Занятия изо для детей 4 5 лет. непосредственно организованной деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занятия изобразительной деятельностью с дошкольниками имеют свою специфику, связанную с возрастными особенностями психики, мышления, внимания, физическими данными детей. Эти особенности учитываются при постановке целей занятий, обуславливают количество и методику подачи учебного материала и влияют на форму проведения занятий.

Главной особенностью, которую нужно учитывать при планировании и разработке занятий для детей от 4 до 7 лет, является то, что все компоненты мышления и психики ребёнка, задействованные в процессе обучения, находятся в стадии формирования.

Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, их целью является не только собственно обучение законам искусства и некий конечный результат творчества, но и психическое и психологическое развитие малышей.

К главным из них можно отнести формирование направленного осознанного внимания, памяти, аналитического и ассоциативного мышления, мелкой моторики руки, фантазии, расширение кругозора и внимательного отношения к окружающему миру, достижение необходимого уровня уверенности в своих силах и способностях, психологической раскрепощённости на занятиях, развитие правого (творческого) полушария мозга.

Тем не менее, одно не подменяет другое — основной целью занятий по данной методике остаётся обучение малышей рисованию, т.е. поступательное освоение ими приёмов и принципов изображения, техник работы с различными материалами, знакомство с обширным кругом тем. К собственно учебным задачам можно отнести освоение основ творчества: формирование графической культуры, знакомство с основами композиции, овладение приёмами работы известными графическими и живописными материалами (гуашь, цветные карандаши и пастель, фломастеры или гелевые ручки), знакомство с культурой цвета, развитие способности мыслить творчески, привлекая к работе жизненные впечатления и наблюдения.

Для достижения последовательного и постепенного прогресса в освоении всех этих непростых, для малышей, задач учебный материал разбивается поурочно по принципу «от простого к сложному».

Этот принцип реализуется в том, что на первых занятиях через изображение простых, известных объектов, дети добиваются уверенности в изображении основных геометрических форм, параллельно осваивая первоначальные правила работы с материалами, основы графической культуры, необходимые для достижения минимального эстетического уровня в работах, где могут помочь простенькие раскраски. Одновременно, под руководством педагога, малыши привыкают внимательно относиться к знакомым предметам окружающей жизни, учатся смотреть на всё глазами художника, видеть в привычном — объекты для творчества.

Следующим шагом в обучении является усложнение формы предметов, состоящих из нескольких простых фигур, введение декоративных приёмов изображения, знакомство с жанрами искусства, разработка сюжетной линии в композиции.

Разрабатывая уроки по ИЗО для детей, я ставила цель тренировки мелкой моторики, как основную, поэтому в них предпочтение отдаётся графическим заданиям и графическим материалам. Кроме того, в младшем возрасте ребята получают более высокий эстетический результат, работая именно с графическими материалами. Это не принципиальный момент, а субъективное мнение автора.

По желанию, почти все уроки могут проводиться в живописном варианте. В этом случае, предпочтение отдаётся гуашевым краскам, т.к. они более яркие, более доступны для детей в техническом отношении (смешивание цветов, утемнение или высветление тона, возможность перекрашивать и исправлять). По мнению автора, используемая обычно акварель — очень сложный во всех отношениях материал, даже для профессионалов, не говоря о детях. Поэтому знакомство с акварелью лучше проводить постепенно, по мере освоения технических приёмов работы с более лёгкими в обращении, гуашевыми красками, по мере роста технического мастерства, развития мелких движений руки.

В противном случае, низкий эстетический уровень работ, приводит ребят к разочарованию, неудовлетворённости своими способностями и, в конечном итоге, сильно снижает или «убивает» полностью интерес к занятиям ИЗО. Одним из основных принципов обучения в этой программе является принцип наглядности: все темы, основные приёмы работы красками и карандашами, композиционные схемы и т.п., педагог рисует на глазах у ребят, непосредственно на уроке, иногда, вместе с ними — если этого требуют обстоятельства (сложность задания, его новизна). Максимальным выражением этого принципа стала форма «изобразительного диктанта». Повторение не предполагает копирования. Это выбор ребёнка.

