Здравсьвуйте. Проверьте,пожалуйста,сочинение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как проявляется бездуховность в обществе и можно ли с ней бороться? Эту проблему ставит перед собой Д.Лихачев в предложенном для анализа тексте.

Чтобы обратить внимание читателя на эту проблему, автор рассуждает о том, что в современном мире роль духовной культуры падает, уступая место вещам более приземленным, которые, несмотря на то, что приносят человеку определенную пользу, не могут полностью удовлетворить его духовные потребности.

По мнению автора, "бездуховность" охватила не только отдельные касты и слои общества, и даже не отдельно взятую сферу социума, но и все человечество в целом. Д.Лихачев считает, что истинная культура постепенно теряет в глазах человека свою привлекательность:"Техника заполонила собой всё и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре". Автор отмечает, что только возрождение высоконравственной культуры способно остановить процесс культурного вырождения общества.

Я тоже считаю, что истинная культура в современном мире переживает упадок. Это происходит потому, что люди больше не хотят слишком много задумываться о чем-то возвышенном, что неизменно несет в себе истинная культура в любом её проявлении;люди хотят видеть зрелище, им нужны действия, лихо закрученные сюжеты, яркие картинки.

Для того, чтобы подтвердить свою точку зрения, могу привести примеры из художественной литературы. В романе-антиутопии Е.Замятина "Мы" описывается постиндустриальное общество, для которого понятие "культура" ограничено тем, что легитимизировано государством. Оно буквально контролирует её, подчиняет своим правилам, заставляет работать на себя. И люди, взращенные на такой культуре, безропотно подчиняются власти.

Они даже не осознают свою духовную бедность, потому что им трудно представить, что в мире есть музыка красивее, чем гимн их "процветающей" родины, а "опасный и дикий внешний мир", находящийся за высокой стеной, может оказаться настоящим раем по сравению с этой колыбелью тоталитаризма.

Другой пример приведу из романа Р.Д.Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Этот роман относится к жанру антиутопии, так же, как и "Мы" Замятина. Однако здесь общество не полностью изолировано от культуры, а лишь частично. Людям доступны произведения известных классиков, они могут слушать творения великих композиторов, но все эти памятники культуры сильно урезаны. Например, содержание "Ромео и Джульетты" помещается в несколько абзацев. Монументальные труды всемирно известных писателей можно "прочесть" за десять минут. Держать дома настоящие книги, а тем более читать их строго запрещено. "451 градусов по Фаренгейту-это температура, при которой горит бумага", -отмечает автор в предисловии. В романе все книги безжалостно сжигаются. Остается только спросить: а много ли пользы человек может получить от такой культуры? Конечно, нет. Культурное развитие человека возможно только если позволить ему реализовать свой потенциал в полной мере, что может сделать только светское правовое государство.

Таким образом, необходимо помнить о том, что культура формирует характер человека, помогает ему стать единым целым с обществом. Культура-это связь между предыдущими и будущими поколениями, она не должна обрываться и ослабевать. Истинная культура способствует развитию в человеке таких качеств, как милосердие, сострадание, благородность, отзывчивость, играет огромную роль в становлении личности человека.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-04-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В пьесе поднимается проблема бездуховности подрастающего поколения. Выпускники приходят к учителю математики с целью получить ключ от сейфа, в котором хранятся экзаменационные работы. У каждого веская причина исправить и подменить работы, обоснованная желанием лучшей жизни завтра. Их лицемерие просто зашкаливает. Они приносят торт, цветы и подарок, чтобы поздравить учительницу с днём рождения. Рассчитывая, что Елена Сергеевна от обилия подношений посчитает себя обязанной пойти навстречу выпускникам, они удивлены, что учитель вдруг категорически откажется участвовать в подобном мероприятии. Раззадорившись, они подвергают учителя обыску, обшаривая её одежду и квартиру. Они не понимают, какому унижению подвергают немолодую женщину, какую боль причиняют человеку. Ключ не найден. Но поступок заканчивается трагично: женщина не выдерживает подобного издевательства. Она умирает.

