Приобщение дошкольников к литературе. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вид проекта : исследовательски-творческий.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области : коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.

Актуальность проекта : Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Цель проекта : развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи проекта :

  • познакомить с историей создания сказок;
  • развивать у детей умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • отзывчивость и сопереживание;
  • учить составлять сказки по картам Проппа;
  • пользоваться интерактивным оборудованием;
  • воспитывать любовь к сказкам;
  • бережное отношение к книгам.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж

1. Родительское собрание «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

3. Мастер-класс по мыловарению «Рукавичка»

Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне»

А. Пушкина

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Заяц, Медведь, Царевна, Богатырь Гвидон

1. Знакомство с книгоиздательством – компьютерная презентация «Производство книг»

2. Компьютерная презентация «Музей «Поляна сказок» в Украине»

3. Инсценировка сказки «Три поросенка»

Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка

1. Литературная гостиная «Творчество А. Линдгрен»

2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

3. Мастер-класс по мыловарению «Маша и медведь»

Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгрен

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Маша, Карлсон, Принцесса

1. Компьютерная презентация «Музей сказок Астрид Линдгрен»

2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»

3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка»

4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»

Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок

1. Литературная гостиная «Творчество Петра Ершова»

2. Мастер-класс по мыловарению «Перо Жар-птицы»

3. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Волк, Емеля, Кощей, Иван

1. Литературная гостиная «Творчество Шарля Перро»

2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей

Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям): Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот

1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие – проект с использованием интерактивной доски «Путешествие по сказкам» (программа Mimio Studio)

Организация: МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Барнаул

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Шелкова Л.В., Стародумова Л.А.

(г. Барнаул, Россия,

МБДОУ ЦРР «Детский сад №193»,

mbdou . kid barnaul - obr . ru )

Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости.

Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому желательно приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.

Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохини.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И.Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать. Чтобы познание художественной литературы стало школой развития чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое влияние на ребенка со стороны окружающих и взрослых.

Поэтому задача педагогов ДОУ, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В связи с этим, в нашем детском саду три года успешно проводилась опытно - экспериментальная работа по теме «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и любви к книге». Для опытно – экспериментальной работы мы взяли большие художественные произведения: с детьми 5-6 лет изучили А.А.Милна «Винни – Пух и все, все,все», А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», с детьми 6-7 лет - Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Богатыри земли русской» - изучение былин.

Основные идеи эксперимента. Развитие интереса и любви к книге, успешное использование художественной литературы, как средства воспитания и развития ребенка, возможно при условии, если педагог исходит из эстетической природы слова, широко использует выразительное чтение, методы и приемы, способствующие развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоциональной сферы, самостоятельной интеллектуальной и художественно-речевой деятельности детей.

Цель эксперимента:

1.Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к книге. 2.Создание модели работы с детской книгой.

Задачи:

1. Анализ имеющегося теоретического и практического опыта работы педагогов по заявленной теме.

2. Создать методический комплект материалов (проекты, конспекты, методические рекомендации и т.д.)

  1. Разработать модель работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

4. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с большими литературными произведениями через разные виды деятельности:

  • речевую – слово (эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
  • театрализованную - движения, жесты, голос, мимика, интонация;
  • изобразительную - рисунок, прием сопоставления живописных полотен с литературными текстами.;
  • музыкальную - мелодия, ритм, интонация.
  • игровую - дидактические игры.

5. Формировать самостоятельную художественно-речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста (через обогащение предметно- развивающей среды, «уголки книги», игровую деятельность)

6.Обобщить опыт работы педагогов ДОУ в виде методических материалов.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного

возраста.

Предмет исследования: развитие у детей старшего дошкольного возраста

интереса к книге.