Творческим малышам самое время отправиться на ИЗО для детей 4-5 лет. Совсем неважно, рисует ли ребенок только трансформеров, покемонов или кукол Барби – он обязательно научится большему, если его заинтересовать. Как правило, изобразительное искусство в детских садах ограничивается редкими рисунками акварельными красками и аппликациями. А дома малыш и вовсе привычно использует яркие фломастеры. Но занятия ИЗО для детей 4-5 лет могут быть совершенно другими – интересными и увлекательными. Мир безграничен, и каждый предмет в нем достоин запечатления на бумаге или холсте. А если еще и подключить к этому воображение? Получатся удивительные и необычные картины! Быть может, ваш ребенок – будущий Сальвадор Дали?

Наша школа ИЗО для детей от 5 лет дает возможность раскрыться каждому маленькому человечку – в соответствии с методикой Монтессори, по которой работают педагоги клуба «Созвездие».

Что дают уроки ИЗО для детей 4-5 лет

Прежде всего, занятия рисованием отлично развивают мелкую моторику, внимание и память. А это очень пригодится для подготовки к школе. ИЗО для детей 4-5 лет, таким образом, напрямую влияет на важные навыки:

  • Правильную подготовку руки к письму;
  • Умению понимать размер и форму предметов;
  • Различать цвета и оттенки;
  • Определять перспективу предметов (ближе-дальше).

Не менее важным является развитие фантазии ребенка и умения передать свои эмоции, настроение и чувства с помощью рисунка. Во время рисования активно возникают межполушарные связи, так как задействованы оба мозговых полушария. Занятия ИЗО для детей 4-5 лет рекомендованы, если ребенок плохо говорит или имеет какие-либо особенности развития.

Помещения наших клубов оборудованы бактерицидными устройствами, а также регулярно подвергаются влажной уборке, обрабатываются пароочистителем, дезинфицируются и проветриваются, а дети с признаками заболевания на занятия не допускаются, поэтому Вы можете не бояться, что Ваш ребёнок заразится от других детей простудными заболеваниями.

В отличие от многих других занятий рисование имеет ощутимый конечный результат: создание картины. Нельзя увидеть, потрогать или почувствовать цифры или буквы, а созданный рисунок – плод труда ребенка - остается перед глазами. В этом смысле кружок ИЗО для детей 4-5 лет мягко стимулирует целеполагание: малыш хочет трудиться, поскольку это приносит результат.

Очень важно правильное отношение родителей к творческой самореализации ребенка. Каждый ребенок уникален, и рисунки детей не похожи друг на друга. Малыш учится справедливо оценивать результат других детей и понимает, что каждый человек видит мир по-своему. Как и он сам.

На уроках ИЗО для детей 4-5 лет в клубе «Созвездие» ребята осваивают различные техники рисования с помощью восковых мелков, угля, карандашей, акварели, акриловых красок и гуаши. Комбинация техник и изобразительных средств позволяет создавать удивительные и необычные рисунки.

Как записаться на ИЗО для детей 4-5 лет

Приводите малыша в детский клуб «Созвездие»: благодаря удобному графику вы сможете посещать занятия в удобное для вас время. Дети занимаются в светлых и просторных классах. Предусмотрена возможность индивидуального обучения.

Чтобы узнать больше о ИЗО для детей 4-5 лет, запишитесь на пробное бесплатное занятие.

Рабочая программа

непосредственно организованной деятельности

по художественно - эстетическому развитию детей

4 - 5 лет

ИЗО - студии "Я рисую мир"

(с использованием нетрадиционных техник)

срок реализации программы: 1 год

Составила: воспитатель МКДОУ "Детский сад №1"

Логвянкова Татьяна Петровна

Цель программы - развитие интересов и творческих способностей детей в сфере художественно - эстетической посредством нетрадиционных техник рисования и ручного труда

Задачи программы:

    Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Формировать практические навыки.

    Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма.

    Развить общие интеллектуальные способности: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу.

    Развивать художественно - образныепредставления, эмоционально чувственного отношения к предметам и явлениям природы.

    Формировать конструктивные умения и навыки.

