Пословицы и поговорки о птицах. Игра «птицы растерялись»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их - три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

Просмотр содержимого документа
«викторина»

Викторина по литературе 5 класс

    Переведите на латинский язык слово «книга».
    А. Кодекс. В. Конституция.
    Б. Догма. Г. Документ.

    Какое из этих духовных произведений переводится на русский язык как «книга»?
    А. Евангелие. В. Катехизис.
    Б. Библия. Г. Талмуд.

    В чей день рождения отмечается Международный день детской книги?
    А. Шарля Перро.
    Б. Ганса Кристиана Андерсена.
    В. Самуила Яковлевича Маршака.
    Г. Астрид Линдгрен.

    Кто создавал первые рукописные книги на Руси?
    А. Князья.
    В. Монахи.
    Б. Торговцы. Г. Писатели.

    Как называется одна из древнейших форм книги?
    А. Свиток. В. Рулон.
    Б. Клубок. Г. Гармошка.

    Как на Руси называлась библиотека?
    А. Книгочея. В. Книжица.
    Б. Книговник. Г. Книголюб.

    Кто основал первую библиотеку на Руси?
    А. Ярослав Мудрый . В. Иван IV Грозный.
    Б. Петр I Великий. Г. Екатерина II Великая.

    Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем? Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден св. Владимира 4-й степени.
    А. Иван Андреевич Крылов.
    Б. Сергей Владимирович Михалков.
    В. Лев Николаевич Толстой.
    Г. Самуил Яковлевич Маршак.

    В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?
    А. Москва . В. Санкт-Петербург.
    Б. Екатеринбург. Г. Новосибирск.

    Как назывался культурно-просветительский пункт в российской деревне прошлого века?
    А. Книжная палата.
    В. Изба-читальня.
    Б. Библиохата. Г. Читальный двор.

    Какая часть произведения не принадлежит перу автора книги?
    А. Заглавие.
    В. Эпиграф.
    Б. Вступление. Г. Заключение.

    Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий?
    А. Прокламация.
    В. Аннотация.
    Б. Презентация. Г. Пролог.

    Чем является городская телефонная книга?
    А. Словарём. В. Энциклопедией.
    Б. Справочником . Г. Хрестоматией.

    Как называют наиболее раскупаемые книги, издаваемые большими тиражами?
    А. Беллетристика.
    В. Бестселлер.
    Б. Многотиражка. Г. Буклет.

    Как расшифровывается сокращение названия серии научно-художественных биографий – ЖЗЛ?
    А. «Жизнь знаменитых личностей».
    Б. «Жизнь замечательных людей».
    В. «Жизнь звёзд литературы».
    Г. «Жизнь забытых литераторов».

    Книга с репродукциями это-…?
    А. Буклет. В. Брошюра.
    Б. Альбом . Г. Хрестоматия.

    Для малышей выпускают …
    А. Книжки-гамаки.
    В. Книжки-коляски.
    Б. Книжки-кроватки. Г. Книжки-раскладушки.

    Что является показателем читательской популярности книги?
    А. Цена книги.
    В. Тираж книги.
    Б. Размеры книги. Г. Качество бумаги.

    Как называется наша российская "Книга рекордов Гиннесса"?
    А. «Чудо».
    В. «Диво».
    Б. «Волшебство». Г. «Чары».

    Как называется книга с рецептами приготовления вкусной и здоровой пищи?
    А. Готовальня. В. Обедня.
    Б. Поваренная книга . Г. Сборник жареных фактов.

    В руке какой всемирно знаменитой статуи находится книга?
    А. Венера Милосская. В. Мыслитель.
    Б. Статуя Свободы . Г. Медный всадник.

    Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
    А. Электронный . В. Плазменный.
    Б. Атомный. Г. Нейтронный

    В конце 18 века вышла книга под названием «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».Как она называется сейчас?
    А. « Приключения Буратино». В. «Приключения Незнайки и его друзей» Б. « Приключения капитана Врунгеля» Г.
    "Приключения барона Мюнхгаузена"

    Чья это песенка?