Гипотеза:

Развитие интереса у детей является актуальным в процессе формирования информационной культуры личности, но реализуемые на практике разрозненные методы и приемы не способствуют мотивации дошкольников к чтению больших литературных произведений. Развитие у старших дошкольников интереса к книге будет успешным, если:

Воспитательно-образовательный процесс будет наполнен разнообразными методами и приемами работы с литературными текстами;

Создана развивающая предметная среда, ориентирующая дошкольников на формирование читательской культуры ребенка;

Организована совместная деятельности ДОУ и социума по организации литературного просвещения детей (ДОУ- БГПУ- гимназия №42-библиотеки);

Организовано взаимодействие ДОУ и семьи в формировании у детей читательской культуры, литературного вкуса.

Этапы эксперимента:

1этап. Подготовительный (6 месяцев)

Разработка и корректировка локальных актов по управлению экспериментом;

Корректировка должностных инструкций и инструкций по ОТ и ТБ участников ОЭД;

Разработка поэтапного плана ОЭД;

Внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

Оформление заявки на ОЭД в комитет по образованию;

Комплектование фонда справочных пособий, информационных материалов по проблеме эксперимента (включая электронные носители и Интернет);

Обобщение опыта работы педагогов ДОУ

2 этап. Функционирование экспериментальной площадки (2 года)

Организация экспериментальной работы в соответствии с перспективным планом, программой интегрированных проектов;

Создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов (семинары-практикумы, выставки, презентации, литературные

гостиные);

Разработка методических материалов, дидактического и методического сопровождения эксперимента;

Организация открытых мероприятий, выставок продуктов педагогической и детской деятельности;

Определение эффективности проделанной работы (итоговая диагностика)

3 этап. Обобщающий (6 месяцев)

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;

Составление письменных отчетов;

Составление докладов, выступлений к научно-практическим конференциям, методическим объединениям педагогов и т.д.;

Подготовка материалов для публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч», газетах «Дошкольное образование» и др.;

Издание методических пособий по теме эксперимента, апробированных перспективных планов, авторских программ и т.п.

Принципы реализации экспериментальной деятельности:

- принцип интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения детей к чтению художественной литературы аспекты разных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, художественно-речевой, театральной, музыкально-эстетической деятельности), а также в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Принцип деятельностного подхода, который формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность;

Принцип системности в процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями на основе двустороннего взаимодействия педагогов и родителей;

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими видами деятельности;

Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне;

Принцип развития личностных качеств ребенка направлена на формирование уважительного, позитивного отношения к книге;

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающих возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладание эмпатии в межличностных отношениях;

Принцип преемственности во взаимодействии детского сада и семьи и как условие построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечение развития ребенка.

Условия реализации основных принципов работы:

1. Организация книжного уголка «Островок Книги».

2. Организация мастерской по ремонту книг «Книжкина больница».

3. Создание театрального уголка.

4. Создание мини-музея детской книги.

5. Создание методической, дидактической и наглядной базы.

6. Разработка интегрированных проектов по ознакомлению с произведениями и творчеством писателей.

7. Разработка программы клуба детского чтения совместно с библиотекой «Золотой ключик», кружка «Книжная колыбель», детско-родительской студии «В гостях у сказки».

8. Разработка программ семинаров для педагогов ДОУ и родителей.

9. Разработка модели работы детей старшего дошкольного возраста с детской книгой.

Формы взаимодействия с детьми:

1.Совместная деятельность с воспитателем

Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой и биографиями писателей

Занятия по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (календарь знаменательных дат)

Создание «Книжкиной больницы» в группах

Занятия в кружке «Книжная колыбель» (1 раз в неделю)

●изготовление коллажей в процессе непосредственно - образовательной деятельности (художественно-продуктивная деятельность)

●художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация, рисование по произведениям художественной литературы, изготовление макетов к большим художественным произведениям, изготовление книжек - самоделок)

●словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

●организация досуговой деятельности (развлечения, театрализованные представления, инсценирование)

●рассматривание репродукций, иллюстраций

●празднование именин литературного произведения

Литературно-музыкальные праздники (опера, музыкально-игровые развлечения)

Конкурсы между «героями» художественного произведения

Экскурсии и занятия в филиале городской библиотеки №1.