2. Р. Брэдбери «Вельд»

Привыкшие получать только удовольствия, наслаждения, живущие за счёт родителей в доме, который делает всё, вплоть до зашнуровывания ботинок, Питер и Венди потеряли нравственные ориентиры. Они считают требования родителей необоснованными. Их мыслями и чувствами владеет детская комната, которая отражает детское сознание и каким-то удивительным образом реализует мечты. Дети возненавидели родителей, решивших выключить комнату и увезти их подальше от технологического прогресса поближе к природе. Обманом они заманили родителей в комнату и скормили их львам, которые стали реальными.

3. В.П. Астафьев «Людочка»

Главная героиня волею судеб оказывается в городе, где царствует расчёт. Ежевечерне она проходит через парк Вэпэвэрзэ, насаженный в пятидесятые годы, заброшенный и загаженный в семидесятые. Какие-то чиновники решили проложить через парк трубу вырыли канаву, трубу проложили, а закопать забыли.

Черная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой.

4. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

Одноклассники ненавидят девочку, ученицу своего класса. Их презрение – слепо. Они видят её заношенную одежду, её рыжие волосы, и всё это раздражает их. Особенно её пение, когда она на лодке выплывает на середину озера и начинает петь высоким голосом, который им кажется завыванием. Никто не видит в ней человека. А она прощает им всё. Удивительно то, что девочка не сломалась, ей было тяжело: с ней никто не общался, все презирали, издевались как-то мелочно, гадко. Все считали себя людьми первого сорта, Светка вне общности людей. Она не подходила под их вещный мир. Счастье в том, что девочка сумела подняться над бездуховностью, пустотой своего класса, «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

5. А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Центром повествования в рассказе является Матрёна – женщина, прожившая трудную неоднозначную жизнь. Автор в конце рассказа называет Матрёну праведником. Не праведницей, а праведником! Она прожила жизнь, отдавая людям всё, что она имела: добро своего сердца, чистые помыслы, труд, щедрость души. После её смерти, набежавшие соседки делят оставшееся добро: тряпки, фикусы, козу и кота. Они не стесняются говорить о ней нелестно, что не накопила благосостояния, не обзавелась добром, скарбом. Никто не говорит о том, сколько времени она отработала на их огородах, помогая по хозяйству, сколько здоровья потеряла. Вещи заменяют память о добром и щедром душевно человеке. Так вещное заменяет духовное.

Теме культуры многие авторы посвятили свои произведения. Д. С. Лихачев в своем тексте снова стремиться затронуть проблему, связанную с бескультурьем и отсутствием духовности в обществе современного образца. Ученый считает, что причинами этого явления есть общее падение культурного уровня в мире, засилье техники, агрессивное воздействие “популярной культуры”.

По мнению Лихачева, истинной культуре свойственно превращать людей в мягких, интеллигентных, понимающих окружающих, при этом воздействию “массовых культур” характерна агрессия, подавление лучших душевных побуждений человеческой натуры. Автор между тем убежден, что только классике характерно наполнить сердце высоким содержанием, и превратить человека в терпимого, способного на высокие порывы и мудрого индивидуума.

По мнению Лихачева, в интеллигента может превратиться лишь тот из людей, кто сумел обогатить себя прекрасным смыслом, содержимся в классической культуре. Исключительно в этом случае нашу жизнь именно культура наполнит высоким содержанием. Действительно, благодаря ознакомлению с классической

литературой, классическими видами искусства человек делается тоньше, становится внимательнее к ближнему, начинает постигать все нюансы в отношениях между людьми. Классике и традициям свойственно учить человечество самоуважению.