    Развивать твёрдость руки, технические навыки.

    Развивать и укреплять мелкую моторику рук.

    Развивать зрительно-двигательную координацию.

    Привитие любви к искусству, привитие трудолюбия и усидчивост.

    Способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

    Воспитывать эмоциональую отзывчивость к прекрасному.

Направленность программы: Художественно - эстетическая.

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 4-5 лет

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал.

Количество НОД: 1 раз в неделю

Продолжительность занятия: 20 мин.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики соответствует возрасту;

Ребенок владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

Проявляет интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

Различает виды декоративной росписи, составляет узор.

Осуществляет творческий подход к каждой работе.

Материал:

Бумага, бумажные салфетки, ножницы, природный материал, нитки, клей, спички, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, краски "акварель", "гуашь", кисточки, зубная щётка, ватные палочки, восковые карандаши.

Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Конструирование из бумаги способом оригами.

4. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

5.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.

6.Наклеивание нарезанных ниток на плоскостное изображение.

7.Скрепление различных деталей.

8.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков и т.д.

9.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

10.Лепка предметов из теста - "Тестопластика"

11.Рисование пластилином и пальчиком - "Пластилинография"

12.Наклеивание готовых форм из пластилина на плоскость.

13.Рисование кистями всем ворсом, кончиком, зубной щёткой, ватными палочками, листьями, ладошками.

14.Смешивание красок.

15.Составление декоративного узора: использование элементов орнамента, подбор цвета, расположение.

Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.

Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Принципы :

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.

Данная программа интегрируется с образовательными областями:

Позновательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие;

Социально - коммуникативное развитие;

Физическое развитие основной образовательной программы ДОУ.

Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка

Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Изобразительная деятельность - одно из любимых занятий детей дошкольного возраста. Дошкольники готовы часами рисовать, клеить, лепить. Первоначальные замыслы детей могут меняться в зависимости от оттого, какой новый образ разглядит ребенок в своем творении, но интерес к творческой деятельности не пропадает. Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить. Она включает в работу оба полушария мозга: левое (рациональное, анализирующее, логическое); правое (эмоциональное, образное, творческое). Не случайно психологи говорят о том, что на кончиках пальцев малыша находится его ум, а развитие мелкой моторики ведет за собой развитие речи ребенка. Учитывая приоритетную направленность ДОУ, педагог должен предоставить детям возможность реализовать потребности и интересы в сфере художественно - изобразительной деятельности. Как показывает диагностика, наибольший интерес у детей вызывает лепка (образная, сюжетная, декоративная). Привлекательность данного вида деятельности связана с тем, что ее продукты - образы, с которыми можно действовать (играть, вести диалог, представлять сюжетные линии...)

Пробуждения у детей собственного интереса к теме изобразительной деятельности, создания условий использования детьми различных вариантов изображения, предоставления ребенку свободного выбора образа, сюжета, изобразительных средств - вот главные задачи которые должен ставить перед собой воспитатель. При этом, освоение технических приемов не доминирует и не подменяет создания художественно выразительного образа. Отдается приоритет желаниям и собственной инициативе детей, вовлечению их в коллективные формы изодеятельности. Предполагается создание условий для самореализации каждого ребенка, знакомство с различными средствами воплощения художественного замысла. Коллективная деятельность направляется на создание многофигурных, сюжетных композиций.

ИЗО - студия, в условиях которой возможно более свободное общение, взаимодействие и творчество, среда развития творческих изобразительных способностей детей. В состав творческого объединения на добровольной основе включаются дети, обладающие интересами и способностями в сфере изобразительной деятельности. Задача педагога - вовлечь этих детей в деятельность художественной студии и поддерживать их интерес в течение года.

Перспективное планирование изостудии с детьми 4-5 лет

месяц

п/п

Наименование мероприятия

Программные задачи

Сентябрь

"Путешествие по радуге "

рисование

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

" Ёжик"

лепка из пластилина с использованием семечек подсолнуха

Учить детей отрывать от большого куска комочек пластилина, раскатывать его между ладонями, придавая ему овальную форму, пользоваться приёмом оттягивания. Развивать умение соединять пластилин с природным материалом.