2.Самостоятельная деятельность детей

Организация сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, дидактических игр

Драматизация сказок,

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

Формы взаимодействия с родителями

I. Информационно – аналитические

Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье», «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

- «Почтовый ящик» (родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).

II. Познавательные формы работы (призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формирует практические навыки взаимодействия с детьми)

Индивидуальные консультации, беседы

Родительские собрания

Семинары – практикумы

- «Дни открытых дверей»

Проектная деятельность

Акции «Подари книгу», «Книжки – самоделки»

Экскурсии

Создание макетов по художественным произведениям.

III. Досуговые формы

Детско – родительская студия «В гостях у сказки»

Вечера – развлечения, праздники

Создание семейных библиотек

Конкурсы рисунков, поделок

Клуб выходного дня «За чашкой чая».

IV. Наглядно – информационные

Родительский уголок

Информация для родителей: списки литературных произведений по возрасту, советы «Как организовать чтение дома», рубрика «Новинки детской литературы» с краткой аннотацией к ним

Папки – передвижки

Буклеты

Стенгазеты

Информационные листы «Растим будущего читателя».

Формы активизации педагогов:

Традиционные:семинары, семинары – практикумы, консультации, творческие группы, педагогические советы, тренинги, деловая игра, повышение квалификации.

- Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, использование квест – технологии, кейс – технологии, издательская деятельность, ИКТ – технологии, литературный салон.

Методы работы:

Анкетирование

Тестирование

- SWOT - анализ

Самоанализ

- «Мозговой штурм»

Метод «Модерации»

Методический фестиваль.

Результаты опытно – экспериментальной деятельности:

1.Повысился уровень речевого развития и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2.Повысился у детей интерес к книге и отношение к ней.

3.Педагоги знают теоретические основы методики работы с художественной литературой; умеют анализировать и оценивать идейно-художественное содержание и форму литературного произведения; умеют организовывать разнообразную художественную деятельность; владеют средствами выразительного чтения.

4.Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки.

5.Создан методический комплект (интегрированные проекты, перспективные планы, методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические пособия и т.д.).

6.Создана развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с особенностями читательских интересов детей дошкольного возраста.

7.Организована работа детского клуба «Золотой ключик» во взаимодействии с социумом.

8.Организована работа кружка «Книжная колыбель».

9.Создана детско – родительская студия «В гостях у сказки».

10.Создана модель работы с детской книгой.

Список литературы:

  1. Арушанова Истоки диалога: сценарии активизирующего общения /А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2003.- №10 – С. 73 – 80.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2003.-176с.
  3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя: литературно – художественное развитие детей 3-5 лет/ - М.: Чистые пруды, 2005.-32с.
  4. Микляева Н.В., Мишина Т.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие/ - М.: Айрис-пресс. 2005. – 80с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский – М.: Просвещение, 1978. – 488с.
  6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника/ У.А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961.- 334с.

Шатилова Наталия
Родительское собрание «Приобщение детей к художественной литературе»

Родительское собрание Дискуссия

«»

Цель : подведение родителей к выводу о том , что чтение детских книг в семье играет огромную роль для всестороннего развития детей ;

Задачи : расширять представления родителей о роли семейного чтения в воспитании ребёнка;

стимулировать самообразование родителей ;

прививать навыки читательской культуры;

воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения : дискуссия.

Участники : воспитатели, родители .

Подготовка к собранию :

Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома.

Подготовка выставки разножанровой детской литературы .

Совместная деятельность родителей и детей в условиях детского сада по изготовлению самодельной книги. Тема : «У меня есть КНИГА!»

Подготовка фотовыставки «Вечер с книгой» .

План проведения

Начало дискуссии «Приобщение детей к художественной литературе » .

Проведение и анализ анкетирования.

