
  5. Говорите о собственных чувствах. Скажите: «Меня огорчает, что ты до самого вечера смотришь телевизор, забывая об уроках» или «Я волнуюсь из-за твоего домашнего задания: завтра тебя могут вызвать к доске, а ты толком не выучил тему».
  6. Не делайте уроки за ребенка и не помогайте в выполнении всех заданий. Постоянный контроль как будто сообщает школьнику: «Мы считаем тебя несамостоятельным, тебе нужна помощь, иначе у тебя ничего не получится». Позвольте ребенку проявить инициативу и осознать ответственность за свои действия.
  7. Проявляйте интерес к делам ребенка, поощряйте каждый его успех, причем необязательно выраженный в хорошей оценке. Например, для некоторых детей настоящим подвигом будет выступление перед всем классом – и родителям обязательно нужно вместе с ребенком порадоваться этой маленькой победе.

И напоследок небольшое пожелание всем любящим родителям: верьте своему ребенку! Он совершенно не хочет обидеть вас, когда заявляет: «Не хочу учиться!». Подобные фразы – это просьба о помощи от мамы и папы. Учиться в современной школе действительно нелегко, и порой родителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний путь. Желаем вам терпения, а вашим детям – мотивации к учебе и тяги к знаниям!

Чаще всего в ошибках своего ребенка-школьника родители склонны винить его самого. Нередко можно слышать, что родители считают сына или дочку неусидчивым, невнимательным, недостаточно прилежным… Мол, слушал бы наши советы и делал, как мы в свое время, точно стал бы отличником! Давайте попробуем разобраться, почему у ребенка не получается хорошо учиться, и подумаем, какие ошибки совершаем мы, взрослые.

Итак, ваш ребенок не хочет учиться…

Спокойствие, только спокойствие!


Заставьте себя относиться к происходящему по-философски спокойно. Не нервничайте из-за неудач ребенка в школе и донесите свое состояние до ребенка. Если школьник увидит, что вы спокойны и нацелены на положительный долгосрочный результат, то и у него прибавится уверенности в своих силах.

Не хочу в школу! Какие могут быть причины?


Главными факторами, которые отрицательно влияют на желание ребенка ходить в школу и учиться, являются:
  • Конфликты с одноклассниками или учителями
  • Антипатия к одному или нескольким педагогам
  • Скука (не нравятся предметы, что-то не понимает, надоедает однообразие)
  • Накопившаяся усталость или стресс
  • Неправильный режим дня
Конечно, не нужно устраивать ребенку допросы, вы же видите, что ему и так непросто. Вопросы в лоб, например, такие «Что, опять двойки?» или «С кем на этом раз подрался?» тоже неуместны, поскольку заставят ребенка не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него ситуация.

Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринужденнее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребенка. Можно даже устроить совместный просмотр фильма на школьную тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник прокомментирует увиденное, и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым и жизненным, а какие проблемы – надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? Чем они отличаются? Пусть ребенок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная» школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться: может, задают слишком много? А, может, хочется убежать от чересчур сердитых учителей?

Так вы обязательно найдете причину нежелания ребенка учиться. Но это лишь первый шаг к решению проблемы – что же делать дальше? Как помочь школьнику полюбить учебу и ходить на нее с удовольствием?

Ребенок дерется – ваши действия


  • Принимайте чувства ребенка: «Наверное, ты был очень зол на обидчика?»
  • Выразите свое мнение, не переходя на личности: «Не люблю драки».
  • Расскажите, как можно было решить конфликт: «Если ты с чем-то не согласен, скажи, что тебе не нравится, а не завязывай драку».
  • Поведайте о своих ожиданиях: «Надеюсь, что в следующий раз ты будешь решать дело миром».
  • Вместе придумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, ребенок может подойти к учителю и сказать, что больше не хочет решать проблемы кулаками, а также попытается завязать дружеские отношения с одноклассниками
  • Придумайте замену драке. К примеру, если ребенок понимает, что готов дать волю чувствам и ударить кого-то, то пусть он скажет «Как я зол!» и побоксирует с воображаемым противником. Это поможет выпустить пар.


