Биография гончарова кратко самое главное. Иван александрович гончаров, краткая биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятилетий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей.

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, образование получил в пансионе, затем в коммерческом училище и Московском университете (там он учился одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, затем стал писать – в духе осмеянных им впоследствии романтических повестей и стихотворений молодого Адуева из романа "Обыкновенная история". Свои произведения 30-х годов сам писатель не признал достойными для издания. Но только пройдя трудную десятилетнюю школу поисков и литературного мастерства, Гончаров выступил как художник-реалист.

Первый же его роман – "Обыкновенная история" (1847) – принес писателю громкую известность и всеобщее признание. В нем на­рисована широкая картина русской действительности, дана галерея ярких, правдивых образов. С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. Белинский назвал "Обыкновенную историю" "страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму".

"Обыкновенная история" – первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман "Обломов" , справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан "Обрыв".

"Обломов" появился в то время, когда в России складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Уже в "Сне Обломова" автор рассказал, как в резвом и живом мальчике Илюше постепенно подавлялись всякие попытки деятельности. С детских лет его окружала сонная, праздная жизнь дворянина-помещика. Обитатели Обломовки настоящее благополучие понимали "не иначе, как... покой и бездействие". Даже чтение считали тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись». Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, ве­ликим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения.

Невеста Обломова – Ольга в тоске спрашивает: «Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» И сам Обломов подсказал ей ответ. «Есть, – сказал он чуть слышно, – обломовщина!..»


«Обломовщина» стала нарицательным поня­тием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порожденной им идеологии. Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выросла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захаров».

В замечательной статье "Что такое обломовщина?" (1859), содержавшей глубокую характеристику идейно-художественного богатства творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл исторический смысл общественного содержания его романа, силу художественного обобщения образов. Критик высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нем показана борьба старого и нового в жизни предреформенной России. Добролюбов подчеркнул величайшую типиче­скую силу самого образа "обломовщины": история нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким об­винением "обломовщины" в целом.

Подлинно положительного героя романа Добролюбов видел в невесте Обломова – Ольге Ильинской. В ней он усмотрел "намек на новую русскую жизнь": "... от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину". Величие Гончарова как художника-реалиста, глубокого знатока русской действительности ярко проявилось в том, что, осудив "обломовщину", он сумел показать и буржуазную ограниченность трезвого дельца Штольца.

В 1852–1854 гг. Гончаров совершил круго­светное плавание на русском военном фрегате "Паллада". Путевые очерки, заметки, письма с дороги он впоследствии переработал и объединил в книге "Фрегат "Паллада" (1858). Очерки Гончарова пронизаны критикой буржуазной цивилизации. Писатель рисует резкие проти­воречия капиталистической действительности, с негодованием говорит о последствиях колони­заторской политики правящих кругов буржуазных стран, и прежде всего Англии и Соединенных Штатов Америки. Под их владычеством "гибнут не только отдельные лица, семьи, но целые страны"; местных жителей "они не признают за людей, а за какой-то рабочий скот". Здесь "каждый шаг выжженной солнцем почвы, – пишет Гончаров, – омывался кровью".

Впечатления от буржуазных порядков в странах Западной Европы и особенно в их колониальных владениях повлияли на отношение Гончарова и к русскому капитализму. Развитие нового уклада в жизни России и революционная борьба разночинной интеллигенции не вызывали у него радужных иллюзий. В результате реакции, последовавшей вслед за проведением крестьянской реформы 1861 г. и поражением польского национально-освободительного движения в 1863 г., развились консервативные тенденции в мировоззрении писателя. В последнем своем романе "Обрыв" Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интеллигенции. Но художественная ценность "Обрыва" определяется не выдуманным, фальшивым обра­зом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера – один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастерству композиции, яркости портретных зарисовок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы "Обрыв" – значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действительности, которая приводила писателя к конфликту с его собственным, порой весьма ограниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясна ощущал, что перед веяниями новых идей, воплощенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная "правда" бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Тушина.

Среди мемуарных очерков, статей и набросков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наибольший интерес представляют его воспоминания о Белинском, а также известная статья о "Горе от ума" Грибоедова – "Мильон терзаний", не утратившая своего значения до наших дней. Гончаров – художник больших социальных обобщений. Созданные им образы надолго пережили свое время. Обращаясь к замечательным произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Еще Белинский писал о "чистом, правильном, легком, свободно льющемся" языке писателя.

