Кто такой рерих. Музей Рериха в Нью-Йорке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Централь-ной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объ-единенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский ин-ститут научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защи-те культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника име-ются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибир-ске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Бу-энос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принад-лежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, кото-рый получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увле-кался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоя-тельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих по-ступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компо-нентов содержания его произведений и основным источником настрое-ния.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эс-киза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского госу-дарства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напря-женной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обду-мывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные компози-ции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исто-рической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник осо-бенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археоло-гическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведе-ниям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощу-тил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что ху-дожнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вы-мыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целост-ное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третья-ковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славя-не». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изу-ченный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «За-морские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования. В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательни-ца», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творче-ским планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года ху-дожник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изуче-ние русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завер-шения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зло-вещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и на-стороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Го-род строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много спо-ров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По дос-тоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Се-ров, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Дне-пре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путеше-ствие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Яро-славль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Вели-кий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, вырази-тельно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной осно-вы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяно-ста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росски-ми Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художни-ка. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьде-сят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель мно-гих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народно-му, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов.

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Герои его искусства - народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. Они сами решает свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города, мужественно обороняются. Горячей любовью к трудолю-бивым отважным зачинателям Руси, гордостью за наше прошлое прони-заны эти глубоко национальные произведения. Каждое из них создавалось художником на основе большого знания русской истории, памятников старины, развития лучших традиций русской культуры.

Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства.

В 1900-х годах, особенно после революции 1905 - 1907 годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творить для народа, создавать искусство, насыщенное большими идеала-ми гуманизма.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, по-исками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славян-ской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду - эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит ар-хеологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизучен-ного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патрио-тических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холод-ное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие се-рые ладьи с красными парусами. И кажется, что сражаются не только от-важные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яро-стной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо. Клубятся тяжелые багрово-синие тучи...

«Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное мас-лянистыми красками. По технике письма и по содержанию оно как бы за-вершает собой первый период творчества Рериха.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период твор-чества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которую также входил знаменитый «Бой».

С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работать над новым балетом «Весна священная», и таким образом посте-пенно начинает приобщаться к театру. В 1914 году осуществилась завет-ная мечта Рериха о полной постановке оперы «Князь Игорь».

В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индию и Центральную Азию. В Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых пи-сал: «Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Ин-дии».

Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказа-ния Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она мо-жет появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге.

В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые дея-ния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержа-ние и построение картины «Тень Учителя».

В искусстве Рериха большое место занимают образы русских под-вижников. В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы откры-ваем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель». В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые прово-дят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу.

В 20 - 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Ми-кулична».

Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в кото-рых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. Нередко при этом он использовал уже веками су-ществующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему.

В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее - полотнище с символом Знамени мира. В свое время это про-изведение было широко известно мировой общественности. Оно находи-лось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пей-зажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь за-нимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но осо-бенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945).

В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников.

Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии зака-тов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реаль-ном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерст-вом. Многие из его картин стали для зрителей художественным открыти-ем...

Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувст-во любви к России, преданности ей.

Список литературы

1. В. В. Шолохаев «История России», Москва, 1996.

2. В. П. Князева «Н. Рерих», Москва, 1968.


Рерих.Ру - сайт о художнике Николае Рерихе. Картины, книги, статьи, биография.

Реферат по предмету

«Культурология.» на тему:

«Жизнь и творчество Николая

Константиновича Рериха»

Москва 1998


Введение.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.


Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания его произведений и основным источником настроения.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третьяковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славяне». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования.В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучение русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.