Решение собрания .

Ход мероприятия

Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с Вами. Нашу встречу мы хотим посвятить семейному чтению.

Всем известно, что на Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходило рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтают о том, что бы они выросли уважаемыми людьми, нашли своё признание, что бы их жизнь была счастливой и успешной. Но где взять ту волшебную палочку, которая поможет превратить эту мечту в жизнь? Ответ прост : эта волшебная палочка – умение и желание ребёнка читать.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению . К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось , интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение . Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному : чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Начало дискуссии «Приобщение детей к художественной литературе »

Воспитатель : Чтение вслух в кругу семьи – очень интересна и полезная форма общения. Предлагаю по очереди высказаться и обосновать свою точку зрения о пользе чтения в кругу семьи : (предполагаемые мнения родителей .)

Обсуждение нравственных вопросов;

Заучивание наизусть стихов, перессказ произведений;

Установление взаимопонимания как в кругу семьи так и за ее пределами (сглаживание поколенчаских барьеров) ;

Воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце;

Самое действенное решение проблемы не читающих детей ;

Расширяет кругозор детей , учит их мыслить, развивает речь, память, воображение;

Радость познания;

Источник интеллектуального развития;

Духовное сближение (породнение родителей и детей ) и т. д.

Литературная викторина для родителей .

Взрослым – предложить стихи по сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик» .

Вот ключ волшебный, золотой.

Он очень даже не простой,

О нём нам сказку рассказал

Писатель Алексей. (Толстой) .

Длинный нос, под мышкой книжка –

Вот так странная картина!

А куда идёт мальчишка,

Что зовётся. (Буратино) .

Он рукою нам помашет,

Ловко гнуться два колена –

«Польку – птичку» бойко спляшет,

Хоть он сделан из. (полена) .

Он доктор кукольных наук.

Но, куклы, он не любит вас!

Придумал куклам сотни мук

Злодей противный. (Карабас)

Подручный Алисы всегда тут как тут :

Базилио – ловкий обманщик и. (плут)

Триста лет живёт в пруду.

У лягушек на виду.

Буратино ключ вручила.

А зову её. (Тортилла) .

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА » .

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

«Гуси-лебеди» На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

«Заюшкина избушка»

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался.

«Сивка-бурка» Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко :

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»

Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

3. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

4. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

1. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

2. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

3. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

4. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

«Угадай героя сказки» .

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

2. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

3. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

4. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

2. Кто написал сказку «Золушка» ? (Шарль Перро)

1. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

2. Жених Мухи-цокотухи. (Комар) .

3. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

4. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик» ? (Женя)

1. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя» ? (Настасья Петровна)

2. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе» . (Егоровна)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино» ? (Артемон)

4. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик» ? (Базилио)

Проведение анкетирования и анализ анкет

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание интереса и любви к книге»

1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка?

(ДА НЕТ)

2. В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть)

(познавательные книги, сказки, стихи, рассказы)

3. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку ?

(отметьте 1 из пунктов)

Б) учитываю возраст

В) отбираю по иллюстрациям

Г) покупаю случайно

4. Как часто Вы читаете ребенку книги?

А) ежедневно

Б) 2-3 раза в неделю

В) раз в месяц

5. Как вы читаете книги?

А) по просьбе ребенка

Б) по своей инициативе

В) ребенок читает самостоятельно

6. Внимательно ли слушает ребенок художественное произведение ?

(ДА НЕТ)

7. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?

А) спрашиваю, что нового узнал из книги

Б) обсуждаю поступки героев, их поведение

В) предлагаю просто пересказать

8. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения

9. Как часто вы покупаете ребенку книжки?

(РЕДКО ЧАСТО)

10. Какова роль книги в развитии ребенка

11. Считает ли Ваш ребенок книгу хорошим подарком?

(ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

11. Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях , с которыми он познакомился в детском саду? (ДА НЕТ)

Из опыта семейного воспитания.