И.А. Гончаров – это писатель девятнадцатого века. Биография Гончарова кратко начинается с рождения. Родился Иван в 1812 году в богатой семье купца в городе Симбирск. Детство проходило в доме, с огромным двором и садом. Об этом он позже напишет в своем биографическом произведении «На родине», а пока маленький мальчик живет со своими родителями в имении. В возрасте семи лет Гончаров остался без отца и его воспитанием занимается мать, а также его крестный.

Биография Гончарова кратко

Гончаров и его биография дальше продолжается получением образования. Сначала мальчишка учился в частном пансионате. С десяти лет Гончаров получает знания в училище Москвы, но так как уровень его не удовлетворял, он занимался самообразованием. Не закончив училище, будущий писатель в 1831 году поступает в университет Москвы и учится на филолога. После учебы возвращается в Симбирск и устраивается в губернаторскую канцелярию, а в 1835 году отправляется в Петербург, где работает переводчиком в министерстве финансов. Далее Гончаров Иван Александрович в своей биографии пробует себя в писательстве и печатает свои пробные работы «Лихая доблесть» и «Счастливая ошибка» под псевдонимом.

Вот только заговорили о писателе позже, 1847 году, когда вышел в печать роман «Обыкновенная история», а затем и «Сон Обломова», который позже вошел в книгу «Обломов».

Когда путешествие Гончаров завершилось, писатель устраивается цензором, позже работает редактором, был членом в главном управлении печати. В 1867 году Иван Гончаров уходит в отставку и посвящает себя литературе и написанию своих шедевров. В это время из-под его пера выходят «Слуги старого века», «Превратность судьбы», «Литературный вечер», а также Гончаров пишет критические статьи.
Умер Гончаров в сентябре 1891 году в Петербурге.

Факты биографии Гончарова

Если говорить об интересных фактах из биографии Гончарова, то стоит упомянуть о том, что свое литературное наследие он завещал семье прислуги, правда, часть своих новых работ писатель сжег в момент духовного кризиса.

Иван Гончаров – русский писатель, прозаик, публицист и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник.

Именно из-под его пера вышел знаменитый роман «Обломов», в результате чего позже возникло нарицательное выражение «обломовщина».

Образование

Окончив училище, Иван Гончаров 3 года проучился в Московском университете. В этот период в его биографии произошел важный перелом. Он серьезно задумался о смысле жизни, о людях вообще и о своем будущем в частности.

Когда Гончарову исполнилось 22 года он возвратился обратно в Симбирск, в котором устроился работать секретарем. Но поскольку данная профессия была очень скучной и однообразной, менее чем через год он принимает решение уехать в .

Приехав в столицу он начал работать переводчиком иностранной переписки. Служба нравилась Ивану, поскольку она никоим образом его не обременяла.

Кроме этого у него оставалось достаточно свободного времени для . Именно в этот период в биографии Гончарова произошло важное событие: он решил попробовать себя в качестве писателя.

Позже он познакомился с семьей художника Николая Майкова и вскоре стал обучать его детей латинскому языку и русской словесности.

В доме живописца постоянно собирались разные известные люди, любившие беседовать на интересные темы.

Творчество Гончарова

В конце 30-х годов Иван Гончаров начинает писать первые произведения. В скором времени он знакомится с известным критиком Белинским, который неоднократно приходил в гости к Майковым.

Когда начинающий литератор прочитал ему свою «Обыкновенную историю», он услышал в свой адрес много похвалы. В 1847 г. данное произведение напечатали в «Современнике».

Гончаров был благодарен Белинскому за советы, которые он от него услышал. Позже он напишет «Заметки о личности Белинского», где подробно опишет его роль в своей биографии.

В 1852 г. Иван Александрович отправился на корабле в в качестве секретаря адмирала. Это путешествие продлилось более 2 лет и прервалось из-за начала Восточной войны.

Во время экспедиции Гончаров вел дневник, в котором записывал все события, происходившие с ним в эти годы биографии.

В итоге, этот материал был положен в основу книги Гончарова «Фрегат «Паллада».