Биография
Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель. Николай Константинович Рерих - отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902-1960) и художника С.Н. Рериха (1904-1991). В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Согласно семейному преданию ее возникновение относится ко временам викингов. Один из старейших представителей рода Рерихов в XIII веке возглавлял рыцарский орден Тамплиеров, среди предков Н.К. Рериха были политики и военачальники.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября (по старому стилю - 27 сентября) 1874 в Петербурге, в семье нотариуса Окружного суда Санкт-Петербурга (с 1873). Отец Николая, Константин Федорович Рерих, в 1860 женился на Марии Васильевне Калашниковой и поселился с ней в Санкт-Петербурге - в особняке на Николаевской набережной (ныне Университетская), в котором открыл собственную юридическую контору. Кроме Николая, в семье было еще трое детей: младшие братья Борис и Владимир и старшая сестра Лидия. Вместе с семьей жил и дедушка по линии отца, Федор Иванович (умер в возрасте 105 лет), обладавший коллекцией масонских символов. Летние и зимние каникулы семья Рерихов проводила в загородном поместье Извара, приобретенном Константином Рерихом в 1872 у графа Семена Воронцова (название "Извара" было дано поместью Воронцовым после возвращения из путешествия по Индии; в переводе с санскрита означает "Бог" или "Божественный Дух"). В 1883 Николай Рерих сдал вступительные экзамены в одну из лучших и дорогих частных школ Санкт-Петербурга - гимназию Карла фон Мая. Экзамены были сданы с такой легкостью, что фон Май воскликнул: "Будет профессором!". Большинство предметов преподавалось на немецком языке. Среди разнообразных увлечений Николая были рисование, география, история, археология, коллекционирование минералов, верховая езда, охота. Первым учителем рисования был друг отца Николая - художник Михаил Микешин.
В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян ("Начало Руси. Славяне"). Древние летописи и книги более основательно стал изучать с 1895, когда познакомился с В.В. Стасовым, заведовавшим художественным отделом в Публичной библиотеке. Еще в годы учебы в университете Рерих вступил в члены Русского Археологического Общества.
По окончании учебы в Академии и в Университете стал помощником главного редактора собственного журнала Стасова "Искусство и художественная промышленность", статьи, печатавшиеся в журнале, подписывал псевдонимом Р. Изгой. При поддержке Стасова стал помощником директора музея Общества поощрения художников. Первая поездка Николая Рериха была совершена на пароходе летом 1899 из Санкт-Петербурга в Новгород по великому водному пути, по которому более тысячи лет назад в ладьях викингов плавали варяги. В 1900 умер Константин Рерих, Мария Рерих продала Извару, и на полученные деньги Николай смог осуществить долгожданную мечту - в сентябре он отправился учиться в Париж, по пути заехав в Берлин, Дрезден и Мюнхен. В мастерской исторического живописца Фернана Кормона Николай Рерих учился до середины 1901, вернувшись летом в Россию. 28 октября 1901 в церкви Императорской Академии Художеств, в б часов после полудни, Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Шапошникова, познакомившиеся летом 1899, стали мужем и женой. Елена Ивановна, племянница княгини Путятиной, была на пять лет младше Николая Рериха. На всю оставшуюся жизнь она станет его "другиней и вдохновительницей", и он назовет ее "Ладой", старинным русским именем, в котором для него звучала "гармония, вдохновение и сила". Чтобы обеспечить семью, в том же 1901 Рерих предложил свою кандидатуру на должность секретаря Общества Поощрения художников и был принят на должность, несмотря на наличие других, более старших и опытных, претендентов. Летом 1903 Рерих с женой путешествовал по России, посетив двадцать семь городов. Целью путешествия было изучение древней архитектуры. Результаты поездки были представлены на Выставке архитектурных этюдов Рериха, открывшейся в Обществе Поощрения художников в январе 1904. Николай II, посетивший выставку, пожелал, чтобы всю серию приобрел музей Александра III (в настоящее время Русский музей), но в день его посещения Россия объявила войну Японии, и дело осталось незавершенным. В том же году семьдесят этюдов и несколько других картин Николая Рериха было отправлено в Америку как часть русской экспозиции на выставку-продажу в город Сант-Луис (в Россию картины вернулись лишь через семьдесят лет).