Родители выступают по следующим вопросом :

*** Чтению вслух – привлекательное мероприятие для детей ;

*** Рисование по следам воспринятого произведения.

*** Традиции нашей семьи.

Аукцион пословиц о книге и чтении (пословицы, поговорки, стихи о

книгах, о чтении). Выступление родителей .

Воспитатель. Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. А т. к. лучший подарок- книга, то на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга. Итак, кто последний назовёт пословицу о книге, чтении, тот и победит.

Решение родительского собрания

Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи : ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

Систематически посещать библиотеку.

Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

Заключительное слово воспитателя.

Уважаемые родители

Приобщение детей к художественной литературе имеет огромное социальное значение.

8. Открывает и объясняет ребенку жизнь общества, природы, человеческих взаимоотношений.

9. Развивает мышление и воображение.

10. Влияет на эмоциональную сферу ребенка.

11. Дает прекрасные образцы литературного языка .

12. Служит могучим действующим средством действенного, нравственного, эстетического воспитания.

13. Оказывает большое влияние на речь, интеллект детей .

Закончилась наша встреча. Она рассчитана всего на час. Но, вы, читающий народ, любите книгу целый год! Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по «Стране книг» (раздача родителям памятки ) .

Памятка для родителей .

Читайте вслух с ребёнком не менее 10 – 15 мин. в день.

перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

Если ребёнок устал. Проведите физкульминутку.

Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

Беседуйте о прочитанном : о том, чему учит книга, что нового ребёнок узнал.

Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Уже отмечалось, что художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Однако в программе художественное произведение рассматривается как самоценность, и материал по приобщению детей к художественной литературе выделяется в отдельный раздел.

В средней группе следует продолжать ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).

Ребенок четырех лет – это уже "потребитель" всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. По-прежнему значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: "Дед хотел уху сварить…", "Барашеньки крутороженьки…", "Лень-потягота…" и т.д. В программный репертуар включены заклички ("Иди, весна, иди, красна"), считалки, загадки, скороговорки. Отгадывать загадки дети не умеют, но старательно запоминают и проговаривают их, ощущая себя знающими и компетентными.

Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом медленно проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.

Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: "Сказка ложь, да в ней намек!"

Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для чтения и рассказывания детям рекомендованы как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные ("Три поросенка", английская; "Бременские музыканты" (из сказок братьев Гримм, немецкая); "Колосок", украинская; "Хитрая лиса", корякская; "Травкин хвост", эскимосская и т. д.).

Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).

Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: "Воробьишко" М. Горького, "Сказка про Комара Комаровича…" Д. Мамина-Сибиряка, "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" X.К. Андерсена и т.д.

В репертуаре много интересных рассказов: о животных (В. Вересаев "Братишка"; С. Воронин "Воинственный Жако"; Е. Чарушин "Лисята", "Воробей") и о детях (М. Зощенко "Показательный ребенок"; Л. Пантелеев "На море"; С. Георгиев "Бабушкин садик" и др.).

Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт "Гном Гномыч и Изюмка"; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей").

В программном списке много стихотворений: о природе и временах года, о животных, детских приключениях и переживаниях. Выделены стихи для заучивания. (Воспитатель может выбирать их, учитывая возможности детей и личные предпочтения.)

Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.

К программе специально подготовлены хрестоматии. (Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия: 4–5 лет / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.) А московским издательством "Весть ТДА" выпущены фонохрестоматии с лучшими программными произведениями в исполнении известных актеров театров и кино с прекрасным музыкальным сопровождением.

В ходе работы с детьми 4–5 лет особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.

Условно можно выделить три аспекта анализа.

Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием речи ребенка.

Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения.