Тема падения культуры при наличии развития материальных благ рассматривается на многих страницах повести “Дочь Ивана, мать Ивана”. Распутиным был создан образ героини по имени Тамара Ивановна, которая с изумлением наблюдает, как традиционные ценности сменяются товарами народного потребления, одновременно с этим, окружающая действительность напоминает рынок, являющийся аналогией джунглей, где действует право богатого, а значит сильного. Женщину принуждают обстоятельства к защите чести дочери, и всего народа от богатых пришельцев, которым не видна сила в нас, способная оказать противостояние их агрессии. Однако исконная русская культура наряду с традиционными жизненными ценностями все же обладают такой способностью.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Проблема, которую поднял автор текста Известный русский академик Д. С. Лихачев в одном из своих “Писем о добром и прекрасном” рассуждает о важности привития любви...
  2. В тексте Д. С. Лихачева в центре внимания автора находится проблема истинного патриотизма. Рассматривая данную проблему на примере культурных ценностей, автор пишет: “русский народ получил...
  3. Довольно часто современными гражданами употребляется словосочетание “интеллигентный человек”, но мало кто озадачивается вопросом, связанным с истинным значением данного понятия. Нам свойственно путать “интеллигентность” с “образованностью”,...
  4. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии. Когда здоровенный безголосый парень орет через микрофон сто раз одну и ту же фразу, короткую (длинной не сочинить), не имеющую особого смысла, и при этом весь покрывается потом от напряжения и смотрит обезумевшими глазами, - удивляюсь не ему, а тем, кто его с не меньшим азартом слушает. Это агрессивность в чистом виде. И не случайно после таких концертов публика, вошедшая в раж, стремится удовлетворить свой позыв к агрессивности: начинает бить и ломать мебель в зале, а выходя на улицу - опрокидывать плевательницы, тумбы, ларьки, тележки.

Любовь мужчины и женщины всегда служила основным стимулом и содержанием искусства, поэзии - в первую очередь. Но когда любовь заменяется голым сексом, сексом без одежд, то ни о каком Эросе в высоком смысле не приходится говорить. Чистая агрессивность, и при этом в самом святом. Разве те, кто приходит на эротические сеансы, учатся ухаживать за любимой девушкой? Разве они стремятся подарить ей цветы, произвести на нее впечатление своей деликатностью, внимательностью, уважительным отношением, культурой поведения, блеснуть знаниями, способностями? Преклониться перед любимой, перед «вечной женственностью»? «Вечная женственность» - смешная старомодность. Прабабушкин нафталин. На самом деле все просто до предела - как у насекомых. Чистая агрессивность в любви.

От духовной пустоты и порожденная ею агрессивность в идеологии. Это надо знать политикам, которые хотят воспитать в нас навыки парламентаризма. Упрощенные концепции жизни (куда до мировоззрения!) заполняют поведение человека агрессивностью, доминируют у молодежи. Отсюда опасность распространения крайних политических теорий: от «Памяти», монархизма правого толка до анархизма. «Черное знамя - это так красиво!» «Когда окружающие тебя боятся - это так приятно!» Во всем этом есть эрзац храбрости, эрзац убежденности. Отсюда же стремление поразить невероятной одеждой, чудовищной прической, выразить свое презрение к окружающим неопрятностью своего платья. «А нам-то что? Пусть смотрят и терпят!» Агрессивность - это и брань, и арго в разных его формах (об этом у меня есть специальная работа 1964 года). Для агрессивности характерно стремление сколачиваться в группы, собираться в банды.

Пустота агрессивна. Она угрожает лопнуть с треском, иногда даже с опасностью для жизни окружающих, для зрения их, во всяком случае… Иногда бездуховному человеку хочется даже пострадать, ввязаться в драку. Это придает ему имидж человека, «страдающего за убеждения». Пустота создает шум, в котором скрывается бездуховность.

Поэтому бессмысленно полагаться в борьбе с растущей агрессивностью на запрещения, разгоны беснующейся толпы милицией и пр. Агрессивным людям нужны свидетели, зрители, скандалы. Они испытывают от этого только удовлетворение. Лучше, если это возможно, как можно меньше замечать эту громкую пустоту. Агрессивность, как и всякая истерика, должна тушиться спокойствием и безразличием. Это хорошо усвоила английская полиция, «охраняющая» манифестации протестующих от возмущенных ими.