"Разноцветные шарики"

рисование овальных предметов

Учить создавать контурные рисунки, замыкать линии в кольцо и раскрашивать, повторять очертания нарисованной фигуры. Дополнять изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).

Коллективная работа "Осеннее дерево"

Рисование ладошкой

Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и ладошкой. Развивать эстетическое восприятие.

Октябрь

"Дерево"

Моделирование из веточек и пластилина.

Учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук.

"Дерево в осеннем наряде"

Рисование методом тычка

Закреплять умение рисовать дерево (ствол, сучки, тонкие ветви). Учить различать различные породы деревьев их признаки, особенности (цвет строение). Закреплять умение рисовать гуашевыми красками, учить накладывать цвет на цвет. Развивать чувство цвета. Познакомить детей со способом рисования жесткой кистью.

" Букет из осенних листьев"

Печатание листьями.

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

"Праздничный наряд осенних березок"

Обрывная аппликация.

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги и наклеивать их имитируя осенние листья берёз.

Ноябрь

"Грустная картина- дождик без конца"

Рисование с элементами аппликации.

Аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. Рисование дождя цветным карандашом. Листы бумаги голубого цвета, силуэты туч, полоски бумаги, клей, цветные карандаши.

"Грибочек"

Моделирование из природного материала.

Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

"Дымковский конь"

Декоративное рисование.

Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями ее росписи колоритом дымковского узора, способами рисования. Учить рисовать узор, состоящий из колечек, точек, кругов с помощью ватных палочек, квачей и кисти. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, творческую активность.

"Пёс Дружок"

Учить детей складывать из квадрата пса. Продолжать учить детей ориентироваться на квадрате, находить правую левую стороны, углы.

Декабрь

"Волшебные снежинки"

Рисование.

Учить детей передавать узор снежинки. Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях, симметрично, придумывая разные интересные сочетания линий. Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании; Упражнять в смешивании и разведении гуаши.

"Дед Мороз" Аппликация с использованием салфеток

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.

"Платье Снегурочки" Декоративное рисование.

Знакомить детей с элементами гжельской росписи. Учить подбирать цвет, украшать платье снегурочки росписью.

«Елочные шары»

Рисование восковым мелком, акварелью.

Упражнять в рисовании предмета круглой формы. Познакомить с приемом сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие. Упражняться в нанесении узора, при помощи оттиска, на круглую форму. Развивать чувство ритма.

Январь

"Снег, снег кружится, белая вся улица…"

Рисование тычком и набрызгом.

Продолжать знакомить детей с разными способами рисования кистью; Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании; Упражнять в смешивании и разведения гуаши.

"Рождественские колокольчики" Аппликация с использованием пластилина.

Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

"Котёнок с клубком" Аппликация из ниток.

Продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности.

Февраль

" Подводное царство " Тестопластика.

Учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы)

Аппликация.

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

"Весёлые матрёшки" Декоративное рисование. Ватные палочки, «тычки», рисование пальчиками.

Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

" Сова"

Моделирование из шишек.

Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа.

Март

"Красивые цветы для всех женщин" Аппликация. Коллективная работа.

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка. Развивать чувство прекрасного.

"Мимоза"

Рисование тычками.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

"Подснежник".

пластилинография

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

"Жар – птица"

Рисование ладошкой

Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты.

Апрель

"Ракета"
Пластилинография.

Заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

"Верба"

Аппликация из семян тыквы.

Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.

" Узор на тарелочке" Декоративное рисование.

Познакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора; учить составлять узор;развивать творчество детей.

"Бабочки"

Монотипия предметная.

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Познакомить детей с понятием симметрия. Воспитывать самостоятельность при выборе цветовой гаммы.

"Вазочка" Поделка из папье-маше.

Знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в клей, приклеивать

на форму (баночка.)

"Вазочка" Продолжение. Разукрашивание

готового изделия.

Учить аккуратно, раскрашивать подсохшее изделие гуашью.

"Вазочка" Продолжение.Поделка из косточек.