С 1906 - директор Рисовальной школы при этом обществе (до 1918). С 1909 - действительный член Петербургской академии художеств. В 1910-1919 - председатель объединения "Мир искусства". К революции 1917 Н.К. Рерих отнесся сочувственно; входил в состав Комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 под председательством А.М. Горького. В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, Николай Рерих вынужден был уехать на Карельский перешеек.
С весны 1918 жил за рубежом: в начале 20-х годов в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно - в Индии. В 1918 году Н.К. Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. В 20-х и 30-х годах совершил две большие экспедиции по Центральной и Восточной Азии (в 1924-1928 совместно с женой Е.И. Рерих и сыном Ю.Н. Рерихом и в 1934-1935). В 1926 посетил Москву, был на Алтае. В 1929, совместно с сыном, основал институт гималайских исследований ("Урусвати") в Нагаре. С 20-х годов Николай Константинович Рерих вел просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). В 1942-1944 являлся почетным президентом Американо-русской культурной ассоциации. Умер Н.К Рерих 13 декабря 1947 в местечке Нагар (долина Кулу, штат Пенджаб, Индия). В 1991 в Москве был создан Международный центр Рерихов (преобразован из Советского фонда Рерихов).
Среди литературных работ Николая Константиновича Рериха - стихи, проза, публицистика: "Правовое положение художников в Древней Руси" (1898; дипломная работа на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета), "Цветы Мории" (1921; сборник стихов), "Пути Благословения" (1924), "Сердце Азии" (1929), "Твердыня Пламенная" (1932), "Нерушимое" (1936), "Врата в будущее" (1936), "Алтай - Гималаи", "Художественная техника в применении к археологии" (курс лекций в Петербургском Археологическом институте), статьи по вопросам искусства и охраны памятников старины
Николай Константинович Рерих - автор более 7000 картин, объединенных в тематические циклы и серии. Среди живописных работ Рериха - монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции, серия из девяноста полотен (памятники древнерусской архитектуры): "Гонец. "Восстал род на род" (из цикла "Славяне. Начало Руси"; картина была представлена Рерихом в качестве дипломной работы по окончанию Академии художеств; 1897; Третьяковская галерея), "Поход" (1899), "Заморские гости" (подзаголовок - "Народная живопись"; 1901; Третьяковская галерея; на выставке в Академии Художеств в 1902 картину приобрел царь Николай II предназначая ее для царскосельского дворца), "Город строят" (1902; Третьяковская галерея), "Небесный бой", "Каменный век" (1910, местонахождение неизвестно), "Человечьи праотцы" (1911, местонахождение неизвестно), "Крик змея" (1913, Псковский музей), "Град обреченный" (1914, местонахождение неизвестно), "Знамение" (1915; Одесский художественный музей), "Гуга Чохан" (1931; Третьяковская галерея), "Знаки Гэсера" (1940; Русский музей), "Гималаи. Нанда-Деви" (1941; Русский музей), "Тибет. Монастырь" (1942; Русский музей), "Помни" (1945; Русский музей). Среди работ в области театрально-декорационной живописи - декорации к опере "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (1909), драме "Пер Гюнт" Г. Ибсена (1912), балету "Весна священная" И.Ф. Стравинского (1913), пьесе М. Метерлинка "Сестра Беатриса" (1914), опере "Князь Игорь" А.П. Бородина (1914; Русские сезоны С.П. Дягилева). Среди работ в области монументального искусства - эскизы для церковных росписей и мозаик: церковь святого Духа в Талашкине (1914), майоликовые фризы и живописные панно в частных особняках.С 1906 Н.К. Рерих писал темперой, с 20-х годов - преимущественно синтетическими красками. Через 10 лет после смерти Н.К. Рериха, более 400 произведений, созданных им в Индии, по завещанию Н.К. Рериха было передано в музеи СССР.
__________
Источники информации:
Проект Mystic-world - www.mystic-world.net/Roerich/Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Всемирная энциклопедия классического искусства "Великие мастера", Иллюстрированный энциклопедический словарь)
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