Конфликт с учителем


В случае конфликта с учителем многие взрослые начинают защищать педагога: «Раз накричала – значит, было за что!» То есть чувства ребенка в расчет не берутся. Другие могут, наоборот, подрывать авторитет учителя в глазах ребенка: «Всегда знала, что учительница у вас дура!» Ребенок, в подобной ситуации, усваивает, что о старших можно отзываться грубо, не стесняясь в выражениях.

Как же стоит построить диалог с ребенком, если он жалуется вам на учителя?

Давайте рассмотрим один пример:

Терпеть не могу математичку! Опять на меня наорала!

Видимо, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребенка).

Да уж. Она сказала, что я опоздал на урок.

Жалко, что так получилось (способ активного слушания). А ты сам хотел бы больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)?

Ну да. Постараюсь вставать пораньше (самостоятельный поиск решения).

Отлично придумано (вывод)!

Лень-матушка: как ее обхитрить?


Чем неинтереснее для ребенка предмет, тем ленивее он будет относиться как к посещению занятий, так и выполнению домашней работы. Что же можно сделать? Превратить скучное в интересное! Учеба может и должна быть увлекательной и интересной. Объясните ребенку, что изучение любого предмета похоже на прохождение компьютерной игры: пока не пройдешь этот уровень, на следующий не попадешь. Чем глубже школьник изучает предмет, тем больше шансов, что в этой игре он станет победителем! Поэтому поощряйте все успехи ребенка, даже если они кажутся вам не столь существенными. Попробуйте вселить в него спортивный дух, интерес к соревнованию. Но есть несколько моментов, о которых нельзя забывать:
  • Не сравнивайте достижения школьника с успехами его одноклассников, неважно, выше они или нет;
  • Не перегните палку – стоять над душой у ребенка, скандируя троекратное «Учиться!» по дедушке Ленину, не нужно. Этим вы только отобьете интерес к занятиям;
  • Некоторые родители постоянно ставят ребенку кого-то в пример: «А вот Петя учится только на отлично», «А Маша успевает не только в обычной школе хорошо учиться, но и в музыкальной и художественной!»… Такие сравнения неизбежно приводят к тому, что школьник начинает ненавидеть как образцовых юных гениев, так и учебу в целом.

Проблемы раннего подъема


Каждое утро для вас и вашего ребенка превращается в пытку? Вся семья пытается сначала ласковыми уговорами, а потом криками разбудить ребенка в школу – ведь опять опоздает! – а тому и дела нет? «Это вам надо, вы и идите в эту школу!» Ну что, знакомая для многих картина? И что отвечают родители сонному чаду? Обычно это: «Тебя не спросили!», «Хочешь – не хочешь, а в школу собирайся!», «Последнее предупреждение! Хватит ныть, быстро вставай!». Но, положа руку на сердце, признайтесь себе: много ли толку от таких утренних скандалов? Попробуйте понять и принять чувства ребенка – так станет проще всем.

Возможный диалог между вами и школьником, вечным соней, может выглядеть так:

Мне кажется, что ты не хочешь идти в школу.

Конечно! Надоело уже, каждый день одно и то же, еще и вставать рано…

Понимаю, очень непросто вставать так рано каждый день. Вот было бы здорово, если бы уроки начинались в 14 часов, и тебе бы не приходилось так рано вставать?

С одной стороны, да… Но во сколько тогда из школы я возвращаться буду?

Действительно. Так что можно сделать сейчас?

Может, ложиться раньше, чтобы и вставать было проще…

Так вы и разделили чувства ребенка, и выслушали, и помогли ему самостоятельно сделать выводы и принять решение.

Диагноз: стресс!


Нередко причиной, по которой школьник потерял интерес к учебе, является стресс или сильное переутомление. К сожалению, некоторые родители считают, что отпрыск попросту ленится, поэтому не воспринимают его жалобы всерьез – а зря! Когда ребенок повзрослеет, проблемы могут только усугубиться и «перерасти» в вегетососудистую дистонию, а также гипер- или гипотонию.

Для начала определите причину, по которой ребенок устает. Если усталость физическая, отмените на время дополнительные занятия (спортивные и другие), особенно если на них школьник ходит вечером и поздно возвращается.

Усталость может быть и умственная. Ее распознают по постоянной рассеянности и забывчивости, невозможности сконцентрировать внимание, систематическому непониманию учебного материала. В таком случае, ребенку просто показаны физические нагрузки и пребывание на свежем воздухе! А вот компьютерными играми и сидением в четырех стенах, пусть и с целью освоить дополнительный материал, лучше пренебречь.