Если я чешу в затылке, не беда. В голове моей опилки, да-да-да.
А. Пяточка В.
Винни-Пуха
Б. Чебурашки Г. Буратино

25. Как зовут девочку, попавшую в Зазеркалье?
А. Красная шапочка В.Аврора

Б. Алиса Г. Элли

26. Как Элли попала в волшебную страну?
А. Её заколдовали. В. Она уехала поездом

Б. Она провалилась. Г. Ее унесло ураганом


27. Как называется литература о будущем?
А.
Фантастика В. Приключения
Б.Детектив Г. Сказка

Б. А. Барто Г. С. Михалков

29. Где мы встречаемся с доктором Просперо?
А. В сказке «Айболит» В. В сказке «Три поросенка»

Б. В сказке "Три толстяка" Г. В сказке «Золушка»

30. Из какого цветка появилась Дюймовочка?
А.
Из тюльпана В. Из лилии

Б. Из розы Г. Из календулы


1 Есть сказка об игрушечном солдатике и прекрасной балерине. Из чего был сделан главный герой?
Из олова
2 Девочка, которой хотели завладеть Бреке-ке-кекс, майский жук и слепой крот?
Дюймовочка
3 Самый добрый кот на свете?
Кот Леопольд
4 Подарок, который получил в день рождения крокодил Гена?
Чебурашка
5 Больной, для которого варенье лучшее лекарство?
Карлсон
6 Кто живет в бутылке?
Джин
7 Любимая игрушка Кристофера Робина?
Винни-Пух
8 В горах – разбойник Али Баба; в лесу – Баба Яга, в болоте – водяной, в доме – домовой, в Африке...
Бармалей
9 Старушка, которая приучила избушку на курьих ножках?
Баба Яга
10 Динозавр в русских сказках?
Змей Горыныч
11 Сторож подземных богатств?
Гном
12 Певец, который за свои песни был съеден лисой?
Колобок
13 «Утро вечера мудренее» – это любимые слова...
Царевны лягушки
14 У кого кнопка на животе?
У Карлсона
15 Как называется мифическое существо – полуконь получеловек?
Кентавр
16 У великого американского писателя Марка Твена описан случай. Один человек никогда не смеялся и не улыбался. Чтобы ему не рассказывали, он слушал с безразличным видом. Почему?
Он был глухим
17 Самый известный из русских летописцев, монах Киевско-Печерского монастыря, живший во второй половине 11 века – в начале 12 веков?
Нестор
18 Из Древнего Китая пошло название «Желтая газета». А почему она так называлась?
Газета печаталась на желтом шелке
19 Какой подарок ко дню рождения сова подарила ослику Иа?
Хвост
20 Кто приютил Белоснежку?
Семь гномов

Ольга Пигасова
Литературная игра-викторина для группы детей 5–6 лет «Угадай сказку».

Литературная викторина.

Программное содержание.

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Развивать умение действовать согласованно.

4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Стенд с книгами русских сказок, мультимедиа, «волшебный клубок», «сказочная избушка».

Ход мероприятия:

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Посмотрите, что это к нам прикатилось? (клубок). Для чего он нужен? Где мы его можем встретить (волшебный клубок в сказке). Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон

2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов

Воспитатель. Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети отгадывают их)

1. Красна девица грустна,

Её не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

(Баба-Яга)

3. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

4. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

5. Шестерых её детей

Волк обидел - съел, злодей!

Лишь седьмой в живых остался,

Волку в зубы не попался.

Кто она и кто они?

Если знаешь, назови!

(Волк и козлята)

6. Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

7. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная шапочка)

8. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал:

Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки)

«По собачьему велению»;

«Иван царевич и зеленый волк»;

«Дарьюшкина избушка»;

«Плавучий корабль»;

«Лапша из топора»; «Крылатый, мохнатый да обезжиренный».

Молодцы ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание

Воспитатель: Кощей перепутал все иллюстрации. Найдите ошибки.

Воспитатель. Молодцы! Найти сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А вот еще одна беда

Вся запуталась я.

Помогите мне друзья.

«Отгадать мелодию». Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Воспитатель. Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «Что изменилось?»

«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.

Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте, всех впускайте.

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

ВИКТОРИНА «ОТ А до Я» ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ

Пояснительная записка

Материалы могут быть использованы учителями на последних уроках литературы в шестом классе для итогового закрепления и повторения, проверки знаний фактического материала или для подготовки к олимпиадам разных уровней. Ключи к заданиям дают возможность самопроверки.

В викторине 33 вопроса. Отвечать следует «от А до Я»: номер вопроса соответствует номеру буквы русского алфавита. Исключение - 28, 29, 30 (буквы Ъ, Ы, Ь); вопросы здесь предлагаются на тему «Книга» (возможны варианты).