Произведение сразу же получило большую популярность, поскольку читатели смогли впервые услышать о далекой стране и узнать множество интересных фактов о ней и об ее жителях.

Прибыв на родину, Гончаров начал работать цензором в издании «Северная почта».

В 1859 г. в свет вышел самый известный роман в биографии Гончарова – «Обломов». Иван Александрович настолько великолепно описал жизнь и характер главного героя, что вскоре в народе даже появилось выражение «обломовщина», обозначающее личностный застой, рутину, апатию и, в частности, леность.


Иллюстрация к роману Ивана Гончарова «Обломов»

В 1862 г. Гончарова назначили руководителем «Северной почты», а затем он стал членом Совета по делам печати.

Через 5 лет писатель ушел на пенсию в звании генерала. С этого момента у него появилось больше времени для писательской деятельности.

В 1869 г. он представил роман «Обрыв», над которым трудился около 20 лет.

Личная жизнь

Успехи Ивана Гончарова на личном фронте оказались не такими яркими, как на литературном поприще. Ему так и не удалось найти себе вторую половину, хотя он всегда мечтал завести семью.

Периодически он влюблялся в разных девушек, однако они не отвечали ему взаимностью.

Одно время Гончаров дружил с Тургеневым, но когда он прочитал в его сочинении строки из своего «Обрыва», между литераторами произошла серьезная ссора из-за авторских прав.

Иван Александрович даже хотел стреляться с Тургеневым на дуэли, но друзья отговорили его от этой идеи.

Смерть

В конце жизни Иван Гончаров находился в депрессивном состоянии, чувствуя себя забытым и беспомощным. Он перестал писать и лишь иногда выпускал рецензии к разным книгам.

Казалось, что в его биографии произошел тот неизбежный финал, который постигает всех одиноких людей.

За несколько дней до смерти классик серьезно простудился.

Изначально он был похоронен на Новом Никольском кладбище, однако в 1956 г. его останки перезахоронили на Волковском кладбище.


Портрет писателя Ивана Александровича Гончарова, 1874 г.

Имя Ивана Гончарова навсегда вошло в историю русской литературы, как выдающегося мастера художественной словесности.

Фото Гончарова

В конце приведем несколько фото Ивана Гончарова. Интересен факт, что до самой старости он был узнаваем. Практически всю жизнь Гончаров носил бороду, и только несколько раз сбривал ее полностью.



Если вам понравилась краткая биография Гончарова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Иван Гончаров - знаменитый писатель появился на свет в Симбирске 6 июня 1812 года. Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками. Когда Ванюше было 7 лет, скончался его отец. Авдотье Матвеевне воспитывать детей помогал Николай Николаевич Трегубов, живший у них всю жизнь. Отставной моряк много читал и рассказывал Ване и другим детям об увлекательных путешествиях. Эти книги и остались в душе будущего писателя на всю жизнь. Гончарова отдают в дворянский пансион в имении княгини Хованской, где он проучился 2 года, а в 1822 году летом он поступает в коммерческое училище города Москвы.

Проучившись 8 лет, Иван решает поступить в Московский университет на словесное отделение. В 1831 году осенью он был принят в данный вуз. Именно там он встретил передовых людей того времени - Белинского, Герцена, Огарева. В университете он старался учиться хорошо, с интересом изучал иностранные языки. Закончив данное учебное заведение, Гончаров прибыл в Петербург и стал служить переводчиком в министерстве финансов.

Здесь он сблизился с семьей Майкова, у которого были свои журналы «Подснежник», «Лунные ночи». Именно там Иван Александрович напечатал несколько стихотворений и две повести. Проходили годы. Гончаров также бывал у Майкова, завел знакомство с Гоголем, Некрасовым, и писал потихоньку «Обыкновенную историю», которая была напечатана в журнале «Современник» в 1847 году. Иван Александрович изобразил историю жизни молодого дворянина, который всегда только и мечтал и его постепенное превращение в практического дельца и расчетливого чиновника. Писателю тогда было 35 лет. А в 1849 году в «Литературном сборнике» вышел отрывок еще незаконченного нового романа «Обломов» под названием «Сон Обломова».

Два с половиной года Гончаров прибыл в кругосветном путешествии, после чего написал книгу «Фрегат Паллада». В 1959 году выходит в свет его роман «Обломов», где Иван Александрович ярко показал, как гибнет человек при крепостническом строе. Друзья были в восторге от произведения. Добролюбов даже написал статью в журнале «Современник» «Что такое обломовщина?»