Учить составлять композицию из арбузных косточек, аккуратно приклеивать на работу. Раскрасить

Косточки гуашевой краской

Критерии и нормы оценивания

Навыки и умения

Критерии оценивания

Умение составлять из частей целое, наклеивать изображение.

3 балла - Ребёнок умеет составлять изображение из нескольких частей, располагает точно, совмещая по смыслу, соблюдает пропорции. Изображение наклеивает на середину листа, самостоятельно дополняя его мелкими деталями по логике содержания работы.

2 балла - Ребёнок умеет составлять изображение, но имеются незначительные искажения, смещения; изображаемый предмет располагается в основном в середине листа. Мелкими деталями свою работу дополняет после напоминания взрослого.

1 балл - Изображение составляет после того, как несколько раз проговорили инструкцию (что сначала, что потом). Необходимо раза два три повторить с ребёнком последовательность выполнения работы (но в дальнейшем делает сам). Изображение имеет существенные искажения в пропорциях частей.

Умение работать с клеем.

3 балла - Имеет навык работы с клеем. Аккуратно набирает его на кисть, убирает лишнее о край розетки. Намазывает всю форму, промакивает лишний клей, оставшийся на работе, салфеткой.

2 балла - Умеет работать с клеем. Правильно держит кисть. Набирая клей, почти никогда не забывает убирать лишний о край розетки. Намазывает форму на клеёнке. Форма промазывается практически вся, но порой остаются сухие места, которые подмазывает уже на самой работе (или наоборот, форма в некоторых местах очень сильно промазана клеем). Салфеткой пользуется, но иногда необходимо напоминание взрослого. В ходе работы забывает ставить кисть на подставку, в результате она лежит на столе и марает рабочее место.

1 балл - Умение работать с кистью закреплено слабо, необходимо периодически напоминать о том, что лишний клей необходимо убирать о край розетки. Клеёнкой пользуется не регулярно. Форму намазывает, оставляя сухие места или наоборот, большое количество клея. Салфетку в работе использует, однако не промакивает, а вытирает или растирает место, где наклеено. Кисть во время работы редко ставит на подставку.

Умение пользоваться ножницами.

3 балла - Выработан навык пользования ножницами. Умеет правильно их держать и пользоваться. Соблюдает технику безопасности (ножницы держит от себя, заканчивая работу, кладёт их на поднос)

2 балла - Умеет пользоваться ножницами. В основном правильно их держит, но иногда бывают ошибки, требуется напоминание («Возьми ножницы правильно»). Случаются незначительные нарушения техники безопасности работы с ножницами (оставляет их на столе после работы, при напоминании исправляется.

1 балл - Умение работать с ножницами развито слабо (плохо развита мелкая мускулатура пальцев, но ребёнок старается и при напоминании, показе исправляет ошибки (напоминать приходится часто, редко берёт ножницы правильно) .

Умение работать с бумагой, изготовлять поделки в технике оригами.

3 балла - Ребёнок умеет сгибать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, при этом аккуратно и точно совмещает углы и стороны (где это необходимо по инструкции, вся работа выполняется на столе. Чётко ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д.) . Знает понятие «линия сгиба», без напоминания проглаживает её. Мелкая моторика развита хорошо. Понимает инструкцию взрослого без дополнительных повторений. Полученную в результате складывания форму самостоятельно украшает соответствующими по смыслу элементами аппликации, подбирая цвета и оттенки. Проявляет творчество и фантазию.

2 балла - Ребёнок умеет сгибать предложенную форму пополам, вчетверо, в разных направлениях, но с незначительными погрешностями (один край листа чуть-чуть выглядывает из–под другого, углы немного расходятся, вся работа в основном выполняется на столе. Ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д., но иногда бывают ошибки, которые он сам же и исправляет после дополнительной инструкции. Знает понятие «линия сгиба», может показать, проглаживает её, редко, но может забыть об этом в спешке или по невниманию. Мелкая моторика развита не плохо. Слушает инструкцию взрослого внимательно, понимает, но все действия выполняет медленно, не всегда уверен в своих силах. Полученную в результате складывания форму украшает элементами аппликации, опираясь на предложенный образец взрослого. Творчество и фантазию проявляет редко.