Дидактический материал, представленный в данной работе, проверен в работе с учащимися 6-х классов. Интерес и внимание очень высокие, дети разрабатывают свои викторины с «алфавитной подсказкой», что позволяет им развивать речь и активизировать мыслительную деятельность.

Вариант 1

1. В Библии сказано, что у Иисуса Христоса было 12 учеников. Как их называли?

2. О какой "нимфозории" идёт речь в сказе Лескова "Левша"?

3. Какая фамилия у станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина?

4. Что в литературоведении означает "преувеличение" /Конь бежит - земля

дрожит/?

5. Где происходит действие в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

6. Какое слово нужно вставить вместо точек? В "Кладовой солнца" Митраша чуть не погиб в Слепой... ?

7. В сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» мальчик Филька «......., хотя сидел в

доме, кутался в тулуп». Какое слово пропущено? (Словарь русского языка толку-

ет это слово так: «Пожиматься, сжиматься всем телом, сутулясь и прижимая руки».

8. Как называется стихотворение Н.Некрасова с эпиграфом, в котором сын задаёт

вопрос отцу в вагоне поезда?

9. Как зовут отца Геракла в древнегреческих мифах?

10. Что такое "замеряшки" и "чика" в рассказе Распутина "Уроки Французского"?

11. «Заквашенное молоко с различными добавками. Фруктовый, сливочный, шоколад-

ный . Слово это сначала пришло в русский язык с ударением на втором слоге. Но

норма не прижилась, вероятно, по причине сложности произношения для русско-

говорящего человека, поэтому ударение на первом слоге ошибкой не считается».

12. Как называется место, куда дважды ссылался М.Лермонтов?

13. Как называется один из видов искусства - искусство слова ?

14. Какой поэт серьёзно и смешно рассказал детям о том, «что такое хорошо и что

такое плохо»?

15. В Библии говорится о потопе, в котором погибли все люди, кроме одного

благочестивого человека и его семьи. Его имя?

16. Как называется словесное изображение картины /портрет героя, пейзаж,

внутренний вид комнаты – интерьер и другое/?

17. Как называют любое драматическое произведение, предназначенное для театра:

трагедию, драму, комедию, водевиль?

18. Как называется созвучие окончаний стихотворных строк?

19. Кому снится в стихотворении Лермонтова, что "...в пустыне далёкой, // Где солнца

восход,// Одна и грустна на утёсе горючем// Прекрасная пальма растёт"?

20. Кто написал рассказ "Муму"?

ставшее позже народной песней. Его название?

22. Синоним слова «идиома», то есть «устойчивое словосочетание, значение которого

не выводимо из значений составляющих его компонентов» («дать сдачи» - отве-

тить ударом на удар).

23. Как называется рассказ Чехова о человеке по фамилии Очумелов, который,

приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды, симпатии?

24. Место первой встречи Марьи Гавриловны и Бурмина в повести Пушкина?

25. У Харлампия Диогеновича из рассказа Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла»

часто в руках оказывались... Что?

26. Кто тысячу ночей, почти три года рассказывал царю Шахрияру свои чудесные

сказки, а царь за это отменил казнь?

27. У Гоголя читаем: "Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шёлком, тонкое

чувство самодовольствия выразилось на устах, на свежих ланитах, осветилось в

очах". Что такое ланиты?

28. СЛОВАРЬ Как называется небольшая книга, обычно без твердого переплёта, в

обложке (от фр. brocher - сшивать)?

29. СЛОВАРЬ. Как называется в книге первый лист, приклеенный с одной стороны к

переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком? Он играет не

только служебную роль, соединяя обложку с книжным блоком, но зачастую это –

один из элементов художественного оформления книги.

30. СЛОВАРЬ. Как называется краткая характеристика книги? Она (от лат. аnnotatio-

замечание ) показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого

произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

31. Как называется отрывок художественного произведения, обладающий относитель-

ной законченностью?

32. Как называется изображение героев в смешном виде?

33. Определите размер стиха

Мороз и солнце.

День чудесный.

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг

2. И.А.Крылов "Свинья под дубом». Определите жанр

3. В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» Солоха – мать кузнеца и ….

4. Кто так думает о народе в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!...

5. «Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её

снова». Как зовут героиню повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?

6. Кто написал сказку «Конёк-горбунок»?