Бывают и очень впечатлительные детки, которые от школьного и домашнего калейдоскопа событий потом испытывают эмоциональную усталость. Таким ребятам лучше ограничить время просмотра телевизора и сидения за компьютером: замените просмотр передачи или прохождение «стрелялки» совместным досугом. Сделайте что-то своими руками: пусть это будет поделка или вышивка, главное, чтобы ребенок расслабился и отвлекся.

Как договориться с нехочухой


«Каждый день уроки делать – надоело, не хочу и не буду!» Не правда ли, такую фразу слышал практически любой родитель? А всем взрослым известно, что если делать что-то не хочется, то всеми силами откладываешь выполнение этого занятия. Еще пять минут посмотрю телевизор, а потом выпью чай, а после позвоню подружке… А дети так похожи на взрослых! И вот уже близится время укладываться спать, а ребенок, несмотря на многочисленные напоминания, еще и не садился за уроки. Что делать? Стоять «над душой», пока все не будет сделано? Кричать? Решать задачи и писать упражнения самостоятельно, чтобы чадо не схватило плохую отметку? Спешим заверить, что ни один из перечисленных способов к удачным не причислишь.

Во-первых, успокойтесь. Во-вторых, постарайтесь построить разговор с сыном или дочерью по следующей схеме:

  • Дайте объективную оценку проблеме: «Уже вечер. Ты не сделал/а уроки».
  • Предоставьте информацию: «Уроки сделать проще тогда, когда у тебя есть силы. К примеру, сразу после прогулки».
  • Предоставьте право выбора: «С чего ты будешь начинать? С физики или английского?» Объясните ребенку, что лучше сначала браться за то, что посложнее.
  • Расскажите о своих чувствах: «Я расстраиваюсь и сержусь, когда ты подолгу не садишься за уроки» или «Я волнуюсь, что тебя завтра вызовет учитель, а ты окажешься не готов».
  • Мотивировать решить проблему: «Что можно сделать в этой ситуации?»
  • Вместе придумать удобный для вас обоих вариант, например: «Можно начинать делать уроки после прогулки, в 17 часов. Я приду в шесть часов, а проверю уроки у тебя в семь. После уроков можем вместе поиграть в настольную игру или посмотреть что-нибудь».
  • Помогите ребенку, придумав для него веселые «напоминалки» (их можно сделать в виде коллажей или рисунков, главное, чтобы они вызывали положительные эмоции): «Уроки сделав побыстрей, ты сразу станешь веселей!» или «Учебники по тебе соскучились!». Повесьте эти «агитплакаты» рядом с рабочим местом школьника.

Дети без особого энтузиазма посещают школу, более того, многие из них не хотят учиться. Такие выводы были сделаны в ходе соцопросов, но и без этих исследований педагоги и родители понимают: проблема обострилась. Все труднее мотивировать на учебу старшеклассников, увеличивается число детей в , не тяготеющих к получению знаний. Анализ показывает, что растет непонимание в школе и в семье. Помогут снять напряжение и улучшить ситуацию рекомендации психологов и педиатров.

Учение без увлечения

Школьные программы подразумевают ежедневное «поглощение» ребенком большого объема нового материала на уроке, прилежное выполнение домашних заданий. Выдержать такие нагрузки способен не каждый , хотя учеба в этом возрасте - ведущий вид деятельности. Детям приходится рано вставать, затем сидеть за партой на протяжении 4–6 часов. Дома предстоит выполнить домашние задания, а это еще 2–4 часа работы.

Внимание! Списывание готовых ответов из решебников или тетрадей одноклассников становится все болеераспространенным вариантом «получения знаний» учениками. Плюс - выполненная домашняя или контрольная работа. Минус - отсутствие мыслительной деятельности и тренировки памяти.

Реальная ситуация такова, что современные дети озабочены не качеством выполнения учебных заданий и полнотой своих ответов у доски, а только оценками. «Пятерка» в журнале и дневнике - это возможность получить обещанный подарок от родителей. «Двойка» грозит наказанием, лишением сладкого и прогулок на улице.