Университеты

Награды Работы на Викискладе

Святослáв Николáевич Рéрих (10 (23) октября , но в некоторых источниках, в том числе БСЭ, ошибочно указана дата 23 октября (4 ноября) , Санкт-Петербург - 30 января , Бангалор) - русский и индийский художник , общественный деятель , коллекционер восточного искусства, почётный член Академии Художеств СССР () . Основные жанры картин - пейзажи , портреты , символические композиции . Сын Николая и Елены Рерих.

Детство

Святослав Николаевич Рерих родился 10 (23) октября года в Петербурге в семье русского художника, деятеля искусств Николая Константиновича Рериха и его супруги Елены Ивановны Рерих . Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой , посещал уроки Рисовальной школы Общества поощрения художеств , проявлял интерес к естественным наукам , который гармонично переплетался с природными художественными способностями.

Работа в США

Е. И. Рерих отмечала:

Она, несомненно, лучшая среди индусских артисток, самая любимая и глубоко почитаемая.
Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора , и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её, она с мужем проводила у нас лето и осень. Н. К. [Николай Рерих] очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер.

Работа в Индии

Святослав Николаевич принимал деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», возглавлял работу естественно-научного отдела. В круг его интересов входили орнитология , ботаника , минералогия , тибетская фармакопея, химия и её алхимические истоки, сравнительное религиоведение , философия , искусствознание , культурология , астрология . Художественное и литературное творчество Святослава Рериха, а также его исследовательская, педагогическая и общественная деятельность были связаны с идеями Живой Этики . Он был не только последователем этой религиозно-философской системы, но и одним из её идеологов.

Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре , созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша . Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.

Святослав Николаевич отмечал:«В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <…> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству».

Первая выставка картин С. Н. Рериха на родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа .

Последние годы жизни. Передача наследия семьи Рерихов

Святослав Рерих был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре , и впоследствии рядом с ним была похоронена его супруга Девика Рани Рерих .

Советский Фонд Рерихов просуществовал несколько лет. В 1991 году часть его учредителей создала новую общественную организацию Международный центр Рерихов (МЦР) . Спустя несколько месяцев после смерти Святослава Рериха Правительство РФ приняло постановление № 1121 от 04.11.1993 «О создании Государственного музея Н. К. Рериха» . Новому музею, создаваемому на правах филиала Государственного музея Востока , передавалась в оперативное управление усадьба Лопухиных. Международному центру Рерихов в каких-либо юридических правах на особняк, ранее закреплённый за ним охранно-арендным договором, было отказано. В то время МЦР занимал территорию усадьбы и готовил проект сложных реставрационных работ. Между Государственным музеем Востока и МЦР возник спор о том, кто является правопреемником СФР. МЦР не был признан таковым судебными органами , однако продолжает добиваться прав на наследие Рерихов, считая, что таким образом выполняет их волю.

В феврале 2016 года по решению Министерства культуры РФ был создан Музей Рерихов (филиал Государственного Музея Востока), который разместился в усадьбе Лопухиных .

Творческий путь

Свой путь художника Святослав Николаевич Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Удавшийся портрет - это больше, чем простое сходство». Помимо портретной , он обращается к пейзажной , эпической, жанровой и символической живописи и во всём проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.

Вышедшие из-под его кисти полотна - изящны, лаконичны, в них точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Только портретов своего отца он написал около тридцати, один из них был приобретён Люксембургским музеем в Париже . В ту пору Святославу Рериху было 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются портреты его родителей. Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. Как отмечал сам Святослав Рерих: «Истоки моего искусства неразделимо связаны с Николаем Константиновичем» . В то же время, продолжая в живописи традиции своего отца, Святослав пошёл своим собственным путём. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя техника исполнения.

Награды и звания

За выдающиеся достижения в области культуры , а также за вклад в дело мира Святослав Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых:

  • Высший гражданский орден Индии «Падма Бхушан »
  • Орден «Мадарский всадник» , учрежденный Государственным Советом Болгарии
  • Лауреат Международной премии Джавахарлала Неру
  • Кавалер болгарского ордена Кирилла и Мефодия
  • Почетный член Академии художеств СССР
  • Почетный доктор Великотырнского университета в Болгарии
  • Академик Академии изящных искусств Индии
  • Почетный академик Болгарской национальной художественной академии

Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом .

Память о Святославе Рерихе

Библиография

Основные труды С. Н. Рериха

  1. Стремиться к Прекрасному: Сборник статей. - М.: МЦР, 1993. - (Малая Рериховская библиотека).
  2. Свет искусства: Сборник статей. - М.: МЦР, 1994. - (Малая Рериховская библиотека).
  3. Медлить нельзя! // Защитим имя и наследие Рерихов: Сборник статей. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. - Т. 1. - С. 90 - 91.
  4. Искусство и жизнь / Пер. с англ. Т. В. Кожевниковой, И. И. Нейч. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
  5. Письма: В 2 т. / Сост. Н. Г. Михайлова. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004-2005.
  6. К беседе с художникам: Сборник статей. - М.: МЦР, 2006. - (Малая Рериховская библиотека).
  7. Creative Thought: Articles. - Moscow: ICR, 2004.
  8. Art and Life. - Moscow: ICR, 2004.
  9. Врата в высшую жизнь: сборник статей / Пер. с англ., сост. Н. Г. Михайлова, И. И. Нейч. Комментарии и примечания И. И. Нейч. - М.: МЦР, Мастер-Банк, 2009. - 296 с.: ил.
  10. Индийская живопись: статьи, монография. - М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011. - 440 с.: 382 ил., карт.

Публикации о С. Н. Рерихе

  1. Тюляев С. И. Святослав Рерих: Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1977.
  2. Валентин Сидоров . Семь дней в Гималаях // Москва. - 1982. - № 8. - С. 3 - 111.
  3. Мурашкина Т. И. «Святослав Рерих, каким я его знала…» // Мир Огненный. - 1997. - № 12. - С. 68 - 75.
  4. Святослав Николаевич Рерих. Живопись // Юбилейная выставка произведений Рерихов из частных собраний: Каталог / Сост. Т. Г. Роттерт, И. В. Липская. - М.: МЦР, 1999. - С. 91 - 100.
  5. Шапошникова Л. В. О судьбе картин Н. К. и С. Н. Рерихов, удерживаемых Министерством культуры РФ // Новая эпоха. - 2000. - № 1 (24). - С. 4 - 6.
  6. Рерих Н. К. Святослав // Листы дневника. - М.: МЦР, 1999. - Т.1. (1931-1935). - С. 442-444. - (Большая Рериховская библиотека).
  7. Непрерывное восхождение: Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова , . - Т.1. Воспоминания современников. Письма Н. К. Рериха, Ю. Н. Рериха, С. Н. Рериха. Труды. - М.: МЦР, 2001.
  8. Молчанова К. А. Великий художник и гуманист: Воспоминания о Святославе Николаевиче Рерихе // Содружество. - 2002. № 4. - С. 4.
  9. П. Ф. Беликов . Святослав Рерих. Жизнь и творчество. - М.:МЦР, 2004.
  10. Святослав Николаевич Рерих: Биобиблиографический указатель / Сост. Н. К. Воробьева. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
  11. Скумин В. А. , Ауновская О.К. Светоносцы . - Новочебоксарск: Терос, 1995. - 114 с. - ISBN 5-88167-004-3 . .
  12. Шапошникова Л. В. Философ реального Космоса // Культура. 2004. № 49, 16 - 23 дек.
  13. Шапошникова Л. В. Вестник Красоты // Культура и время. - 2004. - № 3/4. - С. 9 - 28.
  14. Миг, возведенный в Вечность: Деятели культуры о С. Н. Рерихе // Культура и время. - 2004. - № 3/4. - С. 5 - 7.
  15. Воспоминания о С. Н. Рерихе / Сост. Т. О. Книжник. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004.
  16. Назаров А. Г. Душа природы. С. Н. Рерих - естествоиспытатель-космист // Культура и время. - 2005. - № 1. - С. 44 - 61.
  17. Чирятьев М. Н. Естественнонаучные исследования С. Н. Рериха. // Культура и время. - 2005. - № 2. - С.10 - 37.
  18. 100 лет со дня рождения С. Н. Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2004. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. - (Рериховская научно-популярная библиотека).
  19. Ширяев В. Страшная сказка музея Востока. История борьбы за переданное в Россию наследие Рерихов в документах // Новая газета . - 2009. № 77 (20 июля).
  20. Росов В. А. Святослав Николаевич Рерих. - Великие художники. Т. 88. - М.:Директ-Медиа; Издательский дом «Комсомольская правда», 2011. - ISBN 978-5-7475-0123-2

Каталоги

  1. Выставка произведений художника С. Н. Рериха: Каталог / Ред. Т. Н. Гуковская; Оформление художника Е. В. Ракузина . Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Государственный Эрмитаж . Министерство культуры СССР . - М. : Искусство , 1960. - 36 с. - 10 000 экз. (обл.)