7. Когда сердце бьется неровно, с перебоями (от испуга или сильного волнения),

говорят, что сердце ….. (разг.)

8. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: "Победителю ученику от

побеждённого учителя?»

9. Кто написал рассказ о галоше, которую герой поставил на комод, "чтобы потомки

любовались"?

10. Что такое насмешка, осмеяние?

11. Значение этого слова по Ожегову: «….. - согласный звук, изображаемый в латин-

ском алфавите буквой j, в русском - буквой "й" в конце слога (например, бой,

бойкот), а также открывающий собой слог, который начинается буквами "е", "е",

"я" (например, ель, боец, елка, маевка, юг, союз, яма, спать)».

12. Что пытался найти на дне бушующего моря юноша-паж из баллады В.А.Жуков-

13. Кто это? «Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается,

а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разо-

рван; но ничего, не конфузится. «Что же такое? - думает. - Если государю угод-

но меня видеть, я дело было».

14. Как называется повесть А.С.Пушкина? /«Между тем барышня стала выздоравли-

вать. Владимира давно не видно было в доме Гаврилы Гавриловича."/

15. Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Эти стихи написал Иван Савич…..

16. О какой лошадиной фамилии ила речь в одноименном рассказе А.П.Чехове?

17. Что это за конь с золотой гривой в одноимённом рассказе В.Астафьева?

18. Кто из писателей посвятил свой рассказ учительнице французского языка?

19. Как называется этот троп: "Под голубыми небесами великолепными коврами,

блестя на солнце, снег лежит", "Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные

желтела"?

20. Главному герою книги М. Твена воздвигнут памятник в США. Назовите его имя.

стихотворение, ставшее позже народной песней. Его название ….

22. «Ласточки пропали…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Ель рукавом мне

тропинку завесила…» Эти стихи написал Афанасий…..

23. Определите размер стиха: «Буря мглою небо кроет…»

24. В стихотворении «Железная дорога» есть метафора о голоде:

Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей…

Как называет Некрасов голод?

25. Кто из писателей имел псевдонимы Человек без селезёнки, Антоша Чехонте ?

26. Как называется исключительное по своим достоинствам произведение искусства?

27. Герой сказки Гофмана, победивший мышиного короля. Его именем назвал свой

балет Пётр Ильич Чайковский.

28. СЛОВАРЬ. Как называется бумажное иллюстрированное или текстовое покрытие

книги, предохраняющее его страницы от разрушения и загрязнения, содержит ряд

выходных сведений, является также элементом внешнего оформления.

29. СЛОВАРЬ. В книге он предназначен для соединения листов друг с другом и

защиты книжного блока. Также он является одним из главнейших элементов

художественного оформления издания. Он бывает твёрдый, цельнотканевый

мягкий обрезной, цельнобумажный жесткий с кантом и др.

30. СЛОВАРЬ. Как называется учебное пособие, сборник каких-нибудь избранных

произведений или отрывков из них. Например, ….. по русской литературе.

31. Как называется художественное определение предмета или явления, помогающее

живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (весёлый

ветер, бархатная кожа, золотая осень и т.п.) ?

32. Как называется годовщина жизни и деятельности писателя (50-летие, 100-

летие…), празднование по этому поводу?

33. В кого умела превращаться Хозяйка Медной горы из сказа Бажова?

Вариант 1

1. Апостолы

4. Гипербола

5. Диканька

8. Железная дорога

11. Йогурт

12. Кавказ

13. Литература

16. Описание

20. Тургенев

22. Фразеологизм

23. «Хамелеон»

24. Церковь

26. Шехерезада

28. Брошюра

29. Форзац

30. Аннотация

31. Эпизод

Вариант 2

1. Ахматова

4. Генерал

6. Ершов П.П.

8. Жуковский

9. Зощенко

10. Ирония

14. Метель

15. Никитин

17. Пряник

18. Распутин

19. Сравнение

20. Том Сойер

24. Цитата

26. Шедевр

27. Щелкунчик

28. Обложка

29. Переплёт

30. Хрестоматия

31. Эпитет

32. Юбилей

33. Ящерица

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Конкурс учебных проектов учащихся

общеобразовательных учреждений г. Брянска

Сборник литературных викторин для учащихся 5 класса

Практико-ориентированный проект

Литература

Политыкина Валерия,

Симанова Варвара

руководитель

Легоцкая В.С.,

учитель русского языка и

литературы

Брянск- 2018

1. Проектный продукт……………………………………………...………….…………….….3

1.1.Викторина «Наши любимые русские народные сказки»……………………………….…3

1.2.Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»…………………………….….4

1.3.Викторина по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»………………………......6