«Мне отмщение, и Аз воздам», - говорит Бог в Библии. Люди, не мстите - зло (если оно только действительно зло, а не отчаяние правых) само покарает себя.

Но конечно, одного спокойствия недостаточно в борьбе с растущей агрессивностью. Надо понять ее истоки. Основанная на бездуховности агрессивность, не имеющая определенной, серьезной цели, всегда найдет себе эту цель и противостоящую силу, в которой бездуховная агрессивность так нуждается (заметьте, что я постоянно говорю об агрессивности не самой по себе, а вызванной бездуховностью).

Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру. И здесь мы подходим к центральной мысли моей статьи. Как я уже сказал, агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности - естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы - полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.

Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание - «классическая культура» или даже проще: «классика» - и остановимся на классических произведениях. Классические произведения - это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.

Если есть вечное в духовной области, то это красота и нравственность. Не утрачена красота многих русских былин (особенно собранных в знаменитом сборнике XVIII в. Кирши Данилова), плачей Ирины Федосовой, народных лирических песен. К классике относится и «Слово о полку Игореве», и поэзия Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Некрасова, Фета, Блока и др., проза того же Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Чехова, Бунина и пр. Не утратилась красота многих античных произведений - в зодчестве, скульптуре, философии, литературе. К классике относятся сотни произведений западной литературы, живописи, скульптуры. Особое значение имеют классические произведения музыки, ибо музыка обладает наибольшей объединяющей людей силой.

Классика - это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное - она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим пародам, к их культуре, верованиям.

Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, - это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты - это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».

Из всех моих соображений об агрессивности, порождаемой бездуховностью, и, напротив, социальности культуры следует один непреложный вывод. Если мы хотим создать нормальное общество, если мы хотим нормального экономического, научного, технического развития, нам следует во что бы то ни стало принимать широкие и глубокие меры по поднятию культуры. Хотя - повторяю то, что уже было мною сказано, - падение гуманитарной культуры, насколько я могу судить, идет не только в нашей стране.

Многие твердят: «сперва накормить народ, а потом уже заботиться о культуре». Отсюда «остаточный принцип» в отношении к культуре. Культура на самом последнем месте во всех наших заботах и финансовых ассигнованиях. А ведь от внутренней культуры каждого человека в отдельности и общества в целом зависят и экономика, и техника, и наука. Элементарная честность населения - предпосылка развития экономики. Нам очень повредила вульгарно понимаемая формула «бытие определяет сознание». В конечном счете, может быть, и так. Но в очень многих конкретных случаях именно сознание необходимости перемен влечет за собой перемены в бытие народа. Никакие экономические законы в обществе не действуют, если нет культуры общения. Техника требует интуиции, интуиция же создается культурой изобретателя, проектировщика.

Оставим заботе министерств просвещения подъем преподавания гуманитарных дисциплин - истории, литературы, языка, музыки (хотя бы пения), рисования, логики и пр.

Оставим также заботе министерств культуры чрезвычайно важное сейчас спасение наших гибнущих библиотек, архивов, музеев, памятников истории и культуры.

Дело общественности - создавать общества коллекционеров, любителей того или иного искусства или ремесла, общества друзей музеев, старых садов и усадебных парков (кстати, в США есть общество друзей Павловского парка; в Павловске такого нет!), асоциации краеведов - для воспитания духовной оседлости, привязанности к своим местам и т. д.

Перед общественными организациями, занимающимися проблемами подъема культуры, и в первую очередь перед Советским фондом культуры, стоят две задачи, определяющие два направления его деятельности. Одно - местное, в котором скрыто всеобщее, другое - всеобщее, в котором заложено и местное.