Почти 20 лет шла работа над трудом «Обрыв». Гончаров писал его тяжело и медленно. Произведение было напечатано в 1869 году. А в 1883 году из печати вышло полное собрание сочинений ИА. Гончарова в 8 томах. Шли года, жизнь менялась, из жизни уходили Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Вокруг него оставалось все меньше друзей. Однако сам писатель все так же оставался ровен в обращении с людьми. Гончаров ушел из жизни, когда ему было 79 лет. Но он оставил нам три замечательных романа, различные очерки, воспоминания, написанные рукой искусного мастера.

Вариант 2

Известный русский поэт Иван Александрович Гончаров родился 18 июня 1812 году, в купеческой семье.

Родители занимались воспитанием детей. Не возможно не сказать о дедушке Ивана, который также занимался воспитанием внуков.

После смерти отца, так как он был старше мамы на тридцать лет. Занимался воспитанием детей Гончаровых, которых было четверо в семье, крестный отец Ивана. Он обучал юного писателя образованию. От него он узнал много нового и интересного. Так как он был умным и образованным мужчиной.

Мама хотела, чтобы ее дети продолжили торговую карьеру. И отдавала их учиться в учебные заведения с торговым уклоном.

Поэтому и Ивана, отдали учиться в Московское коммерческое училище. После которого окончил с отличием университет с таким же уклоном. Ему не нравилось эта сфера деятельности.

Он мечтал о путешествиях вокруг земли. Долгие шесть лет, автор создавал свой первый шедевр. И уже в 1847 году выходит в люди его первый роман, о русской жизни и русском характере.

Последующие его произведения на такую же тематику издаются.

С 1852 по 1856 год, был известным человеком занимал немаленькие должности в издательстве.

С личной жизнью у него не ладилось. И он разочаровшись в девушках и любви к ним. Завел себе верного друга, маленькую собачку, с которой не расставался.

В последние годы своей жизни, стал писать очерки. Умер в Санкт-Петербурге 27 сентября в 1891 году, в полном одиночестве. Смерть наступила довольно быстро из-за простуды, которая стремительно развивалась, перерастая в воспаление легких.

Иван Александрович Гончаров, прожил долгую и счастливую жизнь. Достиг известности и популярности. Его произведения помнят и любят, и по сегодняшний день читатели.

Во многих города России, названы улицы в честь великого русского писателя. А в его родном городе даже драматический театр и музей назвали его именем.

Поэт внес незабываемый вклад в русскую литературу и оставил после себя незабываемый след. Он и его творчество останется в сердцах людей на всегда.

Биография 3

Иван Андреевич Гончаров – родился в 1812 году, а умер 1891.

Детство Гончарова прошло в купеческой семье, но никакой достаток не смог затмить трагедию, которая случилась на восьмом году жизни Ивана Андреевича. Отец Гончарова умер и его воспитанием занимались только мать и дядя, который любил племянника как своего собственного сына.

Учился Гончаров в Московской Академии, а в юношеском возрасте отправился на службу в Петербург.

Любовь к чтению была у прозаика ещё с самого детства, и погружение во многие произведения помогло Гончарову сформировать своё стойкое мировоззрение.

Эти проблемы четко видны в трилогии: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

Иван Андреевич любил путешествовать, и многие произведения были написаны как раз в поездках.

Гончаров в своих произведениях любил сталкивать разные типы людей, показывать преимущества и недостатки каждого. Творчество поэта самое значимое в литературе девятнадцатого века.

10 класс Интересные факты

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Куприн Александр Иванович

    7 сентября 1870 г именно в этот день родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года

  • Бах Иоганн Себастьян

    С самых малых лет Иоганн был связан с музыкой. Его семья состояла из профессиональных музыкантов. Отца его звали Иоганн Амброзиус Бах

  • Василий III

    25 марта 1479 года у князя московского Ивана III и его второй жены Софьи Палеолог родился сын Василий. У него был старший брат Иван, который был соправитель отца и будущий царь, но после смерти

  • Ершов Петр Павлович

    Известный писатель Петр Ершов родился в 1815 году 22 февраля. Он родился в семействе чиновника в поселке Безруково. Свое детство писатель провел в поселке Березово. Семья часто переезжала из – за должности отца Ершова