1 балл - Ребёнок очень старается складывать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, но получается не всегда точно. Приходится по несколько раз исправлять ошибки под контролем взрослого. В основном умеет ориентироваться на листе бумаги (показывает названные углы и стороны, но при непосредственном выполнении указаний по изготовлению поделки часто испытывает затруднения. Линию сгиба показать может, но во время работы, получив указание: - «Возьмите деталь за линию сгиба», путается, требуется соответствующая корректировка взрослого. Словесные инструкции по изготовлению поделок для него требуется повторить (или показать) несколько раз, чтобы он понял и сделал. Мелкая моторика развита не достаточно. Основу заполняет аппликацией после напоминания

Умение использовать нетрадиционные техники в рисовании.

3 балла - Ребёнок заинтересован в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. При показе и рассказе о новом способе изображения внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками, печатками, штампами или другими материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы, если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

2 балла - Ребенок охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способа изображения, так как он (ребёнок) не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и на плоскости (затрудняется в расположении кистей рук, пальцев при рисовании руками, штампами и т. д.) . цветовое решение в основном идёт по подражанию образцу взрослого, инициативу в выборе цвета проявляет не часто. Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

1 балл - Ребёнок охотно слушает и наблюдает за показом новых, нетрадиционных способов изображения, которые демонстрирует воспитатель. Однако, повторить показанное приёмы самостоятельно затрудняется (плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика). Плохо понимает инструкцию. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляют самостоятельности, подражают в основном образцу и показу взрослого, это касается и цветового решения рисунка. Творчество проявляют редко.

Навыки ритмичного повторения однородных движений.

3 балла - При рисовании декоративных узоров ритмично повторяет однородные движения, внимательно следит за последовательностью элементов, их чередованием, как по цвету, так и по форме. Ошибок не допускает.

2 балла - При рисовании, как декоративных узоров, так и другого рода изображений (например, чешуи у рыбы, печатание листьями), требующих ритмично повторяющихся движений, этот ритм в основном соблюдает (не зависимо от количества различных элементов в одном узоре). Однако в рисунке имеются частичные искажения или перемена местами элементов узора

1 балл - Допускает большое количество ошибок при повторении однородных движений, но старается и при повторном разборе и объяснении со стороны взрослого выполнить задание правильно. Путается, если необходимо повторить узор или рисунок, состоящий из нескольких различных элементов. А когда идёт чередование однородных элементов, ребёнок справляется легче.

Умение рисовать по представлению

3 балла - Ребенок проявляет устойчивый и постоянный интерес и потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Самостоятельно может придумать сюжетную композицию на предложенную тему. Изображение располагается на всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между изображаемыми предметами. Цветовое решение соответствует замыслу рисунка, богатая цветовая гамма.

2 балла - ребёнок проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире. Испытывает радость от встречи с ним. Сюжет и тема рисунка предварительно обговаривается с воспитателем. Изображение чаще всего располагается на одной полосе внизу листа, но может быть и по всей его поверхности. По величине предметы изображаются в основном точно, но имеются незначительные искажения.

1 балл - Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, не всегда замечают общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Затрудняется в выборе сюжета своего рисунка, приходится наводящими вопросами подводить ребёнка к выполнению работы. Изображение располагается на линии внизу листа. Ребёнок путается в передаче соотношения предметов по величине (дерево и цветок могут быть одинаковыми по величине). Используемая цветовая гамма однообразна, отсутствуют оттенки цветов.

(2012-2013 уч.год)

Программы «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний

эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс
педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть
одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель и задачи программы:
Цель: Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них
интересно или эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения
новых цветов и оттенков.

Используемые методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Организация занятий кружка:
Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю в вечерний отрезок времени продолжительностью 20 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.

Материал:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
поролон;
трубочки коктельные;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти.

Содержание работы программы:
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 5 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от: грамотного методического руководства со стороны взрослых; уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом; развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым

Система мониторинга:

МОНИТОРИНГ
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Анализируя детский рисунок, педагог оценивает характеры героев, использование специфики таких изобразительных средств, как точка, линия и штрих, и делает вывод о том, насколько творчески ребенок подошел к заданию, по силам ли оно ему.