1.4.Викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму»………………………………………..….7

1.5.Литературная викторина «Тропы в пейзажной лирике 19 века»……………………..….8

2. Аннотация……………………………………………………..……………………….....…..10

3. Этапы и методы работы над проектом………………………..……………………..…..….10

4. Описание процесса исполнения……………………………………………… ………...…12

5. Заключение…………………………………………………………………………………...15

6. Использованная литература…………………………………………………………………16

7. Приложение………………………………………………………………………….…..…....17

1.1 Проектный продукт

Викторина «Наши любимые русские народные сказки»

1. Назовите сказочную героиню, предпочитавшую передвигаться на летательном аппарате, предназначенном вовсе для другого- для толчения или растирания чего-нибудь. (Баба - Яга)

2. Это один из волшебных предметов в русских народных сказках. Благодаря этому предмету герой сказки всегда и везде был сыт. Вероятно, этот предмет был прототипом современных ресторанов быстрого питания. (Скатерть самобранка)

3. Этот герой использует приобретенный дар, чтобы ничего делать самому: заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Также он передвигается на санях без лошади, а потом и управляет печкой. Назовите имя этого удачливого ленивца. (Емеля)

4. Этот герой умеет летать, в одной из сказок у него даже «огненные крылья». Также у него хвост стрелой и мощные когти, которыми он часто ранит доброго молодца. Часто в сказках описывается, что живет он в горах, отсюда и его самое распространенные в сказках имя. Назовите это имя. (Змей Горыныч)

5. В русских народных сказках этот герой изображен по-разному. То как жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. То как ловкий хитрец, трусливый, но способный к храбрым поступкам. (Змей Горыныч)

6. Про них написано не только в русских сказках, но в сказках других народов мира, а также в литературных сказках. У кого они есть, тот может с большой скоростью передвигаться на значительные расстояния, преодолевая невзгоды, прячась от врагов или настигая их. Хранятся они, как правило, в запертом волшебном ларце. (Сапоги-скороходы)

7. В некоторых сказках эта героиня достигала своей цели при помощи лести (сначала хвалила героя, восхищалась им). В некоторых сказках прибегала к хитрости, то обманывая героев, то вызывая у них жалость. А в некоторых сказках рассказывается о ней как о воровке и грабительнице. Узнали героиню? (Лиса, Лиса Патрикеевна)

8. Еще до принятия христианства детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы злые силы не могли им навредить. Одним из таких имен было «Другак», что означало «другой». Постепенно это слово стало произноситься иначе, а в 17 веке у него появилось то значение, которое мы все теперь знаем. Этим же именем назван самый популярный герой русских сказок. Назовите его и вы. (Иван-дурак).

9. Эта героиня выступает в роли награды храброму герою или как символ счастья, благополучия. В сказках ее обычно долго ищут, приманивая золотыми яблочками, которыми она питается. В русских народных сказках она символизирует свет или солнце. (Жар-птица)

10. Этот герой во многих сказках наделен глупостью и силой одновременно. Очень редко в сказках он выступает на стороне добра, дает мудрые советы и помогает положительным героям. Когда его обманывает другой отрицательный персонаж (об этом часто говорится в сказках), читатели его жалеют. Назовите его. (Волк)

Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»

(По сказкам А.С.Пушкина)

1.Назовите героев, которые жили «у самого синего моря».

(Ответ: Старик со своею старухой, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. В какой сказке нарисована эта картина?

Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

(Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

3. Кто из героев бегал «вокруг моря», соревнуясь в скорости с зайцами?

(Ответ: Бесенок, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

4. Кого из героев принимали в гостях так:

Усадили в уголок,

Подносили пирожок;

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

(Царевну молодую, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. Продолжи фразу:

«Жил старик со своею старухой у…

(Ответ: Самого синего моря»)

6. Какое будущее видела для себя видела каждая из сестриц из «Сказки о царе Салтане» в случае, если бы «была царицей»?

(ответ: 1-«То на весь крещеный мир приготовила б я пир…»

2-«То на весь бы мир одна наткала я полотна…»

3-«Я б для батюшки царя родила богатыря»)

7. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»

(Ответ: Царя в «Сказке о золотом петушке» звали Царь Дадон)

8.Каких работников искал поп на базаре в «Сказке о попе и работнике его Балде»?