Следует развивать духовную оседлость людей, их привязанность и уважение к своей местности и к своей стране. Здесь важна деятельность самых разнообразных краеведческих организаций. Одни общества и кружки пусть занимаются деревянным зодчеством, которым славен их город или село. Другие возродят традиционные для их местности промыслы. Третьи - работают над созданием истории своего края. Вокруг местных музеев должны организовываться кружки «друзей музея». Мне кажется, было бы очень интересно организовывать, например, ассоциации «друзей реки», на которой расположен город. Ведь река - святое место для города. Забота о ее чистоте, красоте берегов должна быть важной заботой любого города на реке.

Второе направление деятельности общественных организаций культуры - возрождение интереса к классике. Необходимо создание по всей стране отделений, филиалов, даже просто групп общества «Классика». Их деятельность может быть чрезвычайно разнообразна от изучения классических языков (латинского, греческого, церковнославянского, арабского) до создании хоров подлинной народной песни. Именно подлинной, то есть той, что проверена поколениями наших предков.

Советский фонд культуры за три года не создал еще концепции таких обществ «Классика». А между тем это требует не только общественной инициативы, но и согласований с музеями, школами, театрами. Музеи как воспитательные учреждения должны быть бесплатными для молодежи (это делается во всех странах), на концерты классической музыки учащиеся также должны приобретать либо бесплатные билеты, либо билеты по сниженным ценам. Культура не может быть на безоговорочном хозрасчете. Ее «отдача» поступает не сразу.

Советский фонд культуры обязан выработать при широком общественном обсуждении концепцию развития культуры. Обращающиеся в фонд должны ощущать себя не просителями, а соучастниками великого дела подъема культуры в нашей стране. Дом фонда на Гоголевском бульваре под номером 6 должен стать родным домом каждого интеллигентного человека.

Корреспондент. Отец Алексей, сейчас много говорят о бездуховности нашего времени. Что вы, священник, общающийся с большим количеством людей, можете сказать на эту тему.

Отец Алексей ДОДОНОВ. В наши дни, когда спрашивают друг у друга: "Как дела?" - в ответ чаще всего слышат: "Да, нормально, купил холодильник, машину, построил дачу и т.д.". Не многие люди говорят об интересном спектакле, концерте, прочитанной книге, о встречах с писателями, священниками. В общем, разговоры касаются сугубо материальной сферы. Это наводит на не очень радостные мысли. Общество все больше уходит в сторону материального потребления, все меньше уделяя внимание духовному развитию. Большая часть населения живет только для удовлетворения своих материальных потребностей, служит "золотому тельцу", и довольно таким положением. Такое состояние может закончиться трагически. Когда в Римской Империи народ потребовал только "хлеба и зрелищ" и остановил свое духовное развитие, случилась беда. Общество забыло о своих и государственных интересах. В конце концов, римское население превратилось в разложившееся сборище, жаждущее только телесных наслаждений. Тогда более организованные германцы, которые не забыли об интересах своего народа, смогли без особого труда разбить некогда непобедимых римлян и завоевать Римскую Империю.

Сейчас говорят о возрождении церковной жизни. Лично я этого в полной мере не наблюдаю. Радует, конечно, что сейчас легко можно приобрести Евангелие и другие духовные книги. Однако в советские времена, тоже была такая возможность, хотя и с некоторыми трудностями. Тогда верующие всем очень дорожили: Евангелием, Словом Божьим, молитвой, если удавалось достать молитвенник. Давление государства на церковь заставляло тех, кто пришел в храм, оставаться на этом пути и идти по нему. Вы знаете, какие замечательные священники вышли из советского времени! Если я назову одного лишь отца Дмитрия Дудко, читателям станет все ясно. Да и не только священники. Даже простые верующие, прошедшие через трудности тех времен, удивительны по своей сущности. В те времена Православием дорожили, сейчас в меньшей мере. Это та беда, на которую нужно указать. Многие думают: сходил в церковь два-три раза, прочитал молитвы, и уже приобщился к духовности, или пошел, поставил свечку в храм, чтобы, например, бизнес шел лучше, и этого достаточно. Вы же понимаете абсурдность такой веры. Нужно понять, что Православие есть образ всей жизни. Поэтому истинного православного возрождения русских пока не видно. Современному человеку нужно обратиться во внутрь себя, нравственно возродиться, воспрянуть духом. Пока этого не произойдет, говорить о свершившемся факте духовного возрождении русского народа не имеет смысла.