Список литературы

1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000г

Евгения Дровнина
Программа дополнительного образования по ИЗО и декоративно-прикладному искусству «Мир фантазии» для детей 4–6 лет

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник . Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии .

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения , творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей , так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий , желаний и самовыражению в целом.

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности .

Основные задачи

Образовательные :

1)Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2)Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3)Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности .

4)Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитательные :

1)Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

2)Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

3)Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Развивающие :

1)Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства ) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2)Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

3)Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам ДЦК) .

Дидактические принципы построения и реализации программы «Веселые ладошки»

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ :

Принцип культуросообразности : построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;

- принцип сезонности : построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

Принцип систематичности и последовательности : постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному» , «от близкого к далёкому» , «от хорошо из-вестного к малоизвестному и незнакомому» ;

- принцип цикличности : построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к воз-расту;

Принцип развивающего характера художественного образования ;

Принцип природосообразности : постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

Отличительными особенностями программы являются :

Работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, масса папье-маше) ;

Использование нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, тычок сухой кистью, граттаж и др.)

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Возраст обучающихся

Программа предназначена для детей 4 – 6 лет . В объединение принимаются все желающие с 4 – 5 лет без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 10 до 15 человек.

Формы и режим занятий

Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей . Занятия проводятся : в первый и второй год обучения – 2 раза в неделю : 2 занятия по 25 минут с перерывом 10 – 15 минут.

Структура занятия состоит из нескольких этапов :

Объявление цели и задач занятия;

Объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;

Физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;

Повторение последовательности выполнения работы;

Самостоятельная работа детей ;

Физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;

Продолжение работы;

Подведение итогов.

Формы и виды контроля

Требования к организации контроля :

Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого ученика;

Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

- разнообразие форм контроля , обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;

Объективность;

Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса.

Педагогический контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Терминологический диктант

Выполнение практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня : школьных, городских, областных в области изобразительного искусства .

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится в конце всего времени обучения по программе , а также предусматривает выполнение итоговой работы творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования, бесед с родителями. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия.

После окончания курса учащиеся, успешно справившиеся с программой , проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей, комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных, конкурсах изобразительного творчества .

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация :

1 уровень - репродуктивный с помощью педагога;

2 уровень - репродуктивный без помощи педагога;

3 уровень - продуктивный;

4 уровень - творческий.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

теория практика итого

1. Вводное занятие 1 1 2

2. Работа с бумагой 6 25 34

2.1Аппликация 3

2.2Техника торцевание 2 6 8

2.3Квиллинг 1 3 4

4.1Народное

4.2Современные виды ДПИ 2 6 8

8. Итоговые занятия

Итого 35 109 144

Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов

теория практика итого

1. Вводное занятие 1 1 2

2. Работа с бумагой 6 25 34

2.1Аппликация 3

2.2Техника торцевание 2 6 8

2.3Квиллинг 1 3 4

3. Нетрадиционные техники рисования 6 22 28

4.1Народное декоративно - прикладное искусство

4.2Современные виды ДПИ 2 6 8

5. Лепка из соленого теста 8 24 32

6. Основы рисунка и живописи 6 18 24

7. Оформительская деятельность 1 8 9

8. Итоговые занятия

9. Культурно – досуговая деятельность

Итого 35 109 144

Литература :

1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству . – М.: ТЦ «Сфера» , 2000

2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников : методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2006

3. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М : ТЦ «Сфера» , 2004

4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез,2013

5. Коллективное творчество дошкольников : конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М.: ТЦ «Сфера» , 2005

6. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: ИД «Цветной мир» ,2013

7. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М.: Айрис-пресс, 2013.

9. Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина : Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Мозаика- Синтез, 2012

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз – Дидактика» , 2006

11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет : Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2001

12. Шмитт,Гудрун. Квиллинг для детей/Гудрун шмитт ,пер. с нем. Е. Г. Сас. – М.:Астрель : Кладезь,2013



Рассказать друзьям