Хорошие отметки в школе - замечательно, это позитивные эмоции для всей семьи. Ориентированное только на формальные показатели обучение - плохо. Ведь за внешним благополучием школы и семьи подчас исчезает самое важное - формирования ума и характера, составляющих основу личности. Остается «за бортом» познавательная активность, необходимая для учения с увлечением.

Любознательность, тяга ко всему новому, способность впитывать знания, как губка, заложены в каждом ребенке. Однако, проблемы с обучением наукам существовали всегда, достаточно вспомнить хрестоматийный пример из «Недоросля» Фонвизина: «Не хочу учиться, хочу жениться». Беда в том, что с каждым годом «митрофанушек» становится больше.

Почему пропадает желание учиться?

Причиной негативного отношения ребенка к обучению в школе часто становится нервно-психическое перенапряжение, эмоциональные и физические перегрузки. Объективных причин для этого существует множество. Это внеклассные и внешкольные занятия, конфликты в семье, частые переезды и смена учителей. Ослабленные и часто болеющие дети чаще других с нежеланием идут в школу. Работоспособность здорового ребенка, обычно хорошо успевающего в классе, резко снижается во время и после болезни.

Ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу, возникает с пугающей частотой. Как отмечают учителя, в классах все меньше ребят, которые тянутся к знаниям. Дома родители тоже замечают негативные перемены в отношении детей к занятиям в классе и выполнению домашних заданий.

На заметку! Учебные программы становятся все сложнее, требования к подготовке в школе ужесточаются. Недавний опрос «Левада-центра» среди взрослых жителей России показал, что именно в этом родители учеников видят самую большую проблему.

Результаты социологического исследования «Левада-центра» (август, 2015):

  • Считают школьные программы «перегруженными» 57% опрошенных.
  • «Ребят стали учить хуже», - заявило около 50% респондентов.
  • Назвали учебную нагрузку «посильной» лишь 25% российских граждан.
  • Положительно относятся к современной системе образования только 11% участников опроса.

Знания, которые «в голове», детям не кажутся особо ценными (в интернете все есть). Остается учиться только ради отметки и получения хорошего аттестата. Тоже стимулы, но они далеки от внутренних побудительных мотивов учебной деятельности.

Важно знать! Школьные психологи называют основной причиной неприязни ребенка к занятиям - потерю мотивации. Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Специалисты предлагают обратить внимание на стимулы, повышающие интерес к учебе.

«Мотив» - слово, пришедшее из французского языка. Означает побудительную причину, повод к какому-либо действию (аналогичный термин «стимул»). Мотивировать - обосновывать, приводить убедительные доводы. Стимулировать - давать толчок, поощрять.

Под натиском трудностей уже в начальных классах проходит восторженное отношение к школе, появляются чувства разочарования и усталости. Многие ребята начинают отставать в учебе, особенно по математике и родному языку. Когда нет внутренней потребности к получению знаний или она пропадает, рассчитывать на успешное обучение не приходится.

На заметку! Формировать положительное отношение к обучению начинают до поступления в первый класс и в начальной школе. Родители могут объяснить и на личном примере показать ребенку приоритет успешного обучения для дальнейшего развития.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе, какой должна быть внутренняя и внешняя мотивация, - об этом в эфире программы «Мамина школа» рассказала педагог-психолог Наталья Баринова.

  • Побеседуйте с ребенком по душам
    Одних детей убеждает рассказ о том, как мама и папа хорошо учились в школе, чтобы получить нынешнюю высокооплачиваемую работу. Чаще всего родители выбирают именно такой метод воздействия.

Витамины для детей 7–12 лет:

  • Жевательные таблетки «Центрум Детский Про».
  • Растворимые таблетки «Витрум Плюс».
  • Жевательные таблетки «Витрум юниор».
  • Таблетки «Компливит-актив».
  • Драже «Биовиталь».

Внимание! Перед употреблением мультикомплексов рекомендуется обратиться к педиатру за консультацией. Некоторые компоненты у детей могут вызвать аллергические реакции.

Многие натуральные продукты содержат витамины и микроэлементы. Даже при насыщенности рациона детей такой пищей, может развиваться гипо- и авитаминоз при нарушении всасывания в кишечнике.