Корр. Отец Алексей, сейчас многие священники говорят о наступивших тяжелых временах, о том, что нужно спасать себя, свою душу. Не могли бы вы поподробнее рассказать, что подразумевается под словом "спасаться"?

О.А. Это очень интересный и нужный вопрос. Никогда не было такого времени, после пришествия Христа, когда духовно спасаться не было нужды, и не будет никогда такого времени. Господь просил учеников бдеть, потому что время смерти каждого человека неизвестно, но обязательно придет, а значит, Божий суд за дела земные будет над каждым. От чего нам нужно спасаться в наше не простое время? Если кто-то ощущает себя духовно погибающим, тогда ему нужно спасаться. Если человек чувствует себя очень хорошо, комфортно в этой жизни и всем доволен, то он и сам не придет к мысли о спасении. Потому что он отождествляет себя только с внешним материальным миром. Вот такой простой пример. При знакомстве один человек спрашивает другого, как его зовут. Он отвечает: Саша или Петя. Потом идет вопрос о том, кем он работает. Дальше один из собеседников начинает рассказывать о себе, что иногда обманывает, иногда пьет водку и имеет другие грехи, но все-таки старается с этим бороться. Оказывается, личное духовное состояние самого человека малоинтересно его собеседнику, и такая ситуация встречается очень часто. Вспомните свои разговоры с родными, друзьями. О чем говорим? О футболе, политике, о своих новых материальных приобретениях и т.д., о чем угодно, только не о своем духовном самосовершенствовании. Мало кто хочет узнать, какое нравственное составляющее есть в собеседнике. Я не собираюсь читать вам лекцию по догматическому богословию. Вам только нужно представить состояние человека, который не знает себя или тех, кто его окружает. Христос говорил, что он "пришел не к праведникам, а к грешникам", чтобы привести их к истине.

У каждого человека свой путь к духовному спасению. У Феофана Затворника есть замечательная книга "Путь к спасению", но это не практическое руководство, это лишь напоминание. Являясь духовником своих прихожан, я не составляю им расписание того, что и как им делать: когда просыпаться, зубы чистить, в какое время молитвы читать. Это лжестарчество, ложное духовничество, которое, к сожалению, сейчас развивается в России. Я могу только подтолкнуть человека, наставить его на истинный путь, если он идет неправильным путем, за счет своего опыта. Только потому, что я иду этим путем дольше. Я не говорю, что прошел этот путь, Боже упаси меня так думать. Я еще не спасся, поэтому не могу сказать, как это делается. Могу только посоветовать читать писания Святых Отцов: Преподобного Аввы Дорофея, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Макария Великого. Не должно быть никакой механики - к этому должно расположиться сердцем, иначе никакого спасения не будет. Таким людям помогает Русская Православная Церковь. Хорошо, что она не стала такой же, как на Западе, не сделалась удобным элементом нашей жизни. Например, я хожу в кино, в парк, и заодно в церковь. На Западе посещение храма считается частью приличия. По субботам играют в бильярд, а по воскресеньям посещают церковную службу. К сожалению, и у нас в стране начинают появляться подобные тенденции. В первую очередь это связано с тем, что многие считают, что Православие это лишь внешнее проявление, соблюдение каких-то обрядов. Тем не менее, ситуация у нас не так уж и плоха, поскольку русские все-таки задумываются о смысле жизни. Я думаю, что это происходит именно из-за периода безбожия, в котором оказалась Россия после революции, он многих вразумил.