Справочные издания

  1. Богословский В. А. Рерих Святослав Николаевич // Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - Т. 22. - С. 42.
  2. Рерих Святослав Николаевич // Энциклопедия русской живописи. - М.: Олма-Пресс, 1999. - С. 505-512.
  3. Рерих Святослав Николаевич // Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюжин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939: Биографический словарь. - СПб., 1999. - С. 492-493.

См. также

Николай Рерих - художник, ученый, путешественник и исследователь. Еще он писатель и активный общественный деятель. Статья даст краткое представление о том, каким человеком был Николай Рерих. Картины художника и его творчество в целом тоже будут кратко представлены.

Рерих родился 27.09.1874 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был достаточно успешным нотариусом. Уже в раннем возрасте будущий живописец начинает проявлять интерес к родной культуре, однако больше всего он интересуется искусством и традициями Востока.

Молодые годы

В 1893 г. юный Рерих блестяще оканчивает гимназию имени Карла Мая. Затем будущий художник поступает сразу в 2 высших учебных заведения: Императорскую академию художеств и в университет Санкт-Петербурга на юридический факультет.

С 1895 г. начинающий художник становится учеником уже тогда знаменитого живописца Архипа Куинджи. Тут же он знакомится и с другими молодыми талантами: И. Репиным, Римским-Корсаковым и др.

Творческий путь

Лишь по окончании академии ему удается больше времени посвящать творчеству, которому очень важную роль в своей жизни отводил Николай Рерих. Картины художника начали высоко оценивать уже его современники, а его первое живописное полотно "Гонец" сразу было куплено известным меценатом Третьяковым.

Примерно тогда же молодой Рерих получает должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работает в журнальном издательстве "Мир искусства".

В 1900 г. Н. Рерих едет во Францию с целью продолжить обучение живописному искусству. Спустя год он вернулся в Российскую Империю, где получил место в секретариате "Общества поощрения художеств". В 1906 году он стал его директором.

В 1909 г. он становится членом Российской Академии художеств.

Николай Рерих был очень разносторонне развитым человеком, который интересовался не только живописью, но и археологией, и историей, а также философией. Он написал ряд исследовательских работ по культуре Древней Руси. Художник много путешествовал, изъездил всю Россию, а также побывал во многих странах, в том числе во Франции, Шведском королевстве, Финляндии и на территории Индии, где в 1947 г. в городе Химачал-Прадеш и завершил свой жизненный путь.

Его годы были наполнены творчеством, путешествиями и наукой. Интересно и насыщенно прожил Николай Рерих. Картины художника исчисляются почти семью тысячами живописных полотен. Это впечатляет!

Рерих Николай Константинович. Картины. Гималаи

В 1923 г. художник отправляется в Трансгималайскую экспедицию. Вдохновленный путешествием по самому высокому горному хребту мира Рерих пишет книги "Алтай-Гималаи", "Сердце Азии" и "Шамбала". Но более известны его живописные полотна, созданные под впечатлением от великих гор.

Он создает целый цикл картин под названием "Майтрейя". К картинам, написанным под эмоциональным впечатлением от Гималаев, относятся, к примеру, такие: "Майтрейя-победитель" (1925), "Меч Гесэра" (1932), "Сантана" (1944) и многие другие. Общее же их число просто колоссальное, поражающее воображение. Ни у одного другого русского живописца нет столько картин, посвященных высокогорным пейзажам.

О своей любви к горам неоднократно заявлял сам Николай Рерих. Картины художника лишь подтверждают этот факт.

Заключение

Николай Константинович Рерих - это не просто художник и исследователь, это настоящий гений своего времени. Его творчество и научные труды имеют огромное значение для культуры и истории не только России, но и всего мира в целом. Такой плодотворности в живописи, науке, писательской деятельности можно только позавидовать, а за его интереснейшей и насыщенной событиями жизнью очень увлекательно следить и сегодня.



Рассказать друзьям