  • Иван Сусанин

    Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

Дата рождения:

Место рождения:

Симбирск, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург, Российская империя

Гражданство:

Род деятельности:

Критик публицист

Годы творчества:

Направление:

Автограф:

Образование

Жизнь после университета

Начало творчества

Служба в качестве цензора

Расцвет творчества

Адреса в Санкт-Петербурге

(6 (18) июня 1812, Симбирск, ныне Ульяновск - 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург) - русский писатель; член-корреспондент Императорской Академии наук по Разряду Русского языка и словесности (1860).

Детство

Иван Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске. Его отец Александр Иванович (1754--1819) и мать Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве» (три знаменитых романа Гончарова на «Об»).

Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца. Писатель вспоминал:

Образование

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионате. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Остальное время болел. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал:

Великим откровением для Гончарова и его товарищей явился Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает:

Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Жизнь после университета

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Гончарова прежде всего тем, что ничто не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Ещё до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако, эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске, он уезжает в Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Александровича Майкова - Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позже Гончаров скажет:

Начало творчества

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни русского общества в целом. Гончаров знакомится с Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читает критику свой роман Обыкновенная история. Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский:

В своих «Заметках о личности Белинского» Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Путешествие на фрегате «Паллада»

В середине XIX века начинается соперничество за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе Российской Империи и Соединённых Штатов Америки (которые в ту пору принято было называть в России Северо-Американскими Соединёнными Штатами, сокращённо - САСШ). Главным объектом русско-американского соперничества стала Япония, которая с 1639 года была закрыта для иностранцев. Прибытие иностранца на японскую землю каралось смертной казнью, и лишь для китайских и голландских кораблей с 1641 года было сделано маленькое исключение - им разрешалось заходить для торговли в порт Нагасаки, и больше никуда. И России, и Америке очень хотелось заполучить Японию в качестве рынка сбыта для своих товаров, и они почти одновременно направили в Японию свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, а американской эскадрой - коммодор Мэтью Перри. Русская экспедиция была снаряжена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений в Северной Америке - на Аляске.

Американцам из Сан-Франциско плыть было ближе, чем русским из Санкт-Петербурга, и они успели на год раньше - коммодор Перри прибыл в Японию в 1854 году, а адмирал Путятин - только в 1855-м. Обе экспедиции увенчались успехом - японцы подписали и с Россией, и с Соединёнными Штатами торговые договоры, но достигнуто это было разными средствами. Коммодор Перри просто-напросто запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу - город Эдо (сейчас называется Токио), зато адмирал Путятин, напротив, никаких прямых угроз не высказывал, и добился желаемого путём долгих переговоров.

В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Путятина. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат „Паллада“»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океана. Высадившись на берегу Охотского моря, Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.

Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

Служба в качестве цензора

После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако в глазах многих новая должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре как о тупом и жестоком гонителе вольной мысли глубоко укоренилось в прогрессивных слоях общества. Уже у Пушкина в «Послании к цензору» читаем:

Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться должностью цензора и в начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».

Расцвет творчества

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением - романом «Обрыв». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, Гончаров жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», т. е. активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:

В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Последние годы жизни Ивана Гончарова

«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени, и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе»

В Ульяновске именем Гончарова названа центральная улица города, существует музей Гончарова, памятники, мемориальная беседка.

В Екатеринбурге именем Гончарова названа маленькая улочка, впоследствии перекрытая многоуровневой парковкой ТЦ Карнавал.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 06.1837 - 10.1852 года - доходный дом Шамшева - Литейный проспект, 52;
  • конец 02.1855 - 1856 - дом Кожевникова - Невский проспект, 51;
  • 1857 - 15.09.1891 - дом М. М. Устинова - Моховая улица, 3.

Первые публикации важнейших произведений

  • «Обыкновенная история»: журнал «Современник», 1847 г., третья и четвёртая книги журнала (март и апрель). Первое отдельное издание - 1848 г.
  • «Обломов»: журнал «Отечественные записки», 1859 г., №№ 1-4.
  • «Обрыв»: журнал «Вестник Европы», 1869 г., №№ 1-5. Первое отдельное издание - 1870 г.


Рассказать друзьям