Корр. Сегодня часто сравнивают духовное состояние современного человека и человека XIX века, опираясь на информацию, взятую из литературы, церковных книг и других источников того времени. Устоялось мнение, что на сегодняшний день людьми движет только стяжательство, в то время как жившим в XIX веке была присуща необыкновенная духовность. Все тогда было пристойно и благочинно. Как вы можете это прокомментировать, сравнить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, с тем, что было в XIX веке?

О.А. Духовное состояние у среднестатистического человека XIX века было очень тяжелым. В этот период жил и скончался в 1833 году Преподобный Серафим Саровский. Многие образованные люди, писатели даже не знали, что подвизался в Сарове такой удивительный старец, равный по силе древним подвижникам. Немалое число людей причащались в ХIХ - начале ХХ века только раз в год по реестру. Не по собственной воле, а потому, что каждый в России должен был под расписку обязательно причаститься, иначе такой человек считался неблагонадежным, как сейчас без регистрации в паспорте. В то же время была Оптина Пустынь, был святой Праведный Иоанн Кронштадский, где-то еще оставались очаги духовности. Были такие, как Святитель Игнатий Брянчанинов, Святитель Феофан Затворник, но их знали единицы. В общем, представление о XIX? веке как о необычайно духовном, во многом - миф. Вы думаете, революция 1917 года произошла случайно? Ничего подобного. В старом государстве уже не было смысла, оно загнивало, в том числе и церковная жизнь.

Корр. Часто в СМИ можно услышать, что русское общество раздроблено и разобщено. В связи с этим постоянно предлагается найти "национальную идею", которая сплотила бы русский народ...

О.А. Всякая идея, даже самая красивая, бесполезна, если лишена при этом нравственного смысла. Христианство как духовное учение вносит своим присутствием смысл в любое общественное движение, в любую общественную идею. Я хочу сказать, что если национальная идея в России будет лишена христианского начала, то в ней нет смысла. Национальная идея в тесном переплетении с Верой может принести большие плоды. Национальная идея существовала всегда, у всех народов. Викинги сражались за своих жен и дочерей, индейцы Северной Америки защищали свои земли от европейских завоевателей. В этом можно увидеть нечто общее. Мы, как и они, пытаемся делать то же дело - защищаем свое. Мы знаем: это моя земля, мой дом, мои родные, и я должен все это защищать. Об этом говорит закон совести, который вложил в нас Бог. Именно с этого начинается любая национальная идея, с внутреннего голоса совести. Когда у общества формируется христианское мировоззрение, то приходит понимание, что дано Богом, дано не какими-то стихийными силами, а значит, этот Божий дар надо защищать и приумножать. Об этом говорится в Евангелие. За это можно проливать кровь, есть такое христианское понимание, "это мне дал Бог". Русский человек должен всегда находиться в состоянии воина, Воина Христова. В том смысле, что он в любой момент должен быть готов вступить в бой с силами зла, а не думать, что когда-то, в старые добрые времена при Иване Васильевиче или Николае Александровиче, было "золотое" время, когда все получалось само собой. Тогда нужен был точно такой же подвиг, как и сейчас. Это не значит, что первоначально нужно иметь национальную идею, а потом привнести туда Веру. Нет, наши предки так не поступали. Давайте возьмем исторический пример, когда Дмитрий Донской приходит к преподобному Сергию просить благословение на Куликовскую битву. Мы видим, он был религиозным человеком, в его войске сражались монахи Сергиевой Лавры, богатыри-витязи, удивительно верующие люди. Для них Вера не была каким-то флагом, добавлением к тому, что есть. Христианство было для них первоначальным и решающим, именно его в первую очередь от иноземного посягательства защищали русские богатыри. Только с этим они могли пойти в бой. Ведь на русских знаменах с ликом Христа писалось: "Сим победиши".

Беседу вел Александр Данилин



Рассказать друзьям