Дети эмоционально реагируют на описываемые события, но это не значит, что они все понимают правильно. Так, многие из них считают, что заяц в сказке братьев Гримм "Заяц и еж" лучше, чем еж. Еж – обманщик, а это плохо. Ответы на вопрос: "А разве заяц сам себя не наказал и разве не надо воспитывать грубиянов и невежд?" – были самыми разными. Но мнение о зайце-страдальце изменяется, как только воспитатель еще раз зачитывает начало сказки, где заносчивый заяц насмехается над ежом.

При любых разногласиях между детьми следует обращаться к тексту. Необходимо учить дошкольников размышлять и пересматривать первоначально высказанную точку зрения, пытаясь аргументировать ее.

Известно, что пятый год жизни – чрезвычайно благоприятный возраст для развития языкового чутья. Одним из условий его формирования является доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи.

В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: "Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы… (собирать ), венки… (плести ), песни… (петь ), хороводы… (водить ). Только одной Снегурочке… (по-прежнему не весело )". ("Снегурочка", русская народная сказка, обр. А.Н. Толстого.) Или: "Темный лес что… (шапкой ) принакрылся… (чудной ) и заснул под нею… (тихо, беспробудно )". (И. Суриков. "Зима".)

Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. "Прочитайте, – просят они, прослушав "Федорино горе" К. Чуковского, – как коза выпучила глаза, только там другое слово" ("растопырила").

Понять, прочувствовать образность языка детям помогают и физкультурные паузы. Например: "И впрямь находчивый этот Жихарка, – восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась". Воспитатель предлагает детям показать (на ковре), как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки.

Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение еще раз, но за неимением времени воспитатель вынужден ограничиваться выборочным чтением, поэтому уже с начала года желательно привлекать дошкольников к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года дети обычно называют персонажа ("Прочитайте про заиньку-паиньку"), но со временем они уже способны формулировать суть отрывка ("Повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути"). Выбор отрывка – трудная, но чрезвычайно полезная для детей деятельность. Она помогает им разобраться в прочитанном педагогом произведении. Воспитателю же это дает возможность проанализировать, как оно воспринято и осмыслено.

В средней группе для заучивания предлагаются небольшие динамичные стихи, часто юмористического содержания. И все-таки, чтобы запомнить стихотворение и понять, как его выразительнее прочитать, детям нужны пояснения воспитателя. Их необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декламировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором.

Поэтапный анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение следующих друг за другом логически завершенных отрывков требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. А главное – упражнения в декламации воспринимаются детьми как приятное времяпрепровождение.

Обычно ребенок, читая стихотворение полностью на занятии по заучиванию, утрачивает выразительность (интонации), удававшуюся ему при проговаривании отрывков. Это закономерно, ибо он вынужден одновременно решать несколько задач: вспоминать, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому как на занятиях, так и вне их необходимо повторять стихотворение, возвращаясь к нему в течение года несколько раз.

Для того чтобы порадовать детей и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи, проводятся литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Во всех возрастных группах следует периодически проверять, насколько хорошо дети знают программные произведения. При проведении срезовой работы нужно избегать таких вопросов, как: "Какие сказки (рассказы) ты знаешь? Назови их", "Какие стихи ты помнишь?" Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для той или иной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало произведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее название (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Планы занятий

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться


Советы для родителей:

Чаще говорите о ценности книги;
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью

Почему важно сделать чтение

привычкой Вашего ребёнка?

Чтение в семье - давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье.

Главное отличие семейных чтений от других его видов - классного, внеклассного и домашнего состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Семейное чтение - это литература, интересующая всех членов семьи, обсуждение прочитанного всей семьей, это общение, сближающее людей разных возрастов.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

1. Как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

3. Та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия . Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана . Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга вам . Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОЙ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

Прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;

Книгу читают и рассматривают за столом;

Бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной;

Не играй с книгой, она от этого портится;

После того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;

Правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;

- если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение , позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги - помощники родителей в решении воспитательных задач . Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

7. В доме должна быть детская библиотечка.

8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

14. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети читают все что угодно!

17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.




Рассказать друзьям