  • Формируйтеинтерес к обучению в школе
    Заинтриговать ученика младших классов самой учебной деятельностью очень сложно. Однотипные задания надоедают, монотонная работа утомляет. Если внести элементы игры, соревнования, то появляется стремление к достижению конечного результата.
    Психологи утверждают, что интерес ребенка к выполнению заданий позволяет ему сохранять высокую работоспособность на уроке и дома.Увлеченные дети легко преодолевают трудности в процессе учебы. Наоборот, при отсутствии целенаправленного формирования у ребенка интереса к обучению желание ходить в школу снижается уже к концу первого полугодия.
  • Рационально подходите к организации режима дня детей
    Для младшего школьника особенно важен режим труда и отдыха, учитывающий особенности возраста. Так, у здоровых детей в начальных классах наивысшая работоспособность отмечается в первые дни недели и в первой половине дня, затем происходит спад. Вернувшийся из школы ребенок должен сначала пообедать и отдохнуть. Лучше, если это будет прогулка на свежем воздухе или дневной сон для ослабленных детей.

Совет! Регламентируйте время и продолжительность выполнения домашних заданий. Оптимальный период - с 16 до 18 часов. Объясните ребенку, что следует начинать с легких упражнений и переходить к более сложным. Через каждые полчаса работы надо делать 15-минутный перерыв .

Определите время в режиме дня ребенка для игр, присмотра телевизора. Продолжительность младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).

Как преодолеть нежелание подростка учиться в школе: мнение специалистов

Многие проблемы переходного возраста связаны с гормональной нестабильностью в организме подростка. Как отмечает доктор медицинских наук, профессор Любовь Самсонова, нежелание школьника учиться нередко обусловлено биохимическими причинами. Прежде всего, сказывается нехватка йода - элемента, необходимого для нормального синтеза гормонов щитовидной железы. Дефицит ведет к ухудшению наглядно-образного мышления и памяти.

На заметку! Суточная норма элементарного йода для подростков составляет 200 мкг. Употребление йодированной соли, прием аптечных препаратов покрывают эту потребность.

Переходный возраст называют «трудным», «проблемным» из-за бунтарского духа взрослеющего человека. Подросток меньше, чем младший школьник жаждет одобрительной реакции родителей. Более важным становятся отношения с ровесниками и поиск своего места в обществе. Родителям трудно понять, почему или потеряли интерес к обучению в школе.
Что делать?

  • Учитывайте смену ведущего вида деятельности и мотивации в возрасте 12–13 лет.
  • Обсуждайте проблемы, спокойно выслушивайте точку зрения сына или дочери.
  • Дайте больше самостоятельности в определении времени для занятий и отдыха.
  • Используйте положительные ситуации для того, чтобы повысить интерес к учебе.
  • Терпеливо относитесь к выходкам, продолжайте любить своего ребенка.
  • Предоставьте возможность пробовать себя в разнообразных делах.
  • Всячески показывайте подростку, что верите в него.
  • Говорите по душам, без угроз и нравоучений.

  1. Активного ребенка, не умеющего сосредоточить внимание,чаще привлекайте к различным занятиям.
  2. Переключайте деятельность с разучивания стихов на рисование, чередуйте лепку и .
  3. Чрезмерно подвижным ребятам предлагайте игры, снимающие излишнюю энергию, дополнительные физические нагрузки. Например, попросите ребенка полить цветы, сделать зарядку.
  4. Медлительных детей не торопите, дайте дополнительное время на работу.
  5. Помогая, не выполняйте задание вместо ребенка.
  6. Создавайте такие ситуации, которые вызывают удивление, восхищение и восторг.
  7. Побуждайте интерес к учебе, играя с младшими школьниками в «волшебство», «приключение» и «расследование».
  8. Подростков и старшеклассников привлекайте к исследованию родного края, помощи животным, лесу и другой общественно полезной деятельности.

Повышение мотивации к учебе - активная творческая работа взрослого и ребенка. Так утверждает психолог Константин Довлатов:

Заключение

Ситуация в старших классах нередко меняется коренным образом. Родители и учителя замечают, что вчерашние прогульщики начинают серьезно относиться к урокам, старательно выполняют домашние задания. Появляется новый стимул - поступление в колледж или ВУЗе.
Как аппетит приходит во время еды, так и желание получать новые знания формируется во время кропотливой и вдумчивой учебной работы.



Рассказать друзьям