(Ответ: Поп в «Сказке о папе и работнике его Балде» искал;

Конюха, повара и плотника)

9.Кому посвящены эти строки:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

(Ответ: эти строки посвящены няне Александра Сергеевича Пушкина, которая а привила будущему поэту любовь к сказкам.)

10. Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о Рыбаке и Рыбке»?

(Ответ: в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик со своей старухой прожил 33 года.)

11. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?

(Ответ: Петушок был полезен царю Дадону тем, что указывал, с какой стороны есть угроза нападения на владения царя.)

12. Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»

(Ответ: королевич Елисей)

13. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?

(Ответ: к Солнцу, Месяцу, Ветру)

14. Продолжи фразу:

«Сказка ложь, да в ней намек…

(Ответ: Добрым молодцам урок»)

15. В кого превратилась героиня, не захотевшая быть крестьянкой?

(Ответ: в столбовую дворянку, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

16. В каких насекомых превращала Лебедь князя, чтобы он смог навестить отца?

(Ответ: В комара, в муху, в шмеля)

17.Какая сказка написана не А.С.Пушкиным?

1. «Жених»

2. «Сказка о медведихе»

3. «Сказка о царе Матвее»

4. «Сказка о золотом петушке»

(Ответ: «Сказка о царе Матвее»)

18.Почему царь взял в жены третью девицу?

(Ответ: Потому что она обещала родить богатыря)

19. Продолжи фразу:

«Я там был, мед, пиво пил-…

(Ответ: И усы лишь обмочил».)

20.Из какого материала князь построил белочке дом?

(Ответ: Из хрусталя)

21. В каком произведении А.С.Пушкина русалка сидела на ветвях в то время, как колдун нес богатыря?

6. Теперь приступаем к непосредственной разработке самих викторин: формулируем и редактируем вопросы, учимся работать со словарями и научной литературой. Составляем презентацию к первой викторине и выступаем с ней. После выступлений перед одноклассниками собираем отзывы, редактируем написанное. После первого выступления мы поняли, насколько трудно составить грамотные вопросы, подобрать действительно интересные картинки в презентации.

7. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное, учимся формулировать выводы.

Заключение

Подводя итог проделанной работе , следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии.

знания : расширили свой кругозор, узнали много нового о произведениях русской литературы, об авторах и героях;

умения : понимать проблему, отбирать материал для подтверждения своего мнения,

формулировать выводы; выступать перед аудиторией;

навыки: самостоятельной организации своей творческой и интеллектуальной деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа полученной информации, работы в группе.

Мы еще раз убедились, как важно много знать, иметь широкий кругозор, как полезна проектная работа для собственного развития и самообразования. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы трудолюбие, упорство в достижении цели, наблюдательность, внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.

Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, оценить свои возможности и даже почувствовать процесс своего взросления.

Очень трудно выступать перед одноклассниками и удерживать их внимание;

Очень трудно выбрать время для встреч в библиотеке или в школе после уроков, потому что все очень заняты;

Непросто договориться между собой о тех или иных обязанностях по работе над проектом, временами казалось, что лучше работать одному.

Использованная литература

1. Волжина, Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы/ Е.Д. Волжина. - 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.- 224с.- (Школьные олимпиады).

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. 100 кроссвордов по любимым сказкам. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. - 112 с., ил. - (Серия: «Потехе час»).

3. Кондрашов В.Н. Литературные викторины. Пособие для учителей. Изд. 2-е, переработ., доп. М., «Просвещение», 1968.

4. Коровина В.Я. Литература. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.Е. Коровин. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2016.- 303 с.

5. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987.- 752 с.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.-М.: ООО «А ТЕМП», 2013. -874с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000слов, терминов и фразеологических выражений/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова.- 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013.-736с.

8. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс / сост. О.А. Финтисова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 158с.

9. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994. - 192 с.

10.Челышева И.Л. Литература. 5клаcc: планы-конспекты уроков/И.Л. Челышева -Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015.-159с. : табл.-(Педагогический конспект).

11. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; - Волгоград: Учитель, 2010. - 120 с.

12. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В. И. Новиков. - М.: Педогогика, 1987.- 416 с.

Интернет-источники

13. Урок в формате А 4. Русская литература XVIII-XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ). [Электронный ресурс].URL:



Рассказать друзьям